Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, – прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

и «Бедный еврей»: Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:



Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивающие : развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  3. Воспитательные : воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

  1. Музыкальный центр.
  2. Фортепиано.
  3. М. П. Мусоргский. Прогулка.
  4. Плакат с музыкальными терминами.
  5. М. П. Мусоргский. Старый замок.
  6. «Песня рыцаря» (12 век).
  7. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье».
  8. Г. Гладков «Песня трубадура».

Словарь урока:

  • Сюита
  • М. П. Мусоргский
  • В. А. Гартман
  • Трубадур
  • Менестрель
  • Виола

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора ).

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;
  2. «Старый замок»;
  3. «Тюильрийский сад»;
  4. «Быдло»;
  5. «Балет невылупившихся птенцов»;
  6. «Два еврея – богатый и бедный»;
  7. «Лиможский рынок»;
  8. «Катакомбы»;
  9. «Избушка на курьих ножках»;
  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки ).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками ).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление ).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».

Разучивание «Песни трубадура».

Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, - прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской

Тема урока : М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель урока: Знакомство с музыкой из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» -

«Старый замок»

Задачи:

Уметь слышать исполняющие инструменты, определять и сравнивать характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности;

Назвать идею создания сюиты;

Воспитывать любовь к музыке Мусоргского;

Формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат : проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

На столах у учащихся : таблица эмоциональных состояний, тест-викторина, текст песни «Перемена мала», учебник музыки 4 класс, Е.Д.Критской.

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

Ход урока:

Звучит музыка П.Чайковского «Вариации на тему рококо» (4 кл. 5ч. № 2 диск)

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ся: П.И.Чайковский.

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

(Физминутка)

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

Мусоргского «Картинки с выставки». (портрет композитора)

С некоторыми из них мы уже знакомились.

Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске )

У-ся: «Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов».

Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

После каждой картинки звучит интермедия, которая называется «Прогулка», т.е. переход от одной картины к другой. Интермедия- это отстраненное произведение, не имеющее ничего общего с сюжетом.

«Прогулка» - слушание.

Композитор по-своему интерпретировал картинки художника. Например: У Гартмана на рисунке были изображены часы в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский в своей музыке решил показать избушку обитаемой. Он назвал эту картинку «Баба Яга».

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

«Старый замок» - слушание (диск 4 кл. 5ч. № 3)

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ся: Фортепиано.

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Итог урока:

Тест-викторина

  1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
  2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  3. Что такое сюита?
  4. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  5. Что такое интермедия?
  6. Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Учитель объявляет оценки за урок. Записывается домашнее задание.

У-ль: Урок заканчивается, скоро перемена. Давайте исполним песню.

«Перемена мала» - исполнение.

МОУ-сош с. Логиновка

Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок »

4 класс

учитель музыки Бойко Т.И.