Гала-концерт артистов Молодёжной оперной программы. Билеты на оперу «Сочинения П

Бетховенский зал Большого театра - особая сцена. Здесь можно услышать те произведения, которые не выносят на историческую и Новую сцены. И особенно этот зал любят участники Молодежной оперной программы театра. В этом году они подготовили для зрителей серию творческих вечеров, посвященных разным композиторам. Билеты на Сочинения П.И. Чайковского уже появились в продаже.

Музыка П.И. Чайковского - один из наших национальных символов. Кто не слышал «Пиковую даму» или «Евгения Онегина»? Арии из этих опер знают даже те, кто не интересуется классической музыкой. Но молодые артисты исполнят на концерте не только самые известные, но и редкие произведения, которые мало кому знакомы. Если вы хотите войти в число тех, кто услышит «неизвестного Чайковского», мы рекомендуем вам купить билеты концерт артистов Молодежной оперной программы.

Этот вечер - не единственное интересное мероприятие, которое ожидается осенью. Полная представлена на нашем сайте.

Наша компания предлагает билеты в Большой театр - на лучшие места и по самой выгодной стоимости. Интересуетесь, почему стоит приобрести билеты именно у нас?

  1. — У нас в наличии есть билеты абсолютно на все постановки театра. Какой бы грандиозный и знаменитый спектакль не проходил на сцене Большого театра, у нас всегда найдутся для вас лучшие билеты на спектакль, который вы пожелаете увидеть.
  2. — Продажа билетов в Большой театр у нас осуществляется по оптимальной стоимости! Только в нашей компании самые выгодные и приемлемые цены на билеты.
  3. — Мы своевременно доставим билеты в любое удобное для вас время и место.
  4. — У нас бесплатная доставка билетов по Москве!

Посетить Большой театр - мечта всех ценителей театрального мастерства, как российских, так и зарубежных. Именно поэтому купить билеты в Большой театр бывает непросто. Компания «BILETTORG» с удовольствием готова помочь вам приобрести по наиболее выгодной цене билеты на самые интересные и популярные шедевры оперного и классического балетного искусства.

Сделав заказ билетов в Большой театр, вы получаете возможность:

  • — отдохнуть душой и получить массу незабываемых эмоций;
  • — попасть в атмосферу непревзойденной красоты, танца и музыки;
  • — подарить себе и своим близким настоящий праздник.

Оркестр сидел на сцене, певцы действовали на просцениум - выровненной-заложенной оркестровой яме. И даже стояли кресла-столики, обозначались некоторые мизансцены, выносились-уносились стройными фрачными юношами из миманса канделябры. Очень ярко, удачно смотрелись туалеты всех девушек участниц, сменявшиеся в разных номерах (художник по подбору костюмов Елена Зайцева).

Стройно и корректно звучал оркестр Большого театра, чуть мягче в руках приглашённого маэстро Кристофера Мулдса, громче и раскованней у нашего Александра Сладковского.

Что удивило и даже расстроило вообще – все участники показались значительно сильнее в западноевропейском репертуаре. Русских арий было гораздо меньше, а замечаний к исполнению куда больше. Плюс организаторам – на мониторах по бокам транслировались титры перевода иностранных произведений на русский – культурный подстрочник, а не старый условный перевод, и русских арий – на английский язык.

Самое начало концерта вызвало скорее недоумение. Идея, что все молодые певцы утрированно робко, чуть не крадучись, вышли на сцену в бытовом, джинсово-маечном виде, неплоха. Но в качестве фона этой демонстрации – вот, мол, мы простые обычные ребята – звучала увертюра к «Идоменею» В.А. Моцарта. Глубина, почти космизм вечно свежей для восприятия музыки, а это был единственный чисто оркестровый номер и при том достойно звучавший, никак не соответствовали «толкотне» на сцене.

Но оказалось, «Идоменей» продолжился в исполнении Алины Яровой. И это, на мой взгляд, одна из нескольких репертуарных ошибок - непопаданий постановщиков. Очаровавшая ещё на прошлом, камерном вечере своей музыкально-сценической органикой, Алина Яровая в речитативе и арии Илии слишком была поглощена вокальными трудностями партии и серьёзностью переживаний героини – отчего в звучании появился горловой оттенок. Ощущение – исполнение преувеличенно взросло для такой прелестной девушки. Вот когда та же Яровая через несколько номеров вышла в дуэте из «Волшебной флейты» – это была жемчужина! Такая Папагена украсит хоть Вену, хоть Зальцбург, без натяжки.

Ожидаемо порадовал Павел Колгатин романсом Надира из «Искателей жемчуга» Бизе. Прекрасное владение пиано, музыкальная осмысленность каждого слова. Даже чуть-чуть с помарочкой взятая верхняя нота не испортила впечатление. Жаль, что не довелось оценить-сравнить певца в русском репертуаре.

Французскую страничку продолжила Венера Гимадиева с вальсом Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно. Ну что тут сказать – и Джульетта, и прозвучавшая в финале концерта сцена и ария Виолетты из «Травиаты» Верди –уже готовые сценические образы. Не возникло причин для критики – в рабочей программке только восклицательные знаки. Лишь бы всё сохранила молодая артистка, как есть – владение лёгким чистым сопрано, отточенную технику, пластику, совершенный итальянский. Наконец, то, о чём мы нередко ханжески стыдимся говорить: да на неё смотреть - эстетическое удовольствие, в Голливуде таких мало найдется!

Большинство номеров чередовались по контрасту музыкального материала, поэтому романтическую лёгкость Джульетты сменила барочная строгость – дуэт Корнелии и Секста из оперы Генделя «Юлий Цезарь». Его исполнили Надежда Карязина и Александра Кадурина, уже сложившийся дуэт. Удивительно, обе они объявлены меццо-сопрано, но насколько разнится природа голосов, прекрасно сливающихся в ансамбле.

Надежда Карязина – фактически контральто, редкий дар природы, почти мужская густота тембра в сочетании с высоким ростом и статью певицы сразу наводят на мысль о «мальчиковых» партиях Вани или Ратмира, на исполнительниц которых всегда дефицит. Пока у неё заметны интонационные проблемы, и меньше, чем у других участниц, сценического «куража», но всё это, пожалуй, преодолимо.

Александра Кадурина – лёгкое меццо, напротив, как раз из тех, кто берёт не самим голосом, а владением им. Показалось, что технические шероховатости, услышанные в феврале в камерной программе, ею успешно преодолены. И особенно впечатлила сцена с письмами Шарлотты из «Вертера» Массне, открывавшая второе отделение концерта. Вот – попадание в десятку! Тонкость фразировки, осмысленная пропетость каждого слова, драматический накал – всё это было в исполнении Кадуриной. А юность и совсем балетная худоба артистки усиливали подлинность героини Гёте.

То, что каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки – коварная вещь, знают все вокалисты. Но Ульяна Алексюк, исполнившая её, достаточна опытная артистка, уже занятая в репертуаре Большого театра. Хорошо начав, певица стала занижать интонацию уже на словах «...про любовь мою, о Днепре родном» - и так и профальшивила почти всю арию до финала. Кто не слышит этого – тому, может, и понравилось, у меня же вызвало неудобное ощущение борьбы с тональностью. И, о чудо, виртуознейший Полонез Филины из «Миньон» А.Тома та же Алексюк спела очень удачно, с блеском, лишь простительно мазнув пару фиоритур.

Тяжкой битвой с «невокальностью» Петра Ильича стала сцена Роберта и Водемона из «Иоланты» Чайковского. Мой зимний фаворит Алексей Лавров на сей раз явно форсировал красивейший свой баритон, и в запетой «Кто может сравниться с Матильдой моей» звучал жёстко и неинтересно. Потом он выходил только в ансамблях – подарил несколько пленительных фраз Графа в финале из «Свадьбы Фигаро»: возможно, в соло это был зажим от волнения.

Борис Рудак, бесспорно, труднейший, инструментально написанный романс Водемона преодолевал, мучительно страдая, почти не попадая в ноты. (В антракте услышала справедливое ворчание оркестрантов за фальшь именно на этого исполнителя). И тот же Рудак, чей голос сам по себе очень интересен, низковато начав арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини, хорошо прозвучал в середине, аккуратно взял пресловутое верхнее «до», но, словно испугавшись, не сделал привычную фермату на нём.

Добавил «дёгтя» в русскую часть программы Константин Шушаков. Замечательный Папагено – не только вокально, просто моцартовский типаж! Но при этом ария Елецкого из «Пиковой дамы» - как доложил, голые ноты, иногда сомнительные интонационно, неоправданно быстрый темп, ничего от благородного Князя!

Двое исполнителей выступили только во втором отделении, спев по единственной русской арии. Не слышанная мною ранее Оксана Волкова в арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского пыталась не только петь, но и быть настоящей воительницей-девой – чему способствует её яркая внешность. Но до конца ей поверить мешала невыровненность голоса и несколько заниженная интонация в репризе.

Единственный из участников бас - Григорий Шкарупа, преподнёс по нынешним временам почти раритет – арию Мельника из «Русалки» Даргомыжского. Когда-то популярная, эта опера сегодня несправедливо оказалась на периферии интересов певцов и постановщиков. Ах, как славно он начал жанровое «Уж то-то все вы, девки молодые…», но немного не выдержал сложную трёхчастную форму, к финалу стал явно уставать, просто допевал арию – и только.

Особо хочется отметить Светлану Касьян. Сложное чувство вызвало её выступление. Потенциал у этой молодой певицы огромный, голос – драгоценность, могучее драматическое сопрано, способное в дальнейшем на всё – вплоть до «кровавых» веристов и Вагнера. Парадоксальное сочетание с миниатюрной изящной фигурой и профилем египетской статуэтки, явный сценический темперамент. Но только побережней надо со всем этим! Пока оба её номера опять напомнили одёжку «на вырост». Ария Лизы из «Пиковой дамы» - трагическая исповедь у Канавки была исполнена низковато, скорее даже не по тональности, а по искусственно заглублённому звучанию голоса. «Ах, истомилась я горем…» - хотелось большего разлива, широты, а фразы шли по-ученически коротковатые. И уж совсем обескуражил выбор западной арии – Сцена Елизаветы у распятия из «Дон Карлоса» Верди. Лихо! Зрелые примадонны не часто решаются это петь в концертах. Объём и вокальная сложность здесь сочетаются с какой-то пророческой глубиной, даже надсюжетностью музыки. (напрашивающаяся смысловая аналогия – «Спит стрелецкое гнездо» у Шакловитого в «Хованщине»). При всей незапетости эта ария захватывает любого, слушающего её впервые. Да, оригинально обыграли проникновенное оркестровое вступление – Светлана Касьян появилась в луче прожектора в партере, царственно прошла, поднялась на сцену, опираясь на руку фрачного юноши, её пунцовое платье будило ассоциации с Марией Стюарт на эшафоте. Начала она совсем другим, чем в Лизе – более светлым резковатым звуком. И, в общем и целом, вокальный текст весь был озвучен грамотно. И только! Непривычно быстрый темп, некоторая отрывистость фразировки скорее ассоциировались с Леди Макбет того же Верди, а никак не с жертвенной страдалицей Елизаветой Валуа.

Каждое из отделений концерта завершали ансамбли. И если первый из них – супер-хит всех времен, знаменитейший секстет из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти показался исполненным несколько формально, то тщательно отделанный финал «Свадьбы Фигаро» Моцарта стал эффектным завершением вечера.

Несмотря на все критические замечания – оптимистическая ремарка. На выходе из зала запомнилась реплика молодого человека, обращённая к спутнице: «Всё хорошо, только ладони болят, хлопать устал». Вот чтоб всегда на спектаклях и концертах нынешних выпускников Молодёжной программы Большого театра у зрителей болели ладони!

Яркие голоса талантливых молодых исполнителей, лучшие произведения мировой классики – все это ждет зрителей на концерте артистов Молодежной оперной программы в Большом театре. Одаренную молодежь, только начинающую свою карьеру в искусстве, ждут прославленные сцены всех самых известных театров мира. Молодость и энергия певцов вместе с талантом и высочайшим профессионализмом педагогов подарят публике незабываемый вокальный вечер.

Лучшие мировые вокалисты, среди которых ведущие солисты почти всех известных театров – Евгений Нестеренко, Маквала Касрашвили, Лора Клейкомб (США), Дебора Йорк (Великобритания), Глориа Гуида Борели (Италия), передают своим молодым коллегам свое мастерство и опыт. Художественным руководителем Молодежной программы является Дмитрий Вдовин, которого по праву можно назвать одним из лучших педагогов по вокалу в России. Его ученики выступают в Большом театре, миланской «Ла Скала», «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гардена» в Лондоне, Парижской опере и на многих других знаменитых концертных площадках.

Поклонники классической музыки с большим удовольствием покупают билеты в Большой театр на концерт артистов Молодежной оперной программы, чтобы услышать голоса восходящих оперных звезд.

На сцене Большого театра – будущее мировой оперной сцены

В Большом театре всегда существовала группа стажеров, замечательным продолжением этой традиции стало создание в 2009 году Молодежной оперной программы. Каждый солист прошел сложный конкурсный отбор и получил возможность заниматься вокалом, актерским мастерством и многими другими дисциплинами у лучших российских и зарубежных педагогов. Целью этой программы является подготовка исполнителей в соответствии со стандартами мировой сцены и укрепление на ней позиций русской вокальной школы. Билеты на концерт артистов Молодежной оперной программы подарят своим обладателям встречу с талантливыми вокалистами из России и стран СНГ.

У солистов – участников программы свой гастрольный график, который охватывает почти все города России. На концерт артистов Молодежной оперной программы билеты пользуются большим спросом всегда, зрителям интересны встречи с новыми талантливыми певцами. Лучшие из лучших исполнителей выступят на большом музыкальном мероприятии, которое представит Большой театр - Концерт артистов Молодежной оперной программы, билеты на который есть в наличии. В программе концерта самые красивые арии и дуэты из всемирно известных опер.

Билеты в Большой театр на концерт артистов Молодежной оперной программы станут прекрасной возможностью познакомиться с будущими солистами мировой оперной сцены.

В Большом театре я была несколько раз до реконструкции, потом только на новой сцене. Конечно, хотелось самой посмотреть что же сделали с Большим, вокруг реконструкции разгорались нешуточные споры, но цены на билеты и сложность их покупки все время останавливали. Однако, в театр можно сходить просто на экскурсию!
При этом попасть на экскурсию совсем не сложно: посещения проводятся регулярно по вторникам, средам и пятницам. Большой театр - один из крупнейших театров в России и точно самый известный. Я думаю, что каждый хотя бы раз должен посетить его.
К реконструкции можно относиться по-разному, но чтобы ни говорили противники, необходимость в глобальном ремонте здания назрела давно. Пожары, войны, естественные разрушения - все это сказывалось на постройке. Так как здание несколько раз перестраивалось, реставраторы должны были выбрать какую-то одну версию здания и их выбор пал на вариант Альберта Каваса. Конечно, в ходе работ, пришлось чем-то пожертвовать, что-то изменить, но часто эти изменения продиктованы удобством и современными реалями. Например, сейчас на верхние этажи можно подниматься на лифте, а раньше исключительно все ножками топали.
В нижем фойе на полу метлахская плитка, которую практически полностью воссоздали. Кусочек оригинальной плитки тоже сохранился и он совсем не отличается от новой, только по потертости и количеству сколов и щербинок можно догадаться где оригинальная плитка, а где новодел.
После Бетховенского зала мы поднялись на 6 этаж, на галерку, и смогли посмотреть кусочек репетиции балета "Легенда о любви". Наверное, это была самая интересная часть экскурсии. Мы сидели минут 15, и всем не хотелось уходить, так бы и смотрели.
На минутку закрыли занавес и включили свет, и у нас появилась возможность сфотографировать зрительный зал и огромную люстру! На какие-то вещи не обращаешь внимания, кажется, что ничего не поменялось, однако даже люстра потребовала больших реставрационных работ, т.к. часть стеклянных элементов была утрачена.
Шикарный занавес также пришлось полностью обновлять. Вес этой красоты около 700 кг!
Мы редко смотрим под ноги, а даже если и кидаем взгляд, то вряд ли задумываемся о том, как на самом деле сложно сделать подобное покрытие. Например, в фойе зрительного зала мы можем увидеть венецианскую мозаику из 11 сортов мрамора (тоже полностью восстановленную)!
Главное фойе театра потребовало достаточно глобальных реставрационных работ. На потолке восстановили роспись в технике гризайль, которая позволяет создавать изображения, кажущиеся объемными. Над входом в императорскую ложу снова появились инициалы царя Николая II.
В хоровом и выставочном залах сейчас проходит выставка, посвященная опере "Евгений Онегин".
Всего в реконструкции приняло участие более 700 фирм! Например, эти вазы изготавливала итальянская фирма, экскурсовод рассказала, что как-то ей на экскурсии попалась итальянка, которая специально приехала в Россию посмотреть на эти вазы, т.к. именно ее фирма принимала участие в работах.
В финале экскурсии мы посетили Малое и Большое императорские фойе. Малое фойе сконструировано таким образом, что человек, находящийся в центре и говорящий не очень громко, все равно был бы услышан. Голос резонирует и создается необычный эффект, усиливающий звук, при этом стоит отойти из центра зала, как эффект исчезает и голос звучит обычно.
В большом императорском фойе сохранились подлинные шелковые панно 19 века. Во время советского периода все символы царской власти были уничтожены, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать первоначальный облик многих вещей. К сожалению, боюсь скоро мы не сможем любоваться этим убранством, так как ткань не долговечна и начинает разрушаться.
Двухчасовая экскурсия пролетела быстро. Жалко, что мы не смогли увидеть репетиционный зал и другие рабочие помещения театра. Возможно, это тема следующей экскурсии!

Яркие краски выверенных и отточенных репетициями постановок – это одно, другим оказалось побывать на экскурсии в Большом театре и попробовать уловить «магию» этого места.

На подходе к театру многих из нас застал дождь и долгожданные билеты, которые мы получили при входе, были вдвойне приятны – смена погоды настроя не испортила, а лишь усилила контраст впечатлений, и радушный прием нашего экскурсовода добавил ощущения от экскурсии.

Началось наше трехчасовое путешествие с Бетховенского зала, который расположен на минус первом этаже. Зал новый и спроектирован особенно: в нем проходят и концерты, и в тоже время он служит местом для проведения мероприятий, трансформируясь посредством современной театральной техники. Мы, счастливчики, заглянув в него, застали репетицию по вокалу (это только первую). Часто самое интересное - «кухня», заглянуть можно было ненадолго и тихо-тихо.

Ступенька за ступенькой мы шли по истории театра и по его тихим коридорам, просторным холлам, невероятно шикарным фойе и, конечно, думали увидеть историческую сцену. Много фактов экскурсовод рассказывала по ходу: на месте театра был когда-то театр Петровский, театр грел и восстанавливался, после недавней реконструкции, некогда деревянный фундамент укрепили, и здание теперь уходит под землю на семь (!) этажей, под сводом зала главной сцены расположена ее копия – для репетиций.

Яркое впечатление (и опять счастливчики) – безусловно, действие на главной исторической сцене, где репетировали отрывок из балета «Легенда о любви». Снимать было нельзя, хотя всматриваться и вслушиваться без использования медиадополнений еще лучше, не отвлекаешься.

Не обошлось, конечно же, и без легенд. Рассказывали, что в советские времена на постановки часто приходил сам «Отец народов», но в какой именно ложе он сидел никто не знал. И, говорят, что когда он бывал на постановках (хотя его никто и не видел в зале), атмосфера менялась, и воздух был «наэлектризован». Было-не было – не знаю, но легенда на то и легенда.)

В завершении экскурсии пересмотрела все афиши и костюмы к «Евгению Онегину» в музее театра. В финале прошли в Императорское фойе с сохранившимися с дореволюционных времен жаккардовыми алыми стенами. Конечно, это далеко не все, пересказывать детально не буду, лучше один раз услышать и увидеть самим!

«Гаснет в зале свет, и снова
Я смотрю на сцену отрешенно.
Рук волшебный всплеск - и словно
Замер целый мир завороженно...»
Оказывается, так бывает не только во время спектаклей, но и... во время репетиций в Большом театре) Познакомиться с главным театром страны, оказывается, можно и на экскурсии https://www.bolshoi.ru/about/excursions/ Я уже бывала на спектаклях в Большом театре после реконструкции, но экскурсия открыла для меня театр совсем с новой и неожиданной стороны. Вы знали, что после реконструкции главный театр страны стал в два раза больше? Или что главный зал представляет собой не что иное, как... скрипку из резонансной ели? Хотите побывать в фойе императорской ложи и насладиться там удивительными свойствами акустики? Знаете, что находится над потолком зрительного зала? Хотите разгадать загадку художника Титова, создававшего композицию «Аполлон и музы»? Тогда вам понравится эта экскурсия! Конечно, и в Большом есть свои недостатки - оперные певцы не любят его за акустику после реконструкции, там крайне неудобный для зрителей зал, и с некоторых кресел можно увидеть спектакль только стоя. А главный, на мой взгляд, недостаток - это строго именные билеты на спектакли, с невозможностью переписать их даже на родственников, при подтверждении родства. Это печально, и хотелось бы обратить внимание руководства театра, что противодействие перекупщикам за счёт невозможности пойти ребёнку вместо папы - не лучший путь. Да и возможность купить билеты на спектакль есть далеко не у всех (хочу донести мысль о продаже льготных билетов, хотя-бы для групп детей на дневные спектакли). А на экскурсии хотелось бы иметь возможность попасть на репетиционную сцену, и за кулисы, при отсутствии спектакля.
Но в целом в Большой театр стоит попасть обязательно! И на экскурсию, и на спектакль!

Экскурсия в Большой театр
Я три раза бывала здесь на спектаклях, но побывать на экскурсии и репетиции - это что-то из разряда фантастики. И с третьей попытки мне удалось попасть посреди буднего дня в Большой театр.
Рассказ начался из глубины веков - с 1776 года и Петровского театра, который располагался на этом месте. Название было связано с улицей, на которой он располагался. И в Большом театре, после реставрации есть напоминание о предыдущих постройках - задняя стена нового, Бетховенского зала.
Сам этот зал - конструктор, кресла можно убрать, стены сложить, и получается банкетный зал, где проходят торжественные мероприятия и банкеты-фуршеты.
Холл первого этажа, достаточно лаконично и просто оформленный. Но здесь сохранены интерьеры, которые были здесь и 150 лет назад.
Пол в большей части новый, но выполнен в той же технике, что и сохранившийся фрагмент, которому около 100 лет.
Как же хорошо бродить по коридорам, когда нет зрителей и можно спокойно изучать детали.
Но самая крутая часть внутри театра - это то, что повезло увидеть репетицию балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Пока на сцене устанавливались декорации, экскурсовод рассказала, на какие места стоит покупать билеты в Большой, чтобы было видно или хорошо слышно (если идти на оперу).
Люстра шикарная, отреставрированная историческая. Её установили в 1863 году. Тогда она была оборудована газовыми рожками. Затем люстру модернизировали - газовые лампы заменили электрическими лампочками.
Очень красивый холл находится на третьем этаже.
Здесь находится вход в царскую ложу, откуда открывается самый хороший вид на сцену. Над дверями - инициалы Н и А, мне нравится версия, что это в честь Николая II и его жены Александры.
Здесь проходит выставка, посвященная постановке «Евгений Онегин» - костюмы, фотографии, афиши.
В противоположной части - Малом императорском фойе - было наверно главное «вау», когда я столкнулась с акустическим эффектом - если встать в центре зала, то голос звучит гораздо громче, чем если от центра немного сместиться. А если встать в один из углов и сказать что-то в угол, то сказанное услышит только тот, кто будет стоять в противоположном углу (но это мы на практике не проверили).
Роскошный императорский зал, до реконструкции он назывался Бетховенским, а сейчас ему вернули историческое название.

Хотелось бы попасть в закулисье...

Ключевыми словами, вызвавшими у меня желание пойти на экскурсию в Большой театр, приглашение на которую было на сайте сообщества МОСКУЛЬТУРА были «и заглянуть туда, куда простому зрителю вход обычно бывает закрыт».
Я была уверена, что увижу в ходе этой экскурсии закулисье БТ, ан нет, экскурсовод не показала нам даже верхний репетиционный зал, расположенный над исторической сценой и полностью дублирующий ее, хотя моя подруга, ранее побывавшая на аналогичной экскурсии, там была.
Экскурсия называется «История и архитектура Большого театра» и я покривлю душой, если не скажу, что экскурсовод довольно-таки подробно и интересно рассказала нам и об истории Большого театра, и о реконструкции, проведенной уже в 21 веке, и об интересных архитектурных нюансах зрительного зала (свой рассказ экскурсовод лишь изредка сопровождала показом фото на смартфоне).
Но… в ходе экскурсии нам показали лишь нижнее фойе, минус первый этаж (Рахманиновский зал), верхнее фойе, включая зал, где сейчас проходит выставка «Евгений Оегин» и два императорских фойе, то есть провели нас по тем самым помещениям, в которые попадает зритель, купивший хоть однажды билет на Историческую сцену Большого театра.
Грустно… Экскурсия явно рассчитана на гостей столицы, не доставших билеты в Большой и готовых хоть одним глазком посмотреть, что же скрывается за массивными дверьми красивого здания с колоннами на Театральной площади.
При этом на самой Исторической сцене шла репетиция, на которую в течение 10-15 минут нам дозволено было посмотреть одним глазком с высоты 4-го яруса (балет «Легенда о любви»). Сам зал из-за репетиции мы видел только в полутьме и не смогли насладиться его роскошью и оценить в полной мере отделку сусальным золотом.
Экскурсовод так и не удосужилась ни завести нас в партер (хотя в репетиции балета в это время был 20-минутный перерыв и другие группы экскурсантов находились в это время в партере), ни показать (хотя бы со стороны) Императорскую ложу!!!
Но нет худа без добра!!!
Зато теперь я знаю, что пол в нижнем фойе выложен особой метлахской плиткой ручного прессования, причем часть ее – из 19 века (плитка для воссоздания полов была заказана на той же на фабрике Villeroy & Boch, где ее заказывали более ста лет назад).
Что далее в фойе партера зрители ступают уже по оригинальному каменному полу, сделанному в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры. (мастеров специально отправляли учиться в Италию).
Что с момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия Зал напоминает громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.
Что декор лож выполнен из папье-маше для улучшения акустики зала.
Что роспись на потолке зала «Апполон и музы» «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.
Что в Белое фойе в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. В ходе реконструкции его интерьер восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.
Что Большое Императорское фойе получило свое название вместе с Малым Императорским фойе в 1895 году по случаю будущей коронации Николая II. В советское время императорские монограммы и изображения корон заменили пятиконечными звездами, серпами и молотами. Само фойе стали использовать как зал для репетиций и камерных концертов. Реставраторы восстановили «монархический» декор и вернули лепнине утраченную позолоту. Вышитые панно, пострадавшие после химчистки в 1970-х, тщательно отреставрировали, восстановив утраченные фрагменты и символику конца XIX века.
Что Малое Императорское фойе имеет необыкновенную акустику, которая была специально сделана для Николая II, чтобы все собравшиеся могли слышать тихий голос императора (который должен стоять при этом где-то в центре зала). Если даже кто-то из присутствующих произнесет в этом зале фразу шепотом, все остальные непременно услышат сказанное.
Экскурсия длилась всего полтора часа, экскурсовод поведала нам много интересного, включая «ценную» информацию о том, где сидел Сталин во время посещения театра, а где – Путин.
И что в антракте ходить лучше в нижний буфет...
Подробнее о том, как попасть на экскурсию, можно узнать по ссылке https://www.bolshoi.ru/about/excursions/.