Мартос скульптуры. Иван Петрович Мартос

Мартос Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор, художник. Родился в Ичне (ныне Черниговская область, Украина) в 1754 в казачьей семье. Учился в петербургской Академии художеств (1764-1773). В качестве «пенсионера» Академии побывал в Риме (1774-1779), где копировал произведения античной пластики. Вернувшись в Россию, жил в Петербурге. О его творческой зрелости свидетельствуют надгробия, которые по праву считаются едва ли не лучшими образцами русского мемориального искусства нового времени. Варьируя композиции (в разнообразных сочетаниях аллегорий и эмблем печали и смерти либо аллегорий и портретов), Мартос создал в этом жанре образы, выразившие чувство светлой элегической грусти. Таковы надгробия (преимущественно мраморные) С.С.Волконской (1782, Третьяковская галерея), М. П. Собакиной (1782, Донской монастырь, Москва), П. А. Брюс (1786-1790, там же), Н. И. Панина (1788), Е. С. Куракиной (1792), Е. И. Гагариной (бронза, 1803, все - в Музее городской скульптуры, Петербург), Павлу I (1807, Павловск). Мастер исполнил также, преимущественно в 1800-е годы, немало монументально-декоративных работ (пластическое убранство «Зеленой столовой» Екатерининского дворца в Царском селе, Тронного зала Павловского дворца и др.; особого упоминания заслуживает рельеф Источение Моисеем воды в пустыне на аттике Казанского собора (известняк, 1804-1807), а также ряд садовых скульптур (Памятник родителям в Павловском парке, мрамор, после 1798; статуя Актеон для фонтанов Петергофа, золоченая бронза, 1801).

Известнейшим городским монументом Мартоса является знаменитый памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818). Монументальная поэтика гражданской доблести выражена здесь мощным языком жестов и поз двух главных героев; более скромные по масштабу рельефы на пьедестале (на лицевом рельефе среди нижегородцев, приносящих дары на алтарь отечества, художник изобразил и себя с двумя сыновьями) эмоционально дополняют основную тему. В композиционно-сюжетном отношении памятник увязан со своим историческим окружением (первоначально он стоял напротив кремлевской стены). Если надгробия Мартоса по-своему предромантичны, то здесь его классицизм выступает в кристально-чистом виде. Из поздних его работ наиболее значительны памятник губернатору Э. Ришелье в Одессе (1823-1828) - эффектно поставленный над спуском к морю, и памятник М.В. Ломоносову в Архангельске (1826-1829, установлен в 1832; все три работы - бронза, гранит). Большой вклад в искусство Мартос внес и как педагог, будучи профессором (с 1794) и ректором (с 1814) Академии художеств.

Коваленская Н. Мартос. М. - Л., 1938
Гофман И.Н. И.П.Мартос. Л., 1970
2001-2009 Онлайн Энциклопедия «Кругосвет».

Дата смерти: Гражданство: Учёба: Известные работы: Работы на Викискладе

Ива́н Петро́вич Ма́ртос ( - 5 (17) апреля ) - украинский и российский скульптор-монументалист.

Биография

Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в г., окончил курс в г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию , в качестве пенсионера Академии . В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса . Вернулся в Санкт-Петербург . в г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I , Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. и захоронен на Лазаревском кладбище

Произведения

Cемья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене , фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова , милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

  • Никита Иванович (1782 - 1813) - закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
  • Анастасия (Александра) Ивановна (1783 - ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.
  • Прасковья Ивановна (1785 - ?)
  • Алексей Иванович Мартос (1790 - 1842) - писатель, мемуарист.
  • Пётр Иванович (1794 - 1856)
  • Софья Ивановна (1798 - 1856) - замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
  • Вера Ивановна (180. - 18..) - замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 - 1851).
  • Любовь Ивановна (180. - 18.) - замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 - 1854).

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинка (1787/1788 - 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 - 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Пётру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 - 1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817 - 1819)

Примечания

Библиография

  • Коваленская Н. Н. Мартос (1752-1835) / Художник книги Н. Ю. Гитман. - М. - Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. - 140, с. - 5 000 экз. (в пер.)
  • Алпатов М. В. Иван Петрович Мартос, 1752-1835 / Обложка - гравюра на дереве М. Маторина .. - М. - Л.: Искусство, 1947. - 36, с. - (Массовая библиотека). - 15 000 экз. (обл.)
  • Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века. - М ., 1951.
  • Алпатов М. В. Мартос // Русское искусство XVIII века. - М ., 1958.
  • Иван Петрович Мартос: Альбом / Автор-составитель А. Каганович; Оформление художника В. Лазурского. - М .: Изогиз, 1960. - 52 с. - (Мастера русского искусства). - 10 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. - М .: Изд-во МГУ, 1962. - 374 с. - 10 250 экз. (в пер.)
  • Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика: К 400-летию русского книгопечания. - М .: Искусство, 1964. - 704 с. (в пер.)
  • Гофман И. М. Иван Петрович Мартос, 1754-1835. - Л. : Художник РСФСР , 1970. - 48 с. - (Народная библиотечка по искусству).
  • Тимофеева Н. В. Гражданину Минину и князю Пожарскому // Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. - М .: Московский рабочий, 1987.

Ссылки

  • Мартос Иван Петрович. Биография и творчество художника на Artonline.ru .
  • Мартос, Иван Петрович в библиотеке «Старатель»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1754 году
  • Родившиеся в Ичне
  • Родившиеся в Полтавской губернии
  • Умершие 17 апреля
  • Умершие в 1835 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Художники по алфавиту
  • Персоналии:Таганрог
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мартос, Иван Петрович" в других словарях:

    - (1754 1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773 79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80 х… … Художественная энциклопедия

    Мартос Иван Петрович - (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782; преподавал там же (1779—1835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор портретов и надгробий, в которых… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773‒79), где… … Большая советская энциклопедия

    - (1754 1835) российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние … Большой Энциклопедический словарь

МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ 1754, Ичня, Борзенский уезд Черниговской губернии - 1835, Санкт-Петербург. Отец Ичанский, Прилуцкого полка сотенный атаман, отставной корнет. Скульптор-монументалист. "Брокгауз и Ефрон": Мартос, Иван Петрович - знаменитый русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники Имп. акад. в первом году по ее учреждению (в 1761), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью и отправлен в Италию, в качестве пенсионера Акад. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Возвратился в СПб. в 1779 г. и тотчас же был определен преподавателем ваяния в Акад., а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами М. составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях. Умер в СПб., 5 апр. 1835 г. Простота и благородство стиля, правильность рисунка, отличная лепка форм человеческого тела, искусная укладка драпировок и добросовестное исполнение не только существенного, но и деталей - составляют отличительные черты произведений М., до некоторой степени напоминающих Канову, но не столь идеалистических и грациозных, как работы этого мастера; в композиции барельефов, особенно многосложных, он стоял наравне с первостепенными скульпторами новейшего времени. В ряду работ М., главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в СПб.; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", над одним из проездов в колоннаде этого храма; памятник вел. княг. Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска; монумент Минину и кн. Пожарскому, в Москве - самое важное из всех произведений художника (1804-18); колоссальная мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания; такой же бюст имп. Александра I, изваянный для СПб. биржевого зала; памятники имп. Александра I в Таганроге, герц. Ришелье в Одессе, кн. Потемкина в Херсоне, Ломоносова в Холмогорах; надгробные памятники Турчанинова и кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре, и статуя "Актеон", исполненная из бронзы для Петергофского сада и затем несколько раз повторенная художником.
Первая жена МАТРОНА (от первого брака два сына и четыре дочери), вторая - ЕВДОКИЯ (АВДОТЬЯ) АФАНАСЬЕВНА в девичестве СПИРИДОНОВА.
Дети от разных браков:

  • НИКИТА ок. 1782/7-1813, пенсионер Академии художеств во Франции и Риме,
  • АЛЕКСЕЙ 1790, Санкт-Петербург - 1842, Ставрополь. В 1822 в чине надворного советника определен в Енисейское губернское правление. В 1822-1826 жил в Красноярске. В 1827-1832 губернский прокурор в Новгородской губернии. В 1841 действительный статский советник. Сыновья: ВЯЧЕСЛАВ, СВЯТОСЛАВ,
  • ПЕТР 1794-1856,
  • АЛЕКСАНДРА ок. 1783,
  • ПРАСКОВЬЯ ок. 1785,
  • СОФЬЯ 1798-1856, по мужу,
  • ВЕРА по мужу,
  • ЛЮБОВЬ за архитектором МЕЛЬНИКОВЫМ.
  • ЕКАТЕРИНА по мужу,
  • Племянница ИУЛИАНИЯ по мужу.
    Брат РОМАН, у него сыновья: ИВАН (1760, Глухов - 1831, украинский историк и писатель); ФЕДОР (ок. 1775, статский советник).

    В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.

    После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.

    Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных, исполненные им вскоре после возвращения в Россию.

    Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.

    В 1782 году Мартос создает два замечательных надгробия - С.С. Волконской и М.П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия.

    Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.

    Как истинный творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые решения, в которых можно заметить определенную эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов.

    Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции.

    Лучшие дня

    До конца своих дней работал Мартос в мемориальной пластике, исполнив еще немало замечательных произведений, среди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и «Памятник родителям» в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних созданий скульптора.

    Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников.

    Крупнейшим событием русского искусства начала XIX столетия явилось создание Казанского собора в Петербурге. В осуществлении гениального замысла А.Н. Воронихина приняли участие многие известные русские художники - живописцы и скульпторы. Наиболее значительным по творческим результатам оказалось участие Мартоса. Огромный барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады собора.

    Превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.

    В 1805 году Мартос избирается почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». К моменту вступления в Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин.

    «Но гений Мартоса, - писал «Сын Отечества», - всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения». Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».

    Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.

    Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.

    Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.

    «Природа, повинуясь всевышнему и невзирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве, - писал современник Мартоса. - Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный его сосуд был Минин, так сказать русский плебей... Здесь он был первою действующей силой, а Пожарский был только орудием его Гения».

    Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

    Будучи уже старым человеком, Мартос не оставлял помыслов о создании новых, еще более совершенных произведений. О творческой активности мастера можно судить по отчету Академии 1821 года. В нем говорится о том, что скульптор исполнил аллегорическую фигуру в человеческий рост, изображающую Веру «с приличными атрибутами» для надгробия Алексеева, фигуру апостола Петра больше человеческого роста для надгробия Куракиной, большую барельефную композицию «Скульптура» для украшения новой парадной лестницы в здании Академии художеств и начал огромный бюст Александра I для здания Биржи.

    В эти годы своей жизни скульптор переживал большой творческий подъем. Одна крупная работа следовала за другой памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге, Потемкину в Херсоне, Ришелье в Одессе и другие.

    Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришелье в Одессе (1823 - 1828), выполненный в бронзе. Он был заказан городом с «целью почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края». Мартос изображает Ришелье в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним. Лаконичные, компактные формы, подчеркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.

    Мартос умер в 1835 году.

    Иван Петрович Мартос (1754 – 1835)

    Иван Петрович Мартос известен замечательным памятником на Красной площади в Москве – Минину и Пожарскому, поставленному в 1818 году в честь освобождения русских земель от польских войск в начале XVII века. Мы же обратимся к произведениям этого скульптора, выполненным ещё в рассматриваемую нами эпоху.

    Мартос прошёл курс обучения в Академии художеств, после чего уехал в Италию. Продолжил обучение в Риме. Его привлекли античные надгробные памятники, и он решил работать в этом направлении, тем более, что обращение к этому жанру соответствовало настроению общества. Вернувшись в Россию в 1782 году, Мартос приступил к работе над надгробиями.

    В нашем собрании представлены работы Мартоса – надгробные памятники – относящиеся, в основном, к началу 1790-х годов. К этому времени в русской, как и в европейской культуре, получили развитие новые идеи. Строгие законы классицизма, этической нормой которого было подчинение всех чувств человека разуму и преобладание государственных интересов над личными, сменились интересом к душевным движениям человека, к изображению любви к семейному очагу, памяти о близких. Это направление в искусстве и литературе получило название «сентиментализм», оно отражает взгляды французского писателя Жан-Жака Руссо, утверждавшего этическую ценность чистоты и непосредственности человеческих чувств. Именно чувство становится главной идеей изображения. Тема скульптурных произведений в это время – память о близких и родных людях – стала основной. В этом направлении и работал Мартос. Причём, сентиментальная тема оплакивания умерших включала фигуры так называемых «плакальщиц», выполненных, если внимательно посмотреть, в стиле классицизма. Они полны величия: строгие образы, обобщённые складки одеяний, скупые выразительные жесты – эти качества отличают работы Мартоса.

    Надгробие княгини Е. С. Куракиной

    Елена Степановна Куракина, урождённая княжна Апраксина (1735 – 1769). Дочь известного генерал-фельдмаршала Степана Фёдоровича Апраксина, участника победоносной Семилетней войны. На постаменте прямоугольной формы изображены два гения – это аллегорическое изображение сыновей княгини, оплакивающих смерть матери. Величественная фигура плакальщицы изображена над портретом умершей. Монументальность фигуры подчёркнута крупными, ниспадающими складками плаща. Фасадная точка зрения, аллегория, чёткие формы всех объёмов определяют классицистическое решение памятника.Хронос

    Турчанинов Алексей Фёдорович (1704 (5?) – 1787) – крупный уральский солепромышленник и горнозаводчик, обладатель колоссального состояния. Его настоящая фамилия – Васильев. Он был воспитанником, зятем и наследником солепромышленника М.Ф.Турчанинова, и принял его фамилию. За успешное сопротивление войскам Пугачёва был возведён Екатериной II во дворянство. А.Ф.Турчанинов был благотворителем и филантропом, открыл для своих рабочих школу, библиотеку, больницу и ботанический сад.

    Надгробие А.Ф.Турчанинова многофигурное, включающее портрет – мраморный бюст умершего и бронзовые фигуры Хроноса и «плакальщицы». Хронос (Крон по-гречески) – бог времени. Один из древнейших, доолимпийских богов. Отец Зевса. Мартос изобразил его крылатым, с книгой в руках. Это Книга жизни, в которой записаны деяния умершего. Хроноса в более поздние античные времена отождествляли с Сатурном.

    Плакальщица

    Надгробия работы Мартоса выполнены в стиле классицизма. Их объединяет строгая фронтальность, замкнутые чёткие силуэты, строгая обобщённость решения.

    Памятник великой княжне Александре Павловне

    Великая княжна Александра Павловна (1783 – 1801) – дочь великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, и великой княгини Марии Фёдоровны.