Презентация "Праздник Иван Купала на Руси" презентация к уроку (8 класс) на тему. Презентация по литературе.ГогольФольклорные мотивы в повестях Н.В

«Повесть «Портрет»» - Гиперссылка. Проценты. Портрет. Аукцион. Ростовщики. Герард Доу. Неудачная попытка. Проблема выбора. Советы отца художника. Отец художника. Деньги. Этимология слова «искусство». Товарищ Чарткова. Словарная статья. Проблема истинного искусства. Кабала. Явление Христа народу. Описание внешности ростовщика.

«Гоголь Вий» - Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н.В. «Вий»). Проблема исследования. Американский врач С.О. Мюге. Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Н.В. Гоголь. Может ли анализ литературного произведения стать источником информации для пробуждения интереса к изучению других наук.

«Повести Гоголя Шинель» - И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Выполнили работу: Самородов. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя.

«Цикл Петербургских повестей Гоголя» - Рождество Христово. Повесть «Портрет». Сюжетный план и композиция. Законченные новеллы. Формирование компетентности. Обсуждение плана работы. Личность с обществом. Антитеза. Петербург и Москва. Арап Петра Великого. Последний день Помпеи. Творческие задания. Петербургские повести. Живопись и иконопись в повести.

«Гоголь Нос» - Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос». Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.

«Создание комедии «Ревизор»» - Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. История создания пьесы. Артемий Филиппович Земляника. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Театр. Сценическая история комедии. Николай Васильевич Гоголь. Художник Ф.Моллер. Афиша. Ревизор. Царь на представлении комедии. Эпиграф к комедии. Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин.

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Поверья.

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы.

Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Посмотреть все слайды

Праздник Иван Купала на Руси

Иван Купала Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Иван Купала Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня.

Иван Купала В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Иван Купала В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Иван Купала На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.

Иван Купала В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Иван Купала В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

Иван Купала Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Иван Купала С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

Иван Купала Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Иван Купала

Праздник Иван Купала на Руси Презентацию подготовила Сироштанова Е.А., МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, 2014 год

Слайд 1

День Ивана Купалы.

7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы. Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала». «Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки». «- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...».

Слайд 25 из презентации «Народные праздники в произведениях» . Размер архива с презентацией 2796 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Функциональные стили и типы речи» - Стили речи. Повествование. Художественная литература. Описание. Сфера применения. Типы и стили речи. Научный стиль. Типы речи. Рассуждение. Разговорный стиль. Общественно-политическая жизнь. Языковые средства.

«Сказка «Царевна-лягушка»» - Условные. Литературный персонаж. НАПРАВЛЕНИЕ: Литературоведение. Василиса Премудрая. Бой с противником – в нашем случае бой с Кощеем Бессмертным. Сказки. Иван-царевич. Бытовые. Актуальность: Волшебный предмет – клубок. Заяц. Как природа влияет на внутреннее настроение героев? Теория. Актуальность. Волшебная сказка. Образы- персонажи. Младшего звали Иван – царевич. Методы: Руководитель проекта: Кабиденова А.К., учитель русского языка и литературы.

«История басни» - Крылов. Краткий рассказ. Выходит несколько сборников басен. Композиция. Сборник басен. Басни Эзопа. Ломоносов Михаил Васильевич. Народная фантазия. Лафонтен. Сборник индусов «Панчатантра». Отдельные попытки. Кантемир Антиох Дмитриевич. Животные персонажи. Дмитрий Иванович Хвостов. История басни. Иван Андреевич Крылов. Основоположник басен. Басня в России. Сергей Владимирович Михалков. Денис Иванович Фонвизин.

«Михалкову 100 лет» - Молодого поэта Сергея Михалкова в 1935 году приняли в Литературный институт. 100 лет Сергею Владимировичу Михалкову. Отец благосклонно относился к моим первым литературным опытам. Грани литературного таланта Сергея Михалкова многообразны. В 1936 году был выпущен первый поэтический сборник Сергея Михалкова. Человек духовно молод. Писать стихи я начал рано. Михалков выбирает лишь близких себе по духу поэтов.

«Кубанские писатели и поэты» - Закончил Краснодарский пединститут, работал в школе. Сергей Никанорович Хохлов. Иван Васильевич Беляков. Обойщиков Кронид Александрович. Родился в 1920 году в Ростовской области. Был ранен. Родился в 1925 году в Ростовской области, с 1932 года живёт на Кубани. Детские и школьные годы провёл на берегах Дона и Кубани. Кущевская земля... Награждён орденами и медалями. Родился в 1927 году в Краснодаре.

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» - Синквейн. Благовест. Осень. И. А. Бунин. Анализ стихотворения. А.К. Толстой. Приход весны. В. А. Жуковский. Мало одной жизни. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Чёрный бархатный шмель. Жаворонок. Анализ стихотворения «Благовест».