Психологическая игра «Катастрофа на воздушном шаре. Воздушный шар

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ" В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 14. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

Продолжительность игры: 35 - 40 минут. Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу. Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛ-ВО

1 Канат 50 м
2 Аптечка с медикаментами 5 кг
3 Компас гидравлический 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные 20 кг
5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
7 Конфеты разные 20 кг
8 Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
10 Палатка 10 - местная 20 кг
11 Баллон с кислородом 50 кг
12 Комплект географических карт 25 кг
13 Канистра с питьевой водой 20 л
14 Собака 5 кг
15 Лодка резиновая надувная 25 кг
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Штацкая Татьяна Николаевна

Сюжетно ролевая игра «Полет на воздушном шаре » .

Организационный момент : экспериментально исследовательская деятельность «Воздух повсюду »

Цели : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы : воздушные шарики , таз с водой, пустая пластмассовая тара-бутылка, листы бумаги.

Описание. Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе .

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух )

Вопросы : Что мы вдыхаем носом?

Что такое воздух ?

Для чего он нужен?

Можем ли мы его увидеть?

Где находится воздух ?

Как узнать, есть ли воздух вокруг ?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух » - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим , но он везде окружает нас. Мы можем почувствовать движения воздуха .

Воспитатель показывает детям пустую бутылку.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух ? (ответ детей ) .

Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки . Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом .

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом . (ответ детей ) Дети

надувают воздушные шарики . Чем мы заполняем шарики?

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

является пустым.

Сюрпризный момент – появление воздушных шаров (шары привязаны к спортивной стойке, что будет служить основой воздушного шара ).

Воспитатель : Ребята, сегодня Омар вместе со своей мамой, тетей Юлей, приготовили для нас сюрприз, принесли в детский сад воздушные шары (воспитатель выносит сюрприз) . Как вы думаете, в какую игру мы можем поиграть с этими шарами (ответ детей ) . Воспитатель подводит детей к сюжетно ролевой игре «Путешествие на воздушном шаре »


Сюжетно ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре »

Цели :

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом , и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.

Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа : Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» . Беседа о воздушном транспорте .

Оборудование : для изготовления корзины : стулья по количеству детей , гимнастические веревки или скакалки, мешки с песком. Атрибуты для сюжетных игр «Повар» , «Больница» , набор пилота - штурмана воздушного шара : компас, подзорная труба, рация…

Распределение ролей :

Прежде чем мы распределим с вами роли, давайте вспомним золотое правило «Будь внимателен к друзьям, прислушивайся к их советам и просьбам»

Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Скажите, что должен делать командир? (ответ детей )

Командир будет руководить строительством воздушного шара , показывать маршрут полета . Для этого ему нужны компас и подзорная труба.

Ребята, а вы знаете, как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. Для путешественников подзорная труба просто необходима. Кто у нас будет командиром? Дети выбирают командира, если заявят желания два ребенка, можно разрешить конфликт при помощи считалки … Воспитатель : Вручает командиру компас и подзорную трубу. Но командиру необходимы два помощника, кто хочет быть помощником?

Так же во время путешествия может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами) .

Нам нужны повара, чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду (кастрюлю, тарелки, ложки и чашки) .

Нам в полете обязательно пригодиться радист, который будет поддерживать связь с землей (воспитатель должен взять на себя эту роль, так как эта роль поможет ему руководить всей игрой, если вдруг ребенок проявит желание быть радистом, значит, воспитатель может стать помощником радиста)

Начнем готовиться к полету . Командир, из чего можно построить корзину воздушного шара , как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг? Давайте мы его построим из стульчиков корзину воздушного шара , всё свяжем веревками и отправимся в путешествие.


1 конфликтные ситуации :

Подготовили воздушный шар к полету , медики и повара приготовили атрибуты для своих профессий, воспитатель создаёт конфликтную ситуацию, при рассаживании в шаре не хватает одного места. Решение проблемы (ответ детей ) .


Все расселись и начался полет , во время полета :

Ребята, посмотрите, мы пролетаем над самой главной рекой нашего края. Река Кубань самая полноводная река, в ней обитает много рыб. А вы, каких рыб обитающих в реке Кубань знаете? (ответ детей )

Посмотрите вниз, а вы что видите? (ответ детей )

1 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает детям, что недавно прошел «смерч» над рекой Кубанью, сломан мост и большой волной на берег выбросило много рыб…

Воспитатель спрашивает детей , что дальше будут делать? (ответ детей )

Вы предлагаете приземлиться и помочь рыбкам, но мне так нравиться путешествовать на воздушном шаре , давайте мы дальше продолжим путешествие, а рыбкам пускай кто – то другой поможет (ответ детей ) .

Ребята принимают решение приземлиться и оказать помощь.

После приземления помощники командира – пилота проверяют техническое состояние воздушного шара , повара готовят обед, а командир с остальными путешественниками отправляется на оказание помощи пострадавшим…


Дети строят мост, переходят по мосту на другой берег реки и отпускают рыб в воду (бумажные макеты рыб, воспитатель индивидуально спрашивает у детей , как называется рыбка, которую ребенок выпускал в реку.




Закрепление знаний золотого правила «Если друг попал в беду, на помощь я к нему спешу»

Командир с путешественниками возвращается на поляну, где помощники сделали технический осмотр воздушного шара , повара приготовили обед. Медики проводят медицинский осмотр и оказывают первую медпомощь. Во время приема пищи (которую приготовили повара, воспитателю – радисту поступает 2 сообщение с земли…




2 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает ребятам о том, что поступило штормовое предупреждение и нужно поторопиться, отправляться дальше в путешествие…


Повара собирают посуду, медики заканчивают оказание медпомощи и все рассаживаются в корзине воздушного шара .



Во время полета идет обсуждение ландшафта над которым пролетают ребята…

Воспитатель нам пора с вами возвращение в детский сад, потому что

путешественники должны быть смелыми, сильными людьми и нас с вами ждет на занятие физической культурой Наталья Александровна (инструктор по физвоспитанию…

Игра заканчивается , но если позволят свободное место в группе , игра может продолжиться в любое свободное время по желанию детей .


Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.
Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения. Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Тренинг командообразованим

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений

А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)

№ п/п Содержание упаковок Вес
(объем)
1 2 3
1 Миски, кружки, ложки 4 кг
2 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 5 кг
3 Подборка полезных книг про все 9 кг
4 Консервы мясные 20 кг
5 Топоры, ножи, лопата 14 кг
6 Канистра с питьевой водой 20 л
7 Бинты, вата, перекись, зеленка 1,5 кг
8 Винтовка с запасом патронов 20 кг
9 Презервативы и какие-то лекарства 0,5 кг
10 Импортный шоколад 7 кг
11 Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки 0,4 кг
12 Очень большая собака 75 кг
13 Рыболовные снасти 0,6 кг
14 Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 1 кг
15 Теплая одежда и одеяла 50 кг
16 Соль, сахар, специи, набор поливитаминов 2 кг
17 Плетеный нейлоновый канат 150 м
18 Медицинский спирт 10 л

204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее - это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.

Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.

Тренинг командообразования

ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.

Методическая разработка

по проведению урока - игры

План занятия № 16

Тема : «Катастрофа на воздушном шаре»

Цели : формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, а также проверка полноты знаний студентов по модулю. Изучение процесса выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Тип урока : контрольно-учетный.

Метод : комбинированный с элементами игры.

Оборудование : карточки-домино, бумага, ручки, часы, музыкальное сопровождение.

Ход занятия :

    Организационный момент : а) отметка отсутствующих;

б) проверка готовности к уроку;

в) формирование команд.

    игра-«Домино» : каждой команде даются карточки-домино, которые складываются студентами на время и проверяются на правильность педагогом.

3. Игра «Катастрофа на воздушном шаре»

4. Подведение результата игры, обсуждение.

5. Подведение итогов :

Студент должен знать: основные понятия изученного модуля.

Студент должен уметь: пользоваться процессами выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии

6. Домашнее задание : Повторить основные понятия модуля.

Это традиционная групповая (командная) игра, выявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также то, насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные – вплоть до необходимости выжить…

Предложенный здесь вариант «Катастрофы» имеет несколько отличий от традиционного ее варианта, а именно:

    Игра сопряжена со следующей – «Необитаемый остров», что делает ее сценарно увлекательней;

    Несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей – он подработан под следующую игру «Необитаемый остров» и делает выбор более сложным и увлекательным.

Формирование команд

В «Катастрофу» можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже не целесообразно. Группу из 32 человек стоит разбить на 4 команды по 8 человек. Разбивка может осуществляться по любому принципу, но обычно формируются «идейно-тематические» группы по следующей процедуре:

Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-Сердечный-Сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? – выбрать этих Лидеров.

    Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.

Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые группы.

Вводная

Музыка, почувствовали друг друга.

Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, и мы отправляемся в романтическое путешествие, а конкретно – на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем, по крайней мере, неделю, а на самом деле – с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожает куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания…

    Закрыли глаза.

Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета… Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта – это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн – но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку – вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться – где-то минут через двадцать вы будете уже на твердой земле! Какие красивые приключения ожидают вас там!

Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это – гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары – и шипение.

    Открыли глаза. Лирика кончилась, далее сухой репортаж:

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись – долететь до земли, потому что внизу – начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова – где-то 20 минут. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?

    Теперь пусть все развернутся лицом к ведущему, чтобы команды расположились как развернутые лепестки.

Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима – неизвестно.

Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, семнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работать строго самостоятельно, никакие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 7 минут.

Список вещей, находящихся в корзине шара

Вес

1

2

3

Котелки, миски, кружки, ложки*

4 кг

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

5 кг

Подборка полезных книг про все

9 кг

Консервы мясные

20 кг

Топоры, ножи, лопата

14 кг

Канистра с питьевой водой

20 л

Бинты, вата, перекись, зеленка

1,5 кг

Винтовка с запасом патронов

20 кг

Самые разные лекарства

0,5 кг

Импортный шоколад

7 кг

Золото, бриллианты и яркие побрякушки

0,4 кг

Очень большая собака**

75 кг

Рыболовные снасти

0,6 кг

Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь

1 кг

Теплая одежда и одеяла

50 кг

Соль, сахар, специи, набор поливитаминов

2 кг

Плетеный нейлоновый канат

150 м

Медицинский спирт

10 л

* - Это, как и все последующие пункты, - пачка, комплект, и выбрасывать можно только или сразу весь пакет, или ничего.

** - Дайте комментарий: для кого-то это – Друг, а для кого-то – ходячая Консерва…

можно дать подсказку: необходимо ориентироваться одновременно на два момента: насколько данные вещи нужны для выживания – и сколько они весят. Есть вещи, нужные мало, но они легкие – и, если вы выкидываете их, вы выигрываете мало. А если вещи достаточно нужные, но очень тяжелые, и если вы выкидываете сейчас их, это поможет вам до Острова долететь. Думайте.

Индивидуальная работа

У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку, взять бланк и записать свое решение в первой из свободных колонок справа.

Работа 7 минут под музыкальное оформление: свист ветра. И приближающуюся грозу.

Инструктаж к командной работе

Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни – в шаре вся ваша команда, вся ваша семья, и кроме вашего мнения есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.

    Встаньте те, кто услышал: он может одним своим словом: «Не согласен!» заблокировать любое решение группы? (Встают все.) Спасибо, не забывайте это – сели.

Думать нужно хорошо, но тянуть время смысла нет: по прикидкам, у вас на принятие общего решения – 20 мин. Не уложились в 20 мин. – ваша команда падает в океан, и всех съедают голодные акулы. Договорились быстрее – славно, хорошо, у вас останется больше невыкинутых вещей. Условно можно договориться: каждая сэкономленная минута – это одна сохраненная вами вещь.

Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Делается это так. У каждого есть список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать модуль разности . То есть если по п.1 (Котелки, кружки…) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5-3=2). Если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы «три» (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе – Васино или Петино. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым – или кто лучше всех умеет убеждать других. Или кто самый упертый.

Теоретически очень сложно представить себе тактику, когда Вася может быстро «подмять» под себя всю группу. Он простор заявляет: «Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи нужно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое…» Вопрос: считать ли Васю гением общения?

    В реальности длинный разговор о «модуле разности» – это небольшая провокация и обманка. Мотив «утвердить свое мнение» (так сильно работающий в жизни) этим усиливается, и это главное, а будет ли время подсчитывать этот модуль – уже не так важно.

А теперь – прошу всех встать. Оставаясь в своем маленьком кругу, все повернитесь лицом наружу и закройте глаза. Останьтесь наедине сами с собой.

    И пусть будет тишина.

Решите, что сейчас вы будете делать, и как вы будете это делать. Что лично вы сумеете предпринять, чтобы ваша команда работала как единый организм, чтобы все было подчинено одной цели – найти оптимальное решение. Некоторые команды не начинают работать сразу – они какое-то время используют на то, чтобы настроиться на общую работу и договориться о каких-то общих правилах. Как захотите работать вы?

    Пауза.

За три минуты до окончания времени на работу начнется Музыка. Будьте к этому готовы. Можно работать, и желаю вам выжить!

Командная работа

20 минут командной работы. И пусть ведущий отмечает, за сколько конкретно времени было принято общегрупповое решение.

    Очень часто в группах идет энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит «останавливать ход времени» и вправлять мозги: «Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, бушующие волны легко перевернут вашу корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина… Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? …Время включается снова! Работаем!»

Соответственно тому, насколько быстро семья выработала общее решение, ей объявляется, сколько у нее теперь остается вещей. Обсуждение длилось 19 минут – осталась одна вещь, 18 минут – 2 вещи, и т.д. – одна выигранная минута стоит одной сбереженной вещи.

    Пусть ведущий не совершает ошибки и не сообщает эту конкретику раньше времени, иначе умные люди в командах ранжируют только самые нужные вещи, а другие – пропускают. А самые-самые умные заявляют, что времени на обсуждение они вообще тратить не будут, а будут выкидывать вещи согласно порядковому номеру в листке, поэтому они задачу решили сразу, и поэтому у них остается все…

    Кто уложился до 20 минут, пусть обсудят тему «Моя роль в обсуждении», тему «Что я дал группе?». Может быть, это будет похоже на Психологический Портрет каждого участника обсуждения.

За три минуты – Музыка. После этого: Время! Прошу всех встать! Я поздравляю вас с тем, что вы все остались живы. Аплодисменты! Но будете ли вы рады той жизни, которая вас ждет? У вас осталось вещей: (…)

    Тут стоит разобраться и побить того лидера, чья команда закончила обсуждение последней и осталась практически без вещей.

Какое слово вас топило больше всего? Это было слово: «Нет!» Да или нет? (Да!) А какое слово вас спасало? Слово: «Да!»

Бывалые туристы

Игра, в основном, сыграна, то есть пришел этап обсуждения. Если этот этап пропустить, то для участников все происходящее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.

Спасибо, все сели в своих командах в тесный круг.

    Вариант: все садятся в один общий круг, а каждая команда – его лепесток.

А теперь каждый поднимает руку к плечу, палец в небо – и думает вот на какой предмет. Среди вас, очевидно, есть люди более опытные, люди знающие, что на самом деле надо выбирать в подобных ситуациях. Возможно, это бывалые Туристы. Сейчас, по моей команде, вы покажете на какого-то человека в группе, включая себя, который, на ваш взгляд, проявил большую мудрость в выборе необходимых вещей.

Менеджеры отношений

А сейчас еще раз руку к плечу, но теперь вы покажете на того человека в группе, который в наибольшей степени способствовал успеху обще группового обсуждения. Был наилучшим Менеджером Отношений. Помог найти общий язык, стратегию, создал нужный настрой. Тот, кто лучше всех работал на команду в целом.

    - И – раз! (…) Встали те, кто получил наибольшее количество выборов! – Аплодисменты им!

Вопросы этим Менеджерам: «Были ли в обсуждении трудные моменты, какова была атмосфера в группе в эти моменты? Кого бы вы хотели поблагодарить, а кто обсуждению мешал?» Короткие доклады, и, как правило, называют виновников.

Моя неправота и ошибки

Виновники выходят к Барьеру и имеют 1-2 минуты, чтобы высказаться на тему: «Моя неправота и мои ошибки».

Кто готов говорить первым? Вторым? Третьим? Четвертым? Группа оценивает, насколько они оказываются способными выполнить это задание.

    Как правило, их позиция: «Я тут ни при чем, виноваты такие-то обстоятельства или такие-то люди». Например, было не то настроение, или была дана неполная информация, или была неправильная группа, или что-то еще. Его личная ответственность – отсутствует, он ни в чем не виноват. Как к этому отнестись? Это можно – подчеркнуть, чтобы услышали именно этот момент – все. Над этим можно по-доброму посмеяться, а можно и жарко взгреть – по обстоятельствам.

    Еще вариант: на это задание вызвать человека сильного и толкового, который сможет свободно и ответственно признать свои ошибки, - любопытно, что чем умнее человек, тем он легче и чаще видит и признает свои ошибки. На таком примере хорошо показать, как правильно – ответственно и светло – можно относиться к своим ошибкам, не ругая, а любя себя: «Я совершаю и могу совершать ошибки, но я все равно себя люблю!»

Предположим, или ответственность своей жизнью

Этот фрагмент игры ставит очень жесткие вопросы, и, если группа в таком режиме работать не может, эту часть игры следует пропустить. Чтобы не было ненужной агрессии и непродуктивных нервных срывов.

Команды собираются в свои микрогруппы, и ведущий, в каждую микрогруппу раздает листки со следующей задачей:

Предположим, что:

    Выкидывание вещей в аварийной ситуации дает возможность долететь до острова, но после падения на необитаемый остров без многих необходимых вещей и на неопределенно долгий срок вероятность выжить для вас невелика. Конкретно – 1 шанс из 10.

    Попадание на необитаемый остров со всеми необходимыми вещами повышает вероятность выживания. Конкретно – 9 шансов из 10.

    Спасти все необходимые вещи можно тем, что вы теряете одного человека (он выпрыгивает из шара и гибнет).

Какое вы при этих предположениях примете решение: выкидывать вещи обычным порядком или потерять человека и сохранить вещи для выживания остальных?

Обсуждение.

    Если обсуждение оказывается сложным и логика не доходит, можно посмотреть последствия того или иного решения опытным путем: бросить монетку десять раз и узнать, сколько людей погибло в этот раз. И из-за кого.

Следующий вопрос: Решите, кому разумнее всего выпрыгнуть из шара? Почему?

Обсуждение.

И вопрос последний. Если в вашем шаре народ нерешительный, все боятся принять на себя ответственность и сказать «Кому-то из нас нужно покинуть шар!», как вы отнесетесь к тому, что кто-то из вас:

    Выпрыгнет из шара сам?

    Выкинет того, кого сочтет правильным?

Обсуждение.

    Это обсуждение, как правило, порождает много трудных чувств, и едва ли правильно стараться, чтобы все быстро пришли к каким-то однозначным и общим решениям. С другой стороны, додумывать ситуацию до конца – полезно, и если кто-то испытывает в этом серьезные проблемы, ему стоит дать задание написать свои размышления дома. Когда запал группового спора проходит, и человек имеет возможность подумать над своей позицией, она обычно оказывается более взвешенной.

Вариант «В плену у дикарей»

Этот этюд можно запустить так: все собрались в микрогруппах своих воздушных шаров, и по итогам прошедшей игры каждому предлагается показать на кого-либо, в отношении которого у него возникало желание, чтобы он в обсуждении не мешал.

    Как правило, показывают на кого-либо – все. Во многих группах студентов это даже не просто желание, это прямые и открытые призывы, звучавшие в игре: «Давайте выбросим его, чтобы не спорил!»

Развернулись в общий круг, обсуждение.

Вопрос: «Кем был, каким виделся вам человек, в отношении которого у вас возникали такие желания?» – Помеха, противник. Но если по отношению к противнику в ситуации обсуждения, дискуссии у вас было только желание выкинуть его из обсуждения, то какие желания будут к противнику в ситуации реальной опасности? Вы – перед лицом смерти, вы хотите спасти себя и своих друзей, но на пути у вас помеха и противник? Желание? Помеху и противника – уничтожить!

Большинство соглашается, что цивилизованное «желание, чтобы человек в обсуждении не мешал» в ситуации реальной опасности превращается в «желание стереть врага с лица земли»…

    К сожалению, это реалистично.

Вводная к основному заданию:

Итак, вы удачно приземлились на остров, все живы и здоровы. Но вдруг вас окружили местные островитяне, отобрали оружие и посадили всех в глубокую земляную яму, установив надежную охрану. И Вождь племени сказал:

Чужаки, вам будет дарована жизнь, вам будут предоставлены все права, какие имеет любой из нас, но вы должны выполнить одно условие. Вам нужно выбрать одного из своих товарищей, кого вы добровольно отдадите нам на рассвете, чтобы он стал жертвенным приношением нашим богам. Отдадите добровольно одного – все остальные будут жить, построим им жилище, мужчинам дадим женщин, женщинам – мужчин, будут иметь право голоса наравне с нами и т.д. Не отдадите – умрете все!

Дается время на решение, и каждая микрогруппа в своем кругу решает этот драматический вопрос. Естественно, каждая группа отдавать никого не хочет, и люди горячо обсуждают различные варианты: ищут добровольцев, мечут жребий, предлагают побег и др.

Это обсуждение всегда можно прервать неожиданным образом, дав новую реплику со стороны Вождя племени:

Мы вас отпустим с Богом, если вы объясните, почему вы сейчас защищаете всех, а полчаса назад сами хотели от кого-то из своих избавиться?

Обсуждение уже этого вопроса в общем кругу дает возможность задуматься об ответственности за наши импульсивные реакции и о том, почему человека, думающего по-другому, мы так легко воспринимаем как помеху и противника.

Приложение 1

Домино” по теме “Виды, средства и структура общения”.

Отзывчивость –

готовность отозваться на чужие нужды.

Чуткость –

отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Заботливость –

мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

Тактичность –

чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Доброжелательность –

желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Искренность –

выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Сочувствие –

отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

Обязательность –

верность слову, долгу, обещанию.

Откровенность –

открытость, доступность для людей.

Вербальное общение –

это общение с помощью речи.

Контактное общение –

это общение с помощью личных контактов людей.

Невербальное общение

это общение с помощью жестов, мимики, позы, движения человека, его походки, взгляда и т.д.

Межличностное общение –

это общение между двумя индивидами.

Официальное общение –

это общение, происходящее в рамках социально организованных встреч.

Групповое общение –

это общение между организованными группами людей.

Неофициальное общение –

это общение по личной инициативе.

Установочное общение –

общение с целью знакомства и налаживания отношений.

Дисконтактное общение –

общение с помощью средств массовой информации.

Информационное –

общение с целью обмена информацией.

Приложение 2: продолжение (2часть)

Тема «Необитаемый остров»

При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:

    Продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии;

    Выявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);

    Наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что – рождено требованиями самой жизни;

    Познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.

Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры «Катастрофа на воздушном шаре». Что касается численности игроков, то оптимальный состав группы (команды) от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).

Вводная

Стоим в общем кругу. Вводная: В прошлый раз у вас было трудное путешествие на воздушном шаре.

    Дождь, гроза, удар молнии.

И с некоторыми потерями вы все-таки долетели до Острова. Должен сообщить вам, что этот остров – действительно Необитаемый.

Музыкальный фон: крики обезьян и рев льва.

Что это для вас: Ура или Увы? – реагируем аплодисментами (если Ура!) и топотом (если Увы). (Топот и аплодисменты). В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Что будет через 20 лет, неизвестно. (Ура? Увы?)

    Если не у всех Ура… А какое чувство вы хотели бы иметь? Ура? Так давайте его делать! Ура, общие аплодисменты! Все ситуации делятся на две группы: классные и интересные. У вас так?

Все встали в общий круг правильно : мальчики-девочки. Сейчас общие свободные встречи, где каждый может встретиться с каждым и каждой и выразить свои чувства по поводу начала долгой жизни на необитаемом острове. Пожалуйста!

    Музыка, встречи.

Острова: личный выбор

Стоим в общем кругу. Даю 1 минуту, чтобы в четырех углах встали четыре круга по 11 стульев, а все снова встали вокруг них в один общий круг! (…)

Количество кругов, в зависимости от числа участников группы, может меняться.

Это будут ваши Острова, по номерам 1, 2, 3 и 4 (указать). Острова неравноценны. Лучше всех пригоден для выживания – Остров № 1, райский: на нем богатый животный и растительный мир, мягкий теплый климат, зимы практически нет. Общиной на таком острове жить легче, но реалистично выживать и в одиночку. На Острове № 2 тоже богатый животный и растительный мир, но много ядовитый растений и хищников, и бывают пусть недолгие, но холодные зимы. В одиночку выживать – рискованно. Третий Остров – так себе, а хуже всех – Остров № 4, адский: бедная растительность, хищники и змеи, холодные ветра, суровые зимы, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Соответственно, в одиночку выживать практически нереально.

Каждый остров привлекателен по-своему, и на каждый будет кто-то стремиться. И куда-то – будете стремиться вы. Куда?

Заселение островов

Задание: каждый пусть отвернется лицом наружу и подумает, на каком острове он выбрал бы жить. Подумали, выбрали. Но – почему выбрали? Зачем выбрали? Подумали, разобрались.

Под звуки «Жизнь Джунглей».

Чтобы реализовать свой выбор, вы, когда я скажу, выйдете из комнаты, и за дверью сделаете уже свой свободный выбор. А именно, выйдя за дверь, вы собираете себе команду и решаете, на каком Острове вы будете жить. За дверью вы можете переговариваться только с членами своей команды и нельзя вести переговоры с другими. Как определились, заходите снова в комнату и садитесь. Или не садитесь, а становитесь возле соответствующих стульев. Что это значит? Если вы стоите, вы тем самым говорите: «Готовы к переговорам», если вы сели: «Мы решение приняли, переговоры уже бесполезны». Поэтому, кстати, если вы зашли в комнату, вы можете столкнуться с тем, что ваш остров уже кем-то занят.

Продумали свое решение. Итак…

Действия и заселение Островов.

    Под музыку

    Мотивы

Вы сели так, как вы сели. Это факт, но в нем надо разобраться. Какие могут быть мотивы выборов в данной ситуации, кто как полагает? И не важно, умные они или нет, добрые или нет, какие они могли быть самые реальные?

    Высказывания, обобщение:

Рассаживаться можно, заботясь о себе, а можно – заботясь о справедливости. Обо всех. Но – заботиться о себе как? Но – заботиться обо всех по какому принципу справедливости?

Заботиться можно по разному:

    Где я больше отдохну? (иду в Рай),

    Где я больше научусь? (иду в Ад),

    Где я больше развлекусь? (в зависимости от любимых развлечений – то ли в Ад пощекотать себя острыми ощущениями и поиграть со смертью, то ли в рай побалдеть).

Заботиться обо всей также можно по-разному. Сядьте по принципу:

Сильных туда, где трудно (Ад), Слабым – где легче (Рай), но может быть, дать им помощника.

В Рай идут те, кто это заработал (Сильные и достойные), в Ад - лентяи.

    На этой пересадке можно и остановиться, она и останется в игре. Но обратить внимание на демографический состав: если в результате их перемещений где-то много мужчин без девушек, а рядом много девушек без мужчин – о чем они думали?! И быстро скорректировать.

Одна из разумных установок: все ситуации делятся только на две разновидности: на Приятные и Полезные. Или вы попали на классный остров, где можно отдохнуть и расслабиться, или вы попали на трудный остров, где можно многому важному научиться. И то и другое хорошо по-своему, и с этой точки зрения плохих ситуаций – нет.

    Обратить внимание на демографический состав: если в результате их перемещений где-то много мужчин без девушек, а рядом много девушек без мужчин – о чем они думали?! И быстро скорректировать.

Танец дикарей

Чтобы на Необитаемом острове выжить, нужно быть физически бодрым и здоровым, как дикари. И таким же физически раскованным. Соответственно, сейчас мы устраиваем путешествие по Острову. Насколько бодро вы сумеете станцевать под предложенную вам музыку, настолько велик ваш физический потенциал, ваша возможность выжить.

По итогам танца мы выделим самых Дикарей и самых Слабаков.

Музыка «Дикарский танец» (Pin -Occio ).

Знакомство с островом

Природные особенности вашего острова вы представляете, конкретную карту острова вы тоже получите. У вас есть какие-то вещи: по количеству – соответственно успеху вашего полета на воздушном шаре плюс зажигалка с запасом жидкого газа. А как вы будете строить свою ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь? Вам будут даваться вопросы, трудные ситуации, вы их обсуждаете и докладываете. Время на обсуждение – как только, так сразу, то есть пока какая-то команда не скажет, что все решено, плюс 2 минуты всем остальным.

Задание

Коротко ознакомьтесь с картой Острова. Где вы будете ночевать первое время? А как собираетесь жить потом? С обратной стороны карты нарисуйте план своего будущего жилища.

На острове есть поля мака и конопли, уничтожить их невозможно, соответственно, есть угроза наркомании. Поставите ли вы жесткий запрет на свободные экскурсии в эту сторону?

    6-10 минут обсуждения под EI Condor Pasa .

Доклады, короткое обсуждение. Если где-то говорят о запрете, встает вопрос о свободе личности. Если где-то решают, что у них не будет вообще никаких запретов, ведущий может сыграть свободного человека, который решил запретить всем остальным ходить на маковые поля («Кто туда пойдет – ноги переломаю!»).

Ваши действия в отношении такого свободного человека?

    Высказывания, обоснование.

В связи с этим более общий вопрос:

Община или свобода?

Вы за Общину или Кооперацию Свободных Индивидуальностей?

Разница между ними такая:

В Общине нет отдельной личной жизни, жизнь каждого работает на жизнь Общины. В личной собственности только то, что не представляет общественной ценности, а все, что ей ценно и нужно, Община имеет право у вас всегда отобрать.

    Может и не отобрать – но право имеет.

Не нравится в Общине и захотите выйти – ни на что права не имеете, все есть собственность только Общины. Топор вам могут дать, а могут и нет: и самим нужно, и чтобы не поощрять недовольные выходки.

Если так решит Община, все будут вставать рано и работать много, и твое личное несогласие может никого не волновать – ты, как член Общины, это делать просто обязан. Но ты заболел – о тебе позаботятся обязательно. Потому что ты – член Общины.

Правила, принятые в Общине, все обязательны для всех, а не когда тебе хочется, и за нарушение их ты можешь быть по закону наказан. Тебе могут разрешить исключение из правил, но тебе надо об этом договориться. А не договорился – будешь как все.

Другой режим жизни – Кооперация Свободных Индивидуальностей. Каждый живет сам по себе, захотели – объединились, захотели – свое забрали и разошлись. Никто никому ничего не должен. Ваше у вас никто не отберет, но никто и не обязан о вас заботиться. Хотите – работаете, хотите – халявите, за все отвечаете только перед самим собой. Правила общие для всех только те, о которых все договорились. А не договорились – каждый живет по своим правилам.

    Обсуждение 10 мин.

Мнение ведущего

Община общине рознь. Община изначальная (Община № 1), община из-за необходимости выживать – держится на принуждении, но это оправданно, потому что люди разные, а выжить нужно всем.

    Мы защищаем крепость, а один из нас, свободный человек, решил, что лучше крепость сдать – и откроет ворота. Так?

Если обстоятельства становятся чуть полегче и выжить может каждый отдельно, то все мало-мальски думающие из такой общины быстрее бегут на волю. На воле – отдышались, пришли в себя, организовали Кооперативы Свободных Индивидуальностей и живут каждый сам по себе, как-то взаимодействуя. Но постепенно самые умные из свободных начинают думать снова: мы все разные, но это значит, что среди нас есть те, которым я могу доверять так же, как себе, которые ищут то же, что и я, с которыми мне лучше быть действительно вместе, а не только рядом. И у кого-то с кем-то начинает формироваться Община свободного союза (Община № 2), основанная уже не на принуждении, а на свободном и радостном выборе. Я хочу быть вместе с этими людьми, потому что это лучше мне и это лучше им.

    Община – это более экономически выгодная форма жизни, но с мудрым руководителем и близкими тебе людьми это радость, а с дураком сверху и чужими людьми рядом – это тюрьма.

Если вы не доверяете друг другу, вы выберете Общину № 1 (когда тяжко) или Кооперацию Свободных Индивидуальностей (когда полегче). Если вы верите друг другу, вы будете строить Общину № 2.

Есть ли аналогии этому – в семейной жизни?

    Коротко – мнения из круга. Семья на страхе и дисциплине. Семья на независимости каждого. Семья как союз верящих друг в друга людей.

Пожелания друг другу

Все сели в тесные круги, взялись за руки. Сегодня мы будем жить на Необитаемом острове и как-то выживать.

    Музыка. Dolphin .

Посмотрите на людей, которые вас окружают. Чего вы ожидаете от них? Кто будет для вас – радостью, а кто – нагрузкой? Как вы думаете, как у вас сегодня сложатся отношения с этими людьми? Кто вас здесь ценит? Кто будет использовать? С кем у вас возможны конфликты? Как вы чувствуете, сможет ли ваша команда быть цельной и дружной? Что готовы для этого дать вы? Какие у вас есть обращения и пожелания к вашей команде в целом и к кому-то конкретно?

    2 минуты пожеланий.

Вижу пьяницу

Представьте, что люди вокруг вас выпили: какими они стали? Указывайте руками, как вы думаете, кто пьянеет легко? А кто держится долго? Как вы думаете, кто сейчас не пьет совсем? У кого лицо от алкоголя расслабляется, краснеет? А у кого поджимается и бледнеет? Кто от выпитого быстро засыпает? Кто становится очень раскрепощенным? У кого раскрепощенность переходит в буйное веселье? Буйную агрессию? А кто опускается в депрессию?

Конкретно: на острове растет конопля и мак. Допускаете ли вы, что один из вас может стать наркоманом? Кто?

    Указывают.

Крайние меры

Ведущий дает следующее задание (можно зачитать и коротко пояснить):

Так случилось – один из вас увлекся (или одна из вас увлеклась) травкой. Вы этого долго не замечали, а когда обнаружили, уже поздно: человек потерял человеческий облик и совесть, не работает, когда не кормят – ворует, и есть опасность, что приохотит к маку других. Прогоняли – приходит и мстит. Тюрьма – хлопотно и дорого. Сослать н6а соседний островок – погибнет от голода. Что решите?

Так случилось, что один из ваших мужчин вошел в серьезные разногласия с Общиной и отделился, решив проблему топоров и прочего просто тем, что стащил все, что ему нужно. К сожалению, дальше дело пошло еще хуже, конфликт разросся до микровойны, был уже поджог и попытка изнасилования. Что решите?

    Может ли ваша Община принять решение, что кого-то можно (или надо) убить? Кто это сделает?

Очень живое и трудное обсуждение где-то минут 15-20.

    Можно под звуки Джунглей.

Оно может идти бесконечно, поэтому, скорее всего, ведущему его стоит прервать и переключить группу – нет, пока не на доклады по итогам, а на

Агрессоры, абстрактные гуманисты и гармонисты

Собрались амфитеатром, слово ведущего:

    Очень хорошо, если Основные Понятия ведущий крупно пишет на доске или ватмане.

По способам решения проблем люди делятся на две крайности – на Агрессоров и Абстрактных Гуманистов. Первые чуть что – за винтовку, вторые винтовки в руки не берут вообще или берут слишком поздно. И те и другие – не правы. Мудрость Гармониста – посередине.

Кто, зная свои особенности, встанет – для него бывает характерно поведение Агрессора? (…) Кто бывает Абстрактным Гуманистом? (кстати, бывают те же люди). А кто, как правило, Мудрый Гармонист?

Страусы, провокаторы проблем и позитивные реалисты

Есть и другие различия между людьми в отношении к трудностям и конфликтам.

Некоторые люди боятся проблем, конфликтов – и убегают от них. Их ставишь перед возможной проблемой, а они ее не решают, заявляя: «У нас, в нашей жизни, в нашей Общине, такого никогда не будет!» откуда такая уверенность?.. Такой человек – СТРАУС, который прячет голову в песок. Есть и другие люди. Они тоже боятся проблем и конфликтов, но выражается это в том, что они только их и видят, только ими и занимаются. Они готовы в каждом члене своей Общины увидеть источник проблем и заранее настроены именно на Худшее.

    У него во взгляде сквозит: «Ты окажешься стервой!» – и Женщина действительно начинает ощущать себя стервой…

Такой человек – ПРОВОКАТОР ПРОБЛЕМ. Кто в себе знает черты Страуса? Провокатора проблем?

А как правильно?

    Пусть аудитория задумается. Может быть, кто-то даст толковые ответы.

А должна быть – готовность к Худшему, но жизнь в ощущении Лучшего. Любую проблему великолепно видеть заранее, чтобы она просчитывалась без труда, и даже если нет ее хорошего решения, чтобы было просто понятно, что мы сделать можем, а что – нет. Но жить при этом, будучи уверенным, что люди вокруг тебя будут такими же порядочными, как и ты сам.

Будьте готовы к Худшему,

Но живите в ощущении Лучшего.

Кто поднимет руки, заявляя, что он, как правило, живет именно таким образом? (…). Аплодисменты!

15 апреля 2016 Эксперт в сфере подбора персонала среднего и высшего звена (найду лучших!). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для оценки команд "Воздушный шар"

Хочу привести пример еще одной игры из своей практики.
Игру "воздушный шар" использовали для оценки сплоченности и выявления индивидуальных качеств коллектива магазина, т.е. сотрудников, которые работают друг с другом некоторое время.
Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.
Процедуры:

  1. принятие индивидуальных решений,
  2. выработка коллективного решения в группах,
  3. межгрупповое взаимодействие: дискуссия,
  4. анализ результатов и подведение итогов.

Время: 45 мин.
По завершению игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Информация для участников игры:

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном до ближайшего участка суши 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, достаточно большой, скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.

В гондоле остались следующие предметы:

  1. Канат- 50 м.
  2. Аптечка с медикаментами — 5 кг.
  3. Компас гидравлический - 6 кг.
  4. Консервы мясные и рыбные — 20 кг.
  5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.
  6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.
  7. Конфеты разные - 20 кг.
  8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
  9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.
  10. Палатка 10-местная- 20 кг.
  11. Баллон с кислородом- 50 кг.
  12. Комплект географических карт- 25 кг.
  13. Канистра с питьевой водой- 20 л.
  14. Транзисторный приемник - 3 кг.
  15. Лодка резиновая надувная- 25 кг.

Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем делим аудиторию на команды по 5-7 человек, и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Озвучиваем правила игры:

o Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против».

o Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).

o Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений - компромисса.

o Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

o Количество высказываний одного человека не ограничивается.

o Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

o Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

o Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

o При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет».

После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики:

Что способствовало успеху?

Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.

Общность целей (индивидуальных и групповых).

Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество).

Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др.

Что препятствовало эффективной работе команды?

Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.

Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам).

Превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового. Низкая культура спора, слабое владение вербализацией.

Неразвитая эмоциональная культура и др.