Аналитический и синтетический методы. Методы анализа и синтеза

Арендный блок

Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей промышленности – синтез.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Методы научного исследования

Принципы научной деятельности. Научное исследование, предмет исследования. Методология науки, Специфика развития. Основная задача методологии науки.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности. Работа куста свай.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности свай Статическое испытание Работа свай в кусте

Формы (источники права) это способы закрепления и выражения правовых норм, через которые право приобретает общеобязательный характер.

Назначение радиовысотомера

Радиовысотомер предназначен для определения высоты полета, находящихся в воздухе объектов и может использоваться как дальномер.

Теории макроэкономического равновесия

Основные макроэкономические школы. Понятие макроэкономического равновесия, его виды. Основные макроэкономические теории экономического равновесия

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей.

методы научного познания. Анализ это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.

Отличное определение

Неполное определение ↓

анализ и синтез

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. - Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis - соединение, сочетание) - реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный объект. Деление всех процессов мира на аналитические и синтетические является логическим следствием деления всех предметов мира на материю и форму (см: Форма и материя) или, что не меняет сути дела, на элементы и структуру. В этом контексте различают четыре разновидности А. и с: 1. Природный анализ - разложение предметов на части, и природный синтез - объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с природными возможностям. 2. Практический анализ - расчленение предметов на компоненты, и практический синтез - объединение их в целостности, также в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы. 3. Мысленный анализ отделяет от предметов то, что ни в природе, ни на практике неотделимо, напр, улыбку Чеширского кота от самого кота, а мысленный синтез соединяет то, что по законам природы соединить невозможно, напр., голову быка с телом человека. 4. От А. и с. объективно существующих предметов отличают метаанализ и метасинтез, т.е. А. и с. знаний о мире. Различают инстанциальную (от англ. instance - пример) и пропозициональную (от англ. proposition - предложение) трактовку А. и с. как познавательных процедур. В первом случае анализ понимается как мысленное разложения исследуемого объекта на компоненты, а синтез - как мысленное же объединение их в целое; во втором случае А. и с. называют преобразование предложений, обслуживающее инстанционально понимаемые А. и с. Таково классическое, или, как еще говорят, «этимологическое», понимание А. и с. Его сторонники нередко понимают анализ как мысленное разложение исследуемого предмета на любые компоненты: части, свойства и отношения. Однако, в соответствии с так понимаемым анализом, синтез остается без работы: нет такой стороны предмета, познание которой не было бы включено в задачу анализа. «Анализ» и «исследование» становятся синонимами, разделяясь запятой. Именно так понимают, напр., математический анализ: он включает не только дифференциальное, но и интегральное исчисление. Определив анализ как мысленное разложение объекта на любые компоненты, обычно и синтез определяют как «соединение различных элементов, сторон предмета, в систему». Но соединить элементы в систему - значит отразить те отношения, которые образуют ее из ее же элементов. А они уже включены в предмет анализа. Эту широко распространенную точку зрения на А. и с. естественно назвать эклектической. Чтобы преодолеть ее, достаточно исключить из задачи анализа отражение тех отношений, которые образуют предмет из его элементов, и сделать их отражение единственной задачей синтеза. В классической теории содержательные А. и с. отличают от формальных А. и с. Содержательный анализ открывает в исследуемом предмете ранее неизвестные части, напр., элементарные частицы, из которых состоит атом. Содержательный синтез обнаруживает ранее неизвестные отношения, образующие этот предмет из его частей. Именно содержательный синтез осуществил Э. Резерфорд, когда в своей планетарной модели атома показал, благодаря каким отношениям между электронами, протонами и нейтронами образуется атом. Когда современный преподаватель рассказывает об элементарных частицах, входящих в атом, он совершает формальный анализ; когда же он показывает, благодаря каким отношениям между собой эти частицы образуют атом, он совершает формальный синтез. Содержательные А. и с. называют еще расширяющими, формальные - проясняющими. Их классической трактовке противостоит кантовская теория аналитических и синтетических суждений, согласно которой все аналитические суждения являются проясняющими, а все синтетические - расширяющими. С классической теорией тесно связана теория геометрического А. и с, или, как ее еще называют, теория А. и с. в смысле Паппа (греческого математика 3 в. н.э.). В геометрии так понимаемые А. и с. еще до Платона применялись как при поиске гипотезы, предназначенной для решения проблемы, так и при ее доказательстве. Сегодня детально разработаны лишь А. и с. как методы доказательства уже найденной гипотезы. В ходе анализа доказываемое предложение1 условно принимается за истинное; из него выводится предложение., также в качестве лишь условно истинного; и так до тех пор, пока не будет получено предложение, ложность или истинность которого либо уже доказаны, либо признаны очевидными. После этого начинается обратное движение: из ложности предложения заключают о ложности предложения из истинности предложения (при условии обратимости вывода) - об истинности предложения. На этом основании анализ называют движением от конца к началу, или «работой назад» (working backward), а синтез - движением от начала к концу. Как детально показал И. Лакатос («Доказательства и опровержения». М., 1967), с инстанциональной точки зрения геометрический анализ представляет собой процедуру расчленения исследуемого объекта на части (напр., многогранника - на треугольники), а синтез - процесс их объединения в целое. Это позволяет использовать теорию геометрического А. и с. для конкретизации их классической теории. Г.Д. Левин

При проведении анализа и синтеза систем может исполь­зоваться широкий набор разнообразных методов. Все они могут быть различным образом классифицированы: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические.

При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:

Метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры систем в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими ме­тодами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т. п.);

Метод аксиоматизации, основанный на получении резуль­татов исследования на базе логических аксиом;

Метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;

Метод восхождения от абстрактного к конкретному, осно­ванный на получении результатов исследования на базе пере­хода от логического изучения абстрактно расчлененного иссле­дуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

К эмпирическим методам можно отнести:

Метод наблюдения, базирующийся на фиксации и реги­страции параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

Метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

Метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т. п. - в зависимости от цели исследования);

Метод эксперимента, основанный на исследовании изу­чаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

Теоретике-эмпирические методы исследования могут включать:

Метод абстрагирования, основанный на мысленном от­влечении от несущественных свойств исследуемого объекта, и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

Метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

Метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т. п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Любое исследование, в том числе анализ и синтез систем, предполагает наличие и реализацию следующих основных действий: наблюдение; эксперимент; измерение; сравнение; описание.

Наблюдение - система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном, эксперименте. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: фиксация и регистрация информации; предварительная, на базе имеющейся теории, классификация научных фактов (по признакам: но­визна зафиксированных фактов, объем информации, содер­жащейся в фактах, особенности свойств и связей); сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие подобные системы.

Эксперимент - система познавательных операций, которые осуществляются в отношении объектов, поставленных в такие специально создаваемые условия, которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. Он предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

В процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде";

Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Измерение как метод есть система фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемой системы. Для технических и биологических систем измерение связано с эталонами измерения, единицами измерения, мерами и приборами измерения. Для социальных систем процедуры измерения связаны с показателями - статистическими, отчетными и плановыми; единицами измерения. Измерение --более точное познавательное средство. Ценность измерения в том, что оно дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие

предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сущность этого метода состоит в установлении сходства или различия явлений в целом или в каких-либо признаках. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.

Описание - специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность - в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, процесс, предмет отражаются в целом как система. В процессе описания устанавливаются не только факты, но и зависимости между ними: последовательность, одновременность, причинность, взаимосвязь, взаимоисключение и др. Обобщение и абстрагирование, классификация данных наблюдения, эксперимента, измерения на языке науки, имеющие место в описании, делают факты базисом для дальнейших логических операций. Это делает возможным на уровне описания установление эмпирических, статистических зависимостей - закономерностей (законов) - в виде функциональных зависимостей.

Важным признаком классификации методов является технология процессов формирования выводов в ходе анализа и синтеза систем. В соответствии с этим признаком метод может быть информационным, математическим, кибернетическим, интуитивным, аналогией или комбинированным.

Информационный метод

Предметом исследования могут быть информационные процессы, которые имеются в системе. Для их отображения ис­пользуются информационные модели.

В качестве информационных моделей используются стан­дарты IDEF0, DFD и IDEF3, которые применяются, как правило, Для описания и проектирования бизнес-процессов любых эко­номических систем.

В начале 90-х гг. XX в. был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0, который получил очень широкое рас­пространение и принят в качестве стандарта в нескольких между­народных организациях. В дополнение к IDEF0 используются еще два стандарта DFD и IDEF3. Каждый из трех стандартов позволяет рассмотреть разные стороны деятельности (процессов). Стандарт IDEF0 с помощью диаграмм позволяет описать бизнес-процесс на предприятии и понять, какие объекты или информация служит сырьем для процессов, какие результаты производят работы, что является управляющими факторами, какие ресурсы для этого не­обходимы. Стандарт DFD применяется для построения диаграммы потоков данных, которые используются для описания докумен­тооборота и обработки информации. Стандарт IDEF3 используется для описания логики взаимодействия информационных потоков, которые существуют между объектами предприятия.

Математические методы

Математические методы применяются для решения стан­дартных и хорошо определенных проблем. Для этих проблем могут иметь место следующие условия:

Управляемый процесс формализован;

Ход управляемого процесса определяется совокупностью параметров, характеризующих условия протекания процесса, и совокупностью параметров, характеризующих управляющее воздействие (содержание решения);

Для оценки качества протекания управляемого процесса может быть выбран критерий оптимальности;

На совокупность параметров, характеризующих содер­жание решения, наложены ограничения.

Решить такую проблему - значит выбрать и утвердить совокупность параметров, характеризующих управляющее воздействие, при которых критерий оптимальность принимает желаемое значение (минимальное, максимальное, заданное).

Задача поиска оптимального варианта деятельности при выработке решения данным методом решается в следующем порядке: 146

Формируется целевая функция и определяются матема­тические зависимости ее параметров;

Формируется система ограничений на параметры, харак­теризующие вариант деятельности;

Одним из методов математического программирования осуществляется поиск оптимального варианта деятельности;

В зависимости от целей анализа (синтеза) системы фор­мулируются выводы.

Критерий оптимальности (целевая функция) может опреде­ляется по результатам анализа "дерева целей". При этом каждой из подцелей своего уровня иерархии соответствует частный кри­терий. Свертка критериев нижнего уровня иерархии приводит в итоге к формированию критерия верхнего уровня, в конечном итоге - критерия оптимальности.

Кибернетические методы

Кибернетические методы применяются, как правило, для решения слабо определенных и неопределенных проблем. Для этих проблем могут иметь место следующие условия:

Система (процесс) формализован частично;

Факторы, влияющие на систему, имеют случайный или чисто случайный характер;

Имеют место затруднения в выборе критерия качества функционирования системы.

Решить такую проблему - значит выбрать и утвердить совокупность параметров, характеризующих управляющее воздействие, при которых достигается цель функционирования системы. Цель системы в этом случае может быть сформулиро­вана качественно.

Кибернетические методы исследования систем предполага­ют использование искусственного интеллекта, сформированного на базе экспертных систем. Основой построения таких систем являются базы знаний, которые имеют ответы на все возможные ситуации. Базы знаний подготавливаются заблаговременно. При этом используются:

Результаты экспертного опроса специалистов конкретной предметной области;

Опыт финансово-экономической, административно-хозяйственной и другой деятельности;

Результаты научных исследований;

Результаты моделирования процессов более низкого уровня.

ЭВМ при принятии решения с использованием экспертных систем применяется в диалоговом режиме. При этом система, как правило, формирует систему вопросов, на которые должен ответить специалист, осуществляющий выработку решения. Структура этих вопросов позволяет:

Сформировать дерево целей;

Определить перечень частных задач, которые необходимо выполнить для достижения целей;

Определить условия и элементы варианта деятельности, оказывающих влияние на возможности достижения частных целей.

После этого последовательно относительно частной цели самого низкого уровня осуществляется ввод условий и факторов, оказывающих влияние на возможности ее достижения.

В свою очередь, система выдает наилучший вариант дея­тельности (параметры варианта).

В результате всех операций формируется вариант деятель­ности в целом, который будет положен в основу решения.


Похожая информация.


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

(от греч. analysis - разложение, расчленение, synthesis - соединение) - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в целое.
А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные и т.д. Выделенные части могут предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий С. восстанавливает объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта - С, но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
В различных науках используются специфические способы А. и С.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "АНАЛИЗ И СИНТЕЗ" в других словарях:

    анализ и синтез - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis соединение, сочетание) реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный… …

    анализ через синтез - АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Новейший философский словарь

    анализ через синтез - термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает… … Большая психологическая энциклопедия

    АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ - Фраза, относящаяся к широкому классу моделей распознавания образов (паттернов) или, более точно, к классу теорий обработки информации, которые пытаются объяснять такие элементарные явления, как тот простой факт, что вы ож*те он*ть мы*л э*ти… … Толковый словарь по психологии

    АНАЛИЗ и СИНТЕЗ - термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение), 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Социология: Энциклопедия

    - (от греч. analysis разложение) а разденление объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как… … Словарь терминов логики

    - (от греч. analysis разложение) разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в… … Словарь терминов логики

    АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех… …

    Анализ через синтез - обозначение широкого класса моделей распознавания образов, использующих прежний опыт восприятия, то есть механизмы апперцепции (см.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Анализ и синтез систем автоматического управления с распределенными параметрами , Рапопорт Э.. Учебное пособие посвящено систематическому изложению основных методов анализа и синтеза систем автоматического регулирования с распределенными параметрами. Рассмотрены базовые характеристики…
  • Анализ и синтез сложных раздражителей у сложных животных , А. Г. Воронин. Ленинград, 1952 год. Государственное издательство медицинской литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В первой главе издания представлен обзор литературы по условным рефлексам…

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analy sis - разложение и synthesis - соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта анализ выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм анализа служит классификация предметов и явлений. Анализ развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Однако анализ приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. Синтез, напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию анализа и синтеза противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление анализа и синтеза, их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление анализа и синтеза связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17-18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С точки зрения теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18-19.