Авианосец Queen Elizabeth официально вступил в состав ВМС Великобритании - bmpd. "Удобная цель": в Минобороны оценили новый британский авианосец

Авианосец "Куин Элизабет" принадлежит к новому классу кораблей британского Королевского военно-морского флота. Министр обороны Дэс Браун объявил о контрактах на постройку судов данного типа в 2007 году. Это событие положило конец неопределённости, окружавшей проект в течение долгого времени. Затягивание принятия решения было связано с дебатами о стоимости новых кораблей и необходимости модернизации британского судостроения. Годом позже правительство подписало контракт со специально созданной для этой цели компанией BVT Surface Fleet. Два принадлежащих к классу "Куин Элизабет" авианосца предназначены для размещения боевых самолётов с коротким разбегом и вертикальной посадкой. Это самые большие корабли в истории Королевского военно-морского флота. Второе судно решено назвать в честь принца Уэльского. Стоимость проекта оценивается примерно в 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Концепция стратегической обороны

В 1997 году лейбористское правительство поручило экспертам изучить все системы вооружений, стоявшие на службе у британской армии и флота. Специалисты в своём отчёте подробно описали преимущества авианосцев. Эксперты подчеркнули возможность проведения воздушных операций за границей при отсутствии баз для боевых самолётов за пределами страны, а также устрашающий эффект, который производят на потенциального противника корабли этого типа. По мнению специалистов, авианосцы следующего поколения должны иметь водоизмещение порядка 30-40 тысяч тонн и быть способны принять на борт до 50 истребителей, бомбардировщиков и вертолётов. В тексте доклада многократно упоминается возрастающая роль воздушных ударов при ведении боевых действий в современных условиях.

Проектные исследования

В 2002 году объявило о том, что Королевские ВВС будут использовать боевые самолёты F-35B, предназначенные для короткого разбега и вертикальной посадки. Английский авианосец "Куин Элизабет", предполагаемый срок службы которого составляет 50 лет, оборудован в первую очередь для эксплуатации именно таких воздушных судов. Его конструкция также позволяет применять катапульты и тормозные посадочные тросы.

В момент анонсирования Министерством обороны контрактов на авианосцы типа "Куин Элизабет" проект оценивался в 4 миллиарда фунтов стерлингов. Разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис привёл к принятию решения о снижении темпов строительства кораблей и перенесении сроков их заступления на службу. Бюджет проекта был пересмотрен и увеличен до 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Основные характеристики

Команда английского авианосца "Куин Элизабет" насчитывает 679 человек без учёта пилотов и обслуживающего персонала самолётов. Длина судна составляет 280 м, высота - ширина палубы - 70 м. Радиус боевого действия - 10000 морских миль (19000 километров). Министерство обороны отказалось от идеи использования атомного двигателя из-за высоких затрат. Источником энергии на авианосце Queen Elisabeth служат газовые турбины и дизели. Это самые мощные двигатели из когда-либо созданных по заказу Королевского военно-морского флота.

На корабле оборудованы два раздельных командных центра. Из одного координируются операции авиационной группы, в другом осуществляются действия, связанные с навигацией судна. Разделение командных центров создаёт определённые преимущества. Наличие двух координационных структур позволяет независимо устанавливать и использовать разные типы радаров: среднего радиуса действия и предназначенных для наблюдения за воздушным пространством. Это улучшает видимость и для морской навигации, и для посадки самолётов. Кроме того, конструкция, предусматривающая раздельные командные центры, уменьшает турбулентность воздушных потоков на палубе.

Ангар нового авианосца "Куин Элизабет" способен вместить до 20 самолётов и геликоптеров. Два мощных лифта используются для подъёма воздушных судов на верхнюю палубу, где расположены взлётно-посадочные полосы. Каждый из них рассчитан на транспортировку двух истребителей F-35 в течение 60 секунд.

Огневая мощь

Единственным вооружением корабля является зенитно-артиллерийский комплекс Phalanx. Он состоит из 6-ствольной автоматической пушки и систем управления и наведения на цель. Комплекс предназначен для борьбы с противокорабельными ракетами и самолётами. Для отражения угроз с моря новая гордость флота Британии, авианосец "Куин Элизабет", оснащена пулемётами "Миниган" и артиллерийскими установками калибра 30 мм.

Системы

Корабли используют радары различного типа. Производитель, компания BAE, утверждает, что они способны одновременно отслеживать до тысячи воздушных целей в радиусе 400 километров. Радары могут обнаруживать объекты, размеры которых не превышают бильярдные шары.

Система подачи боеприпасов со склада полностью автоматизирована. Грузы, размещённые на паллетах, доставляются в ангар и на взлётную палубу при помощи лифтов. Все передвижения контролируются из центрального пункта. Участие людей требуется только на финальной стадии подготовки боеприпасов. На складах персонал отсутствует.

Авиационная группа

Новый корабль предназначен для базирования максимум 36 истребителей F-35 и четырёх вертолётов. Однако по заверениям коммодора Джерри Кида, общее количество летательных аппаратов при необходимости может достигать 70 единиц. Концепция стратегической обороны предполагает размещение на авианосце в мирное время 12 штатных самолётов (истребителей F-35).

В настоящее время на корабле подготовлены точки для приземления шести геликоптеров среднего размера, способных поднять в воздух десант в количестве 250 человек. В первую очередь планируется применение многоцелевого вертолёта Merlin MH2, вооружённого ракетами, торпедами, глубинными бомбами, автоматическими пушками и тяжёлыми пулемётами.

Система раннего предупреждения

Возможность обнаружения подводных лодок противника имеет критическое значение. Существующая система раннего предупреждения Sea King ASaC7 признана устаревшей и должна быть заменена в конце 2018 года. Этот план является неотъемлемой частью проекта по созданию авианосцев нового поколения. Некоторые эксперты считают действующую систему раннего предупреждения основным недостатком кораблей класса "Куин Элизабет".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption "Куин Элизабет" вряд ли будет воевать в одиночку - авианосцы всегда сопровождает внушительная эскадра

Новый британский авианосец "Куин Элизабет", который вышел на ходовые испытания на этой неделе, вызвал обмен колкостями между российским и британским министерствами обороны.

В четверг официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков назвал новый корабль "удобной морской целью", сравнив его с российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов".

Таким образом Конашенков отреагировал на высказывание министра обороны Великобритании Майкла Фэллона, который ранее заявил, что в России должны завидовать британским морякам.

"Если бы вы видели, как старый, ветхий "Кузнецов" проплыл через Ла Манш несколько месяцев назад, то, я думаю, что русские должны немного смотреть на этот корабль с завистью", - цитировала британская пресса слова министра.

В прессе новый авианосец уже прозвали "бегемотом" и "большой Лиззи" - это действительно самый крупный военный корабль, который когда-либо был построен на верфях Соединенного Королевства. Его размеры действительно впечатляют - водоизмещение 65 тысяч тонн, длина летной палубы 280 метров.

Новый авианосец возглавил коммодор Джерри Кидд, до этого командовавший авианосцами "Илластриес" и "Арк Ройал". Он тоже очень гордится новым кораблем.

"В любой стране найдется не так уж много вооружений, настолько же символичных и впечатляющих, как авианосец. Подлодки просто не видно. А это весьма очевидный символ военной мощи и проекции силы", - сказал командир "Куин Элизабет".


Media playback is unsupported on your device

Крупнейший британский авианосец выходит на испытания в море

На самом деле, у нового британского корабля довольно много общего с его российским соперником. В любом случае по классу он ближе к "Кузнецову", чем к суперавианосцам американского флота класса "Нимиц", тем более - новейшим авианосцам типа "Джеральд Р. Форд".

Однако между ними есть одна существенная разница - "Адмирал Кузнецов" был построен в 1991 году, и его боевые системы нуждаются в модернизации, а энергетическая установка - в ремонте.

Британский корабль только что построен, это в любом случае современный корабль, который, к тому же будет нести самые современные истребители F35.

Жертвы к омпромисс а

Новый британский авианосец - это не только гордость и краса королевского ВМФ, но и демонстрация способности британских военных найти компромисс и получить боевой корабль в условиях жесткой экономии средств.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Адмирал Кузнецов" участвовал в сирийской операции российских вооруженных сил

"Адмирал Кузнецов" также является кораблем-компромиссом - он изначально строился как авианесущий крейсер, вооруженный противокорабельными ракетами, авиация на нем задумывалась как вспомогательное вооружение.

Это было необходимо, чтобы соблюсти условия прохождения черноморских проливов, через которые нельзя проходить авианосцам.

Оба корабля в результате оказались гораздо менее боеспособными, чем полноценный атомный авианосец.

Как и российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Куин Элизабет" не оснащен паровой либо электромагнитной катапультой для запуска тяжелых самолетов.

С таких авианосцев невозможно запустить воздушный радар - такой, как американский E-2 Hawkeye. Для этого нужна катапульта. А радар необходим, чтобы обнаружить цели для самолетов.

На "Кузнецове", как и на "Куин Элизабет", в качестве средств дальнего радиолокационного обнаружения используются специальные вертолеты - соответственно, Ка-31 и Merlin Crowsnest.

Это снижает возможности авиации корабля даже с учетом неплохих летно-технических характеристик британского вертолета Merlin Crowsnest - вертолет не способен нести настолько же мощное оборудование, как тяжелый самолет.

Летная палуба на обоих кораблях кончается трамплином, который помогает взлетать самолетам без посторонней помощи.

"Большая Лиззи", как и "Кузнецов", не оснащена аэрофинишерами - специальными тросами, за которые зацепляются самолеты, чтобы затормозить при пробеге после посадки, но ее конструкция позволяет установить их позднее.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Отличительная особенность нового авианосца - две надстройки, одна для управления кораблем, другая - полетами

В случае "Куин Элизабет" эти недостатки не играют такой существенной роли, поскольку на этом корабле базируются новейшие истребители F35 Lightning II серии "В" - с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тихоходные корабли

Для российского корабля скорость - ключевой параметр. На "Кузнецове" базируются истребители МиГ-29К и Су-33, для взлета которых с полной боевой нагрузкой необходимо, чтобы корабль шел полным ходом против ветра.

Максимальная скорость, заложенная в характеристиках "Кузнецова" - 29 узлов. При этом, как отмечают эксперты, из-за изношенности энергетической установки реальная максимальная скорость в настоящее время гораздо ниже, что отражается на его способности запускать тяжелые ударные самолеты.

Максимальная скорость "Куин Элизабет" составляет 25 узлов. Это тоже мало для авианосца, но не играет большой роли для взлета и посадки истребителей F35В.

При этом на палубе "Кузнецова" три стартовых позиции, а на "Куин Элизабет" - только одна.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption "Куин Элизабет", как и "Адмирал Кузнецов", не оснащена катапультой - вместо этого на краю палубы построен трамплин

Британский, как и российский авианосец, не оснащены атомной силовой установкой, что, с одной стороны, сильно снижает стоимость их постройки и обслуживания, а с другой - уменьшает максимальную скорость.

Максимальная скорость американского атомного авианосца класса "Джеральд Р. Форд" - 30 узлов, но самолеты с него стартуют при помощи катапульты

Однако есть одно обстоятельство, которое, возможно, в этом споре играет решающую роль - "Куин Элизабет" является новейшим кораблем, построенным, хоть и в условиях жесткой экономии, но с применением новейших технологий.

На нем установлены мощные цифровые системы управления кораблем, вооружениями. В его конструкцию изначально были заложены условия для будущей модернизации.

В то же время "Кузнецов" создавался в самом конце 1980-х годов прошлого века, и очередная его модернизация начнется в 2018 году. При этом информации о замене изношенной энергетической установки в открытых источниках не появлялось.

Самолеты

Авианосец как боевая единица безусловно очень важен, но воюют в конечном счете его самолеты.

При всех достоинствах истребителей МиГ-29К и Су-33 это глубоко модернизированные самолеты, разработанные еще в 1970-х годах прошлого века.

Правообладатель иллюстрации MOD Image caption "Куин Элизабет" будет нести более трех десятков новейших истребителей F-35B

Однако при всех впечатляющих летно-технических характеристиках они все-таки гораздо менее боеспособны, чем истребители пятого поколения F35B.

Например, применявшийся для ударов по территории Сирии истребители Су-33 не может нести управляемого вооружения против наземных целей - только управляемые бомбы. Этот самолет создавался, в первую очередь, для воздушных боев. Максимальная боевая нагрузка у него - 6,5 тонны.

МиГ-29К может нести управляемые противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые бомбы и другое оружие весом до 4,5 тонн.

Максимальная боевая нагрузка F35 составляет восемь тонн, причем он может использовать очень широкий спектр вооружений, как для ведения воздушного боя, так и для нанесения ударов по наземным и морским целям.

Кроме того, в конструкции этого истребителя использована технология снижения радиолокационной заметности, применялись новейшие цифровые системы управления вооружениями, связи, авионика последнего поколения.

У "Кузнецова" есть преимущество перед "Куин Элизабет" в системах противоракетной обороны: ракетный комплекс "Кортик" и ракетно-артиллерийский "Каштан" ближнего радиуса действия.

Британский авианосец защищают скорострельные артиллерийские системы.

Однако ни тот, ни другой авианосец и не были созданы для ведения боевых действий в одиночку - оба корабля нуждаются в группе кораблей сопровождения, среди которых должны быть эсминцы ПВО.

Зачем к оролевскому флоту такой корабль?

Вряд ли перед "Куин Элизабет" будут ставить те же задачи, которые ставятся перед американскими ударными атомными суперавианосцами - даже при наличии внушительного числа новейших истребителей отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и возможности использования истребителей F-35B для дозаправки других самолетов сокращает боевые возможности этих кораблей.

С другой стороны, "Куин Элизабет" способен нести на борту транспортные вертолеты Chinook, с которых можно высаживать десант. То есть их вполне можно использовать как десантные корабли. При этом авиационная поддержка истребителей будет весьма кстати.

По словам главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, задач, которые могут быть поставлены перед "Куин Элизабет", много.

"Для заморских операций, обеспечение "зонтика" для своих кораблей, для группировки, которая высаживается на берег, это возможность нанесения удара по территории потенциального противника без запроса на пролет. В этом смысле авианосец - кусок национальной территории", - сказал эксперт Русской службе Би-би-си.

По его словам, вряд ли авианосцу доведется принимать участие в полномасштабных боевых действиях.

"[Он может быть эффективен] для проведения операций в рамках коалиции. Если мы посмотрим на опыт применения [французского авианосца] "Шарля де Голля", у него, как правило, в боевых вылетах с палубы участвуют 10-12 самолетов, не более. Я думаю, здесь будет то же самое", - сказал Фролов.

Впрочем, британским вооруженным силам, очевидно, такой сценарий ведения боевых действий кажется более вероятным, поскольку на верфи в Шотландии уже строится "систершип" "Куин Элизабет" - авианосец "Принц оф Уэльс".

Британия давно не правит морями, роль глобальной морской державы десятилетия назад перешла к ее ближайшему союзнику - США. Америка располагает уникальным по своей мощи авианосным флотом, однако… летом прошлого года в присутствии королевы была разбита бутылка виски о борт самого большого в британской боевого корабля. В 2020 году авианосец Queen Elisabeth станет флагманом флота Ее Величества.

На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые - все это будут обслуживать 679 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

В декабре 2013 года военно-морское издание Navy News написало о еще строящемся авианосце: «Точно так же накануне Олимпиады (летних игр 2012 года в Лондоне), когда балом правили любители мрачных прогнозов, внимание прессы было направлено на проблемы, срывы сроков, огромные затраты. И что мы теперь знаем? Игры прошли весьма неплохо… Вот и сейчас один лишь вид корабля заставит любого - даже закоренелого антишовиниста - гордиться мощью Британии!»

Авианосцы? То что надо!

Что и говорить, корабль производит впечатление. Такие махины не спускают на воду со стапелей. 14 июля 2014 года сухой док неподалеку от города Розит (Шотландия) был наполнен водой, а затем аккуратно, с помощью нескольких буксиров 280-метровый авианосец вытолкали в море. До конца нынешнего года продлится дооснащение корабля. В 2016-м на борт поднимется экипаж и начнутся ходовые испытания. В 2017-2018 годах пройдут тесты палубной авиатехники - вертолетов и истребителей. Проект новейшего британского боевого корабля, а точнее говоря, класса кораблей - уже почти наполовину завершено строительство систершипа Prince of Wales («Принц Уэльский») - ведет свое начало с 1997 года. Тогда лейбористское правительство Тони Блэра подготовило Доклад по стратегической обороне, где была отмечена необходимость авианосного флота для страны. Авианосцы, по мнению руководства Соединенного Королевства, должны обеспечить ведение наступательных действий с воздуха в районах, где нет британских баз ВВС, или там, где они есть, но на начальной стадии конфликта еще не развернуты до полной функциональности. Также они способны выполнять задачи принуждения и сдерживания в горячих точках. Вместе с тем, в момент обнародования доклада британский авианосный флот представлял собой не очень впечатляющее зрелище. Доживали свой век легкие авианосцы класса Invincible, которые могли взять на борт всего 22 летательных аппарата (вертолеты и истребители вертикального взлета) и по водоизмещению в разы уступали не только американским гигантам класса Nimitz, но и французскому атомному флагману Charles de Gaulle. В рамках доклада, таким образом, было намечено строительство двух авианосцев водоизмещением до 40?000 т, способных нести на борту 50 летательных аппаратов.

25 января 1999 года объявили тендер на проработку оценочной фазы проекта, контракт на строительство был подписан в 2007 году, а резка металла под QE началась в 2009-м. Корабль строил консорциум, в который входит британский военно-промышленный концерн BAE Systems, британская компания Babcock Marine, а также французский Thales. В общем, эпопея длилась довольно долго, и не только потому, что спроектировать и построить такого гиганта - дело небыстрое, но из-за бурных политико-экономических дебатов вокруг изначально дорогого и постоянно дорожавшего проекта.


Благодаря высокому уровню автоматизации кораблем управляет сравнительно небольшой экипаж - 679 человек. Правда, когда на корабле будет размещена авиационная составляющая, эта цифра вырастет до 1600.

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier - самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С - более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.

До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» - авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, - по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.


Традиционный способ строительства корабля - от килевой балки до верхней палубы - сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей - в Розите - досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Корабль-стадион

Разумеется, в этом корабле XXI века воплотилось множество самых современных технологий. Например, повышена его живучесть за счет распределенной системы генерации энергии. В качестве силовых установок, вращающих два 30-тонных винта, выступают четыре 20-мегаваттных электродвигателя Converteam. А вот электричество на борту вырабатывают сразу шесть машин: два газотурбинных двигателя Rolls Royce Marine Trent MT30 и четыре дизель-генератора W? rtsil? - все это общей установленной мощностью 109 МВт. Несмотря на большие размеры корабля, от атомной энергетической установки решили отказаться (в основном по экономическим причинам). При этом запас топлива обеспечивает кораблю запас хода 19 000 км.


Снимок, сделанный с высоты, помогает понять, насколько в действительности огромен новый авианосец. На его палубе смогли бы разместиться четыре лайнера Boeing 747, поставленные в ряд. Высота корабля от киля до вершины мачты - 56 м. Это выше Ниагарского водопада.

У QE есть одна конструктивная особенность, которая бросается в глаза даже при беглом взгляде на корабль: здесь не один, а два «острова». В одном из них размещен капитанский мостик и центры управления авианосцем, другой выполняет функцию диспетчерской башни - оттуда будут руководить полетами. На летной палубе шириной 70 м можно поставить 24 F-35B, а если ее заставить людьми, то можно уместить 96?000 человек, как на гигантском футбольном стадионе. Предполагается, что всего летательных аппаратов - истребителей и вертолетов - на борту будет 40 с возможностью добавления еще одного десятка. Из сорока 24 единицы приходятся на F35B - остальные на ударные и разведывательные вертолеты, например типа AW101 Merlin и AW159 Wildcat. В стандартной ситуации на палубе постоянно будут находиться 12 истребителей. При необходимости увеличить их количество дополнительные машины можно будет поднять с ангарной палубы - для этого существует два лифта. Скорость подъема - один самолет в минуту. Под верхней палубой находится еще девять. Водоизмещение QE составляет 64?000 т, что более чем на 20?000?т превышает первоначально запланированные показатели.

Поскольку авианосец передвигается под защитой ударной группы, его собственное вооружение можно назвать почти символическим. QE будет оснащен как минимум тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из двух РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям - самолетам, БПЛА, дозвуковым крылатым ракетам. Для отражения атак с моря на корабле установят 30-мм автоматические пушки DS30M, а также шестиствольные «миниганы» под патрон 7,62 мм, построенные, как и зенитная пушка, по схеме Гатлинга. Сообщают, что авианосец оборудуют «дальнобойным» 3D-радаром, который сможет держать под наблюдением одновременно до 1000 целей и отслеживать полет объекта размером с теннисный мяч, мчащегося со скоростью до 3000 км/ч.

Весомый довод

Для непосвященных любой большой корабль - настоящий Кносский дворец, в котором легко заблудиться. На QE около 3000 помещений на десятке палуб - как в них ориентироваться посетителю или члену экипажа из новичков? Понятно, что никакая спутниковая навигация в трюме авианосца работать не будет. Но выход нашли: была создана система Platform Navigation, которая может быть установлена, например, на смартфон. При этом по всему кораблю размещено 3600 QR-кодов. Достаточно навести камеру смартфона на ближайший из них, ввести в окно поиска нужное место на корабле, и программа услужливо прочертит самый короткий или самый удобный путь. Вот такие новейшие технологии.


Авианосец насчитывает около 3000 помещений, и внутренние площади его огромны. Когда все работы будут закончены, краской будет покрыто 1?500?000 квадратных метров поверхностей. На борту корабля будет работать опреснительная установка, выдающая 500 т пресной воды в день.

Но все же зачем Британия потратила и еще потратит огромные деньги (общая стоимость двух кораблей?6,2 млрд) на эти орудия «проекции силы»? Только ли ради гордости всех, включая антишовинистов? Вот как отвечает на этот вопрос старший морской офицер авианосца Queen Elisabeth Саймон Петитт: «Те, кто сомневаются в нужности авианосца, не понимают, что значит быть глобальным игроком во время войны, в мирное время или в период гуманитарных операций. В конце концов, как страна может доказать серьезность своих планов и амбиций? Это главный вопрос, связанный с авианосцами. Ведь авианосец способен подкрепить слова лидеров государства своим присутствием и, если надо, подтвердить их делом».

Queen Elisabeth. Первый в своем классе


Класс Queen Elisabeth. Длина: 280 м. Водоизмещение: 64 000 т. Экипаж: 1600 чел. Самолеты и вертолеты: 40


Класс Invincible. Длина: 209 м. Водоизмещение: 22 000 т. Экипаж: 1000 чел. Самолеты и вертолеты: 22


Класс Gerald R. Ford. Длина: 337 м. Водоизмещение: 112 000 т. Экипаж: 4297 чел. Самолеты и вертолеты: более 70

Авианосец Queen Elizabeth официально вступил в состав ВМС Великобритании December 8th, 2017

7 декабря 2017 года в Портсмуте состоялась торжественная церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth . На корабле был поднят британский военно-морской флаг. На церемонии присутствовали королева Великобритании Елизавета II и принцесса Анна. Авианосец Queen Elizabeth является самым большим кораблем британского флота в истории (проектное полное водоизмещение 70600 тонн).


Вступивший в состав Королевских ВМС Великобритании авианосец R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) РА

Queen Elizabeth был введен в состав Королевского флота по завершении второго этапа морских испытаний, проходивших у побережья Южной Англии с сентября 2017 года.

Строительство авианосца Queen Elizabeth осуществлялось с 2009 года консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой корабля из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливали секции корпуса). Церемония крещения корабля была 4 июля 2014 года, а 17 июля 2014 года авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи.

Корабль впервые в море на заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года из Розайта. По завершении этапа заводских ходовых испытаний авианосец перешел для продолжения морских испытаний к месту своего постоянного базирования в Портсмут, куда 16 августа 2017 года.

Испытания вертолетов на корабле были начаты уже в июле 2017 года, второй этап этих испытаний будет начат в декабре. Испытания палубных самолетов F-35B на авианосце будут начаты в конце 2018 года у побережья США. Достижение кораблем и авиагруппой начальной боеготовности сейчас ожидается в 2021 году, а полной боеготовности - не ранее 2023 года. Штатный состав авиагруппы корабля в "океанском" варианте должен составлять 24 истребителя F-35B, девять противолодочных вертолетов Merlin и четыре или пять вертолетов Merlin в варианте ДРЛО.

После вывода Queen Elizabeth из строительного дока Вabcock Marine в Розайте в том же доке с конца 2014 года ведется сборка второго корабля - R 09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Второй авианосец, предположительно, будет выведен на заводские ходовые испытания в 2019 году.


Церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) ВМС Великобритании







АВИАНОСЦЫ ТИПА QUEEN ELIZABETH (ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

CARRIERS TYPE QUEEN ELIZABETH (UK NAVY)

06.03.2015


На верфи в Росайте на будущий авианосец HMS Prince of Wales успешно завершена установка первой газовой турбины МТ30, сообщает Dinfermline Press 4 марта.
Консорциум Aircraft Carrier Alliance установил ГТУ Rolls-Royce MT30, мощностью 36 МВт (55 тыс. л.с.). Каждый блок 120-тонной ГТУ состоит из генератора компании GE и газовой турбины Rolls-Royce MT30 в едином корпусе. Две ГТУ МТ30 на каждом корабле обеспечивают две трети из 190МВт мощности, необходимых для питания 65000-тонного корабля. Этой энергии достаточно, чтобы обеспечить город размером с Суиндон.
Военный Паритет

30.04.2015
В течение первых лет эксплуатации британского авианосца HMS Queen Elizabeth на его борту могут базироваться истребители с укороченным взлетом/вертикальной посадкой F-35B авиации Корпуса морской пехоты США, сообщает сегодня altair.com.pl.
Этот авианосец войдет в эксплуатацию в 2017 году, второй HMS Prince of Wales в 2022 году, при этом «Королева Елизавета» достигнет боеготовности в 2020 году, но поступление первых британских F-35В запланировано только на 2023 год. До этого времени на авианосце может базироваться группа самолетов КМП США, истребителями будут управлять как американские пилоты, так и британские летчики.
Эта идея была признана Пентагоном как рациональная, что позволит британскому авианосцу принимать участие в возможных боевых операциях с использованием палубной авиации. Обе страны имеют весьма тесную систему координации между вооруженными силами, таким образом, такая практика не явится сюрпризом ни для кого – ни для союзников, ни для противников.
Военный Паритет

30.05.2015


На втором строящемся авианосце HMS Prince of Wales класса Queen Elizabeth для Королевских ВМС Великобритании успешно установлена носовая секция, означающей завершение сборки носовой части корабля. Об этом сообщает Naval-Technology 27 мая.
620-тонный блок был поднят с помощью крана Goliath и присоединен к передней части корабля в сухом доке.
Состоящий из четырех огромных частей блок построен на верфи Аплдор в Девоне. До этого альянсом Aircraft Carrier на палубу корабля был установлен передний остров.
В марте этого года на HMS Prince of Wales был установлен первый из двух газовых турбин, которые будут составлять главную энергетическую установку.
Этот 120-тонный газотурбинный двигатель Rolls-Royce MT30 обеспечит 65000-тонному авианосцу примерно одну треть необходимой мощности силовой установки.
Силовая установка авианосца «Принц оф Уэльс» будет состоять из газовых турбин и четырех дизель-генераторов общей мощностью около 109 МВт.
Строительство HMS Prince of Wales планируется завершить в июле 2016 года. Корабль приступит к ходовым испытаниям в январе 2019 года с последующим принятием в августе того же года.
Первый авианосец «Куин Элизабет» готовится к запланированным морским испытаниям в 2016 году.
Военный Паритет

08.09.2015
Великобритания приняла решение построить для своих ВМС оба авианосца — HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales - сообщает breakingdefense.com 4 сентября (ранее дискутировался вопрос о консервации второго корабля после завершения строительства - прим. ВП).
Однако ВМС еще не определились с точным количеством закупаемых для оснащения авианосцев боевых самолетов пятого поколения F-35B с укороченным/вертикальным взлетом/посадкой. Основным вопросом является комплектование экипажей двух авианосцев, который также требует комплексного решения.
Флот всегда должен иметь один боеготовый авианосец, в то время когда второй может проходить ремонт. Некоторые эксперты считают, что ВМС должны закупить 60 истребителей - по 30 на корабль, еще 40 версии А с обычным взлетом/посадкой для оснащения ВВС.
Военный Паритет

25.11.2015
Два новых авианосца поступят на вооружение ВМС Великобритании в 2018 году, передает агентство Рейтер со ссылкой на новую пятилетнюю стратегию по обороне и безопасности страны.
Кроме того, в документе, где оцениваются угрозы и приведены данные по бюджету силовых структур страны, сообщается о намерении приобрести 26 военных кораблей производства обороной компании BAE Systems, 138 американских истребителей пятого поколения F-35 Lightning и восемь противолодочных самолетов Boeing P-8 Poseidon. Также британское Минобороны планирует инвестировать средства в создание более 20 беспилотников новейшего поколения Protector.
Документ представляет в понедельник в парламенте премьер страны Дэвид Кэмерон.
РИА Новости

28.01.2016


На второй строящийся для королевского флота авианосец HMS Prince of Wales впервые поднялась группа ВМС Великобритании из 12 человек, которая будет служить на этом корабле, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на eveningexpress.co.uk.
Строительство авианосца ведется на верфи в Росайте, ходовые испытания планируется начать в 2019 году. Корабль является «сестрой» головного авианосца HMS Queen Elizabeth.
Капитан Саймон Петит (Simon Petitt), который является старшим морским офицером обоих кораблей (Senior Naval Officer of both carriers), говорит, что это большая честь подняться на борт нового авианосца. «Это просто фантастика. Приятно видеть, как быстро ведется строительство «Принца Уэльского». Мы очень скоро получим эти корабли под свое управление, и мы должны быть готовы к этому», заявил он.
Военный Паритет

11.11.2016


Испытания истребителей F-35B на борту новейшего британского авианосца HMS Queen Elizabeth будут проведены в 2018 году у восточного побережья США, сообщает «Военный Паритет».
Управляющий директор британского Авианосного альянса (Aircraft Carrier Alliance) Ян Бут (Ian Booth) сообщил, что уже проведено много предварительных испытаний оборудования корабля. Тем временем в США на этой неделе начались испытания фазы 3 (developmental testing phase 3 — DT3), которые должны дать зеленый свет базированию самолетов этого типа на американских десантных кораблях.
Предполагается, что в мирное время на новых британских авианосцах будут базироваться по 12-24 истребителей F-35 и 14 вертолетов различных типов (стандартная конфигурация — девять противолодочных Merlin HM2 и четыре вертолета ДРЛО также на базе Merlin) . В десантных операциях на авианосце будут базироваться вертолеты таких типов как Chinook из состава ВВС, армейские Apaches, Merlin HC4 и Wildcat HM2. В условиях «наивысшего напряжения» авианосец может принять на борт более 50 летательных аппаратов.
Военный Паритет