Автопортреты Дюрера: описание, история создания и интересные факты. Селфи XV века: автопортреты Альбрехта Дюрера

Титан западноевропейского Ренессанса, гений эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер был одной из ярчайших звёзд на небосклоне немецкой живописи. Величайший художник рубежа XV-XVI веков прославился своими гравюрами по дереву и меди; пейзажами, выполненными акварелью и гуашью, реалистичными живыми портретами. Он стал первым в истории теоретиком искусства. Будучи разносторонне развитым человеком, Альбрехт Дюрер создавал не просто выдающиеся произведения, а интеллектуальные шедевры. Среди них - гравюра «Меланхолия» с её магическим квадратом.

Гениальный художник прославился и своими автопортретами, в которых было заключено и мастерство, и уникальный замысел автора. За жизнь Альбрехт Дюрер создал не менее 50 таких работ, но дошли до нашего времени немногие. Чем же примечательны автопортреты Дюрера? Почему они до сих пор заставляют трепетать восторженных почитателей его творчества?

Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера

Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком, и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Автопортреты Дюрера - это отражение его внутреннего мира и взглядов на искусство, история эволюции интеллекта и развития художественного вкуса. По ним можно проследить всю жизнь художника. Каждый её этап - новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Дюрер сделал автопортрет отдельным жанром в изобразительном искусстве, а его работы в целом стали живой биографией художника. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.

Первый автопортрет великого художника

Первый автопортрет Альбрехта Дюрера был создан в 1484 году. Тогда художнику было всего тринадцать лет, но он уже умел правильно передавать пропорции и великолепно владел серебряным штифтом. Им юный Альбрехт впервые выводил контуры своего лица. Этот инструмент оставляет на загрунтованной бумаге серебристый след. Со временем он приобретает коричневый оттенок. Стереть его с листа, не повредив грунт, практически невозможно. Тринадцатилетний Альбрехт, однако, нарисовал им портрет, создание которого вызвало бы затруднения даже у матёрого художника того времени.

На рисунке юный Дюрер выглядит задумчивым и в то же время строгим. Взгляд его исполнен печали и решительности. Жест руки говорит о непримиримом желании достичь своей цели - стать великим мастером своего дела. Однажды отец Альбрехта, увидел работу сына. Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. Отец всегда хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, но оценив работу Альбрехта, он отправил его на обучение в мастерскую художника Михаэля Вольгемута. Там молодой Дюрер постигал азы живописи и гравирования.

Ранний автопортрет пером

По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. Автопортрет, написанный им во время путешествия по Европе, был выполнен в совершенно другой манере. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Причина терзаний доподлинно неизвестна, однако в том, что они имели место быть, сомневаться не приходится.

Автопортрет, 1493

К концу странствий Альбрехта настигла весть о его скорой женитьбе. Тогда, в XV веке родители сами выбирали своим детям пару. Альбрехту отец нашёл невесту из знатной нюрнбергской семьи. Против женитьбы на Агнессе Фрей молодой художник не возражал. Существует точка зрения, что именно по случаю такого события и написал Дюрер «Автопортрет с чертополохом». В те времена считалось нормой, что будущие супруги знакомились прямо на свадьбе, поэтому молодой художник решил сделать будущей жене особенный подарок.

На портрете Альбрехту 22 года. Молодой человек устремил вдаль свой взгляд. Он сосредоточен и задумчив. Глаза Альбрехта немного косят вследствие того, что работу над портретом он вёл, смотря на себя в зеркало. В руках художник держит чертополох. Он и стал предметом споров между поклонниками творчества Дюрера.

Споры вокруг «Автопортрета с чертополохом»

Эквивалентом слова «чертополох» в немецком языке является männertreu, что дословно переводится как «мужская верность». Это явно указывает на то, что автопортрет предназначался Агнессе Фрей. Однако противники этой точки зрения утверждают, что чертополох - символ страстей Христовых, а колючки растения олицетворяют муки Иисуса. Кроме того, Дюрер написал на автопортрете: «Моими делами управляет Всевышний». И это также явственно указывает на то, что эта картина - выражение покорности и преданности художника Богу, а не подарок будущей жене. Однако правду знал только сам Дюрер.

Итальянская работа, 1498

Следующая работа мастера Альбрехта в жанре автопортрета выполнена уже в Италии. Художник всегда хотел отправиться в эту страну и познакомиться с уникальной традицией итальянской живописи. Молодая жена и её семья не поддерживали идею путешествия, однако эпидемия чумы, охватившая Нюрнберг, сделала желанную поездку возможной. Дюрера поразило яркое буйство красок итальянских ландшафтов. Он изображал природу с невероятной для того времени чёткостью. Дюрер стал первым пейзажистом в истории искусства. Его идеалом было теперь правильное изображение, соответствующее природе и геометрии. Творческая атмосфера Италии помогла ему принять себя как художника-новатора. И это в полной мере отражено в его итальянском автопортрете.

На нём изображён уверенный в себе человек, осознавший своё призвание, миссию творца прекрасного и кредо мыслителя. Таким стал Дюрер. Автопортрет, описание которого позволяет судить о переменах в его самосознании, вошёл в число самых известных работ художника. Дюрер на нём исполнен достоинства. Его осанка прямая, а взгляд выражает уверенность. Альбрехт богато одет. Его тщательно завитые волосы ниспадают на плечи. А на заднем плане автопортрета виднеется итальянский пейзаж - чистое вдохновение художника.

Четыре темперамента

Следующая работа Дюрера в полной мере отражает его натуру мыслителя, а также стремление к самопознанию. Автопортрет посвящён греческому учению о четырёх темпераментах. Согласно ему люди делятся на меланхоликов и флегматиков. На гравюре «Мужская баня» великий художник воплотил каждый тип темперамента в отдельном человеке. Дюрер считал себя меланхоликом. Об этом ему сообщил однажды неизвестный астролог. Можно предположить, что именно в этой роли он запечатлён на гравюре. Художник изобразил себя в виде флейтиста, развлекающего своих друзей.

«Автопортрет в образе Христа», 1500

Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его работу знали уже за пределами родного Нюрнберга, а сам художник поставил своё дело на коммерческую основу. Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. Напряжённый период эсхатологического ожидания оказал значимое влияние на мастера Альбрехта. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, - «Автопортрет в образе Христа».

Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Все портреты того времени отличала одна общая черта: обычных людей всегда изображали вполоборота, и лишь Иисус был исключением. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. волнистые волосы, совершенные действительно делаю его похожим на Христа. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Цвета на картине сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Облачённый в одеяния, отороченные мехом, мастер Альбрехт словно бы сравнивал себя с творцом, который резцом и кистью создаёт свой особенный, загадочный и неповторимый мир.

Религиозные автопортреты

Последующие автопортреты Дюрера имели ярко выраженный религиозный характер. XVI век был полон потрясений, связанных с осознанием роли Бога в жизни простого человека. Посильный вклад в этот вопрос внёс Мартин Лютер, пытавшийся донести суть христианского учения до людей. А Дюрер писал многочисленные религиозные композиции. Среди них «Праздник чёток» и «Поклонение Святой Троице». На них Дюрер не только мастер, но и участник священных действий. Таким образом он отдавал дань преданности Богу.

Самый откровенный автопортрет

Религиозный подтекст носит одна из самых спорных и загадочных работ художника - «Автопортрет обнажённым». Альбрехт Дюрер изобразил себя в образе Христа-мученика. О том говорят худое лицо, измождённое тело, поза, напоминающая Иисуса во время бичевания. Даже складка кожи, изображённая художником над правым бедром, может иметь символическое значение. Там находилась одна их ран, полученных Христом.

Рисунок выполнен пером и кистью на тонированной зелёной бумаге. Точное время создания автопортрета неизвестно, однако исходя из возраста художника на картине, можно предположить, что он написал её в первом десятилетии XVI века. Достоверно известно, что автор хранил работу у себя и не представлял широкой публике. Ни один художник до и после него не изображал себя полностью нагим. Шокирующий своей откровенностью рисунок с трудом можно найти в изданиях, посвящённых искусству.

Последние автопортреты Альбрехта Дюрера

Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть. В Нидерландах его поразил странный недуг, о котором в те времена никто не имел представления. Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер - больной» с жёлтым пятном. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». На нём изображён Дюрер, измученный неизвестным недугом и духовным разладом, причиной которого стала, быть может, реформация и связанные с ней события.

Вскоре он умер, оставив потомкам величайшее наследие своего времени. Автопортреты Дюрера, хранящиеся в самых известных галереях мира, таких как Лувр в Париже и Прадо в Мадриде, до сих пор поражают своей внутренней силой и почти мистической красотой.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автопортрет как изображение Христа?

Дюрер написал большое количество автопортретов. Однако этот самый известный. Почему? На этом портрете Дюрер изобразил себя в анфас без каких-либо сопутствующих предметов интерьера . Портрет построен по геометрическим канонам. Нос и кисть руки образуют ось симметрии , грудная клетка и предплечья - трапецию , а голова и распущенные до плеч волосы - треугольник . С точки зрения художественного мастерства эта картина удивительной красоты и качества.

Глаза на портрете с одной стороны глубоко вопрошающие, с другой - необычайной гипнотической силы. Сдержанность и внутренняя дисциплина сквозят в напряженном, глубоко взволнованном и эмоциональном облике. Уже начиная с XVI в. этот портрет рассматривался как изображение Христа. Кунстхалле в Бремене располагает рисунком Дюрера, датированным 1522 годом и подписанным художником «Автопортрет страдающего человека». Он изображает художника сидящего полностью обнажённым, с атрибутами страданий Христа в руках, с лицом, наполненным страданием и разбросанными в беспорядке волосами.

В своих литературных работах Дюрер призывал жить «по Христу». Мысль «имитации Христа» соответствует позднему средневековью и берет свое начало из Библии . Возникает чувство, что Дюрер писал свой портрет, руководствуясь этой религиозной целью. Это почти мистически идеализированное представление своего «Я» благодаря своей строгости исключает любое чувство банальности, которое могло бы возникнуть у наблюдателя. Художник неоднократно повторял, что изображение жизни и страданий Христа является одной из основных целей живописи.

"Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание".
Иоаким Камерарий, современник Дюрера

А. Дюрер. Автопортрет. 1498

1498. Молодой и наряженный по итальянской моде, уже женатый к этому времени художник, вернувшийся из своего путешествия по Италии, написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».

Музей Прадо, Мадрид

Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои работы, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. В истории искусства же они стали важным событием: положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника.

Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день, ибо непостижимо, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор "Апокалипсиса" и "Страстей" с красавцем и модником, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать?!

Между тем гороскоп Дюрера, составленный современником-астрологом, описывал характер художника так: он добычлив, обладает исключительным талантом живописца, он удачливый любовник, его влечёт ко многим женщинам сразу; откровенен и прямодушен, любит оружие и охотно путешествует. Он никогда не впадёт в бедность, но и не разбогатеет. У него будет только одна жена.

Действительно, у Дюрера была лишь одна жена, Агнесса, у него был свой приличный дом и он обожал путешествовать. В 18 лет он отправился в своё первое путешествие по Германии, затем были Италия и Нидерланды. Он всегда медлил с возвращением в Нюрнберг. "О, как я буду мерзнуть без солнца!», - писал он с горьким сожалением своему другу Вилибальду Пиркгеймеру. Слишком много разочарований Дюрера было связано с родным городом, а вот за границей везде ждало его безоговорочное признание. Молва о путешествующем Дюрере опережала его, везде его встречали почитатели со щедрыми дарами. А Дюрер завязывал новые знакомства, рисовал гербы и писал портреты.

Он был невероятно жаден до новых впечатлений, многие из которых он описывал в своих путевых дневниках, а потом использовал в своей живописи. Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита. Это путешествие закончилось плачевно: кита Дюрер так и не увидел, а сам чуть не погиб во время шторма. В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе. В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми. В конце следовал большой дракон, которого вела на поводу св. Маргарита со своими девами; она была необыкновенно красива. А в Брюсселе Дюрер был изумлён увиденной им огромной кроватью во дворце Генриха фон Нассау, служившей для забавы хозяину, на которую тот имел обыкновение укладывать сразу до пятидесяти перепившихся гостей. Везде Дюрер выискивал себе экзотические модели: то он рисовал негра, то "негритянку Катерину", то носорога, то "чудовищную свинью", то сросшихся близнецов.
В совершенный восторг приводили Дюрера красивые вещи. Но самым большим потрясением были сокровища, вывезенные Кортесом из Золотой страны Мексики, которые он увидел в брюссельском дворце. Среди них были солнце из чистого золота шириною в целую сажень, такая же луна из чистого серебра, искусной работы оружие и другие искуснейшие вещи. «И я в течение всей своей жизни не видел ничего, чтобы так порадовало моё сердце, как эти вещи», - написал Дюрер в своём дневнике.
Любовь к изящным вещам заставляла Дюрера постоянно покупать и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения, которые он постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками. Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго д`Амада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, голландской, итальянской бумаги, гусиных и лебединых перьев, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов.

Он обожал делать подарки и, кажется, не меньше любил их получать. Дары, которые почитатели посылали своему кумиру, достигали порой немыслимых масштабов: то сотня устриц, то двенадцать кувшинов вина. Он раздаривал гравюры, а иногда и картины, припасал самые разные редкости для подарков своим друзьям и раздавал чаевые, что, впрочем, весьма педантично фиксировал в своих путевых дневниках.
Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Он предпочитал белоснежный вамс с вышивкой и широкими до локтя рукавами и изящные головные уборы по итальянской моде. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал к ним аксессуары. Причёска была для Дюрера не менее важна. Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая "его мальчика", которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему "ему лучше бы ее сбрить".
А вот перчатки для Дюрера были не просто модным аксессуаром, предназначенным защищать и украшать руки, перчатки были символом, отмечавшим его избранность, ведь руки его были не просто прекрасны, это были руки гения.
О твердости и точности его руки ходили легенды. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Тогда Альбрехт, нимало не мешкая, протянул ему разные кисти, подобные тем, какие употреблял и Беллини, и предложил ему вы¬брать ту, что ему больше нравится, или, если угодно, взять все. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти. Чтобы убедить Беллини в обратном, Альбрехт схватив одну из обычных кистей, виртуозно нарисо¬вал длин¬ные волнистые волосы, какие обычно носят женщины. Беллини следил за ним изумленный и впоследствии признавался многим, что не поверил бы никому на свете, кто рассказал бы об этом, если бы он не видел этого своими глазами.
Современник Дюрера, Кристоф Шейрль, рассказывал, как служанки не раз старательно пытались смахнуть написанную Дюрером паутину и как собака Дюрера однажды лизнула портрет, приняв его за хозяина.

Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью; и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий.. И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «…истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т.д. Дюрер был завсегдатаем модных тогда общественных бань, где находил своих натурщиков, не тратя дополнительного времени на уговоры попозировать. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи, изобразил себя в качестве флейтиста.

С детства Дюрер любил музыку и даже пытался музицировать сам на лютне. Он дружил с музыкантами и создал несколько их портретов. В своём предисловии к «Книге о живописи» Дюрер рекомендовал юношам, обучающимся ремеслу художника, отвлекаться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах «для того чтобы согреть кровь», чтоб от чрезмерных упражнений ими не овладела меланхолия. Зачастую Дюрер изображал и себя в качестве музыканта.

Несомненно, Дюрер был увлечён собственным отражением в зеркале и считал себя привлекательным мужчиной, о чём упоминал в письмах к своему другу Вилибальду Пиркгеймеру. И ничто так красноречиво не говорит об этом, как автопортреты, которые Дюрер создавал на протяжении всей своей жизни. Даже больной и исхудавший, Дюрер всегда прекрасен.

Всю жизнь Дюрер одержимо пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное - этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Самый первый автопортрет 13-летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца - златокузнеца Альбрехта Дюрера-старшего. На нём написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер»

3." Автопортрет с чертополохом" (на ранненововерненемецком это растение называлось «супружеская верность») Есть еще вариант "Автопортрет с остролистом" Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре

Автопортрет 1500 года. Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», - гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал,они всегда имели черты сходства с самим художником. Портрет находится в Старой Пинакотеке в Мюнхене

Поклонение волхвов (1504). Художник изобразил себя в виде одного из волхвов. Доска хранится в галерее Уффици во Флоренции

В Венеции в церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток», где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»
Картина хранится в Национальной галерее а Праге

Автопортрет в возрасте 13 лет

В правом верхнем углу сделана надпись: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году,когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр - автопортрет. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект - собственное лицо - и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

Альбрехт был тогда подмастерьем у ювелира – своего отца.

Автопортрет с повязкой, 1491 год


Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491-1493-м годах. Их автору чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер - больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник.

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год

Автопортрет, 1498 год


«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».

Между двумя автопортретами - этим и предыдущим - прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера. В эти пять лет Дюрер не только женился,но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником, универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо,в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год


«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа - так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын в богатую меховую шубу. Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо - лик святого. В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год



В правом углу алтарной картины«Праздник четок», написанной по заказу немецкой общины в Венеции, художник изображает себя в пышном одеянии. В руках он держит свиток, где написано, что Альбрехт Дюрер завершил картину в пять месяцев, хотя на самом деле работа над ней продлилась не меньше восьми: Дюреру было важно доказать сомневающимся итальянцам, что в живописи он так же хорош, как и в гравюре.

Алтарь Иова (Алтарь Ябаха). Реконструкция, 1504 год

Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно,был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.


Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне,но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское - присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Дюрер-барабанщик изображает себя в черной чалме и необычной по крою короткой оранжевой накидке.

Автопортрет в обнаженном виде. Альбрехт Дюрер, 1509 год

Немецкий филолог и историк XVI века Иоахим Камерарий Старший для издания книги Дюрера о пропорциях написал очерк жизни и творчества художника.

Внешность Дюрера в нём Камерарий описывал так: «Природа наделила его телом,выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот,мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна,что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание».

То, с какой откровенностью Дюрер изображает не чью-нибудь, а собственную наготу, вплоть до ХХ века оставалось чем-то беспрецедентным и настолько шокирующим, что во многих изданиях этот поколенный автопортрет Дюрера стыдливо обрезался на уровне пояса.

Муж скорбей (Автопортрет), 1522 год

Здесь Дюреру 51 год. Он ощущает себя глубоким стариком.

Автопортрет, 1521 год


А этот автопортерт - не картина и не гравюра, а визуализация диагноза из письма,написанного Дюрером доктору, у которого хотел получить консультацию. Вверху сделано пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

Более подробно об автопортретах Дюрера можно прочитать в лонгриде Артхива на эту тему.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений.

Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет», Дерево, масло, 67 × 49 см, 1500 г.

Этот автопортрет производил на видевших его незабываемое впечатление. Уже на первоначальной стадии работы над портретом Альбрехт совершил, с точки зрения средневековых канонов искусства, подлинное кощунство: начал писать себя анфас - в ракурсе, немыслимом для изображения простых смертных, пусть даже великого живописца. Так допускалось писать только Бога. Но Дюрер пошёл дальше: он придал своему облику черты Иисуса Христа. Случайность? Вряд ли, ибо известно, что и в последующих работах художник неоднократно использовал себя в качестве модели для изображения Христа.

Слух о новом создании художника, хотя оно никогда не выставлялось публично и всегда оставалось в собственности мастера, разнесся по городу и вскоре вышел за его пределы. Были все основания порицать Дюрера за непомерную гордыню, особенно в это страшное время (1500 год - ожидание конца света). Но ему простили даже гордыню. Картина открывала не только новый этап в немецкой портретной живописи. Она как бы говорила, что человек создал бога по своему подобию.