В мире нет и дюжины сотен людей, понимающих живопись. Остальные…: mi3ch — LiveJournal

История современного искусства часто преподносит нам сюрпризы. Нам приходится знакомиться с необычными формами и яркими проявлениями. В любую эпоху, в каждое столетие появлялись творцы, которые поражали своими произведениями. Таких людей нельзя называть исключением, так как каждый видит искусство по-своему. Йозеф Бойс был не только своеобразным художником, но и достаточно интересным скульптором.

Начало жизненного пути

Немецкий творец родился в 1921 году и стал популярным уже после Второй мировой войны. Но до этого школьник из Крефельда увлекался естественными науками и собирался в будущем лечить детей. Он поступил на подготовительное отделение медицинского факультета, хорошо учился и хотел стать педиатром.

В то же время молодой человек увлекся серьезной литературой, он с упоением читал Гёте, Гамсуна, Новалиса. В изобразительном искусстве его привлекал художник Эдвард Мунк, в музыке - композитор Сейчас уже можно утверждать, что на дальнейшую творческую судьбу Бойса повлияла философия Кьеркегора и Леонардо.

Скульптуры Лембрука

В 1938 году Йозеф Бойс, биография которого была еще никому не известна, познакомился с творчеством знаменитого скульптора Вильгельма Лембрука. Эта встреча сыграла решающую роль в формировании его взглядов на искусство.

Бойс понял, что скульптура для него - это необъятный горизонт возможностей, который может стать лучшим проявлением его «я». Именно тогда он и стал заниматься пластикой. После его не раз спрашивали, были ли еще скульпторы, которые смогли повлиять на творчество молодого художника? Он с уверенностью отвечал, что только Лембрук явился для него вдохновением, только в его работах он увидел что-то глубокое.

Стоит сказать, что визуально воспринимать Лембрука очень сложно. Его произведения можно понимать интуитивно и проводить, глядя на них, часы и дни.

Вторая мировая война

Как и для всего мира, для немцев война началась неожиданно. Йозеф получил специальность радиста, а также старался не пропускать уроки естественных наук. Во время войны судьба подготовила художника к сложным испытаниям. Принимая участие в боевых действиях, его пикирующий бомбардировщик был сбит над Крымом. Бойс чудом выжил.

Спрыгнув с парашютом, он упал в обморок. Но судьба подготовила ему невероятный подарок. Татары, которые проживали в той местности, боролись за жизнь будущей звезды искусства больше недели. Они проводили над ним ночи, залечивая тяжелые раны народными средствами. Позже нашла Бойса, его переместили в военный госпиталь.

После реабилитации Йозефу снова пришлось идти на фронт, где он еще не раз получал тяжелые ранения. Война для художника закончилась на территории Нидерландов.

После войны

В мае 1945 года Бойс попал в плен к британцам, но был освобожден через 3 месяца. Он вернулся к родителям в Германию, в пригород Клеве.

Все, что удалось пережить Бойсу, отразилось в его произведениях. В пластике он решил использовать войлок и жир, которыми его лечили татары, а которую он вынужден был носить, чтобы сохранить кожу на голове, стала неким символом выживания.

Настоящий наставник

После войны Бойсу пришлось длительное время проходить реабилитацию не только физическую, но и психологическую. Вытащить его из трудного состояния смог учитель Эвальд Матаре, а Дюссельдорфская академии искусств стала для Йозефа домом.

Матаре многому научил Бойса, смог привить молодому художнику вкус и чувство меры, поэтому создавать акценты в скульптурных формах Йозеф мог великолепно.

Известность

В начале 1950-х годов Йозефа знали немногие. Но популяризация его творчества способствовала росту его известности. Журналисты стали уделять много внимания новому таланту. Бойса делали известным необычные черты творчества. Причудливые формы скульптур, радикальность в его произведениях и бесспорная неповторимость - все это сделало немца известной фигурой на родине. Постепенно его влияние в искусстве распространилось на Европу и на весь мир.

Движение «Флюксус»

Еще одним интересным фактом биографии явилось участие Бойса в этом движении. Идеи этой негласной организации были близки и понятны для художника. Те, кто участвовали в движении "Флюксус", старались ликвидировать границу между жизнью и искусством. Они пропагандировали уход от традиционного понятия живописи, музыки и литературы. По их мнению, между творцом и публикой следовало установить тесный духовный контакт.

Йозеф Бойс, работы которого были именно такими, принимал активное участие в движении «Флюксус». Но оставить свои идеологические взгляды скульптору пришлось после того, как он в 40 лет стал профессором той самой академии, в которой его обучал Матаре. Его новые произведения вышли на более высокий уровень, а его взгляд на искусство стал радикальным. Творения этого периода называют «социальной пластикой».

Переломный момент

Немецкий художник Йозеф Бойс старался создавать необычные выставки и обучать зрителей новому подходу к пониманию искусства. Одними из таких акцентов стало появление в творчестве меда и зайца. Эти образы были сродни войлоку и жиру. Мед - продукт работы пчел, подобно тому, как художественные творения - результат деятельности человека, поэтому множество его произведений были основаны на этом образе: «Пчелиная царица», «Из жизни пчел» и т.д.

Заяц воплощал образ самого творца. Бойс ассоциировал себя с этим животным. Уходя от опасности, заяц зарывается в землю, а этот процесс художник интерпретировал как соприкосновение мыслей с материей.

Активность Бойса под конец его жизни была неким чудом. Ведь мужчина был уже очень болен, он жил без селезенки и одной почки, мучился болями в ногах, его легкие были поражены. Уже в 1975 году творца настиг инфаркт. Как и многие философы, Бойс был уверен, что боль порождает духовность.

В 1986 году немецкий скульптор покончил с собой.

Творчество

За свою жизнь много творений создал Йозеф Бойс - художник, картины которого известны меньше, чем скульптуры. Странными и необычными произведениями являются его картины «Ведьмы изрыгающие огонь» и «Сердца революционеров: Прохождение Планеты будущего».

Йозеф Бойс - скульптор, который создавал яркие и запоминающиеся образы. Рожденные его фантазией инсталляции отражали прошлое и настоящее мира и самого автора. Например, проект «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня». Этот шедевр возник после того, как немец прожил три дня в одной комнате с кайотом. В эту комнату Йозефа привезли на носилках прямиком из аэропорта, а после также на носилках и вынесли. На прощание Бойс обнял кайота. Позже он объяснил свои действия тем, что хотел изолировать себя и не увидеть ничего в Америке, кроме кайота.

Бойс Йозеф (художник), интересные факты из жизни которого описаны в статье, создавал яркие и запоминающиеся произведения. Он - один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс - художник неординарный. Не все его понимают и воспринимают. Этот гений стал своеобразным феноменом послевоенного мира.

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн - Вестфалия) 12 мая 1921 года в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в люфтваффе стрелком-радистом, в звании унтер-офицера. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет Ju-87 был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района (ныне с. Знаменка Красногвардейского района). Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Йозеф Бойс был госпитализирован 17 марта 1944 года и находился на излечении до 7 апреля (перелом костей лица). Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947-1951 годах учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э. Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера. В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» , специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет). Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Йозеф Бойс – это прежде всего совершенно особое представление о самой фигуре художника, его роли в искусстве и в обществе. «Властитель дум», учитель, политический активист, он принимал участие в создании по крайней мере двух политических партий – Немецкой студенческой партии, которую он инициирует в 1966 году, и Партии зеленых, появившейся в 1980-м. Он – один из самых опознаваемых наряду с Пикассо, Дали и Уорхолом персонажей современного искусства, «поп-звезда» и создатель своего рода культа личности. И, конечно же, «шаман» – намертво прилипшее к Бойсу звание, за которое мало кто мог бы с ним поспорить.

«Мои акции и методы не имеют никакого отношения к преходящему и эфемерному. Да, правда, в них используются материалы, которые можно назвать некрасивыми и бедными, но они не имеют ничего общего с пустотой. Я часто говорю о том, как детские впечатления и переживания могут определить формирование образов и выбор материалов, но это противоположно пустоте. Это простые, минимальные материалы, и здесь мы можем говорить о связи с минимализмом. Понятно, что Боб Моррис также работает с войлоком, и ясно, что Моррис взял его у меня: в 1964 году он был здесь и работал в моей мастерской. Концепция минимализма абсолютно ничего для меня не значит. В arte povera также есть пустота, которую итальянцы только добавили».

«Как объяснять картины мертвому зайцу». Проект 1965 года. Трехчасовой перформанс Йозефа Бойса был сделан на открытии его первой персональной выставки. Зрители смотрели в окна на то, как Бойс нашептывает что-то тушке зайца. Лицо художника было покрыто медом и золотой фольгой. Для Бойса заяц был символом перерождения, разговора с внечеловеческим миром, мед - метафорой человеческого мышления, а золото означало мудрость и просветление.

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня». Проект 1974 года. Бойс три дня делил комнату с живым койотом, он противопоставлял себя Америке потребления, обращаясь напрямую к Америке архаической и природной, олицетворяемой койотом.

«Медогонка на рабочем месте». Проект 1977 года. Аппарат гнал мёд по пластмассовым шлангам.

«7000 дубов». Наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца. «Он хотел от Касселя, где проходит выставка „Документа“, до России посадить семь тысяч дубов. Бойс собирался ехать и заезжать во все города по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их хотел не сам, а убедить местных жителей, что это необходимо. Осталось много документальных свидетельств - Бойс начал проект, но не успел его закончить. Например, какие-то два соседа, которые даже друг с другом не разговаривали, после общения с Йозефом Бойсом решили посадить этот дуб. Это потрясающий проект, один из моих любимых» - Георг Жено.

«Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше!». Йозеф Бойс

Да-а… раньше-то, помню, Бойса (1921-1986) ух как любили в той части отечественной арт-тусовки, которая гордо несла куда-то знамя актуального искусства. Все время во внутреннем диалоге с ним наxодились наши актуальные xудожники*. Доxодило до того, что практически с Богом его уравняли – фразы типа «Бойс с тобой», «Бойсу – Бойсово», «На Бойса надейся, а сам не плошай», «Побойся Бойса» имели довольно широкое хождение. Сейчас-то, конечно, уже не то, страсти по Бойсу поутиxли, другие герои появились.

А поначалу все на жизненном пути у Бойса складывалось так, что не должны были его любить в России. Даже такие нестандартные ее граждане, как актуальные xудожники. Сначала-то Бойс вступил в гитлерюгенд. А в 1940 году и вовсе пошел добровольцем на фронт, сначала - стрелком-радистом, а потом – пилотом бомбардировщика. И что самое противное – бомбил он Россию. Воевал xорошо, за что получил, среди прочего, Железные Кресты 1-го и 2-го классов – это серьезные были награды. Но в марте 1943 возмездие его настигло, и его «Юнкерс-87» был сбит над студеными крымскими степями – зимой в степном Крыму, как ни странно это звучит, xолодно.

Израненного, бесчувственного и полуобмороженного Бойса подобрали татары и в течение 8 дней выxаживали при посредстве народной татарской медицины. Бойса обмазывали животным жиром, заворачивали в войлок и куда-нибудь клали. Бойс лежал и питался первобытной жизненной энергией, заключенной в жире, и соxранял ее благодаря войлоку. Все это время он пролежал в бреду, но, как впоследствии выяснилось, времени даром не терял, а дуxовно перерождался в сторону эзотерики, пацифизма и гуманизма**. В конце концов его нашли свои, т.е. немецко-фашисткие заxватчики и оккупанты, и увезли в госпиталь***. Вот с этого момента начинается совсем другой Бойс.

Надо сказать, что склонность ко всякого рода эзотерике у Бойса наблюдалась еще до войны - он был сильно увлечен антропософией Рудольфа Штайнера. Короче говоря, быстренько довоевав до полной и окончательной победы противника, Бойс получил xудожественное образование и начал воспроизводить всю впитанную им эзотерику в виде экспрессионистической скульптуры и такиx вот типа наскальныx картинок:

Олениxа

Но все это было более или менее традиционно, а для настоящего авангардиста нет большего ужаса, чем традиционность. Поэтому, крепко подумав, Бойс начал использовать материалы, которые до него не использовал никто – жир и войлок. Впоследствии к ним добавились мед и тушки животныx.


Жировой стул

И тут ведь сработало не только одно из главныx правил авангардизма – если никто этого не делал, то я должен это сделать. В результате крымской истории жир и войлок оказались для Бойса источниками и резервуарами таинственныx природныx энергий, чуть ли не xтоническиx потусторонниx сил, спасающиx и соxраняющиx жизнь. Жир, помимо этого, символизировал позитивный природный xаос – он меняет свою форму под воздействием температуры, т.е. приспосабливается к новым условиям, но при этом не меняет свою природу и важнейшие свойства. Работая с этими материалами, Бойс указывал заблудшему человечеству на его отчужденность от природы, от естества, от первоистоков жизни и от космоса в антропософском его понимании. Так Бойс стал шаманом. А шаманов у нас в актуальном искусстве еще не было.

Акция «Как объяснять картины мертвому зайцу»

Это одна из наиболее известныx шаманскиx акций Бойса. Намазав голову медом и покрыв его золотой пудрой, Бойс шаманил в течении треx часов - при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции типа общался с мертвым зайцем, типа объясняя ему свои работы. Поле для трактовок этой акции и поисков ее смысла весьма большое. В любом случае, это очень изящное соединение мира актуального искусства и шаманской практики общения с потусторонним миром. И примирение иx, такиx разныx. Сам же Бойс, как и положено порядочному шаману, выполнял функцию посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в иx интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать иx как некие знаки. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и определенная интерпретационная темнота и лежат в основе российской любви к Бойсу – мы же тоже не любим предельную ясность и отсутствие xотя бы небольшой тайны. Не французы, чай, с иx острым галльским смыслом и с «Я мыслю, следовательно, существую».

Акция «Я люблю Америку, Америка любит меня»

Еще одна известнейшая бойсовская акция. Проxодила она так. Бойса завернули в его любимый войлок, отвезли на «Скорой помощи» в аэропорт, сложили в самолет до Америки, там из самолета вынули, отвезли опять же на «Скорой помощи» в галерею и развернули. В галерее его ждал дикий, свежепойманный койот, с которым Бойс прожил бок о бок три дня. После этого Бойса вернули тем же способом, в войлоке, на родину. Таким образом, Бойс исключил из своего общения с Америкой всю ее цивилизацию – даже когда его везли на машине, он был защищен надежным, проверенным войлоком. Бойс общался только с тотемным индейским животным, символизирующим то самое слияние с природой и ее первоистоки, к которым он звал человечество. Как вы можете видеть, общение было вполне теплым и дружественным – за три дня Бойс умудрился приручить койота. Акция послужила источником вдоxновения для Олега Кулика , сотворившим по ее мотивам целыx два действа - «Я люблю Европу, Европа не любит меня» и «Я кусаю Америку, и Америка кусает меня».

Но, будь Бойс только шаманом, вряд ли он стал бы так любим в той стране, с которой ему пришлось воевать. Он стал еще и преобразователем мира, а мир преобразовывать – это ведь наша любимая национальная потеxа. В общем, Бойс придумывает концепцию социальной скульптуры. Суть ее вот в чем. Точно так же, как сам Бойс делает объекты (скульптуры) из жира и войлока,


Жир


Войлочный костюм

т.е. из живыx, теплыx, естественныx материалов, xранящиx природную энергию, так и из современного человеческого общества, живого и естественного, но диковатого, можно создать при разумном на него воздействии новое, лучшее общество на анарxическиx основанияx. Разумное воздействие – это гуманизм и просвещение. В результате должно было возникнуть общество с прямой демократией, а государство как инструмент подавления и управления – исчезнуть. «Государство – это монстр, с которым надо бороться. Я считаю своей миссией – разрушение этого монстра», - говорил Бойс. И это - бывший гитлерюгендовец и вермаxтовец. Вот растут же все-таки некоторые люди в xорошую сторону. Таким образом, Бойс стал социально-политическим активистом, соединив шаманство и политику.

До Бойса уже были xудожники, занимавшиеся политикой, к примеру, сюрреалисты и дадаисты . Но там политика была продолжением иx xудожественныx практик и носила соответстующий буйный xарактер – сюрреалистический и т.д. Многие xудожники занимались политикой параллельно с искусством, никак иx не совмещая. Бойс же зашел с другой стороны и сделал нормальную, привычную политическую деятельность частью своего искусства. Такого тоже еще не было.

Наверное, самый известный проект Бойса на стыке политики и шаманства – вот этот:


Акция «7000 дубов»

Тут надо добавить, что Бойс был не только анарxистом, но и «зеленым». Итак, перед выставочным комплексом в Касселе было навалено 7000 базальтовыx блоков. Предполагалось, что в разныx местаx мира люди будут сажать дубы. После посадки одного дерева с площади убирался один блок (иx потом стали вкапывать рядом с посаженным деревом, xотя Бойсом это не планировалось). Все просто, действенно и наглядно.


Гомогенная инфильтрация для рояля или талидомидный ребенок - величайший современный композитор

Тут история такова. В 50-60 гг. в Европе продавались успокоительные препараты на основе талидомида. Когда иx принимали беременные, у ниx часто рождались дети с патологиями. Всего родилось 8-12 тысяч такиx детей. Скандал был страшный и долгий. Чаще всего дети рождались с патологиями рук. Тут, по-моему, все ясно – рояль, как в коконе, xранит в войлочном чеxле все свои возможности и красоты, поскольку нет никакой необxодимости иx обнаруживать – ребенок все равно не сможет сыграть на нем свою мелодию.

Помимо проведения акций и создания объектов, Бойс проявил себя в еще одном жанре, который условно можно назвать перформативными лекциями, дискуссиями или семинарами. Он выступал перед разными аудиториями с пропагандой своиx взглядов на мир, общество и искусство. Это были типа беседы дуxовного лидера со своей паствой, длились они долго, бывали иногда очень многолюдны – по нескольку сотен человек - и были насыщены и радикальными высказываниями, и эксцентричным поведением Бойса, и мощной суггестией.

Впрочем, деятельность Бойса очень часто носила не столь прямолинейно-положительный xарактер. Иногда она была достаточно парадоксальна и провокативна. В Чикаго он, к примеру, провел перформанс, посвященный Джону Диллинджеру, гангстеру 30-x гг., объявленного врагом общества №1. Бойс выскочил из машины возле того самого кинотеатра, у которого агентами ФБР был застрелен Диллинжер, пробежал несколько десятков метров, как бы сбивая прицел стреляющим, упал в снег и там лежал, как бы убитый. «Художник и преступник – попутчики, ибо оба обладают диким неуправляемым творческим началом. Оба аморальны и движимы лишь импульсом стремления к свободе», - это его объяснение смысла перформанса.

В будущем, предсказывал Бойс – шаманы же и предсказатели тоже – все будут xудожниками. Xудожник, в его понимании - это не род занятий и не уровень мастерства, таланта или славы. Это только определенное отношение к жизни. Xудожник – это всего лишь человек, который меняет мир.


Конец XX века

А иначе миру – такой вот кирдык.

* Один достаточно молодой xудожник где-то в середине 90-x говорил, что одну идею у него украл Бойс. И очень этим гордился. Имелось в виду, что этот xудожник, родив эту идею, через некоторое время узнал, что ее уже реализовал Бойс. Обидно, конечно, но и приятно.

** Еще к вопросу о нашей любви к Бойсу. В середине 90-x xудожники Кирилл Преображенский и Алексей Беляев реализовали в Мюнxене посвященный этой истории проект. Это был «Самолет Бойса» - приблизительная модель некоего самолета, построенная из несколькиx сотен валенок. Интересно, что Преображенский-Беляев выбрали момент, связанный не только с получением Бойсом нового дуxовного опыта, но и с низвержением его как врага. А повергнутого врага у нас любят.

*** Есть достаточное количество фактов, которые заставляют сомневаться во всей этой истории. Т.е. сбитый летчик Бойс был, но не было ни его жуткого полумертвого состояния, ни многодневного лежания в жире и войлоке. Но что-то такое в смысле какого-то мистического опыта Бойс в Крыму получил – место-то не простое. И, будучи склонным к созданию личной мифологии, возможно, оформил получение этого опыта в такую вот историю. В конце концов, для нас неважно – было, не было. Для нас важно то, что у Бойса было в голове. Вообще, пусть будет – было, так красивее.

Я уже несколько недель думаю, как объяснить одну важную штуку, никого не обидев (потому что обида всегда препятствует пониманию); с другой стороны, на обиженных, говорят, воду возят, а мне не помешало бы перевезти море под самые окна. Это 300 километров, если ближайшее Балтийское, но я вообще-то больше Адриатическое хочу. А его очень дофига везти!

Поэтому, ладно, можно обижаться. Я знаю, что с этим делать.

Штука же в том, что вся эта война вокруг и внутри Украины - она не просто цивилизационная, как говорят некоторые мои умные друзья. Она эволюционная, извините пожалуйста. (Эту фразу, если по уму, надо произносить вслух, голосом Слоненка из культового мультфильма про Удава, Мартышку и 38 попугаев. Потому что иначе читатель может приписать автору высказывания пафос и высокомерие, а они полностью исказят смысл.)

Эволюция вот прямо сейчас ("сейчас" - это не просто понедельник какое-то там мая условного года, а как минимум ближайшие сотни лет), у нас на глазах и при нашем участии совершает свой очередной виток.

В чем его главная фишка? В том, что человек перестает быть говорящим животным. И становится ближе к высоким гуманистическим представлениям о себе. Взаправду, на деле, а не на уровне разговоров.
Самый простой пример.

На предыдущем витке эволюции обижать слабых было нормально. Отторгать чужеродное было нормально. Распределение гендерных ролей и жесткая мочеполовая самоидентификация тоже были нормой. Территориальный инстинкт, в просторечии именуемый патриотизмом - норма. Послушание, доходящее до потребности в принуждении - просто супернорма, без которой никуда. Потому что так велел зоологический прагматизм, обязующий здоровое животное печься о выживании вида в целом. А кто не печется, тот хреновая особь, хоть и (возможно) добрый христианин. Ему же хуже.

А вот кстати о христианстве.

Строго говоря, подлинные христианские принципы - те самые, двухтысячелетней давности, не искаженные еще адаптацией для ширнармасс - кажутся мне первым осмысленным и осознанным шагом на новый эволюционный виток. Преждевременным, конечно же. Но новое всегда преждевременно, новое всегда начинается заранее, когда к нему ваще никто ни хрена не готов. Поэтому любое новое, вернее, реакция на него и процесс его приживления - "не мир, но меч".

Было бы очень удобно, если бы все новое начиналось вовремя, когда некоторая критическая масса пользователей к нему готова. Но здесь (на этой планете, у этого человечества) другие методы и технологии. Новое приходит сильно заранее, до полного неузнавания искажается в процессе усвоения, а потом, очень много (по человеческим меркам) времени спустя вдруг прорастает из навоза, в который вроде бы уже давно превратилось. И на этом этапе его уже не остановить (т.е., можно на отдельных участках, но не весь процесс в целом).

Сейчас, я так понимаю, как раз пошел этот этап.

Так вот. На новом витке эволюции обижать слабых становится абсолютно неприемлемо. Уничтожать отличающихся тоже. Любое, даже самое раздражающее меньшинство становится стратегически полезно, потому что несет целому изменения, в которых целое, решившее уже насущные проблемы материального выживания, нуждается для дальнейшего развития. Зоологический прагматизм больше не рулит. А, напротив, сосет.

Зато рулит Бог, который есть любовь. И новый человек, который есть попытка приближения к состоянию любви. Насколько удачна всякая частная попытка, на самом деле, неважно. Важно намерение. Вектор. Импульс. Порыв.

Нам всем, с одной стороны, очень повезло. В том смысле, что можно натурально эволюционировать вот прям при жизни. Родиться прагматичной зверушкой, помереть живым человеком. Это очень крутая судьба. И сейчас не такая уж редкая. За нее даже в святые больше не записывают и правильно делают. Потому что это не святость. Просто новый виток эволюции, быват.

С другой стороны, это конечно ужас как стрёмно - жить вот прямо сейчас. Да еще и на границе цивилизаций, одна из которых криво-косо, неумело, так что временами смотреть тошно, а все же ковыляет на новый эволюционный виток. То есть, пытается включить в свою культуру некоторые базовые ценности нового вида. На практике это часто ужасно нелепо выглядит (потому что введением новых принципов обычно занимаются люди, достигшие успеха в обществе старого образца, отборные успешносоциализированные представители уходящего вида, для которых эти принципы - чистая теория, а не внутренняя правда). Но если понимать, что на самом деле происходит в этих самых дико раздражающих меня по множеству пунктов Европках - мама дорогая же! Так не бывает. Снимаю шляпу.

Хотите что-то понять про ту или иную культуру, не придирайтесь к мелочам. Смотрите, как в рамках ее живут слабые. Дети, старики, инвалиды, безработные, какие угодно "меньшинства". Художники, кстати - не модные, хорошо продающиеся, а в среднем по палате. Студенты, подростки. Как поступают с наркоманами, как лечат тяжело больных, как ассимилируют иностранцев. Насколько опасно там быть (выглядеть) непохожим, чужим. Насколько ваша персональная безопасность на улице и в гос.учреждениях зависит от того, как вы одеты - например. И кстати о госучреждениях - в каких условиях находятся заключенные? Допустима ли хотя бы в исключительных случаях смертная казнь? И так далее.

На сегодняшний день ни одной идеальной культуры (идеального общества), разумеется, нет. Человек - вообще довольно неподходящий материал для создания чего-то идеального, мы не для того изобретены. А вовсе даже ради торжества животворящей ошибки. Важен не конечный результат (да и как результат может быть конечным?), а вектор развития. Вектор - это наше все, потому что жизнь - движение. И время дается нам в ощущениях как череда перемен.

Я не скажу ничего нового, если замечу, что в постсоветской культуре (и не надо говорить о каких-то "ужасных русских", о национальности всегда вспоминают от невежества, все более-менее общие качества больших групп людей объясняются исключительно особенностями культуры, в рамках которой они живут) - так вот, в постсоветской культуре обижать слабых пока еще норма. И кажется даже что-то вроде особого гражданского права, хорошо хоть не конституционного: каждая жертва обязана подчиняться агрессору, зато имеет право найти себе другую жертву и приятно скоротать досуг.

Неудивительно, что в рамках этой культуры эволюционировать опасно для жизни. Но с некоторыми (на самом деле со многими) оно случается само. Я очень хочу, чтобы такие люди не просто кое-как выживали и тихо расползались по углам, но нормально жили. Я не знаю, как это возможно в сложившихся условиях. Это моя большая боль. И единственное утешение - что я, во-первых, довольно часто не вижу самого очевидного выхода. А во-вторых, имею склонность драматически преувеличивать. Этого у меня не отнять.

Ну и что касается Украины. С чего там на самом деле все началось. Да с того, что некоторое число условно "слабых" людей, т.н. "простых граждан" дали понять, что не позволят безнаказанно себя обижать. И таки натурально не дали.

Революции, кстати, довольно часто имеют эволюционные причины. Т.е., затевают их граждане, которым жить по-старому не просто не хочется, а эволюционно неприемлемо. Они начиают бороться за себя. А крах революций обусловлен тем, что потом дело в свои руки берут граждане старого образца. Просто на правах самых социальноадаптированных представителей большинства. И устраивают ад.

Нет худшего ада, чем тот, что способно организовать самое обычное настоящее, не желающее становиться прошлым.

В общем, рядовых представителей культуры, базовые ценности которой основаны на особенностях текущей (и вот прямо сейчас уходящей в прошлое) ступени эволюции, история с Украиной взбесила как мало что. Потому что успех восстания традиционно слабых против традиционно же сильных некоторым образом перечеркнул их собственную жизнь. А такое никому не понравится. Мне, собственно, тоже совсем не нравится, когда временное торжество этой самой предыдущей ступени перечеркивает мою жизнь. В этом смысле мы пока действительно вполне одинаковы.

Поэтому с таким напряжением многие сейчас следят за Украиной. Радуются наступившим там бедам. На пальцах подсчитывают убитых среди противников новой украинской государственности. Ну типа - вас-то убивать можно, потому что сами не захотели сидеть тихо, это любому дураку понятно. А вот защищаться вам никак нельзя, сразу запишем в злодеи и не отмоетесь! (Это вообще любимая тема уходящей культуры насилия: превышением самообороны считается вообще все, только жертва, ограничившася жалобными стонами, желательно положенными на печальную музыку, получит "пятерку" за поведение.)

Поэтому любой лжи про Украину сейчас верят так охотно - думать, что за успешным восстанием слабых против обидчиков стояла какая-нибудь обычная продажная политическая хня, не просто приятно, но успокоительно. Ждут украинской катастрофы - чем страшней, тем лучше. Пусть им покажут! И пусть покажут нам - что обижать слабых по-прежнему можно. Что нет правоты превыше зоологического прагматизма. Что мы не эволюционные лузеры, не вчерашний день, мы - венец творения, лучше не бывает, можно не развиваться. Ура, какое облегчение!

Впору вводить новый термин "эволюционная зависть". Абсолютно иррациональная, позволяющая завидовать тому, кто в беде. Тому, кто сам навлек на себя беду. Причем именно потому, что он сделал это сам. Не спросясь у мамы с папой.

Самостоятельность и инициатива - это же тоже привет из будущего. Для нас они пока только начинаются. И кстати активно душатся не только в постсоветстком пространстве. Потому что у власти пока почти везде люди старого образца. Они, конечно, отвалятся, но надо ждать.

По итогам получаются две новости для человечества. Обе хорошие, хотя первая мало кому понравится.

Первая новость состоит в том, что сейчас на одной планете живут принципиально разные виды хомосапиенсов. Эволюционировавшие и, скажем так, не очень. Первых гораздо меньше, и их счастье, если они живут в обществе, культура которого это более-менее поощряет. Какие бы дикие формы это поощрение порой ни принимало.

Вторая новость такая: число первых понемногу растет за счет вторых. Потому что с некоторыми этот чудесный процесс происходит в рамках одной человеческой жизни. Причем в любом обществе. У каждого, пока он жив, есть нехилый шанс. Вы только подумайте. Ни хрена себе, а.

А ключ, как всегда, один: осознанность. (Которую можно отличить от думания правильных мыслей по степени глубины процесса: думанье всегда на поверхности, в голове, а осознание - где-то в центре, под слоями и слоями внутренней тьмы.) Штука в том, что в процессе осознания принимает некоторое участие бессмертная часть нас, которой никуда эволюционировать не надо. Потому что она с самого начала Бог. Или что-то очень на Него похожее. Сидит там, на сияющей вершине, и ждет, когда мы попросим дать руку:)

Обсуждать ничего не хочу. Все что мне было нужно сказать, уже написано. Простыми человеческими словами. Даже в словарь лазать не нужно. Вроде бы.

P.S.
Меньше всего на свете мне хочется пасти народы. Эта запись появилась только потому, что очень долго крутилась у меня в голове этаким громким внутренним спором со всем человечеством сразу. И мешала работать. А это не дело совсем.

Компиляция из разных источников

Прежде чем задать вопрос «Что мы можем сделать?», надо спросить себя «Как мы должны мыслить?»

Мы до сих пор живем в Освенциме.
Он же

Мифобиография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс (1921-1986) вырос в строгой католической семье - чтобы уйти от домашней опеки, он сначала вступил в гитлерюгенд, а после стал летчиком-добровольцем в Люфтваффе. Уже в это время Бойс увлекался антропософией Штайнера, а в 1941-м, перед отправкой на фронт, посетил дом Ницше. Любовь к последнему он сохранил и после войны, а в национал-социализме основательно разуверился.

Согласно известной легенде, летчик Люфтваффе прозрел в 1944 году, когда его истребитель разбился над крымской деревней. Выжить после падения и черепно-мозговой травмы ему якобы помогли татары: они намазали Бойса жиром, накормили медом и обмотали войлоком, чтобы исцелить и сохранить тепло тела.

Нос Арго (1952)

Нельзя точно сказать, сколько в этой истории правды и помогает ли войлок исцелить переломы лицевых костей. После ранения Бойс еще год совершал боевые вылеты, пока не оказался в английском плену. Однако, вернувшись в 1947-м в Германию, решил стать художником и поставил перед собой цель: исцелить общество, культура которого сгорела в печах Освенцима.

В отрыве от этой истории искусство Бойса теряет смысл. Скульптуры и инсталляции из жира и войлока берут свое начало в крымской степи. Примитивные рисунки и шаманские перформансы с мертвыми и живыми животными (укрощение койота и дискуссия об искусстве с мертвым кроликом) восходят к историям о сибирской тайге и Внутренней Монголии, где, говорят, Бойс тоже каким-то образом побывал. Кресты и самолеты на многократно тиражируемых открытках пришли из военного прошлого и католического детства.

Впрочем, если история «низвержения» и «воскрешения» Бойса действительно мистификация самого художника - тем лучше. Потому что это красивая мистификация, возводящая художественную биографию до уровня мифа и позволяющая самому художнику весьма бесцеремонно занять место в пантеоне богов. История гибели и «воскрешения» Бойса странным образом напоминает миф о самоубийстве и воскрешении другого аса - скандинавского бога Одина; воскресший Один принес из небытия тайну письменности (рунический алфавит), Йозеф Бойс - новый художественный язык. Бараний жир и войлок, которые были использованы для лечения его ран, стали первыми буквами этого языка. Знаменитая шляпа Бойса, без которой он отказывался фотографироваться и появляться на публике недвусмысленно напоминает о войлочной шляпе Одина; в этом мистическом сходстве, разумеется, присутствует известный комизм. Бойс сам называл свои художественные жесты «шаманством».

Метеор в месте крестов (1953)
Сердца революционеров. Порождение Планеты будущего (1955)
Сибилла (Правосудие) (1957)

Актрисы (1958)
Ведьмы изрыгающие огонь (1959)
Заключенный (1954-1960)

Жировой стул (1964)

Бойс придерживался мнения, что современное экономическое устройство не считается с внутренними потребностями, замыкая человека в тюрьме производства и потребления. Условием появления подлинной альтернативы существующей действительности для Бойса было расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек - художник». Наделенные внутренним творческим потенциалом, люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики, то есть становиться творцами «социальной скульптуры»…

Проникновение для фортепиано (1966)

Понять Бойса как художника современности 1960-х годов невозможно, если не видеть в искусстве протест против уже охватившего мир состояния вещей, против позитивистской прагматики. Бойс - создатель двух стилей позднего ХХ века, милитари и экологического, объединенных парадоксально его волей, - своими перформансами обращает внимание на то, что тщательно вытесняется современным обиходом: жизнь - это жертва. Бойс медленно переводит акценты в этой теме, уходя от конкретной немецкой истории к общехристианским символам. Свою первую акцию под флагом флюксуса Бойс устраивает 20 июля 1964 года, в годовщину покушения Штауфенберга, которому не удалось убить Гитлера и сам он был замучен гестапо. Бойс выступает в техническом университете Ахена. Он растапливает два куба жира под запись речи Геббельса, призывающего массы к тотальной войне, затем поднимает распятие и осеняет его нацистским приветствием. Позднее Бойс выбирает более приемлемый для всех немцев и нейтральный символ - зайца.

The Pack (1969)
Две овечьи головы (1975)
Покажи свою рану (1974-75)

Терремото (Землетрясение) (1981
Естествознание (1982)
Батарейка Капри (1985)

Перформансы Бойса были наполнены духом шаманизма. В них он пытался обрести некий глубинный опыт контактирования с природой через посредство своеобразных симулякров магических действий с природными фетишами. В одном из перформансов он девять часов пролежал на полу, завернутый в рулон из войлока в компании двух мертвых зайцев. Углы и стены комнаты были залеплены жиром, на стене висел пучок волос и два ногтя. Через микрофон Бойс издавал какие-то животные звуки (имитируя голоса зайцев и оленя), которые вперемежку с современной музыкой транслировались по всей галерее и на улицу.

Работы Йозефа Бойса

Сибирская симфония (1963)

Сибирская симфония (1963)

Впервые «Сибирская симфония» была исполнена в 1963 году в Дюссельдорфской академии художеств, затем повторена в 1966-м в берлинской галерее Ренэ Блока. Во время первой акции Бойс играл на специально подготовленном фортепиано. Его струны были завалены грудами мусора, а мертвый заяц с вырезанным сердцем был приколот палочками к школьной доске, к которой были также прикреплены два треугольника из жира и войлока. Надписи по-немецки указывали точное значение острых углов, а 42 градуса по Цельсию - это предельная температура человеческого тела. Так Бойс проложил новую Транссибирскую магистраль в пространстве воображаемой географии. И теперь границу между Западом и Востоком сможет пересечь прыгучий заяц, любимое тотемное животное художника. Во время перформанса исполнялись фрагменты музыки Эрика Сати “Sonnerie de la Rose + Croix” («Перезвоны розы и креста»), явно намекая на оккультные практики ордена розенкрейцеров, ставивших своей целью совместить восточный мистицизм и западный прагматизм. Сам Бойс в Сибири никогда не был, зато некоторых из розенкрейцеров туда отправила Екатерина II за то, что они пытались обратить в свою веру наследника Павла. Остается одна загадка. Для большинства немцев Eurasia - термин сугубо географический. Можно предположить, что о возвышенной геополитической мистике этого понятия художнику поведал какой-нибудь русский эмигрант из числа обслуживающего персонала части люфтваффе, в которой воевал стрелок-радист Йозеф Бойс.

Источник: Ковалев А. Семь работ Йозефа Бойса. Выбор критика

Лечить подобное подобным (1964)

Пропасть между уже музейным искусством модернизма и неискусством флюксуса обнаруживает история участия Йозефа Бойса в конкурсе на памятник жертвам Холокоста, который создавали для установки в Освенциме. Можно себе представить, как в 1964 году члены жюри, знаменитые скульпторы-модернисты Ганс Арп, Осип Цадкин и Генри Мур изучали проект Бойса под девизом «Лечить подобное подобным». Бойс предложил на рассмотрение витрину, в которой находились кубы жира, распятие и около него кусок печенья как облатка, фрагмент дохлой крысы и связка сосисок. Этот парад отталкивающих материализаций распада демонстрировал именно невозможность эстетического оформления темы, невозможность формализации миллионов смертей и самой истории Второй мировой войны. Если дадаистская развязность в обращении с реальностью и памятью Первой мировой воспринимается вполне естественно-исторически, то неодадаистский опыт Бойса остался единственным в своем роде, неповторимым в силу маргинальности и экстремизма.

Источник: Андреева Е.Ю. Постмодернизм

Как объяснять картины мертвому зайцу (1965)

Это одна из наиболее известных шаманских акций Бойса. Намазав голову медом и покрыв его золотой пудрой, Бойс шаманил в течение трех часов - при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции типа общался с мертвым зайцем, типа объясняя ему свои работы. Поле для трактовок этой акции и поисков ее смысла весьма большое. В любом случае, это очень изящное соединение мира актуального искусства и шаманской практики общения с потусторонним миром. И примирение их, таких разных. Сам же Бойс, как и положено порядочному шаману, выполнял функцию посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в их интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать их как некие знаки. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и определенная интерпретационная темнота и лежат в основе российской любви к Бойсу - мы же тоже не любим предельную ясность и отсутствие хотя бы небольшой тайны.

Источник: Кругликов В. Йозеф Бойс. Авангардизм как социально-политическое шаманство

Евразия (1965)

В перформансе 1965 года Бойс объясняет мертвому зайцу незримые картины… В 1966 году Бойс еще раз обращается к образу зайца, представив перформанс более сложного сценария под названием «Евразия» об утопическом единстве мира в духе. Разделив пространство галереи на два неравных отсека (в меньшем размещались зрители), Бойс с привязанной к ноге железной платформой ходил из конца в коней между большим треугольником фетра и черной доской, держа в руках сложную конструкцию из палок, напоминающую крепеж хоругви, и ходули, и орудие землемера, к которой было приделано чучело зайца. Время от времени Бойс обращался к чучелу со словами немецкого романиста Юстиниуса Кернера: «Куда бы ты ни пошел, я отправлюсь за тобой», стрелял из трубочки фетровой пулей, рассыпал соль, мерял чучелу температуру и записывал ее на доске под предварительно сделанной схемой «Евразия - разделение креста». Заяц, символ католической Пасхи, духовного воскрешения, в перформансе Бойса уподобляется также пуле, быстро летящему снаряду, для которого нет границ и препятствий. Он «пронизывает» пространство Запада и Востока, и художник следует за ним, скрепляя своей тяжелой, железной поступью территории, объединяя их в движении своего тела, несмотря на затрудненность этого движения с железом на ноге, символизирующим сложность социального прогресса. Под разобщением Востока и Запада, которые символически представлены смягчающим угол фетровым треугольником и грифельной доской с расчетами, можно понимать самые разнообразные идеи, в частности, по мнению Уве Шнеде, противопоставление восточного человека-интуитивиста западнику-интеллектуалу по Штайнеру, или же, по словам самого Бойса, Европу, разделенную на Восток и Запад Берлинской стеной, которую символический заяц с легкостью преодорлевает.