Бал как он проводился в европе. Из истории балов

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Конечно, если не в полночь, то утром нового года карета исчезнет, но воспоминания о прекрасном празднике сохранятся на всю жизнь. И, если кто-то не в курсе: сезон балов в Европе начинается как раз на Рождество.

Вена


Если это будет первый бал в вашей жизни (не считая школьного), то, чтобы как следует проникнуться атмосферой, лучше отправляться сразу в Вену. Вальсировать здесь умеют все, от кондитеров до президента. Не случайно в расписании венских балов можно найти бал цветочников, фармацевтов, полицейских, пожарных. Кстати, венский - это не столько вопрос места проведения (ведь сегодня он проводится и в Москве), сколько соответствие регламенту. По протоколу, например, начинаться венский бал должен с выступления дебютантов. Открывает сезон Императорский бал, который проводится в ночь с 31 на 1 января во дворце Хофбург в апартаментах императора Франца Иосифа и его супруги Сиси. Это один из самых престижных балов, на который съезжаются все сливки общества, в том числе сам президент. Впрочем, чтобы поучаствовать в нем, к элите принадлежать вовсе не обязательно - были бы деньги: билет стоит около 1000 евро. Отказать гостю в присутствии могут разве что из-за несоблюдения дресс-кода. Здесь он один из самых строгих. Для кавалеров - фрак или смокинг, для дам - платье в пол и обязательно с палантином, прикрывающим плечи.
Можно, конечно, взять подходящий наряд на месте напрокат, но чтобы чувствовать себя уверенно, лучше привезти платье с собой. Не забудьте застраховать багаж - необходимый реквизит для праздника стоит недешево, и жаль будет, если ваш чемодан потеряет авиакомпания.
Начинается императорский бал в 18.30, заканчивается в 4 утра. За это время гости успевают послушать выступления солистов Венской национальной оперы, потанцевать кадриль, вальсы, сальсу и даже рок-н-ролл. И поужинать, конечно. В меню императорского бала торт с фруктами в шампанском, стейк из мраморной говядины и суп из сладкого картофеля с трюфелями.

Дрезден


На Дрезденском оперном балу, возрожденном 11 лет назад, дресс-код не такой строгий и вариантов присутствия больше: есть возможность заплатить за билет - будешь танцевать в здании Государственной оперы, нет - на площади перед оперой устраивается бальная копия, поучаствовать в танцах здесь можно абсолютно бесплатно. Особенность дрезденского бала - красочное шоу фейерверков. Этот бал вообще один из самых веселых и зрелищных: участие в нем принимают танцовщицы из парижского Лидо и цирковые артисты. Иногда приезжают и королевские особы: в 2014 году, например, здесь была замечена шведская королева Сильвия. В общем, все напоминает о том, что каких-то 100 лет назад это был самый знаменитый бал в Европе.

Париж


Если вы путешествуете с детьми, то лучший способ подарить им сказку - это побывать на костюмированном историческом балу в Музее ярмарочного искусства в парижском районе Берси. Этот частный музей, основанный актером и коллекционером Жан-Полем Фаваном на территории бывшего винного рынка, вообще удивительное место. Ярмарочные балаганы, карусели, разноцветные цирковые боксы похожи на декорации к фильму Кристофера Нолана «Престиж» или к феллиниевской «Дороге». В новогоднюю ночь музей превращается в резиденцию Людовика XIV, гостей доставляют к празднику в каретах, где каждого «король-солнце» встречает лично. На этом, впрочем, историческая часть заканчивается. Музыка звучит современная. А регламента и вовсе нет никакого - главное, танцевать, веселиться и получать удовольствие.

Потеря багажа

Чемодан, улетевший в Мозамбик вместо Великобритании, – история, увы, нередкая. Бывает, что утерянный багаж через некоторое время находится, но случается и так, что чемодан, полный важных и дорогостоящих вещей, так и не возвращается к своему владельцу. На то, что фактическую стоимость багажа компенсирует авиакомпания, надежды мало: реальная цена содержимого чемодана обычно оказывается гораздо выше нормативов авиакомпаний. Именно для таких случаев незаменимо страхование багажа. Оформить данную опцию очень просто – для этого даже не требуется проводить предварительную оценку содержимого чемодана. Расчет суммы компенсации базируется на предполагаемом весе багажа и, как правило, покрывает максимально возможную стоимость вещей. Для выбора дополнительного страхования багажа нужно отметить данный пункт при оформлении базовой туристической страховки на сайте компании «Ингосстрах».

Что такое бал? Бал – это большой танцевальный вечер под живую музыку классического жанра, как раньше говорили в старину «вечернее собрание обоего пола для пляски». От обычных развлекательных танцевальных вечеров бал отличается особой торжественностью, пышностью, аристократизмом, строгим этикетом, живой классической музыкой и классическим набором танцев, следующих, как правило, в заранее определенном порядке.

Слово «бал» присутствует во всех европейских языках и звучит абсолютно одинаково (фр. bal, итал. ballo, нем. Ball, рус. бал), но его этимология в разных языках отличается. Например, в итальянском языке «il ballo» происходит от глагола ballare, что означает «танцевать». Таким образом, «ballo» - это танец, пляска. А «der Ball» в переводе с немецкого языка означает мяч. Его связь с балом, в классическом понимании этого слова, восходит к древней традиции.

В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Когда появился первый бал? Во времена рыцарских турниров? Или ещё раньше? Сложно сказать. Балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Считается, что начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. во французском городе Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко. Балы получили широкое распространение только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при короле Генрихе IV. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV - с тех пор они составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался со временем, первоначально во Франции, определённый церемониал. И вместе с тем лица третьего сословия получили возможность, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где и сейчас сосредоточена вся бальная жизнь.

Балы делились на две категории. Это были придворные и общественные балы. Придворные балы являлись официальными мероприятиями. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей.

Общественные балы устраивались всеми существующими на тот период сословиями и имели довольно свободную форму проведения и широкий круг участников. Можно сказать, что бал был основной формой общения и развлечения для большинства городских жителей.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно разнообразна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины – именно этот мотив руководил людьми при создании балов во все времена.

Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Черты, которые характеризуют бал – это аристократизм, утончённость, достоинство, красота.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

На сегодняшний день, если говорить о России и в целом о Европе, наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Но история бала продолжается… Современный балы чрезвычайно разнообразны по стилю и форме проведения бала. И, конечно, очень популярен традиционный венский бал. Венские балы появились в современной России относительно недавно, но достаточно быстро приобрели широкую известность среди населения столичных городов. Как и прежде, балы делятся условно на «придворные» - балы для высшего света, элиты, политиков и дипломатов – и на «общественные», которые проводятся губернаторами, муниципалитетами, местными организациями и просто любителями. На какой бал хотите попасть Вы? Решать Вам!

Я уже писала о балах в Австро-Венгрии.
Сегодня рассказ о современных балах в Вене. Тем более, что на днях состоится Оперный Бал в Венской Опере.

Вена - мировая столица музыки. Одной из ее визитных карточек и «предметов экспорта» является Венский вальс - танец в три четверти такта, который когда-то прославил на весь мир король вальса Иоганн Штраус. Венские балы признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

Оперный бал в Венской опере - бал номер 1 в мире:

Такие любимые всеми балы имеют как ни странно не очень старую историю. Источники 16-г века не знают слова "Ball" в контексте танцевального мероприятия. Лишь в 17 веке это слово появляется в обиходе. Оно происходит от латинского слова "ballare" (танцевать).
Начало нынешним балам положил Венский конгресс 1814-1815, куда съехалась вся европейская политическая элита. Конгресс проходил в атмосфере непрерывных балов, маскарадов и увеселительных мероприятий и был назван "танцующим конгрессом".

Поистине мировую славу венским балам принесли вальсы Штрауса, триумфальное шествие которых по Европе и всему миру в первом половине 19-го века началось именно из Вены.

При "вечном" кайзере Франце Иосифе самыми эксклюзивными балами были "Бал при дворе" и "Придворный бал" (). На них допускалась только аристократическая и правительственная верхушка. Но бюргеры, мещане, ремесленники, рабочие и даже крестьяне устраивали по всей стране свои балы.

После падения монархии на смену придворным балам пришел Оперный Бал в Венской государственной опере, именно он является сейчас самым главным и экслюзивным балом. Он проводился с перерывами с 1921 до 1939 года, а затем из-за войны возобновился лишь в 1956 году. Подробнее о нем в конце этой статьи.

Дебютанты бала Венского филармонического оркестра в здании Musikverein:

В год в Вене проводится около 400 балов, которые посещают около 300 тысяч человек. Бальный сезон начинается официально 11 ноября ровно в 11:11 и заканчивается Пепельной средой, после которой начинается Великий Пост. Пик бального сезона - январь и февраль.

Балы в Вене бывают разные....В основом это "отраслевые" или "региональные" балы, на которые часть билетов забронирована для своих, а остальные может купить любой. В Вене существует бал офицеров, бал врачей, бал фармацевтов, бал полицейских, бал виноделов, бал аптекарей, бал юристов, бал пожарных, бал индустрии и техники, бал Технического или Экономического университета, бал Тироля, бал Штирии.....И так до бесконечности...Каждый день в сезон в Вене проходят несколько балов. Благо дворцов и подходящих для балов элегантных залов в городе достаточно.

А сейчас обзор НЕКОТОРЫХ самых известных и ярких балов, являющихся апогеями бального сезона.

"Венский бал кофеен" (и всего, что относится к кофе) (Der Ball der Wiener Kaffeesieder). В этом году проходит в 60-ый раз. Проходит в Редутном зале Хофбурга с 21.00 до 04.30.
Вход 135 евро, студентам 60 евро
Дресскод:

Мужчины: фрак, смокинг, парадный мундир (никаких галстуков, только бабочки).

Дебютанты бала кофеен:

"Бал кондитеров" (Zuckerbäckerball). В этом году проводится в 116-ый раз. Проходит в Хофбурге.
Вход 100 Euro, молодежи (не старше 1991 г.р.) 50 евро.
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье (нежелательны мини, коктейльные платья, брючные костюмы и трахт)
Мужчины: смокинг, парадный мундир, темный костюм с бабочкой (нежелательны галстук и трахт).
Разыгрывается приз „Vienna Cakemaster " на лучший торт.

Бал кондитеров (в центре вносят торты):

"Венский Академический Бал" (Wiener Akademikerball), до 2013 года назывался "Венским корпорационным балом". Проходит с 1952 года и организовывается партией правых FPÖ. Поэтому больше всего подвергается критике в СМИ.

Дебютанты Академического Бала:

"Охотничий бал" (Jägerball) В этом году проходит в 96-й раз в Хофбурге.
Вход: 130 Euro. Студенты (не старше 1991 г.р.): 50 Euro
Дресскод:
Дамы: дирндль или трахт
Мужчины: трахт или костюм с элементами трахта

Дебютанты охотничьего бала:

"Бал врачей" (Wiener Ärzteball), проводится в этом году в 67-ой раз.
Вход: 120 Euro, студенты: 50 Euro
Столик: 30-390 евро
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье
Мужчины: фрак, смокинг, черный или темно-синий костюм с бабочкой (никаких галстуков!).

Дебютанты бала врачей:

Все балы начинаются одинаково: выходом дебютантов. А потом у всех разная программа. Танцы под классику сменяются выступлениями саксофонистов, номерами танцевальных и балетных групп, исполнениями блюза, джаза, кантри, ариями из мюзиклов, разными конкурсами...Собираются пожертования на благотворительные цели.

Еще несколько известных балов...

Офицерский бал. Дебютанты:

Тот же бал офицеров в Вене. На заднем плане справа видны гости бала - курсанты одного из российских военных училищ:

Дебютанты на балу фармацевтов:

Бал Технического университета:

И наконец... БАЛ БАЛОВ....

«Венский оперный бал» (Wiener Opernball). Проводится в последний четверг перед Великим Постом в Венской государственной опере. Бал приравнивается к государственному приему, на нем всегда присутствует президент Австрии с супругой.
Входной билет: 290 евро
Отдельный столик: 400-1200 евро (в зависимости от расположения)
Ложа/балкон: 10.000-20.000 евро (в зависимости от расположения)

Парадная лестница в Венской Опере:

Дресскод: для дам - длинное бальное платье, для мужчин - фрак с белой бабочкой

Это чисто официальный дресскод. Но дресскод может предписать лишь вид и длину одежды, а вот вкус он не может предписать. Поэтому существуют также дополнительные НЕГЛАСНЫЕ правила дресскода для Оперного бала...Платье не должно тесно облегать фигуру, нежелательные ткани - шерсть, лён, кожа. Женская обувь не обязательно должна иметь высокие каблуки, но желательно с закрытыми носками. Но вроде последние годы уже считаются допустимыми вечерние туфли с открытыми носками (без чулок). Вообще выставлять на балу голые ноги - дурной тон.
Сумочка обязательно маленькая и элегантная. Дурным вкусом считаются просвечивающиеся сквозь тонкую ткань бюстгалтеры, трусы и выпирающие над тесными трусами животы и бока. Поэтому желательно или надевать утягивающее корсетное белье, или драпировать/маскировать свои чересчур пышные формы. Помимо настоящих драгоценностей считается допустимой и со вкусом подобраная бижутерия. Наручные часы для мужчин абсолютно нежелательны (лишь карманные на цепочке или вообще никаких), для женщин максимум маленькие элегантные часики. Брюки мужчин поддерживают не ремни, а подтяжки. Туфли для мужчин желательны лаковые. Брюки с черными шелковыми "лампасами". И упаси боже никаких галстуков и пиджаков! Только фрак с белым жилетом и белой шелковой бабочкой!

Модераторы бала Мириам Вайксельбраун и Альфонс Хайдер одеты по правилам дресскода:

Подготовка и декорация зала к балу в Венской Опере начинается за 70 часов до открытия. После последнего представления вечером в понедельник из партера убирают сиденья. Затем настилают специальный пол, который вместе со сценой образует одну сплошную плоскость площадью в 850 кв м. В дополнение к 76 постоянным ложам в партере устраивают вдоль сцены 24 дополнительные ложи в три этажа. Вход с улицы в здание Оперы со стороны Ринга декорируют огромным красным навесом и кладут красный ковер, по которому нарядные гости заходят в здание. В среду вечером проводят генеральную репетицию дебютантов и декорируют цветами. В четверг утром служба строительного надзора принимает перепланирование помещения и пола. Теперь наносятся последние штрихи - и все готово к проведению Главного Бала.

Генеральная репетиция дебютантов за день до бала:

На Оперный Бал гости приезжают к Опере на собственных и арендованных автомобилях, лимузинах, даже каретах! Подъезжают прямо к крытому парадному входу с красным ковром. Но большинство приезжает на такси, их привозят родные, они приходят пешком из ближайшего отеля или приезжают на метро...Если каждый из нескольких тысяч гостей бала будет торжественно подъезжать к парадным дверям, то на это понадобится целый день.

Открывается бал появлением бундеспрезидента со своей половиной в президентской ложе под звуки австрийского гимна.

Президент Австрии (теперь уже бывший) Хайнц Фишер с женой Маргот (слева). Справа - организатор Оперного бала Дезире Трайхль-Стюргх.

Австрийская (бывшая) первая леди Маргот Фишер - обычная женщина со скромными внешними данными, избегающая СМИ. И на балах всегда одета скромно и консервативно.

Затем следует грандиозный полонез Карла Цирера , в котором участвуют 160-180 пар дебютантов, входящие в зал во главе с церемониймейстером.
Примерно треть дебютантов - иностранцы. Ежегодно завяки присылают кандидаты в дебютанты из разных стран- от США до Японии. В прошлом году было 40 заявок из России. По каким критериям отбирают или отказывают, не знаю.

Раньше за хореографию дебютантов была бессменно ответственна знаменитая танцевальная школа Elmayer. Но в 2009 года у школы Elmayer монополию забрали, и теперь каждый год за полонез дебютантов отвечает какая-то другая танцевальная школа Вены, Граца, Линца и других городов.

каждый год на девушках короны разной формы:


(шепотом) вот эти женщины в зеленом по краям - из танцевальной школы. Они следят, чтобы ряды были ровными. Когда видят "неровность", с улыбкой проходят вдоль рядов и взглядом дают дебютантам знать, чтобы подровнялись. Ведь дебютанты - не профессиональные танцоры, а съемка в прямом эфире ведется также сверху, и нужно чтобы все было ровно и симметрично. Вот на видео с 6:14 видно, как они "ровняют" ряды (только эта запись другого года и женщины в красном, а не в зеленом).

Церемония открытия продолжается балетным выступлением и затем оперным пением. И, конечно, с участием мировых звезд первой величины. То Хосе Карерас с Анной Нетребко , то Пласидо Доминго... В этом году вроде будет петь тенор Йонас Кауфман.

балет на Оперном балу:

После этого дебютанты танцуют еще марш Радецкого и польку. А после вальса "На прекрасном голубом Дунае " , церемониймейстер дает знаменитую команду „Alles Walzer“ ("Танцуют все!" ) времен Штрауса - и под звуки вальса к танцующим дебютантам присоединяются все желающие.

На балу танцуют под знаменитые мелодии времен монархии - вальсы Штрауса, мелодии из оперетт Легара, музыку венских классиков Моцарта, Гайдна, Бетховена.
В полночь играет полуночная кадриль. В 3 часа ночи снова кадриль. В 5 утра бал заканчивается "Дунайским вальсом ", маршем Радецкого и мелодией "Брат Мой " Фердинанда Раймунда. В 6 утра в пятницу начинается уборка зала, чтобы в субботу вечером могли возобновиться регулярные представления.

В вечер бала Венская Опера доступна посетителям от подвала до чердака. На балу ведь не только танцуют. Везде открыты буфеты, бары, рестораны, лаунж-бары и даже хойригер есть! В холлах играет живая музыка.

Рядом с Оперой наготове стоят несколько пожарных машин с полторы сотней пожарных, машины скорой помощи. И полиция само собой - она отгораживает вход в Оперу и отгоняет левых демонстрантов, которые каждый год протестуют против бала.

Дита фон Тезе в ложе на Оперном балу:

Прямая ТВ трансляция с бала длится много часов (но я всегда засыпаю до окончания). Транляция модерируется за кадром, как какое-нибудь открытие Олимпийских игр. Мне лично нравится слушать по ТВ комментарии модераторов Карла Гогенлоэ и Кристофа Вагнера-Тренквитца. Первый - журналист (и князь вообще-то!), другой - драматург и музыковед. Они знают вообще всех и вся. "Вот это принцесса такая-то", "Это племянник Порше", "Это мисс Нижняя Саксония позапрошлого года", "Это двоюродная тетя дяди свекрови Фионы Сваровски".....
Удивляет прекрасная работа операторов австрийского телевидения. Камера буквально "скользит" по залу, "скользит" между парами, детально показывая лица и наряды дебютантов. Будто невидимый оператор с камерой ходит по паркету. Если наводят крупным планом камеру на кого-то из дебютантов, другая камера показывает его мать/отца в ложе - ведь часто это дети каких-то знаменитостей. И сразу следует объяснение модераторов за кадром. Это ж надо всех знать в лицо!

Однажды камеру навели на жену одного из модераторов. Он сказал: "Упс.. а это моя жена. Но кому она пишет СМС?" Другой: "Может, тебе?" "Да нет, я пока ничего не получил" "Так у тебя же мобильник отключен".

Потом несколько недель бульварная пресса пестрит фотографиями вечерних платьев VIP-посетительниц бала - у кого платья были со вкусом, а у кого безвкусны, кто какие ляпы в одежде допустил. Мне кажется, что наиболее грешат ляпами в дресскоде забытые "известности", которые как-то хотят о себе напомнить СМИ.

"Танцуют все":

Наиболее интересен желтым СМИ строительный магнат 82-летний Рихард Лугнер, который, желая привлечь к себе внимание, каждый год приводит с собой какую-то (оплаченную) знаменитость, в основном из шоу или кинобизнеса. То Софи Лорен, то Пэрис Хилтон, то Ким Кардашьян, то Памелу Андерсон...

Рихард Лугнер в ложе со своей очередной оплаченной молоденькой женой и очередной оплаченной гостьей Ким Кардашьян и ее матерью:

Говорят, что сумма, которую он платит знаменитостям, составляет около 50 тысяч евро. Плюс дорога и проживание в навороченном отеле. Однажды какая-то звезда (уже не помню, какая именно) назвонила по телефону из своего номера гостиницы в Америку на офигенную сумму, Лугнеру пришлось и этот счет оплачивать.

С недавнего времени "Венские балы" стали проводиться и в других странах и городах.

Венский бал в Пекине:

Венский бал в Москве (Гостиный двор):

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене в любое время года, приуроченное к торжественным событиям и праздникам. Венские балы всегда являли собой эталон бальной культуры и в прошлом году были занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

В прошлые столетия балы устраивались королевским двором в связи с религиозными или военными праздниками. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Пепельная среда - день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии этот день соответствует чистому понедельнику.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом (иногда, вместо посыпания пеплом головы, наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие», либо «Прах ты и в прах возвратишься». Пепел, по традиции, получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим венским балом. Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности умение выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов. Это выглядит как выход в свет.

Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. В полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Дебютанткой элитного Венского бала может стать практически каждая девушка. Здесь нет каких-то особых критериев красоты. Главное - пройти конкурс, в рамках которого оцениваются, прежде всего, интеллектуальные данные. Так, будущая дебютантка должна знать иностранные языки, причем лучше несколько, уметь ответить на ряд вопросов, касающихся истории, литературы и культуры в целом, и написать эссе о том, почему она стремится попасть на Венский бал.

Однако, существуют возрастные ограничения - дебютантке должно быть от 16 до 23 лет, а ее партнеру - от 18 до 28. При этом молодые люди не должны состоять в браке.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события, происходившие на балу, обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.
После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришел Оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого, в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый Оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного маэстро, управлял оркестром.

Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Как уже говорилось, первый Оперный бал современного типа прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен лишь в феврале 1956 года после Второй мировой войны.

Что же танцуют на балах? Открывает Оперный бал, как и несколько веков назад, грандиозный танец-шествие в умеренном темпе - полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди.

Полонез всегда исполнялся в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом.

Полька появилась в середине XIX века вовсе не в Польше, как многим кажется, а в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Самый крупный - Оперный бал, посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих - музыканты, повара, портные, обувщики. Бальным сезоном в Вене считается время с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время. Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал). Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Редакция пообщалась с участниками Весеннего Бала, и оказалось, что лишь единицы знают что-то о балах прошлого. Более того, для многих этот Бал будет первым, и решающую роль в принятии решения о посещении бала сыграло как раз желание узнать: а что же это такое? HSE Press решила исправить ситуацию и провести для наших читателей экскурс в бальный мир.

Начать, пожалуй, стоит с самых-самых истоков. Потанцевать да повеселиться на Руси всегда любили, но балами народные пляски назвать сложно. Впрочем, русские бояре иногда позволяли себе поучаствовать и в таких действах, потому как выбор развлечений у них был ограничен. С дамами мужчины не общались вовсе: даже после женитьбы большую часть времени супруги проводили порознь. Так бы и тянулись в охоте, пирушках да войнах дни русского дворянства, если бы не Петр I. В ходе путешествия по Европе будущий император был поражен различиями между Россией и Европой. И переустройство России Петр решил начать как раз с дворянства, подвергнув коренным изменениям не только их службу, но и свободное время, - царь привез с собой ассамблеи.

«Ассамблея при Петре I» Худ. Станислав Хлебовский

Ассамблея петровских времен - это почти бал. Все гости собирались в одной зале, где они танцевали, пировали, мужчины курили и играли в шашки. Поэтому обычно ассамблея превращалась для многих дам в не самое приятное место: запах табака, постоянный стук шашек и кавалеры, торчащие у столов - все это отнюдь не способствовало популярности этого действа.

Проводились ассамблеи (а впоследствии и все балы вплоть до начала XX века) круглый год, за исключением постов. Петр I даже заставил духовенство присоединиться к увеселениям дворян, но пойти наперекор всем церковным канонам о недопустимости веселья в пост не мог даже царь. Однако основной сезон начинался зимой, когда все дворянство съезжалось из поместий в столицу, а темные морозные вечера вынуждали его большую часть времени проводить в помещении. Как нельзя кстати можно вспомнить знаменитые строки «дело было вечером, делать было нечего».

Танцевали в основном так называемые «польские» танцы, менуэты и контрдансы (английские танцы). Опыта танцев у гостей не было, а участие в них считалось скорее повинностью, чем приятным досугом, потому первые несколько лет гости чувствовали себя на ассамблеях достаточно неловко. Но пропустить, а тем более перестать посещать их вовсе, запрещалось под страхом наказания.

Впрочем, со временем для ассамблей стали выделяться четыре залы, громкий стук шашек сменил тихий шелест карт, Петр I личным примером привил обществу любовь к танцам, а кавалеры наконец оценили все прелести ассамблей и возможность непринужденного общения с дамами.

Ассамблеи во многом отличались от европейских балов и носили на себе отпечаток личных пристрастий царя, однако своей цели они достигли: русское дворянство постепенно приучилось к новым обычаям, этикету и светскому общению.

Эпоха дворцовых переворотов ознаменовалась приобретением придворными праздниками европейского вида. При дворе стали проводится также и балы-маскарады, на которых костюмы кавалеров и дам строго определялись хозяевами бала. Слава о русских маскарадах разнеслась по всей Европе, а роскошным костюмам завидовали даже французы.

Большую часть балов все еще устраивали при дворе, и не явиться туда означало оскорбить августейшую особу. Другой недостаток таких балов заключался в обилии церемониала, который превращал бал в чопорные и не очень веселые собрания. И это при том, что императрица Елизавета Петровна любила подшучивать над своим двором и приказывать кавалерам явиться в дамском платье, а дамам -- при мундирах! Однако при всей своей необычности, стоит отметить, что атмосфера таинственности маскарадов способствовала более легкому общению, что значительно скрашивало строгий церемониал.

Хореографическая составляющая балов значительно изменилась с петровских времен. В моду вошли кадриль, контрдансы, популярными оставались «польские» и «русские». Вырос и уровень танцоров, ведь на балах появился неписанный закон: чем выше твое положение, тем лучше ты должен танцевать. Потому ярче всего блистали наследники престолов и высшая аристократия. Монаршим особам не пристало много танцевать, и вечер они обычно проводили в беседах с гостями и за игрой в карты. Но уж если монарх желал станцевать, то вопросов о том, кто же здесь хозяин бала, не возникало.

Со второй середины XVIII века частой и популярной практикой становятся частные (партикулярные) и общественные балы. Порой своим великолепием они могли посоревноваться и с придворными. Устройство такого бала требовало огромных затрат, и мало кто мог позволить себе устраивать их часто - отсюда и появление общественных балов, средства на проведение которых собирались вскладчину. Не зря Пушкин писал об отце Онегина: «давал три бала ежегодно и промотался наконец».

Начиная со времен Екатерины II основной функцией балов становятся вовсе не церемонии, а общение. На балах показывали себя и свое богатство, обсуждали последние политические новости, плели интриги и составляли заговоры. Из более приятных вещей: выводили в свет подросших детей, искали им достойную партию. В качестве своеобразного экзамена для молодых аристократов служили семейные балы, на которые приглашались близкие друзья семьи. На таких балах молодые люди проверяли свое знание этикета, умение вести непринужденную беседу и, конечно же, танцевать.

Торжественный выход Императрицы Екатерины II Худ. А. Бенуа

В начале XIX века на балах появляется вальс - танец, определивший ход бальной истории всего века. Требующий от партнеров близкого контакта, поддержки за талию и почти постоянного зрительного контакта вальс произвел фурор в обществе: раньше партнеры находились друг от друга на значительном расстоянии и касались лишь кончиками пальцев, и ничто не могло нарушить «чистоты» танца. Старшее поколение осуждало вальс как безнравственный танец, и первое время он не был особенно популярным. Однако запретный плод сладок, а молодежь всегда хочет чего-то нового. Близкий контакт в танце позволял партнерам передавать записки и флиртовать, а что еще надо молодым аристократам? Со временем вальс стали танцевать все.

Но восхождение вальса на вершину популярности было нелегким. Его осуждение продолжалось, а при императоре Павле он и вовсе был запрещен на придворных балах. На частных же балах молодежь продолжала вальсировать, а зачастую от пары кругов не могли отказаться и старшие поколения. Балы в это время становятся такими, какими мы их знаем из русской классики, потому останавливаться на их описании мы не будем.

Пропустив первое десятилетие царствования Александра I, мы возвращаемся в Россию конца 10-х годов XIX. После Европейского похода русская армия вернулась домой не только прославленной победами, но и узнавшей богатую бальную культуру Франции. В первые годы Москва гуляла «отчаянно»: вальс царствовал на балах, все «плясали как угорелые» - и это не метафора: некоторые дамы тяжело болели после таких вечеров. В это время бал окончательно утратил церемониальную функцию и превратился в место сбора высшего общества. Отныне балы стали неотъемлемой и постоянной частью дворянской жизни. Сам император присутствовал на многих частных балах, общался с гостями и вел себя как отец дворянского семейства.

До второй половины XIX века при императоре Николае I балы мало изменились, разве что менялась бальная мода. Общение на балах оставалось легким и непринужденным, несмотря на строгий этикет - благородные дамы и кавалеры прекрасно ориентировались в огромном своде неписанных правил.


«Бал» Худ. Владимир Первунинский

Танцевали в XIX веке полонезы и иногда американские грандмарши, мазурку и польку, краковяк и в редчайших случаях венгерку. Не вышли из моды кадриль, контрдансы, и, конечно же, вальс. Общей тенденцией развития танцев в это время становится ускорение темпа музыки и упрощение техники танца. Исключение составляли лишь величественные полонезы и грандмарши, открывавшие бал.

Характерной чертой века становятся публичные балы в пользу нуждающихся. Своим содержанием они мало отличаются от балов предыдущего времени, однако билет на них стоил значительных денег, собираемых на благотворительность. С целью привлечения щедрых пожертвований, на бал допускались люди неблагородного происхождения. Интересны так же небольшие базары, аукционы и лотереи на балах, на которых в том числе продавались сувениры, сделанные руками царской семьи. Вместе с тем, допуск на балы недворян привел к «приземлению» бал, упрощению танцев и церемониала. [ Впоследствии податное сословие даже начало проводить собственные «купеческие балы».]


Бал в городе. Худ. Огюст Ренуар

С 80-х годов XIX века в бальной культуре наступает кризис. Александр III балы не жаловал, а общее предчувствие надвигающейся катастрофы проникло во все слои общества. При его наследнике, Николае II, балы не посещавшем, они становятся более редким явлением. Определенным успехом по-прежнему пользовались балы-маскарады, на которых дворяне могли на некоторое время сбросить надоевший груз ограничений высшего общества. Танцевали на балах полонезы, вальсы, причем, в разные десятилетия это были совершенно разные танцы, и другие танцы XIX века. Повсеместная популярность вальса обязывала любого уважающего себя композитора написать музыку для вальса, и именно этому периоду мы обязаны огромным количеством прекрасных произведений композиторов всего света. Разнообразие проявлялось и в самом вальсе: на протяжении всего XIX века было распространено огромное множество вариаций этого танца.

Вообще, обстановка конца XIX - начала XX века не располагала к частым балам, аристократия активно вовлекалась в деловую и новую политическую жизнь, оставлявшую мало времени для развлечений. Февральская революция нанесла серьезный урон балам, постепенно превратив их в политизированные собрания, а Октябрьский переворот свел бальную жизнь на нет. Некоторое время она теплилась в образовательных учреждениях для благородных девиц и юнкерских училищах, строгий распорядок которых долгое время не могли поколебать никакие ветра революций. Однако с окончанием Гражданской войны и установлением Советской власти пали и эти последние бастионы русских балов.

На этом история балов России прервалась. Русские эмигранты продолжали участвовать в балах за границей, поддерживали некоторые традиции, но по сравнению с яркой бальной культурой Российской империи это была лишь капля в море. В то время как в Европе балы продолжались и продолжаются до сих пор, в Советском союзе бал как способ проведения досуга ассоциировался с эксплуатирующим классом, популярности не имел и постепенно был забыт.

Однако история балов именно прервалась, а не подошла к концу. С середины 90-х годов совершенно разные люди в самых разных уголках России и странах СНГ обратились к временам Пушкина и Толстого, стараясь возродить этот прекрасный обычай. Балы всегда служили воспитанию молодого поколения, способствовали обучению правилам этикета и общения в обществе. Посещение бала - показатель вашего положения в обществе. И пусть сословия давно отменены, а достойное воспитание и образование доступно почти всем, многие ли смогут выйти на паркет, оживить то «прекрасное далёко» и доказать, что достойны наследия предков? Ответить на этот вопрос Редакция может лишь одно: мы горды тем, что в Вышке такие люди нашлись!

Арсений Авчинников
Редактор: Елена Калинкина
Фото: http://forum.vgd.ru/post/153/rds/p978115.htm