Что можно найти в стенах домов. Строительная жертва: самый жуткий обряд в истории Замурованные люди

Замурованные заживо

Есть в Белоруссии небольшой городок Гольшаны. Славится он своим знаменитым замком - резиденцией рода Сапег, возведенным в первой половине XVII века. В настоящий момент главную достопримечательность замка составляют...привидения.

Белая дама

О Белой даме из Гольшанского замка знают многие любители таинственных историй. Как рассказывает легенда, одну из стен замка долгое время не могли возвести: она постоянно обрушивалась. Тогда кто-то вспомнил о древнем обычае: чтобы здание было прочным, нужно замуровать в его стену живого человека, желательно – молодую девушку или ребенка. Подумав, строители решили, что при выборе будущей жертвы справедливо будет положиться на волю случая – пусть погибнет та женщина, которая первой принесет обед мужу…
Очень быстро шла молодая жена к своему супругу, почти бежала – не могла иначе: уж больно любила его, соскучилась, да и обед хотела принести горячим.
Но нерадостно встретил ее муж, мрачны были лица и других строителей. Некоторые варианты легенды гласят, что после того, как вложили в стену последний камень, муж женщины покончил с собой, а его труп замуровали рядом с ней.
Эта история осталась бы одной из множества мрачных средневековых легенд, если бы в 1997 году при ремонтных работах строители не наткнулись на скелет женщины. Ее поза позволяла сделать вывод, что, скорее всего, она была замурована в стену живой. Также об этом свидетельствовали сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться.
Скелет похоронили, однако без соблюдения христианского обряда. Рабочие, нашедшие его, в скором времени умерли один за другим, и все – при странных обстоятельствах.
Привидение, которое называют Белой дамой, то и дело появляется в замке, наводя ужас на сотрудников художественного музея, расположенного там.
История девушки, принесенной в жертву при постройке здания, вовсе не является уникальным сюжетом. Советский этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приводит множество примеров легенд о строительной жертве, самые показательные из этих историй будут приведены далее.

Любопытная Алёна
В книге А.А. Навроцкого «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (1896) имеется баллада под названием «Коромыслова башня».
Основу ее сюжета составляет предание о том, что при постройке Новгородского кремля была заживо закопана в землю некая Алена, жена купца Григория Лопаты. В тот день женщина слишком поздно проснулась и, чтобы успеть сделать всю работу по дому, решила пойти к реке за водой коротким путем – по тропинке, идущей по склону горы.
Возвращаясь, около городской стены женщина увидела яму. Любопытство заставило ее подойти поближе и заглянуть туда. Строители тут же окружили Алену, попросили попить. Едва женщина сняла коромысло с плеч, как ее схватили, привязали к доске и опустили в яму. Коромысло и ведра закопали вместе с ней – так велел обычай.
Надо сказать, что строители отнюдь не бестрепетно совершили жуткий поступок – они долго не соглашалась закапывать несчастную, однако главный мастер убедил их в необходимости принесения строительной жертвы:

Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной,
да за крепкой стеной
От врагов безопасны мы будем!

Эти строки поэта ХIХ века А.А. Навроцкого из поэмы «Коромыслова башня» в предельно четкой форме объясняют причину совершенного ритуала. Его цель – оградить город от бед путем принесения человеческой жертвы.
Интересно, что подобного рода жертвоприношения совершались в христианскую эпоху, строитель – один из героев поэмы – даже говорит о том, что погибшую будут поминать в молитвах. Безусловно, это свидетельствует о теснейшем переплетении в сознании людей христианских и языческих верований. Приведенная легенда полна бытовых деталей, за счет которых воспринимается как реальная история. Если когда-нибудь при строительных работах в Новгородском кремле откопают скелет женщины – это будет неудивительно.

Плачущие стены
Легенды о строительной жертве встречаются по всему миру. Правда, замуровывают не всегда женщин. Например, в Грузии есть сказание о Сурамской крепости, отраженное в народной песне «Сурамисцихе». По ее мотивам снят фильм Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (1984). При постройке цитадели стены ее несколько раз обрушивались. Царь приказал найти жертву – единственного сына одинокого человека. Можно только гадать о причинах такой избирательности – возможно, принесение жертвы должно было быть сопряжено с максимальным количеством страданий. Так или иначе, на роль жертвы был избран юноша Зураб, сын одинокой вдовы. Песня передает диалог матери с замуровываемым сыном.
Женщина несколько раз спрашивает его: «До какого места ты заложен?» Тот отвечает: «По щиколотку, по живот, по грудь, по шею…» По легенде, слезы плачущего Зураба до сих пор просачиваются сквозь камни крепости…

Материнская любовь

В сербской народной песне «Постройка Скадра» находим другой вариант строительной жертвы – в стену крепости была замурована молодая женщина, мать грудного ребенка. Песня рассказывает, что по просьбе жертвы в стене оставили два отверстия: для груди, чтобы женщина в течение года могла кормить своего ребенка, и для глаз, чтобы она могла его видеть. Удивительно, однако в песне ничего не говорится о том, что женщина в это время чем-то питалась. Возможно, такая деталь просто упущена, и замурованную в стене мать кормили через оставленное на уровне лица отверстие. А может быть, при формировании окончательного текста песни «Постройка Скадра» сыграла свою роль средневековая вера в чудо – автор был убежден, что замурованную женщину незримо питали высшие силы.
Так или иначе, но после того как младенца отняли от груди, мать замуровали окончательно. Среди местных женщин бытует суеверие, что из стены в том месте, где замурована несчастная, временами сочится белая жидкость. Ее следует собирать и пить матерям, которые имеют проблемы с кормлением грудью.

«Я тебя совсем не вижу!»
В роли строительной жертвы могут выступать и дети. Легенда рассказывает, что при возведении крепости в тюрингском городе Либенштейн (сейчас она полуразрушена) в стену была замурована маленькая девочка, дочь женщины-бродяжки, которая сама продала строителям ребенка и даже присутствовала при замуровывании.
Девочку угостили сладостями и принялись закладывать проем, в котором она стояла, камнями. Ребенку казалось, что все происходящее – веселая игра. «Мама, мама, а я тебя вижу!» – кричала малышка вначале. Но отверстие становилось все меньше и меньше, и девочка принялась просить оставить ей хотя бы маленькую щелочку, для того чтобы смотреть на мать. Как и в новгородской легенде об Алене, мастеру не так-то просто было завершить страшное дело. В конце концов, работу доделал его ученик. «Мама, мама, я тебя совсем не вижу!» – донесся отчаянный крик. Говорят, что потом в течение многих лет по ночам в тех местах можно было услышать жалобный плач ребенка. Другие легенды уверяют, что до сих пор по развалинам крепости и в окрестных лесах бродит привидение бессердечной матери, после смерти раскаявшейся в своем преступлении…

Яйцо вместо птицы

Не подлежит сомнению, что в основе историй о строительной жертве часто (хотя, подчеркнем, далеко не всегда) лежат подлинные факты. В чем же причина жуткого, с точки зрения современного человека, ритуала? Объяснений может быть много. Во-первых, бытовало поверье, что душа замурованного человека станет своеобразным хранителем здания. Во-вторых, жертва могла служить для задабривания местных духов, которые были потревожены строительством.
Однако самое убедительное объяснение предлагает Д.К. Зеленин. Он справедливо указывает на то, что до появления каменных зданий люди жили преимущественно в деревянных домах. Древний человек был убежден, что деревья имеют душу и рассерженные древесные духи могут вредить людям, живущим в доме.
Желая договориться с духами деревьев, люди приносили им жертву – обычно кого-нибудь, имеющего низкий социальный статус: пленника, женщину, ребенка. По мере развития человеческого общества принесение в жертву людей стало вытесняться жертвоприношением животных, а то и вовсе неодушевленных предметов.
В 1874 году при ремонте городских ворот в Аахене (Германия) нашли мумифицированную кошку. Судя по всему, она была замурована в башне ворот при ее закладке в 1637 году.
В 1877 году в фундаменте одного из берлинских домов нашли скелет зайца и куриное яйцо. Это здание было построено в XVI веке. Очевидно, строители решили, что яйцо может быть рассмотрено как эквивалент птицы. Со временем на зловещий обряд было наложено табу, но в народной памяти остались легенды, полные трагизма…


В фольклоре многих народов фигурируют жуткие истории о замурованных заживо людях. За что же их постигла такая страшная смерть? Считалось, что одних наказывали за преступления, явные или вымышленные. А другие должны были вечно оставаться сторожами и хранителями того места, в котором нашли свою смерть. И все могло бы считаться просто народными сказками, если бы строители и археологи в ходе работ иногда не натыкались бы на такие жуткие находки.

Из истории жертвоприношений


Но начнем по порядку, с самого начала. Народы древности (а некоторые практически и до сегодняшнего времени) считали, что богов и духов надо как следует умилостивить, если хочешь что-то от них получить.


Все логично: люди ведь тоже предпочитают не работать задаром. Также и духи, если хочешь получить что-то значимое и ценное, надо и заплатить соответственно. А что предпочитают духи и боги? А это в зависимости от «специализации» и характера невидимой сущности.


Добрые духи и боги примут в жертву цветы, масло, благовония, вино, а более серьезные хотят и серьезных даров, часто в виде кровавых жертв. Такие серьезные невидимые помощники всегда считались и более сильными. Поэтому, чтобы их задобрить приносили в жертву живых: животных, а в самых серьезных случаях – людей.

Человеческая жизнь в давние времена особо ценной не считалась, причем не только у каких-то там диких племен, но и у самих цивилизованных народов Европы. Сказки и предания отражают давно ушедшие суровые реалии. Помните, сказку про Мальчика-с-пальчик? В голодный год семья попросту оставила детей в лесу, кормить же нечем.


Есть белорусское предание о том, что немощных стариков положено было отвозить в лес умирать. В своей литературной сказке об этом написал классик белорусской литературы В.Короткевич. У Джека Лондона есть рассказ на эту же тему, как индейцы уходили в более благоприятные места, бросая стариков.


Время было такое, от лишних ртов избавлялись без сожаления. Поэтому, чтобы попросить для племени/народа урожая, благополучия или избавления от опасности, приносили в жертву людей. Про ацтеков, которые массово резали пленников в угоду своему богу Солнца написано много.


Но не только индейцы этим отличались. И не только тогда. Одно из затерянных в джунглях племен Индии еще в 20 веке практиковало подобный обычай. Они брали ребенка, чужого, воровали или покупали – не суть важно. Ребенка несколько лет растили, ни в чем не отказывая. А затем, в нужный день, приносили в жертву на полях, причем самым зверским образом.


Считалось, чем больше мучается жертва, тем лучше будет урожай и благосклоннее духи. Так что, как видим, обычай жертвоприношения был везде и даже совсем недавно. С течением времени нравы все же смягчались и человека начали заменять животными. Особо ценными. Кстати, все помнят сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Но вряд ли задумывались об истоках сказки. По одной из версий братец Иванушка – заместительная жертва. Часто же в нужных случаях человеческие жертвы заменяла лошадь или корова. Это были очень ценные животные в древности, их было немного, их берегли.


И в жертву приносили только в крайнем случае, например, на похороны князей. Или при строительстве особо важных зданий. В Европе, кстати, находят скелеты лошадей …. под старыми церквями! Обереги из лошадиных костей вообще были ценными.


Над славянскими жилищами вешали конские черепа. Вряд ли лошадей специально убивали для этого, скорее, брали уже «готовые». Но и убивали тоже, в самые ответственные моменты. В качестве жертвы при строительстве зданий, мостов и т.д. использовали свиней, петухов.


Иногда их резали, а бывало, что и закапывали живьем. Видимо, считалось, что так они лучше будут стеречь вверенную им постройку. И местные духи будут довольны и не станут вредить. Видимо, логика у древних строителей была такая.

Гольшанский замок в Беларуси


И вот мы добрались, наконец, до жертв капитального строительства. Судя по преданиям, человеческие жертвы чаще приносили не «на всякий случай», хотя и такое могло быть, а когда строительство не ладилось. Раз стройка не идет, значит, духи гневаются, рассуждали люди. И их надо задобрить подходящей жертвой.


Подобная легенда существует о старинном замке в Гольшанах, Беларусь. Однажды хозяин замка велел построить башню. Но, как ни старались рабочие, стены постоянно осыпались. Князь торопил строительство и начал гневаться, а гнев князя в те времена, сами понимаете, не шутка.

Тогда и решили принести жертву, решили, что ею станет первый, кто придет на стройку утром. Первой прибежала молодая жена одного из рабочих. Хотела побыстрее принести завтрак любимому мужу... Башня была достроена и простояла до нашего времени. Замок за прошедшие столетия сильно пострадал, на многие части все еще были целы.
7 самых страшных мест Украины, посетить которые решаются далеко не все туристы .

Есть в Беларуси небольшой городок Гольшаны. Славится он своим знаменитым замком – резиденцией рода Сапег, возведенной в первой половине XVII века. В настоящий момент главную достопримечательность замка составляют… привидения.

Белая дама

О Белой даме из Гольшанского замка знают многие любители таинственных историй. Как рассказывает легенда, одну из стен замка долгое время не могли возвести: она постоянно обрушивалась. Тогда кто-то вспомнил о древнем обычае: чтобы здание было прочным, нужно замуровать в его стену живого человека, желательно – молодую девушку или ребенка. Подумав, строители решили, что при выборе будущей жертвы справедливо будет положиться на волю случая – пусть погибнет та женщина, которая первой принесет обед мужу…
Очень быстро шла молодая жена к своему супругу, почти бежала – не могла иначе: уж больно любила его, соскучилась, да и обед хотела принести горячим.


Но нерадостно встретил ее муж, мрачны были лица и других строителей. Некоторые варианты легенды гласят, что после того, как вложили в стену последний камень, муж женщины покончил с собой, а его труп замуровали рядом с ней.
Эта история осталась бы одной из множества мрачных средневековых легенд, если бы в 1997 году при ремонтных работах строители не наткнулись на скелет женщины. Ее поза позволяла сделать вывод, что, скорее всего, она была замурована в стену живой. Также об этом свидетельствовали сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться.
Скелет похоронили, однако без соблюдения христианского обряда. Рабочие, нашедшие его, в скором времени умерли один за другим, и все – при странных обстоятельствах.
Привидение, которое называют Белой дамой, то и дело появляется в замке, наводя ужас на сотрудников художественного музея, расположенного там.
История девушки, принесенной в жертву при постройке здания, вовсе не является уникальным сюжетом. Советский этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приводит множество примеров легенд о строительной жертве, самые показательные из этих историй будут приведены далее.

Любопытная Алена

В книге А.А. Навроцкого «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (1896) имеется баллада под названием «Коромыслова башня».
Основу ее сюжета составляет предание о том, что при постройке Новгородского кремля была заживо закопана в землю некая Алена, жена купца Григория Лопаты. В тот день женщина слишком поздно проснулась и, чтобы успеть сделать всю работу по дому, решила пойти к реке за водой коротким путем – по тропинке, идущей по склону горы.
Возвращаясь, около городской стены женщина увидела яму. Любопытство заставило ее подойти поближе и заглянуть туда. Строители тут же окружили Алену, попросили попить. Едва женщина сняла коромысло с плеч, как ее схватили, привязали к доске и опустили в яму. Коромысло и ведра закопали вместе с ней – так велел обычай.
Надо сказать, что строители отнюдь не бестрепетно совершили жуткий поступок – они долго не соглашалась закапывать несчастную, однако главный мастер убедил их в необходимости принесения строительной жертвы:

Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной,
да за крепкой стеной
От врагов безопасны
мы будем!

Эти строки поэта ХIХ века А.А. Навроцкого из поэмы «Коромыслова башня» в предельно четкой форме объясняют причину совершенного ритуала. Его цель – оградить город от бед путем принесения человеческой жертвы.
Интересно, что подобного рода жертвоприношения совершались в христианскую эпоху, строитель – один из героев поэмы – даже говорит о том, что погибшую будут поминать в молитвах. Безусловно, это свидетельствует о теснейшем переплетении в сознании людей христианских и языческих верований. Приведенная легенда полна бытовых деталей, за счет которых воспринимается как реальная история. Если когда-нибудь при строительных работах в Новгородском кремле откопают скелет женщины – это будет неудивительно.

Плачущие стены

Легенды о строительной жертве встречаются по всему миру. Правда, замуровывают не всегда женщин. Например, в Грузии есть сказание о Сурамской крепости, отраженное в народной песне «Сурамисцихе». По ее мотивам снят фильм Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (1984). При постройке цитадели стены ее несколько раз обрушивались. Царь приказал найти жертву – единственного сына одинокого человека. Можно только гадать о причинах такой избирательности – возможно, принесение жертвы должно было быть сопряжено с максимальным количеством страданий. Так или иначе, на роль жертвы был избран юноша Зураб, сын одинокой вдовы. Песня передает диалог матери с замуровываемым сыном.
Женщина несколько раз спрашивает его: «До какого места ты заложен?» Тот отвечает: «По щиколотку, по живот, по грудь, по шею…» По легенде, слезы плачущего Зураба до сих пор просачиваются сквозь камни крепости…

Материнская любовь

В сербской народной песне «Постройка Скадра» находим другой вариант строительной жертвы – в стену крепости была замурована молодая женщина, мать грудного ребенка. Песня рассказывает, что по просьбе жертвы в стене оставили два отверстия: для груди, чтобы женщина в течение года могла кормить своего ребенка, и для глаз, чтобы она могла его видеть. Удивительно, однако в песне ничего не говорится о том, что женщина в это время чем-то питалась. Возможно, такая деталь просто упущена, и замурованную в стене мать кормили через оставленное на уровне лица отверстие. А может быть, при формировании окончательного текста песни «Постройка Скадра» сыграла свою роль средневековая вера в чудо – автор был убежден, что замурованную женщину незримо питали высшие силы.
Так или иначе, но после того как младенца отняли от груди, мать замуровали окончательно. Среди местных женщин бытует суеверие, что из стены в том месте, где замурована несчастная, временами сочится белая жидкость. Ее следует собирать и пить матерям, которые имеют проблемы с кормлением грудью.

«Я тебя совсем не вижу!»

В роли строительной жертвы могут выступать и дети. Легенда рассказывает, что при возведении крепости в тюрингском городе Либенштейн (сейчас она полуразрушена) в стену была замурована маленькая девочка, дочь женщины-бродяжки, которая сама продала строителям ребенка и даже присутствовала при замуровывании.
Девочку угостили сладостями и принялись закладывать проем, в котором она стояла, камнями. Ребенку казалось, что все происходящее – веселая игра. «Мама, мама, а я тебя вижу!» – кричала малышка вначале. Но отверстие становилось все меньше и меньше, и девочка принялась просить оставить ей хотя бы маленькую щелочку, для того чтобы смотреть на мать. Как и в новгородской легенде об Алене, мастеру не так-то просто было завершить страшное дело. В конце концов, работу доделал его ученик. «Мама, мама, я тебя совсем не вижу!» – донесся отчаянный крик. Говорят, что потом в течение многих лет по ночам в тех местах можно было услышать жалобный плач ребенка. Другие легенды уверяют, что до сих пор по развалинам крепости и в окрестных лесах бродит привидение бессердечной матери, после смерти раскаявшейся в своем преступлении…

Яйцо вместо птицы

Не подлежит сомнению, что в основе историй о строительной жертве часто (хотя, подчеркнем, далеко не всегда) лежат подлинные факты. В чем же причина жуткого, с точки зрения современного человека, ритуала? Объяснений может быть много. Во-первых, бытовало поверье, что душа замурованного человека станет своеобразным хранителем здания. Во-вторых, жертва могла служить для задабривания местных духов, которые были потревожены строительством.
Однако самое убедительное объяснение предлагает Д.К. Зеленин. Он справедливо указывает на то, что до появления каменных зданий люди жили преимущественно в деревянных домах. Древний человек был убежден, что деревья имеют душу и рассерженные древесные духи могут вредить людям, живущим в доме.
Желая договориться с духами деревьев, люди приносили им жертву – обычно кого-нибудь, имеющего низкий социальный статус: пленника, женщину, ребенка. По мере развития человеческого общества принесение в жертву людей стало вытесняться жертвоприношением животных, а то и вовсе неодушевленных предметов.
В 1874 году при ремонте городских ворот в Аахене (Германия) нашли мумифицированную кошку. Судя по всему, она была замурована в башне ворот при ее закладке в 1637 году.
В 1877 году в фундаменте одного из берлинских домов нашли скелет зайца и куриное яйцо. Это здание было построено в XVI веке. Очевидно, строители решили, что яйцо может быть рассмотрено как эквивалент птицы. Со временем на зловещий обряд было наложено табу, но в народной памяти остались легенды, полные трагизма…

Княжеская резиденция

Знакомство с деревней Гольшаны произошло во время экскурсионной поездки по старинным местам Беларуси с одним из турагентств Минска.

Деревня Гольшаны расположена на левом берегу реки Гольшанки. В XIII-XVI вв. являлась частным поселением князей Гольшанских, с XVII в. - князя Сапеги. В XIV-XV вв. Гольшаны были центром удельного княжества в Великом княжестве Литовском и играли заметную роль в его политической и экономической жизни. Первое упоминание о Гольшанах в летописи датировано 1280 годом. По легенде, построил это местечко Гольша (Ольша, Ольгимунт), который жил в середине XIII века. Он и дал название роду князей Гольшанских.

Многие пророчат Гольшанам славу туристической Мекки, но, к сожалению, пока инфраструктура там недостаточно развита. По словам экскурсовода, деревня потихоньку лишается жителей, но те, кто остается, приобщаются к туристическому бизнесу. Например, наша группа была принята в небольшом кафе с очень вкусными комплексными обедами.

Свой основной архитектурный облик Гольшаны обрели в XVI веке, уже после смерти последнего из князей Гольшанских, который умер в 1556 году. Владения перешли к княжне Ольге и ее мужу Павлу Сапеге. Благодарственная надпись Ольге высечена на большом валуне в центре города.

Центральная площадь Гольшан расположена на перекрестке двух улиц - Советской и Борунской, которые являются частями загородных дорог. Это первые улицы со времен образования поселения.

Архитектурной достопримечательностью является комплекс францисканского костела и монастыря, а также торговые ряды, которые были частично восстановлены. Именно при Сапегах были приглашены монахи францисканского ордена. До этого основное население Гольшан исповедовало православие, в отличие от Сапег, которые являлись католиками. К сожалению, их владение этими землями было недолговечно. Одна из дочерей Павла Сапеги умерла в молодости, а две другие ушли в монастырь. Так как наследников мужского рода не осталось, то после смерти имение разделили многочисленные родственники.

Недалеко от центра Гольшан находится замок, который был построен Павлом Сапегой в XVI-XVII веках. Его воспел Владимир Короткевич в романе «Черный замок Ольшанский». Замок на самом деле не черный - он построен из красного кирпича. Говорят, что его потолки были украшены богатой лепниной, в залах было много каминов, стены покрывали портреты и гобелены. По своему великолепию замок был не хуже королевского замка в Варшаве. И это был именно замок, а не дворец. Он имел внутренний двор, его окружали несколько шестигранных башен, в замок вели ворота.

К сожалению, время и люди не пощадили великолепный памятник архитектуры. Первые повреждения замок получил в XVIII веке во время войны со шведами. Но даже после них, до прихода Красной армии в 1939-м, он был жилым. С установлением советской власти начался последний и самый печальный период существования замка. Из камней и кирпича строились более современные строения, местных детей отпускали на летние каникулы после того, как они принесут по нескольку кирпичей от замка. Однако, несмотря на все злоключения, руины выжили и получили статус Государственного памятника архитектуры БССР. С тех пор замок находится под охраной государства, что по крайней мере не позволяет разрушать его далее. Была даже попытка начать реставрационные работы, на месте тропинок появились насыпанные камнем дорожки. Хочется верить, что на этом работы не остановятся.

Но прежде всего Гольшаны известны благодаря леденящим душу легендам. По галереям замка до сих пор бродит Белая дама с Черным монахом, а в комнатах францисканского монастыря и костела мучается душа заживо погребенной девушки.

Легенда о девушке

Согласно этой легенде, во время постройки монастыря строители никак не могли закончить кладку одной из стен: она постоянно трескалась. Сапега пригрозил мастерам казнью, если они не успеют с окончанием строительства в срок. И на срочном сходе пришли к мнению, что все беды из-за воздействия черных сил и для их успокоения нужно принести жертву. Решили, что это будет та женщина, которая первой принесет своему мужу обед. Ею оказалась молодая красивая девушка, которая пришла к своему жениху. Она была замурована в злополучной стене, после чего работа пошла на лад и монастырь был построен.

Сейчас в монастыре размещается музей, и все его сотрудники уверены, что эта история - чистая правда. Во время раскопок под одной из стен обнаружили скелет девушки со следами насильственной смерти. Ноги были под стеной, а тело, с широко раскинутыми руками, обращено к центру помещения. Двоих рабочих попросили перезахоронить кости. Неизвестно, сделали они это или нет, но говорят, что дети таскали по деревне череп. Оба работника очень скоро умерли, а место захоронения останков девушки найти не удалось.

В монастыре начали происходить события, которые иначе как мистическими назвать невозможно. Сразу после извлечения скелета стена дала внушительную трещину, что грозило ее обрушением, но этого не произошло. С тех пор в коридорах и комнатах монастыря можно встретить призрачный силуэт, услышать тихие шаги и вздохи девушки-привидения. Чаще всего призрак бывает в кабинете директора музея.

Легенда о призраках замка

Гольшанский замок стал пристанищем Белой дамы и Черного монаха. Последний чаще появляется на развалинах замка и, кроме визуального контакта, не оставляет о себе никаких свидетельств. Сотрудник музея рассказывал, что Белорусское телевидение решило снять рождественскую передачу про замок и его привидения. Исполнители ролей Белой дамы и Черного монаха должны были пройти по стене замка. Стоя на стене, актриса вдруг почувствовала, что кто-то сильно толкает ее. Очевидцы говорили, что это было похоже на резкий удар в грудь. Актриса упала, ударившись затылком, и сильно разбилась. Пришлось вызывать хирурга и накладывать швы. На съемочную группу напал настоящий психоз, всем казалось, что кто-то невидимый выгоняет их с развалин.

Есть версия, что Белая дама и замурованная девушка - одно и то же привидение, но некоторые полагают, что это два разных призрака. Они утверждают, что привидение Белой дамы живет в замке и оно гораздо старше своего собрата из монастыря.

Очень мне понравившийся как в визуальном плане, так и своим патологическим сюжетным замыслом, фильм «Замурованные в стене», снятый по мотивам произведения Les Emmurés под авторством Сержа Брюссоло. Одинокое и величественное, необычное, уникальное жилое здание, находящееся где-то вдали от расхожей цивилизации, создаёт впечатление ангарно-промышленного и, в то же время, готического образования. Как говорила сама героиня Сэм, зданию самое место в известном городском преступном ареале Готэм-сити.

Картина готовит историю мрачных и ужасных тайн, таимым этим самым домом, что всегда очень красочно может смотреться при должном подходе к их раскрытию. И подобного рода фильмы непременно занимают моё внимание — их потайные ходы; неполные архитектурные планы, могущие скрывать как пустопорожние пространства, предназначенные для далеко не хороших целей, так и оккультное расположение или соотнесение чего-либо; затираемые существовавшие здесь жизни и случаи и так далее.

Именно в стены этого сооружения были замурованы 16 тел неким убийцей, судьба которого в финале выясняется хоть и вполне предсказуемым способом, но оттого не изменяющего своей патологии. Проектированием здания занимался сумасшедший гений, как его называли, Малестрацца, чьи сооружения стоят и поныне и ничто не предвещает их падение и забвение. Малестрацца был крайне сведущ в архитектуре, имея огромную специализированную библиотеку, найдя прибежище в идеях строительства древних египтян и их пирамид.

С момента обнаружения и вызволения 16 тел из дома прошло 15 лет. Правительство решило здание снести, для чего была организована сносящая бригада во главе с молодой и привлекательной девушкой инженером Самантой (Миша Бартон). Для Саманты и её семьи снос зданий — семейный бизнес и традиция. Она прибывает к месту возвеличивания здания и вскоре поражается гениальности маэстро Малестрацца (вот подобрали-то фамилию, чтобы звучало загадочно и мрачно). Здесь она знакомится с парнишкой Джимми, который всю свою жизнь пробыл здесь, имея в качестве близкого друга лишь собаку, оставшуюся после замуровывания девочки Джули. Именно та собака, нанюхав местоположение тела, и помогла раскрыть череду жутких пропаж людей. Джимми — молодой и внешней приятный паренёк — проникается чувствами к красивой девушке и влюбляется в неё, потихоньку раскрывая секреты здания и историй здесь происходивших. Но чувства вещь коварная и далеко идущая, в особенности любовь. Джимми дарит Саманте личные записки Малестрацца с черновыми планами здания, исходя из которых девушка полностью вникает в сущность сооружения, соотнося его с египетскими пирамидами. А значит в центре должно быть большое полое пространство, предназначенное для погребения. Именно в эту тайную комнату, в которую можно пробраться через крышу, Джимми заманивает Саманту, таким вот образом надеясь пробудить и её любовь к себе. А в сём вместилище обитает тот самый считавшийся мёртвым Малестрацца, чья персона тут обитает уже более 5 тысяч дней под надзором Джимми и его матери. Но выясняется, что Малестрацца так задумал вообще изначально, в финале откапывая себе могилу и предоставляя возможность Саманте убить себя, тем самым дав жизнь и вечность зданию (по легенде египтян, стойкость и вечная молодость их пирамид обоснованы вливанием в их остовы жизней и душ человеческих, и сам маэстро теперь станет последним штрихом для своего гениального творения, отдав ему душу).

Внимание, конечно же, прежде всего, на себя обращает дом, хоть и являясь компьютерным специальным эффектом. Возможно даже и не дом, а его образ, создающий атмосферу необычного сокрытого и определённой мистификации, когда существуют тайные коридоры, ходы, люки и прочее. Замысел с аллюзиями на египетские пирамиды вкупе с безумием Малестрацца по поводу приурочивания своего фараоновского погребения к вечной жизни здания вообще выглядят прекрасно. Да и вообще можно сказать, что в доме нет сколько либо нормальных людей: Малестрацца убивал людей и замуровывал их в стены, чтобы воплотить свои идеи; Джимми — сходящий с ума от одиночества паренёк, безумно влюбившийся в первую же барышню; мать всё это дело с Малестрацца прикрывает и знает, периодически разговаривая с расковырянной стеной, из которой достали её мёртвого мужа; негр сидит на каких-то кислородных баллонах, поддерживающих его функционирование в моменты стресса (да и ведёт он себя импульсивно); старуха-чаёвница хранит коллекцию архитектурных книг Малестрацца, зная точное их количество (не удивительно, если она всё это прочитала; и чем-то скрыто нервозным веет от неё).

Мрачный, опустошённый своим окружением фильм, возвеличивающий безумие гениального архитектора и заканчивающийся трагедией любви. Кажется, что все герои пришли к своему правильному логическому концу, и даже Джимми, вмиг полюбивший и не справившийся с таким тяжким грузом, как-будто бы единственно верно поступил.