Древние статуэтки женщин. «Палеолитические Венеры

«Палеолитические Венеры»: древнейшие произведения искусства

С начала зарождения цивилизации особое место в жизни людей играло искусство, которое в древние времена носило ритуальный характер. Многим знакомы так называемые «палеолитические Венеры» — статуэтки эпохи верхнего палеолита, изображавшие тучных или беременных женщин. О самых значимых из таких находок и пойдет речь далее.

Доисторические статуэтки женщин, которые ученые назвали обобщающим понятием «палеолитические Венеры», были найдены в основном на территории Европы, но ареал таких находок простирался и на большую часть Евразии вплоть до озера Байкал в Восточной Сибири.

Западноевропейские находки в большинстве относятся к граветтской культуре, датирующейся 28-21 тысячелетиями до н. э., но были найдены статуэтки, которые относились и к более ранней ориньякской культуре (33-19 тысячелетия до н. э.).

К таким древнейшим произведениям искусства относится Венера из Холе-Фельс, обнаруженная в одноименной пещере недалеко от немецкого города Шельклинген. Это древнейшая из известных науке «палеолитических Венер», ее возраст определяется в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Эта статуэтка признана древнейшим произведением фигуративного искусства. Венера Швабская, как еще называют эту статуэтку, выполнена из бивня шерстистого мамонта и представляет собой фигуру тучной женщины с ярким акцентом на грудях и вульве. Статуэтка сохранилась без некоторых фрагментов, однако из уцелевшей части ученым ясно, что она использовалась как кулон.

В наше время известно более ста «палеолитических Венер», которые выполнены из мягких пород камня, костей, бивней и даже вылеплены из глины с применением обжига. Размер таких статуэток варьируется от 4 до 25 см. Иногда такие «Венеры» находили и в форме барельефов (Венера Лоссельская).

Одной из первых найденных «палеолитических Венер» стала Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном». Ее обнаружили возле французского поселка Брассемпуи в 1892 году. От статуэтки остался лишь фрагмент, изображающий лицо женщины. Это изображение считается одним из самых ранних реалистичных изображений человеческого лица в целом.

В 1908 году в долине реки Дунай в Австрии была найдена еще одна знаменитая «палеолитическая Венера» под названием Венера Виллендорфская. Статуэтка высотой 11 см была вырезана из оолитового известняка. Этот материал не встречается в данной области, а это говорить о передвижениях древних людей. Статуэтка подкрашена красной охрой и датируется примерно 24-22 тысячелетиями до н. э. Венера Виллендорфская также выполнена в гипертрофированной манере, имеет четко выраженный пупок, половые органы и груди, на которых сложены руки.

Древнейшей керамической статуэткой, известной науке, является Вестоницкая Венера, найденная в Моравии (Чехия) в 1925 году. Ее возраст датируется в пределах 29-25 тысячелетия до н. э. Примечательно, что при томографическом исследовании статуэтки на ней был найден древний отпечаток детской руки, оставленный перед обжигом.

Культурное значение этих статуэток, возможно, никогда не станет известным, так как в случае и с другими доисторическими артефактами, ученые оперируют лишь малым количеством фактов в попытках интерпретировать их значение. Археологи предполагают, что «палеолитические Венеры» могли быть талисманами, амулетами и оберегами, символами плодородия и способности женщин давать жизнеспособное потомство. В захоронениях такие статуэтки встречались редко, чаще всего их находили на местах древних поселений.

    • Предмет и основные понятия истории религии
    • Всеобщность веры
    • Почему человек верит в бога
      • Почему человек верит в бога - страница 2
      • Почему человек верит в бога - страница 3
  • Ранний и средний палеолит
    • Палеоантропология как предмет истории религий
    • Современный «дикарь» и доисторический человек
    • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека?
      • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека? - страница 2
    • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения
      • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения - страница 2
    • Медвежий культ в среднем палеолите
    • Этические представления неандертальца
  • Религия верхнего палеолита
    • Религия верхнего палеолита
    • Погребения верхнего палеолита
    • Души умерших
    • Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи
    • Идея бога в верхнем палеолите
      • Идея бога в верхнем палеолите - страница 2
    • «Великий колдун»
    • «Палеолитические Венеры»
    • Этические представления верхнего палеолита
  • Религиозные представления неолита
    • Теория «неолитической революции»
    • Мистика зерна и начало земледелия
    • Почитание предков и начало оседлой жизни
    • Мать - сыра земля
    • «Незнаемый бог» неолита
    • Святилище и храм
      • Святилище и храм - страница 2
    • «Мир мертвых» и «мир живых»
      • «Мир мертвых» и «мир живых» - страница 2
    • Человеческие жертвоприношения
  • Мегалитическая религия
    • Культура «больших камней»
    • Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию
    • Зачем возводились постройки из «больших камней»
    • «Должно вам родиться свыше»
    • «Совиноглазая богиня»
    • Отец небесный
      • Отец небесный - страница 2
    • Конец мегалитической религии
  • Религии современных неписьменных народов: бог и духи загадки неписьменных культур
    • Загадка неписьменных культур
    • Представления о боге-творце у неписьменных народов
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 2
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 3
    • Мать-земля
    • Мир духов
      • Мир духов - страница 2
    • Тотем
    • Мировое древо и сверхъестественный переход
  • Религии современных неписьменных народов: человек и его мир
    • Многосоставный человек
    • Человек - бог или зверь?
    • Зеркало вместо инобытия
      • Зеркало вместо инобытия - страница 2
      • Зеркало вместо инобытия - страница 3
    • Нравственный императив в религиях неписьменных народов
      • Нравственный императив в религиях неписьменных народов - страница 2
    • Каннибализм и человеческие жертвоприношения
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 2
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 3
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 4
    • «Неписьменные народы» - причины социальной стагнации
  • Шаманизм
    • Происхождение и смысл понятия шаманизм
    • Кто такой - шаман
    • Кто и как становится шаманом
    • Шаманское посвящение
    • Внутренний смысл шаманского посвящения
      • Внутренний смысл шаманского посвящения - страница 2
    • Загадка тудинства
    • Что такое камлание?
    • Собирание духов
    • Магический жар и шаманский полет
    • Исцеление
    • Сохранение спасенной души
    • Заключительное кормление и роспуск духов
    • Шаманизм как культурно-религиозное явление
      • Шаманизм как культурно-религиозное явление - страница 2

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка - все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера - это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.


Самолюбие читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти «Венеры», по нашим меркам, крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками – обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные «туши». Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении «Венер» художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому «сосуду» для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие «плодородные» женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат). По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою «плодоносность».

Если же судить по наскальным изображениям, первобытные женщины были стройны, мускулисты и не очень-то отличались от мужчин.

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведу лишь несколько примеров:

– Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем – шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, одеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.

– Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатая» традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.

– Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!

– Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом.

– Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.

– Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение – просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.

– А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.

25 апреля 2016, 09:23

Женская красота всегда была предметом споров и обсуждений. Мы сравниваем эталоны прошлых лет или веков с современными идеалами, ругаем или восхищаемся стандартами, ищем недостатки и отмечаем достоинства. Да, женское тело это тема острая, конфликтная, почти как политика или религия. Я обычно в подобные дискуссии не вступаю, потому что, как показывает практика, заканчиваются они не самым лучшим образом или, в хорошем варианте, просто ничем) и данный текст (кстати первый опыт на сплетнике) не исключение.

Это мирный пост о древнейших известных миру изображениях женщин. Очень необычно смотреть на фигурки, созданные несколько десятков (в некоторых случаях и сотен) тысячелетий назад.

На протяжении 19-20 вв в разных регионах мира археологи находили статуэтки, изображающие женское тело. Их окрестили первобытными венерами. Датировки колеблются между 230 - 20 тыс до н.э. Однако основные открытия принадлежат эпохе верхнего палеолита (35-10 тыс днэ).

Напомню, что каменный век (т.е век, когда люди использовали каменные инструменты) условно разделен на три больших периода: палеолит (2млн- 10 тыс.лет до н.э), мезолит (10-6 тыс до н.э), неолит (6-2 тыс до н.э). Палеолит делится на ранний (2,5 млн лет до н.э - 200 т.лет до н.э) средний (200-35 тыс.лет до н.э) и верхний(35-10 тыс.лет до н.э).

Наиболее изученным является верхний палеолит и большинство находок, в том числе и Венер, относят к этому периоду. Именно в верхнем палеолите завершился последний ледниковый период, а homo erectus переквалифицировался в Homo sapiens sapiens.

Тем интересней первые две Венеры, найденные на Голланских высотах (Берехат-Рам) и в Марокко (Тан-Тан). Ученые датируют их примерно 230 тысячелетием до н.э. Это эпоха среднего палеолита, следовательно создателем статуэток является человек прямоходящий (homo erectus), таким образом обе Венеры являются древнейшими образцами первобытного искусства. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому выводу - считать ли эти камешки статуэтками. Нет никаких доказательств того, что форма и насечки - дело рук человека. Возможно такой облик всего лишь ирония сил природы. Тем не менее, не доказано и обратное. На камнях сделаны насечки, значит все-таки человек к ним руку приложил. Вот, вы можете судить сами.

Венера из Берехат-Рама (Голланские высоты) Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф , 35 мм в длину.

Венера из Тан-Тана, Марокко (58 мм)

Однако, традиционно палеолитическими Венерами называют барышень эпохи верхнего палеолита, в рукотворном происхождении которых сомнений не возникает, как и не возникает двоякой трактовки изображаемого. Все предельно понятно)

Вот эти красавицы, наслаждайтесь)

Виллендорфская Венера (28 -25 т л до н.э). Австрия, 11 см. Сделана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности, что свидетельствует о передвижениях народов.

Это, наверное, самая знаменитая Венера. Её изображение растиражировано поболе Милосской. На мой взгляд, это самая аппетитная Венера. Вся как пончик. Очень хорошо передана прическа, автор явно долго работал над ней. А вот лицо и руки совершенно не проработаны. Эта черта общая почти у всех Венер. Видимо, статуэтки использовались как амулеты для культовых действий.

Скорее всего, это олицетворение плодородия и фертильности (способность к деторождению). Соответственно, первобытный скульптор, в первую очередь, выделял и акцентировал те места, которые с этими качествами ассоциируются: грудь и вульву. А вот лицо, руки и ноги в этом отношении автора занимали мало. Хотя, как мы увидим внимание к деталям было совершенно не чуждо первобытному искусству. Иногда такие акценты на мелочах проявляются самым неожиданным образом (как я уже сказала- завитки в прическе Виллендорфской Венеры - каждое колечко вырезано).

Венера из Холе-Фельс (Венера Швабская, Венера Шельклингенская), Германия. 35-40 тыс лет назад,. Бивень мамонта, 6 см

Если не считать первых двух Венер "за людей", в чем действительно есть серьезные сомнения, то эта Венера является самым древнейшим из известных произведений искусства и прародительницей всех остальных Венер. Интересно, что на месте головы у нее сделано отверстие, предполагается, что статуэтку использовали как кулон. Так что это еще и древнейшее из известных украшений. Учитывая, что статуэтка вырезалась из бивня мамонта, в эпоху, когда инструменты были каменными, можно себе представить насколько это была долгая и кропотливая работа (интересно и то, что автор решил украсить её резьбой - один из примеров неожиданного внимания к мелочам).

Кстати, у этой Венеры самая красивая грудь (еще у танцующей Венеры хороша форма - увидите ниже) - в отличии от остальных - она задорно торчит вверх!

Венера Гальгенбергская, Австрия, 30 т л днэ, 7 см, серпентит (минерал)

Тут уже попытка изобразить движение. Скорее всего ритуальный танец. Эту Венеру называют танцующей, она обладательница самой изящной фигурки. И здесь автор попытался передать движение. Кстати, несмотря на грубость работы, есть в этой статуэтке трогательное очарование)

Венера из Лосселя, Франция,20000 л до н.э. Барельеф на известняке, раскрашенный красной охрой

Эта Венера интересна тем, что в руке у нее изображен турий рог (который использовался как емкость для питья). То есть бытовой жанр, можно сказать.

Венера Вестоницкая. Моравия, Чехия, 29-25 т лет до н.э. Керамика, 11 см

Венера Брассемпуйская,Франция,22 000 лет до н.э. Слоновая кость.

Эту Венеру называют "дама с капюшоном". Она первая из обнаруженных Венер (нашли в 1892). По иронии, это единственная из Венер с лицом, однако, лишенная всего остального. Опять же резьба капюшона, учитывая уровень инструментов, которыми пользовался скульптур, впечатляет.

Венера Леспюгская, Франция (26~24 т лет до н.э.) ,15 см, слоновая кость

Вот еще один пример того, как первобытный автор может акцентировать совсем, казалось бы, второстепенные вещи. Есть предположение, что эта Венера одета в юбку из скрученных нитей.

Венера Савиньянская, Италия,28-20 тыс лет до н.э. Серпентин. 22 см - одна из крупнейших

Венера Мораванская, Словакия,22-23 тыс лет до н.э. Бивень мамонта 7,6 см

Ну и напоследок - наши отечественные Венеры. Десять статуэток было найдено в селе Костенки, Воронежской области. Они создавались по схожему канону - гипертрофированные размеры тела, маленькие руки, ноги и голова. Возможно, это связано с культом древней Богини плодородия и деторождения, который же Именно в верхнем палеолите человек начал переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству и благосклонность богини стала особенно важна)

Всем спасибо, не судите строго!)

Венера Виллендорфская считается, как сказали бы сейчас, эталоном красоты эпохи палеолита. Небольшая фигурка, изображающая полнотелую женщину, была найдена в Австрии в 1908 году. Возраст Венеры, как предполагают ученые, составляет 24-25 тысяч лет. Это один из самых древних предметов культуры из когда-либо найденных на Земле.

Палеолитические красавицы

Подобные статуэтки археологи начали обнаруживать с середины позапрошлого столетия. Все они изображают женщин с объемными формами и датируются верхним палеолитом. Территория, на которой делались подобные находки, достаточно обширна: от Пиренеев до Сибири. Все статуэтки (общее число их — несколько сотен) объединяются сегодня названием «палеолитические Венеры». Первоначально имя древнеримской богини красоты использовалось в шутку: фигурки слишком сильно отличались от принятых канонов изображения женского тела. Однако оно закрепилось и используется сегодня повсеместно.

Характерные черты

Венера Виллендорфская и аналогичные статуэтки обладают рядом параметров, позволяющих объединить их в одну категорию предметов искусства. Это пышные формы, небольшая голова, выраженные половые признаки, частое отсутствие или незначительная проработка рук и ног. У многих статуэток ромбовидный силуэт. Самая объемная часть фигуры — живот и ягодицы. Ноги и голова значительно меньше, как бы образуют вершины ромба.

Среди исследователей ведутся споры о том, является ли такое строение изображением реальных форм тела, встречающихся у некоторых народов Африки (стеатопигия), или же это элемент культа плодородия.

Венера Виллендорфская: описание

Одна из палеолитических статуэток была обнаружена недалеко от города Виллендорф в Австрии. В 1908 году здесь на месте бывшего кирпичного завода велись раскопки, а теперь стоит небольшой памятник в виде увеличенной копии найденной фигурки.

Венера Виллендорфская размер имеет совсем небольшой — всего 11 см. Она представляет собой обнаженную женщину с чрезмерно увеличенной грудью, и объемным животом. Голова Венеры, по сравнению с туловищем, довольно мала и не имеет прорисованных черт лица, зато ее украшают тщательно проработанные древним мастером косы. Руки женщины располагаются на огромной груди и также отличаются небольшим размером, ступни ног отсутствуют.

Возраст

Сегодня можно встретить утверждения, что Венера Виллендорфская — это самое древнее из найденных изображений женщин. Однако дело обстоит несколько иначе. Венера Виллендорфская, по подсчетам ученых, была создана примерно 24-25 тысяч лет назад. Безусловно, возраст немалый. Однако существуют и более древние статуэтки: Венера из Холе-Фельс (35-40 тысяч лет), Венера Вестоницкая (27-30 тысяч лет).

Кроме того, в конце прошлого столетия были обнаружены две фигурки, чье происхождение пока непонятно. Если будет доказано, что их сотворили руки человека, а не эрозия и выветривание, то Венера из Тан-Тана и Венера из Берехат-Рама станут самыми древними статуэтками (300-500 и 230 тыс. лет соответственно), изображающими женщину.

Материал

Венера Виллендорфская изготовлена из оолитового пористого известняка. Интересно, что подобный материал не встречается в местности, где нашли статуэтку. Некоторое время происхождение Венеры оставалось загадкой для исследователей. Приоткрыть завесу тайны смогли сотрудники Музея естественной истории в Вене, где фигурка хранится и сегодня. Вероятно, известняк был добыт недалеко от чешского города Брно, что почти в 140 км от Виллендорфа. Здесь расположена Странская Скала, известняковый массив которой по составу очень близок материалу Венеры. Остается неизвестным, была ли фигурка изготовлена у города Брно или у Виллендорфа, куда доставили материал.

Еще один интересный момент — статуэтка изначально была покрыта Этот факт говорит в пользу предположения о ритуальном предназначении фигурки. Чаще всего охрой покрывали культовые предметы.

Безликая

Отсутствие какой бы то ни было проработки черт лица также свидетельствует в пользу этой версии. В древности считалось, что лицо — внешнее выражение личности. Лишенные же его фигурки воплощают нечто большее, чем просто людей. Вероятно, Венера Виллендорфская и аналогичные ей статуэтки были ритуальными предметами культа плодородия, прославляющего деторождение, плодовитость, обильность. Увеличенные живот и ягодицы могли символизировать также опору и безопасность.

Нельзя забывать и о том, что в далекие времена наших предков пища доставалась нелегким трудом, а голод был нередким событием. Поэтому женщины с пышными формами считались сытыми, здоровыми и богатыми, способными родить крепких и выносливых детей.

Возможно, палеолитические Венеры были воплощением Богини или же использовались как талисманы, притягивающие удачу, символы плодородия, устойчивости, безопасности и продолжения жизни. Точного ответа о предназначении фигурок, скорее всего, ученые никогда не узнают, поскольку слишком большое количество времени прошло с момента их появления и слишком мало осталось свидетельств той эпохи.

Современное отношение

Люди, которые видят впервые Венеру из Виллендорфа, реагируют на нее по-разному. У кого-то она вызывает неподдельное восхищение как символ свободы от существующих сегодня стереотипов женской красоты (кукла Барби, 90-60-90 и так далее). Иногда Венеру называют даже символом женской сокровенной сути. Кто-то при виде фигурки откровенно пугается образа из-за его непривычности. Словом, как и в случае с большинством ценнейших произведений искусства, Венера Виллендорфская, стиль построения которой присущ всем палеолитическим статуэткам, вызывает самые противоречивые эмоции.

Для некоторых современных художников она является источником вдохновения. Одним из результатов творческой переработки образа стала так называемая Венера Виллендорфская 21 века — статуя высотой 4,5 метра, работа одной из выпускниц Академии художеств в Риге. Как и прототип, она получила неоднозначную реакцию критиков и простой публики.

Бесспорным остается тот факт, что Венера из Виллендорфа — одно из древнейших произведений искусства, свидетель давно ушедшей эпохи. Она помогает проникнуть на миг в далекое прошлое, осознать, сколь изменчивы нормы и идеалы красоты, как глубоко уходят корни привычной нам сегодня культуры. Как все странное и необычное на фоне устоявшегося образа жизни и мышления, она призывает посмотреть на себя и историю немного с другого ракурса, усомниться в истинности убеждений и догматов, впустить творческое вдохновение и избавиться от умершего и закостенелого.