Эссе мое прочтение преступление и наказание. Мои раздумья над романом Достоевского «Преступление и наказание

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заставил меня задуматься над проблемой человека, прошедшего через ошибки и душевные терзания и постигшего истину.
Мне было интересно познакомиться с главным героем романа – Родионом Раскольниковым - бывшим студентом, живущим в большой нищете в Санкт-Петербурге.

Он показался мне отзывчивым и добрым человеком, тяжело переживающий чужую боль и всегда помогающий людям, способным отдать последние копейки даже незнакомому человеку. Примером этого для меня послужил случай в доме Мармеладовых: Родион пожертвовал оставшиеся деньги на похороны умершего отца этого семейства. С другой стороны, наряду с тем, что Раскольников необыкновенно умен и даже талантлив, он горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок.
Сюжет романа не так прост, как кажется вначале. В центре произведения стоит созревшая в голове Родиона Раскольникова «теория исключительности», согласно которой все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» - те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «право имеющие» - как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже посягательство на чужую жизнь. Однако он не учел одного: чтобы действительно стать Наполеоном, нужно не только убивать других людей, но и, прежде всего, уничтожить в себе самом все человеческое. Под влиянием своей теории и нищеты Раскольников решил совершить убийство старухи-процентщицы, оправдывая себя тем, что на ее деньги он сможет совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от глубокой бедности свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежал он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» В итоге, преодолев все сомнения и переступив через себя, он убил не только процентщицу, но и случайно оказавшуюся рядом беременную сестру Алены Ивановны. Спустя некоторое время он разуверился в своей теории и осознал то, что он не относится к «особенным». Его начали мучить душевные беспокойства. И только в финале романа, пройдя через страдание, признание и , Раскольников пришел к духовному воскрешению, встав на истинный путь.
После прочтения романа у меня осталось противоречивое впечатление от главного героя. С одной стороны, теория Раскольникова мне совершенно чужда и не понятна, она в корне отличается от моего понимания и восприятия мира. Мне не нравится, что наш герой пытался возвысить себя над окружающими, чужда его уверенность в том, что он способен вершить судьбы людей. Я, как верующий считаю, что никто не вправе отнимать жизнь у людей. А с другой стороны, я понимаю нашего героя. Ведь всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом учится познавать себя и окружающий . И особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь.
На мой взгляд, я поняла, что хотел донести до читателей автор, а именно невозможность безнаказанно совершать преступления. Я считаю, что Достоевский указал человечеству путь к нравственному возрождению через самосовершенствование, смирение гордыни и искупление греха страданием. Поэтому, вне всякого сомнения, я уверена, что эта не утратила своего значения и для современного читателя.

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский (рассуждение).

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заставил меня задуматься над проблемой человека, прошедшего через ошибки и душевные терзания и постигшего истину.

Мне было интересно познакомиться с главным героем романа – Родионом Раскольниковым - бывшим студентом, живущим в большой нищете в Санкт-Петербурге. Он показался мне отзывчивым и добрым человеком, тяжело переживающий чужую боль и всегда помогающий людям, способным отдать последние копейки даже незнакомому человеку. Примером этого для меня послужил случай в доме Мармеладовых: Родион пожертвовал оставшиеся деньги на похороны умершего отца этого семейства. С другой стороны, наряду с тем, что Раскольников необыкновенно умен и даже талантлив, он горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок.

Сюжет романа не так прост, как кажется вначале. В центре произведения стоит созревшая в голове Родиона Раскольникова «теория исключительности», согласно которой все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» - те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «право имеющие» - как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже посягательство на чужую жизнь. Однако он не учел одного: чтобы действительно стать Наполеоном, нужно не только убивать других людей, но и, прежде всего, уничтожить в себе самом все человеческое. Под влиянием своей теории и нищеты Раскольников решил совершить убийство старухи-процентщицы, оправдывая себя тем, что на ее деньги он сможет совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от глубокой бедности свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежал он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» В итоге, преодолев все сомнения и переступив через себя, он убил не только процентщицу, но и случайно оказавшуюся рядом беременную сестру Алены Ивановны. Спустя некоторое время он разуверился в своей теории и осознал то, что он не относится к «особенным». Его начали мучить душевные беспокойства. И только в финале романа, пройдя через страдание, признание и любовь, Раскольников пришел к духовному воскрешению, встав на истинный путь.

После прочтения романа у меня осталось противоречивое впечатление от главного героя. С одной стороны, теория Раскольникова мне совершенно чужда и не понятна, она в корне отличается от моего понимания и восприятия мира. Мне не нравится, что наш герой пытался возвысить себя над окружающими, чужда его уверенность в том, что он способен вершить судьбы людей. Я, как верующий человек считаю, что никто не вправе отнимать жизнь у людей. А с другой стороны, я понимаю нашего героя. Ведь всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. И особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь.

На мой взгляд, я поняла, что хотел донести до читателей автор, а именно невозможность безнаказанно совершать преступления. Я считаю, что Достоевский указал человечеству путь к нравственному возрождению через самосовершенствование, смирение гордыни и искупление греха страданием. Поэтому, вне всякого сомнения, я уверена, что эта книга не утратила своего значения и для современного читателя.

Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.

Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.

Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания. Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы. Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, - не один он думал, что старуху нужно убить.

Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?

Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.

Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление. Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.

Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).

Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему "Мои раздумья над романом" Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Реакция читателя на этот роман неоднозначна. Более того, часто можно услышать негативные отзывы о самом романе («хмуром и злом»), о главном герое («какой-же герой, если убийца»), об отсутствии в романе какой-либо положительной, доброй силы. Я тоже не могу ответить однозначно, понравился мне роман или нет. Честно говоря, когда прочитаешь произведение, настроение не поднимается, но все же читать интересно, поскольку в романе уникально соединяется детективный сюжет с глубоким психологическим анализом. В романе поднимаются достаточно актуальные, современные проблемы. Каждый человек когда-то задумывается над критерием добра и зла и хочет обозначить для себя непростую грань между ними. Жизнь каждый раз передвигает. И не всегда можно однозначно определить, что хорошо и что плохо. Сколько раз люди думали, что уничтожив физически соперника, врага, можно восстановить справедливость! Правда, многие не решаются на конкретные действия, считая себя слабыми, неспособными для роли исполнителя, но не отвергают саму идею - «вот если б кто другой совершил».

Эта проблема испытать себя как исполнителя идеи и перед главным героем романа «Преступление и наказание» - Родионом Раскольниковым. Возбужденное ужасами жизни воображение нанизывает эпизод за эпизодом: бросил университет и нет возможности устроиться на работу, в каждом письме от матери сквозь будничные строки - унизительный намек на нищету, любимая сестра - чистая, умная Дунечка - хочет пожертвовать собой ради семьи, собираясь замуж за несимпатичного ей человека, вокруг одни долги - и нет этому конца.

А рядом - та же нищета: пьяный чиновник Мармеладов с его больной туберкулезом женой и малыми детьми, живущие на горько заработанные деньги старшей дочери Сони, которая продает свое тело, чтобы спасти семью от голодной смерти. Пьяная девочка на бульваре, десятки и сотни «униженных и оскорбленных », живущих на чердаках и в подвалах, оставивших надежды на лучшее «завтра». Раскольникову даже снится о том, как озлобленные серой, несчастной жизнью, ища выход в вине, пьяные люди вымещают свое зло, беду, обиду на других, более слабых - издеваются над старой лошадью, а потом забивают ее до смерти.

Герой чуток к чужой боли, он хочет помочь всем, даже незнакомым, установить равноправие в обществе. Вот и приходит ему в голову мысль убить старую ростовщицу Алену Ивановну, а ее деньги, все равно «обреченные в монастырь», отдать тем, кого они могут спасти. «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Раскольников приходит к выводу, что единичное зло позволено, если главная цель хороша. Разговор студента и офицера, случайно подслушанный Раскольниковым, только убеждает его в верности этой идеи, а их предположение о возможном исполнителе убий ства только подтверждает его мысль о неординарности собственной личности. Честно говоря, каждый из нас иногда считает себя лучше других, часто не замечая, что это вознесение себя над людьми может привести к отчуждению от людей и одиночеству, а от вседозволенности даже в будничном - один шаг к Ницше, Гитлеру.

Реальный поступок все переворачивает с ног на голову: деньги тихонько пропадают, гниют под камнем на безлюдном дворе, а вместе с Аленой Ивановной Раскольников убивает ее сестру Лизавету, да еще, наверное, с будущим ребенком, - духовную сестру Сонечки Мармеладовой, с которой они обменялись нательными крестами. А самое главное - Раскольников понимает, что не может находиться рядом с матерью и сестрой, так как перестал быть достойным их любви и уважения. Все это и составляет наказание, моральную кару, моральное самоистязание героя, против которого не выдвинуто обвинений и нет доказательств, но сам он не может спокойно жить.

В сравнении с преступлением, на описание которого и на подготовку отведена одна часть романа, самоистязание в самосознании героя занимает в шесть раз больше места, а собственно признание - одна лишь строка. Что рядом с этим официальное наказание - восьмилетняя каторга! Она только поможет очистить душу страданием. Раскольников считает, что теперь его место с теми, кто преступил. Вот так и появляется рядом внешне чистый и правильный Лужин с его подлой душой, способный возвести напраслину на беззащитную девушку даже в день смерти ее отца, чтобы достигнуть своей цели.

«Мы одного поля ягоды», - говорит Раскольникову и Свидригайлов - человек, в котором переплетается доброе и мерзостное, который может довести до самоубийства подростка, спровоцировать смерть жены и помочь чужим сиротам, может забавляться, как куклой, шестнадцатилетней «невестой» и заботиться о том, чтобы ее больше не стали продавать, шантажировать любимую девушку тайной ее брата и смириться перед ее чистотой и человечностью. А Соня, которую Раскольников ставил ниже себя, считал слишком мягкой, слабой и беззащитной в этом жестоком мире, докажет ему необходимость снять грех с души, станет твердой поддержкой и другом.

Роман «Преступление и наказание» наталкивает на серьезные размышления, призывает переосмыслить моральные ценности и принципы, прийти к пониманию вечного закона ценности человеческой жизни, как чужой, так и собственной. И все-таки хочется найти положительного героя в романе, чтобы он не казался таким мрачным и беспросветным. Сначала даже кажется, что такой герой есть. Недаром же автор дал ему «говорящую» фамилию - Разумихин (первый вариант имени - Вразумихин). Он тоже бедный студент, хороший товарищ, энергичный, умный человек, но, в отличие от Раскольникова, не лежит целыми днями на диване, доводя себя своими мыслями до крайности, а тихонько работает, зарабатывая своими занятиями по рублику на достойную жизнь. Будет невеста с небольшим приданым - можно и дело открыть. Тихо, спокойно, ласково, ни с кем не поссорившись, ничего не собираясь менять в государственном устройстве, а просто приспосабливаясь к нему.

Сравнив Раскольникова, поставившего себя выше людей, чтобы что-то сделать для них, с Разумихиным, который хочет быть одним из них, а жить для себя, приходишь к выводу, что никакой он не положительный герой. И снова хочу сказать, что мое отношение к роману «Преступление и наказание» неоднозначное, и что роман мне понравился. Но книга, вызвавшая столько размышлений, безусловно, интересная, важная и нужная.