Фактическая аргументация для эссе по обществознанию. Как написать эссе по обществознанию

Структура эссе, как раскрыть проблему и аргументировать свою позицию

Преподаёт обществознание в Фоксфорде

Эссе - обязательная часть ЕГЭ по обществознанию. Чтобы написать сильное эссе, вам нужны теоретическая база по предмету, начитанность, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы, а также навык изложения своих мыслей в письменном виде.

Структура эссе

  1. Раскрытие проблемы
  2. Аргументация за или против - теоретическая и фактическая
  3. Вывод

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание: «Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).

Раскрытие проблемы

Это самое главное условие успешного написания эссе. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.

Раскрыть проблему - значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество – это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности. То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация. Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек - биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная - то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий ученый Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества - он никто. Общество создает человека».

Фактическая аргументация. Это конкретные примеры из различных сфер общественной жизни, средств массовой информации, из вашего личного опыта, из кино или из литературы.

В данном случае можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе - человека формирует то общество, в котором он живет.

Хорошо, если вы приведете пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1884» или Евгений Замятин «Мы».

Вывод

В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, ее актуальности и о последствиях игнорирования разных аспектов проблемы. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность ее изучения.

  • Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкрепленных теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6.
  • Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3-5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент - один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
  • Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
  • Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема - соотноситься с формулировкой темы, аргументы - раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод - обобщать все вышеизложенное.
  • Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Культура.
«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)
«Искусство - диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)
«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)
«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)
«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.
«У искусства есть враг, имя которому - невежество». (Д. Кеннеди)
«Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)

Философия.
«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». (Д. Дьюи)
«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)
«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней».
(А. Пуанкаре)
«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)
«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)
"Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои"
«Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются». (Б. Теплов)
«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо
«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.

Политика.
«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор) "Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие".
«Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью -
национализм» (И.Н. Шевелев)
«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)
"Демократия - это система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства". (Круглов)
«История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело…» П. Сартр.
"Когда народ много знает, им трудно управлять" (Лао-Цзы)
«Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)
«Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)
«Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли)
«Революции – варварский способ прогресса». Ж. Жорес
«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн

Правоведение.
«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)
«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье
«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует». (Сенека)
«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С. Паркинсон
«Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права) "Свобода есть право на неравенство".
«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение).
"Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия" И. Гете.
"Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек -
своего позвоночника" Б. Шоу
«Законы обязаны своей силой нравам» К. Гельвеций
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
«Имею право или обязан?»
«Когда гремит оружие, законы молчат». Цицерон
"Совесть есть закон законов". Ламартин
“Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)
«Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека)

Экономика.
«Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф. Хайек)
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие
качества людей» (Д. Сарнофф).
«Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
“Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни”. Генри Форд
«Нажить много денег - храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать –
искусство».
«Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон
«Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход». (М. Монтень)
«Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин)
«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С. Беккер)

Социология.
«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых:
голод, чума и война». (У. Гладстон)
«Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)
«Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)
«Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов)
«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)
«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)
«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)
«Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев)
«Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Пауэр)
«Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр)
«Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле –
такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)
«Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)
«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».
«Семья - один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)
«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский) "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-
своему" Л. Толстой.
«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М. Достоевский
“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-
Ж. Руссо)
«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)

📋 Аргументы для ЭССЕ по обществознанию

☑ Подборка аргументов по блоку "ПОЛИТИКА"! ☑

ℹ «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)
💡Аргумент 1:
Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.
💡Аргумент 2:
С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

ℹ «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур)
💡Аргумент 1:
Наглядным примером может служить ситуация на Украине, ставшая камнем преткновения между Россией и Западом. Запад информацию об этой ситуации преподносит в таком свете, где главным врагом является Россия, а в России – наоборот. Определённо, политика какой-то страны внедряет в сознание людей дезинформацию, но обе делают это, чтобы повлиять на политическую психологию (эмоции, чувства) и поведение людей.

ℹ «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и на всегда данных правил…». (Г.В.Плеханов)
💡Аргумент 1:
Показательным примером может служить система республиканской формы правления в Древней Греции и Рима, когда в условиях войн и тяжёлых катаклизмов в стране назначалась диктатура, а со снижением угроз страна «возвращалась» в русло демократии. ("Гибкая" политика)
💡Аргумент 2:
В 14-м веке московский князь Юрий Данилович также продемонстрировал умение политически "маневрировать", тем самым улучшив полит. положение Москвы в то время и закрепив свой статус главы. Юрий длительное время вел борьбу с тверским князем Михаилом Ярославичем, которая в конечном итоге закончилась в пользу Москвы.
Князь, благодаря своей гибкой политике в отношениях с Золотой Ордой, добился значительных политических успехов: заручился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре, получил ярлык на великое княжение. В итоге, его главный соперник -Тверской князь Дмитрий Михайлович- признал своё поражение и помирился с Московским князем

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

При упоминании предмета обществознание вспоминается выражение курица не птица – Польша не заграница , а обществознание не наука, а комплекс дисциплин, часто очень далеких друг от друга. Сложность сдачи заключается именно в этом. Тебе может нравиться право, но не экономика, социология, но не политология, а приходится учить всё.

Как правило, у выпускников вызывает большую сложность блок «Человек и общество» тем более, что в школьных учебниках этот блок дан весьма поверхностно. Однако в самом экзамене вопросы на высоком уровне, они являются этакой демоверсией вузовской философии и морально готовят учеников к будущим страданиям. Для подготовки к ним и подбору аргументов к эссе нельзя ограничиваться только учебником и пособием «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 20… ».

Ниже представлен список статей, прочитав которые, вам станет гораздо проще воспринимать большинство вопросов блока «Человек и общество»:

1. Платон «Миф о пещере». 2-3 стр.

Скорее не миф, а удачное сравнение, аллегория, использованная древнегреческим философом в своей работе «Государство». О людях, которые всю жизнь привязаны к стене в пещере. И нет, это не хоррор. Позволит иначе взглянуть на познание и на окружающий мир. Подарит превосходные аргументы и примеры для эссе. Большой плюс, что текст очень маленький. Подойдет для аргументов о познании.

2. Л. С. Выготский «Мышление и речь». Около 300 стр.

Книга советского психолога, фактического создателя педологии (направление в педагогике, объединяющее подходы различных наук) в СССР. В ней подробно описывается связь между становлением мышления и речи с практической деятельностью, с взаимодействием с объективным миром. Большая книга, но написана довольно просто и понятно. Полезна не только сдающим обществознание, но и будущим родителям. Подойдет для аргументов о человеке.

3. Э. Фромм «Человек одинок». 3-4 стр.

В этом эссе немецкий психоаналитик, философ Э. Фромм рассказывает об обществе потребления и человеке в нем. Как понятно из названия, этот человек одинок. Таким его делает культ всеобъемлющего потребления, который стал самоцелью. Несмотря на то, что Фромм написал основные работы в середине ХХ века, они актуальны до сих пор. Подойдет для аргументов о современном обществе.

4. Э. В. Ильенков «Откуда берется ум?». Около 15 стр.

В статье описана точка зрения советского философа на природу мышления. Не стоит смущаться обилием фраз о марксизме-ленинизме, все-таки в СССР писалась. Статья очень логична, обоснована примерами. Рекомендуется как материал для размышления над вопросом откуда берется ум? Подойдет для аргументов к мышлению.

5. З. Фрейд «Будущее одной иллюзии». Около 35 стр.

Если вы глубоко верующий и ранимый человек, которого легко оскорбить – не стоит читать эту работу Фрейда. О религии – логично, местами жестко, увлекательно. Если кратко: «Бог как отец, который все за тебя решает. Повзрослей ты наконец, инфантил». Подойдет для аргументов о роли религии в современном обществе.

6. Г. В. Ф. Гегель «Кто мыслит абстрактно?». 3-4 стр.

Это очень понятная статья Гегеля, её можно читать и понимать. В отличие от остальных его трудов, к которым без должной подготовки не подойти. Как вы считаете, что сложнее – мыслить абстрактно или конкретно? Как мыслит обыватель, а как философ? Гегель ответит на эти вопросы. Подойдет для аргументов об обществе, социальных санкциях и познании.

1
Сборник аргументов к ЕГЭ по обществознанию!
Вступай в группу
vk.com/repetitor_naumov
и получай сюрпризы и подарки!
Бесплатно и на 100 баллов!;)
Ребята, спасибо за то, что пользуетесь моими наработками! Все пожелания, замечания и
исправления направляйте по адресу
vk.com/victor_naumov
ПРОБЛЕМА
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Возможные аргументы
Проблема добра и зла
Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)
Добро по указу - не добро. (И.С. Тургенев)
1) Философия Огюста Конта «Альтруизм» – жизнь во благо других.
2) Антисоциальные поступки диктаторов (А.
Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей.
Просоциальные
(на пользу обществу) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером

2 таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950), создание международных организаций
(ООН).
Проблема активной жизненной позиции
« Назначение человека в разумной деятельности». Аристотель.
1) Удовлетворение всего спектра потребностей человека (от биологических до духовных) невозможно без активной деятельности индивида. Например, для написания повести человек должен продумать сюжет произведения, написать основную часть и кропотливо ее довести до совершенства.
Например,
Некрасов работал над некоторыми стихотворениями несколько лет.
2) Отсутствие трудовой активности может стать причиной «болезни цивилизации» - гиподинамии. Данный диагноз опасен для сердца и сосудов индивида, так как без физической и умственной активности у человека меняется состав крови и сердце работает намного хуже Исследованием гиподинамии занимался российский ученый Ужегов.

3 3) Важна не только физическая, но и умственная активность. Учеными доказан тот факт, что при интенсивной мозговой активности организм теряет количество калорий, сопоставимое с физической тренировкой.
Следует добавить, что человеку как биосоциальному существу не достаточно удовлетворять только физиологические потребности. А для потребностей, занявших место на вершине пирамиды А. Маслоу, нужна также и работа высших центров головного мозга.
Проблема истинных ценностей
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодарялюбви и преданности людям и объективным реалиям этого мира. А Энштейн.
1) Ценности неразрывно связаны с тем, как их оценивает индивид.
К примеру, представители аскетизма
(например, старец
Капитон) не признают вещественные ценности в качестве главных. Сторонники утилитаризма (И.
Бентам) , и стремятся извлекать пользу из всех предметов внешнего мира. Это дополнительный аргумент, подчеркивающий истинность ценностей

5 вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.
2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности.
Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.

Проблема человеческ ой памяти

«Всемирная история есть сумма всего того , чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)
1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе-завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.
2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных

6 государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.

Проблема места человека в мире
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В.
Жемчужников)
1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению.
Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия
(ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности.
Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис.
2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации.
Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа
«Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека.
Если бы Раскольниковпонимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм , то никогда бы не совершил данного преступления.
Проблема силы человеческого
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого
1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских

7 духа доходит человек» И.В. Бердяев танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.
2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам.
Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной
России золотую медаль на чемпионате мира.
Проблема смысла жизни
Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить
И.
Бергман
1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни.
Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты
(исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.
2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии
(пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов

8 сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.
Проблема роли искусства
(формирования гармонического мировосприятия)
«Искусство должно учить добродете ли и ненавидеть порок» (Д. Дидро)
1) Воспитательная функция искусства играет важную роль в процессе социализации. Кинематографическое искусство играло важную роль в воспитании молодежи в советские времена. СССР (посредством
Министерства просвещения) тратил значительные ресурсы на поддержание системы пропаганды, воспитывающей сплоченное общество патриотов
2) Недаром ученые выделяют мировоззренческую функцию искусства
(например, Л. Выготский). Оно формирует мировосприятие посредством художественных образов. Искусство фотографии позволило взглянуть на всю биосферу по-другому. Любой индивид, имеющий доступ в
Интернет, может познакомиться с практически всеми уголками планеты
Земля. Образное восприятие всего мира позволяет человеку построить прочную систему взглядов на свое место в мире.

9
Проблема определения жизненных приоритетов

Познание и жизнь неотделимы»
(Л.Фейхтвангер).
1) По словам французского писателя Д.Дидро, лучше «изнашиваться, чем ржаветь». Это высказывание прекрасно дополняет мысль Фейхтвангера.
Раскрывая задатки, совершенствуя себя, человек становится личностью
2) Пирамида А. Маслоу в качестве самых сложных потребностей признает потребность в самореализации и саморазвитии. Без крепких жизненных приоритетов индивид не сможет удовлетворить данные потребности, и вся его деятельность будет направлена на удовлетворение физиологических и,отчасти, социальных потребностей.
Проблема взаимоотношений человека и мира
«Мир ‐ это зеркало, и оно возвращае т каждому его собственное изображ ение» У. Теккерей
1) Большинство поступков личности имеют непосредственное воздействие на общество. Если данный поступок направлен на улучшение уровня жизни общества (помощь нуждающимся, озеленение района), то социум поощрит поведение данной личности с помощью позитивных санкций. В то же время антисоциальные поступки (убийство, грабеж) вызовут негодование в обществе, и индивид будет наказан на основании санкций, указанных в
Уголовном кодексе России.
2) Деятельность индивида находится в постоянной кооперации с природой.

10
Неразумное, разрушительное воздействие (интенсивная вырубка лесов в долине Амазонки была признана ООН экологической катастрофой) приведет к глобальным экологическим проблемам , а созидательные действия будут способствовать «диалогу» между обществом и природой и повысят качество жизни человечества.
Проблема манипуляции общечеловечески ми ценностями
Умеющие
манипулировать
общественным мнением знают , как ловить рыбу в мутной воде.
©Вильгельм Швебель.
1) Манипуляция общественными ценностями производится социальными группами – лидерами общественного мнения. С помощью различных механизмов (СМИ, проведении социальных опросов) данные лидеры изменяют социальное сознание в выгодную для себя сторону. Зачастую задача манипуляторов – «подготовить» социум к грядущим реформам, чтобы избежать негативной реакции общества. Задачи, поставленные перед лидерами мнений, чрезвычайно сложны, поэтому умение манипулировать сознанием социальных групп высоко ценится в наше время. Например, перед повышением штрафов за нарушение правил дорожного движения, государственные СМИ включают в сетку вещания больше программ, показывающих общественный вред от слишком быстрой езды.
2) Манипулирование ценностями часто связано с политическим курсом государства. Например, перед введением «сухого закона» в СССР (1985) значительно выросла антиалкогольная пропаганда, чтобы данное ограничение не воспринималось обществом болезненно.
Проблема памяти
«Мы не должны дозволить никому п еределывать историческую истину» (
1) Исторические ценности нередко оказываются средством достижения геополитических целей. Подменяя объективные факты выгодными

11
Н. Пирогов). суждениями, политики могут добиться изменения общественного сознания (например, в период Осетинского конфликта 2008 года некоторые СМИ намеренно искажали действия российской армии, стремясь показать Россию в качестве агрессора)
2) Государству следует также следить за отношением своего населения к истории страны. Известное высказывание советского писателя В.
Пикуля «будущее имеют страны, у которых есть прошлое» доказывает, что подмена истории государства грозит разрушением патриотической мысли и приводит к его гибели.
Проблема истины в современном мире
Река истины протекает через каналы заблуждений. Тагор Р.
1) Обществоведы выделяют несколько разновидности истин. Среди них
– абсолютная и относительная истина. Первый вид – это идеальная
(утопичная) категория, информация, которая никогда не может быть опровергнута. Относительная же истина зависит от внешних факторов (например, высказывание «карамель сладкая» будет зависеть от предпочтений человека, который ее попробует).
Высказывание Белинского В. Г. «Истина выше людей и не должна бояться их» подтверждает, что наука должна стремиться к абсолютной истине. Именно это стремление является причиной прогресса общества.
2) Абсолютная истина зачастую недостижимая категория. Например, казалось бы, бесспорное высказывание «вода закипает при 100 градусах по Цельсию» оказывается ложным, если проводить эксперимент на высоте 5 километров от уровня моря (вода закипит

12 при 85 градусах). Данное утверждение доказывает, насколько высока ценность абсолютно истинного суждения.
Проблема свободы и ответственности
Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.Камю А.
1) Изречение Б. Спинозы «Свобода – есть познанная необходимость» подчеркивает осознанный характер данного понятия. Философы разграничивают понятие свободы (способности делать выбор) и анархии
(хаоса и отсутствия социальных регуляторов). Можно утверждать , что обществоведы проводят крепкую связь между такими понятиями, как
«свобода», «ответственность» и «выбор»
2) Индивиды не всегда испытывали на себе тяжесть социальных норм.
Догосударственное состояние общества, названное Т. Гоббсом «война всех против всех» означало отсутствие каких-либо правил. При данной ситуации слабые от рождения индивиды не имели возможности выжить, что в нашем обществе неприемлемо. Таким образом, для поддержания целостного и прогрессивного общества мы должны выставить адекватные ограничения для индивидов.
Проблема соответствия желаний возможностям
Наши желания всегда ограничены чьими-то возможностями.
И.Климович
1) Потребности индивида и социальной группы могут быть удовлетворены должным образом, если они соответствуют возможностям. Например, масштабные пятилетки Советского Союза были бы не осуществимы, если бы не сильный командно-административный элемент экономики и широкий потенциал рабочей силы.
2) Порой проблема соответствия желаний возможностям возникает не только у отдельной личности, но и у политических структур.
Правительство Украины нередко задерживало оплату за поставки газа,

13 подвергая население угрозе топливного кризиса. На уровне управления страной данная проблема становится более важной.
Проблема развития и регресса
«Без борьбы нет прогресса»
Ф.Дуглас
«Регресс имел место так же часто, ка к и прогресс» (Г. Спенсер).
1) Понятие прогресса в одной сфере нередко оборачивается регрессом в другой. Например, успешное испытание американской атомной бомбы в
1945 году в штате Нью-Мексико – это прогресс в использовании атомной энергии и регресс в области международной безопасности, так как безопасность планеты может оказаться под угрозой в случае, если террористы завладеют ядерным оружием.
2) Следует помнить, что к некоторым областям деятельности понятие прогресса практически неприменимо. Например, дружественные отношения не претерпели существенных изменений за последнее время. Данное понятие носит название «относительность прогресса, оно было исследовано российским философом Г. Киселевым.
Проблема получения знаний и роли знаний в современном мире;
Проблема образования;
«Природа не терпит пустоты: там, гд е люди не знают правды , они заполн яют пробелы домыслом» (Б.Шоу)
«Познание и жизнь неотделимы» (Л.
Фейхтвангер).
1) Знания являются основой для выполнения той или иной экономической деятельности. Без необходимой информации общество не смогло бы наладить сложное производство и не получило бы современных экономических благ. Примером необходимости массивного количества научной информации для производства благ может служить открытие первой в мире АЭС в 1954 году в Обнинске.
2) Выражение Квинта Флакка гласит «Никто не знает всего». Таким образом, невозможно сконцентрировать все знания у одной личности.
Для этого существует система образования, являющаяся одним из

14 главных агентов социализации.
Проблема роли образования проблема качества образования
«Всякое настоящее образование доб ывается только путем самообразова ния» (Н.Рубакин)
«Знание‐
орудие, а не цель» (Л.Толстой).
1) В пьесе Д.И. Фонфизина «Недоросль» Митрофанушка не обладает тягой к знаниям и в связи с этим не заслуживает уважения среди окружающих, становится объектом для насмешек.
2) Законы Российской Федерации требуют наличия высшего юридического образования для будущих судей. Государство закрепляет данное требование как обязательное. Получается, что в данном случае образование – это не вспомогательный институт для обучения профессии, а обязанность.