Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Лермонтова «Мцыри»? «Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.

Мальчик был пленен еще в детстве, и из-за болезни остался жить в стенах монастыря. Однако как луговой цветок трудно вырастить в саду, так и Мцыри мучительно страдал в неволе. Его мучила ностальгия, и он «смотрел, вздыхая, на восток», томимый тоской по родине. Это патриотическое чувство вошло в его жизнь неосознанно, инстинктивно, словно с молоком матери. Постепенно Мцыри привык к плену:

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог,

С восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

Юноша называет себя робким, рыдает от досады, не найдя дороги в родной аул. Но его целеустремленность, желание любой ценой увидеть родимую страну наоборот свидетельствуют о душевной стойкости героя. По дороге он страдает от голода, но не сворачивает назад. После схватки с могучим барсом он понимает, что мог бы быть «в краю отцов Не из последних удальцов». В сцене битвы Мцыри с барсом Лермонтов с откровенностью и прямотой подчеркивает воинственный дух в характере своего героя. Это прежде всего борец, и в кровавой схватке в нем обнажаются древние охотничьи инстинкты.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.

Поэма «Мцыри» - гимн непокоренному человеку. Конечно, Мцыри создавался как романтический герой, но близость его взглядов к авторским очевидна. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что лермонтовский идеал человека - свободный герой-борец, активно относящийся к жизни, умеющий не только любить и тонко чувствовать окружающий мир, но и бороться за воплощение в жизнь своей мечты. Н.П. Огарев считал, что Мцыри - «самый ясный и единственный идеал поэта».

Какие ценности утверждаются в поэме Лермонтова Мцыри

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.

Мальчик был пленен еще в детстве, и из-за болезни остался жить в стенах монастыря. Однако как луговой цветок трудно вырастить в саду, так и Мцыри мучительно страдал в неволе. Его мучила ностальгия, и он «смотрел, вздыхая, на восток», томимый тоской по родине. Это патриотическое чувство вошло в его жизнь неосознанно, инстинктивно, словно с молоком матери. Постепенно Мцыри привык к плену:

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог,

С восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

Юноша называет себя робким, рыдает от досады, не найдя дороги в родной аул. Но его целеустремленность, желание любой ценой увидеть родимую страну наоборот свидетельствуют о душевной стойкости героя. По дороге он страдает от голода, но не сворачивает назад. После схватки с могучим барсом он понимает, что мог бы быть «в краю отцов Не из последних удальцов». В сцене битвы Мцыри с барсом Лермонтов с откровенностью и прямотой подчеркивает воинственный дух в характере своего героя. Это прежде всего борец, и в кровавой схватке в нем обнажаются древние охотничьи инстинкты.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.

Поэма «Мцыри» - гимн непокоренному человеку. Конечно, Мцыри создавался как романтический герой, но близость его взглядов к авторским очевидна. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что лермонтовский идеал человека - свободный герой-борец, активно относящийся к жизни, умеющий не только любить и тонко чувствовать окружающий мир, но и бороться за воплощение в жизнь своей мечты. Н.П. Огарев считал, что Мцыри - «самый ясный и единственный идеал поэта».

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.
Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.
Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов…
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..


Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, - отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми бизкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; «дьявольская», манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова. Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме «Мцыри».

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, несовместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски - себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла - так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме «Мцыри» читатель видит отстаивание совсем другой позиции.

Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому, что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем - именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители. Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное - он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является прежде всего «внутренним человеком» по своему устройству. Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него. Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно - хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе - это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчество - не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою родину. Родина в понимании самого Лермонтова - это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна - герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад. Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем - и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое - это еще и единственный источник воспоминаний о некоем изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни - а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, чего искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой. Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, - герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме «Мцыри» романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места. Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.

    “Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе...

    Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

  2. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного...

Какие ценности хотел донести до читателей М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? свобода и достоинство человека в

Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский.

Поэма Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной для среднего читателя обстановке.

Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, разочаровавшись в окружающей его реальности (напомним, что это была эпоха реакции, застоя, преследования всякого свободомыслия), пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он, прежде всего, хотел увидеть человека, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради всего этого пожертвовать своей жизнью.

Именно таким героем предстает перед нами юноша Мцыри – послушник, живущий в монастыре в долине Грузии. Он попал в этот монастырь не по своей воле – его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом – он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства:

…даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Выхоженный монахом, герой остался в монастыре. Однако он не был счастлив там ни минуты – всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты.

Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала – свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей:

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И Мцыри решился исполнить свою мечту – «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни.

Он признается своему наставнику, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

… и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя – вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека.

Путь Мцыри был суров и труден – его ожидали муки усталости, голода, отчаянья. Но герой был готов скорее умереть, чем сдаться, попросить помощи у людей. Сила его характера и желание достичь своей цели не знала границ. Именно эта внутренняя мощь помогла Мцыри победить «могучего барса».

Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом…

Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков – бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Однако «пробуждение» героя оказалось временным. Яд рабства, бессилия, заложенный в нем в монастыре, оказался сильнее: «На мне печать свою тюрьма Оставила...» И вот, после странствий, он опять, неожиданно для себя, возвратился к стенам монастыря – своей тюрьмы, но и своего дома.

Сам Лермонтов, на мой взгляд, восхищается своим героем, любуется его сильным характером, стойкой натурой, независимым и гордым нравом. Точно так же, как и критик В.Г. Белинский, писавший о Мцыри: «...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!».

Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.

В поэме «Мцыри» Лермонтов воплотил свое представление о «настоящем человеке» - цельной и сильной личности, имеющей жизненную цель и всеми силами стремящейся ее достичь. С другой стороны, поэт выразил, «от противного», и свою мечту об идеальном обществе, где главными ценностями являются свобода и достоинство человека.