Комедия пьера корнеля. Смотреть что такое "Корнель, Пьер" в других словарях

КОРНЕЛЬ (Corneille ) Пьер (1606-84), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов "Поэтическая смесь" (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии "Сид" (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях "Гораций" (постановка 1640), "Цинна" (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях "Мученик Полиевкт" (1643), "Смерть Помпея" (1644). Следы эстетики барокко в "Родогуне" (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе "Никомед" (постановка и издание 1651) и др.

КОРНЕЛЬ (Corneille ) Пьер (6 июня 1606, Руан - 1 октября 1684, Париж), французский драматург.

Начальный период творчества

Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628-50 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса - комедия "Мелита" - в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы "Клитандр" (1632), "Вдова" (1633), "Галерея суда" (1633), "Субретка" (1634), "Королевская площадь" (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание "подлинной трагедии" на основе трех единств - времени, места и действия. Теория "единств" пришла из Италии, а первой "правильной" трагедией во Франции стала "Софонисба" Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в "Медее", избрав уже использованный Еврипидом и сюжет, но большого успеха не снискал.

Формирование классицистской драмы

В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился "Сид" - первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение "прекрасно, как "Сид". Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро "Подвиги Сида" (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище "Сид" и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточенную полемику, которая получила название "Спор о "Сиде". Соперники Корнеля - Жан Мере и Жорж де Скюдери обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве родилась в 18 веке: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера - он увидел в ней оправдание дуэлей. Академия вынесла весьма двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы "Сида", она осудила замысел пьесы в силу того, что "чудовищную правду" нельзя представлять на сцене.

Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 женился на дочери руанского магистрата - этот брак принес ему семерых детей. Следующие его трагедии - "Гораций" (1641), "Цинна, или Милосердие Августа" (1643), "Мученик Полиевкт" (1643) - составили вместе с "Сидом" так называемую "классическую тетралогию", в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 драматург вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги "Лжец". В 1647 он перебрался вместе с семьей в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию.

"Трагедии второй манеры"

В этих пьесах Корнель стремился реализовать разработанную им "теорию восхищения" перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в "мрачном величии порока". Среди "трагедий второй манеры" выделяются "Родогуна" (1647) и "Никомед" (1651). Сам драматург считал лучшей своей трагедией "Родогуну". В этой пьесе явственно проявляются барочные тенденции: человек предстает жалкой песчинкой во вселенной и не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать - сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила "слабость" и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына.

Трагедии "третьей манеры"

В 1652, после провала трагедии "Пертарит" Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом "Подражания Христу" Фомы Кемпийского и издав в 1660 собрание своих пьес. В 1659 он вернулся на сцену с трагедией "Эдип". Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Корнель не мог соперничать с утонченным психологизмом своего молодого соперника Расина, поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к "необыкновенному" противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 была поставлена последняя трагедия Корнеля "Сурена", которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему Ришелье после выхода "Горация", выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стесненных обстоятельствах.

Корнеля по праву называют "отцом французской трагедии". Он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов - отклонений от этого типа.

КОРНЕЛЬ ПЬЕР - французский драматург .

Член Французской ака-де-мии (1647 год). Брат Т. Кор-не-ля, дя-дя Б. Фон-те-не-ля. Ро-дил-ся в се-мье ад-во-ка-та. По-лу-чил клас-сическое об-ра-зо-ва-ние в Ру-ан-ском ие-зу-ит-ском кол-ле-же (1615-1622 годы); изу-чал пра-во в университете г. Кан, со-сто-ял в кор-по-ра-ции ад-во-ка-тов (1624-1651 годы), од-на-ко ус-пе-ха на юри-дическом по-при-ще не имел. В 1629-1662 годы жил в Руа-не и Па-ри-же, по-се-щал свет-ские круж-ки, в т. ч. са-лон гос-по-жи де Рам-буйе. В 1662 году окон-ча-тель-но пе-ре-брал-ся в Па-риж.

Литературную дея-тель-ность П. Корнель на-чал с эпи-ку-рей-ских сти-хов, га-лант-ных эпи-грамм, позд-нее опуб-ли-ко-ван-ных в сборниках «По-эти-че-ская смесь» («Mélanges poétiques», 1632 год). Пред-по-ло-жи-тель-но пер-вым его дра-ма-тическим со-чи-не-ни-ем ста-ла пас-то-раль «Али-дор» («Alidor»; не за-кон-че-на, со-зда-на ме-ж-ду 1626 и 1628 годами, издан в 2001 году; ат-ри-бу-ция спор-на).

П. Корнель - ав-тор бо-лее 30 пьес. Пер-вый ус-пех при-шёл к не-му по-сле по-ста-нов-ки труп-пой ак-тё-ра Г. Мон-до-ри (с 1634 года те-атр «Ма-ре», Па-риж) ко-ме-дии «Ме-ли-та» («Mélite», пост. 1629 год, издан в 1633 году), в ко-то-рой пас-то-раль-ный сю-жет был пе-ре-не-сён в бы-то-вую по-все-днев-ность. В га-лант-но-ры-цар-ской тра-ги-ко-ме-дии «Кли-тандр, или Ос-во-бо-ж-дён-ная не-вин-ность» («Clitandre, ou L’Innocence délivrée», пост. 1631 год, изд. в 1632 году), от-ли-чаю-щей-ся за-пу-тан-ным сю-же-том в ду-хе про-из-ве-де-ний А. Ар-ди и Ж. Рот-ру, П. Корнель от-дал дань гос-под-ствую-щей мо-де изо-бра-же-ния ужа-сов и изо-щрён-ных пре-сту-п-ле-ний (т. н. кро-ва-вое ба-рок-ко). Ко-ме-дии «Вдо-ва» («La veuve», 1631 год, изд. в 1633 году), «Га-ле-рея Су-да» («La galerie du Palais», пост. 1632 год, изд. в 1637 годы), «Ком-пань-он-ка» («La suivante», 1633 год) и «Ко-ро-лев-ская пло-щадь» («La place Roy-ale», 1633 год) ста-ли сви-де-тель-ст-вом от-ка-за П. Корнеля от ут-вер-див-ших-ся во французской коме-дио-гра-фии первой половины XVII века тра-ди-ций итальянской ко-ме-дии дель ар-те и средне-векового фар-са; П. Корнель пред-вос-хи-тил ко-ме-дию нра-вов, ос-но-вы-ваю-щую-ся не на скаб-рёз-ном юмо-ре и буф-фо-на-де, а на ин-три-ге.

По-пу-ляр-но-стью в середине XVII века поль-зо-ва-лась пье-са «Ко-ми-че-ская ил-лю-зия» («L’illusion co-mique», пост. 1635 год, изд. в 1639 году; в пе-ре-ра-бо-тан-ной вер-сии - «Ил-лю-зия», «L’il-lu-sion», 1660 год), син-те-зи-рую-щая чер-ты ко-ме-дии, тра-ги-ко-ме-дии, пас-то-ра-ли и тра-ге-дии; для опи-са-ния жиз-ни ак-тё-ров в ней был ис-поль-зо-ван при-ём «те-ат-ра в те-ат-ре». Пе-ре-нос испанских сю-же-тов (Х. Руи-са де Алар-ко-на-и-Мен-до-сы и Лопе Ф. де Ве-ги Кар-пьо) в па-риж-скую сре-ду и пе-ре-ра-бот-ка их во французском вку-се бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны П. Корнелем в ко-ме-ди-ях «Лжец» («Le menteur», 1644 год) и «Про-дол-же-ние Лже-ца» («La suite du Menteur», 1645 год); при-ме-нён-ная здесь тех-ни-ка ре-ду-ци-ро-ва-ния пси-хо-ло-гического об-ли-ка пер-со-на-жа до един-ст-вен-ной до-ми-ни-рую-щей чер-ты позд-нее ста-ла основным прин-ци-пом клас-си-ци-стической ко-ме-дии (Моль-ер).

Не-смот-ря на при-зна-ние со-вре-мен-ни-ков, вы-пав-шее на до-лю его ко-ме-дий, П. Корнель ос-тал-ся в ис-то-рии литературы как один из са-мых вы-даю-щих-ся ав-то-ров тра-ге-дий, ко-то-рые по-лу-чи-ли ми-ро-вую из-вест-ность и ста-ли, на-ря-ду с пье-са-ми Ж. Ра-си-на, са-мым яр-ким дос-ти-же-ни-ем франц. клас-си-циз-ма. В сво-ей пер-вой тра-ге-дии, на-сы-щен-ной ме-ло-дра-ма-тическими эф-фек-та-ми «Ме-дее» («M ́ed ́ee», пост. 1635 год, изд. в 1639 году), П. Корнель ис-поль-зо-вал сю-жет ан-тич-но-го ми-фа, ра-нее раз-ра-бо-тан-ный Ев-ри-пи-дом и Се-не-кой.

Дра-ма-тур-гическая кон-цеп-ция П. Корнеля на-шла своё тео-ре-тическое обос-но-ва-ние в его пре-ди-сло-ви-ях к собственным пье-сам и в со-ста-вив-ших ему сла-ву тео-ре-ти-ка клас-си-циз-ма «рас-су-ж-де-ни-ях» - «Рас-су-ж-де-ния о тра-ге-дии...» («Discours de la tragédie...»), «Рас-су-ж-де-ния о трёх един-ст-вах...» («Dis-cours des trois unités...», обе изд. в 1660 году) и др. На-пи-сан-ная на ос-но-ве сю-же-та испанского дра-ма-тур-га Г. де Ка-ст-ро тра-ги-ко-ме-дия «Сид» («Cid», по-став-ле-на те-ат-ром «Ма-ре» и изд. в 1637 году) ста-ла пер-вым прак-тическим вы-ра-же-ни-ем его тео-рий. Не ста-вя под со-мне-ние ав-то-ри-тет тра-диц. по-этик Ари-сто-те-ля и Го-ра-ция и важ-ность со-блю-де-ния стро-гих пра-вил (в ча-ст-но-сти, трёх единств тео-рии), П. Корнель пред-ста-вил об-ра-зец тра-ги-ко-ме-дии, со-вме-щаю-щей тра-гизм со-бы-тий-ной кан-вы и внутренних пе-ре-жи-ва-ний ге-ро-ев с ко-медий-ны-ми си-туа-ция-ми и пер-со-на-жа-ми. Ус-пех «Си-да» спро-во-ци-ро-вал бур-ную по-ле-ми-ку, в ко-то-рой пье-са оце-ни-ва-лась по за-ко-нам жан-ра тра-ге-дии; про-тив неё вы-ска-за-лись Ж. де Скю-де-ри, Ж. Ме-ре и др. (т. н. спор о Си-де). В 1638 году под ре-дак-цией Ж. Ша-п-ле-на вы-шло «Мне-ние Фран-цуз-ской ака-де-мии о тра-ги-ко-ме-дии "Сид"» с пе-ре-чис-ле-ни-ем фор-маль-ных не-дос-тат-ков пье-сы и её осу-ж-де-ни-ем. В 1660 году П. Корнель внёс в текст пье-сы зна-чительные кор-рек-ти-вы, сме-нив жан-ро-вое обо-зна-че-ние: «тра-ге-дия» вме-сто «тра-ги-ко-ме-дии».

Пье-са «Го-ра-ций» («Horace», пост. 1640 году, изд. в 1641 году) ста-ла об-раз-цом иде-аль-ной клас-си-ци-стич еской тра-ге-дии с при-су-щим ей тор-же-ст-вен-ным и стро-гим алек-сан-д-рий-ским сти-хом [П. Корнель поль-зо-вал-ся им во всех тра-ге-ди-ях, за ис-клю-че-ни-ем на-пи-сан-но-го вер-либ-ром «Аге-си-лая» («Agési-las», 1666 год)], скру-пу-лёз-ным со-блю-де-ни-ем пра-вил, чёт-кой ком-по-зиционной струк-ту-рой. Учи-ты-вая сце-нический ус-пех «Си-да», П. Корнель по-ло-жил в ос-но-ву других сво-их ран-них тра-ге-дий не об-ще-из-ве-ст-ный миф, а ис-то-рический сю-жет, пе-ри-пе-тии ко-то-ро-го сти-му-ли-ру-ют вни-ма-ние зри-те-ля. Сю-жет «Го-ра-ция» был за-им-ст-во-ван из ис-то-рии Ти-та Ли-вия и вы-стро-ен на не-раз-ре-ши-мой кол-ли-зии люб-ви и пат-рио-тического дол-га, в ко-то-рой про-яв-ля-ет-ся ду-хов-ное ве-ли-чие и сто-ический ге-ро-изм главных пер-со-на-жей. Ес-ли в «Го-ра-ции» и в тра-ге-дии (с эле-мен-та-ми тра-ги-ко-ме-дии) «Цин-на» («Cinna», пост. 1642 год, изд. в 1643 году) П. Корнель вы-сту-пил в под-держ-ку аб-со-лю-ти-ст-ской фор-мы прав-ле-ния, то в тра-ге-дии «Смерть Пом-пея» («La mort de Pompée», пост. 1643 год, изд. в 1644 году) он впер-вые пред-ста-вил власть в не-га-тив-ном све-те; эта тен-ден-ция уси-ли-лась впо-след-ст-вии в «Ни-ко-ме-де» («Nicomède», 1651 год), где воз-ник мо-тив народного бун-та.

В пе-ре-кли-каю-щей-ся с «Ме-де-ей» тра-ге-дии «Ро-до-гу-на» («Rodogune», пост. 1644 год, изд. в 1647 году), а так-же в «Ирак-лии» («Héraclius», 1647 год) за-ме-тен пе-ре-ход П. Корнеля от вы-со-кой про-сто-ты его ран-них тра-ге-дий к на-ме-рен-ной ус-лож-нён-но-сти сю-же-та, ис-точ-ни-ком ко-то-ро-го те-перь слу-жат со-бы-тия не римской ис-то-рии, а вос-точ-ной. Сво-его ро-да хри-сти-ан-скую ди-ло-гию со-став-ля-ет тра-ге-дия об об-ра-ще-нии и му-че-ни-че-ст-ве «По-ли-евкт» («Poly-eucte», 1643 год), на-ве-ян-ная идея-ми Контр-ре-фор-ма-ции, и тра-ге-дия «Тео-до-ра» («Théo-dore», пост. 1645 год, изд. в 1646 году), ос-но-ван-ная на ле-ген-де, из-ло-жен-ной у св. Ам-вро-сия Ме-дио-лан-ско-го. Пье-са «Дон Сан-чо Ара-гон-ский» («Don Sanche d’Aragon», 1649 год) ста-ла по-пыт-кой соз-да-ния «сред-не-го» дра-ма-тического жан-ра - «ге-ро-ической ко-ме-дии» с вы-со-ко-по-став-лен-ны-ми осо-ба-ми в ка-че-ст-ве пер-со-на-жей. Про-вал по-ста-нов-ки по-ли-ти-че-ски зло-бо-днев-ной тра-ге-дии «Пер-та-рит» («Pertharite», пост. 1651 год, изд. в 1653 году) по-бу-дил П, Корнеля отой-ти от дра-ма-тур-гии и взять-ся за сти-хотв. пе-ре-вод при-пи-сы-вае-мо-го Фо-ме Кем-пий-ско-му трак-та-та «О под-ра-жа-нии Хри-сту» («Imitation de Jésus Christ», пол-но-стью изд. в 1656 году); этот пе-ре-вод поль-зо-вал-ся в XVII веке ог-ром-ным ус-пе-хом.

Воз-вра-ще-ни-ем к те-ат-ру ста-ла на-пи-сан-ная по за-ка-зу Н. Фу-ке тра-ге-дия «Эдип» («Œdipe», 1659 год). Ан-тич-ные ми-фы бы-ли ис-поль-зова-ны в от-ве-чаю-щих эс-те-ти-ке при-двор-но-го ба-рок-ко по-ста-но-воч-ных «тра-ге-ди-ях с ма-ши-на-ми» «Ан-дро-ме-да» («An-dromède», соч. 1648 год, пост. 1650 год, изд. в 1651 году), «Зо-ло-тое ру-но» («La toison d’or», пост. 1660 год, изд. в 1661 году), а так-же в ко-ме-дии-ба-ле-те «Пси-хея» («Psyché», 1671 год; в со-ав-тор-ст-ве с Ф. Ки-но и Моль-е-ром). В позд-них тра-ге-ди-ях П. Корнель вновь вер-нул-ся к римской те-ма-ти-ке и изо-бра-жению кон-флик-та лич-но-сти и го-су-дар-ст-ва: «Сер-то-рий» («Ser-torius», 1662 год), «Со-фо-нис-ба» («Sopho-nisbe», 1663 год), «Отон» («Othon», 1665 год; эк-ра-ни-за-ция Ж.М. Штрау-ба, под названием «Гла-за не хо-тят вся-кий раз за-кры-вать-ся, или Воз-мож-но, од-наж-ды Рим всё-та-ки поз-во-лит се-бе вы-би-рать», 1971 год) и др. В пье-се «Тит и Бе-ре-ни-ка» («Tite et Bérénice», 1670 год, изд. в 1671 году) П. Корнель без-ус-пеш-но пы-тал-ся со-пер-ни-чать с трак-то-вав-шим тот же сю-жет Ра-си-ном. По-след-няя тра-ге-дия П.Корнеля «Су-ре-на» («Suréna, 1674 год, изд. в 1675 год) от-ли-ча-ет-ся про-сто-той сю-же-та и эле-гич. ин-то-на-ци-ей.

П. Корнель - один из соз-да-те-лей ев-ропейской тра-гедии Но-во-го вре-ме-ни, «отец» французского те-ат-ра, круп-ней-ший дра-ма-тург и тео-ре-тик клас-си-циз-ма. В Рос-сии твор-че-ст-во П. Корнеля ши-ро-ко из-вест-но с начала XVIII века; пер-вые пе-ре-во-ды поя-ви-лись в конце XVIII века, сре-ди пе-ре-во-дчи-ков - Я.Б. Княж-нин, П.А. Ка-те-нин, М.Л. Ло-зин-ский.

Сочинения:

[Рас-су-ж-де-ния] // Ли-те-ра-тур-ные ма-ни-фе-сты за-пад-но-ев-ро-пей-ских клас-си-ци-стов. М., 1980;

Œuvres com-plètes. 6 éd. P., 1980-1987. Vol. 1-3;

Те-атр: В 2 т. М., 1984

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР (Corneille, Pierre),(1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право, и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 решился показать свой первый драматургический опыт – комедию в стихах Мелита – не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции. Это решение оказалось огромным шансом на успех, который и Корнель, и Мондори использовали полностью.

В том же 1629 Мондори поставил Мелиту в Париже. Успех постановки позволил и актерам, и автору обосноваться в столице. Труппа Мондори поставила и несколько следующих пьес Корнеля – Вдова и Галерея суда (обе – в 1632), Субретка (1633), Королевская площадь (1634). В 1634 же Мондори при поддержке кардиналаРишелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель», организовал театр «Маре», который стал центром нового театрального течения – классицизма, и позволил самому Мондори войти в историю театра как крупнейшему представителю классицизма сценического. На творчество Корнеля обратил пристальное внимание Ришелье, и даже включил его в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он стремился не просто к литературной поденщине, пусть дающей возможность осуществить честолюбивые карьерные планы, но к поиску собственного пути в драматургии. Этот шаг имел серьезные последствия в жизни драматурга.

Период до 1636 стал для Корнеля временем профессионального становления, формирования индивидуальности и выработки эстетических критериев, легших в основу французского классицизма. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание. Наряду скомедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии : Клитандр (1630), Медея (1635). Завершает этот этап творчества пьеса Иллюзия (1636), которую драматург в своем предисловии с некоторым кокетством называет «уродливым созданием»: три действия «…несовершенная комедия, последнее – трагедия; и все это, вместе взятое, составляет комедию». Иллюзия стоит особняком в творчестве Корнеля – она посвящена театру и актерскому братству.

А вот следующая пьеса Корнеля – Сид (1936) – оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Поставленная на сцене театра «Маре» (в роли Родриго выступил Мондори), она ознаменовала наступление новой театральной эпохи. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. Сид пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье.

Однако главные мысли пьесы, особенно идеализация родового долга и личной доблести в отрыве от идей государственности, вызвали закономерное недовольство правящих кругов. Ришелье инспирировал бурное и широкое публичное обсуждение Сида , которое формально возглавила Французская академия. Поводом обсуждения послужила стихотворная декларация Корнеля, в которой драматург гордо заявлял, что своими успехами он обязан только самому себе. Естественно, это вызвало недовольство многих писателей, и особенно – Ришелье, который, включая Корнеля в группу «своих» драматургов, возлагал на него большие надежды. Фактически в знаменитом «Споре о Сиде» речь шла не столько о самой пьесе, сколько о допустимой степени свободы драматурга. Формально же Корнель был обвинен в нарушении некоторых, уже выработанных к этому времени, канонов поэтики классицизма, в частности – в недостаточно строгом соблюдении «трех единств» – времени, места и действия. Таким образом, кардиналом Ришелье и Французской академией Корнелю было недвусмысленно объявлено: в абсолютистском государстве искусство – дело не частное, но государственное; и это относится не только к идеям, но и вопросам образной системы и стиля. Урок был жестким, и его последствия Корнель чувствовал еще очень долго: например, во Французскую академию он сумел пройти только с третьей попытки; дважды «бессмертные» его кандидатуру проваливали.

«Спор о Сиде» оказал большое влияние на трансформацию творчества Корнеля. С той поры в его трагедии прочно входит политическая проблематика – коль скоро театр вообще и трагедия в частности есть явления государственные, они должны осуществлять серьезные общественные и идеологические функции. Корнель не раз теоретически обосновывал эти взгляды – и в комментариях к своим отдельным пьесам, и в трех Рассуждениях о драматической поэзии (Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения, Рассуждение о трагедии и Рассуждение о трех единствах ), опубликованных в 1660. Практическое же воплощение эти теоретические разработки нашли в трагедиях Гораций и Цинна . Обе пьесы были написаны зимой 1639–1640 в Руане, куда Корнель уехал для осмысления «Спора о Сиде». Вернувшись в Париж в 1640, драматург отдал для постановки Горация в театр «Бургундский отель», а Цинну – в театр «Маре». Здесь, как и в продолжившей эту линию трагедии Полиевкт (1640), Корнель трактовал конфликт чувства и долга уже только с точки зрения государственной целесообразности. Строже и четче стала композиция пьес: внешние события сведены к минимуму и укладываются в каноны единства действия. Традиционный для классицистской трагедии александрийский стих (шестистопный ямб со смежными рифмами) строго симметричен; диалоги, и особенно монологи, построены по правилам ораторского искусства.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения во Франции против абсолютизма 1648–1653). К этому времени относятся пьесы Корнеля т.н. «второй манеры» – Родогуна (1644), Ираклий (1647), Дон Санчо Арагонский (1649, жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), Никомед (1651), Пертарит (1652). Этим трагедиям свойственны усложненная фабула, неправдоподобные ситуации, преувеличенные страсти. В центре сюжетных переплетений – борьба за власть; общегосударственные интересы соотносятся с личностью правителя; проблематика связана с опасностью подмены политики политиканством. Таким образом, политическая проблематика в трагедиях Корнеля «второй манеры» переводится в иную плоскость: демонстрации пагубности произвола и абсолютной власти. Однако стоит отметить, что образы тиранов, терпящих политический крах, оказались в этих пьесах глубже и интереснее, нежели характеры их положительных противников.

К этому времени зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается, а премьера Пертарита в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Он вновь уезжает в Руан, и решает отказаться от занятий драматургией. Однако через семь лет, в 1659, возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке, привезя с собой новую трагедиюЭдип. Последующие пятнадцать лет оказались последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий (Серторий , Софонисба , Оттон , Аттила , Тит и Береника , Сурена и др.). Следуя правилам нового театрального направления, в этих трагедиях он отказывается от чисто политической проблематики, дополняя действие напряженной любовной интригой. Однако органичного соединения двух пластов действия – политического и любовного – не получалось, суровый пафос и патетика политической линии противоречила попыткам раскрыть психологические переживания героев; а строгая классицистская форма закономерно противилась неорганичным для нее тенденциям барокко.

К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира – Жана Расина , поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет своей жизни Корнель для театра не писал, хотя и выпустил в 1682 новое собрание сочинений своих пьес.

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР (Corneille, Pierre),(1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право, и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 решился показать свой первый драматургический опыт – комедию в стихах Мелита – не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции. Это решение оказалось огромным шансом на успех, который и Корнель, и Мондори использовали полностью.

В том же 1629 Мондори поставил Мелиту в Париже. Успех постановки позволил и актерам, и автору обосноваться в столице. Труппа Мондори поставила и несколько следующих пьес Корнеля – Вдова и Галерея суда (обе – в 1632), Субретка (1633), Королевская площадь (1634). В 1634 же Мондори при поддержке кардиналаРишелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель», организовал театр «Маре», который стал центром нового театрального течения – классицизма, и позволил самому Мондори войти в историю театра как крупнейшему представителю классицизма сценического. На творчество Корнеля обратил пристальное внимание Ришелье, и даже включил его в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он стремился не просто к литературной поденщине, пусть дающей возможность осуществить честолюбивые карьерные планы, но к поиску собственного пути в драматургии. Этот шаг имел серьезные последствия в жизни драматурга.

Период до 1636 стал для Корнеля временем профессионального становления, формирования индивидуальности и выработки эстетических критериев, легших в основу французского классицизма. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание. Наряду скомедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии : Клитандр (1630), Медея (1635). Завершает этот этап творчества пьеса Иллюзия (1636), которую драматург в своем предисловии с некоторым кокетством называет «уродливым созданием»: три действия «…несовершенная комедия, последнее – трагедия; и все это, вместе взятое, составляет комедию». Иллюзия стоит особняком в творчестве Корнеля – она посвящена театру и актерскому братству.

А вот следующая пьеса Корнеля – Сид (1936) – оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Поставленная на сцене театра «Маре» (в роли Родриго выступил Мондори), она ознаменовала наступление новой театральной эпохи. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. Сид пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье.

Однако главные мысли пьесы, особенно идеализация родового долга и личной доблести в отрыве от идей государственности, вызвали закономерное недовольство правящих кругов. Ришелье инспирировал бурное и широкое публичное обсуждение Сида , которое формально возглавила Французская академия. Поводом обсуждения послужила стихотворная декларация Корнеля, в которой драматург гордо заявлял, что своими успехами он обязан только самому себе. Естественно, это вызвало недовольство многих писателей, и особенно – Ришелье, который, включая Корнеля в группу «своих» драматургов, возлагал на него большие надежды. Фактически в знаменитом «Споре о Сиде» речь шла не столько о самой пьесе, сколько о допустимой степени свободы драматурга. Формально же Корнель был обвинен в нарушении некоторых, уже выработанных к этому времени, канонов поэтики классицизма, в частности – в недостаточно строгом соблюдении «трех единств» – времени, места и действия. Таким образом, кардиналом Ришелье и Французской академией Корнелю было недвусмысленно объявлено: в абсолютистском государстве искусство – дело не частное, но государственное; и это относится не только к идеям, но и вопросам образной системы и стиля. Урок был жестким, и его последствия Корнель чувствовал еще очень долго: например, во Французскую академию он сумел пройти только с третьей попытки; дважды «бессмертные» его кандидатуру проваливали.

«Спор о Сиде» оказал большое влияние на трансформацию творчества Корнеля. С той поры в его трагедии прочно входит политическая проблематика – коль скоро театр вообще и трагедия в частности есть явления государственные, они должны осуществлять серьезные общественные и идеологические функции. Корнель не раз теоретически обосновывал эти взгляды – и в комментариях к своим отдельным пьесам, и в трех Рассуждениях о драматической поэзии (Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения, Рассуждение о трагедии и Рассуждение о трех единствах ), опубликованных в 1660. Практическое же воплощение эти теоретические разработки нашли в трагедиях Гораций и Цинна . Обе пьесы были написаны зимой 1639–1640 в Руане, куда Корнель уехал для осмысления «Спора о Сиде». Вернувшись в Париж в 1640, драматург отдал для постановки Горация в театр «Бургундский отель», а Цинну – в театр «Маре». Здесь, как и в продолжившей эту линию трагедии Полиевкт (1640), Корнель трактовал конфликт чувства и долга уже только с точки зрения государственной целесообразности. Строже и четче стала композиция пьес: внешние события сведены к минимуму и укладываются в каноны единства действия. Традиционный для классицистской трагедии александрийский стих (шестистопный ямб со смежными рифмами) строго симметричен; диалоги, и особенно монологи, построены по правилам ораторского искусства.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения во Франции против абсолютизма 1648–1653). К этому времени относятся пьесы Корнеля т.н. «второй манеры» – Родогуна (1644), Ираклий (1647), Дон Санчо Арагонский (1649, жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), Никомед (1651), Пертарит (1652). Этим трагедиям свойственны усложненная фабула, неправдоподобные ситуации, преувеличенные страсти. В центре сюжетных переплетений – борьба за власть; общегосударственные интересы соотносятся с личностью правителя; проблематика связана с опасностью подмены политики политиканством. Таким образом, политическая проблематика в трагедиях Корнеля «второй манеры» переводится в иную плоскость: демонстрации пагубности произвола и абсолютной власти. Однако стоит отметить, что образы тиранов, терпящих политический крах, оказались в этих пьесах глубже и интереснее, нежели характеры их положительных противников.

К этому времени зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается, а премьера Пертарита в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Он вновь уезжает в Руан, и решает отказаться от занятий драматургией. Однако через семь лет, в 1659, возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке, привезя с собой новую трагедию – Эдип. Последующие пятнадцать лет оказались последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий (Серторий , Софонисба , Оттон , Аттила , Тит и Береника , Сурена и др.). Следуя правилам нового театрального направления, в этих трагедиях он отказывается от чисто политической проблематики, дополняя действие напряженной любовной интригой. Однако органичного соединения двух пластов действия – политического и любовного – не получалось, суровый пафос и патетика политической линии противоречила попыткам раскрыть психологические переживания героев; а строгая классицистская форма закономерно противилась неорганичным для нее тенденциям барокко.

К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира – Жана Расина , поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет своей жизни Корнель для театра не писал, хотя и выпустил в 1682 новое собрание сочинений своих пьес.