Кража ценной картины из музея. Кража картины

Похищение произведений искусства, кажется, не в силах предотвратить даже самое современное охранное оборудование. На днях на ярмарке Art Miami злоумышленники похитили серебряное блюдо работы Пикассо. Пока преступников ищут, мы решили рассказать о других громких музейных кражах

Самая знаменитая кража: приключения "Моны Лизы"

В наши дни знаменитую "Джоконду" сложно не то что украсть, но и просто сфотографировать исподтишка. Сто лет назад "Мона Лиза" тоже считалась жемчужиной коллекции Лувра, однако отсутствие современных технологий не позволяло охранять ее так же ревностно, как сейчас. В 1911 году картину украли. В преддверии Первой мировой ограбление обросло политическими домыслами. Мол, немцы похитили "Мону Лизу", чтобы унизить Францию. Немцы, в свою очередь, предположили, что французы обворовали сами себя, чтобы дискредитировать их. Но злоумышленником оказался итальянец Винченцо Перуджа, трудившийся в Лувре в качестве разнорабочего. Знакомый с музейным распорядком, похититель смог незаметно вынести полотно. Разоблачили злоумышленника только в 1913 году, когда тот предложил "Мону Лизу" директору итальянского музея Уффици, который тут же вызвал полицию — вскоре картина вернулась в Париж. Раскрыли преступление очень своевременно: через несколько месяцев страны-участницы столкнулись в Первой мировой.

Заботливая мать: как шедевры погибли в мусорном баке

Стефан Брайтвизер — один из самых известных арт-преступников последних лет. Музейное воровство он поставил на широкую ногу: его жертвами стали музеи во Франции, Нидерландах, Германии, Австрии и Бельгии. Официально молодой человек работал официантом, а неофициально был незаконным обладателем предметов искусства общей стоимостью почти $1,5 миллиарда. С 1995 по 2001 Брайтвизер украл более 200 экспонатов, среди которых — работы Брейгеля, Антуана Ватто, античные вазы, старинные музыкальные инструменты. Хранились украденные шедевры дома у матери Брайтвизера. Попался грабитель на краже охотничьего рожка в швейцарском музее. Узнав из газет о поимке любимого чада, матушка Брайтвизера поспешила уничтожить "улики": полотна она разрезала и выбросила в мусорный бак, а антиквариат скинула в водный канал. Кажется, за подобное преступление даже в демократичной Европе злоумышленникам должно светить самое суровое наказание. Как бы не так: мать и сын, повинные в краже и уничтожении целой коллекции арт-объектов, отсидели 18 и 26 месяцев соответственно.

Игра в переодевание: как ограбили Музей Изабеллы Гарднер

Если Брайтвизер похищал предметы искусства долго и методично, то главные действующие лица следующей криминальной истории за один присест похитили шедевры, стоимость которых по разным оценкам составляет от $200 до $500 миллионов. В ночь на 19 марта 1990 года из бостонского Музея Изабеллы Гарднер были похищены "Мужчина и женщина в черном" и "Шторм в Галилее" кисти Рембрандта, "Концерт" Вермеера, работы Эдуарда Мане, акварели Дега и другие шедевры. Злоумышленники, переодевшись в полицейских, без труда проникли в музей, связали охранников, вырезали полотна из рам, прихватили пленку из камер видеонаблюдения и отправились восвояси. Все это они проделали менее чем за полтора часа. Искали их гораздо дольше — ФБР объявило о раскрытии дела лишь в 2013 году. Личности преступников установили, но пропавшие шедевры так и не нашли — залы Музея Изабеллы Гарднер до сих пор украшают пустующие резные рамы, ожидающие возвращения своих дорогостоящих хозяев.

Голливудская история в Стокгольме

Злоумышленники, обворовавшие Национальный музей в Стокгольме, тоже отличились изобретательностью, однако оказались куда менее удачливыми, чем американские грабители. Прежде чем отправиться в музей, преступники решили обезопасить себя не самым изящным образом — заложив бомбу на другом конце города. Пока датская полиция разбиралась со взрывчаткой, злоумышленники проникли в музей, прикарманили несколько полотен Рембрандта и Ренуара общей стоимостью $30 миллионов. С места преступления грабители скрылись весьма живописным способом — на скоростной лодке. Получилась история в духе американского блокбастера. "Хеппи-энд" не заставил себя ждать — банду из восьми человек поймали две недели спустя. Правда, полотна нашли несколько позже: "Разговор с садовником" Ренуара обнаружили в 2001 году, а автопортрет Рембрандта — в 2005.


Похищение Ван Гога: кража, раскрытая за полчаса

Преступники, похитившие 20 полотен из Музея Винсента Ван Гога в 1991 году, действовали по плану, который может разработать любой школьник средних классов. Сначала надо спрятаться в музее перед закрытием. Затем, натянув на головы чулки с дырочками для глаз, набрать картин стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и скрыться с места преступления. Схема до смешного стереотипная, простая. Так же просто оказалось поймать злоумышленников и вернуть картины знаменитого живописца — полиция потратила на это чуть более получаса. Ложку дегтя в бочку сыскного меда добавляет только то, что даже за такой короткий промежуток времени преступники успели повредить практически все украденные полотна.

Ограбления доставляют немало неприятностей владельцам похищенного, а вот зрители их обожают. Фильмы об ограблениях имеют долгую и легендарную традицию, которая берет своё начало еще с эпохи немого кино. И не последнее место здесь занимают похищения произведений искусства. Конечно, мы не приветствуем кражи, но мы любим хорошие фильмы, которые прекрасно сочетают в себе преступления и искусство. Так что, потехи ради, предлагаем вам пять фильмов о похищениях произведений искусства.

Жанр: комедия, криминал

Режиссер: Майкл Хоффман

В ролях: Колин Фёрт, Кэмерон Диаз, Алан Рикман, Том Кортни, Стэнли Туччи, Майк Ноубл и другие.

Искусствовед Гарри Дин курирует частную коллекцию лорда Лайонела Шабандара, но его босс — сущее проклятие. И Гарри решает отомстить ему за все унижения, продав поддельный шедевр — картину Клода Моне «Стога на закате». В коллекции Шабандара уже есть картина «Стога на рассвете», и он мечтает завершить своё дело. Он просит своего друга, художника-копииста, написать необходимый шедевр Моне. А в качестве продавца выбирает весьма своеобразную девушку — звезду техасского родео Пиджей Пузновски. По легенде Дина её дедушка в своё время якобы спас «Стога на закате» из нацистской Германии. Но идеально продуманный план искусствоведа оказалось не так и легко воплотить в жизнь.

Несмотря на то, что фильм был весьма противоречиво воспринят критиками, «Гамбит» нашел множество почитателей и является великолепным примером авантюрной комедии. Иначе и быть не могло, ведь в главных ролях такие британские звёзды как Колин Фёрт и Алан Рикман. А сценарий к «Гамбиту» написали небезызвестные братья Коэн. Вас ждёт множество забавных ситуаций и уморительных диалогов. Кстати, этот фильм является свободным ремейком вышедшего в 1966 году одноименного фильма с Майклом Кейном и Ширли МакЛейн в главных ролях.

АФЕРА ТОМАСА КРАУНА / THE THOMAS CROWN AFFAIR (1999)

Жанр: триллер, мелодрама, криминал

Режиссер: Джон МакТирнан

В ролях: Пирс Броснан, Рене Руссо, Дэнис Лири, Фэй Данауэй, Бен Газзара, Фрэнки Фэйзон, Фриц Уивер и другие.

Томас Краун — привлекательный миллионер, который может позволить себе купить всё, что пожелает. Но не всё можно купить за деньги. Он планирует похищение картины Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках». От Крауна никто не ожидает подобного шага, поэтому, когда в Нью-Йоркском музее Метрополитен звучит сигнализация, он последний кого будут подозревать в этой афере. Краун блестяще всё спланировал, но пара джентльменов, не слишком желающих платить страховые выплаты по украденным шедеврам, нанимают детектива Кэтрин Бэннинг для решения этой проблемы. И она сразу понимает, что похищение шедевра чья-то веселая забава.

Это великолепное изысканное кино с прекрасной игрой, захватывающим сюжетом и великолепной подачей. Но главное, это совершенно неожиданный финал. «Афера Томаса Крауна» 1999 года также является ремейком одноименного фильма 1968 года с Фэй Данауэй и Стивом МакКуином в главных ролях. Кстати, Фэй Данауэй, играющая роль детектива в фильме-оригинале, здесь снялась в качестве психолога. А Пирс Броснан даже решил некоторые трюки исполнить сам, обойдясь без помощи профессиональных каскадеров.

ТРАНС / TRANCE (2013)

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссер: Дэнни Бойл

В ролях: Джеймс МакЭвой, Венсан Кассель, Розарио Доусон, Дэнни Сапани, Мэттью Кросс, Вахаб Ахмед Шейх, Марк Полтимор и другие.

Саймон (Джеймс МакЭвой), работник одного из аукционов изобразительного искусства, вступает в сделку с преступниками, и они организовывают кражу картины Франциско де Гойя «Ведьмы в воздухе» стоимостью в миллионы долларов. Но во время ограбления Саймон получает сильный удар по голове, а когда просыпается, понимает, что совершенно не помнит, где спрятал картину. Ни угрозы не физическое насилие не способны вернуть ему память, поэтому лидер банды Фрэнк (Венсан Кассель) нанимает гипнотерапевта Элизабет Лэмб (Розарио Доусон), чтобы откопать место нахождения картины в закоулках памяти Саймона. Но как только Элизабет начинает проникать в сознание Саймона, границы между истиной, внушением и обманом начинают стираться.

Картина «Ведьмы в воздухе» была выбрана Дени Бойлом не случайно. На полотне, помимо трех ведьм в странных колпаках изображено трое мужчин: одного держат ведьмы и под ним — осел, символизирующий безумие и глупость; другой мужчина, покрыт плащом и бредет в никуда; и еще один - падший, закрывающий уши руками. Все эти персонажи Гойи передают состояние героев в «Трансе». Это яркий фильм с запутанным и запоминающимся сюжетом, героями, которые постоянно развиваются, а также яркими визуальными решениями, которые буквально погружают в транс.

КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН / HOW TO STEAL A MILLION (1966)

Жанр: комедия, криминал

Режиссер: Уильям Уайлер

В ролях: Одри Хепберн, Питер О’Тул, Илай Уоллак, Хью Гриффит, Шарль Буайе, Фернан Гравей, Марсель Далио и другие.

Шарль Боннэ (Хью Гриффит) — парижский миллионер, сколотивший состояние на подделках произведений искусства. Но когда одну из его копий — статую обнаженной Венеры авторства Бенвенуто Челлини — собираются представить в музее как настоящее произведение, Николь (Одри Хепберн), дочь Боннэ, пытается предостеречь отца от ошибки. Она опасается, что их репутация будет потеряна, как только эксперты оценят скульптуру. Так что Николь принимает решение выкрасть картину, взяв себе в помощники случайного грабителя (Питер О’Тул). Но её помощник оказывается не тем, за кого он себя выдает.

Этой прекрасной классической картине удалось совместить в себе всё. И авантюру, и любовь, и погони, и стрельбу. Все участники истории одновременно и получат, и не получат желаемое, но ни один из них не упустит своего шанса. Ну и, конечно же, Питер О`Тул и Одри Хепберн великолепно сыграли своих героев. Посмотрев фильм «Как украсть миллион» один раз, вы будете возвращаться к нему снова и снова.

ЗАПАДНЯ / ENTRAPMENT (1999)

Жанр: боевик, триллер, мелодрама

Режиссер: Джон Эмиел

В ролях: Шон Коннери, Кэтрин Зета-Джонс, Винг Реймз, Уилл Пэттон, Мори Чайкин, Кевин МакНэлли и Терри О’Нил и другие.

Роберт МакДугал, по кличке «Мак» (Шон Коннери) имеет безупречную репутацию величайшего в мире похитителя произведений искусств. Поэтому когда происходит кража одного из бесценных полотен Рембрандта, подозрения сразу же падают на Мака. Страховой следователь Джин Бейкер (Кэтрин Зета-Джонс) убеждает своего босса, чья компания потеряет $24 млн., если картина не будет найдена, отпустить её по следу знаменитого преступника. Волевая и находчивая Джин пытается обхитрить Мака, но он оказывается еще более неуловимым и коварным, чем она ожидала. Вместе они отправляются в Куала-Лумпур, чтобы совершить дерзкое многомиллиардное ограбление.

Блестяще продуманный фильм с закрученным сюжетом, в котором есть место и удачным шуткам, и неожиданным проявлениям чувств. Завораживающий процесс похищения, необычные схемы и акробатические трюки в исполнении самой Кэтрин Зеты Джонс. На протяжении всего фильма зритель так и не знает, что именно задумали герои и на чьей они стороне. А финал удивляет своей непредсказуемостью.

Эти фильмы расскажут вам много способов похищения произведений искусства, но, пожалуйста, постарайтесь наслаждаться картинами и статуями великих мастеров преимущественно в музеях.

В середине февраля во Франции отыскали две картины , похищенные из марсельского музея в 2009 году. На черном рынке произведений искусства, где девять лет пропадали работы знаменитого импрессиониста, крутятся миллиарды долларов. Однако для того, чтобы добраться до этих денег, мало украсть шедевр. Нужно знать, что делать с ним дальше. выяснила, как воры избавляются от похищенных картин.

События развивались, как в голливудском боевике. Сначала в центре Стокгольма вспыхнули два автомобиля. Пока полиция разбиралась, что происходит, в ворвался грабитель с автоматом. К тому времени его сообщники уже прятались среди посетителей. По сигналу они направили пистолеты на охранников. Через пять минут грабители выскочили на улицу с двумя полотнами Ренуара и автопортретом Рембрандта. В канале возле музея их ждала моторная лодка. Они прыгнули в нее и были таковы.

В 2000 году, когда произошло ограбление, Роберт Уиттмен возглавлял отдел по розыску похищенных произведений искусств. «Грабители продумали все, - вспоминает он. - Прекрасная работа, если говорить только о самой краже и уходе от преследования». Но, по его словам, это самая простая часть преступления. Куда труднее сбыть добычу.

Чаще всего музеи грабят люди, которые не имеют представления о том, как устроен рынок произведений искусства. «Они прекрасные воры, но ужасные бизнесмены», - говорит Уиттмен. Дилетантам невдомек, что сама по себе картина ничего не стоит. Нужны доказательства подлинности, законности и происхождения. У преступников всего этого нет.

Одно из похищенных полотен Ренуара нашли почти сразу. Автопортрет Рембрандта в 2005 году вернул сам Уиттмен. Он вышел на грабителей под видом дилера, который работает на русскую мафию в США. Те не заметили подвоха и пришли на встречу, где их взяли с поличным. Последняя картина вскоре всплыла в Лос-Анджелесе.

Ценитель в тренировочных штанах

В кино произведения искусства крадут утонченные профессионалы в смокингах. Но в действительности музейные воры больше похожи на Раду Догару - румынского преступника, который в 2012 году стащил из роттердамского музея Кюнстхал два рисунка Моне и пять полотен Гогена, Пикассо, Матисса, и Мейера де Хана.

Догару промышлял сутенерством и торговал ворованными часами. Перед кражей он посетил Кюнстхал под видом посетителя, захватив с собой девушку и сообщника. В музее он старательно притворялся ценителем искусства и с невозмутимым видом гулял по залам в тренировочных штанах, высматривая картины, которые уместятся в его рюкзаке.

Ночью Догару вернулся с подельником и при помощи кусачек вскрыл дверь, ведущую в музей со стороны парка. Камер видеонаблюдения там не было, охраны тоже. Воры быстро сняли со стен отобранные полотна и, не мешкая, скрылись. Сработала сигнализация, но к тому времени, когда подоспела полиция, преступников и след простыл.

В тот же день румыны побывали в Брюсселе и встретились с человеком по прозвищу Джордж-Вор. Заручившись обещанием, что он найдет им покупателя, Догару с приятелем вернулись в Роттердам, а оттуда поехали на родину.

В течение следующего месяца они пытались продать добычу. Джордж-Вор пытался свести их с людьми во Франции, Бельгии, Монако, Белоруссии и России, но ничего не получалось. Через месяц слухи о краденых картинах дошли до сотрудницы музея в Бухаресте. Она рассказала о подозрительных типах полиции.

Законы черного рынка

По данным RAND Corporation, почти все удачные сделки на подпольном рынке произведений искусства строятся по одной схеме. Непосредственными исполнителями, как правило, становятся недалекие люди с криминальным прошлым - такие, как Раду Догару. Их добыча попадает в руки скупщиков - экспертов с прекрасным образованием и обширными связями как в преступном мире, так и на арт-рынке. Их задача - «отмыть» репутацию краденого и при помощи контрабандистов переправить его дилерам. Те, в свою очередь, находят торговцев, которые зачастую даже не подозревают о происхождении товара.

В большинстве случаев цепочка, связывающая исполнителя и покупателя, состоит из пяти человек. Некоторые из них совмещают несколько ролей, а торговцами оказываются обычные аукционные дома или антикварные лавки. Но если речь идет о знаменитом произведении искусства, все гораздо сложнее. В этом случае рассчитывать на легальных покупателей нельзя. Остаются преступные синдикаты, использующие краденые полотна в качестве валюты, и частные коллекционеры, которых не смущают проблемы с законом.

Три картины, похищенные из Национального музея в Стокгольме, стоили порядка 40 миллионов долларов. Добыча Догару - от 100 до 200 миллионов долларов. Однако сумма, на которую могли рассчитывать преступники, на порядок меньше. По оценке Элис Фаррен-Брэдли из компании Art Loss Regitstry, поддерживающей крупнейшую базу данных краденых произведений искусства, цены на черном рынке в 10-20 раз ниже обычных.

За известные картины платят еще хуже. «Даже 10 процентов - слишком дорого, когда речь идет о шедеврах, - считает Энтони Аморе, отвечающий за охрану в Бостоне. - Никто не станет тратить миллионы на произведение, которое невозможно показать другим».

Утраченные шедевры

В июле 2013 года Догару и его сообщников арестовали, но похищенных полотен у них не оказалось. Не исключено, что картин больше нет: мать Догару утверждала, что после ареста сына испугалась и сожгла их в печке. Потом она изменила показания, однако в золе действительно нашли остатки холстов и краски.

Экспертов такой поворот сюжета не удивляет. По той или иной причине гибнет заметная доля краденых произведений искусства. Иногда их уничтожают, чтобы избавиться от улик. Иногда полотна губит неверное обращение. «Если их украли неспециалисты, они не знают, что делают, - объясняет Элис Фаррен-Брэдли из Art Loss Registry. - Картины необходимо хранить при определенном температурном режиме». В противном случае они быстро придут в негодность.

Самый известный случай такого рода произошел в 2001 году, когда 53-летняя жительница маленького французского городка Мирейль Брейтвейзер уничтожила произведения искусства и ценности, стоившие 1,4 миллиарда евро. Ее сын Стефан Брейтвейзер добывал их семь лет. За это время он и его подруга Анна-Катерина Клейнклаусс обокрали 172 музея в пяти странах Европы. Полотна старых мастеров, старинную керамику, оружие и музыкальные инструменты вор прятал в доме матери.

В 2001 году Стефан допустил ошибку и попался. Когда об этом узнала его мать, она ужасно разозлилась и решила избавиться от вещей сына. Женщина изрубила на куски более 60 картин, смешала их с мусором и выбросила, а ювелирные украшения, керамику и статуэтки утопила в реке. Кое-что удалось достать со дна, но уничтоженные полотна бесследно пропали.

Криминальная валюта

Международные базы данных краденого заметно усложнили жизнь музейных воров. Теперь нельзя, как раньше, залечь на дно и дождаться, когда уляжется шумиха, или отвезти добычу в другую страну, где не знают о краже. «Вор не может отнести краденое в аукционный дом, потому что они проверяют все лоты, - говорит Уилл Корнер из Art Loss Registry. - То же самое относится к приличным дилерам и ломбардам, которые проверяют товар по нашей базе. В результате доходность таких преступлений существенно снизилась».

Но даже если картину нельзя продать, она может представлять ценность для преступников. «Похищенные произведения искусства очень быстро переходят из рук в руки, - говорит голландский искусствовед Артур Бранд. - В криминальном мире их используют вместо банкнот. Полотна меняют на оружие и наркотики».

Иногда преступники соглашаются взять краденые картины в качестве залога или платы за товар. В этом есть логика: провезти их через границу куда проще, чем крупную сумму наличных. При этом номинальная стоимость полотен может быть очень высокой (по крайней мере, в теории). Кроме того, картины бывают полезны при переговорах с органами правосудия. За возвращение бесценного шедевра могут смягчить приговор. Это неплохая страховка на черный день.

Хороший пример - судьба 18 картин, которые в 1986 году похитил ирландский вор Мартин Кагилл по кличке Генерал. Сначала Ирландская республиканская армия, заказавшая кражу, пыталась обменять полотна на пойманных соратников. Когда ничего не вышло, Кагилл попытался найти добыче другое применение. Одну из картин выменял на крупную партию героина в Стамбуле. Еще четыре отдал в качестве залога за ссуду. Вор хотел открыть собственный банк на Багамах, но не успел: его убили бывшие партнеры из ИРА.

Иногда криминальные воротилы покупают картины из любви к искусству - такое тоже случается. К полотнам Ван Гога, которые в 2002 году украл Октав Дюрам, присматривался знаменитый голландский преступник Кор ван Хаут - организатор похищения пивного магната Альфреда Хейнекена. В день сделки ван Хаут погиб в перестрелке, и Дюраму пришлось искать другого покупателя. В итоге картины достались итальянцу, который торговал марихуаной в амстердамском кофешопе. Через 13 лет их нашли в резиденции Каморры - неаполитанской мафии.

Парижский Человек-паук

Если верить исследованию RAND Corporation, выгоднее всего быть скупщиком: риска почти нет, а большая часть выручки достается именно ему. Непосредственному исполнителю перепадают гроши - часто не больше процента от цены, которую согласился заплатить покупатель.

История Вьерана Томича по кличке Человек-паук подтверждает эти подсчеты. В 2010 году серб украл из Парижского музея современного искусства работы Пикассо, Матисса, Модильяни, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоящие 125 миллионов долларов, и получил за них всего 40 тысяч евро.

Деньги обещал заплатить антиквар Жан-Мишель Корвез. Он утверждал, что нашел в Израиле человека, который готов купить краденую картину Леже. Глубокой ночью Томич выбил окно музея, проник в здание, нашел нужное полотно и аккуратно вынул его из рамы. Он ожидал, что сработает сигнализация и прибежит охрана, но было тихо. Тогда вор решил остаться и посмотреть другие картины. Томич целый час бродил по залам и в итоге взял еще четыре полотна, после чего спустился из окна по веревке. Пропажу заметили только в семь утра.

Мы знаем историю парижского Человека-паука или Раду Догару только потому, что они попались. Это делает их исключениями из правила, потому что большинство преступников, которые крадут картины, избегают наказания. «Часто даже в тех случаях, когда мы находим краденое, ворам удается уйти, - говорит Бонни Магнесс-Гардинер из ФБР. - За много лет произведения искусства проходят через столько рук, что установить, кто именно их украл, очень трудно».

Шансов на обнаружение пропавшего полотна тоже мало. Статистика ФБР показывает, что бесследно исчезают более 90 процентов украденных произведений искусства. Оценка основателя Art Loss Registry Джулиана Рэдклиффа чуть оптимистичнее: он считает, что в течение двадцати лет владельцам удается вернуть до 20 процентов похищенного.

RAND Corporation подсчитала, что на черном рынке произведений искусств совершаются сделки на восемь миллиардов долларов в год. Большую часть дохода подпольным дилерам дают не исчезнувшие шедевры, которые стоят миллионы долларов, а куда более дешевые работы менее известных художников.

«95 процентов произведений искусства крадут из частных домов, и они обычно стоят до 10 тысяч долларов - полагает эксперт по черному рынку произведений искусств Пол Хендри. - После кражи они проходят через несколько посредников и всплывают на легальном рынке по полной цене». В качестве примера он приводит мейсенские фарфоровые фигурки. «Вариантов этой фигурки может быть 500 или 1000, - поясняет он. - Кто разберет, какая из них краденая, а какая нет?»

Среди которых картины Пикассо, Мастисса, Моне и Гогена.

Это ограбление стало самым крупным ограблением, имевшим место в Голландии, за последние 20 лет. Одна из картин – знаменитый "Мост Ватерлоо" Клода Моне (на фото). Воры порой используют самые невероятные способы совершения своих преступлений. Узнайте о самых знаменитых кражах картин.


1) Похищение "Моны Лизы" Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. "Джоконда" , другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.



Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать кучу денег от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

2) Самый успешный вор картин

Стефана Брайтвисера, пожалуй, можно назвать самым успешным вором предметов искусства в истории, по крайней мере, можно было назвать, пока он не был пойман.

Официант, историк искусств-самоучка и путешественник, Брайтвисер украл в общей сложности 239 произведений в период с 1995 по 2001 годы общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов.



Его поймали в ноябре 2001 года прямо на месте преступления в городе Люцерн, Швейцария. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров.

За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.

3) Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.



Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это "Концерт" Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.



Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта "Шторм на Галилейском море" . Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже.

Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

4) Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна" . Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


"Крик" – наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

5) Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.



Картина "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне была одной из похищенных картин (на фото). Также преступники унесли такие шедевры, как "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога и "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна.. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

6) Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года) была одной из украденных работ.

7) Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

8) Похищение "Мадонны с веретеном" Леонардо да Виинчи

"Мона Лиза" – не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину "Мадонна с веретеном" , скрывшись на автомобиле "Фольксваген-гольф". В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

9) Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме , Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара "Молодая парижанка" и "Беседа с садовником" , а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.



Согласно сообщениям BBC News , полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


"Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин - 30 миллионов долларов.

10) Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено целых 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times .



Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина "Едоки картофеля" Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены, особенно три из них.

На протяжении многих лет величайшие художники, скульпторы и мастера работали над тем, чтобы создать иконические произведения искусства, с которыми мы все знакомы. В то время как многие из этих шедевров остаются благополучно спрятанными в музеях или частных коллекциях, другим не так повезло. Ниже представлены десять украденных произведений искусства, которые до сих пор остаются затерянными где-то в мире.

10. Давидофф-Морини Страдивари (Davidoff-Morini Stradivarius)

Для музыканта обладание скрипкой Страдивариус равносильно прикосновению к Святому Граалю (Holy Grail). Согласно репутации, никакой инструмент не сравнится с богатым качеством звука, производимым Страдивари. Они даже могут похвастаться способностью выдержать века износа, если о них заботятся должным образом. При этом считается, что до наших дней сохранились лишь порядка 650 оригинальных Страдивари. Наряду со скрипками, в число инструментов, изготовленных Страдивари, входят виолончели, альты, гитары, арфы и мандолины. Нынешнее местонахождение инструментов варьирует от частных коллекций до Библиотеки Конгресса (Library of Congress), Смитсоновского института (Smithsonian), и музея Страдивари в Кремоне (Cremona), Италия.

В октябре 1995 года скрипка Страдивари 1727 года, стоимостью в три миллиона долларов была украдена из Нью-Йоркской квартиры известной скрипачки Эрики Морини (Erica Morini). Морини, которой был 91 год, умерла вскоре после ограбления. Кража по-прежнему находится в десятке самых крупных преступлений, связанных с искусством ФБР и инструмент до сих пор значится как утерянный.

9. «Вид на море у Схевенингена» (View Of The Sea At Scheveningen), Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)

7 декабря 2002 года примерно в 8:00 утра двое мужчин забрались на крышу музея Ван Гога в Амстердаме и пробрались в здание. Воры взяли лишь две картины: «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» (Congregation Leaving the Reformed Church in Nuenen). Обе картины были написаны между 1882 и 1884 годами. Этот период считается пиком художественных достижений Ван Гога и общая стоимость этих картин, по оценкам, составляет порядка 30 миллионов долларов.

Согласно странице галереи музея, «Ван Гог написал эту картину в Схевенингене, на пляжном курорте недалеко от Гааги (Hague). Ему приходилось бороться с погодными условиями: порывистым ветром и летающим песком, который прилипал к жидкой краске. Большинство песка было позже смахнуто, но несколько зёрен все ещё можно найти в некоторых слоях краски». Два подозреваемых были арестованы в 2004 году и позже приговорены к четырём с половиной годам тюремного заключения, но картины до сих пор остаются ненайденными. В настоящее время музей предлагает вознаграждение в размере 100 000 евро за информацию об их местонахождении.

8. «Голубь с зелёным горошком» (Le Pigeon Aux Petits Pois), Пабло Пикассо (Pablo Picasso)


Одна из самых странных краж произведений искусства в истории состоялась 20 мая 2010 года в Париже, Франция примерно в 7:00 утра. Шедевр Пабло Пикассо 1911 года под названием «Голубь с зелёным горошком» был одной из пяти картин, общая ценность которых оценивается в общую сумму около 100 миллионов евро. Эти картины были украдены из Парижского музея современного искусства (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris). На месте преступления было обнаружено только одно разбитое окно и сломанный замок. Вор был достаточно ловким для того, чтобы тщательно и быстро вытащить картины из рам, а не использовать нож, чтобы вырезать их. На кадрах, полученных с камер наблюдения, было видно, что кража была работой одного человека, а не группы воров. Человек, который предположительно был одиноким вором, был найден и осуждён в 2011 году. Впоследствии он утверждал, что запаниковал и выбросил картины в мусор вскоре после их кражи. Многие люди выразили сомнение по поводу правдивости истории вора и на сегодняшний день картины до сих пор остаются ненайденными.

7. «Девушка у открытого окна» (Femme Devant Une Fenêtre Ouverte, Dite La Fiancée), Поль Гоген (Paul Gauguin)


В октябре 2012 года шедевр Поля Гогена 1888 года под названием «Девушка у открытого окна» был украден из музея Кюнстхал (Kunsthal) в Роттердаме (Rotterdam), Южная Голландия наряду с шестью другими картинами, таких художников как Пабло Пикассо, Клод Моне (Claude Monet), Анри Матисс (Henri Matisse), и Люсьен Фрейд (Lucian Freud). Кража состоялось примерно в 3:00 утра. Ворам понадобилось лишь три минуты на то, чтобы ворваться в музей, собрать семь картин и выйти до того, как прибыли правоохранительные органы. Оценочная стоимость похищенных работ составляет порядка 18 миллионов евро. 26 ноября мужчина по имени Раду Догару (Radu Dogaru) был арестован за кражу и, в конечном счете, приговорён почти к семи годам лишения свободы. Второй вор, Адриан Прокоп (Adrian Procop) был арестован в Берлине 6 декабря. Все картины, в том числе картина Гогена, до сих пор считаются пропавшими.

6. «Концерт» (The Concert), Ян Вермеер (Johannes Vermeer)


Голландский мастер Ян Вермеер остается одним из самых известных художников 17-го века. Большинство из его оставшихся картин находятся в музеях или Королевской коллекции в Лондоне. На его картине под названием «Концерт», написанной в 1664 году, изображены две женщины и один мужчина играющие музыку в тускло освещенной гостиной. В 1892 году знаменитый филантроп Изабелла Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner) приобрела картину на аукционе в поместье парижского искусствоведа Теофиля Тора (Théophile Thoré) и работа оказалась на выставке в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в 1903 году. Однако, 18 марта 1990 года несколько грабителей, одетых в форму офицеров полиции Бостона прибыли в музей, утверждая, что они приехали в ответ на вызов. Оказавшись внутри, пара украла в общей сложности 13 картин, в том числе «Концерт» и работы Говерта Флинка (Govaert Flinck), Дега (Degas) и Рембрандта (Rembrandt). На данный момент «Концерт» считается самой ценной утерянной работой в мире и оценивается более чем в 200 000 000 долларов.

5. «Справедливые судьи» (The Just Judges), Ян ван Эйк (Jan Van Eyck)


В ночь на 10 апреля 1934 года с выставки в соборе Святого Бавона (Saint Bavon’s Cathedral) в Генте (Ghent), Бельгия, было украдено полотно Ян ван Эйка под названием «Судьи», где оно было частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной между 1426 и 1432 годами. «Судьи», единственная часть 12-панельной алтарной картины, которая была украдена, была заменена на записку, в которой на французском языке было написано: «Отнято у Германии Версальским договором». В течение семи месяцев после кражи правительство Бельгии и человек, утверждавший что он вор, обменивались несколькими записками о выкупе и письмами. А 25 ноября предполагаемый вор, которым оказался эксцентричный местный политик по имени Арсен Годертьер (Arsène Goedertier) открыл на последнем вздохе, что только он знал, где была спрятана картина, и что он унесёт эту тайну с собой в могилу. С тех пор было выдвинуто предположение, что картина была уничтожена, однако официально она всё ещё числится в списке пропавших произведений искусства.

4. «Шторм на Галилейском море» (Storm Of The Sea Of Galilee) Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Van Rijn)


В результате той же кражи, в которой исчезла картина Яна Вермеера «Концерт» из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер, был украден знаменитый шедевр Рембрандта под названием «Шторм на Галилейском море». Художественная работа была единственным морским пейзажем Рембрандта, и на ней было изображено чудо Иисуса, успокаивающего Галилейское море как описано в Евангелии от Марка (Gospel of Mark). Это ограбление считается крупнейшим ограблением, связанным с искусством в Америке на сегодняшний день. 18 марта 2013 года ФБР провело пресс-конференцию на которой агенты заявили, что они знали, кто был ответственен за преступление. С помощью уголовного анализа было установлено, что кража была делом рук организованной преступной группы, а не одного мелкого жулика, однако они также сообщили, что не могли раскрыть её название, так как следствие по делу продолжалось. С тех никаких новых публичных заявлений по этому делу сделано не было.

С момента кражи прошло уже более 23 лет, но расследование до сих пор считается открытым и в настоящее время за информацию о местонахождении картин(ы) предлагается вознаграждение в 5 миллионов долларов.

3. «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» (Charing Cross Bridge, London), Клод Моне


Знаменитый импрессионист Клод Моне изобразил Чаринг-Кросс мост в Лондоне в рамках серии картин, написанных в период между 1899 и 1904 годами. Серия изображает различные варианты моста в разные периоды дня и ночи, что позволило Моне использовать его обширное понимание палитры цветов. Картина 1901 года, находившаяся в Роттердаме и известная просто под названием «Мост Чаринг-Кросс, Лондон», была украдена в ходе кражи в музее Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из мужчин, осуждённых за преступление, утверждал, что Моне (наряду с другими похищенными произведениями) был сожжен в печи его матери, чтобы скрыть доказательства кражи от правительственных чиновников. Хотя некоторые следы пигмента были действительно найдены в печке, никаких убедительных доказательств подтверждающих его заявление, найдено не было, и картина по-прежнему числится пропавшей.

2. Восемь Императорских Яиц Фаберже (Eight Imperial Fabergé Eggs)


Коллекции Императорских Яиц Фаберже Александра III и Николая II на самом деле могли быть более популярными, чем сами цари. Петер Карл Густавович Фаберже (Peter Carl Fabergé) из Дома Фаберже создавал шедевры из яиц, украшенных драгоценными камнями для российской королевской семьи в период между 1885 и 1917 годами. Коллекция состоит из 52 известных императорских яиц, в комплекте с изысканными драгоценностями, драгоценными металлическими деталями и сложными винтиками и шестерёнками для заводных механизмов. В 1918 году большевики разграбили Дом Фаберже и Дворец царя в Санкт-Петербурге. Яйца были конфискованы и отправлены в Кремль. Некоторые яйца были впоследствии проданы частным коллекционерам, некоторые из них были украдены, а некоторые остались в музеях по всему миру. В настоящее время восемь яиц всё ещё отсутствуют с момента большевистского хищения. Каждое яйцо оценивается более чем в миллион долларов и слухи об их местонахождении распространились по всей Европе, Южной Америке и Соединённым Штатам.

1. «Влюбленные: Сад Поэта IV» (The Lovers: The Poet’s Garden IV), Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)

21 октября 1888 года Винсент Ван Гог написал следующее своему брату Тео: «Вот очень расплывчатый эскиз моего последнего холста, ряда зелёных кипарисов на фоне розового неба с бледно-лимонным полумесяцем. Передний план представляет собой расплывчатую почву и песок и несколько чертополохов. Двое влюбленных, мужчина в бледно-голубой с жёлтым шляпе, женщина в розовом корсаже и черной юбке». Он писал это о картине «Влюбленные: Сад Поэта IV», которая была закончена в том же году. Во второй половине 1930-х годов по приказу Адольфа Гитлера из частных коллекций и музеев было украдено много «развращённых» произведений искусства, среди которых оказалась и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». Гитлер планировал создать самую большую коллекцию искусства в мире и в его идеальную коллекцию вошли «развращённые работы» художников предыдущего века. Несмотря на усилия «Monuments Men», группы американских военнослужащих которым было поручено собрать и защитить культурные ценности в истерзанной войной Европе, картина исчезла после Второй мировой войны и до сих пор не была найдена.