Кто сказочные герои балета золушка. Сергей Прокофьев

Балет в 2-х действиях .
Продолжительность : 1 час 50 минут, с одним антрактом.

Композитор: Cергей Прокофьев
Хореография : Cофья Гайдукова-Головкина
По одноименной сказке Шарля Перро.

О балете

Премьера балета «Золушка» С. Прокофьева по одноимённой сказке Шарля Перро состоялась 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Это спектакль о победе детской, наивной, покорной обстоятельствам чистоты над коварством, злобой, алчностью окружающего общества. Кротость и доброта бедной падчерицы заслужили высшую награду. Артисты помогут зрителю поверить хотя бы на миг, что такое возможно. Волшебный танец фей, смешная нелепость сестёр и мачехи, необыкновенно красивые романтические дуэты Золушки и принца — спектакль поднимет настроение и взрослым, и детям.

Либретто

Пролог:
Перед зрителями предстают феи во главе с крестной мамой Золушки. Они вводят зрителя в сказку, которая венчается счастливым концом — принц находит свою Золушку.

Действие I:

Картина 1:
Комната в доме семьи Золушки. Две сестры и Мачеха ругают Золушку за то, что не горит камин, упрекают её отца за дурное воспитание дочери, ссорятся между собой. Несчастный отец уводит их, Золушка остается одна. Она прибирается, берется за метлу и весело выполняет привычные обязанности по дому. В комнате чисто, камин горит. Но возвращаются злые сестры и раскидывают хворост, принесённый Золушкой. Торжествуя, они убегают. Золушка плачет.

Появляются мыши, они собирают хворост, кладут в корзину и прячутся за кресло. Золушка перестает плакать, оглядывается - что за чудо! Всё чисто. Кто же это сделал? Из укрытия выбегают мыши. Золушка пугается, но мыши такие забавные и дружелюбные. Девочка благодарит добровольных помощников.
В комнату входит отец Золушки - лесничий. Он сокрушается о своей ужасной жизни. Дочь старается его утешить. Он ставит её на кресло. Отец видит, что Золушка плохо одета, у неё нет башмачков. Он достаёт пару сабо, которые когда-то принадлежали маме Золушки. Девочка примеряет башмачки, но тут врывается мачеха с криком: «Ах он вспоминает умершую жену, а Золушку любит больше других дочерей». Она хватается за сердце, падает в обморок. Лесничий уносит супругу.
Приближается бал. В комнату вбегают возмущенные сёстры и мачеха, требующие одеть их. Золушка приносит платья, которые сшила сама. Троица в восхищении. Но сёстры снова затевают драку, выбирая наряды. Мачехе и отцу с трудом удается их разнять. Появляется друг принца - Распорядитель бальных танцев. Он объявляет дату предстоящего бала в королевском дворце. Мачеха просит его научить дочерей хорошим манерам и предлагает ему деньги. Занятия начались, но неуклюжие ученицы никак не могут поспеть за педагогом, спотыкаются, падают. Только Золушка безупречно выполняет его задания. Он восхищенно аплодирует, но мачеха отбирает у него деньги и заставляет учить только её дочерей. Больших успехов лентяйки не добиваются, мачеха отказывается платить, и учитель удаляется в возмущении. Схватив нарядные платья, мачеха и сёстры убегают.
В комнату прокрадывается отец. Он в красивом камзоле и шляпе. Золушка поправляет на нём одежду, ведь это тоже её работа. Отец кланяется дочери. Он изображает принца, она принцессу. Они танцуют вальс. Золушка грустит, ведь она не поедет на бал. Отец её утешает. Золушка не умеет долго печалиться. Она надевает на голову себе и отцу медные кастрюли, как будто это короны. Игра в принца и принцессу продолжается. Но злая Мачеха хватает мужа за руку и увлекает за собой.
Золушка одна. Появляется крёстная, источающая волшебное сияние — это фея из её сна. Она учит ее танцевать вместе со своей свитой — феи времён года (Весны, Лето, Осень и Зимы). С помощью злого сказочного гнома, Крёстная предсказывает, что волшебство исчезнет, как только пробьёт 12 — прекрасный наряд Золушки превратиться в повседневный. Фея преподносит крестнице туфельки и платье, отправляя её на бал.

Действие II:
Супер-занавес. На его фоне спешат на бал гости: принц Испании, принц Китая, принц Чукотки.

Картина 1.
Бальный зал королевского дворца. Гости и придворные танцуют мазурку. Всем руководит Распорядитель бальных танцев. В зал входят три принца дружественных держав: Испании, Китая, Чукотки. Все дамы стараются понравиться завидным женихам. Но вот появляется сам Принц. Он молод и прекрасен. Мачеха с сёстрами в сопровождении отца семейства тоже прибывают на бал. Министр шуток и развлечений, переодевшись в палача пугает троицу топором. Распорядитель бальных танцев снова объявляет мазурку, но… звучит волшебная музыка, струится фантастический свет, в зал влетает золотая карета. Из неё выходит прекрасная принцесса - это Золушка. Принц очарован. Распорядитель бальных танцев объявляет вальс. Принц смущен, распорядитель сам начинает танец с принцессой, деликатно передавая её своему воспитаннику.
С принцессой танцуют и Испанец, и Китаец, и принц Чукотки. Все гости охвачены романтическим настроением. Золушка на короткий миг остаётся в зале одна. Ей на встречу выходит отец. Он раскланивается, не узнав свою дочь. Золушка, смеясь, объясняет папе, что это она, но преображенная. Отец, наконец, поверил в чудо. Он совершенно счастлив. В этот миг в зал входит принц, и отец с низким поклоном отступает. Испанец, Китаец и принц Чукотки дарят Золушки Испанский плащ, Китайский халат и Чукотские меха. Распорядитель бальных танцев просит Золушку станцевать. Принц восхищается и уводит её из зала, когда в ответ начинают свой танец влюбленные в таинственную принцессу иноземные принцы. На завидных женихов буквально нападают сёстры Золушки и мачеха. «Женихи» в ужасе ретируются, а «невесты» хватают лежащие на троне плащ, халат и меха и устремляются за ними.
Золушка одна в зале дворца. Она рассматривает себя в зеркалах, не веря в то, что отражается в них именно она. Принц, который давно искал таинственную незнакомку, прикасается к её руке. Оба счастливы. Принц предлагает Золушке руку, сердце и корону. Воображение уносит влюбленных в волшебный сад. Вместе с Золушкой и Принцем вальс танцуют феи в окружении фантастических дам в кринолинах. Вдруг в зал вбегает двенадцатый месяц - декабрь. У него в руках часы. Остались считанные минуты до полуночи.
Принц продолжает танец счастья. Золушка убегает. Вокруг принца кружатся феи, начинают бить часы. Принц бежит искать таинственную принцессу. Появляются двенадцать месяцев. Лошадки на глазах превращаются в мышей. Золушка снова в своём нищенском платьице. На одной ноге хрустальный башмачок, другой она потеряла. Золушка бросается к карете, но та превращается в тыкву. Принц не узнает в жалкой нищенке свою принцессу. Золушка убегает. В руках у принца остается хрустальный башмачок. Принц замечает мачеху и сестер выбегающих из дворца вместе с иностранными принцами. Со спины принц не узнает их, тем более, что они одеты в испанский плащ, китайский халат и чукотские меха. Принц решает, что Золушка может быть одна из них.

Картина 2.

Комната принца во дворце. Принц влюбленный и несчастный пытается отыскать возлюбленную. Он начинает свое путешествие в разные уголки света.
В Испании его встречает страстная испанка, танцующая в окружении свиты. Учитель танцев покорен и считает, что именно она — Золушка. Но туфелька не подходит. Они мчатся дальше, любовь несет принца на Восток.
Видя потрясающих восточных красавиц, учитель танцев окончательно теряет голову. Они танцуют под зачаровывающую флейту, и принцу кажется, что центральная девушка — его любовь, но тщетно пытается он надеть туфельку. .Учитель танцев предлагает ехать в Россию. Вихрем проносятся русские девушки, но среди них опять нет той единственной. Поиски продолжаются.

Картина 3.

Комната Золушки. Мачеха с дочерьми возвращается с бала. Они хвастаются перед Золушкой украденными из дворца китайским халатом, испанским плащом и чукотскими мехами. После успеха дочери на балу отец стал вести себя как глава семьи. Он отбирает у Золушки охапку хвороста и отдает одной из Сестер. Метла достаётся другой. Мачеха пытается снова изобразить истерику, но отец больше не поддается на обман. В дом забредает безутешный Принц в сопровождении друзей. Увидев в руке Принца хрустальный башмачок, сёстры хватают его и примеряют по очереди. Безуспешно. Тогда втиснуть ногу в туфельку пытается мачеха. Министр развлечений снова преображается в палача и пытается уменьшить её ножку с помощью топора. Вбегает Золушка. Она приняла шутку всерьёз, останавливает «палача». В этот миг из её кармашка выпадает вторая хрустальная туфелька. Все поражены. Принц сравнивает два хрустальных башмачка, заглядывает в лицо бедной девушки. Да это она - его принцесса. По мановению волшебной палочки Феи крестной принц видит ту, которую полюбил.

Эпилог.

Принц и Золушка счастлива. Им кажется, что они парят в небе. Их сопровождают феи, звезды и планеты.

БАЛЕТ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА»

Интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет»

в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника»

преподаватель МБУ ДО ДМШ

г. Павлово Нижегородской области

Пояснительная записка

Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».

Учебный предмет : музыкальная литература.

Тема урока : «Музыкальные жанры: балет».

Целевая аудитория : учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.

Цель: формирование представления о балете как жанре музыки на примере балета С. С. Прокофьева «Золушка».

Задачи интерактивного ресурса:

способствовать формированию интереса к классической музыке через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;

развивать навык сознательного и эмоционального слушания музыки.

Актуальность и ожидаемые результаты

Важность ресурса заключается в том, что юные музыканты знакомятся с особенностями музыки С. С. Прокофьева (балет «Золушка»), которая отсутствует в существующих учебных программах по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения.

Значимость ресурса в представлении учебного материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме.

Ресурс современен, так как одной из составляющих частей современного урока является использование мультимедийных средств.

Ожидаемые результаты. Предполагается , что в результате использования данного ресурса, учащиеся познакомятся с балетом «Золушка» как жанром музыки, получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.

Содержание ресурса

Ресурс «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» содержит шесть блоков.

1 блок - «Информационный»: название ресурса «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» (слайд 1), «Содержание» (слайд 2), визитную карточку автора ресурса (слайд 27), используемые информационные источники (слайды 28-29).

2 блок - «С. С. Прокофьев»: слайд 3, знакомит учащихся с биографией композитора.

3 блок - «Словарь»: слайды 4-9, знакомят с музыкальными терминами и понятиями, содержат тестовые задания.

4 блок - «Персонажи и либретто»: слайды 10-11, знакомят учащихся с персонажами балета «Золушка», с содержанием (либретто) балета.

5 блок - «Это интересно»: слайды 12-15, знакомят с интересными фактами и событиями, связанными с балетом «Золушка» и главной героиней балета.

6 блок - «Музыкальный звездопад»: слайды 16-26, содержат занимательный интерактивный материал (кроссворд и игру).

Техническое и программное обеспечение ресурса

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player , установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K - Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

План работы с ресурсом, рекомендации по его использованию

Этап мероприятия

Слайды

Приветствие участников, обсуждение темы урока.

Знакомство с содержанием (этапами) урока.

Знакомство с биографией С. С. Прокофьева.

Уточнение знаний о музыкальных терминах и понятиях, связанных с балетом как жанром музыки. Слушание и анализ фрагментов балета С. С. Прокофьева «Золушка».

4-9

Уточнение и расширение знаний учащихся о персонажах балета. Знакомство с содержанием (либретто) балета.

10-11

Что мы знаем о балете «Золушка» и его главной героине? Интересные факты и события.

12-15

Закрепление полученных знаний с помощью кроссворда и дидактической игры.

16-28

Ресурс представляет собой интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». В ходе предварительной подготовки к уроку нотные фрагменты (приложение) нужно распечатать по количеству детей в классе и перед уроком разложить в конверты.

Правильные ответы на задания кроссворда:

Задание 1 - «Оркестр».

Задание 2 - «Вариация».

Задание 3 - «Увертюра».

Задание 4 - «Занавес».

Задание 5 - «Премьера».

Задание 6 - «Кордебалет».

Правильные ответы на задания игры:

Задание 1 - «Ме ч ты Золушки о бале».

Задание 2 - «Сцена с ч асами».

Задание 3 - «Дуэт сестёр с апельсинами».

Задание 4 - «Вариации Феи Зимы».

Задание 5 - «Отъезд Золушки на бал».

Задание 6 - «Кузнечики и стрекозы».

Задание 7 - «Большой вальс».

Информационные источники

Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007, с. 59-60

Подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации

Блок (раздел)

Действия учителя

и учащихся

Описание слайда

Номер слайда

Информационный блок

Учитель: « Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Итак, балет «Золушка», о нём пойдёт речь».

Титульный слайд : название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Визитная карточка: фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей».

- кнопка для перехода со слайда 27 на слайд 1.

27

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

Переход со слайда 28 на слайд 29 по щелчку. На слайде 29 установлены управляющие кнопки:

- возврат на слайд 2;

-

28-29

Учитель: «Ребята, предлагаю познакомиться с содержанием урока. Прочитайте про себя название этапов занятия и скажите, музыка какого композитора будет звучать на сегодняшнем уроке?»

Ученики: «На уроке будет звучать музыка Прокофьева».

Содержание (распределительный слайд):

«С. С. Прокофьев»

«Словарь»

«Персонажи и либретто»

«Это интересно»

«Музыкальный звездопад»

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

- завершение просмотра презентации.

2

С. С. Прокофьев

Учитель: «Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Отец композитора был высокообразованным человеком, мать, Мария Григорьевна, была пианисткой, именно она привила маленькому Серёже интерес к занятиям музыкой. Уже в 5 лет мальчик начал учиться играть на фортепиано, а в 9 лет сочинил свою первую оперу «Великан». В юном возрасте Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, которую успешно заканчивает и становится дипломированным композитором, пианистом и дирижёром. Скажите, какая музыка композитора Прокофьева вам знакома?»

Ученики: «Симфоническая сказка «Петя и волк».

Учитель: «Верно, сказка написана специально для детей в 1935 году. Сергей Сергеевич - автор опер, балетов, симфоний, фортепианной музыки, вокальных сочинений, музыки к фильмам. В годы Великой Отечественной войны написал балет «Золушка».

С. С. Прокофьев: на слайде страницы альбома с краткой биографией композитора. На слайде применён приём «Листание», листание страниц в альбоме происходит по щелчку на каждую страницу.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

3

Словарь

Учитель: «Что же такое балет?»

Ученики: «Танец, движения под музыку».

Учитель: «Действительно, основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назовите слова-ассоциации со словом «бал».

Ученики: «Сказка, дворец, красивые платья, волшебство».

Учитель: «Вы правы, бал - время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, как на праздник.

Особенной пышностью отличались балы в Италии, именно в этой далёкой стране более 400 лет назад родилось искусство балета. Союз музыки и танца. Предлагаю заглянуть в музыкальный словарь и выяснить значение некоторых балетных понятий и терминов.

Найдите среди слов, так или иначе связанных с балетом, слово, значение которого вам известно». Ученики выбирают из списка знакомые слова: солист, оркестр, костюмы, декорации. Учитель проверяет правильность ответов учащихся (значений выбранных слов) и объясняет значение слов, не знакомых детям: кордебалет и пантомима.

Словарь: на слайде термины и понятия по теме «Балет».

На каждую плашку со словом установлен триггер, нажав на то или иное слово, появляется прямоугольник с фотографией и поясняющим текстом (значением слова).

4

Учитель: «Одним из самых известных сочинений Прокофьева является балет «Золушка». Вам знакома сказка про Золушку? Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку?»

Ученики: «Шарль Перро».

Учитель: «Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Премьера балета «Золушка» состоялась в 1945 году. Какое важное событие произошло в это время?»

Ученики: «Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне». Учитель: «Как вы думаете, в каком городе впервые был показан балет?»

Ученики выбирают ответ из предложенных, обосновывают свой выбор.

Правильный ответ - «В Москве, в Большом театре».

Премьера: на слайде фотографии трёх театров оперы и балета в разных городах.

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

.

5

Словарь

Учитель: « В каждом художественном произведении, в том числе и в балете, обязательно есть главные герои. В литературе описание внешнего вида, настроения героев происходит с помощью слов, текста. В балете же для создания образа персонажа композитор использует особый язык, язык музыки, средства музыкальной выразительности. Прочитайте задание на слайде, подумайте и ответьте, как в музыке называют портрет того или иного персонажа?»

Правильный ответ - «Лейтмотив».

Музыкальный портрет: Правильный ответ появляется по щелчку.

Переход к следующему слайду по щелчку.

6

Учитель: « В музыкальном портрете Золушки ясно различимы три темы, рассмотрите силуэты Золушки и предположите: какое настроение будет у каждой из этих тем? Послушаем музыку и убедимся в правильности или неверности наших суждений. Из конвертов на ваших столах достаньте ноты (см. приложение), послушав фрагмент балета, подберите к нему соответствующий нотный пример».

Ученики слушают три темы Золушки и раскладывают нотные фрагменты (листочки) в соответствии с порядком прозвучавшей музыки. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания той или иной темы с помощью подсказок в третьем столбике таблицы.

В качестве проверки учитель исполняет несколько тактов каждой темы на пианино, после исполнения очередного лейтмотива произносит слова «Эту тему сам Прокофьев называл «Золушка обиженная», эту тему композитор называл «Золушка мечтательная…», третью тему «Золушка влюблённая».

Музыкальный портрет Золушки: на слайде в таблице силуэтные изображения Золушки. Слайд озвучен, на значок «Нота» настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку (темы Золушки из балета С. С. Прокофьева) нужно нажать на ноту.

По щелчку на силуэтное изображение Золушки появляется текст в третьем столбике таблицы (характеристика звучания).

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

7

Словарь

Учитель: «В одной из музыкальных тем Золушки звучала виолончель. Назовите группу музыкальных инструментов симфонического оркестра, к которой принадлежит виолончель».

В случае, если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться подсказкой.

Правильный ответ - «Струнная группа».

Виолончель: тестовое задание с подсказкой. Н а слайде список с названиями групп музыкальных инструментов симфонического оркестра.

На прямоугольники с названиями групп установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название группы, появляется картинка-подтверждение, остальные прямоугольники, на которые настроены триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название группы, прямоугольник исчезает.

По щелчку на кнопку в левом нижнем углу слайда появляется картинка-подсказка,

по второму щелчку на кнопку подсказка исчезает.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

8

Словарь

Учитель: « Из букв на слайде составьте слово, которое в переводе с итальянского языка означает «книжечка» или литературная основа (сценарий) балета».

Ученики: «Либретто».

Книжечка: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер «Проверка».

Вид слайда до начала работы.

Переход к слайду 2 (содержанию) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

9

Персонажи и либретто

Учитель: « Следующий этап нашего урока «Персонажи и либретто». Рассмотрите фотографии из балета и перечислите знакомых вам персонажей».

Дети перечисляют всех, кроме фей (называют только одну фею), кузнечиков и стрекоз.

Учитель: «Прокофьев ввёл в балет и других персонажей, например, кузнечиков и стрекоз, фей времён года, которые по замыслу композитора помогают Золушке подготовиться к балу и добраться во дворец».

Персонажи: на слайде фотографии персонажей балета «Золушка», применён приём «Сорбонка». По щелчку на плашку со знаком вопроса появляется имя персонажа (персонажей).

Вид слайда до начала работы.

Вид слайда по окончании работы.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

10

Учитель: «Познакомимся с либретто балета «Золушка».

Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Возможно привлечение к знакомству с либретто заранее подготовленных учащихся.

Либретто: на слайде используется интерактивный приём «Лента».

Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

11

Это интересно

Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины».

После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами.

Учитель: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?».

Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются.

Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» - изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка.

Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет.

Это интересно: на слайде видео фрагмент балета «Золушка». Видео воспроизводится по щелчку.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

12

Это интересно

Учитель : «В балете всё особенное: декорации, музыка, костюмы. Дайте определения некоторых фрагментов балетного костюма».

Правильные ответы - «Колет - мужская короткая приталенная куртка без рукавов, пачка - пышная многослойная балетная юбка, пуанты - женские балетные туфли, трико - облегающая часть балетного костюма».

Костюмы: на слайде задание на соответствие. Проверить правильность ответов можно по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

13

Учитель: «Уверена, что со следующим заданием вы тоже справитесь. В разных странах и на разных языках Золушку называют по-разному. Догадайтесь, как звучит имя героини на разных языках, вставьте в текст пропущенные слова».

Правильные ответы - «На английском языке - Синдерелла, на французском - Ченеретнола, на немецком языке - Ашепуттель, на итальянском - Сандрильон, на польском - Копчушек, на украинском - Попелюшка».

Имя героини: на слайде использован приём «Задание на подстановку». По щелчку слова занимают нужное (правильное) место в строке.

14

Это интересно

Учитель: «В Бельгии есть памятник, установленный в честь нашей сказочной героини, назовите столицу Бельгии, и вы увидите, как выглядит памятник Золушке в одном из городских парков».

Правильный ответ - «Брюссель».

Памятник Золушке: на слайде использован приём «Работа с картой». По щелчку на карту стрелка показывает границы Бельгии.

По второму щелчку на карту появляется фотография и поясняющий текст.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

15

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает разгадать кроссворд или сыграть в игру, в зависимости от оставшегося на уроке времени и учитывая выбор детей.

Музыкальный звездопад: распределительный слайд одноимённого раздела. На фигуры с текстом установлены гиперссылки, ведущие на соответствующи й слайд.

Возврат на слайд 2 осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

16

Учитель знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссворда:

прочитайте задание;

нажав на звёздочку, откройте картинку, которая поможет отгадать слово;

щелчком мыши закройте картинку;

назовите слово;

проверьте правильность ответа, нажав повторно на звёздочку;

получив ответ, перейдите к следующей цифре.

Кроссворд: на слайде правила разгадывания кроссв орда.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

17

Музыкальный звездопад

Учитель читает задания кроссворда, дети называют ответы на задания кроссворда.

Кроссворд: на слайде ячейки кроссворда и звёздочка с цифрой, по щелчку на звёздочку появляется картинка, которая поможет педагогу составить беседу о том или ином понятии (термине), а детям отгадать слово.

Вид слайда с картинкой (после того, как нажали на звёздочку).

Вид слайда с отгаданным словом (после повторного нажатия на звёздочку).

После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на распределяющий слайд раздела.

18

Учитель: « Впереди нас ждёт увлекательная игра «Музыкальный звездопад».

Один из детей по выбору учителя читает правила игры:

на игровом поле кликните по одной из падающих звёзд;

перейдите на слайд с заданием;

Выполните задание: нажмите на музыкальные ч асы, послушайте музыку и выберите наиболее подходящее к ней название; вернитесь по стрелке на игровое поле

и кликните по другой падающей звезде;

по окончании игры - сюрприз - (нажмите на туфельку в левом нижнем углу игрового поля).

Музыкальный звездопад (игра): титульный слайд игры. В нижней части слайда триггер «Правила игры», при нажатии на который появляются подробные правила игры. Вид слайда до начала работы.

Вид слайда с правилами игры.

Переход с титульного слайда на игровое поле по стрелке.

Возврат на распределительный слайд раздела по окончании игры по стрелке.

19

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает начать выполнение заданий (поймать звёздочку).

Игровое поле: на слайде нотный стан и звёздочки, к которым применён эффект анимации (звёзды движутся вниз, «падают»). Каждая звезда - триггер с настроенной ссылкой-переходом к слайду с заданием.

В левом нижнем углу слайда туфелька, на неё настроена ссылка-переход к слайду 28, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры.

20

Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ.

Слайды-задания: тестовое задание. Н а слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами.

В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает.

Переход к следующему слайду с заданием по стрелке.

21-27

Музыкальный звездопад

Учитель: « 2016 год в России объявлен годом кино, какие фильмы, мультфильмы про Золушку вам знакомы? А сейчас сюрприз - весёлая знакомая песня в исполнении нашей сказочной героини. Слова Евгения Шварца, музыка Антонио Спадавеккиа, «Добрый жук ».

После просмотра видео учитель задаёт домашнее задание, прощается с детьми до новых встреч.

Слайд с видеофрагментом : видео воспроизводится по щелчку. Возврат на распределяющий слайд раздела по стрелке , с него возврат на 2 слайд.

28

В центре внимания композитора - Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета. Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и пленительно расцветает ее мечта о счастье (тема заключительного апофеоза). Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета. Кульминация ее партии - дуэт с Принцем (второе действие), пленяющий разливом лирической мелодии, которая приобретает здесь черты светлой восторженности. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Прокофьеву достаточно двух-трех поворотов мелодии, неожиданных сопоставлений регистров - и обычные аккорды до мажора приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев - Золушки и Принца, - носителей чистой и возвышенной мечты.

Мечта, ставшая реальностью, расцветает и в музыке заключительного Amoroso, построенного на второй теме вступления. Она разрастается в дифирамб чувству любви, плавная мелодия звучит на фоне мягких аккордовых фигураций, все дано в сказочно-романтическом преломлении. Сила поэтического вдохновения, которая есть и в сказке Перро, вновь оживает в музыке; она воспевает красоту большого человеческого чувства.

Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец. Золушка танцует и вальс в сцене отъезда на бал, завершающей первое действие, на балу и в финальном апофеозе. Первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

Прокофьев следует русской традиции, так отчетливо выраженной в любимом им «Вальсе-фантазии» Глинки. Родство ощущается не только в элегичности мелодии, но и в выразительности подголоска, сливающегося с мелодией вальса в певучем дуэте. Можно найти здесь и некоторую общность с первым вальсом из «Войны и мира», также овеянном дымкой романтических мечтаний. Этот же вальс, в несколько вариированном виде появляется и в коде второго, действия, предшествуя фантастической по колориту музыке боя часов.

В балете есть и другие вальсы. В сцене придворного бала звучит, на который обычно ставится дивертисментный «парад участников». Однако в отличие от многих аналогичных вальсов-дивертнсментов, в музыке Прокофьева сильна лирическая нота, связанная с темой балета и обликом его героини. Еще отчетливее слышится она в «Медленном вальсе» (Принц и Золушка в чудесном саду). Мягкий колорит ре-бемоль мажора, плавные ходы мелодии, прозрачность оркестровки - все использовано для того, чтобы нарисовать картину безоблачного счастья.

Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с наследием русской хореографической классики, прежде всего - балетами Чайковского и Глазунова. В последние годы жизни у Прокофьева появился живой интерес к вальсу, звучащему во многих его произведениях. Он создал даже концертную сюиту, в которой объединены вальсы из различных произведений.

В балете ясно различимы три плана: сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой; Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье; фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики. Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально.

Своеобразен например лейтмотив покровительницы Золушки, Феи-нищенки, главной движущей силы чудесных событий: всего лишь цепочка трелей сначала медленных, чуть раскачивающихся, затем - быстрых. К числу лучших страниц балета принадлежит и музыка, рисующая появление фей Весны, Лета, Осени и Зимы. Подчеркнутость ритма, столь важная для хореографа, сочетается здесь с тонкостью рисунка, привлекательной для музыканта. Прокофьев находит точную меру соотношения двух элементов.

Фея Весны предстает в стремительной тарантелле, а затем в еще более оживленном двухдольном эпизоде, который напоминает характеристику Джульетты-девочки. Фея Лета охарактеризована спокойной мелодией в размере 12/в, приобретающей в среднем эпизоде широту дыхания; это - картина знойного дня, голубого неба и сочной зелени леса. Фея Осени несколько неожиданно воплотилась в капризных очертаниях Allegro moderato. И наконец, фея Зимы предстает в сумрачном, несколько меланхолическом облике.

Композитор пользуется простыми средствами: хроматические ходы в пределах малой терции, ниспадающие гаммы, привычная модуляционная последовательность - As - С - As. Но, как и в других аналогичных случаях, свежести звучания он достигает благодаря остроумным сопоставлениям и интонационным изгибам, которые придают такое изящество мелодическому рисунку.

Любовь Пастухова
Балет С. С. Прокофьева «Золушка»

Все мы знаем сказку под названием "Золушка". Давайте вместе вспомним ее содержание.

У одного человека умерла жена, и он женился во второй раз. Но эта женщина не взлюбила его дочку. У нее самой было две дочери - она их любила и баловала, а падчерицу заставляла делать по дому всю грязную работк. Бедная девушка все терпела, а вечерами она любила отдыхать возле камина с остывающей в ней золой. За это ее и прозвали Золушкой.

Однажды в королевстве, где жили эти герои, объявили королевский бал, на котором принц должен был выбрать себе невесту. Мачеха и сестры отправились на бал, а Золушке дали много работы по дому. Но к Золушке в гости пришла ее крестная - волшебница, которая решила наградить ее за терпение и труд. Она подарила Золушке красивое платье, хрустальные туфельки, карету с лошадьми и разрешила поехать на бал. Только было одно условие: Золушка должна была вернуться с бала до того, как часы пробьют 12 раз. Иначе все волшебство пропадет, ее платье снова станет стареньким, а карета и кони исчезнут. Золушка поехала на бал и очень сильно понравилась принцу. Но она забыла о том, что наказывала ей фея, и убежала с бала только тогда, когда часы принялись отбивать 12 часов. Золушка бежала по лестнице дворца так торопливо, что с одной ее ножки соскочил хрустальный башмачок. Этот башмачок поднял принц и на другой же день он принялся разыскивать ее, примеряя башмачок всем девушкам королевства. Когда пришли в дом, где жила Золушка и примеряли ей башмачок, то он пришелся ей как раз по ноге. Она достала из кармана второй такой же башмачок, и все удостоверились, что это и есть та самая неизвестная принцесса, которая приезжала на бал. Принц женился на ней, и они были счастливы.

Эту сказку написал сказочник Шарль Перро.

Но героиня сказки "Золушка" французского писателя, получила вторую жизнь в балете русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. И можно сказать, что вторая жизнь Золушки не уступает в знаменитости первой. Ведь музыку балета знают и любят не меньше, чем сказку.

Теперь познакомимся с музыкальными отрывками из балета композитора С. С. Прокофьева "Золушка".

"Гавот"

Эта мелодия звучит в самом начале балета, когда в доме,где живет Золушка, начинается урок танца. Ее сестры, которых в балете зовут Злюка и Кривляка, собираются на бал и берут уроки танцев. Но танцуют они невпопад, все время плохо. Поэтому урок прерывется, учитель танцев уходит. Когда Золушка остается одна, она мечтает попасть на королевский бал и танцует этот танец сама, мечтая о счастье. Гавот - это старинный придворный танец, поэтому мелодия у него такая неторопливая, величественная, как будто дамы кавалеры все время кланяются друг другу. Как, по-вашему, о чем думала Золушка, когда танцевала гавот?

Идет слушание "Гавота", дети говорят о характере музыки - мечтательная, неторопливая. Наверное, Золушка, исполняя этот танец, сама мечтала станцевать его в королевском дворце.

"Тема феи"

В дом к Золушке приходит бедная старушка, которая просит покормить ее. Но злая мачеха выталкивает старушку вон. Только Золушка пожалела ее и подала ей кусок хлеба. И никто не догадывается, что эта старушка - волшебница. В момент ее появления звучит таинственная музыка, напоминающая переливы света. Когда мачеха и злые сестры уезжают на бал, то тема феи возвращается снова, и мы видим, как из бедной нищенки она превращается в красивую девушку. Вместе с ней приходят феи времен года, каждая дарит Золушке подарок - золотую карету, нарядное платье, хрустальные туфельки.

Ижет слушание темы феи

"Тема часов"

Когда Золушка отправляется на бал, фея предупреждает, что надо вернуться домой до 12 часов ночи, иначе все волшебство исчезнет. Об этом Золушке в балете напомнит музыка - она звучит так, как будто тикают часы, отсчитывая минуты и секунды. Обратите внимание на то, какой необычный характер у темы часов.

Идет слушание темы часов, дети отмечают, что она - резкая, громкая, даже пугающая.

"Вальс"

Первое действие балета заканчивается одним из самых красивых номеров всего балета - вальсом. В нем чувствуется ожидание счастья, которое так хочет встретить Золушка. Потом этот вальс будет звучать во время сцены королевского бала. Но в него внезапно ворвется тема часов - до 12 осталось совсем мало времени, Золушка должна покинуть бал. Тогда, стремительно убегая, она потеряет хрустальный башмачок, по которому ее найдет потом принц. А пока вальс звучит легко и безмятежно.

Звучит вальс, о котором дети говорят, что эта музыка - плавная, волшебная, счастливая.

"Мазурка"

Во время бала звучит много важных придворных танцев. Один из таких танцев - стремительная легкая мазурка. Ее исполняют придворные в нарядных одеждах, парами. Принято считать, что мазурка - польский танец, а когда его танцуют, то почти все время подпрыгивают. Мазурка - танец с пражками. Вот и музыка сейчас нарисует этот танец - весь построенный на прыжках.

Идет слушание мазурки.

"Полонез"

Второй придворный танец - полонез. Этот танец более важный, чопорный. Придворные, которые его исполняют, чинно шествуют под руку друг с другом. Не зря же полонез иногда называют танец-шествие.

Идет слушание полонеза.

"Полночь"

В сцене бала второй раз звучит вальс, но в этот раз его мелодия становится более тревожной, как будто предчувствует что-то недоброе. Так и есть - в мелодию счастливого вальса Золушки внезапно врывается тема часов, которая напоминает о том, что Золушка должна покинуть бал. Убегая, Золушка теряет свой хрустальный башмачок, и дальше все мы знаем, что сказка завершится хорошо - прину найдет ее по этому башмачку. Обратите внимание на то, как меняется музыка после того, как прозвучала тема часов. Из веселой, счастливой, музыка становится резкой, грустной.

Идет слушание отрывка "Полночь" с обсуждением двух музыкальных тем - счастливого вальса и горстной темы потерянного счастья.

С. Прокофьев балет «Золушка»

Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на её основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Написан балет был в непростое для страны время - в период с 1940 по 1944 год. Начав работу над спектаклем, Прокофьев был вынужден ее прекратить и взяться за написание своей монументальной оперы «Война и Мир », лишь позже он вновь обратился к балету. Премьера спектакля состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре, где в то время танцевала знаменитая Галина Уланова, собственно, для которой и задумывал Сергей Прокофьев произведение. Удивительный мир сказки, грациозные танцы артистов и потрясающая музыка композитора – это все вас ждет в необычайно красивом балете.

Краткое содержание балета Прокофьева «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

девушка, вынужденная выполнять всю работу в доме по приказу мачехи
Отец золушки родной отец главной героини
Мачеха злая мачеха Золушки, которая не любит свою падчерицу
Кривляка и Злюка сводные сестры главной героини, которые всячески пытаются ей напакостить
Принц наследник престола, влюбленный в Золушку
Фея-бабушка волшебница, помогающая Золушке попасть на бал
Феи времен года добрые волшебницы, помогающие Золушке собраться на бал

Краткое содержание «Золушки»


Сюжет спектакля следует за своим литературным источником и начинается в доме Мачехи. Сестры Кривляка и Злюка примеряют шаль и ссорятся из-за этого, в это время Золушка как всегда сидит за работой. Ее родной отец не может противостоять своей супруге и защитить дочь от постоянных нападок. В этот момент в их дом приходит нищенка, но сестры прогоняют ее, лишь Золушка предложила старушке отдохнуть и накормила, и чуть позже таинственная гостья исчезает.

В доме начинается суматоха, все готовятся к грандиозному событию. Сестры приглашены на бал во дворец и мечтают, что их там заметит принц. Собравшись, они вместе с Мачехой в спешке покидают дом, оставляя там лишь одну Золушку. Девушка тоже очень хотела бы посетить бал и в тайне мечтает об этом, но злая Мачеха нагрузила ее домашней работой, да и пойти Золушке совершенно не в чем. На помощь к доброй девушке приходит та самая нищенка, которая оказалась настоящей Феей-бабушкой. Благодаря ей и Феям Времен Года девушка облачается в ослепительный наряд и отправляется на танцевальный вечер в настоящей карете, слово принцесса. Конечно это все создано с помощью настоящего волшебства и в полночь оно рассеется, поэтому Золушка должна успеть в вовремя вернуться домой.

Как только девушка появляется во дворце, все взгляды тут же приковываются к прелестной и таинственной незнакомке. Ее никто не узнает, даже сестры и Мачеха с отцом. Принц настолько очарован красотой Золушки, что влюбляется с первого взгляда. С наступлением полуночи, героиня вынуждена покинуть дворец и в спешке убегает, случайно обронив на ступеньках свою хрустальную туфельку. Ее то и находит Принц.


Юноша пытается найти незнакомку по всему Королевству и за его пределами, но все безуспешно, даже сапожники не помогли ему, которым он показывал потерянную туфельку. Тогда он решает примерять её всем девушкам Королевства, в надежде найти свою возлюбленную. Так, он оказывается в доме Мачехи. Увы, но сестрам хрустальный башмачок оказывается слишком мал. Когда он предлагает примерить ее Золушке, та пытается отказаться, но случайно из ее кармашка выпадает вторая туфелька, к большому удивлению всех присутствующих. Теперь то Принц уверен, что нашел ту самую таинственную незнакомку и счастью возлюбленных теперь уже ничего не может помешать.


Фото
:





Интересные факты

  • Интересно, что в различных постановках роли мачехи и сестер Золушки были исполнены мужчинами.
  • Сказка Ш. Перро неоднократно привлекала внимание различных композиторов. Так, Дж. Россини создал на этот сюжет оперу, а композитор Ф. Сора написал балет, который был представлен в Большом театре в 1825 году. Одноименный спектакль есть и у Иоганна Штрауса . Стоит отметить, что это единственный балет этого композитора, премьера которого успешно прошла в 1901 году.
  • Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты.
  • Существует несколько хореографических редакций спектакля разными балетмейстерами. Так, свои версии представили: К. Сергеев в 1946 году, Ф. Аштон в 1948 году, Р. Нуриев – 1987 год, А. Ратманский – 2002 г.
  • Известный поэт Бальмонт называл Сергея Сергеевича «русским богачом» из-за его солнечной и яркой музыки.
  • Всего Прокофьевым создано семь балетов.
  • В своих произведениях, композитор часто использовал «расширенную тональность», которую иногда еще называют «двенадцатиступенной», также ему принадлежит новое созвучие – «прокофьевская доминанта» с повышенной квинтой и септимой.
  • Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам », которая на тот момент еще не исполнялась в стране.
  • Режиссер А. Таиров, после премьеры спектакля отметил, что «Золушка» принадлежит к числу тех произведений, которые только появившись уже становятся классическими.
  • Впервые спектакль был представлен публике в 1945 году и поэтому он воспринимался слушателями, как салют Великой Победе, не случайно, премьера прошла с огромным размахом и щедростью.
  • Балет был несколько раз экранизирован, первая запись (телебалет) появилась в 1960 году благодаря работе А. Роу и хореографа Ростислава Захарова. Вторая запись сделана была в Парижской национальной опере в 2007 году.
  • Прокофьев получил Сталинскую премию за свой балет. На тот момент это была самая престижная награда.
  • Когда Сергей Сергеевич трудился над этим произведением, в стране велась идеология по значительному укреплению национально-патриотических чувств. Автору пришлось ссылаться на то, что Золушка – это героиня из русской народной сказки А. Афанасьева, а все действие он и вовсе перенес во время правления Елизаветы.
  • В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.

Популярные номера из балета «Золушка»

Вступление (слушать)

Вальс из I действия (слушать)

Полночь (слушать)

Галоп Принца из III действия (слушать)

Принц нашел Золушку (слушать)

Музыка


Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс , причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини.

История создания «Золушки»

После успешной премьеры балета «Ромео Джульетта» , автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.

Так как Г. Уланова в то время выступала в Большом театре, то постановка была перенесена именно туда. Первоначально планировалось, что премьера состоится в Ленинграде, под руководством В. Чабукиани. В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем.

Постановки


Долгожданная премьера балета состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре. Постановкой занимался Ростислав Захаров. Главную роль исполнила Ольга Лепешинская, лишь в следующих представлениях в этой партии перед публикой предстала Галина Уланова.

Весной 1946 года спектакль был поставлен в Кировском театре в Санкт-Петербурге. Балетмейстером выступил Константин Сергеев. Именно эта версия спектакля появилась в записи, сделанной в 1980 году.

В Новосибирском театре Олег Виноградов представил свой балет «Золушка» в 1964 году. Балетмейстер решил пойти по новому пути и убрать классическую хореографию. В этой версии спектакль трансформировался в философское размышление о поиске души. Теперь на первом плане не противопоставление добра и зла, а глубокие размышления о поиске красоты и духовности в современном мире.

В 2002 году балетмейстер А. Ратманский представил свою версию балета в Мариинском театре. Партию Золушки блестяще исполнила Диана Вишнева, принца – А. Меркурьев. Действие балета неожиданно начиналось с танца парикмахеров, в роли Фей времен года были и вовсе мужчины, с ирокезами на головах.

Стоит отметить, что балет Прокофьева успешно ставился не только в России, но и за рубежом. Фредерик Аштон, вместе с труппой «Сэдлэрс-Уэллс» поставил «Золушку» в 1948 году, причем ранее он никогда не ставил многоактные спектакли. А в 1987 году Рудольф Нуриев познакомил французскую публику в «Парижской опере» со своей версией «Золушки». В этом спектакле все действие разворачивается уже в Голливуде, а главная героиня получается не только любимого, но и контракт с киностудией.


Среди необычных версий, стоит отметить постановку Маги Марен 1985 года, когда на сцене волшебница Фея расхаживала с мечом, а в партитуру добавили детскую речь. Швейцарский балетмейстер Хайнц Шперли переместил все действие в балетную студию, а Кирилл Симонов в своем спектакле, поставленном в Новосибирске в 2000 году, предпочел и вовсе все события представить в предвоенные годы. В этой версии Золушка отправлялась на бал на Единороге. Примечательно, что именно эта работа балетмейстера получила специальный приз «Золотой маски» за столь яркое воплощение партитуры Сергея Сергеевича.

Среди современных постановок, следует отметить работу Алексея Мирошниченко, представленную в декабре 2016 года в Пермском театре оперы и балета. Этот спектакль уже не назовешь детским, ведь налет волшебства и сказки исчезает, их затмевают исторические факты из эпохи СССР, все действие переносится в 1957 год.

Балет «» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора. Предлагаем вам прямо сейчас познакомиться с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева и посмотреть балет «Золушка». Уверены, это произведение заинтересует не только маленьких любителей классической музыки, но и взрослых.

Видео: смотреть балет «Золушка» Прокофьева