Кто такой бог Гефест в древнегреческой мифологии? Мифы древней греции в искусстве.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Гефест — бог огня в древнегреческой мифологии. По преданию матерью его была Гера, главная богиня. Отцом — главный на Зевс. Когда она увидела младенца, то ужаснулась. Родившейся младенец был больным и некрасивым, и богиня скинула его с Олимпа в океан. Но божественный ребенок не погиб, а был усыновлен морской нимфой Фетидой (прообраз русалки) и вырос в море. Будучи от рождения хромым и не особо красивым, он рос замкнутым и необщительным юношей. А так как душа его тяготела к прекрасному, то он занялся кузнечным делом и достиг в нем небывалых высот мастерства.

Возвращение на Олимп

Как-то узнав истину о том чей он сын, Гефест обиделся и возжелал мести. Он выковал для верховной богини, изумительный по красоте, золотой трон и послал ей его в подарок. Горделивая богиня сразу же опробовала дар и была прикована к нему невидимыми, прочными путами. Испуганные боги пытались ее освободить, но все усилия были тщетны. Тогда отправил , который имел крылатые сандалии и служил вестником богов, к создателю трона, для того чтобы он помог Гере. Но обиженный сын наотрез отказался помогать своей матери. Понимая, что возвратиться в одиночестве на Олимп он не может, бог хитрости позвал на помощь Диониса (бога виноделия). Подпоив Гефеста, им удалось разжалобить и уговорить мастера.

Отправившись на священную гору, кузнец простил и освободил богиню. В благодарность за помощь, отец отдал ему в супруги самую красивую представительницу небесного пантеона, богиню любви . Гефест очень любил свою жену, но в то же время сильно ревновал. Ведь она была ветряной и частенько изменяла грозному супругу. После многочисленных измен она стала жить с .

Другие небожители относились к нему двояко: с одной стороны, они боялись его силы и уважали за красоту созданных изделий. Но с другой стороны смеялись над его хромотой и неказистым видом, а также презирали за пристрастие к низменному плебейскому труду. Но кузнец, не обращал внимания на насмешки и построив для своей семьи на священной горе золотой дворец, он продолжил заниматься любимым делом.

Изделия бога кузнеца

Гефест единственный из древнегреческих богов занимался простым трудом. Он достиг в этом небывалого мастерства — в художественной ковке. Его ювелирные украшения почитали за счастье получить в подарок самые значимые богини небесного пантеона. Всем представителям божественного сообщества он выстроил роскошные чертоги из драгоценных металлов.

По преданиям этот искусный умелец изготавливал различное грозное оружие для собратьев и героев. Золотые скипетр Зевса, который мечет молнии, непробиваемые доспехи героя троянской войны Ахиллеса. Для лучшего стрелка Олимпа он выковал стрелу, которая всегда попадает в цель и возвращается назад к хозяину. А ещё он смастерил из меди двух свирепых быков и подарил их царю Колхиды для охраны золотого руна.

Еще одним творением этого мастера является знаменитый ящик в котором были заключены беды, несчастья и болезни. Открыв этот ларец, снедаемая любопытством, жена младшего брата Прометея, выпустила их в мир людей.

Изобретение колеса также приписывают этому богу. Придумав его, он сконструировал небесную колесницу бога Солнца Гелиоса, который выезжал на ней на рассвете. Следуя по млечному пути, небесной дороге, он нес свет всему живому.

Интересные факты

Для себя кузнец придумал и выковал двух прислужниц, неотличимых от живых юных девушек. Они исполняли его распоряжения и прислуживали за столом. Также по некоторым сказаниям, Пандора была сделана Гефестом по повелению Зевса. Сообща небожители наделили поделку красотой и различными талантами, а также неуемным любопытством и преподнесли ее в дар людям. На самом деле она должна была послужить для наказания людского рода, за то, что Прометей подарил им украденный с Олимпа огонь. Девушка блестяще справилась с возложенной на нее миссией.

Умение кузница было настолько велико, что позволило ему изготовить из слоновой кости лопатку для Пелопса. Когда Тантал в своей гордыне захотел доказать, что боги не могут знать всего, и выставил на, предназначенный для их угощения, стол блюдо, приготовленное из убитого сына. Возмущенные боги не тронули яство, исключением явилась, охваченная тоской по пропавшей дочери, Деметра, которая съела плечо юноши. Злодейский отец был наказан, а Пелопса боги оживили, вставив вместо недостающей части изделие мастера огня и горна.

Бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).

Живет на Олимпе бог огня и кузнечного дела могучий Гефест. Это он построил все роскошные дворцы, которые есть на Олимпе; все украшения, которые носят прекрасные богини, сделал он своими руками. Никто в мире не может сравниться с ним в мастерстве. Все бессмертные боги уважают добродушного и приветливого Гефеста. Теперь даже его родители, Зевс и Гера, прислушиваются к тому, что он скажет, и часто поступают так, как он им посоветует. Это теперь так. Но раньше было все по-другому. Много невзгод пришлось испытать маленькому Гефесту, едва он только появился на свет.

Родился он у Геры слабеньким и хромым. Тогда-то и начались все его беды и несчастья. Сразу невзлюбила великая богиня своего маленького сына, как только увидела, какой он хилый и некрасивый. Схватила она его за ногу и сбросила вниз с высокого Олимпа.
Долго летал по воздуху несчастный хромоножка, пока не упал наконец в море. Здесь и нашли его морские богини Эвринома и Фетида, которые плавали неподалеку отсюда и резвились, играя с волнами. Сжалились они над маленьким Гефестом и унесли его с собой на дно седого Океана. Здесь в лазурном гроте он и остался жить. Морские черепахи приходили к нему в гости, он садился на их широкие спины, и они катали его по песчаному дну; рыбки окружали его веселыми стайками, и все вместе наперегонки они плавали и играли среди водорослей. Мудрый старец Нерей рассказывал ему сказки, и маленький Гефест часто засыпал на его широкой груди.
Так проходили день за днем, год за годом. Вырос Гефест и стал настоящим могучим богом. Правда, он так и оставался хромым и некрасивым. Ну и что ж с того! Зато ни у кого больше не было таких широких и могучих плеч, таких сильных рук. Да и в ловкости не уступал он другим бессмертным богам. И еще тем отличался Гефест, что умел он, как никто другой, ковать из золота и серебра прекрасные вещи и украшения. Устроил он себе в своем лазурном гроте прекрасную кузницу и проводил там за работой все время. Больше всего на свете любил он своих милых воспитательниц, Фетиду и Эвриному. Каких только дивных украшений из серебра и золота не делал он для них в своей кузнице! С какой любовью он придумывал все новые и новые узоры!
Слава пошла по всему миру о великом мастере Гефесте. Узнали о нем бессмертные боги и теперь только у Гефеста заказывали себе боевые доспехи. Работал трудолюбивый Гефест не покладая рук и все ждал, что в один прекрасный миг придет сюда его мать, великая богиня Гера, и озарит его темную кузницу своим волшебным сиянием. Мечтал он и о том, как попросит Гера у него прощения за свой злой поступок и что он обязательно простит и сделает ей такие замечательные украшения, каких еще никогда ни у кого не было. Все прекрасные богини наперебой просили мастера сделать для них чудесные золотые украшения. Одна только Гера не обращалась к нему и ни о чем не просила. Тогда Гефест решил отомстить ей за ту обиду, которую она нанесла ему в детстве.
Выковал он золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. Обрадовалась Гера, когда увидела, какой чудесный подарок прислал ей Гефест.
– Вы все теперь видите, как любит и почитает меня мой сын, – самоуверенно заявила она всем богам, которые собрались во дворце Зевса, чтобы полюбоваться великолепным креслом. – Никто не вправе осуждать меня, как бы я ни поступила и что бы я ни делала.
Она величественно опустилась в подаренное кресло и… Какой ужас!.. Тысячи золотых нитей обвили ее со всех сторон и накрепко приковали к креслу. Как ни силилась подняться великая богиня, ничего у нее не получалось. Все боги собрались вокруг прикованной Геры, все пытались ей помочь, но и они были бессильны. Ничего не оставалось делать, как только звать самого Гефеста.
Послали за ним Гермеса, самого быстроногого бога, посланца Зевса. Как стрела помчался он на край света, где на дне океана в своей подводной кузнице работал Гефест.
– Бросай быстрей свою работу, Гефест, тебя ждут на Олимпе. Величайшая из всех богинь Гера зовет тебя, – закричал Гермес с порога кузницы. Но Гефест наотрез отказался идти с Гермесом.
– Ноги моей не будет на Олимпе, – решительно сказал он посланцу Зевса и опять склонился над пылающим горном.
Не мог Гермес возвращаться на Олимп без Гефеста, и стал он его уговаривать помочь великой богине. Он и упрашивал его, и угрожал разными карами, если кузнец ослушается повеления богов, но Гефест был неумолим.
Ждали, ждали боги, когда Гермес доставит на Олимп кузнеца и не дождались. Взбешенная Гера оставалась скованной в своей золотой ловушке. Теперь она и пошевелиться уже не могла. Посовещались боги, и решили они на этот раз послать за несговорчивым Гефестом веселого Диониса.
В один миг слетел Дионис с высокого Олимпа и оказался в кузнице у Гефеста.
– Отдохни, Гефест, от своей многотрудной работы. Отвлекись на минуту, посмотри, какое ароматное вино я тебе принес, – весело воскликнул Дионис, протягивая Гефесту серебряный кубок.
Выпил уставший кузнец божественный напиток, а Дионис ему уже другой кубок протягивает. Совсем захмелел Гефест, теперь он готов был идти куда угодно. Посадили его Гермес с Дионисом на осла, и отправились они в путь в сопровождении веселых менад и сатиров. Так верхом на осле, весь черный от копоти, и прибыл Гефест на Олимп. Только увидел он свою мать, золотоволосую прекрасную богиню, сразу и гнев его улетучился, и обиду он свою забыл.
Освободил кузнец великую Геру от золотых пут, и они сразу же помирились. Остался Гефест жить на Олимпе и первым делом построил себе огромную кузницу, чтобы и здесь заниматься своим любимым делом.

Гефест (Hephaistos) – бог огня и металлических изделий, покровитель кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам – сын одной Геры (поэтому называется Apator, т. е. не имеющий отца). Гефест родился хилым и хроменьким. В гневе сбросила его Гера в океан, но морские богини Фетида и Эвринома подхватили несчастного, перенесли в глубокий грот и выходили. Мальчик оказался очень способным ко всякого рода искусствам и ремеслам, особенно полюбилось ему кузнечное дело. По позднейшим греческим преданиям, Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромым на всю жизнь. Он упал на остров Лемнос, где Гефеста ласково приняли местные жители. В честь бога огня в более поздние времена в Афинах были учреждены празднества – гефестии.

Вырос Гефест могучим широкоплечим богатырем, который с утра до ночи трудился в кузнице. Хоть остался он хромым, в руках его была исполинская сила, а все сделанные им вещи были добротными и красивыми. Искусный кузнец, Гефест на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги; сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь; также изготовил скипетр и эгиду Зевса, доспехи Ахиллеса, псов Алкиноя, колесницу Гелиоса, венец и ящик Пандоры, медных быков царя Колхиды Ээта и другие чудесные изделия. Гефест изобрел ювелирное дело и подарил первые украшения из драгоценных камней своим нареченным матерям – Фетиде и Эвриноме. Но таил добрый бог обиду на родную мать Геру и хотел отомстить ей за ее жестокий поступок.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Однажды Гефест изготовил гигантское кресло-трон, который богато украсил резьбой по металлу и диковинными фигурками, и послал его в подарок матери. Боги нашли его очень красивым, и Гера села на трон, но... встать не смогла: какая-то неведомая сила приковала ее к сиденью. Все бросились ей на помощь, но тщетно - трон крепко держал богиню. Тогда Зевс повелел Гермесу отправиться к Гефесту.

Гефест жил на острове Сицилия. С быстротой молнии Гермес преодолел гигантское расстояние и оказался в кузнице Гефеста, которая находилась в жерле вулкана Этна. Пожурил Гермес брата: дескать, как мог ты обидеть собственную мать! Но Гефест был непреклонен и отказался лететь на Олимп. Подумав, Гермес решил прибегнуть к маленькой хитрости. Он срочно призвал к себе их третьего брата – бога виноделия Диониса. Веселый и лучезарный предстал тот перед Гефестом и в честь встречи предложил братьям выпить игристого виноградного вина. Не мог Гефест отказать братьям, но быстро захмелел, а Дионис посадил пьяного брата на осла и доставил его на Олимп.

Конечно, Гера была освобождена от тайных пут: кресло потеряло дурную силу и впредь служило ей любимым троном. Гера на радостях обняла сына и попросила прощения за допущенную в молодости жестокость. С тех пор Гефест остался жить на Олимпе. Он построил прекрасный дворец для Зевса и Геры, а рядом – дворец для себя и своей жены, которой стала первая красавица Олимпа Афродита.

Во дворце Гефеста самым почетным местом была новая просторная кузница. Он – единственный из богов, который много трудился. С большой радостью дарил он подарки богам и героям. Зевсу Гефест выковал скипетр и щит-эгиду, Аполлону – стрелы, Гермесу – жезл примирения – кадуцей, а Ахиллу – доспехи. Но самым замечательным изобретением Гефеста стало колесо, с помощью которого были построены первые движущиеся экипажи. Для Зевса Гефест смастерил быструю боевую колесницу. Еще одну колесницу из золота он построил для бога Гелиоса: въезжает бог на небо – наступает утро, к вечеру он возвращается на Олимп, а люди видят солнечный закат. За колесницы прозвали боги и люди Гефеста возничим и посвятили ему созвездие Возничий.

Культ Гефеста, вероятно, догреческого происхождения. Первоначально он связан с островами Эгеиды: Лемносом, жители которого спасли Гефеста при низвержении с Олимпа – здесь были город Гефестий и здесь в горе Мосихл находилась кузница бога – и Самосом, где были города Гефестополь и Гефестион и где была прикована Гера, носившая эпитет Самосская. Гефесту соответствует римский Вулкан.
На небе в южных широтах сверкает созвездие Южный Крест. Две тысячи лет назад оно называлось Трон Императора. Считалось, что это – царское кресло – изделие Гефеста. Изображение созвездия Южного Креста используется с давних времен в геральдике стран Африки и Австралии: на флагах, корабельных штандартах, в гербах и на монетах.