Кусково - усадьба дивной красоты. Кусково: дворец с партером и оранжереи Дворец в Усадьбе Кусковов

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».

Состоялась 8 сентября 2012 г. День был переменчивый - то выглядывало яркое солнце и небо становилось ярко-голубым, то вдруг над головой зависала темно-серая туча, темнело и казалось, что сейчас хлынет дождь. Но Бог миловал. Дождь так и не пролился и мы смогли насладиться этой безусловной красотой.
Вообще писать о такого рода достопримечательностях очень сложно - может получится исторический (или архитектурный) очерк или восхваляющая ода. А на самом деле Кусково надо просто видеть, наслаждаться, созерцать.

Однако без общих описаний не обойтись хотя бы потому, что не все были в Кусково и не все в курсе, что это за такое замечательное место. А место для посещения действительно достойное - здесь хорошо провести выходной день, погулять по парку, зайти в музеи или даже провести свою свадьбу. Впечатления будут незабываемые.

Построим наш разговор о Кусково по следующему плану:

  1. Усадьба Кусково - расположение, история, архитектура, цены,
  2. Фотоотчет. Часть 1. Дворец, Голландский домик, Грот,
  3. Фотоотчет. Часть 2. Регулярный французский парк, Итальянский домик, Эрмитаж, Оранжереи.

Сегодня - первая часть нашего разговора об усадьбе Кусково. Самым главным в моих статьях о Кусково будут фотографии, потому что таков выбранный в данном случае жанр.

История. Усадьба Кусково известна как летняя загородная увеселительная резиденция Шереметевых. Расцвет жизни в усадьбе пришелся на то время, когда там жил граф Петр Борисович Шереметев - сын знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметева. Более 50 лет он посвятил созданию этого великолепного места. Но усадьба возникла не вдруг, она была построена на месте родовой вотчины, которой Шереметевы владели с 16 века.

Кусково - парадная резиденция и этим все сказано. Здесь все делалось по образу и подобию царских загородных резиденций и с использованием самых последних достижений архитектуры того времени. Здесь проводились большие и малые приемы, празднества, мероприятия.
Но помимо своей богатой увеселительной усадебной жизни, Шереметевы занимались и полезными делами - строили храмы, занимались благотворительностью, а так же создали свой домашний театр, который считался одним из лучших России 18 в. и конкурировал с императорским придворным театром. Особенно "болел" театром Николай Петрович Шереметев.

Всем известна история настоящей, но трагической любви Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе своего театра Прасковьи Жемчуговой.
"Маленькой девочкой Параша за талант и красоту была взята в обучении в дом графа. Подростком она влюбилась в своего барина – и это не удивительно. Николай Шереметев был хорош собой, образован, цивилизован. Оба они обожали оперное искусство. Это могло остаться только интрижкой, но переросло в большую любовь. Всю свою короткую (прожила 34 года) жизнь посвятила пению и Николаю Петровичу хрупкая Параша. А теперь представьте. Каково это – и от своих крестьянских корней оторваться, и никогда не стать в глазах высшего общества графиней. Крестьяне называли её «барскою канарейкою», т.е. любовницей. А дворяне, не смотря на то, что восхищались пением Параши (у неё был редчайший голос) и дарили ей подарки (сама императрица одарила её перстнем с бриллиантом), всё равно смотрели на неё свысока.
От переживаний у Параши рано открылась чахотка. Петь она больше не могла. Николай Петрович тайно женился на ней, а Параша родила ему сына и через несколько недель умерла."

Расположение. Усадьба Кусково располагается в Восточном административном округе г. Москвы по адресу: ул. Юности, 2. Входов в усадьбу два: первый - центральный - со стороны ул. Юности и второй - со стороны Дворцового проезда. Мы поехали в объезд - по Оранжерейной улице и Дворцовому проезду, там было проще поставить машину. Вообще же транспорта по выходным дням очень много в связи с тем, что в Кусково приезжает много свадебных групп - провести бракосочетание, а также фотосессию. И не напрасно - фотографии здесь получаются сказочные, память на всю жизнь.
Вход в усадьбу платный - и на территорию, и во Дворец и др. павильоны. Думаю, что приведенная ниже на фото информация из объявлений на кассе, вам пригодится. Видно не очень хорошо, но прочитать можно.


Схема усадьбы Кусково:

Архитектура. Архитектурный ансамбль усадьбы достаточно внушительный:

  1. Дворец (Большой дом) (1769-1775)
  2. Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1739) и колокольня (1792).
  3. Кухонный флигель (1756-1757).
  4. Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  5. Павильон «Грот» (1755-1761/75)
  6. Итальянский домик (1755)
  7. Менажереи (современная реконструкция)
  8. Итальянский пруд и канал Большим дворцовым прудом и менажереями.
  9. Вольер для птиц (современная реконструкция)
  10. Большая каменная оранжерея (1761-1763)
  11. Американская оранжерея (современная реконструкция).
  12. Домик управляющего (1810).
  13. Павильон Эрмитаж (1765-1767)
  14. Голландский домик (1749)
  15. Голландский пруд
  16. Швейцарский домик (1870-е).
  17. Регулярный парк
  18. Колонна со статуей Минервы
  19. Воздушный театр (1763).
  20. Входы на территорию музей-усадьбы

Нам повезло - усадьба великолепно сохранилась и мы можем любоваться ей по полной программе. Вот основные архитектурные объекты усадьбы.

Дворец (1769-1775) - главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе. На этой фотографии южная сторона дворца, выходящая на Большой пруд.

Дворец сделан из дерева, что очень хорошо просматривается на фотографии.

Итальянский домик (1755). Первый этаж павильона предназначался для хранения раритетов - картин, скульптуры и др. произведений искусства. Второй этаж сделан в дворцовом стиле и предназначался для малых торжественных приемов.
Сейчас павильон находится на реставрации.

Голландский домик (1749) - самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. Домик находится в идеальном состоянии, а вот пруд сейчас на ремонте. Вот как это сейчас выглядит.

А вот как Голландский домик выглядел раньше (старинная гравюра):

Павильон «Грот» (1755-1761/75). Грот обычно очень заинтересовывает посетителей усадьбы. И особенно интересует вопрос: для чего его построили? Ответ простой: такие сооружения - чисто южные постройки и обычно там было принято устраивать купальню или фонтан. И "прохлаждаться" там в жаркие летние дни.

Менажереи (современная реконструкция) располагаются на берегу пруда напротив Грота. Их 5. Стоят полукругом. Милые домики, предназначенные для содержания птиц. Мы застали их на реконструкции.

Павильон Эрмитаж (1765-1767). Эрмитаж - от французского ermitage – хижина отшельника. Как и другие парковые павильоны, в 18 веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Крупнейший из павильонов графской усадьбы Кусково – Большая каменная оранжерея построена в 1763 году крепостным Шереметева, зодчим Федором Аргуновым.

В центре здания доминирует восьмигранный двухэтажный корпус, от двух боковых граней отходят слегка наклоненные галереи с декоративным остеклением. Заканчиваются они симметричными цилиндрическим постройками с полусферическими куполами. Все три входа оборудованы расходящимися веером спусками, на кровле галерей и павильона установлены балюстрады.

Большая каменная оранжерея вместе с главной постройкой усадьбы – графским дворцом в Кусково ограничивают с юга и севера площадь Партер. Взаимное расположение построек хорошо видно на высотном фото, где дворец у пруда является южной границей. По сторонам центральной площади – два квадрата насаждений, очерченных дорожками. Строгая симметрия в усадьбе выдерживалась намеренно, как дань моде в садовом дизайне.

В центре западного квадрата просматривается павильон , в центре восточного восстановлен . Большая каменная оранжерея словно продляется к востоку Американской оранжереей, дворец также имеет сбоку несколько построек, первая – старейшая в усадьбе , далее Грот и Итальянский домик на берегу одноименного малого пруда.

Подобно многим строениям усадьбы, Большая каменная оранжерея увековечивает заслуги рода Шереметевых. Это заметно и внутри, по обилию портретов и бюстов, так и снаружи зданий. В архитектурном оформлении и главного дворца, и менее значительных зданий используется графская символика.

Над главным входом Большая каменная оранжерея имеет, среди лепных узоров и завитков, изображения основных геральдических фигур и символов герба древнего рода. Здесь львы со щитом, на нем два прусских креста, вверху графская корона. Графское достоинство было пожаловано Борису Шереметеву, будущему фельдмаршалу, в 1706 году Петром Первым за усмирение астраханского бунта. Девиз на латыни означает: Бог сохраняет все.

Боковой ракурс наиболее подробно представляет устройство паркового строения. Большая каменная оранжерея выглядит оригинально за счет сочетания наклонных плоскостей остекления галерей и прямых стен корпусов, своеобразной конструкции расходящихся веером лестничных маршей. Центральный оборудован ступенями, а крайние – пологими входами.

Что хранит Большая каменная оранжерея

Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.

Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.

Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.

Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.

Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.

Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.

Властители России и Европы

На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.

Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?

Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.

Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.

После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.

Последние впечатления

Сейчас Большая каменная оранжерея используется исключительно как выставочное помещение, как хранилище значительных исторических и художественных ценностей. Безусловно ценно и само здание, наряду с портретами – еще и собранием мраморных бюстов, и образцами уникальной мебели. Построение и оформление экспозиции очень напоминает Военную галерею героев войны 1812 года в Зимнем дворце питерского Государственного Эрмитажа.

Выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол не сразу замечают большинство посетителей, увлеченных изобилием портретов. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.

Музей керамики хотя и объединился еще в советские времена с приютившей его усадьбой, однако вход на территорию его экспозиции отдельный. Благо, что Большая каменная оранжерея конструктивно словно предназначена для двух отдельных экспозиций. Восточный вход ведет на выставку фарфоровых и стеклянных изделий старинных предприятий, как российских, так и зарубежных.

Поражают только различные порядки в разных частях здания, общего для всего учреждения, и именно категорический запрет на фотографирование. В наше время, когда фотоаппараты совмещают со всем подряд, это даже смешно. Казалось бы, чем больше сделают фото, тем большее число людей их увидит и может пожелать посетить выставку, а она действительно того стоит. Наши корреспонденты рисковать репутацией не стали и засняли только один, безразличный для служительниц экспонат, угадайте – какой?

Фарфорового Ленина фотографировать не запретили, или не заметили страшного преступления. Между тем фарфор для бюстов вождей использовали редко, скорее даже в единичных случаях. Миллионами тиражировали Ильичей и Иосифов из чугуна и гипса, наиболее дешевых и удобных в работе материалов. Вожди были в каждом кабинете чиновника или руководителя, в местах общего сбора учащихся или рабочих.

Историческое разъяснение

Для младших поколений уточним, что речь о вождях партии большевиков, Ленине и Сталине, перехвативших власть в России в неразберихе между отрекшимся царем, боевыми генералами и запутавшимся народом, управляемым беспомощным Временным правительством. Население СССР долгие десятилетия дважды в год таскало на шестах изображения главарей КПСС на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. Уместно спросить у молодых читателей — упомянуты ли эти праздники в нынешних учебниках истории?

На этом будем считать, что Большая каменная оранжерея усадьбы Шереметевых осмотрена, сделанное напоследок фото – перед читателями обзора. Фотографировали, пройдя половину расстояния между павильоном и дворцом, в кадр попала колонна в честь Екатерины Великой.

Императрица удостоила Кусково своим посещением в 1787 году после победного окончания второй войны с Турцией, принесшей России Крымский полуостров. Большая каменная оранжерея вполне могла быть в числе объектов визита, но портретная коллекция тогда еще не была скомплектована. На колонне императрица изваяна в обличье богини мудрости Минервы, аналога греческой Афины. Каждого нынешнего посетителя, идущего в картинную галерею, она приветствует и осеняет своим копьем.

Весной 1731 года Шереметев приказал разобрать старую деревянную
Оранжерею в глубине партера-ее место должна была занять новая, каменная.
Оранжерея стала лебединой песней Федора Аргунова, вложившего в проект все
знания и весь талант выдающегося зодчего русского барокко. Посредине новой
Оранжереи Федор Аргунов поместил воксал-восьмигранный, в два яруса
павильон, увенчанный, будто короной, балюстрадой: декоративными вазами. К
началу 60-х годов моды изменились. Теперь фижмы дам занимали так много
места, что, например, в Голландский домик в платье с фижмами можно было
протиснуться только боком. Поэтому в центральный павильон Оранжереи вели
огромные застекленные двери. Обширные арочные окна над дверьми служили
«вторым светом». Вопреки названию они были нужны не столько для освещения,
сколько для того, чтобы подчеркивать высоту, торжественность и великолепие
парадных помещений. Между ярусом дверей и ярусом окон Аргунов подвесил на
мощных консолях круговой балкон для Шереметьевских оркестрантов. Отсюда
звучала не только танцевальная, но и симфоническая музыка Шереметьевского
оркестра и хоровое пение. К воксалу, словно крылья, примыкают наклонные
стеклянные стены. Прямоугольная сеть их переплетов контрастирует с
криволинейными формами центрального павильона и небольших одноярусных
павильонов по торцам. Контраст массивного и воздушного, прямого и
искривленного, столь характерный для архитектуры барокко, придал зданию еще
большее сходство с театральной декорацией, нежели его имела прежняя
деревянная Оранжерея. Помещения по сторонам центрального павильона, давшие
Оранжерее её название, были вовсе не теплицами, а кулуарами при
танцевальном зале. Пока молодежь танцевала, в застекленных крыльях
Оранжереи Кускова, на дорожках между кадками с тропическими растениями,
среди лавровых, апельсиновых, лимонных деревьев прогуливались беседующие.
Оранжерея была не только воксалом, но и особым, характерным для эпохи
воплощением «дворянского рая»-зимним садом. Зимние сады были обязательной
частью усадьбы XVIII века, и тот, кому содержать теплолюбивые растения в
условиях русского климата было не по средствам, рисовал в своем доме
цветущие магнолии и апельсиновые рощи на стенах комнаты, примыкающей к
залу. Когда в апреле 1755 года в своей знаменитой речи, произнесенной в
Петербурге по случаю открытия Московского университета, Ломоносов указал на
естествознание как на основу всех наук, зимний сад в Кускове стал
коллекцией экзотических растений, одной из самых богатых в России.

Центральный объем Оранжереи, акцентирующий главную ось всего
комплекса, - самое высокое сооружение регулярного парка. Двухъярусный, он
выдвинут на партер тремя своими гранями. Низкое крыльцо, веером
расходящееся в стороны, приглашает войти. Для входа служат три больших,
почти в целую стену, остекленных проема. Этот распластанный вдоль фасада
восьмигранник предназначался для концертного зала. Высокий, двусветный, с
громадными окнами, он устремился ввысь. Для музыкантов отведен внутренний
балкон, выступающий лишь на глубину поддерживающих его кронштейнов. Из
концертного зала такие же большие проемы ведут в галереи со стеклянными
стенами.

Совсем иначе решен противоположный, северный фасад Оранжереи.
Обращенный в сторону рва, ограждающего регулярный парк, он имеет вид
одноэтажного с повышенной кровлей корпуса. Выступы боковых павильонов стали
гладкими, в них появились два ряда небольших окон, а купола стали гладкими,
в них появились два ряда боковых окон, а купола исчезли вовсе. Хотя
северный фасад сохраняет трехчастную композицию, однако меняются его
масштаб и пластика. Если для пространства партера, протяженностью в треть
километра, требовалось максимально укрупнить масштаб зданий, то на
противоположной (северной) стороне такой необходимости не было.
10.Постройка церкви.

Данью памяти отцу и деду, жестом с его стороны символическим, была
закладка в 1737 году новая церковь в Кускове. Теперь затейливые и узорочные
храмы допетровской Руси окончательно вышли из моды. Церкви, как и
гражданские здания, возводились с учетом западноевропейских архитектурных
традиций - с обязательными фронтонами, выступающими из стен пилястрами,
глубокими нишами и другими декоративными элементами пышного, торжественного
стиля барокко.

В древней Руси и священники, и миряне одинаково носили бороды, а
облачение духовенства походили на длиннополые ферязи бояр. После того как
дворян заставили бриться, обрядили в европейские кафтаны и надели на них
парики, борода и косы священников выглядели как своего рода грим, а
церковное облачение - как театральный костюм, что привело к усложнению и в
«декорациях». Убранство церкви становится все более пышным. Начала
изменяться и церковная хоровая музыка, на которую теперь влияла итальянская
школа пения. Старый деревянный храм в Кускове, построенный еще в XVII веке,
было приказано разобрать: новую каменную постройку должен был отличать
новый, входивший в моду стиль. Мы не знаем, предложил ли неизвестный нам
архитектор украсить церковь скульптурой или это было желание Петра
Борисовича. Скульптура привлекала, помимо новизны, своей способностью
заставлять зрителя не только увидеть, но и внутренне почувствовать,
«пережить» положение и движение изваянной фигуры. Телесные,
пространственные объемы были прямой противоположностью бесплотным,
плоскостным образам древнерусской иконописи. Петр 1 видел в распространении
скульптуры победу светского начала в искусстве над церковным. Поэтому он
насаждал скульптуру со свойственной ему одержимостью и закупил в Европе для
новой столицы более трехсот статуй. Однако в Москве и Подмосковье
скульптура и в 30-е годы XVIII века оставалась редкой и дорогой новинкой. В
Кускове изваяния были поставлены на карнизы первого кубического яруса
церкви и в ниши восьмигранника, составлявшего второй ярус, так, что
затененные углубления ниш подчеркивали их силуэты. Самая большая скульптура
венчала купол и слегка напоминала здания. Со своим непривычным обликом она
превосходила высотой хоромы, и пассажирам карет, подъезжавших со стороны
Москвы, казалось, что участники какого-то спектакля перед представлением
взобрались на праздничное сооружение, чтобы издалека приветствовать
зрителей.