Литературная гостиная «Путешествие по сказкам Карамзина.

Илья Муромец
11Произведение “Илья Муромец” названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создаётся образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично напоминающего его. Главный герой показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Мы не знаем, чем заканчивается эта сказка, так как она не была закончена.
Вот как рассказывается в этой богатырской сказке:

1“Кто на статном соловом коне,
чёрный щит держа в одной руке,
а в другой копьё булатное,
едет по лугу, как грозный царь?
На главе его пернатый шлем
с золотою, светлой бляхою;
на бедре его тяжёлый меч;
латы, солнцем освещённые,
сыплют искры и огнём горят.
Кто сей витязь, богатырь младой?
Он подобен маю красному:
розы алые с лилиями
расцветают на лице его.
Он подобен мирту нежному:
тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного
и светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец”.



Сказки Н.М. Карамзина

вы сможете найти в следующих изданиях


  1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. –
    № 5. – С. 12-17.

  2. Карамзин, Н. М. Илья Муромец / Н. М. Карамзин // Избранные сочинения в двух томах. – Москва-Ленинград: Художественная литература, 1964. – Т. 4. – С. 45-57.

  3. Карамзин, Н. М. Прекрасная царевна и счастливый Карла / Н. М. Карамзин // Городок в табакерке. – Москва: Правда,
    1989. – С. 78-89.

Предлагаем также познакомиться

с другими произведениями Н.М. Карамзина


  1. Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повести / Н. М. Карамзин. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. : ил. – В содерж. также: Наталья, боярская дочь; Марфа посадница, или Покорение Новгорода.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского: избр. главы / Н. М. Карамзин. – Москва: Эксмо, 2005. – 671 с. – (Русская классика).

  3. Карамзин, Н. М. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода. – Ленинград: Худож. лит., 1989. – 430 с.

  4. Карамзин, Н. М. Наталья, боярская дочь: повести / Н. М. Карамзин. – Москва: Советская Россия, 1988. – 94 с. : ил. – Так же: Бедная Лиза; Марфа-посадница.

  5. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин; вступ. ст. и примеч. В. А. Грихина. – Москва: Советская Россия, 1983. – 511 с. – (Библиотека русской художественной публицистики).

Составитель: С.А. Малофеева
11ОГБУК “Ульяновская областная

библиотека для детей и юношества

имени С.Т. Аксакова”
Информационно-

библиографический отдел
Детское чтение

для сердца

и разума”

11
1(12)декабря 1766 –

Н.М. Карамзина

Ульяновск, 2012
Николай

11 Михайлович Карамзин роп
знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы.

Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству.

В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения.

Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок.

11Прекрасная царевна и счастливый Карла

В сказке “Прекрасная царевна и Счастливый Карла” главной является тема любви и свободного выбора. Прекрасная царевна полюбила “безобразного придворного” Карлу, и ради этой любви она готова пожертвовать всем. В сказке происходят чудесные превращения: безобразное становится прекрасным благодаря победе добрых сил над злыми. Добро порождает красоту, а красота – добро.

Вот что повествуется в этой сказке:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец царевны прекрасной, редкой, несравненной.

Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту её: Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, как сияют златые власы на плечах её; ходит она, как гордый лебедь; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз её, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щёки её подобны белым лилеям...”

Все царевичи единодушно требовали, чтобы царевна объявила, кто из них мил её сердцу. Царь и говорит дочери своей:

Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! Пора тебе о женихе думать. Выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!”

Любезный родитель мой! Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь мне остаться в девическом моём тереме!”

В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою…”

Дремучий лес
Наибольший интерес представляет прозаическая сказка “Дремучий лес”, в которой сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться её красотою и её дарами. В подзаголовке автор указывает, что это “сказка для детей, сочинённая в один день”.
11Полная тайн и загадок, сказка начинается так:

Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе.

Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее.

11Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя саженей на сто…

Создано 19.12.2013 06:29

Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

«Оказывается, Карамзин тоже писал сказки!» – неподдельно удивлённо восклицали ребята, с интересом рассматривая иллюстрации к добрым, мудрым сказкам Николая Михайловича – «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес». Яркие, неповторимые, нарисованные юными читателями Аксаковки, они так точно передали сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни взрослых. Ребята увлечённо играли со сказками Н.М.Карамзина, соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками своих ровесников. Отгадал сказку по описанию – молодец, а не отгадал – приходи в Аксаковку за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

Что может быть радостнее, чем общение с любознательными, пытливыми, вечно ищущими ответы на вопросы, читателями, настоящими и будущими?

Об огромном вкладе Н. М. Карамзина в детскую литературу взрослые и дети узнали из презентации литературного путеводителя «Карамзин детям», раскрыв для себя всю многогранность творческой деятельности великого классика.

Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл наш знаменитый земляк. Едва ли не все они входили и входят по сей день в круг чтения детей среднего и старшего возраста. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для подростков – «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире…

Участвуя в мультимедийной викторине «И будет имя жить его в России вечно», гости музейной ночи узнали много интересных фактов и событий, связанных с именем Н.М. Карамзина. Кем была собрана библиотека, книгами которой зачитывался будущий писатель? Какое образование получил юный Карамзин? В поисках чего отправился заграницу?

Самые маленькие посетители музея, их папы и мамы также с интересом приняли участие в литературной игре «Задушевное слово классика». Отвечая на её вопросы, ребята вспоминали произведения классиков русской литературы (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.), угадывали по описанию «литературные портреты» героев книг.

Дети, разумеется, не без помощи взрослых, вдумчиво и внимательно искали ответы на вопросы: как в алфавит попала буква «Ё»? Сколько ей лет? Как связаны буква «Ё» и наш знаменитый земляк Н.М.Карамзин? Кто изображён в верхней части памятника Н.М.Карамзину и почему? Маленькие краеведы с честью справились с заданиями, ещё раз доказав тем самым, что имя великого классика, «историографа Государства Российского», живо и памятно на родной симбирско-ульяновской земле!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Альбомы разработали педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 244: Вилкова Наталья Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Гудун Александра Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Егорова Надежда Юрьевна – воспитатель 1 кв. категории Краснова Татьяна Николаевна – воспитатель Куданова Ольга Владиславовна – воспитатель 1 кв. категорииПопова Надежда Алексеевна – воспитатель Самаренкина Валентина Александровна – воспитатель 1 кв. категории Белова Ирина Александровна- зам.зав. по УВРРасскажите детям о Н.М.Карамзине Пояснительная запискаФедеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентиро­ванные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, по­ставленных перед педагогами, является приоб­щение детей к культурному наследию социума.Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Глубокая, духовная, творческая нравственность связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней­шее условие развития России. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является художественная литература.В настоящее время постепенно возвращается национальная память, и общество по- новому начинает относиться к писателям, поэтам прославившим свою Родину. В 2016г. исполняется 250 лет со дня рождения нашего великого соотечественника Н.М. Карамзина. Имя писателя, публициста, историка Н. М. Карамзина, уроженца Симбирского края, всемирно известно. Его произведения способствуют повышению интереса к отечественной литературе и истории, пробуждают патриотические чувства, чувство гордости за свою страну. В творчестве Н. М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения: сказки «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес», «Илья Муромец» и др. В своем творчестве Н.М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.Соответственно знакомство с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка способствует решению следующих задач:- формировать у дошкольников систему представлений о культуре и истории региона;- воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям;- подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;- развивать социальную активность дошкольников: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.дание цикла познавательных альбомов посвященных Н.М. Карамзину и диагностического комплекса по этим альбомам является одним из инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Альбом №1 «Расскажите детям о Карамзине» как наглядно-дидактическое пособие. В этом альбоме дети знакомятся с знаменательными датами, начиная с рождения Карамзина и до конца его жизни. - Предположительное место рождения Н.М. Карамзина - Детство Н.М. Карамзина - Юность Н.М. Карамзина - Отрочество Н.М. Карамзина - Семья Н.М. Карамзина - Путешествия Н.М. Карамзина - Н.М. Карамзин в Москве - Журналы, созданные Н.М.Карамзиным - Первый детский журнал - Вестник Европы - Сказки Н.М. Карамзина - Н.М.Карамзин в царском селе - Карамзин в Остафьеве - Болезнь Карамзина - Память о Карамзине В альбоме так же представлены небольшие задания для совместной работы родителей и детей, которые закрепят представление о жизни Н.М.Карамзина. Альбом № 2 «Дремучий лес». В данном альбоме представлен материал, который готовит детей к чтению сказки «Дремучий лес»: - Познавательный рассказ с иллюстрациями о жизни и быте древних славян.- Иллюстрация мифического персонажа «Вельзевул»- Познавательный рассказ с иллюстрациями о Галльских племенах (Кельты), их территориальности, жилище, одежде, основного занятия.- Рассказ о духовной стороне жизни Галльских племён: учителя – Друиды; певцы- Барды; легендарный герой- Оссиан.- Генеалогическое древо семьи Н.М Карамзина- Семья Н.М Карамзина, его дети и внуки, рассказ о их жизни и достижениях. Альбом № 3 «Символика г. Ульяновска и Ульяновской области». В данном альбоме представлена символика (герб и флаг) Ульяновска и области со времен их создания по настоящее время.- Герб рода Карамзиных,представителей дворянского рода.- Герб Синбирский. Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за оборону от Стеньки Разина.- Герб Симбирский. Впервые появился на знаменах Симбирского полка в 1712 году.- Герб Симбирской губернии. 5-го июля 1878 года в Царском селе «высочайше утвержден» герб Симбирской губернии. Далее идут 11 гербов Симбирской губернии с 1778 года.- Герб Алатыря. - Герб Ардатова.- Герб Буинска.- Герб Канадея.- Герб Карсуна.- Герб Костякова.- Герб Курмыша.- Герб Сенгилея.- Герб Ставрополя в1738 г. с 1964 года –город Тольятти.- Герб Сызрани.- Герб Тагая.- Герб Самары, ставшей впоследствии губернским городом.- Современный герб города Ульяновска. Этот герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации - №231.- Флаг города Ульяновска – опознавательно - правовой знак, служащий символом местного самоуправления.Кодекс жителя Ульяновской области, который является сводом моральных правил для всех, живущих на Ульяновской земле. Альбом № 4 «Государственная символика России». Открыв этот альбом вы увидите здесь историю возникновения государственной символики России – герба и флага от первого упоминания до настоящего времени.- Государственный герб Российской Федерации.- Герб времен правления великого князя Ивана III.- Герб в эпоху Ивана Грозного.- Герб во времена правления Федора Ивановича.- Герб династии Романовых.- Герб в годы правления Петра I.- Герб времен правления Павла I.- Герб при императоре Николае I.- Большой герб,который утвердил Император Александр III.- Герб России 1917 года.- Герб 1918 года, когда было порвано с исторической символикой России.- Герб Советского Союза 1922 года.- Государственный герб Российской Федерации с 1993 года.- Герб Российской Федерации, принятый в 2000 году.- Флаг России 1668 года, который был впервые поднят над первым русским кораблем.- Флаг 1693 года, который впервые использовал Петр I на своей яхте.- Флаг 1705 года. Он использовался как военно-полевой флаг русской армии.- Флаг 1712 года. Макет флага был лично создан Петром I.- Флаг 1806 года являлся флагом Российско –Американской кампании.- Флаг 1858 года был утвержден Александром II.- Флаг 1865 года. Вышел указ,в котором черный,золотой и белый назывались государственными цветами Российской Империи.- Флаг 1883 года использовался только в торжественных случаях.- Флагу 1896 года был официально присвоен статус государственного флага.- Флаг 1918 года по предложению Свердлова стал государственным.- Флаг 1954 года. До этого времени флаг РСФСР был без надписей и рисунков.- Флаг 1991 года началась новая история флага России.- Флаг 1993 был окончательно утвержден в том виде, в котором мы имеем его сейчас.- Флаг 2008 года может быть использован частными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Альбом № 5 «История Государства Российского» Данный альбом посвящен самому трудоемкому произведению Николая Михайловича Карамзана – «Истории государства Российского». Это многотомное сочинение, где автор описывает российскую историю начиная с древнейших времён до правления Василия Иоановича Шуйскова и Междоцарствия 1611 -1612гг. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания. Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в первые научный оборот.В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Альбом содержит в себе краткие данные:- о жизни древних славян Древней Руси, - о правлении князей: Рюрик, Синеус и Трувор. Г. 862-879,- Олег Правитель. Г. 879-912- Князь Игорь. Г. 912-945 - Князь Святослав. Г. 945-972 - Великий князь Ярополк. Г. 972 -980 - Владимир Мономах, названный в крещении Василием 1113 – 1125- Великий князь Всеволод Ольгович 1139 – 1146- Великий князь Георгий, или Юрий Владимирович, прозванием Долгорукий 1155 – 1157 - Великий князь Святослав Всеволодович, Андрей Ярославович и Александр Невский 1247 – 1263- Великий князь Димитрий Иоанович, прозванием Донской. Г. 1363 -1389- Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II. Г. 1533-1538- Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584-1587 - Царствование Бориса Годунова. Г. 1598-1604- Царствование Лжедмиртия. Г. 1605-1606 - Царствование Василия Иоанновича Шуйского. Г. 1606-1608 Альбом № 6 «Памятные места Ульяновска связанные с именем Н.М. Карамзина». Данный альбом знакомит детей с историческими местами города Ульяновска, связанных с именем нашего земляка писателя-историка Н.М. Карамзина.Он включает в себя:Дом Н.М. КарамзинаПамятник Н.М. Карамзину открытому в Симбирске и сохранившемуся до наших дней.Карамзинская библиотека в СимбирскеОбщественная библиотека имени Н.М. Карамзина в УльяновскеНаучно-исследовательский институт истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. КарамзинаПсихиатрическая больница имени Н.М.КарамзинаКарамзинская колония душевнобольных Симбирского губернского земстваАэропорт центральный имени Н.М.КарамзинаПамятник букве «ё»Переулок Карамзина Расскажите детям о Н.М.Карамзине. Предположительное место рождения Карамзина Детство Н.М.Карамзин родился 12 декабря(1 декабря по ст.ст.) 1766 года, в селе Знаменское, близ Симбирской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование; знал немецкий, французский, английский, итальянский языки. Детство свое Карамзин провел на берегу реки Волги, и картины природы Поволжья оставили в его душе сильное, неизгладимое впечатление. В юности он не раз воспевал в своих стихах те места, где он вырос. Я природу полюбил,Ей первенца души и сердцаСлезу, улыбку посвятил,И рос в веселии невинном,Как юный мирт в лесуПустынном!… Н.М.Карамзин Юность 1782 – поступил на действительную службу в гвардейский Преображенский полк, после смерти отца выходит в отставку поручиком в возрасте 17 лет (по обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину. Карамзин в Москве1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». Семья В 1801 году Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Она умерла в 1802 году. В 1804 году Карамзин женился второй раз – на побочной дочери князя А.И.Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой. У них было пятеро детей, в семье также воспитывалась дочь Карамзина от первого брака Софья. М.И.Карамзин в Царском селеВпервые М.И.Карамзин приехал в Царское село с женой и четырьмя детьми в 1816 году. Его старшей дочери Софье было тогда четырнадцать лет, младшему сыну Александру – всего несколько месяцев. Семья писателя поселилась в одном из кавалерских домиков, который стоит на углу Садовой улицы и Леонтьевской. Дом этот и теперь часто называют домом Карамзина; нынешний его адрес Садовая, 12. Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, и 3 июня(22 мая по ст.ст.) 1826 года он скончался в Санкт - Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры. Отрочество В 1780 году в 14 лет Карамзин был отправлен в Москву и отдан в пансион профессора Московского университета И.М.Шадена, в котором учился с 1780 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в университете. Путешествия В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790 года, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию. В Париже был свидетелем событий французской революции. Первый детский журнал Первый русский журнал для юных читателей появился в 1785 году под названием «Детское чтение для сердца и разума». Карамзин внес большой вклад в развитие детской литературы, он был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы, написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших Российских традициях. Издатели новых журналов имею прекрасный пример для подражания в лицее Н.М.Карамзина и его журнала «Детское чтение…».В 1997 году был возрожден журнал «Детское чтение для сердца и разума», где печатаются стихи, поучительные рассказы для детей в доступной и яркой форме. Сказки В 1792 году Карамзин публикует сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 году - «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Журналы, созданные Н.М.Карамзиным«Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789),«Московский журнал» (1802-30),«Вестник Европы» (1802-03). «Вестник Европы» Более 200 лет назад, в январе 1802 года, в свет вышел первый номер «Вестник Европы» - первого в России литературного и общественного – политического журнала. Создателем, редактором и издателем был Карамзин. Память о КарамзинеКарамзина помнят не только в Ульяновске, но и в других городах России. Ему созданы памятники, в честь него названы улицы, скверы, парки.Сквер Карамзина в УльяновскеБиблиотека имени Карамзина в Ульяновске Карамзин в Остафьево Памятник 1000-летию России в Великом Новгороде.

Николай Михайлович Карамзин, русский историограф, литератор, родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии, в родовом поместье — селе Богородицком. Отец Карамзина был человек небогатый, принадлежал к среднему дворянству. Будущий реформатор получил первоначальное воспитание в родительском доме, без попечения матери, которая умерла очень рано.

Детские годы Карамзина прошли в деревне, на берегу великой русской реки Волги.

Из сил, влиявших в этот период на развитие характера и личность Карамзина, первое место принадлежит самой природе, которая наделила его чувствительностью в самой высокой степени. Эта чувствительность (сентиментальность), развившаяся в нем еще более от раннего чтения книг романтического содержания, сделалась преобладающей чертой в характере Карамзина. Она обнаружилась в нем с детства и не покидала его до самой смерти. Вся жизнь и деятельность Николая Михайловича проникнуты этой чувствительностью, и отчасти ей объясняются многие явления, факты и даже противоречия в жизни этого замечательного человека. Карамзин ввел так называемый «сентиментализм» и в русскую литературу и считается истинным представителем его.

Отец Карамзина, человек небогатый, не мог пригласить к сыну лучших учителей, поэтому будущему ученому пришлось овладевать азами грамотности у деревенского дьячка. Книги религиозного характера на славянском языке — вот что приходилось читать поначалу мальчику. Изучал Николай Михайлович и немецкий язык. Его наставником был доктор, немец, оказавший большое влияние на впечатлительного мальчика своим добрым и сердечным нравом.

Второй период образования Карамзина происходил в пансионе Шадена, профессора философии в Московском университете. Здесь он обучался иностранным языкам, слушал уроки нравственной философии от Шадена и посещал другие лекции. По окончании пансиона Карамзин думал довершить свое образование за границей, в Лейпцигском университете, но план этот почему-то не осуществился, и он, по-тогдашнему обычаю дворян, поступил на службу в гвардию. На службе он сошелся со своим земляком, баснописцем И.И.Дмитриевым, и по его примеру стал заниматься литературой, начал переводить с немецкого.

После смерти отца Карамзин вышел в отставку и уехал в Симбирск для устройства дел по наследству. Здесь он начал вести довольно рассеянную жизнь. К счастью, тогда в Симбирске находился И.Тургенев, весьма умный и образованный человек. Он с болью в душе видел, как тратится напрасно время даровитым человеком и стал уговаривать его поехать в Москву. Ему это удалось. В 1785 они прибыли в большой город. Там они вступили в кружок Новикова, тогдашнего русского общественного деятеля. Кружок Новикова имел громадное влияние на Карамзина. Время пребывания в нем можно считать третьим и чуть ли не самым важным периодом умственно-нравственного образования Карамзина. В этом кружке он сошелся с А.Петровым, человеком образованным и честным. Вместе с Петровым он принялся за издание «Детского Чтения». В течение пяти лет молодые литераторы издали двадцать частей «Детского чтения». Уже здесь Карамзин начал задумываться о красоте русской речи. Публика была в восхищении от его слога. В 1788 году издание «Детского Чтения» прекращается, а в 1789 году Карамзин осуществляет давно задуманный им план путешествия по Европе.

Он объехал всю Германию, Францию, Швейцарию и Англию. Плодом этого путешествия были его путевые заметки, известные под заглавием «Письма русского путешественника». Письма эти познакомили его соотечественников с Западом с русской точки зрения, сообщили много интересных сведений о европейских знаменитостях и, главное, показали образец неслыханного дотоле изящного языка. В отношении языка Карамзин, вообще говоря, оказал важную услугу русской литературе. Он, так сказать, «пересоздал» русский язык и по справедливости назван реформатором его. Реформа же эта состояла в следующем: он, во-первых, придерживался того взгляда, что нужно писать так, как говорят, и отрешился совершенно от тех узких рамок, в которые Ломоносов вынужден был поставить русскую речь, и этим уже окончательно способствовал отделению русского литературного языка от славянской речи — книжной речи; во вторых, он отстранил тяжелую латино-немецкую конструкцию и заменил ее более легкими французскими и английскими оборотами речи; в третьих, он вполне удачно привнес в русский язык много отдельных слов из иностранной литературной и русской народной речи.

Как и всякая реформа, карамзинская также встретила сильный отпор: явилась целая партия почитателей литературной старины во главе с Шишковым, которая явно восстала против Карамзина и его нововведений; но явились также и сторонники карамзинского слога и воззрений — и, таким образом, завязался литературный спор о языке. Сам Карамзин не принимал никакого участия в этом споре; он только прислушивался к обеим сторонам и пользовался дельными замечаниями. Возвратившись из Европы, Карамзин посвятил всю свою остальную жизнь литературе и принялся за издание журналов. Из них замечателен «Московский журнал», в котором помещались «Письма русского путешественника». Издавал он также много сборников под различными заглавиями. Но самый замечательный журнал, который он издавал — это был «Вестник Европы». Этот журнал замечателен по обширности программы, по успеху и влиянию, которое он оказал на русское общество. Заметно было, что Карамзин не довольствовался журнальной и издательской деятельностью. В 1803 году, когда мысль о капитальном труде, который служил бы великим памятником этому громкому литературному имени, конечно уже занимала его. В последней книжке «Вестника Европы» показалось, насколько он тяготился этой журнальной деятельностью и последующая его почти 25-летняя деятельность посвящена была «Истории России». Приступая к этому труду, Карамзин обращается к М.Н.Муравьеву, товарищу министра, известному покровителю просвещения. Через месяц после отправки письма император Александр I, одобрив идею, приказал выдавать Карамзину ежегодно по 2000 рублей ассигнациями и открыть свободный доступ в архивы государства, по званию историографа.

Через семь лет, то есть в 1810 году, Карамзин сделался лично известным императору Александру. В 1816 году Карамзин поднес императору первые восемь томов «Истории Государства Российского», был награжден орденом, и получил на издание его труда 60000 рублей ассигнациями. С того времени Карамзин жил в Петербурге, продолжая свой труд.

В 1823 году Карамзин претерпел сильную горячку, здоровье его стало расстраиваться, а беспрерывный труд расположил его к изнурительной чахотке, которая и открылась в 1826 году. Карамзин надеялся поправить свое здоровье путешествием в Италию. Государь, узнав об этом, пожаловал ему на дорогу большую сумму денег и повелел снарядить фрегат для отправления его на юг. Но Карамзин не дожил до этого и вскоре умер. Последние дни его были осчастливлены радостью от письма, которое он получил лично от государя Николая Павловича. В этом письме ясно было видно высокое благоволение и трогательное участие к нему императора.

Карамзин скончался 22 мая 1826 года. Он погребен в Александро-Невской лавре. Двадцать лет спустя ему возвигнут был в Симбирске памятник.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Отдел - специализированная библиотека №1 «Мир искусств» Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). Громкие чтения. Подготовила ведущий библиотекарь Бабинская И.М.. Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН – знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы. Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству. В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения. Сказки Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес» и «Илья Муромец» малоизвестны среди детской и взрослой аудитории, не издавались отдельным изданием и не иллюстрировались. Они представляют несомненный интерес для прочтения, изучения и популяризации. Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок. Сказка «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день». Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов). В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения». Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал». В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены. Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма. Полная тайн и загадок, сказка начинается так: “Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе. Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя. В этой сказке лес – это олицетворение жизни (незнакомой, а потому страшной и опасной для многих молодых). Главный герой поначалу, как и все жители, боится дремучего леса, но, переборов страх и зайдя в него, он встречает там… А, впрочем, прочитав, вы всё узнаете сами. Чтение сказки сопровождается электронной презентацией. Список использованной литературы: 1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17.