Методы психологии: наблюдение, беседа, тестирование. Основные методы психологических исследований (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование)

Опорный конспект для подготовки к КР

исследование – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения о нем информации.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в

а) распознавании проблем и ситуаций,

б) определении происхождения проблем и ситуаций, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития,

в) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний,

г) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследования включают в себя:

1) определение проблем и постановку целей;

2) выбор источников информации (определяются места проведения исследования, выбираются инструменты исследования, составляется план);

3) сбор информации (с помощью различных маркетинговых методов происходит первичный сбор информации);

4) проведение анализа собранной информации (составляются таблицы, графики; информация обрабатывается с помощью методов статистики; формируются методы и способы решения стоящих задач);

5) представление результата работы.

Основными принципами исследования являются следующие:

1. Объективность, т. е. необходимость учета всех факторов и не спешность принятия определенного решения до завершения анализа.

2. Точность, т. е. постановка конкретных целей и задач исследования.

3. Тщательность, т. е. детальное планирование всего процесса исследования, высокое качество выполняемой работы, а также эффективная система контроля.

Метод исследования наблюдение

Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения. Наблюдение – это процесс, у которого есть определенная цель, который планомерен и систематически обобщает все собранные факты и подвергается контролю на предмет надежности и точности собранных данных.

Наблюдение может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии наблюдателя или без него.

Полевые условия означают, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазинах, на рынках и т. д.), а лабораторные – искусственно создаются ситуации. Отличительной чертой первой формы является естественность поведения наблюдаемого объекта, а второй то, что возможно применение ряда технических средств.

По степени стандартизации выделяют стандартизированное наблюдение и свободное.

Под стандартизацией понимают определение конкретных поведенческих схем поступков. Например, для выявления результативности размещения рекламы в витрине магазина можно выделить несколько таких схем: человек зашел в магазин, не взглянув на рекламу, размещенную в витрине; человек зашел в магазин, увидев рекламу; взглянул на витрину и не зашел в магазин; прошел мимо, не взглянув на рекламу в витрине.

Преимуществами данного метода являются:

а) возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать;

б) обеспечение более высокой объективности;

в) возможность наблюдения неосознанного поведения;

г) учет окружающей действительности.

Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного).

Метод исследования эксперимент

Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную.

Условия проведения – полевые, лабораторные.

Основные признаки – изолированность изменений, активное участие исследователя в процессе сбора данных.

Достоинствами данного метода являются видение причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит систематизированный характер.

Метод исследования Панель

Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в ЭВМ с целью определения влияния на общую стратегию действий.

Признаки метода

– предмет и тема исследования постоянны;

Сбор данных осуществляется через определенные промежутки времени;

Постоянна совокупность объектов исследования (домохозяйки, торговые предприятия, производственные потребители);

Не требуется участие со стороны потребителей;

Возможность учета множества взаимосвязанных факторов.

Однако, этот метод сложен, труден в применении и сильно зависит от положенных в основу предложений.

Виды панелей:

1) торговая (оптовая, розничная);

2) потребительская (единоличная, семьи, производственное потребление);

3) специальные формы (панель экономистов, архитекторов и прочее, а также театры, больницы и т. д.);

4) краткосрочная и долгосрочная;

5) в зависимости от метода получения информации (опросные листы, интервью и т. д.).

С помощью данного метода можно выявить факторы, оказывающие влияние на исследуемую проблему, и их динамику; можно изучить мнения обследуемых, их намерения и решения; можно выявить различие в поведениях потребителей, относящихся к разным социальным слоям, живущих в разных населенных пунктах; можно изучить мотивы покупок и спрогнозировать их развитие, а также многое другое.

Метод экспертных оценок – это сбор информации и ее анализ на основе логических и математико-статистических методов и приемов с целью получения необходимой информации для подготовки и выбора рациональных решений.

Этот метод применяют тогда, когда необходимо выбрать решение, которое не может быть определено на основе точных расчетов. Такие ситуации часто возникают в разработках современных проблем управления производством и, главное, при прогнозировании и долгосрочном планировании.

Метод экспертных оценок используют в:

а) социально-политическом прогнозировании;

б) научно-техническом прогнозировании;

в) планировании народного хозяйства;

г) разработке крупных экономических, политических и социальных программ.

В современном обществе к процессу управления предъявляется требование качества принимаемых решений. А данный метод обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на каждом этапе принятия решений, что позволяет повысить их качество и эффективность.

Для получения конечного результата (экспертных оценок) используют анкетные методы и методы групповой экспертизы.

Достоинствами этих методов являются:

1) простота организации;

2) использование статистической обработки;

3) возможность охвата больших групп.

Недостатки:

1)неполнота ответов;

2) субъективный фактор опрашиваемых;

3) возможность неправильного понимания вопросов.

Особенность метода экспертных оценок заключается в научном понимании организации проведения всех этапов экспертизы, а также в применении количественных методов на каждом этапе.

Разведочное исследование – это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений, в рамках которых ожидается реализация деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Например, предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило такие его составляющие, как величина возможного кредита, надежность, приветливость персонала и др., а также определило, как измерить эти составляющие.

Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.

Описательное исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований, например, исследуется:

Кто является потребителем продукции фирмы,

Что фирма поставляет на рынок,

Где потребители приобретают продукцию фирмы,

Когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию,

Как потребители используют данную продукцию.

Надо заметить, что описательные исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а не иначе.

Казуальное исследование проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит желание понять какое-либо явление на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. К сожалению, на основе логики «если - то тогда» изучить проблемы маркетинга очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.

Эмпирические методы основываются на изучении действительных объектов с помощью методов полевых исследований (количественных и качественных) и кабинетных исследований. Достоинствами этой группы методов является их высокая объективность и многообразие приемов сбора первичной информации. Недостатки – трудоемкость проведения, высокие затраты и длительность сбора информации.

Количественные методы исследований являются наиболее часто используемыми. Главной их задачей является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на то или иное мероприятие. Количественные опросы рекомендуется проводить:

При изменении услуги или товара, способа ее предоставления, цены;

Сравнении относительной эффективности нескольких готовых реклам;

Тестировании восприятия потребителями новых услуг или товаров;

Отслеживании потребительского восприятия характеристик имеющихся услуг или товаров.

Ограниченность количественных методов связана с необходимостью сбора данных в большом объеме. Точность и достоверность информации зависят от структуры выборки. Нарушение процедуры формирования выборки ведет к снижению качества информации. Потребность в большом количестве респондентов ограничивает возможности и продолжительность каждого отдельного интервью. Количественные методы используют более структурированные техники, что повышает требования к формулировкам и структуре вопросов при подготовке анкет. Типовые количественные методы включают в себя разнообразные способы связи с аудиторией: телефонные, почтовые, персональные интервью, интернет–опросы, а также данные наблюдений и экспериментов .

Если с помощью количественного исследования можно выяснить поведение потребителя – «кто, что, когда, сколько и как часто», то качественное исследование связано в большей степени с ответом на вопрос «почему?». Необходимо понять, какие мотивы и побудительные факторы воздействуют на потребителей при принятии решений о потреблении услуг и при вырабатывании стереотипов отношений к имиджу предприятий.

Качественные исследования применяются для того, чтобы «отсеять» иногда поверхностные и рациональные ответы потребителей и установить их глубинные чувства, идеи, убеждения и побуждения. Качественное исследование основано на дискуссии, проводимой в непринужденной обстановке, с тем чтобы выявить реальные отношение и мнение потребителей относительно тех или иных вещей. В качественных исследованиях предпочтение отдается следующим направлениям:

Потребительское поведение и отношение;

Сегментационные исследования;

Ценовые исследования.

Проблема качественных методов исследования состоит в интерпретации собранной информации и ее анализе. Результаты беседы с разными респондентами сложно сравнивать. Количество опрашиваемых лиц не обязательно удовлетворяет требованию репрезентативности. Субъективный характер получаемой информации, субъективность интерпретации порождают вопросы о надежности и обоснованности полученных результатов. Для выполнения исследования требуются высококвалифицированные специалисты.

Качественные исследования включают в себя дискуссии в фокус – группах, индивидуальные глубинные интервью, анализ протокола, проекционные методы .

Кабинетные исследования – это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для каких – либо иных целей.

Кабинетные методы исследования часто называют методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус - групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, кино-, видео-, фотоматериалы, научные и монографические издания. Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования, при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур, при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.

Кабинетные методы используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении динамики общественного мнения по какой – либо проблеме, при исследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей.

Целевая аудитория

Всех потребителей по отношению к определенному продукту можно разделить на 4 группы.

новые потребители товарной категории (New category users).

Данная группа может как обладать, так и не обладать хорошим сбытовым потенциалом в зависимости от их уровня осведомленности о данной категории;

лояльные к бренду (Brand loyals). Создают основной объем продаж и являются гарантией на будущее. Однако с помощью этой группы невозможно увеличить объем продаж;

переключающиеся с бренда на бренд (Brand switchers) . В основном за эту группу потребителей идет борьба в ходе рекламных кампаний с целью перевести их в категорию лояльных к бренду;

лояльные к другим брендам (Other brand loyals). Обладают самым маленьким сбытовым потенциалом, поэтому работать с этой группой крайне невыгодно

Основные подходы к сегментированию:

географический подход - деление рынка по различным географическим единицам;

демографический подход - использование демографических характеристик, таких, как:

пол;

Возраст;

Национальность;

Вероисповедание;

Образование;

Род занятий;

Семейное положение и т. д.;

поведенческий подход - сегментирование рынка производится на основе анализа покупательской активности потребителей. При использовании данного принципа учитываются:

Регулярность покупки;

Мотив совершения покупки;

Статус пользователя (потенциальный пользователь, бывший пользователь, регулярный пользователь и т. д.);

Степень использования возможностей продукта;

Приверженность марке;

Готовность к совершению покупки;

психографический подход - потребители анализируются по следующим критериям: принадлежность к социальному классу, образ (стиль) жизни и тип личности. Примером подобного подхода может служить классификация Митчелла (VALS), которая базируется на рассмотрении ценностей и стиля жизни, он выделяет следующие группы потребителей:

Движимые потребностью (стремящиеся выжить и сохранить свое положение);

Экстраверты (сами не принимают решение, решающий фактор для них - мнение социального окружения);

Новаторы (склонны к современному стилю жизни, социально независимы);

Интегрированные личности (сохраняют баланс между общественным и собственным мнением).

Метод исследования ОПРОС

Опрос – прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к конкретному человеку или определенной группе людей. С помощью опроса получается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Это непосредственное (в случае устной формы) или опосредованное (письменный опрос, с применением электронных средств коммуникации) получение интересующей исследователя информации от другого человека или группы людей.

Основой опроса как метода является общечеловеческая способность общаться в форме беседы.

Беседа – основной способ взаимодействия людей друг с другом как в обыденной жизни, так и в профессиональном взаимодействии. Существуют различные виды профессиональных бесед: исповедь, терапевтический диалог, переговоры, журналистское интервью, допрос, устный экзамен и др.

Исследовательский опрос в устной форме основан на обыденном разговоре, но по своей цели, процедуре, способам фиксации и интерпретации имеет свою специфику и является также профессиональной беседой.

Основная цель опроса в психологической беседе – узнать и описать жизненный мир респондента, что, конечно, подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов.

Опросы могут быть:

1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т.п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);

2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);

3) экспертные и фронтальные (массовые);

4) выборочные и сплошные;

5) первичные и повторные.

Опрос в тех или иных формах – один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности:

– наиболее прямой способ получения информации от субъекта;

– доступность и простота в применении;

– легкость в обработке, интерпретации, хранении.

В проведении опроса существуют два действующих субъекта:

корреспондент (интервьюер ) – исследователь, проводящий опрос;

респондент – опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.

Отрицательные стороны опроса : выясняются субъективные мнения респондентов, предъявляемые корреспонденту, т.е. могущие не являться реальным.

Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

– индивидуальные особенности интервьюера;

– корректность составления вопросов и специфика их предъявления;

– ситуация проведения опроса;

– искренность респондента и доверие его интервьюеру;

– стереотипные ответы и стандартные высказывания;

– эффект ожидаемых мнений и стремление соответствовать социальным нормам;

– эпотажность и демонстративность поведения респондента.

Требования к формулировке вопросов:

– ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые способны затруднить восприятие респондентами);

– конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);

– проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую интервьюера проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);

– последовательность (значимо выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).

Интервью требует специальной предварительной подготовки. Важна не только правильность формулировки вопроса, но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, дающими зачастую очень много информации.

Виды интервью:

1) стандартизованное (формализованное) – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее, и отход от них не допускается;

2) нестандартизованное (свободное) – обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, дополнительные вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;

3) фокусированное (направленное) – по поводу одного события, документа, явления и т.п.;

4) ненаправленное – свободное интервью на общие темы или по поводу разнохарактерных вопросов.

Этапы исследования с помощью методов устного опроса :

1. Выбор темы – формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы "почему?" и "что?", будет изучаться.

2. Планирование – определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени выборки).

3. Опрос – проведение беседы, интервью или дискуссии по запланированной схеме.

4. Расшифровка – перевод аудиозаписи в письменный текст.

5. Анализ – опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т.д.).

6. Верификация (проверка ) – выясняется, насколько полученные результаты надежны (тексты опросов однородны) и валидны (тексты опроса реализуют именно ту цель, которая была поставлена исследователем).

7. Написание отчета – изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

К методам диагностирования личности можно отнести наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностику.

Под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем . В отличие от обыденного профессиональное наблюдение подчинено ясной цели и четко сформулированным задачам. Оно распланировано заранее согласно установленной процедуре; а полученные данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной схеме.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (он регистрирует событие "со стороны") наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито.

Наконец, одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующее, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). В ситуации социальной диагностики в социальной работе наблюдение может применяться как при работе с группой, так и при работе с индивидуальными клиентами.

Беседа в социальной диагностике - метод получения информации в ходе вербальной и невербальной коммуникации. Беседа должна строиться на принципах взаимного уважения, и здесь на первый план выходят профессиональные и личностные качества социального работника, а также его коммуникативные компетенции.

Особое внимание нужно уделять невербальному языку общения, так как с их помощью передается более 65% информации. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к проговариваемой теме, партнеру по общению, ситуации. Невербальные и вербальные средства общения находятся в сложном взаимодействии и дополняют друг друга. В социальной диагностике они должны учитываться в своей совокупности.

Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного письменного или устного опроса .

Метод экспертной оценки заключается в опросе и обобщении ответов компетентных лиц и включает в себя ряд этапов:

определяется круг экспертов;

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

У обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы.

Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Тестирование. Тестирование - это особый метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления, ситуации. В отличие от других методов, тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и специфику их последующей интерпретации. Тестов было разработано очень много, они подразделяются по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Биографический метод опирается на изучение человека в контексте его личной истории.

Изучение вторичных данных может быть совершенно различным. К примеру, обращение к страницам в социальных сетях поможет социальному работнику в постановке социального диагноза, так как выявит предпочтения клиента, его интересы, ценностные ориентиры, эмоциональные реакции.

Психодиагностика является инструментом психологии, однако социальные работники могут успешно ею пользоваться. Поскольку они не являются специалистами, то им рекомендуется применять только те методики, которые теоретически и психометрически хорошо обоснованы и не требуют при интерпретации результатов специальных знаний. Обязательна предварительная консультация с психологами, работающими в данной сфере.

Если для правильного использования той или иной методики требуются общие знания по психодиагностике или нужна специальная подготовка, то специалист-непсихолог обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к данной методике психолога.

Необходимо помнить, что недобросовестное или недостаточно квалифицированное применение специалистом психодиагностических методик может причинить серьезный вред.

Поскольку в качестве объектов социальной диагностики выступают различные социальные, возрастные, профессиональные категории людей, то методы психодиагностики могут быть разделены на группы в зависимости от возраста, специфики проблемы. Особую группу представляют методики, касающиеся диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия.

Можно выделить методики диагностики детей, а именно: методики изучения познавательных, эмоционально-волевых, мотивационно-личностных, психодинамических и характерологических особенностей детей; методики диагностики взрослых, а именно: методики диагностики индивидуально- личностных особенностей субъекта и методики диагностики взрослого человека как субъекта деятельности; методики диагностики пожилых людей; методики диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия; методики диагностики специалистов по социальной работе, позволяющие оценить уровень сформированности у них профессионально важных качеств, уровни профессионального выгорания .

Спектр методов социальной диагностики чрезвычайно широк. Специалист или мультидисциплинарная команда могут выбирать те из них, которые в наибольшей степени способствуют реализации поставленных задач диагностики, соответствуют профессиональному уровню и предпочтениям специалиста, адаптированы под социальные, культурные, возрастные и другие особенности клиента.

  • Вопрос 4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. Науками
  • Вопрос 5. Понятие педагогического процесса, его структура
  • Вопрос 6. Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
  • Вопрос 7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
  • Изучение детей первого года жизни
  • Изучение детей раннего возраста (1-3 года)
  • Изучение детей дошкольного возраста (3-7 лет)
  • Изучение детей младшего школьного возраста
  • Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)
  • Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)
  • Вопрос 9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
  • Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
  • Вопрос 11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (ф. Рабле, Дж. Локк, э. Роттердамский)
  • Вопрос 12. Гуманистическая педагогика в. А. Сухомлинского
  • Вопрос 14. Основные проблемы реформирования содержания образования в современных условиях (вариативность, интегративность, гос. Стандарт, индивидуализация и т. Д.)
  • Вопрос 15. Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема
  • Вопрос 16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. Стандарт)
  • Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития
  • Вопрос 18. Типология уроков, их структура и ее совершенствование в условиях современной школы
  • Вопрос 19. Закономерности и принципы обучения. Традиционные дидактические принципы "развивающего" обучения
  • Вопрос 20. Сущность и содержание методов обучения в современной дидактике
  • Вопрос 21. Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания
  • Единство воспитательных воздействий
  • Вопрос 22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (ктд))
  • Этапы подготовки и проведения ктд
  • Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей
  • Вопрос 24. Педагогические взгляды а. С. Макаренко
  • Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
  • Вопрос 26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока
  • Вопрос 27. Развитие педагогической мысли в трудах и. Г. Песталоцци, и. И. Гербарда, а. Дистервега
  • Вопрос 28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)
  • Вопрос 29. Формы и методы контроля знаний в средней школе
  • Вопрос 30. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
  • Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
  • Вопрос 32. Личность и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского. Школьные реформы XIX века
  • Устав гимназий 1864 года
  • Среднее женское образование
  • Реформа высшей школы
  • Школьная политика царизма в 70-80-х годах XIX века
  • Устав гимназий 1871 года
  • Женские гимназии
  • Церковноприходские школы
  • Двухклассные народные училища
  • Вопрос 33. Сущность процесса воспитания и его задачи с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
  • Вопрос 34. Формы и методы взаимодействия семьи и школы
  • Вопрос 35. Наглядные методы обучения и требования к их применению в школе
  • Вопрос 36. Методы стимулирования (поощрение и наказание). Условия их эффективного применения в учебно-воспитательном процессе
  • Вопрос 37. Классификация методов воспитания
  • Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного
  • Вопрос 39. Воспитание как существенная часть процесса социализации личности. Основные факторы социализации
  • Вопрос 40. Роль семьи в процессе социализации личности школьника
  • Вопрос 41. Сущность и уровни педагогического мастерства
  • Вопрос 42. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания
  • Вопрос 43. Сущность педагогического общения и его основные этапы
  • Вопрос 44. Учитель как организатор целостного педагогического процесса. Характеристика профессиональных качеств учителя
  • Вопрос 45. Сущность инновационных тенденций в образовании
  • Вопрос 46. Основы педагогического общения
  • Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

    В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

    1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

    Теория и практика обучения;

    Теория и практика воспитания;

    Теория организации и руководства системой образования.

    2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

    Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

    Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

    Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

    Логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

    3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

    4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

    5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

    6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

    7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

    8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

    9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

    11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

    12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    3.Методы педагогических исследований

    Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

    Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

    Метод беседы и интервью . Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

    Метод тестирования . Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

    1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

    2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

    3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

    4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

    Метод анкетирования. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

    Эксперимент . Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент - это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

    Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Классификация основных методов исследования

    В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, наблюдение и анализ документов и эксперимент.

    Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

    Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

    Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля.

    Назначение наблюдения:

    1. Является инструментом сбора информации непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

    2. Является инструментом сбора информации для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез).

    3. Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

    4. Служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.

    5. Является инструментом сбора информации для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования репрезентативности обследуемой совокупности.

    6. Является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в состоянии запомнить, например дети).

    7. Является инструментом определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

    В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной

    информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к

    генеральной совокупности.

    Требуемые условия для проведения наблюдения:

    · Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

    · Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

    · Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение).

    Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные характеристики общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

    Существуют две основные разновидности социологического опроса: интервьюирование и анкетирование.

    В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяемые на основании признаков, актуальных с точки зрения исследуемой проблемы. Участников таких опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесторонне взвешенные оценки. Их участники называются экспертами, а сами опросы - экспертными опросами.

    Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.

    Анкетирование - это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование. Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.