Неоготика в россии. Неоготическая архитектура Неоготика в России

НЕОГОТИКА - псевдоготика, ложная готика.

1) Ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах XVIII - первой половины XIX веков; с середины XIX века один из исторических стилей.

По-сле то-го как в XVI веке за-вер-ши-лось раз-ви-тие го-ти-ки как са-мо-сто-ятельного сти-ля, её ру-ди-мен-ты со-хра-ня-лись в ев-ропеском ар-хи-тек-ту-ре до середины XVIII века (яв-ле-ние, по-лу-чив-шее в анг-лоя-зыч-ных стра-нах название Gothic Survival - «пе-ре-жит-ки го-ти-ки»). В этот пе-ри-од го-тические фор-мы ими-ти-ро-ва-ли при рес-тав-ра-ции и до-ст-рой-ке средневековых со-ору-же-ний (Вест-мин-стер-ское аб-бат-ст-во, ар-хи-тек-то-ры К. Рен, 1698-1722 годы, и Н. Хок-смур, 1734-1745 годы; со-бор Сент-Круа в Ор-леа-не, начало XVII века - 1793 год, до-ст-раи-вал-ся до 1904 года).

Ста-нов-ле-ние неоготики бы-ло тес-ней-шим об-ра-зом свя-за-но с «от-кры-ти-ем» и пе-ре-оцен-кой пе-рио-да сред-них ве-ков в ев-ропейской куль-ту-ре XVIII-XIX веков. Пер-вые вспле-ски ин-те-ре-са к го-ти-ке про-ис-хо-ди-ли в кон-тек-сте сти-ля ро-ко-ко, ко-то-рый в сво-ём стрем-ле-нии ко все-му при-чуд-ли-во-му и не-ре-гуляр-но-му от-крыл-ся на-встре-чу но-вым фор-маль-ным сис-те-мам (в этом от-но-ше-нии ис-поль-зо-ва-ние го-тических форм не от-ли-ча-лось по сво-ему ха-рак-те-ру от экс-пе-ри-мен-тов с ши-ну-аз-ри и т. н. тюр-ке-ри). Этот ин-те-рес в даль-ней-шем был под-хва-чен ев-ропейским ро-ман-тиз-мом, с его куль-том Сред-не-ве-ко-вья в литературе и изо-бра-зи-тель-ном искусстве, ан-ти-клас-си-ци-стическими на-строе-ния-ми и тя-гой к национальным кор-ням. Раз-ви-тию неоготики спо-соб-ст-во-ва-ло ста-нов-ле-ние ме-дие-ви-сти-ки как нау-ки. Пред-вест-ни-ком на-учных ис-сле-до-ва-ния средневековых со-ору-же-ний вы-сту-пил ещё английский архитектор Дж. Эс-секс, осу-ще-ст-вив-ший ис-то-рическую рес-тав-ра-цию со-бо-ров в Или (1757-1762 годы) и Лин-коль-не (1762-1765 год), ос-но-ван-ную на изу-че-нии ори-ги-наль-ных кон-ст-рук-ций.

На ран-нем эта-пе, в те-че-ние XVIII века, нео-го-тические по-строй-ки пред-став-ля-ли со-бой сво-бод-ные фан-та-зии на те-му средневековой ар-хи-тек-ту-ры. Про-воз-ве-ст-ни-ка-ми но-во-го сти-ля ста-ли са-до-во-пар-ко-вые со-ору-же-ния (па-виль-о-ны, руи-ны, бе-сед-ки) в круп-ных двор-цо-во-пар-ко-вых ан-самб-лях, где они не-ред-ко со-сед-ст-во-ва-ли с по-строй-ка-ми в сти-ле клас-си-циз-ма : «Го-ти-че-ский храм» в усадь-бе Шо-то-вер, граф-ст-во Окс-форд-шир (по-сле 1717 года, при-пи-сы-ва-ет-ся У. Тау-н-сен-ду); «Храм сво-бо-ды на-ших пред-ков», или «Го-ти-че-ский храм», в усадь-бе Стоу в Ба-кин-гем-ши-ре (1741-1747 годы, архитектор Дж. Гиббс); па-виль-он Катл-Милл в усадь-бе Рау-сем-хаус в Окс-форд-шире (1738-1741 годы, архитектор У. Кент); баш-ня зам-ка Эдж-хилл (1745-1747 годы); усадь-ба Ра-ду-эй в Уо-рик-ши-ре (архитектор С. Мил-лер) - в Ве-ли-ко-бри-та-нии; «го-ти-че-ская» ка-пел-ла в па-виль-о-не Ма-гда-ле-ненк-лау-зе в Ним-фен-бур-ге (ны-не в чер-те Мюн-хе-на; 1725-1780 годы, архитектор Й. Эф-нер) и др.

В XIX веке неоготика ут-вер-ди-лась как стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров и де-ко-ра-тив-но- при-клад-но-го искусства. Это-му спо-соб-ст-во-ва-ло как раз-ви-тие нео-го-тической ар-хи-тек-ту-ры, так и то, что го-ти-ка ста-ла вос-при-ни-мать-ся как эпо-ха оду-хо-тво-рён-но-го руч-но-го ре-мес-ла в про-ти-во-по-лож-ность современному без-душ-но-му ма-шин-но-му про-изводству, как иде-аль-ный об-ра-зец уни-вер-саль-но-го син-те-за ис-кусств. В ин-терь-е-рах нео-го-тический стиль про-явил-ся в ар-хитектурном де-ко-ре: в ис-поль-зо-ва-нии стрель-ча-тых арок, рез-ных де-ревянных па-не-лей, лан-це-то-вид-ных окон, мо-ти-вов го-тического ор-на-мен-та (на-ту-ра-ли-сти-че-ски изо-бра-жён-ная ли-ст-ва, три-ли-ст-ни-ки, квад-ри-фо-лии и др.), а так-же в по-ли-хро-мии (ин-терь-е-ры зам-ка Нойш-ван-штайн в Ба-ва-рии, 1886-1892 годы, архитектор Ю. Хоф-манн и др.).

Эти мо-ти-вы пе-ре-шли в оформ-ле-ние ме-бе-ли, из-де-лий из ме-тал-ла, вит-ра-жей, ке-ра-ми-ки, тек-сти-ля, в юве-лир-ное искусство и др. (на этой ос-но-ве сло-жил-ся стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров У. Мор-ри-са). Вы-даю-щую-ся роль в фор-ми-ро-ва-нии кон-цеп-ции нео-го-тического ин-терь-е-ра и де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства сыг-рал О. Пьюд-жин, стре-мив-ший-ся к дос-то-вер-но-му вос-про-из-ве-де-нию форм средневековых пред-ме-тов в сво-их про-ек-тах ут-ва-ри, про-из-во-див-шей-ся в специальных мас-тер-ских. Ему при-над-ле-жат про-ек-ты ин-терь-е-ров мно-го-численных церк-вей в Анг-лии, Вест-мин-стер-ско-го двор-ца, Сред-не-ве-ко-во-го дво-ра на Все-мир-ной вы-став-ке 1851 года в Лон-до-не. Неоготика рас-про-стра-ни-лась да-ле-ко за пре-де-ла-ми Ев-ро-пы, ут-вер-див-шись в стра-нах Южной и Северной Аме-ри-ки (в США - ар-хи-тек-то-ры Р. Апд-жон, Дж. Нот-ман, Дж. Ре-ник Млад-ший), Юж. Аф-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии, так-же в стра-нах Центральной и Юго-Восточной Азии; она на многие де-ся-ти-ле-тия оп-ре-де-ли-ла стиль мас-со-во-го цер-ков-но-го строи-тель-ст-ва, ино-гда при-ме-ня-лась так-же при строи-тель-ст-ве об-щественных со-ору-же-ний (уни-вер-си-те-ты, кол-лед-жи и пр.).

В Рос-сии ещё в середине XVIII века ро-ди-лось по-ня-тие «го-ти-че-ский вкус», обо-зна-чав-шее все ху-дожественные яв-ле-ния, про-ти-во-пос-та-вив-шие се-бя клас-си-циз-му. Оно под-ра-зу-ме-ва-ло об-ра-ще-ние к «древ-но-сти» во-об-ще, без раз-ли-чия кон-крет-ных пе-рио-дов как рус-ской, так и западноев-ропейской ис-то-рии и вы-сту-па-ло си-но-ни-мом все-го «стран-но-го», «при-чуд-ли-во-го» и «ро-ма-ни-че-ско-го» (в ба-роч-ном зна-че-нии это-го сло-ва). В пи-ку идео-ло-гии Про-све-ще-ния про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в «го-ти-че-ском вку-се», ут-вер-жда-ли цен-ность куль-ту-ры про-шло-го и мир ча-ст-но-го, под-вер-жен-но-го при-хот-ли-вой иг-ре чувств че-ло-ве-ка: кар-ти-ны на древнерусские сю-же-ты И. А. Аки-мо-ва, А. П. Ло-сен-ко с эле-мен-та-ми на-ме-рен-ной ар-хаи-за-ции форм, по-строй-ки В. И. Ба-же-но-ва (пре-ж-де все-го в Ца-ри-цы-не), са-до-во-пар-ко-вые па-виль-о-ны в Цар-ском Се-ле В. И. Не-ело-ва, ан-самбль Чес-мен-ско-го двор-ца (1774-1777 годы, архитектор Ю. М. Фель-тен) в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Для русской «го-тической» ар-хи-тек-ту-ры ха-рак-тер-ны крас-ные кир-пич-ные фа-са-ды с де-ко-ром бе-ло-го цве-та, вклю-чаю-щим стрель-ча-тые ар-ки, зуб-цы, ба-шен-ки, а так-же эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва.

На-чи-ная с эпо-хи ро-ман-тиз-ма, по ме-ре ста-нов-ле-ния ис-то-рического зна-ния о ми-ре, от-но-ше-ние к сред-ним ве-кам ста-ло бо-лее диф-фе-рен-ци-ро-ван-ным. Не-смот-ря на то что и го-ти-че-ские, и древнерусские фор-мы час-то вхо-дят в еди-ный, под-чи-нён-ный ам-пир-но-му син-те-зу об-раз (пе-ре-строй-ки архитектором И. В. Его-то-вым Крем-лёв-ских строе-ний по-сле Отечественной вой-ны 1812 года, Ека-те-ри-нин-ская церковь Воз-не-сен-ско-го монастыря в Мо-с-ков-ском Крем-ле, 1809-1815 годы, архитектор А. Н. Ба-ка-рев, пред-по-ло-жи-тель-но по про-ек-ту К. И. Рос-си; Си-но-даль-ная ти-по-гра-фия в Мо-ск-ве, 1811-1815 годы, архитектор И. Л. Ми-ро-нов-ский), на-ме-ча-ет-ся раз-де-ле-ние двух об-ра-щён-ных в про-шлое сти-лей: «рус-ско-го» сти-ля, ис-поль-зую-ще-го эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва, и соб-ст-вен-но неоготики. Де-ко-ра-тив-ные фор-мы в неоготике за-час-тую точ-но со-от-но-сят-ся с ис-то-рическими об-раз-ца-ми, ино-гда они пря-мо ко-пи-ру-ют-ся с по-стро-ек про-шло-го [дво-рец «Кот-тедж» в Пе-тер-го-фе архитектор А. А. Ме-не-ла-са, 1826-1829 годы; Ка-пел-ла в Пе-тер-го-фе архитектор К. Ф. Шин-ке-ля, 1831-1834 годы; Во-рон-цов-ский дво-рец в Алуп-ке, 1831-1846 годы, про-ект архитектора Э. Бло-ра; Пет-ро-пав-лов-ская цер-ковь в Пар-го-ло-ве (ны-не в со-ста-ве Санкт-Пе-тер-бур-га) архитектора А. П. Брюл-ло-ва, 1831-1840 годы]. Эле-мен-ты неоготики ис-поль-зу-ют-ся в пе-ре-строй-ке двор-ца и мос-та усадь-бы Мар-фи-но (1831-1846 годы, архитектор М. Д. Бы-ков-ский).

Неоготика в архитектуреЕсли вначале XVIII века по всей территории Великобритании модные архитектурные тенденции базировались на классической эстетике палладианства, то ближе к концу столетия интерес англичан дал крен в сторону готических мотивов. Поначалу строения были похожи на средневековые храмы лишь внешне, но позднее стиль неоготика укрепился настолько, что дал начало возведению многих объектов по всей площади империи.

Типичным примером английского здания викторианской эпохи стал Вестминстерский дворец. Его облик до сих пор является одним из национальных символов Лондона и страны в целом. Однако популярность неоготики затронула и инженерные сооружения, доказательством чему выступает величественный Тауэрский мост.

Из великого прошлого к прогрессу

Строительство Тауэрского моста было инициировано в 1886 году в связи с острой необходимостью устройства дополнительной к Лондонскому мосту переправы через Темзу. Закончено его возведение было за 8 лет: в 1894 году мост предстал на суд общественности. Ключевыми фигурами в его истории стали:

  • Х. Джонс – идеолог сооружения, архитектор многих построек Лондона;
  • Д. Барри – инженер, работавший также и над другими мостами через Темзу;
  • Д. Стивенсон – увлеченный викторианской темой архитектор, назначенный руководителем проекта после кончины Х. Джонса.

Характерный неоготический облик конструкции придают два пилона – начинающие и замыкающие проход высокие башни с острыми шпилями и стилизованной под Средние века скульптурой. Сам факт их наличия уже указывает на родство с конструктивными особенностями мостов феодальных времен. Если тогда мостовые башни сооружали для обеспечения контроля и охраны проезда, то теперь пилоны поддерживают тротуары на высоком от реки уровне.

Обладая каркасной системой устройства, эти элементы Тауэрского моста имеют довольно тонкие стены с крупными оконными проемами. Такая специфика однозначно доказывает, что готика и неоготика – родственные друг другу жанры. Хорошо связь эпох показывает и наличие изысканно-возвышенного декора на стенах, выполненных в облицовке портлендского известняка и корнуоллского гранита – материалах, традиционных для отделки средневековых замков Англии.

Интересно, что свою внешность мост получил не только за счет модных тенденций, но и благодаря своей близости к одной из старейших крепостей в Британии — Тауэру. На фоне того, что уже тогда ее стены и башни обладали для англичан сакральным значением, вполне очевидным становится стремление властей и горожан новые объекты возводить в сходной стилистике.

Нет бочки меда без примеси дегтя: по своим габаритам Тауэрский мост ощутимо превосходит не только сам Тауэр, но и более современные, хотя и старинные постройки. Такие его особенности способствовали возникновению мнения, что сооружение портит исторический облик Лондона. Однако если бы мост был меньше, то он вряд ли бы эффективно справлялся со своими задачами.

Передовые инженерные решения

По принципу своей работы Тауэрский мост представляет собой разводную конструкцию огромной для конца XIX века мощности: его пролеты общей массой свыше 11 000 тонн способны подниматься на 86 градусов. За процесс раскрытия элементов изначально отвечали гидравлические механизмы. Усилие для них генерировалось четырьмя высокопроизводительными паровыми двигателями, работающими на угле.

В 1982 году система разведения была модернизирована и оснащена электрогидравлическим приводом на зубчатой передаче, а в 2000 году еще и автоматизирована. Устаревшее оборудование доступно для удовлетворения туристического интереса. Музейные площадки разбиты в интерьерах башен и бывших пешеходных галереях на высоте.

Большая несущая способность пролетов создается за счет применения стержневой системы, где опорные элементы выполнялись из углеродистой стали. Многотонная металлическая конструкция установлена на крупные пирсы, для изготовления которых потребовалось свыше 70 000 тонн бетона.

Для пешего прохода предусмотрены тротуары, расположенные вдоль проезжей части. Однако основное преимущество Тауэрского моста для пешеходов в наличии специальных галерей, удаленных от водной глади реки на расстояние 44 метров. Помимо утилитарной функции, эти элементы несли и декоративное назначение.

Практически на всем протяжении XX столетия галереи становились пристанищем преступных элементов, что вынудило закрыть их для пользования. Открылись они только в 1982 году: из-за оборудования стеклянной кровли их облик приблизился к стилю хай-тек, но это не портит вида величественного архитектурного ансамбля.

Современное состояние моста

Архитектурные изыски отделки, гениальная конструкция и продуманная система организации движения делают Тауэрский мост в Великобритании одним из самых удивительных сооружений в мире. Как и прежде, его высота позволяет свободное прохождение различных видов суден по Темзе. Однако в связи с частичной утратой значимости речного сообщения, а отчасти по причине желания сохранить конструкцию его теперь разводят не более 5 раз за одну неделю.

Тауэрский мост сегодня помогает горожанам решать транспортный вопрос: свыше 40 000 человек на разном виде транспорта и пешим ходом ежедневно пересекают реку по нему. Учитывая высокую нагрузку, правлением City of London Corporation введены ограничения по скорости движения и массе автомобилей — не более 32 км/ч и не тяжелее 18 тонн. Такие меры предназначены для сохранения первоначального вида достопримечательности столицы.

Тауэрский мост впечатляет своей архитектурой и восхищает принципами работы. Имитируя средневековое зодчество, постройка выступает образцом применения прогрессивных технологий.


Век бурной промышленной революции и последующих процессов урбанизации, масштабов которой вначале никто не мог предсказать, решительным образом изменил пейзаж города и деревни. Может быть, в большей степени, чем любая другая форма художественного творчества, архитектура отразила противоречивые аспекты того времени.

Насущной необходимостью и в силу новых потребностей, и в результате появления новых материалов и технических средств, предоставляемых промышленностью, однако длительное время архитектурная мысль была скована традиционными понятиями. Еще в середине ХІХ в. широко реализовывались проекты в неоклассическом стиле, т. е. речь шла о предложении востребованных неогреческих или неоготических архитектурных модулей. Только во второй половине ХІХ столетия в архитектурном проектировании наметились сдвиги, связанные с применением, до этого никогда не использовавшихся вместе.

Истоки неоготики

В течение ХІХ в. неоднократно возникали культурные явления ретроспективного характера – с обращением к элементам греческой или готической архитектуры. Одним из самых заметных среди такого рода явлений и была неоготика, взявшая старт как «готическое возрождение», gothic revival.

Истоки еще в 18 в. в Англии, где эта тенденция не прерывалась, как тенденция живописного и возвышенного и затем она распространилась по всей Европе.

Особенности неоготики

Аспекты и факторы сложения направления неоготики представляются многообразными и сложными, но само его утверждение определенно связано с романтизмом, который видел одну из задач искусства в выражении духа народа, а архитектура Средневековья рассматривалась именно как символ истории и национальной традиции в разных европейских странах, в очевидной связи с возрождением средневекового духа историческим романом (начиная с Вальтера Скотта) и романтической мелодрамой.

Другим важным аспектом был расцвет – в первый раз на научном фундаменте – историко-критических исследований средневекового искусства, с пристальным изучением особенно знаменитых памятников, в целях реставраторской практики, получавшей повсеместно все большее распространение. Но были две страны, где к середине ХІХ в. неоготика достигла наиболее ярких результатов: это Англия и Франция.

Неоготика в Англии

В Англии свою роль сыграли этико-социальныеучения, которыми было затронуто и творчество лондонского архитектора Огастеса У. Пьюджина (1812-1852), автора, совместно с Чарлзом Барри, здания Парламента в Лондоне (1836-1860), шедевра английской неоготики.

Стремясь к органичной связи между архитектурой и обществом, Пьюджин подчеркивал «моральную» ценность готики и вместе с тем достоинства ее конструктивной системы.

Неоготика во Франции

Во Франции архитектор, теоретик и реставратор Эжена Виолле-ле-Дюка (реставрация Нотр-Дам в Париже в 1845 г., собора в Реймсе, аббатства Сен-Дени) считал готику образцом конструктивной рациональности, важной еще и для развитии современной технологии.

Широко применявшийся Виолле-ле-Дюком метод дополняющей, или истолковывающей, реставрации, который ныне считается неприемлемым, подчеркивал его желание наделить готику актуальностью для современного общества.

В Италии прочные позиции классической и ренессансной традиций делали практически невозможным распространение стиля неоготики, который едва представлен немногими образцами.

Неоготика в США

В Соединенных Штатах в 19 в. неоготическое возрождение было проявлением знакомства с европейским романтизмом. Неоготика (ревивализм) особенно пришлась по вкусу и оказала влияние на всю американскую светскую и религиозную архитектуру. Основные представители: Р. Апджон, Дж. Ренвик, А. Дж. Даунинг.

Готическая архитектура началось с базилики Сен-Дени под Парижем и собора в г. Санс в 1140 году и закончилась в начале XVI века c последним расцветом таких зданий, как Часовня Генриха VII в Вестминстере. Однако готическая архитектура не исчезла полностью в XVI веке, она сохранилась в текущих проектах по строительству соборов и церквей в более изолированных сельских районах Англии, Франции, Испании, Германии и Речи Посполитой.

Неоготическая архитектура (также называемая викторианской готикой) – это архитектурное движение, появившееся в конце 1740-х годов в Англии. Его популярность быстро росла в начале XIX века, когда все более серьезные и ученые поклонники неоготического стиля стремились возродить средневековую готическую архитектуру в противоположность неоклассическому стилю, который был распространен в то время.

Известные неоготические здания:

Наверху: Вестминстерский дворец, Лондон;
Слева: Собор обучения, Питтсбург;
Справа: Церковь Святых Петра и Павла, Остенде, Бельгия.

В Англии – центре этого возрождения – неоготика была связана с глубоко философскими движениями, связанными с вновь пробуждающейся Высокой церковью или англокатолической верой в себя (а также с новообращенным католиком Огастесом Уэлби Пьюджином) и обеспокоенными ростом религиозного нонконформизма. В конечном счете, данный стиль стал широко распространенным из-за его внутренней привлекательности в третьей четверти XIX века. Неоготическая архитектура значительно различались в своей верности орнаментальному стилю и принципам строительства оригинальных средневековых, иногда немного больших по размеру, чем нужно, заостренных оконных рам. Отличие также состояло в нескольких штрихах готических украшений на здании, которое в противном случае было бы полностью зданием XIX века, для которого использовались современные материалы и методы строительства.

Параллельно с властью неоготического стиля в XIX веке в Англии интерес к нему быстро распространился на остальной европейский континент, в Австралию, Южную Африку и Южную Америку; в действительности количество зданий в стиле неоготики и плотницкой готики (ранняя неоготика Англии), построенных в XIX и XX веках, может превышать количество подлинных готических зданий, построенных ранее.

Возрождение готики шло параллельно и при поддержке возрождения средневекового искусства, которое уходит своими корнями в антикварные вопросы с их пережитками и курьезами. По мере прогресса индустриализации росли и протесты против производства машин и появления заводов. Сторонники всего живописного, такие как Томас Карлейль и Огастес Пьюджин, критически оценивали индустриальное общество и изображали доиндустриальное средневековое общество как золотой век. Для Пьюджина готическая архитектура была проникнута христианскими ценностями, которые позже вытеснил классицизм и уничтожила индустриализация.

Неоготика имела также политическую подоплеку; тогда как «рациональный» и «радикальный» неоклассический стиль связывали с республиканством и либерализмом (о чем свидетельствует его использование в США и в меньшей степени в республиканской Франции), более «духовная» и «традиционная» неоготика стала ассоциироваться с монархизмом и консерватизмом, что нашло свое отражение в выборе стиля для перестроенного Вестминстерского дворца в Лондоне и Парламентского холма в Оттаве.

В середине XVIII века с появлением романтизма повышенный интерес и осведомленность о средних веках среди некоторых влиятельных знатоков обеспечили более правильный подход к отобранному средневековому искусству, начиная с церковной архитектуры, надгробных памятников королям и знати, витражей и манускриптов поздней готики. В то же время другие виды готического искусства продолжали восприниматься как варварские и грубые, например, это были гобелены и изделия из металла.

Некоторые британцы, а вскоре и некоторые немецкие романтики (философ и писатель Иоганн Вольфганг Гете и архитектор Карл Фридрих Шинкель) начали ценить живописный характер руин – термин «живописный» становится новым эстетическим качеством – и то смягчающее воздействие времени, которым Хорас Уолпол, английский писатель и основатель готического романа, восхищался, лукаво называя «истинной ржавчиной баронских войн». «Готические» детали виллы Уолпола Strawberry Hill House в г. Туикенхем импонируют вкусам рококо того времени. К началу 1770-х годов совершенно неоклассические архитекторы, такие как Роберт Адам и Джеймс Уайетт, были готовы предоставить готические детали в гостиных, библиотеках и часовнях для создания романтического образа готического аббатства, аббатства Фонтхилл в Уилтшире. Это одно из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры в Шотландии. Замок Инверари, построенный с 1746 года, со вкладом в дизайн от Уильяма Адама, являет собой совокупность сторожевых башенок.

В основном неоготику представляли обычные дома в стиле Палладио, который включал в себя некоторые внешние черты шотландского баронского стиля. Дома в этом стиле по проектам Роберта Адама включают в себя Меллерстайн и Уэддерберн в Беруикшире и дом Сетон в Восточном Лотиане, но наиболее ярко этот стиль проявился в замке Калзин, Эйршир, перестроенном Адамом с 1777 года. Эксцентричный ландшафтный дизайнер Бэтти Лэнгли даже пытался «улучшить» готические формы, придавая им классические пропорции.

Романтизм и национализм. Неоготика в Европе

Корни французской неоготики лежат во французской средневековой готической архитектуре, созданной в XII веке. Готическую архитектуру в средние века иногда называли Opus Francigenum – «Искусство Франции». Французский ученый Александр де Лаборд в 1816 году написал, что «готическая архитектура имеет свою прелесть», что положило начало развитию неоготики во Франции. Начиная с 1828 года Александр Броньяр, директор фарфорового завода Севре, производит картины из обожженной эмали на больших панелях листового стекла для Королевской часовни Луи-Филиппа в Дре. Было бы трудно найти большие, значительные заказы в готическом вкусе, которые предшествовали этому, за исключением нескольких готических черт в некоторых садах.

Между тем, в Германии стал проявляться интерес к Кельнскому собору, строительство которого было начато в 1248 году, и который был все еще не завершен на момент возрождения готики. Романтическое движение 1820-х годов вернуло интерес к нему, и работа снова началась в 1842 году, выразительно обозначив возвращение германской готической архитектуры.

Благодаря движению романтического национализма в начале XIX века немцы французы и англичане заявляли, что готическая архитектура XII века возникла в их собственной стране. Англичане смело ввели термин «ранняя английская» для готики, который подразумевал, что готика являлась английским творением. В романе «Собор Парижской Богоматери» 1832 года издания Виктор Гюго сказал: «Давайте поощрять в этой стране, если это возможно, любовь к национальной архитектуре», подразумевая, что готика являлась национальным наследием Франции. В Германии с завершением строительства Кельнского собора в 1880 году, в то время самого высокого здания в мире, данный собор стали рассматривать как вершину готической архитектуры. Другими крупными готическими соборами были Регенсбургский собор (с двумя шпилями, 1869-1872 гг.), собор Мюнстера в Ульме (с 161 метровой башней, 1890 г.) и собор Святого Вита (1844-1929 гг.).

Оценка


К 1872 году неоготика в Соединенном Королевстве была уже достаточно зрелой, поэтому Чарльз Локк Истлейк, влиятельный профессор в области дизайна, написал «Историю неоготики», но первое расширенное эссе об этом направлении, написанное в рамках развивающейся области истории искусства, – это «Неоготика» Кеннета Кларка. Данное эссе появилось в 1928 году.

Характерные здания

Готический фасад Парламента Руана во Франции, построенный между 1499 и 1508 годами, который позже вдохновил неоготическое возрождение в XIX веке, фото Goldorak73,

Кельнский собор, завершенный в 1880 году (хотя строительство началось в 1248 году), с фасадом 157 метров в высоту и нефом 43 метра в высоту, фото Thomas Wolf,

Неоготика в США

В Соединенных Штатах первой церковью в «готическим стиле» (в отличие от церквей с элементами готики) была епископальная церковь Троицы в Грин, Нью-Хейвен, штат Коннектикут. Она была спроектирована известным американским архитектором Ифиилом Тауном между 1812 и 1814 годами, но даже в то время он строил другую церковь в федералистском стиле в Нью-Хейвене рядом с этой радикально новой церковью в «готическом стиле». Ее краеугольный камень был заложен в 1814 году, освящена она была в 1816 году. Таким образом, данная церковь была построена на десятилетие раньше церкви Святого Луки в Челси, Лондон, которую часто называют первой неоготической церковью в Лондоне. Хотя церковь была построена из траппа (горной породы) с арочными окнами и дверями, часть ее готической башни и зубцы были из древесины.

Епископальные общины впоследствии построили в штате Коннектикут другие неоготические здания: собор Св. Иоанна в Солсбери (1823), собор Св. Иоанна в графстве Кент (1823-26) , собор Сент-Эндрю в Марбл Дейл (1821-23) . Далее последовал дизайн для собора Церкви Христовой (Хартфорд, штат Коннектикут) 1827 года, в который были включены готические элементы, такие как контрфорсы. Епископальная церковь Святого Павла в г. Трой, Нью-Йорк была построена в 1827-1828 годах как точная копия дизайна архитектора Тауна для Троицкой церкви, Нью-Хейвен, но с использованием местного камня; в связи с изменениями в оригинале церковь Святого Павла была ближе к первоначальному проекту Тауна, чем сама Троицкая церковь. В 1830-х годах архитекторы начали копировать конкретные английские готические и неоготические церкви, и из-за этих зданий в стиле «зрелой неоготики» внутренний готический архитектурный стиль, который им предшествовал, стал казаться примитивным и старомодным. С тех пор неоготическая архитектура распространилась на тысячи церквей и неоготических зданий по всей Америке.

XX век

Готический стиль предписывает использование элементов конструкции в сжатом виде, в результате чего получаются высокие укрепленные здания с внутренними колоннами несущей кладки и высокими узкими окнами. Но к началу XX века такие технологические разработки, как стальные рамы, лампы накаливания и лифты, привели к тому, что данный стиль архитектуры стал считаться устаревшим. Стальные каркасы вытеснили недекоративные функции арочных сводов и контрфорсов, создавая возможность для строительства широких открытых интерьеров с меньшим количеством колонн, мешающих глазу.

Некоторые архитекторы настойчиво продолжали использовать неоготический ажурный орнамент применительно к железным каркасам, например, в Небоскребе Вулворт-билдинг по проекту Касса Гилберта 1913 года в Нью-Йорке и небоскребе Трибьюн тауэр по проекту Раймонда Гуда 1922 года в Чикаго. Однако в течение первой половины XX века неоготический стиль стал вытесняться модернизмом. Некоторые модернисты видели готическую традицию архитектурной формы исключительно через призму «честного выражения» текущих технологий и считали себя законными наследниками этой традиции, с ее прямоугольными рамками и выставленными напоказ железными балками.

Несмотря на это, неоготика продолжала оказывать свое влияние, просто потому, что многие из проектов в этом стиле все еще строились во второй половине XX века, например Ливерпульский собор по проекту Джайлса Гилберта Скотта и Вашингтонский кафедральный собор (1907 -1990). Ральф Адамс Крам стал ведущей силой в американской готике со своим самым амбициозным проектом собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке (утверждается, что это самый большой англиканский собор в мире), а также с проектами студенческих готических зданий в Принстонском университете. Крам говорил, что этот «стиль, высеченный и усовершенствованный нашими предками, является нашим бесспорным наследством».

Хотя число новых неоготических зданий резко сократилась после 1930-х годов, их по-прежнему продолжали строить. Собор в Бери-Сент-Эдмендс (Великобритания) был построен в период с конца 1950-х по 2005 год. Новая церковь в готическом стиле запланирована для прихода Святого Жан Вианнея в г. Фишерс, Индиана.

Характерные здания

Элевадор-ди-Санта-Жушта (лифт), 1901г, Лиссабон, Португалия

по теме:



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Предлагаю вниманию любителей архитектуры небольшую подборку исторических зданий учебных заведений в стиле неоготики на территории России (посвящается началу нового учебного года).
Здесь представлены фотографии 20 зданий из различных российских городов, объединенных тем, что они выстроены в конце XIX - начале ХХ века в стиле эклектики , господствовавшем в России в это время, одним из проявлений которого является неоготика.
О том, что неоготика пользовалась широкой популярностью среди архитекторов в указанный период, свидетельствует тот факт, что сооружения в неоготическом стиле строились по всей стране, а не только в том регионе, который стал российским лишь в 1945 г. (Калининградская область), от Карелии и Центральной России до Поволжья, Урала и Сибири.

Вот лишь список городов из данной фотоподборки:
1. Грайворон (Белгородская область);
2. Симферополь;
3. Сортавала (Карелия);
4. Выборг (Карелия);
5. Озёрск (Калиниградская область);
6. Советск (Калининградская область);
7. Балтийск (Калиниградская область);
8. Калиниград;
9. Ульяновск;
10. Астрахань;
11. Саратов;
12. Пятигорск;
13. Бузулук (Оренбургская область);
14. Бийск (Алтайский край);
15. Омск;
16. Барнаул;
17. Плавск (Тульская область).

И заметьте, что здесь представлены только здания, предназначенные для учебных заведений. А сколько было других - различных административных зданий, складов, фабричных корпусов и т. д., не говоря уже о кирхах и костелах. И, как вы, наверное, уже заметили, в списке городов Москва и Петербург не представлены.

Все фотографии с указанием адреса объекта, года строительства и в большинстве случаев имени архитектора.

2. Здание приходской школы при немецкой лютеранской кирхе (ныне - управление юстиции), 1900, арх. В.А. Геккер.
Республика Крым, г. Симферополь, ул. Долгоруковская, 16. Фото: Яндекс панорамы.

3. Здание Сортавальской женской гимназии (ныне - филиал Петрозаводского университета), 1909-1911, арх. Й.Я. Аренберг.
Республика Карелия, Сортавальский р-н, г. Сортавала, ул. Гагарина, 14. Фото: Артем Нойер.

4. Комплекс зданий реального училища (ныне - техникум природообустройства), 1892.
Калининградская обл., г. Озерск, ул. Пограничная, 23. Фото:
отп39.рф

5. Школа Уланда, Народная школа (ныне - Центр образования), 1895-1896.
г. Калининград, Московский пр-т, 98. Фото:
on-walking.com

6. Саратовская государственная консерватория, 1902/ гот. рек. 1912, арх. А.Ю. Ягн / С.А. Каллистратов.
г. Саратов, пр-т Кирова, 1. Фото:
promodj.com

7. Здание народной школы Тильзита (ныне - школа-интернат), 1905-1906.
Калининградская обл., г. Советск, ул. Тургенева, 6 Б. Фото: Игорь Вишняков

8. Здание Землемерного училища Симбирска (ныне - учебный корпус УлГТУ), 1913-1914.
г. Ульяновск, ул. Энгельса, 3. Фото:
fotokto.ru

9. Приходская школа при Евангелическо-лютеранской церкви во имя Иисуса, 1908-1909, арх. С.И. Карягин.
г. Астрахань, ул. Казанская, 104. Фото:
love-astrakhan.ru

10. Мужская гимназия (ныне - школа им. М.Ю. Лермонтова), 1896-1903, арх. Я.Г. Лукашев.
Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т 40 лет Октября, 99. Фото:
news-kmv.ru

11. Здание женской гимназии (ныне - Педагогический колледж), 1902, арх. Ян Адамсон.
Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. М. Горького, 59. Фото:
tema-travel.ru

12. Здание Сортавальского лицея (ныне - Сортавальский колледж), 1901, арх. Й.Я. Аренберг.
Республика Карелия, Сортавальский р-н, г. Сортавала, ул. Гагарина, 12. Фото: Артем Нойер.

13. Реальное училище им. А.С. Пушкина (ныне - корпус географического факультета БГПУ), 1902.
Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 11. Фото: Леонид Демидов

14. Здание Школы управления путей сообщения (ныне - школа искусств), 1894.
г. Омск, ул. Марченко, 1. Фото: Артем Нойер

15. Выборгская школа совместного обучения (ныне - Дворец творчества), 1903, арх. Л. Иконен.