Рубенс картины с названиями. Биография питера рубенса

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.


В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.


Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.


В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.


Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.


Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.


В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.


Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.


Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.


«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия . Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.


Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.


Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.


В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ - мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты - всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Питер Пауль Рубенс, путь в живопись

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса - это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг - он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

Место в истории

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Современного зрителя могут, пожалуй, расхолодить помпезные полотна Рубенса, посвященные возвеличиванию государей. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде - именно они снискали при жизни художника особую славу. Но для нас наиболее ценная часть рубенсовского наследия - это картины, написанные им собственноручно, без участия мастерской. Любители искусства в нашей стране хорошо знают творчество Рубенса: в Эрмитаже находится богатое собрание рисунков и одна из лучших в мире коллекций, насчитывающая более сорока его картин. Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.

Особняком стоит - не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще - его небольшой «Портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. В нём нет и тени аффектации, все дышит ясной гармонией, красочный строй сдержанно-благороден.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».

Родился Рубенс в Зигене, там же провел первые годы своей жизни, а в 1587 году, наконец, с семьей вернулся в Антверпен, где когда-то его отец был старшиной.

Первое образование в биографии Рубенса было получено в иезуитской коллегии. Увлечение живописью Питер проявил в раннем детстве, а благодаря своим первым учителям увлекся античным искусством.

После того, как Рубенс стал мастером в гильдии Святого Луки, отправился завершать образование в Италию, где служил у Винченцо Гонзаги. В Италии Рубенс не только изучал картины великих мастеров эпохи возрождения, а еще делал копии художественных шедевров.

После переезда в Рим он выполнил несколько портретов аристократии, а затем начал работать над алтарем церкви Санта-Мария-ин-Валичелла.

Вернувшись на родину, в Антверпен, Рубенс на полученное жалованье открыл собственную мастерскую. Также выполнил работу в церквях святого Карла Борромея, святого Вальбурги, городском соборе Антверпена.

Следующее десятилетие в биографии художника Рубенса стало пиком в его творчестве. Рубенс прославился на всю Европу, сначала за счет своих религиозных картин (например, «Страшный суд», «Распятие»). Рубенс писал картины для Уайтхолльского, Версальского дворца, получил звание рыцаря, доктора Кембриджского университета.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».

Биография Питера Пауля Рубенса

Итальянское ученичество

Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.

Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник. А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го. Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.

В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).

Покровительство инфанты

Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт. Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений. А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.

Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.

Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.

Лучшие работы Питера Пауля Рубенса

Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».

Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).

Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».

В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!

Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской - они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.

Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.

В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».

Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.

Возвращение к жизни

Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».

Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.

Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.

Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.

Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».

Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ - мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты - всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Питер Пауль Рубенс, путь в живопись

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса - это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг - он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

Место в истории

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Современного зрителя могут, пожалуй, расхолодить помпезные полотна Рубенса, посвященные возвеличиванию государей. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде - именно они снискали при жизни художника особую славу. Но для нас наиболее ценная часть рубенсовского наследия - это картины, написанные им собственноручно, без участия мастерской. Любители искусства в нашей стране хорошо знают творчество Рубенса: в Эрмитаже находится богатое собрание рисунков и одна из лучших в мире коллекций, насчитывающая более сорока его картин. Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.

Особняком стоит - не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще - его небольшой «Портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. В нём нет и тени аффектации, все дышит ясной гармонией, красочный строй сдержанно-благороден.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».