Школьная энциклопедия. Италия — родина Возрождения Родина возрождения история

Италия - родина Возрождения

Родиной Возрождения стала Флоренция , которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. Также много было юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые сделали предметом своих интересов человека и все, связанное с его жизнедеятельностью. Они и обратились к художественному наследию античного мира, к произведениям греков и римлян, создавших в свое время образ человека, не скованного догмой, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры и получила название «Возрождение», отразив стремление к возрождению образов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

Практически до конца XV в. Возрождение было в основном только итальянским явлением. В определяющей степени этому способствовал высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торгового и финансового дела. Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, более полно отвечающей потребностям его общественного развития. Но постепенно новые идеи проникают и в другие европейские страны, формируя феномен Северного Возрождения (Возрождения в странах, находящихся севернее Италии).

Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков, но позднее языком Возрождения стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, заново переводить научные тексты, искаженные в эпоху Средневековья. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.

Эту ситуацию очень хорошо передал Франческо Петрарка:

Юристы забыли Юстиниана, медики - Эскулапа.

Их ошеломили имена Гомера и Вергилия.

Плотники и крестьяне бросили свое дело

И толкуют о музах и Аполлоне.

Свою деятельность основоположники Ренессанса начали с переписывания и изучения литературных текстов, но постепенно в круг их интересов попадают и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь статуи. Тем более что во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячу лет господства христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства.

В дальнейшем произошло включение античного наследия в систему образования, и с античной литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники стремились подражать древним авторам и вообще возродить античное искусство. Но, как это часто бывает в культуре, стремление к возрождению каких-либо давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому, исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Возрождения стала результатом синтеза старого и нового.

С самого начала люди Возрождения стремились делать лучше, чем мастера древности. Вдохновляться древними для того, чтобы созидать нечто новое, - цель эпохи. Интересно, что при этом мастера не отказывались от опыта Средневековья, хотя вслух относились к нему с пренебрежением. Прежде всего, использовался опыт романики и готики в архитектуре - в строительстве замков и соборов. Поэтому новые постройки часто лишь поверхностно напоминают о греко-римской эпохе. То же происходит и в живописи, потому что художники Возрождения владели более высокой техникой масляной живописи, а также перспективой , не известной античности. При этом в одних странах широко использовались местные традиции - византийские, в другом - романские, в третьем - готические, а, например, в Португалии - морские и экзотические. Из античности заимствовались главным образом декоративные элементы. Серьезное влияние античности связано с поиском математической формулы прекрасного, которым занимались художники высокого Возрождения, в произведениях которых восторжествовала сдержанная, ясная, гармоничная эстетика. Но это, скорее, возрождение духа античности, чем ее приемов. А когда художники Возрождения начали искать свои собственные приемы и способы выражения, что произошло в XVI в., породив течение маньеризма, это привело к торжеству антиклассического направления, эстетики манерности, ставшей непосредственным предшественником барокко.

В разделе Домашние задания на вопрос Эпоха Возрождения - это с какой по какой век (год)? заданный автором Аля лучший ответ это ВОЗРОЖĘЕНИЕ (Ренессанс) - эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв. , ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции) , началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка» , расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы» . Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Ответ от ***Татьяна*** [гуру]
Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).


Ответ от Жанна [гуру]
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.


Ответ от Анна Свиридова [новичек]
14-17век

Флоренция – старинный итальянский город, колыбель эпохи возрождения. Здесь жили и писали свои бессмертные произведения знаменитые итальянские художники: Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Пьетро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеладжело Буаоннарроти. Флоренция город таких огромных талантов как гений Леонардо да Винчи, Донателло, Галилей, Николо Макиаввели, Данте. Это город великих музыкантов, ученых, философов, скульпторов. Здесь началась эпоха великого Ренессанса, которая оказала свое влияние на творчество и архитектуру всего мира. Достопримечательности Флоренции очень многочисленны, постараюсь сделать обзор основных.

Знакомство с Флоренцией лучше начинать со старого города, где все еще сохранился дух великой эпохи. Походить по узким улочкам, мощеным булыжником, посмотреть достопримечательности Флоренции, ее храмы и сады. Несмотря на удаленность от моря в городе всегда много туристов, которых манит сюда ее богатые памятники старины.

Современный город Флоренция — это столица округа Тоскана в Италии. Центр города, или старый город — настоящий кладезь старинного искусства. Чтобы посмотреть все достопримечательности Флоренции надо прожить в городе несколько дней. Но побывав здесь один раз, хочется возвращаться снова, каждый раз находя что-то новое для себя.

Достопримечательности Флоренции. Старый город


ПЛОЩАДЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО

В центре площади установлена бронзовая копия работы Микеланджело – статую Давида. Она очень популярна у туристов, обычно рядом с ней делается большинство фотографий. С площади открывается отличная панорама города. Белоснежные домики под красными черепичными крышами, площади и дворцы, соборы.


Смотровая площадка Пьяццале Микеланджело

Хорошо смотреть ее ночью, когда в городе включаются огни. Очень запоминающееся зрелище. Здесь же постоянно пишут свои картины множество местных художников. Посмотреть на их творчество тоже очень интересно.

Площадь Синьории


Площадь делла Синьория и Лоджия Ланци

Здесь можно ознакомиться с памятниками и скульптурами знаменитых Донателло и Микеланджело. Во времена Святой Инквизиции здесь сжигали неугодных церкви и политикам людей. Поэтому не уверена, что надо включать это место в достопримечательности Флоренции. Хотя и на Красной площади в Москве есть лобное место — люди ходят, смотрят…

Дом-музей Данте Алигьери


ДОМ-МУЗЕЙ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Дом возвели в самом начале прошлого столетия и прямого отношения к знаменитому писателю он не имеет, кроме того, что стоит на месте, где раньше стоял дом Данте.


В ДОМЕ-МУЗЕЕ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

В музее очень богатая коллекция экспонатов на разные темы. Туристам после экскурсии по трем этажам музея, предлагают прогуляться по красочной террасе.


Говоря про достопримечательности Флоренции — это одно из самых знаменитых и старинных зданий старого города. Его начали строить в конце XIII века, отделку же фасада завершили делать уже в ХIX веке. Его советуют посмотреть обязательно.


Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Самая большая в мире фреска 3600 кв.м.)

В соборе работает платный музей с интересными экспонатами. В сам собор вход бесплатный.

6. Колокольня «Джотто»

Колокольня Джотто (85 метров)

Красивейшее сооружение, мозаичные цветные узоры стекол ярко блестят в солнечный день, невольно притягивая к себе множество взглядов. Ее можно увидеть с любой точки города, особенно хорошо ее видно с площади Микеланджело. Если вы одолеете длительный подъем на ее смотровую площадку, то перед вами раскинется весь город Флоренция в своем великолепии.

Дворец Палаццо Веккьо

Вход в Палаццо Веккьо (Слева статуя Давида Микеланджело, справа Геракл и Кактус Бандинелли

Если вы решаете куда пойти во Флоренции, в первую очередь посетите Палаццо Веккьо. Это роскошный средневековый дворец. Один вид его вызывает бурю чувств, а внутреннее убранство дворца вызывает головокружение. Везде шедевры живописи, уникальные по красоте фрески. По залам собора вы проходите не один час, но вряд ли обратите на это внимание, такая красота кругом.


Фрески Микеланджело

Базилика Санта-Кроче


Базилика Санта-Кроче

На территории базилики находятся захоронения знаменитых людей Флоренции – Галилея, Микеланджело, Макиавелли и многих других. Это не только религиозная святыня, но и прекрасный архитектурный памятник. Ценность ее трудно переоценить. Здесь всегда множество туристов.

Базилика Сан-Лоренцо


БАЗИЛИКА САНТ-ЛОРЕНЦО

Построили храм в IV веке, за такой долгий срок его неоднократно переделывали. Ее сегодняшний вид с ХI столетия. Здесь захоронены останки бывших правителей Флоренции клана Медичи. Выполненные из мрамора величественные монументы. Главная достопримечательность базилики – изумительный интерьер Новой Сакритии.

Галерея Уффици


ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ

Эта галерея настоящая визитная карточка города Флоренция. Самостоятельно посещать ее надо предварительно купив билет. Посетителей сюда всегда очень много и за билетом можно простоять весь день. В Галерее выставлены лучшие работы известнейших художников мира.

Музеи Флоренции

Достопримечательности Флоренции — это не только архитектурные сооружения разных веков, но и музеи, парки. Их много, расскажу про самые известные.

Палаццо Питти


Палаццо Питти,

Многочисленные музеи Флоренции отличаются большим разнообразием. Палаццо Питти среди них самый крупный из дворцов, с множеством музейных экспонатов, галерейных выставок, с дворцовыми постройками, парками. С множеством других интересных мест. Осмотр дворца может занять несколько дней, так обширны его экспонаты.

Интерьер дворца Палаццо Питти

Понте-Веккьо


На площади Веккьо памятник Нептуну

Это мост на самом деле. Интереснейшая история этого старинного моста. В старину здесь в изобилии находились лавки торгующие разной снедью, все это быстро портилось на жаре и сбрасывалось в реку, вонь стояла несусветная. Некоторым особам, из правящих тогда клана Медичи, приходилось ходить по этому мосту и здешние «ароматы» раздражали их. Наконец, было велено продуктовые лавки убрать, а на их месте построить ювелирные.


Понте-Веккьо

Так и возник этот роскошный торговый квартал со знаменитыми ювелирными лавками. Многие туристы пали жертвами ювелирного искусства флорентийских ювелиров.


В ГАЛЕРЕЕ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

Датой основания Академии является середина XVI века. С момента своего основания Галерея собрала богатейшую коллекцию, которая привлекает толпы туристов со всего мира. Особенно ее любят посещать туристы из Европы. Коллекция считается лучшей в Европе.

Национальный музей «Барджелло»


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАРДЖЕЛЛО

На вид это невзрачное серое здание. Но здесь собрана уникальная коллекция экспонатов о всей истории развития итальянского искусства, с самого начала его возникновения. В одном из залов представлены арабские ковры, доспехи рыцарей, изделия из слоновой кости, скульптуры и картины. В главных залах выставлены работы Микеланджело и Донателло.

Баптистерий Сан-Джованни


Бапсистерий (Храм Марса)

Баптистерий самая древняя достопримечательность Флоренции, ему больше 1500 лет. Он построен в виде восьмиугольника с отделкой белым и зеленым мрамором. Особенно хороши ворота украшенные многочисленными золотыми панельными барельефами на библейские темы.

Двери в Бапсистерий

Флоренция славится не только своими дворцами и памятниками. Здесь множество красивейших парков и садов. Вот только некоторые из них:

Сады Боболи


САДЫ БОБОЛИ,

Именно по образцу этого сада были созданы лучшие парки и сады в Европе. Здесь все продумано самым лучшим образом – многочисленные террасы для прогулок, изящные фонтаны с переливающимися струями воды на солнце, беседки для отдыха, тенистые гроты.


Сад Боболи

И еще кругом находятся старинные памятники и скульптуры. Все вместе создает просто потрясающий воображение ансамбль.

Городской парк Кашина (Parko delle Cascine)


ПАРК КАШИНЕ

Он расположен вдоль правого берега реки Арно на 3,5 км. Заложен он был во времена правления Козимо I Медичи.


ПАРК КАШИНА

Сначала здесь был охотничий домик, а также ферма, где делали сыр и масло для семьи герцога. В 19 веке всю территорию выкупил город и разбил здесь сад.

Сад Бардини


САД БАРДИНИ

Сад занимает площадь 4 гектара, расположен на холме Montecuccoli, рядом с Арно. Ранее это были владения знатного рода Моцци, здесь выращивались фрукты и овощи. В VI веке всю территорию превратили в роскошный парк – с многочисленными клумбами, фонтанами, гротами, с чудесными скульптурами и красивой лестницей в стиле барокко, украсившей сад.


САД БАРДИНИ.

Флорентийский сад роз


Он занимает площадь всего 1 гектар. Здесь уже более 150 лет выращивают самые разные сорта роз, яркие разноцветные ирисы и самые вкусные лимоны. Разбит он рядом с церковью Сан Миньято на лестнице Монте алле Крочи. Спроектировал сад Джузеппе Поджи в 1865 году, когда было решено сделать Флоренцию столицей Италии. Для посетителей сад открыли только через 30 лет.


ФЛОРЕНТИЙСКИЙ САД РОЗ

В саду можно полюбоваться на розы разного сорта и цвета, на редкие декоративные растения и цветы. Здесьже установлены красивые скульптуры и фонтаны имеющие вид сказочных животных и удивительных человеческих лиц. С холма, на котором расположен сад, открывается живописная панорама на город.

Флоренция вечером

Вечер, Флоренция

Вечером Флоренция просто восхитительна. На улицах толпы народа, открыты и работают все магазины, бары, лавочки, рынки, кафе, разные увеселительные заведения. В вечернее время, при свете рекламы и уличных фонарей все выглядит просто потрясающе. Вечером тоже есть куда сходить и что посмотреть.


Выступление клоунов на улице

На улицах выступают уличные артисты, музыканты, художники. Обязательно сходите на новый рынок Mercato Nuovo, там есть знаменитая бронзовая статуя кабанчика (про нее писал еще Г.Х. Андерсен).


Статуя Кабанчика на новом рынке

Считается, что если потрешь его пятачок, обязательно вернешься во Флоренцию еще раз. Судя по тому, как сияет его пятачок, желающих огромное количество.


Можно посетить клуб Tenax, по вечерам здесь обширная программа развлечений, выступают мировые звезды, модные ди-джеи развлекают гостей музыкальными программами.


Ресторан Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R.

Поужинать и полюбоваться на знаменитый мост Флоренции, выпить хорошего вина, попробовать кростини с сыром и трюфелем, на десерт съесть вкуснейшую панакотту можно в ресторане Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R. Ужин в ресторане обойдется примерно 100-150 евро.

ресторан Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R

Съесть настоящую итальянскую пиццу и пасту, оригинальные блюда из баранины можно в ресторане Buca Lari, который находится в подвале одного из зданий на улице Via Del Trebbio.


ресторан Buca Lari улице Via Del Trebbio

Это один из любимых ресторанов местных жителей.


оперный театр Пергола Флоренция


оперный театр Пергола Флоренция,

Вечером работает оперный театр Пергола, расположен он рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре в центре старого города. Акустика зала здесь уникальная – звук распространяется моментально. Опера здесь только в мае, в остальное время идут спектакли. Начинаются они в 20.45.


Парк Кашина вечером

Можно арендовать велосипеды и покататься вдоль вечерних аллей и по набережной парка Кашине. Вечером на аллеях звучит классическая музыка, горят вечерние огни обстановка очень романтичная. Здесь же до 22 часов работает ипподром, можно посмотреть скачки.

За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс - эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин "эпоха Возрождения"?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

В переводе с итальянского термин "Ренессанс" - это название, созданное слиянием двух слов "снова" и "родиться". Поэтому понятия "Ренессанс" и "эпоха Возрождения" являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его "осенью Средневековья".

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс - это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс - это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин "Ренессанс" был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция - город купцов и богемы - дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс - это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Позднее Возрождение.

В некоторых источниках указан еще один период - Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это - весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс - эпоха Возрождения - заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются "Тайная вечеря" и "Джоконда". Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи "универсальным человеком", который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая "Сикстинская мадонна".

Ренессанс: литература

Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Архитектура эпохи Ренессанса

Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

Во-первых, Италия ко времени Возрождения оказалась одной из самых раздробленных стран Европы; здесь так и не сложилось единого политического и национального центра. Образованию единого государства препятствовала происходившая в течение всего Средневековья борьба между папами и императорами за свое господство. Поэтому экономическое и политическое развитие разных районов Италии было неравномерным. Области центральной и северной частей полуострова входили в папские владения; на юге располагалось Неаполитанское королевство; средняя Италия (Тоскана), включавшая такие города, как Флоренция, Пиза, Сиена, и отдельные города севера (Генуя, Милан, Венеция) представляли собой независимые и богатые центры страны. Фактически Италия была конгломератом разобщенных, постоянно соперничавших и враждовавших между собой территорий.

Во-вторых , именно в Италии сложились поистине уникальные условия для поддержания ростков новой культуры. Отсутствие централизованной власти, а также выгодное географическое положение на путях европейской торговли с Востоком способствовало дальнейшему развитию самостоятельных городов, развитию в них капиталистического и нового политического уклада. В передовых городах Тосканы и Ломбардии уже в XII – XIII вв. произошли коммунальные революции и сложился республиканский строй, внутри которого постоянно велась ожесточенная партийная борьба. Основными политическими силами здесь выступали финансисты, разбогатевшие торговцы и ремесленники.

В этих условиях весьма высокой оказывалась общественная активность граждан, которые стремились поддерживать политиков, содействующих обогащению и процветанию города. Так, общественная поддержка в разных городских республиках способствовала выдвижению и укреплению власти нескольких богатых семейств: Висконти и Сфорца – в Милане и всей Ломбардии, банкиров Медичи – во Флоренции и всей Тоскане, Большого Совета дожей – в Венеции. И хотя постепенно республики превращались в тирании с явными чертами монархии, они по-прежнему держались в большой степени на популярности и авторитете. Поэтому новые итальянские правители стремились заручаться согласием общественного мнения и всячески демонстрировали свою приверженность набирающему силу общественному движению – гуманизму. Они привлекали к себе самых выдающихся людей времени – ученых, писателей, художников, - сами старались развивать у себя образованность и вкус.

В-третьих, в условиях появления и роста национального самосознания именно итальянцы ощутили себя прямыми потомками великого античного Рима. Интерес к античному прошлому, который не угасал на протяжении всего Средневековья, теперь означал одновременно и интерес к своему национальному прошлому, точнее – прошлому своего народа, традициям родной старины. Ни в какой другой стране Европы не осталось столько следов великой античной цивилизации, как в Италии. И хотя это были чаще всего лишь развалины (например, Колизей в течение почти всего Средневековья использовался как каменоломня), теперь именно они производили впечатление величия и славы. Таким образом, античная древность была осмыслена как великое национальное прошлое родной страны.

Культурное содержание эпохи Возрождения

Возвращаясь к проблеме границ ренессансной культуры, следует отметить первостепенную важность рамок содержательных, семантических.

Сущностными признаками культуры Возрождения, как правило, считаются

· во-первых, возвращение к жизни античной древности как первоочередная культурная программа гуманистов (откуда и проистекает самоназвание эпохи);

· во-вторых, изменение всей культурной картины мира, что обозначило конец средневековья как типа цивилизации и культуры.