Среда обитания и особенности шумерской культуры. Какой была история Шумера? Культура древнего шумера кратко Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Культура шумера - считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Искусство шумера и аккада, народов, заселявших Двуречье, было не только уникальным и самобытным, оно было первым, поэтому его роль в мировой истории невозможно переоценить.

Культура шумера - первые очаги

Первыми среди прочих возникли такие шумерские города, как Урук и Лагаш. Именно они стали первыми оплотами развития культуры шумер. В дальнейшем определенные экономические и политические причины вынудили небольшие города-государства объединяться в более крупные образования. В большинстве своем эти образования происходили при помощи военной силы, о чем свидетельствуют немногочисленные артефакты шумер.

Примерно во второй половине третьего тысячелетия , можно сказать, что культура человечества, пережила ощутимый скачек в своем развитии, причиной которого стало образование единого государства на землях Междуречья под управлением царя Саргона I. Сформировавшееся аккадское государство представляло интересы рабовладельческой верхушки. В те времена культура шумера в буквальном смысле зависела от религии, а основным элементом культурной жизни являлось жречество и связанные с ним многочисленные празднования. Вера и религия представляли собой поклонение сложному культу богов и обожествление правящего царя. Значительную роль в культуре шумер и их религии играло поклонение силам природы, являвшееся пережитком общинного культа животных. Культура шумера аккадской эпохи творила лишь то, что получало снисхождение религиозных деятелей, поэтому не удивительно, что большая часть древних шумерских образцов искусства - это мифологические сказания и фрески с изображениями богов. Древними мастерами, рукой которых создавалась культура шумера, боги изображались в виде зверей, зверолюдей и фантастических существ с крыльями, рогами и другими элементами, присущими скорее обитателям фауны, чем людям.

Именно в этом период, в период смут, экономической и политической нестабильности, стали закрепляться первые черты древнего искусства, начала образовываться культура шумера, живших в Двурьчье в районе рек Тигр и Евфрат. Древний мир был далек от человечности, присущей современным людям, он был далек от того, что мы рисуем в своем воображении. Та культура шумера, что существовала на самом деле, опиралась на необычную архитектуру дворцовых и храмов построек, на украшения, скульптуру и живопись, основной целью которых являлось прославление богов и правящего царя. Зодчество, культура шумера и их быт, обусловленное военной доктриной существовавших городов-государств, носило исключительно крепостной характер, жизнь была жестокой и беспощадной к людям, о чем свидетельствуют остатки городских сооружений, искусство древних шумеров , оборонительные стены, с предусмотрительно возведенными башнями и останки людей, на тысячи лет похороненных под завалами.

Основным материалом для возведения городов и величественных сооружений в Междуречье служил кирпич-сырец, в более редких случаях обожженный кирпич. Культура шумер разработала действительно уникальный способ строительства, главная его особенность заключается в том, что в большинстве своем древние постройки возводились на искусственных платформах. Эта уникальная черта культуры шумер объясняет необходимостью изоляции жилых, религиозных и каких бы то не было еще построек от затопления и сырости. Не в меньшей степени шумерами двигало желание показать себя перед соседями, сделав постройку видимой со всех сторон. Окна архитектурных образцов древнего искусства встраивались в верхнюю часть одной из стен и были настолько узкими, что едва пропускали свет. Культура шумера и архитектура развивалась таким способом, что основным источником света в их постройках зачастую выступали дверные проемы и специально сооруженные отверстия на потолке. Основные институты шумерской культуры славились своим мастерством и необычным подходом, так, обнаруженные и сохранившиеся в неплохом состоянии на юге сооружения имели открытый и на удивление большой внутренний двор, вокруг которого группировали мелкие постройки. Такой способ планировки обуславливался климатическими условиями Междуречья, запредельно высокими температурами. В северной же части древнего государства, что создала культура шумера, были обнаружены постройки совершенно иной планировки. Это были жилые дома и дворцовые здания, лишенные открытого двора, их место занимала крытая центральная комната. В некоторых случаях сооружения были двухэтажными.

Шумерская культура и образцы искусства древнего народа

Ярким примером искусства, присущего шумерскому народу, является древнее храмовое зодчество, развивавшееся в городах третьего тысячелетия до нашей эры. Одним из таких храмов, что построила шумерская культура, был храм, а ныне развалины в Эль-Обейды. Сооружение, посвященное богине плодородия Нин-Хурсаг, датируется 2600 годом до нашей эры. Согласно проведенным реконструкциям храм располагался на возвышенности, искусственной платформе, сложенной из утрамбованных плиток. Стены согласно традициям были поделены вертикальными выступами, снизу они были окрашены черным битумом. Присутствовал архитектурный ритм и в горизонтальных сечениях, однако, достигался он совершенно иными способами, что разработала шумерская культура, например при помощи многочисленных горизонтальных сечений.

Именно в этом храме впервые был применен рельеф и именно для него впервые были созданы скульптуры. Шумерская культура, древние мастера создали львов, располагавшихся по бокам от входа. Скульптуры были выполнены из дерева, покрытого слоем битума и медными листами тонкой чеканки. В дополнение в глаза, язык и другие элементы статуи льва были инкрустированы цветные камни, придававшие им яркий и запоминающийся вид.

Вдоль лицевой стены храма, в нишах между выступами располагались вырезанные из меди фигурки быков. использовала определенный набор материал и редко изменяла своим традициям. Верхняя часть стены была украшена тремя фризами, находившимися на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них был барельефный и содержал изображения медных быков, другие два были плоскими с мозаичным рельефом из белого перламутра и черных шиферных пластин. Шумерской культурой при помощи такого контраста материалов создавалась уникальная цветовая гамма, перекликавшаяся, как с цветом платформ, так и со стилистикой самого храма.

На одном из фризов храма были изображены сцены обыденной, бытовой жизни жителя древней империи, возможно, они насилии какое-то культурное значение или же шумерская культура, создавая их, преследовала неизвестные ученым цели. Еще один фриз содержал изображение священных птиц и животных. Техника инкрустации, впервые опробованная древними шумерами, также была применена при создании фасада и колон храма. Одни из них были декорированы цветными камнями, раковинами и перламутром, другие - металлическими плитками, крепившимися на гвоздях.

Отдельного внимания и похвалы заслуживает медный барельеф, располагавшийся над входом в храм. Шумерская культура славилась завидными мастерами, однако, здесь древние зодчие превзошли сами себя. Этот барельеф, местами переходивший в округлую скульптуру, содержал изображение орла с головой льва, когтящего оленей. Подобные изображения были обнаружены на стенах сразу нескольких других древних храмов, что создала шумерская культура в районе третьего тысячелетия до нашей эры. Важной особенность рельефа над входом является практически идеально симметрическая геральдическая композиция, ставшая впоследствии характерным признаком переднеазиатского рельефа.

Шумерской культурой был создан зиккурат - совершенно уникальный тип религиозных построек, занимавший знаковое место в архитектуре целого ряда древних государств и империй. Зиккурат всегда возводился при храме главенствующего местного божества и являлся высокой ступенчатой башней, сложенной из кирпича-сырца. На вершине зиккурата, что создавала шумерская культура, располагалась небольшая постройка, именовавшаяся “жилищем бога”. Шумерский народ с завидной регулярностью сооружал подобные конструкции, служившие святилищем территориальных богов, все они были на исключение грандиозны.

Искусство шумеров в архитектуре

Лучше других зиккуратов во множество раз сохранился оный в Уерт. Этот зиккурат/храм был возведен в 22-21 веках до нашей эры, точнее в течение этих столетий была произведена его реконструкция и достройка. Искусство шумеров при строительстве этого зиккурата и при его реконструкции проявило себя по максимуму. Зиккурат состоял из нескольких, предположительно трех, массивных башен, сооруженных одна над одной, образовавших широкие террасы, соединенные лестницами.

В основании зиккурата находился прямоугольник со сторонами 65 и 43 метра, стены достигали 13 метров в высоту. Общая высота постройки, созданной искусством шумеров, - 21 метр, что равняется современному среднестатистическому 5-7 этажному дому. Внешнее пространство зиккурата либо отсутствовало в принципе, либо специально ограничивалось до небольшой комнаты. Все башни зиккурата в Ура были разных цветов. Нижняя башня была цвета черного битума, средняя - красной, цвета естественного кирпича, верхняя же башня была белой.

Искусство шумеров чтило свои традиции, развивавшиеся на протяжении многих столетий в древнем государстве. На террасе, располагавшейся на вершине зиккурата (жилище бога), происходили всевозможные ритуальные мистерии и проводились религиозные празднования. В то же время в неурочный час зиккурат, как уникальный образчик искусства шумеров, служил своеобразной обсерваторий для древних жрецов, являвшихся по совместительству астрономами. Монументальность, которую развивало искусство шумеров, достигалась при помощи простых форм и объемов, а также очевидностью пропорций, создававших впечатление грандиозного сооружения и величественной архитектуры. По впечатлениям зиккурат сравним с пирамидами в Египте, по впечатлениям, но не по пропорциям.

Искусство шумеров южной стороны Двуречья, коей являлись города Лагаш и Ур, выделялось целостностью использовавшихся каменных блоков и своеобразной трактовкой необходимости использования декоративных элементов. В большинстве своем местная скульптура - это приземистые фигуры, в которых отсутствует шея и присутствует клювообразный нос в сочетании с большими глазами. Искусство шумеров северной части страны (городища Хафадж и Ашнунак) отличалось наличием более вытянутых пропорций, детальной проработкой деталей и натурализмом, граничащим с безумием; идеальные тела и удивительно странные носы и лица в целом, как пример.

Особого внимания среди прочих особенностей, что выработали институты шумерской культуры , заслуживает металлопластика и смежные с ним виды ремесленных изделий. Находки металлических изделий, датируемые 26-27 веком до нашей эры, свидетельствуют о классовой дифференциации и о культе мертвых, добравшемся аж до искусства империи шумеров. Роскошная утварь, украшенная цветными камнями, в одних гробницах граничит с бедностью других захоронений. Среди особо ценных изделий, обнаруженных в могилах, выделяется золотой шлем царя тончайшей работы. Искусство шумеров создало этот ценнейший образчик и поместило на вечный упокой в могилу правителя Мескаламдурга. Шлем воспроизводил парик золотого цвета с мельчайшими инкрустациями. Не менее ценен и золотой кинжал с ножнами филигранной вырезки, обнаруженный все в той же гробнице. Кроме того, в гробницах были обнаружены выполненные из золота изображения животных, фигурки и прочие ценные изделия. Некоторые из них принимали форму быка, другие - это простые кольца, серьги и бусы.

Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

В гробницах города Ура были найдены многочисленные, однако, все близкие по стилистике образцы мозаичных изделий. Искусство шумера и аккада изготавливало их в огромнейших количествах. Наиболее примечательным образцом является так называемый “штандарт”, такое имя археологи дали двум продолговатым прямоугольным пластинам, укрепленным в положении наклона. Сделан этот “штандарт”, которым могла гордиться культура древнего шумера, из дерева, и покрыт кусочками ляпис-лазури на фоне и раковинами в виде фигур, вследствие чего образуется прекраснейший орнамент. Поделенные на несколько ярусов пластины согласно уже устоявшейся на тот момент традиции содержали изображения, картины, битв и сражений, в которых учувствовало прославленное войско Ура. “Штандарт” искусства шумера и аккада изготавливался с целью прославить правящих правителей, одержавших столь значимые победы.

Наиболее же примечательным образцом скульптурного рельефа шумер, то, что создало искусство шумера и аккада, является стела Эаннатума, именуемая “Стела Коршунов”. Этот памятник был сооружен в честь победы правителя города Лагуша над своими врагами и над городом Уммой в частности. Изготовлен он был приблизительно в 25 веке до нашей эры. Сегодня стела, которую созидала культура шумерской цивилизации , имеет вид обломков, однако, даже они дают возможность изучить и определить основные принципы монументального искусства и рельефа, свойственные шумерам. Изображение стелы разделено несколькими горизонтальными линиями, по которым построена композиция. Отдельные зачастую разновременные изображения показаны в образующихся пояс, открывая наглядное повествование о тех или иных событиях. Что примечательно, искусство шумера и аккада создало стелу такой, что головы изображенных людей всегда или почти всегда находятся на одном уровне. Исключением являются только головы бога и царя, подчеркивающие их божественное происхождение и возвещающиеся надо всеми.

Человеческие фигуры на изображение совершенно одинаковы, они статичны и зачастую принимают одну и ту же позицию: ноги и голова повернуты в профиль, в то время как плечи и глаза - в фас. На лицевой стороне “Стелы Коршунов”, которую создала культура аккада и шумера, красуется изображение большой фигуры верховного бога города Лагаша, бог держит сеть с собранными в ней врагами правителя Эаннатума. На обратной стороне, что логично, во главе своего войска изображен великий царь, шествующий по трупам павших врагов. Надпись, имеющаяся на стеле, раскрывает содержание, как самих изображений, так и в целом роли сеты, она описывает победу войска Лагаша и прославляет мужество царя, лично командовавшего войском и принимавшего непосредственное участие в сражении.

Особое значение для культуры, которую представляет искусство шумера и аккада , имеют памятники глиптики, резные камни, амулеты и печати. Эти элементы зачастую выступают в качестве заполнителя пробелов, вызванных отсутствием как таковых памятников монументальной архитектуры. Эти глиптики позволяются ученым представить и смоделировать этапы развития искусства Междуречья, а вместе с тем и самого древнего государства шумеров. Изображения на печатях-цилиндрах зачастую отличаются выдающимся мастерством исполнения, которым не могло похвастаться раннее искусство шумер и аккад, развивавшееся на протяжении первых нескольких столетий в истории государства. Они, выполненные из совершенно разных каменных пород, некоторые - из более мягких, другие изготовлены, наоборот, из твердых (сердолик, гематит и прочие), являются ценнейшим образчиком навыков зодчих первой цивилизации на Земле. Что удивительно все они изготавливались при помощи простейших приспособлений, что придает им еще большую важность.

Печати-цилиндры, которые создала культура древних шумеров, отличаются разнообразием. Любимыми сюжетами древних мастеров являются мифы о Гильгамеше, герое шумер, обладавшем невероятной силой, смелость, смекалкой и ловкостью. Встречаются и другие содержания, представляющие более высокую ценность для современных исследователей, в частности те, что повествуют о событиях великого потопа, описанного в единичных мифах шумерского народа. Также учеными было обнаружено несколько печатей, в которых рассказывается история полета местного героя Этаны на орле к небесам за особой травой, способной воскрешать людей.

Печати, как и в целом, культура шумера, изобилуют условностями. Схематичные фигуры людей, животных и даже богов, низкая детализация изображений, стремление покрыть изображение ненужными, зачастую глупыми элементами декора. В печатях, рельефах, барельефах и прочих образцах древнего ремесла художники стараются придерживаться схематичного расположения фигур, при котором головы изображенных людей фиксируются на одном уровне, а тела находятся, если не в одинаковых, то в схожих позициях. Исключением являются единичные образцы искусства, представляющие особую ценность, которые в первую очередь несли своей целью прославление великого Гильгамеша. Если разбираться это, наверное, одна из популярнейших тем, которые развивало шумерское искусство, к сожалению, она дошла до наших дней в единичных экземплярах, что не уменьшает роль и влияния, оказанных шумерским народом на развитие последующих культур.


Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества. К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Ирригационное земледелие как основа цивилизации

Месопотамией (Междуречьем) греки назвали земли между реками Тигр и Евфрат, которые на территории современного Ирака текут почти параллельно друг другу. На юге Месопотамии народ, который назвали шумерами, создал первую цивилизацию в этом регионе. Она просуществовала до конца 3-го тыс. и стала базой для развития других цивилизаций региона, прежде всего для вавилонской культуры 2-го и 1-го тыс. до н. э.

Основой шумерской, как и всех других восточных цивилизаций, явилось ирригационное земледелие. Реки приносили с верховьем плодородный ил. Зерна, брошенные в ил, давали высокие урожаи. Но надо было научиться отводить избыток воды в период разлива и подавать воду в период засухи, т. е. орошать поля. Орошение полей называется ирригацией. По мере роста населения людям приходилось орошать дополнительные участки земли, создавая сложные ирригационные системы.

Ирригационное земледелие явилось основой для цивилизационного рывка. Одним из первых следствий развития ирригации стал рост численности населения, проживающего в одной местности. Теперь десятки родовых общин, т. е. несколько тысяч человек, жили вместе, образовав новое сообщество: крупную территориальную общину.

Для того чтобы поддерживать сложную систему ирригации и обеспечить мир и порядок в округе с большим количеством населения, потребовались специальные органы. Так возникло государство – институт власти и управления, который стоял над всеми родовыми общинами округи и выполнял две внутренние функции: хозяйственного управления и социально-политического управления (поддержание общественного порядка). Для управления требовались знания и опыт, поэтому из родовой знати, накопившей навыки управления в рамках рода, сформировалась категория людей, осуществлявших функции государственного управления на постоянной основе. Государственная власть распространялась на всю территорию округи, и эта территория была вполне определенной. Отсюда возникло и другое значение понятия государства – определенного территориального образования. Свою территорию надо было защищать, поэтому главной внешней функцией государства стала защита своей территории от внешней угрозы.

Появление в одном из поселений органов управления, чья власть распространялась на всю округу, превращала это поселение в центр округи. Центр стал выделяться среди других поселков размерами и архитектурой. Здесь строились наиболее крупные здания светского и религиозного характера, наиболее активно развивались ремесло и торговля. Так появились города.

В Шумере города с прилегающей сельской округой долгое время существовали самостоятельно как города-государства. В начале 3-го тыс. такие шумерские города-государства, как Ур, Урук, Лагаш, Киш, насчитывали до 10 тыс. жителей. К середине 3-го тыс. плотность населения возросла. Например, население города-государства Лагаш превышало 100 тыс. чел. Во второй половине 3-го тыс. ряд городов-государств был объединен правителем города Аккад Саргоном Древним в царство Шумера и Аккада. Однако объединение не было прочным. Более прочные крупные государства существовали в Месопотамии только во 2-м и 1-м тыс. (Старо-вавилонское царство, Ассирийская держава, Ново-вавилонское царство, Персидская держава).

Общественный строй

Как был устроен город-государство Шумера в 3-м тыс. Во главе стоял правитель (эн или энси, затем лугаль). Власть правителя была ограничена народным собранием и советом старейшин. Постепенно должность правителя из выборной становится наследственной, хотя долго сохранялись процедуры подтверждения народным собранием права сына занять пост отца. Формирование института наследственной власти было связано с тем, что правящая династия обладала монополией на опыт управления.

Важную роль в становлении наследственной власти играл процесс сакрализации личности правителя. Он стимулировался тем, что правитель совмещал светские и религиозные функции, поскольку религия у земледельцев тесно переплеталась с производственной магией. Главную роль играл культ плодородия, и правитель как главный распорядитель хозяйственных работ выполнял обряды, призванные обеспечить хороший урожай. В частности, он совершал обряд «священного брака», который проводился накануне посевных работ. Если главное божество города было женским началом, то в священный брак с ним вступал сам правитель, если мужским – то дочь или жена правителя. Это придавало семье правителя особый авторитет, ее считали более близкой и угодной богу, чем другие семьи. Обожествление живущих правителей для шумеров была нетипичным. Лишь в конце 3-м тыс. правители требовали считать себя живыми богами. Их так официально именовали, но из этого не следует, что люди верили в то, что ими правили живые боги.

Единство светской и религиозной власти закреплялось и тем обстоятельством, что вначале в общине был единый административный, хозяйственный и духовный центр – храм, дом бога. При храме существовало храмовое хозяйство. В нем создавались и хранились запасы зерна для страховки общины на случай неурожая. На храмовой земле выделялись участки для должностных лиц. Большинство из них совмещали административные и религиозные функции, поэтому их традиционно именуют жрецами.

Из храмовых запасов кормилась еще одна категория людей, выделившихся из общины – профессиональные ремесленники, которые сдавали в храм свою продукцию. Важную роль играли ткачи и гончары. Последние делали керамику на гончарном круге. Литейщики плавили медь, серебро и золото, заливая их затем в глиняные формы, умели делать бронзу, но ее было мало. Значительная часть продукции ремесленников и излишки зерна шли на продажу. Централизация торговли в руках храмовой администрации позволяла более выгодно закупать те товары, которых не было в самом Шумере, прежде всего металлы и дерево.

При храме формировалась и группа профессиональных воинов – зародыш постоянной армии, имевших на вооружении медные кинжалы и копья. Шумеры создали боевые колесницы для вождей, запрягая в них ослов.

Ирригационное земледелие, хотя и требовало проведения коллективных работ по созданию оросительной системы, в то же время позволяло сделать основной хозяйственной ячейкой общества патриархальную семью. Каждая семья работала на отведенном ей участке земли, и другие сородичи не имели права на результат труда этой семьи. Семейная собственность на произведенный продукт возникла потому, что каждая семья могла сама себя прокормить, и поэтому не было необходимости обобществлять и перераспределять этот продукт в рамках рода. Наличие частной собственности на произведенный продукт труда сочеталось с отсутствием полной частной собственности на землю. По представлениям шумеров земля принадлежала богу – покровителю общины, а люди лишь пользовались ей, принося за это жертвы. Так в религиозной форме сохранялась коллективная собственность на землю. Общинная земля могла передаваться в аренду за плату, но нет твердо установленных случаев продажи общинной земли в частную собственность.

Появление семейной собственности способствовало возникновению имущественного неравенства. В силу действия десятков житейских причин одни семьи становились более богатыми, а другие более бедными.

Однако более важным источником неравенства стала профессиональная дифференциация в обществе: богатство концентрировалось прежде всего в руках управленческой элиты. Экономической основой этого процесса явилось появление прибавочного продукта – избытка в продуктах питания. Чем больше избыток, тем больше были возможности у управленческой элиты присвоить его часть, создав себе те или иные привилегии. До определенной степени элита имела право на привилегии: управленческий труд был более квалифицированным и ответственным. Но постепенно имущество, полученное по заслугам, становилось источником дохода, несоразмерного заслугам.

Своим богатством выделялась семья правителя. Об этом свидетельствуют погребения середины 3-го тыс. в Уре. Здесь найдена гробница жрицы Пуаби, похороненной со свитой из 25 человек. В гробнице найдены прекрасные утварь и украшения из золота, серебра, изумрудов и лазурита. В том числе корона из золотых цветов и две арфы, украшенные скульптурными изображениями быка и коровы. Бородатый дикий бык – олицетворение урского бога Нанны (бога Луны), а дикая корова – олицетворение жены Нанны, богини Нингаль. Это позволяет думать, что Пуаби была жрицей, участницей обряда священного брака с богом Луны. Погребения со свитой – редкость и связаны с каким-то очень значительным событием.

Характер украшений показывает, что знать уже жила другой жизнью. Простые люди в это время довольствовались немногим. Одежда мужчин летом состояла из набедренной повязке, женщины носили юбки. Зимой к этому добавлялся шерстяной плащ. Пища была простой: ячменная лепешка, бобы, финики, рыба. Мясо ели по праздникам, связанным с принесением животных в жертву: люди не решались есть мясо, не поделившись с богами.

Социальное расслоение порождало конфликты. Наиболее серьезные проблемы возникали тогда, когда обедневшие общинники теряли свою землю и попадали в кабалу к богатым вследствие неспособности вернуть взятое в долг. В тех случаях, когда общине грозили крупные конфликты, обусловленные долговой кабалой, шумеры применяли обычай, который назывался «возвращение к матери»: правитель отменял все кабальные сделки, возвращал заложенные участки земли ее первоначальным владельцам, освобождал бедняков от долгового рабства.

Итак, в шумерском обществе были механизмы, которые защищали членов общины от потери свободы и средств к существованию. Однако в нем были и категории несвободных людей, рабов. Первым и основным источником рабства являлись межобщинные войны, т. е. рабами становились чужие для общины люди. Вначале в плен брали только женщин. Мужчин убивали, ибо их трудно было держать в повиновении (раб с мотыгой в руках мало, чем уступал войну с копьем). Женщины-рабыни работали в храмовом хозяйстве и рожали детей, становившихся работниками храмов. Это были несвободные люди, но их нельзя было продать, им доверяли оружие. От свободных они отличались тем, что не могли получить наделы общинной земли и стать полноправными членами общины. По мере роста численности населения стали брать в плен и мужчин. Они работали при храме и в семейных хозяйствах. Такие рабы продавались, но и они, как правило, не подвергались жесткой эксплуатации, поскольку она порождала опасность восстания и связанных с этим потерь. Рабство в Шумере носило преимущественно патриархальный характер, т. е. рабы рассматривались как младшие и неполноправные члены семьи.

Таковы были основные черты общественного строя шумерских городов-государств первой половины 3-го тыс.

Духовная культура

Письменность. Мы знаем о шумерах потому, что они изобрели письменность. Рост храмового хозяйства сделал важным учет земли, запасов зерна, скота и т. д. Эти потребности и стали причиной создания письменности. Шумеры начали делать записи на глиняных табличках, которые высыхали на солнце и становились очень прочными. Таблички дошли до наших дней в большом количестве. Они расшифрованы, хотя порой и весьма приблизительно.

Вначале письмо носило вид стилизованных рисунков-пиктограмм, обозначавших наиболее важные предметы и действия. Знак ноги означал «идти», «стоять», «приносить» и т. д. Такое письмо называют пиктографическим (рисунчатым) или идеографическим, поскольку знак передавал целую идею, образ. Затем появились знаки для обозначения корней слов, слогов и отдельных звуков. Поскольку знаки выдавливались на глине клиновидной палочкой из тростника, постольку шумерское письмо ученые назвали клиновидным или кунеформическим (кунеус – клин). Выдавливать знаки было легче, чем рисовать палочкой на глине. Потребовалось шесть веков, чтобы письмо из напоминательных знаков превратилось в систему передачи сложной информации. Это произошло около 2400 г. до н. э.

Религия. Шумеры перешли от анимизма к политеизму (многобожию): от одушевления и почитания явлений природы к вере в богов как высших существ, создателей мира и человека. Каждый город имел своего главного бога-покровителя. В Уруке верховным богом был Ан – бог неба. В Уре – Нанна, бог Луны. Шумеры стремились поместить своих богов на небе, полагая, что именно оттуда боги наблюдают за миром и управляют им. Небесный, или звездный (астральный), характер культа повышал авторитет божества. Постепенно сложился обшешумерский пантеон. Его основу составляли: Ан – бог неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог воды, Ки – богиня земли. Они представляли четыре главных, по мнению шумеров, элемента вселенной.

Богов шумеры представляли себе как антропоморфных существ. Богам посвящались специальные храмы, где жрецы ежедневно выполняли определенные обряды. Кроме храмов каждая семья имела глиняные фигурки богов и держала их в доме в специальных нишах.

Мифология и литература

Шумеры сочинили и записали много мифов.

Вначале мифы создавались в устной форме. Но с развитием письменности появились и письменные варианты мифов. Фрагменты сохранившихся записей относятся ко второй половине 3-го тыс.

Известен космогонический миф о создании мира, согласно которому первичной стихией мира являлся водный хаос или великий океан: «Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда». В недрах океана зародились бог неба Ан, изображаемый с рогатой тиарой на голове, и богиня земли Ки. От них пошли другие боги. Как видно из этого мифа, у шумеров не было представления о Боге-творце, создавшем землю и все живое на земле. Природа в форме водного хаоса существовала вечно, или по крайне мере, до возникновения богов.

Важную роль играли мифы, связанные с культом плодородия. До нас дошел миф о правителе по имени Думузи, который добился любви богини Инанны и тем обеспечил плодородие своей земли. Но затем Инанна попала в подземный мир и, чтобы выбраться из него, послала туда вместо себя Думузи. Шесть месяцев в году он сидел в подземелье. В эти месяцы земля становилась сухой от солнца и ничего не родила. А в день осеннего равноденствия наступал праздник нового года: Думузи выходил из подземелья и вступал в супружеские отношения с женой, и земля давала новый урожай. Каждый год в городах Шумера отмечали священный брак между Инанной и Думузи.

Этот миф дает представление об отношении шумеров к загробной жизни. Шумеры верили в то, что после смерти их души проваливаются в подземный мир, из которого нет выхода, и там много хуже, чем на земле. Поэтому земную жизнь они рассматривали как высшую награду, которую боги даровали людям в обмен на службу богам. Именно шумеры создали представление о подземной реке как границе подземного мира и о перевозчике, который перевозит туда души усопших. У шумеров были зачатки учения о воздаянии : чистую питьевую воду и покой в подземном мире получают войны, погибшие в бою, а также многодетные родители. Улучшить свою жизнь там можно было и правильным соблюдением похоронного обряда.

Важную роль в формировании мировоззрения шумеров играли героические или эпические мифы – сказания о героях . Наиболее известен миф о Гильгамеше, правителе Урука конца XXVII в. Сохранилось пять историй о его подвигах. Одним из них был поход в Ливан за кедровым деревом, в ходе которого Гильгамеш убивает хранителя кедров великана Хумбабу. Другие связаны с победами над чудовищным быком, исполинской птицей, волшебной змеей, общением с духом своего погибшего друга Энкиду, который рассказал о мрачной жизни в подземном мире. В следующий, вавилонский, период истории Месопотамии будет создан целый цикл мифов о Гильгамеше.

Всего в настоящее время известно более ста пятидесяти памятников шумерской литературы (многие сохранились лишь частично). В их числе помимо мифов, имеются гимны, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, псалмы в честь царей. Широко представлены поучения, споры-диалоги, басни, анекдоты, пословицы.

Архитектура

Шумер называют цивилизацией глины, ибо в архитектуре в качестве главного материала использовали кирпичи из глины. Это имело печальные последствия. От шумерской цивилизации не дошло ни одного сохранившегося памятника архитектуры. Об архитектуре можно судить только по сохранившимся фрагментам фундаментов и нижних частей стен.

Важнейшей задачей было строительство храмов. Один из ранних храмов раскопан в шумерском городе Эреду и относится к концу 4-го тыс. Это прямоугольная постройка из кирпичей (глина с соломой), в торцах которой находились, с одной стороны, статуя божества, а с другой стороны, стол для жертвоприношений. Стены украшены выступающими лопатками (пилястрами), которые расчленяют поверхность. Храм поставлен на платформу из камня, поскольку местность была болотистой и фундамент проседал.

Шумерские храмы быстро разрушались, и тогда из кирпичей разрушенного храма делали платформу и ставили на нее новый храм. Так постепенно к середине 3-го тыс. сложился особый шумерский тип храма – ступенчатая башня (зиккурат ). Наиболее известным является зиккурат в Уре: храм высотой в 21 м стоял на трех платформах, украшенных изразцами и соединенных лестницами-пандусами (XXI в. до н. э.).

Скульптура в основном представлена небольшими фигурками из мягких пород камня, которые ставились в нишах храма. Статуй божеств сохранилось мало. Наиболее известная – голова богини Инанны. Из статуй правителей сохранилось несколько скульптурных портретов Гудеи – правителя города Лагаша. Сохранилось несколько настенных рельефов. Известен рельеф на стеле Нарам-Суэна, внука Саргона (около 2320 г. до н. э.), где царь изображен во главе войска. Фигура царя крупнее фигур воинов, над его головой сияют знаки Солнца и Луны.

Глиптика, резьба по камню – излюбленная форма прикладного искусства. Резьба делалась на печатках, сначала плоских, потом появились цилиндрические печати, которые прокатывались по глине и оставляли фризы (декоративные композиция в виде горизонтальной полосы).

На одной из печатей сохранился рельеф, изображающий царя Гильгамеша в виде могучего героя с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок.

О высоком уровне развития ювелирного дела свидетельствуют упоминавшиеся выше украшения Пуаби – арфа, корона из золотых цветов.

Живопись представлена в основном росписью по керамике. Дошедшие изображения позволяют судить о канонах. Человек изображался так: лицо и ноги в профиль, глаз в фас, туловище развернуто на 3/4. Фигуры укорочены. Глаза и уши изображены подчеркнуто крупными.

Наука. Хозяйственные потребности шумеров положили начало развитию математических, геометрических, астрономических знаний. Для проведения учета храмовых запасов шумеры создали две системы счета: десятеричную и шестидесятеричную. И обе дошли до наших дней. Шестидесятеричная сохранилась при исчислении времени: в 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд. Число 60 взяли потому, что оно легко делилось на многие другие числа. Было удобно делить на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, и 30. Потребности, связанные с прокладкой оросительных систем, измерениями площади полей, строительством зданий привели к созданию основ геометрии. В частности, шумеры использовали теорему Пифагора за 2-го тыс. лет до того, как ее сформулировали греки. Вероятно, именно они первыми разделили круг на 360 градусов. Вели наблюдения за небом, связывая положение светил с разливами рек. Выделяли различные планеты и созвездия. Особенно внимательно следили за теми светилами, которые были связаны с божествами. Шумеры ввели стандарты мер длины, веса, площади и объема, стоимости.

Право . Порядок мог существовать лишь в том случае, если есть известные всем законы, т. е. обязательные для исполнения нормы. Совокупность обязательных норм, охраняемых силой государства, принято назвать правом. Право возникает до появления государства и существует в виде обычаев – норм, сложившихся на основе традиции. Однако с появлением государства понятие «право» всегда связано с государственной властью, поскольку именно государство официально устанавливает и охраняет правовые нормы.

От III династии Ура до нас дошел, хотя и не полностью, самый древний из известных свод законов, составленный правителем Шульги, сыном Ур – Намму (XXI в. до н. э.). Законы защищали имущественные и личные права граждан: поля общинников от захватов, от затопления соседями по небрежности, от ленивого арендатора; предусматривали компенсацию хозяину за ущерб, причиненный его рабу; защищали право жены на денежную компенсацию в случае развода с мужем, право жениха на невесту после уплаты ее отцу брачного дара и др. Очевидно, что эти законы опирались на длительную правовую традицию, не дошедшую до нас. Правовая традиция шумеров имела религиозное обоснование: считалось, что именно боги создали набор правил, которым все должны следовать.

Наследие шумерской цивилизации

Около 2000 г. III династия Ура пала под ударами новой волны семитских племен. Семитский этнический элемент стал доминировать в Месопотамии. Шумерская цивилизация как бы исчезает, но на самом деле все основные элементы ее культуры продолжают жить в рамках Вавилонской цивилизации, получившей название по имени Вавилона – главного города Месопотамии во 2-м и 1-м тыс. до н. э.

Вавилоняне взяли у шумеров систему клинописного письма и долгое время использовали уже ставший мертвым шумерский язык как язык знаний, постепенно переводя на семитский (аккадский) язык шумерские научные, правовые, религиозные документы, а также памятники шумерской литературы. Именно шумерское наследство помогло самому известному царю Старо–вавилонского царства Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создать самый крупный свод законов Древнего мира, состоящих из 282 статей, детально регулирующих все основные стороны жизни вавилонского общества. Знаменитая Вавилонская башня, ставшая символом Ново-вавилонского царства, существовавшего в середине 1-ом тыс. до н. э., также являлась прямой наследницей ступенчатых шумерских зиккуратов.



Шумерская цивилизация считается одной из древнейших в мире, однако так ли их общество отличалось от современного? Сегодня мы расскажем о некоторых деталях быта шумеров и о том, что мы у них переняли.

Начнем с того, что время и место происхождения шумерской цивилизации до сих пор остаются вопросом научной дискуссии, ответ на который вряд ли будет найден, ведь количество сохранившихся источников крайне ограниченно. К тому же, из-за современной свободы слова и информации Интернет заполнен множеством конспирологических теорий, что многократно усложняет процесс поиска истины научным сообществом. По принятым же большей частью научного сообщества данным шумерская цивилизация уже существовала в начале VI тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии.

Основным источником информации о шумерах являются клинописные таблицы, а наука, которая их исследует, называется ассириологией.

Как самостоятельная дисциплина она оформилась только к середине XIX века на основе английских и французских раскопок на территории Ирака. С самого момента зарождения ассириологии ученым приходилось сражаться с невежеством и ложью как личностей, не имеющих отношения к науке, так и со своими собственными коллегами. В частности, книга русского этнографа Платона Акимовича Лукашевича «Чаромутие» повествует о том, что шумерский язык произошел от общего христианского языка «истотного» и является прародителем русского языка. Мы же с вами попытаемся избавиться от назойливых свидетелей инопланетной жизни и будем опираться на конкретные работы исследователей Самюэля Крамера, Василия Струве и Вероники Константиновны Афанасьевой.

Образование

Начнем с основы всего - с образования и истории. Шумерская клинопись - это крупнейший вклад в историю современной цивилизации. Интерес к обучению у шумеров появляется с III тыс. до н.э. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит расцвет школ, в которых насчитывается тысяча писцов. Школы, помимо образовательных, были и литературными центрами. Они отделились от храма и представляли собой элитарное заведение для мальчиков. Во главе стоял учитель, или «отец школы» - уммиа. Изучались ботаника, зоология, минералогия, грамматика, но лишь в виде списков, то есть опора делалась на зубрежку, а не на выработку системы мышления.

Шумерская табличка, город Шуруппак

Среди работников школы были некие «владеющие хлыстом», видимо, для мотивации учеников, которые должны были обязательно посещать занятия каждый день.

К тому же, сами учителя не гнушались рукоприкладством и наказывали за каждую оплошность. Благо, всегда можно было откупиться, ведь учителя получали мало и были совсем не против «подарков».

Важно отметить, что обучение медицине проходило фактически без вмешательства религии. Так, на найденной табличке с 15 рецептами медицинских препаратов не было ни одной магической формулы или религиозного отступления.

Повседневная жизнь и ремесло

Если брать за основу ряд дошедших повестей о жизни шумеров, то можно сделать вывод, что трудовая деятельность стояла на первом месте. Считалось, что если ты не работаешь, а гуляешь по паркам, то ты не только не мужчина, но и не человек. То есть идея труда как основного фактора эволюции воспринималась на внутреннем уровне даже древнейшими цивилизациями.

Для шумеров было принято уважать старших и помогать своей семье в ее деятельности, будь то работа в поле или торговля. Родители должны были правильно воспитать своих детей, чтобы те позаботились о них в старости. Именно поэтому так ценилась устная (через песни и сказания) и письменная передача информации, а вместе с ней и передача опыта из поколения в поколение.

Шумерский кувшин

Шумерская цивилизация была аграрной, отчего сельское хозяйство и ирригация развивались относительно быстрыми темпами. Существовали специальные «календари землевладельца», которые содержали советы по правильному ведению хозяйства, пахоты и управлению работниками. Сам документ не мог быть написан земледельцем, так как они были неграмотными, следовательно, он был издан в образовательных целях. Многие исследователи придерживаются мнения, что мотыга обычного земледельца пользовалась не меньшим уважением, чем плуг зажиточных горожан.

Большой популярностью пользовались ремесла: шумеры изобрели технологию гончарного круга, ковали инструменты для сельского хозяйства, строили парусные лодки, владели искусством литья и пайки металлов, а также инкрустации драгоценных камней. К женским ремеслам относилось умение искусно ткать, варить пиво и заниматься садоводством.

Политика

Политическая жизнь древних шумеров была весьма активной: интриги, войны, манипуляции и вмешательства божественных сил. Полный набор для хорошего исторического блокбастера!

Касательно внешней политики сохранилось немало сюжетов, связанных с войнами между городами, которые являлись самой крупной политической ячейкой шумерской цивилизации. Особый интерес представляет повествование о конфликте между легендарным правителем города Урука Эн-Меркаром и его оппонентом из Аратты. Победу в так и не начавшейся войне удалось одержать с помощью настоящей психологической игры с использованием угроз и манипуляций сознанием. Каждый правитель загадывал другому загадки, пытаясь показать, что боги на его стороне.

Внутренняя политика была не менее интересна. Существует доказательство того, что в 2800 году до н.э. состоялось первое собрание двухпалатного парламента, который состоял из совета старейшин и низшей палаты - из граждан мужского пола. На нем обсуждались вопросы войны и мира, что говорит о его ключевом значении для жизни города-государства.

Города шумеров

Городом управлял либо светский, либо религиозный правитель, который при отсутствии парламентской власти сам решал ключевые вопросы: ведение войны, законотворчество, сбор налогов, борьба с преступностью. Однако его власть не считалась священной и могла быть свергнута.

Законодательная система, по признанию современных судей, в том числе и членом Верховного суда США, была весьма проработанной и справедливой. Закон и правосудие шумеры считали основой своего общества. Именно они первые заменили варварский принцип «глаз за глаз и зуб за зуб» на денежный штраф. Помимо правителя, судить обвиняемого могло собрание граждан города.

Философия и этика

Как писал Самюэль Крамер, пословицы и поговорки «лучше всего взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений общества». На примере шумерских аналогов можно сказать, что беспокоящие их вопросы не слишком отличались от наших: траты и экономия средств, оправдания и поиск виноватого, бедность и богатство, моральные качества.

Что касается натурфилософии, у шумеров к III тысячелетию сложился ряд метафизических и теологических понятий, оставивших след в религии древних евреев и христиан, однако четко сформулированных принципов не было. Основные представления касались вопросов мироздания. Так, Земля для них представлялась плоским диском, а небо - пустым пространством. Мир же произошел из океана. Шумеры обладали достаточным интеллектом, но им не хватало научных данных и критического мышления, поэтому они воспринимали свой взгляд на мир как правильный, не подвергая его сомнению.

Шумеры признавали созидательную силу божественного слова. Для источников о пантеоне богов характерна красочная, но нелогичная манера повествования. Сами шумерские боги - антропоморфны. Считалось, что человек создан богами из глины для удовлетворения их потребностей.

Божественные силы признавались идеальными и добродетельными. Зло же, причиной которого были люди, казалось неизбежным.

После своей смерти они попадали в потусторонний мир, по-шумерски он назвался Кур, в который их переправлял «человек лодки». Сразу видна тесная связь с греческой мифологией.

В произведениях шумеров можно уловить отзвуки библейских мотивов. Одним из таких является идея небесного рая. У шумеров рай носил название Дильмун. Особенно интересна связь с библейским сотворением Евы из ребра Адама. Существовала богиня Нин-Ти, что можно перевести и как «богиня ребра», и как «богиня, дарующая жизнь». Хотя исследователи считают, что именно из-за схожести мотивов имя богини было изначально переведено неверно, так как «Ти» означает одновременно и «ребро», и «дарующая жизнь». Также в шумерских легендах имелся великий потоп и смертный человек Зиусудра, который строил по указанию богов огромный корабль.

Часть ученых видит в шумерском сюжете убийства дракона связь со святым Георгием, пронзающим змея.

Развалины древнего Шумерского г.Киш

Незримый вклад шумеров

Какой же можно сделать вывод о быте древних шумеров? Они не только внесли неоценимый вклад в дальнейшее развитие цивилизации, но по некоторым аспектам своей жизни вполне понятны современному человеку: они имели представление о морали, уважении, любви и дружбе, обладали хорошей и справедливой судебной системой, ежедневно сталкивались с вполне знакомыми нам вещами.

Сегодня подход к культуре шумеров как к многогранному и уникальному явлению, предусматривающий тщательный анализ связей и преемственности, дает возможность по-другому взглянуть на известные нам современные явления, осознать их значимость и глубокую, увлекательную историю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шумерская цивилизация – самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Письменность. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами.

письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (иди идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

В конце XXV в. до н. э. шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек,

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккад-ским письмом.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669- ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся.

Школы. Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапа-ла.

Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Беломили Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, "огиня любви и плодородия Инанна (в ва-зилонском и ассирийском пантеоне - Лштар) и бог вечно живой природы Ду-музи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, зерховный вавилонский бог Мардук - с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,- с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. - также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями.

Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

В XXIV-XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705- 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.

Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно - в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.

Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.