В поисках стиля - "я и искусство", визуальное искусство. Художник, визуальное искусство, антагонизм

  • ИСКУССТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 08:49:16 - = А = * А искусство? - Только игра, Подобная только жизни, подобная только …
  • ИСКУССТВО в Новейшем философском словаре:
    термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных …
  • ИСКУССТВО
    (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) Один из универсальных …
  • ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие …
  • ИСКУССТВО в Высказываниях известных людей:
  • ИСКУССТВО в Словаре Одно предложение, определения:
    - посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Афоризмах и умных мыслях:
    посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ее формы, включая религию, науку и т. д. И. через своеобразное слияние …
  • ИСКУССТВО
    издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, …
  • ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    художеств. и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. …
  • ИСКУССТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словарике:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. …
  • ИСКУССТВО
    "ИСЌУССТВО КИНО", ежемес. лит.-худ. и критико-публицистич. журнал, с 1931, Москва. Учредители (1998) - Гос. к-т РФ по кинематографии, Союз кинематографистов …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемес. иллюстрир. журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Об-вом поощрения художеств под ред. Н.П. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое иск-во"), назв. ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худ. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ. требований. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", журнал по вопросам изобр. иск-ва. Осн. в 1933 (в 1941-46 не выходил), Москва. Издавался как орган Мин-ва культуры СССР, …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", изд-во Гос. к-та по печати Рос. Федерации, Москва. Осн. в 1936. Лит-ра по истории и теории изобр. иск-ва и …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСЌУССТВО, худ. творчество в целом - лит-ра, архитектура, скульптура, живопись, графика, декор.-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности …
  • ИСКУССТВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иску"сство, иску"сства, иску"сства, иску"сств, иску"сству, иску"сствам, иску"сство, иску"сства, иску"сством, иску"сствами, иску"сстве, …
  • ИСКУССТВО в Словаре эпитетов:
    Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.), …
  • ИСКУССТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Художественное творчество в целом; отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Памятники искусства. Современное искусство. ...Самым лучшим памятником …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Словаре синонимов Абрамова:
    художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, …
  • ИСКУССТВО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    иск`усство, …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и. искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. …
  • ИСКУССТВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности …
  • ИСКУССТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные …
  • ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
    , способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой В.м. выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении …
  • КОНТАКТЕРЫ ОЧНЫЕ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    земные контактанты, вступившие в процессе общения с представителями ВЦ в непосредственное с ними визуально-речевое (телепатическо-визуальное) общение. Обычно случаи такого контакта …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ КИНОКРИТИКА в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    Киноведение (Film Studies) становится важным компонентом феминистской теории с конца 1960-х гг., и дебаты того времени фокусируются в основном вокруг …
  • ОП-АРТ в Словаре постмодернизма:
    (OP-ART) (визуальное искусство) (англ. optic, optical - оптический) - художественное направление неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) в традиции зрелого модернизма (см. Модернизм), …
  • КУБИЗМ в Словаре постмодернизма:
    - направление модернизма, предпринявшее попытку смоделировать - средствами художественного творчества - специфическую теорию познания, фундированную презумпцией анти-психологизма (см. Анти-психологизм). Классическими …
  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО в Словаре постмодернизма:
    - наиболее радикальное направление в рамках авангарда "новой волны" (см. "Новой волны" авангард), фундированное презумпцией отказа от генетической связи художественного …
  • ТЕЛЕСНОСТЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    «Понятие, возникшее в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от антропоморфирующих кодов. Обращение к проблематике Т. связано …
  • ЛЕ КОРБЮЗЬЕ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Le Corbusier) — псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (Ch. Ed. Jeanneret) (1887-1965) Французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и …
  • ЖЕСТОКОСТЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в …
  • КУРАЦУКУРИ-НО ТОРИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (начало VII в.) - скульптор. Его дед, натурализовавшийся в Японии китайский ремесленник, прославился изготовлением седел (курацукури). Отец, Курацукури-но Тасуна, приобрел …
  • 1972.10.30
    Поджиорсини, Италия. Разбивается самолет Fokker F-27 Friendship 200 компании Aero Transporti Italiani. Все 27 человек на борту погибают. Визуальное выведение …
  • 1969.09.09 в Страницах истории Что, где, когда:
    15:29. Ферланд, Индиана, США. В воздухе сталкиваются самолеты Douglas DC-9-31 компании Allegheny Airlines и Piper Cherokee PA-28 компании Forth Corporation. …
  • ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    в обучении, визуальное оформление преподавателем и учащимися учебной информации; упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, …
  • СКОПИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. skopeo - смотрю) часть сложных слов, означающая: наблюдение, визуальное изучение (напр., …
  • РЕКОГНОСЦИРОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. recognosco - осматриваю) в военном деле - визуальное изучение противника и местности в районе предстоящих боевых действий лично …
  • ЛУНА в Большом энциклопедическом словаре:
    естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384 400 км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5 °8? 43?, …
  • ИНТРОСКОПИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. intro - внутри и...скопия) визуальное наблюдение предметов или процессов внутри оптически непрозрачных тел, в непрозрачных средах (веществах). …

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Digital art или цифровое искусство - это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Авторы digital art охотно используют в процессе творчества компьютерные программы и технологии, а результатом являются произведения в цифровой форме.

Сфера digital art находится в постоянном развитии. Возможности постоянно обновляющихся графических редакторов вдохновляют художников на создание все более необычных образов. Поэтому работы цифровых художников с трудом поддаются классификации. Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опрой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники.

Виды digital art

Цифровая живопись

Цифровая живопись - это создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Существуют разные технологии цифровой живописи, зависящие от уровня мастерства художника. Начинающие могут создавать иллюстрации по фотографии, более опытные — создавать иллюстрацию по отсканированному рисунку или создавать свои произведения сразу на компьютере или планшете.

Качество цифровой живописи зависит не столько от техники, сколько от мастерства художника, его знания рисунка, анатомии, теории цвета и композиции. Техника лишь существенно облегчает процесс:
позволяет сохранять этапы работы, отменять неудачные действия, свободно менять пропорции и композицию, работать с цветом.

Цифровая фотография

Технология фотографии, которая использует преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати. Принципы работы цифровой фотоаппаратуры не отличаются от аналоговых (пленочных) камер. Три «столпа» на котором держится фотография: скорость затвора (выдержка), диафрагма, создающие экспозицию, и цветовая температура в равной мере важны как для обычных фотографов, так и для цифровых. При этом цифровые фотоаппараты имеют разные автоматические режимы, в том числе и творческие, встроенные фильтры. Цифровая фотография легко может быть подвергнута редактированию: или , ретуши и другой обработке.

Векторная графика

Векторная графика (Vector graphics)- иллюстрация, описывающаяся при кодировании математическими формулами, определяющими положение объекта, его форму, параметры обводки и заливки. Векторные изображения (иногда называемые векторными фигурами или векторными объектами) состоят из линий и кривых, заданных векторами - математическими объектами, которые описывают изображение в соответствии с его геометрическими характеристиками.

Векторные изображения можно свободно перемещать и масштабировать без потери детализации и четкости, поскольку такие изображения не зависят от разрешения.

Художники создают с помощью векторной графики прекрасные иллюстрации, абстрактные композиции, пиктограммы, разрабатывают логотипы и анимацию.

Трехмерная графика и анимация

Трёхмерная графика и анимация - раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве. При этом 3D-модель может быть реалистичной, вымышленной или полностью абстрактной. В виртуальном пространстве художники могут создавать целые фантастические миры, в которых модель можно рассмотреть со всех сторон, при этом с высокой степенью детализации могут быть проработаны текстуры, освещение, может быть создана анимация объектов и динамическая симуляция частиц.

Динамическая симуляция - автоматический расчёт взаимодействия частиц, тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.

Полученные трехмерные модели могут быть доработаны в других редакторах.


Фрактальная графика

Фрактал — это фигура или структура, которая обладает свойством самоподобия, т.е. в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия, и так может продолжаться до бесконечности. Фрактальную структуру имеют кристаллы, снежинки и многие другие природные объекты. Компьютерные программы могут строить фрактальные фигуры удивительные по своей красоте и сложности

Типографика

Типографика — искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. В цифровом дизайне и искусстве, ориентированном на соединение всех форм медиа, различных способов предоставления информации, типографика становится одним из художественных средств, причем зачастую ее внешние, формальные характеристики выступают на передний план. Дизайнеры создают шрифтовые плакаты и композиции, в видеозаставках и рекламе текст оживает.


Фотоманипуляции

Фотоманипуляция - это соединение частей разных изображений и графических элементов с целью получить совершенно новое произведение со своим смыслом и назначением. Мастера фотоманипуляции воплощают свои творческие идеи путем комбинирования разных, как правило, качественных стоковых фотографий, в единое цельное художественное изображение.

Современные графические редакторы позволяют создавать удивительные комбинации самых разных визуальных образов, трансформируя фотографии в сюрреалистические картины, стильные дизайнерские композиции, способные воплощать самые сложные концепции или фантазии.

Есть много разновидностей композиций на основе фотографий: коллажи и фотоарт, плакаты и дизайны.

Качественный фотоарт - это не простое «склеивание» кусочков разных картинок в графическом редакторе Photoshop. Он включает в себя обработку всех фрагментов изображений в единой цветовой гамме, тоновую коррекцию, учитывает положение источников света и направление тени, ее практически невозможно разделить на исходные фотографии.


Анимационный дизайн

Анимационный дизайн или графика движения (англ. Motion graphics ) - визуальное оформление видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, рекламных роликов, создаваемое с помощью компьютера, иногда с помощью комбинированных съемок и анимационных эффектов.

До того, как компьютеры стали общедоступны, графика движения была дорога и трудоемка, что ограничило ее использование в высокобюджетном кино и телевидении. Термин «графика движения» связан с ростом популярности компьютерных приложений, подобных Adobe After Effects, Maya, Autodesk 3D Studio Max. Эти программы объединили специальные эффекты обработки видео, наборы инструментов для цветовой коррекции, текстовой анимации, движения камеры и создания многослойных композиций.

CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») - неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики и использующиеся в изобразительном искусстве, печати, кинематографических спецэффектах, на телевидении и в симуляторах.

Компьютерная анимация

Компьютерная анимация - вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. Художник создает на экране рисунки начального и конечного положения движущихся объектов, а роль фазовщика берёт на себя компьютер, рассчитывая все промежуточные состояния, опираясь на математические характеристики. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения.

Компьютерная анимация широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений.

Обработка цифровых фотографий может стать мощным инструментом реализации самого сложного авторского замысла. Примером успешного синтеза возможностей искусства фотографии и цифровой обработки в творчестве являются работы Анке Мерцбах (Anke Merzbach). …»Только лица переживших боль имеют выражение» Мрачно-меланхоличные работы показывают нам людей – спящих, мечтающих, созерцающих и тоскующих. «Только лица переживших боль имеют выражение», – так она говорит о […]

Ли Мора (Lee Mora) – цифровой художник из США, который совершает удивительные фотоманипуляции и выкладывает эти снимки в Интернете. Эти композиции – увлекательное путешествие в иные измерения, в которых происходят самые невероятные вещи: трансформируется пространство, меняется гравитация, а фантазия причудливо смешивается с реальностью. Рассматривая эти произведения цифрового искусства, можно помечтать, придумать мистическую историю, а можно […]

«Искусство отражает то, что сокрыто глубоко внутри каждого из нас», — говорит сербский цифровой художник Боян Евтич (Bojan Jevtic). Его работы – смесь фотографий, компьютерных эффектов, текстур и слоёв с элементами digital art, на которых застыли таинственные женские образы. Для создания своих загадочных композиций Боян использует фотографии найденные в сети – они в основном портреты […]

Фантастические панорамы, города под куполом, летающие машины, антигравитация и изменения климата — все наши ожидания и страхи, связанные с будущим, воплощены на цифровых картинах, которые создает российский графический дизайнер Евгений Казанцев. Евгений Казанцев родился в 1978 году в г. Свердловске. Изучал промышленный дизайн в Уральской архитектурной академии. Ведет профессиональную деятельность с 1996 года, специализируясь на айдентике, […]

Как выглядит одиночество отлично знает Франческо Ромоли (Francesco Romoli) – талантливый итальянский цифровой художник. Его серия работ под названием «Мнимые города», показывает одинокого человека, который находится на тускло освещенной улице рядом с плоскими картонными зданиями. Пространство этих работ построено по одной схеме: темная и пустая потрескавшаяся поверхность, по которой бродит крошечный человечек. На обрывках картона […]

Графический дизайнер из Чехии Филипп Ходас (Filip Hodas) создает потрясающие цифровые работы, в которых различные абстрактные формы соединены с земными ландшафтами. С помощью Cinema 4D и других графических редакторов дизайнер оттачивает свои навыки визуализации 3D-объектов, совмещая потрясающие красотой ландшафты с инородными и абстрактными объектами, зависшими в воздухе. Сюрреалистические пейзажи Филипа Ходаса Филипп Ходас создает сплав гиперреализма […]

Глава 1. Визуальные искусства в глобальном культурном континууме.

1.1. Динамика институционализации визуальных искусств в художественной культуре: исторический аспект.

1.2. Институционализации искусства в эпоху глобализации: культурологический подход.

1.3. Проблема влияния глобализационных процессов в культуре на развитие искусства.

Глава 2. Современное искусство в поисках новых форм институционализации.

2.1. Музей как «форма жизни культуры»: современные формы презентации художественного творчества.

2.2. Самоорганизация как направление художественной жизни: «партизанские» формы развития искусства в XXI веке.

2.3. Институционализация маргинальных форм творчества в глобальный мир искусства»: творчество художников-аутсайдеров.

Глава 3. Визуальные искусства и «новая зрелищность» в контексте развития средств коммуникации.

3.1. Киберпанк и «новая зрелищность» в ситуации глобализации культуры.

3.2. Визуальные искусства и современные технологии: трансформации языка изображения в контексте «новой зрелищности».

3.3. Художник и «новое техническое»: институционализация новых форм творчества.

Глава 4. Направления институционализации художественного творчества в сфере материальной культуры.

4.1. Дизайн и визуальный облик «новой природности».

4.2. Тело человека как область «труда и творчества»: от гламура до морфинга.

4.3. Институционализация культурных традиций в творчестве художников-модельеров.

Рекомендованный список диссертаций

  • Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика 2003 год, кандидат культурологии Демшина, Анна Юрьевна

  • Художественная жизнь современного Лондона: институции, тенденции, проблемы репрезентации: на материале изобразительного искусства, 1990-2000-е гг. 2010 год, кандидат искусствоведения Лебедев, Александр Александрович

  • Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации 2005 год, доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна

  • Трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX - начала XXI веков 2011 год, кандидат искусствоведения Серикова, Татьяна Юрьевна

  • Книжная графика русского футуризма 2013 год, кандидат искусствоведения Родькин, Павел Евгеньевич

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике 2010 год, кандидат искусствоведения Ван Мэни

  • Художественный журнал как эстетический феномен: Россия, конец XIX - начало XX веков 2000 год, кандидат философских наук Каверина, Елена Анатольевна

  • Авторская художественная игрушка в искусстве XX века. Проблемы, тенденции, имена 2008 год, кандидат искусствоведения Марченко, Мария Александровна

  • Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ 2012 год, кандидат искусствоведения Дёмкина, Дарья Викторовна

  • Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века 2005 год, кандидат искусствоведения Бабикова, Татьяна Васильевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Демшина, Анна Юрьевна

Заключение.

Институционализация визуальных искусств в эпоху глобализации культуры - процесс идущий нелинейно с различных сферах культуры. С точки зрения институционализма возможно рассматривать не только развитие «мира искусства» (термин А. Дэнто), но и актуализацию искусства в социокультурной практике в целом и влияние социокультурной динамики на само искусство. В рамках исследования институционального аспекта развития искусства как феномена культуры встает и другой важный вопрос - о сочетании самоорганизации и управления в сверхсложных и суперсверхсложных системах, которой является и искусство (М. Каган). Поиск баланса в управлении культурными институтами, таким образом, может быть основан только на диалогическом понимании культуры при осознании важности искусства как носителя духовной культуры. Именно духовная культура обеспечивает сохранение и развитие культуры, определяет взаимоотношения с природной и социальной компонентами бытия. Это особенно актуально в современной ситуации кризиса духовной культуры, когда в стирании межкультурных границ идет процесс искусственного навязывания ценностей, моделей социокультурного поведения в рамках мировой унификации жизни. Инсти-туализация искусства (протекающая даже в рамках самоорганизации) в таком случае становится не только символическим, но и политическим, социокультурным, экономическим фактором. Использование искусства в социокультурных практиках демонстрирует динамику шкалы ценности тех или иных его феноменов в конкретный исторический период, результат оценки не обязательно совпадает с мнением «мира искусства». Наличие в западном культурном дискурсе независимой экспертной оценки, открытых аукционов искусства и других инструментов арт-рынка делает обновление и развитие художественной практики осуществимым. Согласно экономической теории институанализации, синерге-тической концепции данные инструменты реализуют поливариантность в художественном дискурсе, создавая внешнее воздействие на него. Нелинейность культурной политики в сфере искусства, многовекторность развития самого искусства, становятся охранительным фактором, позволяющим культуре не только сохранять искусство как особую ценность, но и провоцируют рост точек нового в самом искусстве.

Сложность, многомерность культуры эпохи глобализма приводит к усилению взаимодействия всех сфер человеческого бытия на всех культурных уровнях, вовлекая в общие процессы культуру многих стран. Исследование направлений и форм институционализации, сложившихся в мировой практике, может позволить не только полнее увидеть развитие искусства, но и определить перспективные направления, адекватные особенностям современной культуры.

Инструментарий изобразительного искусства оказался востребованным массовой культурой и виртуальной реальностью. Поэтому говоря о визуализации современной культуры, можно отметить не расцвет визуальных искусств (как это было в эпоху Возрождения), а тотальность использования визуального канала восприятия, заполняемого с помощью культурного наследия, социокультурных стереотипов. Этот процесс можно назвать попыткой приспособления человека к новой виртуальной реальности, реакцией на проблемы адаптации к быстро изменяющемуся культурному полю. Визуальные образы в этой ситуации играют роль «платформы», создающей пространство для общения, диалога людей. Но без интеллектуальной творческой активности личности эта «платформа» превращает человека лишь в деталь определенной стратегии, часть чужой игры по манипулированию смыслами или в материал для творчества другого. Личностная, креативная активность сегодня имеет большие возможности для самомореализации, но при условии качественного повышения уровня ответственности и образованности. Особая роль в такой ситуации отводится сфере образования, самообразования и воспитания человека. Художественная культура играет определенную роль в адаптации личности к новым условиям: и при формировании визуальной компоненты метаязыка современной культуры, и в форме расширения возможностей проявления творческого потенциала каждого человека. Язык искусства, язык художественной культуры становятся одним из самых универсальных способов межкультурного общения, что связано и с формированием общекультурных ценностей, основанных на поликультурных кодах, метаэстетиче-ских основаниях. Области нового формируются и в зоне взаимодействия искусства и новых технологий, художественной и научной сфер деятельности.

В современном мультикультурном обществе, где идет активный процесс перераспределения культурного капитала, где нет диктата идеологий, а «существует только соблазнение» (Ж. Бодрийар, Б. Хюбнер), человек позволяет увлечь свою персону тем, что соответствует его личному опыту и стремлениям. Поэтому искусство, чтобы не оказаться в вакууме, ищет новые способы соблазнения: от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования, создания куль-турно-развлекательнымх комплексов, развития музейной педагогики, новых подходов презентации искусства. Это соответствует амбициям деятелей искусства, ищущим свое место в современном обществе.

Изобразительное искусство в битве за самостоятельность от других сфер культуры, начатой задолго до XXI века, сегодня, кажется, получило свободу от содержательного и материального давления. В начале третьего тысячелетия мы переживаем новый этап, когда необходимо опять осознать искусство как особый синтез духовности, не теряя тот новый инструментарий, который подарило художнику искусство в поисках новых форм репрезентации. Это накладывает на сферу музейно-галерейной деятельности особую ответственность. Современный музей, защищая автономность искусства, вынужден играть роль координатора, следящего и за динамикой зрительской аудитории, и за современными технологиями, и за ситуацией в различных локусах развития художественного творчества.

Современная культура активно включает в дискурс маргинальные практики. Так, в искусстве существует определенный интерес и традиция институционализации творчества душевнобольных. С одной стороны, включение маргинального опыта для современной культуры - важный источник обновления, показатель гуманизации общества. С другой, - это один из признаков кризиса культуры, ищущей в маргинальных зонах новые ориентиры в ситуации давления массовой культуры, имеющей унификационный характер. Значение институционализации подобного искусства трудно недооценить, но как показывает и зарубежный, и отечественный опыт, основой презентации подобного творчества как феномена культуры (а не только как достижения арт-терапии) должна быть совместная работа культурологов и психиатров, с включением элементов искусствоведческого подхода. Творчество художников-аутсайдеров наглядно демонстрирует демократический характер сути творчества, независимый от пола, возраста, состояния здоровья, что является важной основой гуманизации современной культуры.

Кроме развития традиционных форм институализации искусства, включения в этот процесс маргинальных практик, отдельный вопрос -развитие традиций самоорганизации в самой творческой среде. Можно говорить о преемственности традиций в рамках данного процесса. К примеру, традиции самоорганизации, свойственные ленинградскому нонконформизму, сегодня перетекают как в официальные формы (музейная, просветительская деятельность), так и оказываются востребованы молодыми художниками. Это особо актуально в период отсутствия целостного «мира искусства», стабильных связей между художником -арт-рынком - зрителем (покупателем) и культурной политикой со стороны официоза. Партизанские способы институализации искусства и в XXI веке остаются для художников актуальным способом заявить о себе, несмотря на то, что об андеграунде, актуализировавшим данное течение в веке XX, сегодня говорить практически не приходится.

На сегодняшний день можно выделить несколько направлений в данном течении. Это использование партизанских технологий из-за специфики развития российского арт-рынка и отечественной экономики. В рамках самоорганизации оказываются востребованы не только современные (кураторские), но и классические (цеховые) методы институ-ционализации. Партизанские методы используются художниками для привлечения внимания к собственному творчеству (персоне) или к определенным проблемам современного общества. Не все подобные группы пытаются выйти из подполья, хотя для части из них партизанские способы - метод внедрения в официальные институции. Некоторые из «партизан» (например, деятели «Пушкинской 10») проходят путь от неформального существования до обретения собственного веса в художественной жизни. Показательно, что один и тот же автор может свободно совмещать «партизанские методы» деятельности с участием в официальных союзах и мероприятиях. С развитием Интернета актуализировалось стремление ряда творческих людей абстрагироваться от паблисити, уйти в подполье; такие личности так же пользуются партизанскими методами, создавая «партизанское виртуальное подполье». Отдельная страница - виды искусства, возникшие на стыке «закона и беззакония», как, например, граффити. Часть художников-райдеров успешно участвуют в официальных выставках, для многих партизанские способы работы являются своеобразным кредо.

Субкультурная (в том числе и художественная) солидарность, проявляющаяся в форме традиционных и консервативных институтов или связанная с новыми, противостоящими массовой культуре объединениями, по-видимому, становится мировым феноменом. Это защитная реакция множества людей на испытываемое или наблюдаемое ими исчезновение духовности, навязывание не характерных для них массовых, унифицирующих социокультурных стереотипов. Отказ от участия в манипулировании становится основой формирования сетевой всепланетной аудитории. Партизанские формы институционализации в силу демократичности, нелинейности становятся хорошей площадкой для солидаризации подобных объединений, формирований в культуре областей нового творческого опыта, в конечном счете, актуального для развития современной культуры в целом.

Институционализация визуальных искусств сегодня тесно связана с развитием медийного информационного поля, основанного на современных коммуникационных технологиях. Художник выступает теперь в виде медиатора/проводника, переводчика и шифровальщика фантазий и устремлений. Художники услужливо предлагают внешнее оформление фантазий, «упаковку» для мечты на любой вкус. «Новая зрелищность» - это вариант воплощения мечты о тотальном воспроизведении реальности, которая в различных контекстах проявлялась у многих деятелей кино (А. Базен, С. Эйзенштейн). Художник в этой реальности выполняет несколько функций. Он - создатель абриса виртуализированного пространства, манипулятор и вдохновитель; он - служащий, работающий на корпорации, или участник сопротивления мировой унификации. В то же время каждый, кто старается в таком мире сохранить индивидуальность, - художник собственного мира. С развитием массовых электронных коммуникаций, способных предоставить искомый псевдореальный мир каждому желающему, этот процесс получает свое законченное воплощение. Сами художники получили для творчества не только новый инструмент, расширивший язык изображения, но и новые возможности, увеличившие его влияние на формирование властных стратегий.

Художественные произведения, транслируемые через каналы массовых коммуникаций, создают огромное поле потенциального удовлетворения нереализованных в жизни потребностей. Средства художественной культуры в этой ситуации играют важную роль в социокультурной деятельности, предоставляющей человеку возможность концентрированно в течение короткого времени прожить «другую жизнь», отключиться от своего реального бытия, получить иной набор социальных возможностей и линий поведения. В идеале, проиграв «чужие жизни», человек должен определиться с приоритетами в собственной или отказаться от своей индивидуальности в пользу чужой. Трудно не согласиться с киберпанк-идеей, что творческая активность, свобода общения, способность к полилогу, реализуемые при помощи визуального мышления, могут стать основой для сохранения свободы личности. В данном контексте язык визуальных искусств, «новая зрелищность» (основанная на визуальном канале восприятия) могут выполнять не только манипулятивную, но и адаптивную функцию по отношению к усложнению коммуникативного поля, перенасыщенного информацией. Ассоциативное, образное, нелинейное мышление, выделяемое в киберпанк-эстетике как способ выживания в постиндустриальном обществе, управляемом СМИ и транскорпорациями, может заложить основу новой конфигурации человеческой культуры, естественно, при условии его активизации и в не виртуальном пространстве. Дискуссии о границах изобразительного языка кинематографа, телевидения и медиа на сегодняшний день уже не выглядят актуальными. Понятие «формат» активно используется во всех экранных действах. Различие кинофильма и телепередачи как дифференциация характеристики зрения (в первом случае «зрения памяти», во втором «зрения участника») так же стерлось в процессе экспериментов. Киноприём, видеостиль, телеформа, медиа-клип сегодня стали стандартным набором характеристик конкретного визуального текста и приемом, живущим вне изначальной родовой соотнесенности, вопросом выбора «диапазона окуляра» создателя и «настроек окуляра» смотрящего.

Стратегии использования технологий меняются мало: либо визуализация фантазии, либо придание «эффекта достоверности». Создание виртуальных фантазийных миров, развитие мокьюментари - крайние точки этого процесса. «Новая зрелищность» пережила упоение самоценностью технических средств, которые теперь стали обыденной частью создания визуального текста. Это требует или качественного скачка на новый уровень визуального воздействия, или наличия четкой концепции, послания к зрителю. Не случайно в последнее время идет поворот к консерватизму, проявляющийся, в частности, в обращении к ретроэсте-тике и в форме, и в содержании. В обратном случае работает «картотечный принцип», делающий текст неинтересным, скучным. Современный зритель, имеющий опыт бытия в пространстве феноменов «новой зре-лищности», часто отсекает подобное в «фоновой режим» восприятия, как не актуальное.

Новые технологии предлагают для художников особый инструментарий творчества, например, медиа-арт предоставляет художникам новые средства и площадки для самовыражения. Если для С. Шерман новые технологии - это исключительно новый инструмент творчества, то работы А. Шульгина, Б. Виолы, А. Хила - новаторские в силу презентации особого мышления. Идеологически институционализация медиаарт направления в искусстве связана с киберпанком и актуальным искусством. Формы институционализации зависят от принадлежности к одной из этих двух сфер. Это влияет на презентацию (галерейная, сетевая), на отношение к реальности (полное или не полное погружение) и ориентацию (концептуальная, образно-пространственная).

С середины прошлого века (XX столетия) повседневность включается в общий процесс глобализации социокультурных процессов, изменения границ между различными локусами человеческого бытия. Увеличение множественности хаотических проявлений в сфере повседневности соседствует со стремлением к системности, институционализации. Показательно, что в пространстве встречи искусства и повседневности идет процесс и более четкой структуризации искусства. Отсутствие макро-ценностных систем, свобода выбора провоцируют установление четких границ и правил на уровне субкультурном, уровне особенного. В рамках «новой природности» биодетерминизм и культура не противоречат друг другу, а становятся взаимодополняющими частями человеческого бытия. Во главу угла ставится личностное отношение, способность к индивидуальному прочтению, вместо точного знания идут поиски соотнесенности, вместо постоянства контекстной «прописки» в строгой иерархии - движение. Дизайн, в этих условиях, лавируя между «искусством-сакральным» и «бытом-профанным», техникой и эстетикой является и рупором особого визуального языка, родина которого - изобразительное искусство.

Подход в обществе к новой нелинейной целостности и происходящие внутри него процессы взаимодействия и взаимопереходов основных противоположностей (природного и культурного) - это поиск новой системы бытия человека, представляющей собой и новый метод мышления о мире, и особый способ участия в его преобразовании. Искусство при пересечении с телесными практиками получает новый особенный «материал» для творчества, точнее, для сотворчества художника и зрителя (соавтора), формирует новые структуры и формы собственного бытия, трансформирует границы бытия нехудожественного при условии активности самой личности. Визуальные искусства в союзе с повседневностью как выстраивают ориентиры для заблудившегося человека в мире множества возможностей, так и расставляют ловушки, в том числе и визуальные. Сегодня уже нельзя игнорировать то, что реальность и воображаемое в повседневных практиках приблизились друг к другу достаточно сильно, а художники активно работают в области создания конкретной видимой конфигурации этого виртуального пространства, превращая и самого человека и среду его обитания в пространство сотворчества, место придания фантазиям реальной визуальной формы. I

Процессы глобализации в культуре актуализировали такие противоположные тенденции, как транскультурализм и поиски этнической, национальной идентичности. Современная культура многовекторна в своем развитии, так же многообразен и дизайн, в котором свободно уживаются разноплановые тенденции. Исследование направлений актуализации культурных традиций в современном дизайне видится важным для определения векторов развития культуры в целом. За счет несинхронности макрокультурных процессов в культуре и циклов в моде последняя исполняет роль референта между культурным ядром и динамическими культурными процессами. В данном контексте культурные традиции становятся интересны социуму не только как часть истории культуры, но как инструмент выживания в современном мире, как часть конфигурации отношений глобального и уникального в культуре. Ведь технологическая цивилизация, с одной стороны, отчуждает человека от традиции, а сосуществование различных версий традиции конструирует «зрительское» стороннее отношение к истории, стирает границы между различными культурными практиками. В такой ситуации мода становится инструментом власти, частью маркетингового механизма глобальных корпораций. Транскультура предлагает каждому выбрать краску, соответствующую настроению, этническое своеобразие в таком случае актуализируется исключительно как игра. В то же время актуализация традиций в дизайне важна как способ проявления социальной солидарности, что презентует культурный опыт не только как музейный экспонат, а как часть современной культуры. Поэтому на практике дизайн, помещая образы, созданные в прошлом, в новые контексты, как ни парадоксально, возрождает интерес к различаниям, помогает сообществам сохранять и презентовать собственное культурное своеобразие. Сегодня искусство, чтобы не оказаться в вакууме «нигде», ищет новые способы соблазнения зрителя, приходящие на смену ранее существующим, - от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования себя; от создания культурно-развлекательнымх комплексов до развития музейной педагогики и поисков новых подходов презентации искусства.

Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Демшина, Анна Юрьевна, 2011 год

1. Абалакова Н., Жигалов А. ТОТАРТ. Русская рулетка. - М.: Ad Marginem, 1998. -415 с.

2. Агеев В. Семиотика. - М.: Весь мир, 2002. - 254 с.

3. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. - 527с.

4. Алексеева И. Человеческое знание и его компьютерный образ. - М.: РАН Институт философии, 1993. - 215 с.

5. Американская философия искусства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1997. - 318с.

6. Андреева Е. Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины двадцатого века. - Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.- 509с.

7. Андреева Е. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук.- СПб. 2005. - 30 с.

8. Антология тендерной теории, //под редакцией Е. Гаповой, А. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 382с.

9. Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Академический проект, 2003. 768 с.

10. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999.-200 с.

11. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. Монография. М.: Издательство МГИДА, 2002. - 295 с.

12. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психол. журн. - 1998. - Т. 19 (1). - С. 89-100.

13. Барт Р. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1994. - 616с.

14. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.- 312 с.

15. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

16. Барт P. S/Z. - М.:УРСС, 2002. - 230с.

17. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet. - СПб.: Наука, 1999. -150 с.

18. Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса. // Коммуникация и образование. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 418 - 427.

19. Бездна: «Я» на границе страха и абсурда. Российский журнал искусств.- СПб.: Концерн «Емец», 1992. 224 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

21. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996. 239 с.

22. Берг М. Литературократия. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 340 с.

23. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383с.

24. Бергер Л. Эпистемология искусства. - М.: Русский мир. 1995. - 323с.

25. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: «Медиум», 1995.-330 с.

26. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. -384 с.27,28.29,30,31,32.35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Надо сказать, что в Европе видеоарт, как направление искусства, получил наиболее широкое развитие. Существуют даже высшие школы медийных искусств.

Что касается инсталляций, то здесь корни уходят в начало веков, ведь наскальная живопись это в какой-то мере тоже инсталляция. Но если говорить о современном мире, то инсталляции можно разделить на три категории: обычные инсталляции из стекла, дерева, бетона; виртуальные и видеоинсталляции.

Что касается интересующих нас медиа (видеоинсталляций), то здесь мы уже можем вернуться в любимые нами клубы, где это направление искусства уже достигло большого распространения. Самым простым примером можно привести обычное проецирования футажей на стены помещений и экранов. Где под футажами (footages) понимаются видео фрагменты, которые могут состоять из видеоряда, анимированных фонов, 3D-элементов, анимированных титров, транзакциий, и так называемых частиц.

А также более сложные панорамные видеодекорации на концертах.

А уже практически ни одно выступление мега звезд современной электроники не обходится без видео-перфомансов.

Со своими видео-инсталляциями и настоящим световым шоу выступают звезды PaulKalkbrenner , Plastikman, Skrillex, Justis, DavidGuetta, MagnaticMan, SubFokus , Deadmau5 и многие другие.

Но обратим наши любопытные взоры к более трендовым явлениям в визуальном искусстве, каким в первую очередь, является видео-мэппинг . Новомодное слово буквально заполонило интернет со множеством профессиональных и любительских видео-роликов. Итак, видео-мэппинг (от англ. Мэппинг – отражение, проецирование) – направление визуального искусства, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. Фишка мэппинга в том, что он не требует дополнительных приспособлений для зрителей (очков и т.д.), но для того, чтобы проекция выглядела объемной, нужно чтобы зрители находились в определенной точке.

Видео-мэппинг (В.М.) можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция:
— архитектурный В.М.
— интерьерный В.М.
— проекция на малые формы

Ярким примером соединения музыки и архитектурного мэппинга можно назвать работу, получившую Гран-при фестиваля ‘Круг света’.

Интерьерный мэппинг представляет из себя проекции внутри любого помещения. Мапятся стены, пол и т.д.

Частным случаем интерьерного мэппинга является fulldome, это тот случай, когда памится все пространство – 360 градусов. Довольно часто такой мэппинг используют в планетариях:

Если говорить об использовании мэппинга в шоу звезд EDM, то здесь еще мало кто использует данные технологи. Но, похоже, все еще впереди. А вот кто уже хорошенько пошумел своим визуально-музыкальным шоу с использованием технологий мэппинга, так это известный электронщик Амон Тобин . В прошлом году над его выступлениями в поддержку альбома ISAM трудилась целая команда видео-инженеров и дизайнеров. Вот, как это было:

И, конечно, все чаще мэппинг используют в качестве элемента клубных перфомансов. Например, представление на легендарном немецком техно-фестивале Time Warp :

Виджеинг – это живойперфоманс, который творится в реальном времени. А человека, который создает видеомиксы путем монтажа коротких видеофрагментов (футажей) в режиме здесь и сейчас называют виджеем (VJ).

На сегодняшний день виджеинг имеет всемирный масштаб и признание как отдельного вида искусства. Виджеинг добрался даже до Каннского кинофестиваля, где происходит оценка и награждение работ в этом жанре. Но, конечно, особенно хорошо виджеинг прижился в ночных клубах по всему миру.

Другое дело, что в наших реалиях, виджеев, видеохудожников только-только начинают воспринимать в серьез. (Да, да, это не просто диджей попросил друга во время выступления покрутить видео, чтобы было красиво).

Тогда, как на Западе виджей обязательно присутствует на флаере многих вечеринок, а его имя пишется не мелкоразборчивыми буквами в углу буклета, а размашистым шрифтом наравне с приглашенными диджеями.

Конечно, быть виджеем не просто. Чтобы быть профессионалом в этой сфере этот человек должен хорошо чувствовать музыку, обладать художественным вкусом и при этом богатое образное мышление.

Основной задачей виджея можно считать создание неповторимой, аудиовизуальной атмосферы, при этом, разумеется, желательно находиться на одной ментальной волне с диджеем. Поэтому насколько могут восхищать опытные виджеи, владеющие множеством специальных трюков и примочек, и насколько неприятно наблюдать чью-либо работу, когда применяются сумасбродные эффекты без вкладывания в них особого смысла.

Рабочим пространством виджея обычно является экран или плазмы. Что касается сетапа виджея, то здесь возможны различные варианты. Например, схематично средняя виджейская установка может выглядеть следующим образом:

Чаще оборудование виджея состоит из парочки надежных яблочных лептопов с мощными видеокартами и специальным ПО, видеомикшеров, визуальных синтезаторов, миди-контроллеров, проекторов, вместительных внешних дисков, километров кабелей и прочих недешвых железяк.

Отдельно нужно сказать, что не стоит путать виджея от дивиджея.

Дивиджеи (DVJ) – это более продвинутые диджеи, которые играют не просто музыку, а клипы на эту музыку. Чаще всего дивиджеи работают в более коммерческих стилях, исходя из обилия в этой сфере видеоклипов. Впрочем только клипами дело не ограничивается, в ход идут и вышеупомянутые футажи и фильмы, различный видео, флеш материал.

Работа дивиджея также сложна, как и труд виджея. Здесь в реальном времени нужно контролировать множество параметров. Но, в то же время, профессия (хобби?) предоставляет большее поле для экспериментов и творческого самовыражения.

Конечно, современное визуальное искусство во многом двигает технический прогресс, а также глобальное размытие между искусствами различных жанров. Отсюда возникает множество технологических новинок. Примером такого новшества и хотелось бы закончить нашу статью. Тем более, что речь идет об отечественных разработках. Это интерактивный медиа стол i.m.table .

i.m.table – это универсальный пульт управления любыми мультимедийными компонентами – звуком, видео, светом. В реальном времени на нем можно переключать огромное количество звуковых и видео потоков. Демонстрацией этого пульта прославился украинский проект Жени Филатова – The Maneken :

На этом наши материалы о визуальном искусстве не заканчиваются. В скором времени мы еще более глубоко копнем в удивительный мир визуальной культуры.