VI. Александровская колонна

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси - автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали - центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном. Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана.

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в . Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в и Траяна в , а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из , а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода - залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур - известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник - Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского - шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.


Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее - Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Как добраться

Александровская колонна находится на Дворцовой площади в исторической части города. Здесь проходят многие маршруты общественного транспорта, а также это место очень популярно для пеших прогулок. Ближайшие станции метро - Адмиралтейская и Невский проспект.

Точный адрес: Дворцовая пл., Санкт-Петербург

    Вариант 1

    Метро: по синей или зеленой ветке до станции Невский проспект.

    Пешком: направиться в сторону шпиля Адмиралтейства до пересечения с Адмиралтейским проспектом, а далее справа вы увидите Александровскую колонну.

    Вариант 2

    Метро: по фиолетовойветке до станции Адмиралтейская.

    Пешком: выйти на улицу Малую Морскую и пройти до Невского проспекта. Затем в течение 5 минут можно дойти до пересечения с Адмиралтейским проспектом и до Дворцовой площади.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 1, 7, 10, 11, 24 и 191 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 4

    Автобус: маршруты № 3, 22, 27 и 100 до остановки «Метро Адмиралтейская».

    Пешком: пройти 5 минут до Дворцовой площади.

    Вариант 5

    Маршрутка: маршрут № К-252 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 6

    Троллейбус: маршруты № 5 и 22 до остановки «Невский проспект».

    Пешком: пройти 7 минут до Дворцовой площади.

Также Александровская колонна находится в 5 минутах пешком от Дворцового моста и одноименной набережной.

Александровская колонна на карте
  • Немного цифр: Александрийский столп вместе с ангелом на его вершине составляет в высоту 47,5 метров. Сама фигура ангела с крестом имеет высоту 6,4 метра, а пьедестал, на котором он установлен, - 2,85 метра. Общий вес монумента - около 704 тонн, из них 600 тонн отводится на сам каменный столб. Для его установки потребовалось одновременное участие 400 рабочих и помощь 2 000 солдат.
  • Александровская колонна, что представляет собой цельный кусок гранита, держится на постаменте за счет собственного веса. Она практически никак не закреплена и не закопана в землю. Прочность и надежность памятнику в течение стольких веков обеспечили точные расчеты инженеров.

  • При закладке фундамента в основание Александровской колонны вложили бронзовую шкатулку со 105 монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Они до сих пор там хранятся вместе с памятной доской.
  • Для того, чтобы точно установить монолитное основание колонны на фундаменте, Монферран придумал особый «скользкий» раствор с добавлением мыла. Это позволило несколько раз передвигать огромную каменную глыбу, пока она не приняла правильное положение. А чтобы цемент подольше не замерзал во время зимних работ, в него добавляли водку.
  • Ангел на вершине Александровской колонны символизирует победу российских войск над французами, и во время работы над этой статуей император пожелал, чтобы она была похожа на Александра I. Змея же, которую попирает ангел, должна была напоминать собой Наполеона. Действительно, многие признают определенное сходство ангельского лика с чертами Александра I, однако есть и другая версия, что на деле скульптор лепил его с поэтессы Елизаветы Кульман.

  • Еще во время строительства Александровской колонны Монферран предлагал для подъема на вершину сделать внутри столба потайную винтовую лестницу. По расчетам архитектора, на это понадобился бы один резчик по камню и один подмастерье для выноса мусора. Сама же работа могла бы занять до 10 лет. Однако Николай I отверг идею, поскольку опасался, что в итоге стенки колонны могут быть повреждены.
  • Первое время петербуржцы воспринимали новую достопримечательность с опаской - ее небывалая высота вызывала сомнения в устойчивости. И чтобы доказать безопасность колонны, Огюст Монферран стал сам каждый день прогуливаться у монумента. Неизвестно, убедила ли эта мера недоверчивых горожан или же попросту они привыкли к памятнику, но в течение нескольких лет он стал одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  • С фонарями, окружающими Александровскую колонну, связана одна забавная история. Зимой 1889 года Северную столицу наводнили слухи, что с наступлением темноты на памятнике появляется загадочная буква N, а утром она бесследно исчезает. Этим заинтересовался министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф, который решил проверить сведения. И каково же было его удивление, когда светящаяся буква действительно появилась на поверхности колонны! Но несклонный к мистицизму граф быстро разобрался в загадке: оказалось, что на стекле фонарей было клеймо изготовителя - компании Simens, и в определенный момент свет ложился так, что буква N отражалась на монументе.
  • После Октябрьской революции новые власти решили, что фигура ангела над городом, где стоит крейсер Аврора - неуместное явление, от которого нужно срочно избавиться. В 1925 году вершину Александровской колонны попытались укрыть колпаком с воздушного шара. Однако раз за разом ветер относил его в сторону, и в результате эту затею оставили, так и не добившись успеха. Помимо того, считается, что одно время ангела хотели заменить Лениным, но и эта идея не дошла до реализации.
  • Есть легенда, что после объявления о первом полете в космос в 1961 году на постаменте, где находится ангел с крестом, появилась надпись «Юрий Гагарин! Ура!». Но на вопрос, как смог ее автор подняться практически на вершину колонны, да еще оставшись незамеченным, так и не найдено ответа.
  • Во время Великой Отечественной войны колонну пытались замаскировать, чтобы уберечь от разрушения (как и остальные петербургские памятники). Однако ввиду огромной высоты монумента это удалось сделать лишь на 2/3, и вершина с ангелом была незначительно повреждена. В послевоенные годы фигуру ангела восстановили, также она подвергалась реставрации в 1970-х и в 2000-х годах.
  • Одной из относительно новых легенд, связанных с Александровской колонной, является слух, что на самом деле она закрывает собой старинное месторождение нефти, открытое еще в 19-м веке. Откуда пошло это поверье - сложно сказать, но в любом случае оно совершенно не подтверждается фактами.

Вокруг памятника

Поскольку Александрийский столп расположен в сердце города, рядом с ним находится большая часть знаменитых петербургских достопримечательностей. Прогулкам по этим местам можно посвятить не один день, ведь, кроме архитектурных памятников, здесь есть музеи, которые будет интересно посмотреть не только снаружи.

Итак, рядом с Александровской колонной можно посетить:

Зимний дворец - один из шедевров архитектора Б.Ф. Растрелли, созданный в 1762 году. Вплоть до Октябрьской революции он служил зимней резиденцией нескольких российских императоров (отсюда, собственно, и произошло его название).

Грандиозный музейный комплекс, основанный Екатериной II, находится буквально в двух шагах от колонны. Его богатые коллекции живописи, скульптуры, оружия, древних предметов быта известны не только в , но и во всем мире.


Музей А.С. Пушкина - бывший особняк князей Волконских, где некогда жил поэт и где сохранились его подлинные вещи.


Музей Печати - интересное место, где можно узнать об истории печатного дела в России. Он расположен в 5-7 минутах ходьбы от Александровской колонны на другом берегу реки Мойки.


Дом ученых - бывший Владимирский дворец и бывший советский клуб научной интеллигенции. В нем и сегодня работают несколько научных секций, проходят конференции и деловые встречи.


Еще больше исторических памятников и просто интересных для прогулки мест можно найти по другую сторону от Невского проспекта и Дворцового проезда.

Ближе всего к Александровской колонне расположены:

«Дом вверх дном» - развлекательный центр, включающий несколько комнат с «перевернутым» интерьером. Посетители приходят сюда в основном за веселыми фото.


Александровский сад - парк, основанный в 1874 году и сегодня находящийся под охраной ЮНЕСКО. Полный зеленых газонов, аллей, цветников, он станет отличным местом для отдыха после экскурсии к Александровской колонне и перед осмотром новых достопримечательностей.


Медный всадник - знаменитый памятник Петру I, выполненный Этьеном Фальконе в 1770 году по указу Екатерины II. Со времен 18-го века и до наших дней он является главным символом Санкт-Петербурга, героем сказок и поэм, а также объектом многочисленных примет, поверий и легенд.


Адмиралтейство - еще один известный символ Северной столицы, шпиль которого служит ориентиром для многих туристов и гостей города. Изначально построенное как верфь, сегодня это здание считается шедевром мировой архитектуры.


Исаакиевский собор - уникальный образец позднего классицизма и крупнейший храм Санкт-Петербурга. Его фасад украшают более 350 скульптур и барельефов.


Если же пройти от Александровской колонны по Дворцовому мосту на другой берег Невы, можно попасть на Васильевский остров, который считается одной большой достопримечательностью. Здесь расположено здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, барочный дворец Меньшикова и многое другое. Сам остров с его удивительной планировкой, строго параллельными улицами-линиями и богатой историей достоин отдельной экскурсии.


Словом, куда бы вы ни отправились от Александровской колонны, в любом случае попадете к одному из важных исторических памятников. Будучи одним из символов Санкт-Петербурга, она окружена такими же знаковыми монументами и старинными зданиями. Сама Дворцовая площадь, где находится колонна, включена в список ЮНЕСКО и является одним из лучших архитектурных ансамблей России. Зимний Дворец, штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб образуют здесь роскошное ожерелье шедевров архитектуры. В дни праздников площадь становится площадкой для концертов, спортивных состязаний и других мероприятий, а в зимнее время здесь заливается огромный каток.

Визитная карточка

Адрес

Дворцовая пл., Санкт-Петербург, Россия

Что-то не так?

Сообщить о неточности


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге: