Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото. Сергей полунин, биография, новости, фото Вячеслав полунин где сейчас

12/06/2010

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 г. в городке Новосиль Орловской области в семье работников торговли.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел в Ленинградский институт культуры, где одновременно преподавал искусство пантомимы.

В 1968 г. во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос Клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 г. сформировалось ядро будущего театра. В 1974 г. вышел первый спектакль, в 1975 г. – спектакль "Лицедеи". С 1981 г. театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время своего существования было созданы спектакли: "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-Блю-Блю-Канари", выпущено 15 программ.

Среди программ, созданных Полуниным: "Карнавал", "Баден-Баден", "Ночь на Лысой горе", "Фантазеры", "Катастрофа", "Дьяболо", "Снежное действо".

Этапным для Полунина стал 1981 г., когда на телевизионном "Новогоднем огоньке" он выступил с новым номером "Асисяй", изображая маленького, наивного и трепетного человечка в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Его визитной карточкой стал номер "Нельзя".

В 1982 г. Полунин собрал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 г. – организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодежи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых – Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 г. Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше двухсот актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 г., отпраздновав свое двадцатилетие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 г. по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" – театр на колесах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 г. был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

Полунин основал "Академию дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России. В 1993 г. организовал первый фестиваль женщин-клоунесс мира с типично русским названием "Бабы-дуры".

В 1993 г. он уехал из России в цирк "Дю солей" в Канаду. С 1994 г. живет в Англии, где работает в лондонском театре "Хакни", хотя, по собственному признанию, английского языка не знает. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром. Общение со всем миром обогатило творчество Полунина.

Вячеслав Полунин снимался также в кино, в том числе и без клоунского грима: "Только в мюзикле" (1980), "Небывальщина" (1983), "И вот пришёл Бумбо" (1984), "Четыре клоуна под одной крышей" (1985), "Как стать "звездой" (1986), "Убить дракона" (1988), в лирической комедии Эльдара Рязанова "Привет, дуралеи"(1996), "Гофманиада" (2009).

В 2001 г. он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – "Корабль дураков".

В 2003 г. Вячеслав Полунин привез в Москву свой спектакль "Сноу шоу" (Snow show/"сНежное шоу"), собирающий полные залы в любом городе и на любом континенте.

В январе 2010 г. в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац состоялся юбилейный спектакль "сНежное шоу".

Вячеслав Полунин – Народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С.Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За свое шоу "Живая радуга" королевой Великобритании Вячеслав Полунин был удостоен звания "Почетный житель Лондона".

Полунин живет в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом – в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер.

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

В 2010 г. издательство Paulsen выпустило в Москве фотоальбом известного фотохудожника Владимира Мишукова "Полнополуние", посвященный Вячеславу Полунину.


Вячеслав Полунин так окончательно и не решил, где будет жить
Но уже понял, что не в России
Легендарный петербургский "лицедей" живет сейчас в Лондоне. Показывает спектакли и имеет успех. Специально для "Коммерсанта-Daily" с ВЯЧЕСЛАВОМ ПОЛУНИНЫМ беседует специальный корреспондент РИА "Новости" ВЛАДИМИР СИМОНОВ.

С чего все начиналось
Спектакль Полунина "Снежное шоу" кончился полчаса назад. Но зрители, заполнившие в тот вечер зал лондонского театра "Пикок", не расходились.
После спектакля захожу в артистическую уборную. Слава сидит с ногами на стуле, свернувшись калачиком. Без носа-помидора, но еще в традиционном клоунском гриме. Задаю свой первый вопрос.
— Как вы вывели клоунаду, мимическое действо из-под купола цирка на театральную сцену, а потом и на мировые подмостки? С чего все началось?
— Когда в 60-х годах я пришел в клоунаду, там никого уже не осталось. Енгибаров умер, его последователи были не так сильны, они только копировали его. Каран д"Аш уже ушел со сцены, Никулин ушел. И образовалась пустота. Главное же — не было современного языка, чтобы говорить с веком. Как заметил когда-то Енгибаров, "через клоунаду систему ХХ века на сцену не вытащишь". Он открыл дорогу к поэтической, трагической клоунаде. И я понял: надо двигаться в сторону Чаплина. И правильно сделал. Ведь цирк к тому времени оказался при смерти — причем именно потому, что не нашел современного языка. Цирк 50-х был вершиной, в шестидесятые пошел на спад, а 70-е и 80-е — это был уже круглый нуль. Не искусство, а повторение себя.
— Чем это можно объяснить, по-вашему? Финансированием? Государство карман застегнуло?
— Нет-нет, финансирование у нас всегда было фантастическое. Ни в одном государстве не построено столько цирков, огромных куполов по всей стране. Проблема другая. Цирк был поставлен на поток. Система конвейера доводила до блеска техническое мастерство, но практически выдавила из цирка всю поэзию. Потому что нельзя сделать 40-50 спектаклей в месяц, каждый раз распахивая сердца. А мастера у нас были лучшие в мире. Семь сальто крутили, но выйти посмотреть в глаза публике не могли.
Поэтому у меня задача была: пойти за Енгибаровым, вернуть поэзию в цирк. Причем через театр, возвращая клоунаде ее сценическую суть.

Благодарная чопорная аудитория
— А вы специально клоунскому ремеслу обучались, кончали цирковое училище?
— Нет. Я во многие места поступал. В театральный институт — туда меня не приняли, потом еще куда-то, не помню, куда, — опять не приняли. В конце концов понял: самое лучшее — это самообразование. Все школы были ходульные, какие-то неживые. Поэтому я засел в библиотеках на несколько лет, все разворошил, что было в "Публичке" в запасниках, в Театральной. Серебряный век весь стал для меня открытием: Мейерхольд, Таиров, Радлов... И все, что во мне, — оттуда. Потом немое кино, конечно, стало учителем, многие фильмы по 10, по 20 раз смотрел.
И в результате я решил попытаться вернуть на сцену человека играющего, которого вытеснил человек-трибун. Мы ведь все равно остаемся на трибуне: сцена-то приподнята. И все равно идеи нашей актерской жизни на сцене люди подхватывают, тянутся к ним. Но добиваться, чтобы люди за тобой шли и делали, как ты, — это неправильно. Ты живи сам — кому понравится, тот за тобой пойдет.
— Ну и как вы чувствуете себя в Британии? Здесь ведь тоже богатые традиции клоунады. Ведь чопорный англосакс вовсе не чужд лицедейству в вашем понимании этого слова...
— Я бы не приехал сюда, не будь здесь такого. Есть, условно говоря, стран пять в мире, за которыми тянется длиннющий шлейф клоунско-театральной культуры. Когда выходишь здесь на сцену, взываешь не только к опыту какого-нибудь зрителя в третьем ряду партера, но к опыту всех его соотечественников, всей этой страны. Уже в первый приезд в Англию у меня глаза на лоб полезли: насколько тонко англичане считывают второй, третий уровень текста. Фантастически благодарная аудитория.

Театр абсурда
— Ведь это англичанин придумал назвать театр "Глобусом". И вот в "Снежном шоу" у вас на носу пляшет мячик-глобус...
— Чем больше я знаю, чем интеллектуальнее становятся мои сюжеты, тем больше я должен превращаться в дурака и веселиться на сцене, не о чем ни думая. Все существует одновременно. Чем больше я становлюсь человеком мира, тем больше становлюсь человеком России. Потому что все, что я собой представляю, — это Россия. Я несу зрителю то, что во мне собралось, накопилось на родине.
Кстати, наш новый спектакль мы с Мишей Шемякиным хотели бы включить в празднование 850-летия Москвы. Эту идею повез сейчас по моей просьбе в Москву Андрей Кончаловский. Я был бы счастлив, если бы наш спектакль стал частью этого праздника.
Другое дело, что в России девяносто процентов моей энергии уходит почему-то на ерунду и только десять — на творчество. Поэтому я решил: я дам в десять раз больше России, если буду привозить туда спектакли, сделанные за рубежом. Потому что я их привезу десять. Если же я буду работать в России, то рожу один спектакль за десять лет. На большее меня не хватит. Я сужу по опыту: последние два года провел в России, потратил все свои деньги, какие в Америке заработал, создал "Академию дураков" — ассоциацию людей, которые любят юмор, абсурд. И знал, что все это в конце концов лопнет. Но все равно два года вкалывал, чтобы в этой безнадежности убедиться и быть спокойным.
— Как вы смотрите на то, что происходит в России?
— Я просто стараюсь об этом не говорить, потому что после болею. Не знаю, что пересилит, что возьмет верх. Но пока сохранилось еще в России такое количество великолепных людей, в том числе в культуре, и все время происходят вспышки: удивительные спектакли, выставки, новые гениальные музыканты... Я приезжаю на такие события, потому что знаю: здесь, на Западе, подобного не произойдет. На это способна только энергия русских людей. Для этого сам стиль их существования предназначен. Но к чему и когда все это придет? Это большой вопрос.

Мой дом — моя труппа
— Крупный американский политолог Роза Гетемюллер (она внимательно следит за Россией, часто там бывает) считает, что в России ожил средний класс: театры полны, выставки полны. То есть российская интеллигенция начинает, по ее мнению, находить свое место в рыночной экономике, ее настроение поднимается. Вы согласны?
— Конечно, есть резкий контраст между 1992-1993 годами и 1995-1996-м. Действительно, заметно резкое возвращение публики в театры. Потому что она, публика, два-три года побесилась, побегала за деньгами, думала, что на этом построит свою жизнь. Оказывается, нет, это проблему самосознания личности не решает. Без музыки, без сцены русскому человеку не выжить. Потребность в культуре у нас сейчас огромная и возвращение к ней очевидно.
— А как у грустно-веселого на сцене Славы Полунина складывается личная жизнь? Больше грустного или больше веселого?
— Мой театр и моя семья — это одно и то же. Так бывало в старину, когда артисты кочевали всю жизнь. Ядро моей труппы — пять человек: я, моя жена и трое сыновей. Семья наша как бы в вечном движении. Чаще всего живем два года в одной стране, потом, когда она надоедает, переезжаем в другую. Два года во Франции жили, потом два года в Америке. Сейчас уже год здесь, в Лондоне. Может, во Францию опять подадимся или в Голландию — посмотрим.
— Но не в Россию?
— В России тоже дом, там моя мама. Но возвращаюсь все реже, в среднем где-то на неделю в год...
— А недвижимость у вас есть? Вилла где-нибудь на Кипре?
— Недвижимость наша — только то, что можно унести в руках. Мы мечтаем всю жизнь, чтобы у нас появился дом. Но вся проблема в том, что купить дом и не жить в нем не имеет никакого смысла. С этой точки зрения, зачем мне вилла на Кипре, если у меня есть нормальная квартира в Ленинграде. Дом нужен там, где ты находишься все время. А мы никак не можем решить, где жить.

"Я двадцать лет просидел в подвале"
— Такого наплыва российского искусства на английские сцены, кажется, еще не было. Чем вы это объясняете?
— Ничем, кроме того, что открыли границы. Вот и все. Люди получили возможность двигаться, вступать в общение, находить подмостки для своего таланта.
— А не говорит ли это об обеднении собственно российского искусства, об ущемлении российского зрителя? Не гонит ли коммерческий стимул культуру прочь из России?
— Я двадцать лет просидел в подвале, и она, Россия, меня тогда тоже не видела. Дело не в коммерции. Советская официозная Россия не хотела меня видеть. Она хотела смотреть свои оперные, балетные спектакли, которые давно окаменели. Она не смотрела нового, авангардного балета, не слушала рока. Разве в этом виноват Запад? Нет. Это была политика такая, чтобы не вытаскивать искусство, которое еще не причесано, непонятно, подозрительно: куда заведет людей? А сейчас что: ограничить Полунина, ограничить Хворостовского? Если Полунин любит Россию, он все равно туда приедет. Если Хворостовский любит — он тоже приедет. Но для этого надо бы создать там условия, может быть, пока самые примитивные, чтобы меня не ограбили в поезде, чтобы на сцене мне колосники на голову не рухнули...
— Последний вопрос: вы, Слава, миллионер?
— Я всегда учусь у своих кумиров. Я всегда пытаюсь понять, как жил Чаплин, что он сделал. Не только как артист, а как стратег, как организатор кинодела, как личность...
— Вы не уходите сейчас от ответа?
— Нет, не ухожу. Вместе с Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд Чаплин создал киностудию United Artists, не зависевшую ни от кого. Деньги, которые они зарабатывали, вкладывались в новые фильмы. Поэтому они так долго продержались на плаву. С другой стороны, Бастеру Китону студия подарила сказочную виллу и сказала: все у тебя будет, но контроль над твоим творчеством за нами. И что же? На следующий год исчез Бастер Китон.
Мне много не надо. У меня вот есть дети, им кушать нужно, живем в маленьком доме с палисадником, там я занимаюсь. У меня нет дорогих вещей, ничего, кроме того, что связано со спектаклями. Как только у меня появляются деньги, я тут же их кладу фундаментом. И начинаю строить на нем новую пирамиду Хеопса, чтобы показать ее в новом спектакле.

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.

Побывать в сказке мечтает любой ребенок. Да и многие родители с удовольствием посещают детские шоу, особенно если они созданы настоящими волшебниками, к которым, безусловно, относится знаменитый клоун, мим и режиссер Вячеслав Полунин. Ведь много-много лет назад они сами были в восторге от трогательного Асисяя, которого, увидев однажды, невозможно забыть.

Сегодня у зрителя есть возможность вновь понаблюдать за грустным и смешным человечком в желтом комбинезоне в ходе представления, о котором обычно можно услышать только положительные отзывы. О представлении «Снежное шоу» Славы Полунина можно рассказывать долго, но прежде стоит сказать несколько слов о его создателе.

Кто такой Асисяй

Впервые клоун с таким именем появился перед зрителем в середине 80-х во время представлений театра «Лицедеи». В те времена имя артиста, скрывающегося за гримом трогательного человечка с грустными глазами, даже в нашей стране знали лишь немногие. Однако прошло всего несколько лет, и английские критики присудили престижную премию имени Лоуренса Оливье в номинации «За лучший спектакль года», а затем их примеру последовали члены жюри нескольких престижных фестивалей, таких как Эдинбургский и Дублинский. Кроме того, клоун является почетным гражданином Лондона и активно продвигает идею «размытия» грани между искусством и жизнью.

На данный момент Вячеслав Полинин руководит Большим Санкт-Петербургским государственным цирком. Кроме того, он ездит по всему миру со своими спектаклями, которые пользуются неизменной популярностью у зрителей из разных стран.

«Снежное шоу» Славы Полунина: описание

Спектакль существует уже более 15 лет, и за это время его увидели зрители в Италии, Великобритании, Корее, Мексике и в ряде других стран, на нескольких континентах.

Это полноценное шоу европейского уровня, но с русской душой, где великолепные эффекты органично вплетаются в историю об одиночестве маленького человека, противостоящего целому враждебно настроенному миру.

Если говорить о структуре спектакля, то он состоит из нескольких миниатюр. Каждая из них представляет собой полноценный завершенный номер. Среди миниатюр немало хитов, хорошо знакомых зрителям. В их числе «Голубая канарейка» и беседа Асисяя по телефону. Своеобразную связь между фрагментами театрального действа обеспечивает группа веселых клоунов в смешных костюмах, напоминающих бушлаты, которые активно вовлекают зрителей в свои забавы и даже ходят по спинкам кресел.

В финале спектакля идет бумажный снег, который очень похож на настоящий и вызывает восторг не только у детей, но и у многих взрослых.

Чудеса

Главное, на что указывают отзывы — «Снежное шоу» Славы Полунина полно волшебства. А как, если не чудом, можно назвать то, что выделывает Асисяй с неодушевленными предметами, например, с обычным пальто, которое вдруг оживает и начинает двигаться? Не менее волшебно смотрится номер с шариком, который не хочет подчиняться свистку клоуна и восстает против попытки навязать ему свою волю.

Экстрим-партер

Те, кто находятся в этой части зрительного зала, во время представления являются в некотором смысле такими же участниками театрального действа. Как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина смотреть из экстрим-партера необычайно увлекательно, особенно если вы не боитесь быть облитыми водой, оказаться запутанными в паутину или что у вас «украдут» сумку. А в довершение вас пригласят сыграть в лапту гигантскими мячами, и, поверьте, вы вряд ли откажетесь, даже если уже очень давно вышли из детского возраста!

Кому стоит сходить

Главное, что интересует тех, кто хочет посетить «Снежное шоу» Славы Полунина - отзывы.С детьми моложе 8 лет ходить на это представление они не рекомендуют, но, судя по всему, ребятам постарше представление, скорее всего, должно понравиться. В то же время многое зависит от характера и интересов ребенка, хотя создатели спектакля позаботились о том, чтобы юные зрители не скучали. Прежде всего, антракт перенесен ближе к началу, поэтому дети не успевают растратить свое внимание и продолжают, не отвлекаясь, следить за происходящим.

Кроме того, как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина интересно взрослым, которые не очерствели сердцем. Очевидно, свою роль играет и то, что папы современных мальчиков и девочек еще помнят, сколько удовольствия им в детстве доставляло появление на сцене или экране Асисяя, и просто радуются еще одной встрече с ним и возможности пережить эти эмоции заново.

«Снежное шоу» Славы Полунина: отзывы положительные

Многие покидают зрительный зал в абсолютном восторге от увиденного. Среди отзывов можно даже услышать немало жалоб на то, что шоу слишком короткое, и они не успели получить от него максимум удовольствия.

Радость от увиденного чаще всего выражают дети, которые имеют возможность поиграть огромными мячами, поваляться в бумажном снегу и оказаться в плену огромной блестящей паутины, натягиваемой на экстрим-партер.

Что касается взрослых, то многие признаются, что в определенный момент у них наворачиваются слезы на глаза и щемит сердце, когда они понимают глубинный смысл того, что хочет донести до них Слава Полунин.

Отрицательные отзывы

Как известно, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому после посещения представления бывают и недовольные. Как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина обычно ругают из-за неудобства, вызванного плохим обзором сцены. Что тут скажешь: так как спектакль показывают в десятках городов и в помещениях с различной планировкой, вполне закономерно, что не всегда возможно так расположить декорации и другой реквизит, чтобы не вызвать неудовольствие зрителя, купившего билеты на места, удаленные от центра в партере или на балконах. Кроме того, многие жалуются на слишком высокие цены на билеты и даже считают, что их обманули, так как шоу не оправдало их ожиданий. Но ведь каждый решает сам, стоит ему ходить на спектакль или нет, а все остальное — дело личных предпочтений человека, которые зависят от множества факторов и не могут учитываться создателями действа. В то же время отрицательный отзыв на «Снежное шоу» Славы Полунина (Россия) от знакомого или соседа — это еще не повод, чтобы не сводить на него своих детей.

Что думает о своем шоу сам Полунин?

Автор этого уникального действа считает одним из главных преимуществ своего шоу его непредсказуемость и то, что за все 16 лет, пока оно идет на сцене, не было ни одного представления, похожего на предыдущие. И это не удивительно. Ведь его уже пересмотрело несколько поколений зрителей, и на смену детям конца 2000-х, родившимся в эпоху «лихих 90-х» с их дефицитом, в том числе и настоящего искусства, пришли мальчики и девочки, избалованные зрелищами и не представляющие свою жизнь без гаджетов. Кроме того, клоун отмечает, что восприятие спектакля отличается в зависимости от того, в какой стране он идет, так как зритель смотрит на действо, происходящее на сцене, сквозь призму культурных традиций, присущих своему народу. Например, сравнительно недавно Полунин рассказал журналистам, что удивлен поведением испанцев, которые не делают различия между залом и сценой и активно пытаются занять последнюю, раз уж клоуны «ушли в народ». Кроме того, он не раз шутил над тем, что их коллектив часто вызывают в суд в Австралии, так как местное население обладает специфическим чувством юмора и воспринимает некоторые шутки как личное оскорбление.

Билеты

Как уже было сказано, посещение шоу Полунина — дорогое удовольствие. Даже самые дешевые билеты на него стоят в среднем (в рублях):

  • на балконы — от 3000;
  • в амфитеатр — от 3250;
  • ложа партера — 4000;
  • партер — 5000;
  • экстрим-партер —7000;
  • ВИП — 4000.

Очевидно, что не каждая семья может позволить себе заплатить от 6000 рублей, чтобы сводить ребенка на представление, пусть даже очень высокого уровня и с любимым артистом в главной роли. Однако если средства позволяют, не стоит лишать своего сына или доченьку, да и самого себя удовольствия соприкоснуться с волшебством. Когда еще вам представится возможность побывать в настоящей сказке, финал которой каждый может придумать самостоятельно?

Теперь вы знаете, что представляет собой «Снежное шоу» Вячеслава Полунина. Кроме того, вам известны положительные и отрицательные отзывы касательно того, что происходит на сцене, и можете решить, хотите ли вы посетить представление и стоит ли водить на него своих детей.

Лето 1987 года. На гастролях в Анапе за несколько часов до выступления «Лицедеи» вышли на пляж прямо в клоунских нарядах и гриме.


Ошалевшие от счастья поклонники бросились к кумирам за автографами, но те, не обращая ни на кого внимания, молча промаршировали к морю. В руках палки, поддерживающие над головами голубое шелковое полотно — собственное «небо» размером 40 кв. м. Они входили в воду стройным рядом, прямо как пушкинские 33 богатыря, только вместо дядьки Черномора - Вячеслав Полунин. На пляже переполох. Но клоуны, не останавливаясь, продолжают уходить в море: вот вода им уже по грудь, по подбородок… Еще несколько секунд - и на воде остается только голубой шелк. Проходит минута, другая, пять - «Лицедеев» нет!

Как потом рассказывал Полунин, для подготовки трюка на дно моря были уложены акваланги. Погрузившись в воду, артисты надели маски и остались на дне. А загорающие, оправившись от первого шока, начали действовать: одни побежали искать спасателей, другие принялись нырять сами. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем клоуны начали обратное движение: сначала приподнялось «небо» на палках, потом появились головы… «Лицедеи» выходили на сушу. Раздались аплодисменты.

Родился из хлама

За окном метель. Декабрь 1980 года в Ленинграде выдался холодным и снежным. Вячеслав сидит дома и сосредоточенно всматривается в зеркало. На его лице то злая усмешка, то вселенская печаль, то страшная маска. Путешествуя по зазеркалью, Полунин ищет новый образ. Накануне он позвонил на Центральное телевидение и заявил, что у него есть потрясающая миниатюра, которую обязательно нужно включить в «Новогодний огонек». Редакторы тут же пригласили его на съемки.


Полунин приврал: нового номера у него не было - он просто очень хотел участвовать в «Огоньке». До сих пор, выступая на ТВ, например в передаче «Вокруг смеха», он показывал лишь пантомимы, которые вызывали улыбку, но быстро забывались. И он искал образ, который зрителям забыть не удастся.

Он вспомнил, как в 10 лет был изум­лен, увидев немой фильм «Малыш» с . Сидел как завороженный перед телевизором и только с третьего раза услышал мамино строгое: «Пора спать». Щелчок - и вместе со светом с экрана исчез человечек в больших ботинках. Его хотелось схватить и оставить с собой, но на мальчика уже смотрела чернота, отражающая его самого, застывшего перед телевизором, и половину стоящей рядом мамы. Мальчишка ушел в свою комнату, лег на кровать, но долго не мог уснуть.

Когда вырос, пересмотрел все филь­­­мы с участием великого артиста не по одному разу. И теперь Полунину хотелось придумать что-нибудь в том же духе: смешное и грустное.

Взгляд Вячеслава привлекло яркое пятно. В зеркале он увидел висящий за спиной на вешалке желтый комбинезон - свободный, прямой, без особых прикрас. Талию должен был подчеркивать широкий черный пояс. Вспомнил: жена принесла от знакомых дизайнеров, повесила и, любуясь, пошутила:

Подруги увидят - от зависти лопнут!

Полунин поднялся и примерил его на себя… Фантазия заработала дальше: нужен белый грим. Овалы над глазами создадут эффект удивленно поднятых бровей. Чего-то еще не хватает. На туалетном столике стоит импортный дезодорант с красной крышкой. Приложил ее к носу и улыбнулся, глядя в зеркало: вот он, долгожданный новый герой.

На следующий день «желтый человечек» Славы Полунина вышел на сцену театра «Лицедеи». И из зала какой-то ребенок крикнул: «Асисяй!» Словечко понравилось. Пригодится, решил клоун. Он уже начал обдумывать будущую интермедию.

Я люблю, чтобы по дому валялись разные вещи, этакий хлам, - признавался Вячеслав. - еще Эйзенштейн говорил, что в каждой вещи хранится смысл. Как раз в те дни попался мне на глаза старый телефон, валявшийся в углу. И я вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты…

Миниатюру «Телефонный разговор» Полунин и повез в Москву на «Огонек».

С тех пор мы с Асисяем неразлучны, - признается Полунин. - Он - это тот я, которым хотел бы стать.

В ЗАГС с рюкзаками

Вы можете расписать нас прямо сейчас? - спросил парень с огромным рюкзаком на плечах, заглянув в кабинет администратора ЗАГСа.


Женщина изумленно посмотрела на него, на стеснительно улыбающуюся девушку рядом и на остальных туристов, стоявших чуть дальше, у окна. - Мы давно уже вместе, но теперь хотим оформить отношения официально, - сказал Слава Полунин. - Правда, времени маловато, полчаса примерно. У нас концерт сегодня вечером.

Вы артисты?

Да, мы клоуны, - ответил он.

Администратор улыбнулась:

Так это вы просто так шутите?

Но девушка серьезно ответила:

Нет. Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени…

Из ЗАГСа Слава и Лена вышли мужем и женой.

…Лену Ушакову коллеги сразу прозвали Фудзи - за то, что похожа на японку. Клоунесса-балерина - хрупкая, изящная. В нее невозможно было не влюбиться. Вот и Полунин не смог.

Он тогда уже был женат. С Галиной они прожили несколько лет, не разлучаясь ни на день, ведь она тоже работала в «Лицедеях». Но когда брак затрещал, Галина из коллектива ушла. А Лена осталась, став для Полунина со временем, как он сам говорит, «и левой, и правой рукой».

Лена лет двадцать подшучивала, говорила, что не простит мне нашу «свадь­­бу за полчаса», - смеется Вячеслав. - А я все обещал, что однажды мы отпразднуем ее как следует. И вот в канун

Нового, 2005 года «Лицедеи» отправились на Гавайские острова. Давали по два концерта в день. Но ночи-то были нашими! Там-то я и устроил свадебное торжество. Всем театром, человек 15, собрались на бесконечном пляже и веселились до утра. Лена нарядилась в белое платье, как положено невесте. А я купил костюм. Первый в жизни.

За «Блю канари» платит до сих пор

Папа, как ты придумал этот номер? Как?! - восхищенный Полунин ходит по пятам за одним из своих артистов Робертом Городецким, снова и снова спрашивая: - Нет, ну как тебе это в голову пришло?!

Папой Городецкого прозвали в коллективе как раз за возраст. Ему исполнилось уже 43, он старше Полунина на 10 лет и многие вещи видит по-другому. Перебирая дома пластинки, Роберт наткнулся на старый диск. Надпись гласила: «Мария Косева и Никола Томов, «Blue Canary» (в переводе с англ. - «грустная канарейка»).

Старую песню, написанную в начале 1950-х музыкантом Винсентом Фьорино, болгарcкий дуэт пел на плохом италь­янском, вставляя в припев английские слова.

О чем они поют, Городецкий узнал позже, когда знатоки попытались сделать перевод:

Грустная канарейка ждет напрасно,

Что вернется в гнездо тот, кто ушел далеко…

А в тот момент его зацепила музыка. Когда же зазвучал припев - «Блю, блю, блю канари», перед глазами сама собой возникла картинка: два клоуна поют, подыгрывая себе на маленьких гармошках. Третий стоит между ними с сачком - почему бы и нет? - и изум­ленно смотрит по сторонам… Присев за стол, Роберт быстро зарисовывает возникшую в воображении картинку, набрасывает эскизы костюмов. «Городецкий, а ты гений!» - сказал ему на следующий день Полунин. Номер был включен в программу, потом его показали по ТВ. Шел 1983 год.

Слава до сих пор платит мне очень хорошие авторские, - рассказывал как-то Городецкий.

Всю одежду немедленно сжечь!


25 апреля 1986 года «Лицедеи» отправились в Киев. Всю ночь они обсуждали сюжет короткометражного фильма «При пожаре звонить 01», снять который решили между концертами.

А 26-го утром помятые, невыспавшиеся ступили на перрон. Артисты проехали по городу, устроились в гостинице, а потом отправились в театр и до самого вечера репетировали. Никто понятия не имел, что в каких-то ста километрах на Чернобыльской АЭС случилась авария.

На следующее утро, облачившись в пожарную амуницию, они вышли на улицу снимать первую сцену фильма. На улице людей было удивительно мало. А какая-то женщина, не обратив внимания на грим, серьезно спросила:

А что, сынки, у нас тоже что-то взорвалось?

Услышав об аварии на какой-то станции, артисты особо не заволновались - всякое бывает. О том, что ситуация действительно серьезная, поняли, лишь когда вернулись в гостиницу и организатор гастролей начал умолять не отменять концерт. «Да, многие жители уже уехали, - говорил он, - но ведь другие-то остались. А билеты на представления раскуплены давным-давно!» Полных масштабов трагедии тогда еще не мог представить себе никто. «Лицедеи» остались в Киеве.

У нас в первый же вечер был аншлаг, - рассказывает «ТН» артист «Лицедеев» Леонид Лейкин. - На сцене театра, где мы выступали, были устроены «карманы» для декораций, от них на улицу вели запертые двери. Публика, которая не смогла достать билеты, взломала эти выходы и оказалась на сцене. Полунин решил никого не выгонять - рассадил по краю. Так мы и выступали каждый вечер. Проверяли одежду и обувь на радиацию - приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь.


Вместо юбилея - похороны

1987-й. Санкт-Петербург. Каждый вечер он приходит на спектакли «Лицедеев». А после, поджидая Полунина у служебного входа, крадется за ним, как какой-нибудь шпион. Выпускник ветеринарного института, лысый, несуразный, однажды он все-таки решится. Придет в студию «Лицедеев» и покажет отрывки из их же спектаклей: он их все знал наизусть. Полунин не только возьмет его в театр, но даже пустит к себе жить.

Чудная его супруга Леночка выделила в прихожей их тесной квартирки местечко, - вспоминал Анвар Либабов. - Я спал на сундуке.

1 апреля 1987 года Либабова торжественно приняли в штат клоунской труппы. А ровно через год, 1 апреля 1988-го, вместе с другими артистами Анвар принял участие в похоронах.

…Играл духовой оркестр Ленинградского военного округа. На сцене вертикально стояли три гроба. Из каждого выходили артисты, играли свои роли - лучшие номера «Лицедеев»! - и «ложились» обратно.

Так нетрадиционно отметил клоун-мим-театр собственное 20-летие. Незадолго до юбилея Полунин процитировал коллегам слова Станиславского о том, что каждый театр умирает через 20 лет существования. И объявил подготовку к похоронам.

После представления мы пронесли гробы по улице, в них были разные газетные публикации о нас, афиши, объявления, всякая макулатура, - продолжает рассказывать Либабов «ТН». - Все это подожгли и пустили по Неве. Зрелищно получилось!


Главный учитель - внучка Миа


- Миа, иди сюда! - таинственным шепотом зовет Полунин пятилетнюю внучку. - Смотри! Он дергает за веревочку, комната погружается в полумрак, а к потолку, в звездное небо, поднимается луна. Потом трогает другую веревочку - и восходит солнце. Миа хлопает в ладошки: ее дед волшебник!

Общаясь с детьми, многое можно для себя открыть, убежден Полунин. Так, например, сценку «Нельзя» («Низ-зя!») он когда-то подсмотрел у сына, когда тот разговаривал со своими игрушками. И первый спектакль «Лицедеев» - «Фантазеры» - поставил после того, как целый год наблюдал за ребятишками, игравшими на детской площадке. Когда его дети Дима, Паша и Ваня были маленькими, он с женой сначала на время представления привязывал их за кулисами. Но ни одному из его сыновей это не нравилось. И тогда Полунин решил: а пусть ползают по сцене! И дети стали частью спектакля. Зрители приходили в восторг, когда маленькие человечки гонялись за воздушными шарами, влезали на руки взрослых клоунов или… засыпали.

Для единственной обожаемой внучки Полунин устроил в своей четырехэтажной мастерской под Парижем волшебную комнату. Сюда ведут две двери: одна большая, для взрослых, вторая - маленькая, она врезана в большую, но открывается собственным ключиком. Клоун привозит в эту комнату игрушки со всех концов планеты. Здесь можно играть часами!

В мастерскую он несколько лет назад превратил старую мельницу. Есть здесь и комната «Ностальгия». На стенах висят старые фотографии. И все - каждая чашка, каждая дверная ручка - в кружевах, которые связала Елена. А туалет в мастерской - комната путешествий. На стенах нарисованы чемоданы, висят карты, на которых стрелочками отмечены страны, где побывала семья Полуниных. Когда открываешь дверь туалета, звучит паровозный гудок.


До 50 лет Полунин успел объездить весь мир. Потом сказал жене, что пора остепениться и выбрать город, в котором они хотят жить. Но у них ничего не вышло. В Санкт-Петербурге у них квартира, в Москве - театральный центр, в Лондоне - официальный офис, в Нью-Йорке - квартира. А во Франции - мастерская и… Миа.

Я ни разу не видел, чтобы она плакала, все время хохочет. Она думает, что все люди так и живут на свете, - рассказывает Вячеслав. - В этом Миа - мой учитель.

Дед и внучка часто гуляют только вдвоем. Вот и теперь они идут по Люксембургскому саду в Париже, и он рассказывает:

А ты знаешь, что я сплю только на волшебной подушке? У нее есть ручка, как у чемодана, и, засыпая, я всегда крепко за нее держусь. Вдруг мне приснится, что я лечу? И тогда я точно не упаду и не ударюсь!

Миа хохочет:

Дед, а мне ты такую подушку подаришь?

Он отвечает:

Конечно, у меня же таких четыре­!..

Фото: Геннадий Усоев, ИТАР ТАСС, РИА «Новости»

Вячеслав Полунин

Знак зодиака: Близнецы

Семья: жена - Елена, актриса; дети - Дмитрий (29 лет), технический директор театра Полунина, Павел (28 лет), музыкант, Иван (23 года), артист театра Полунина; внучка - Миа (5 лет)

Образование: окончил Ленинградский институт культуры им. Крупской, эстрадное отделение ГИТИСа

Карьера: в 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи». В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil. В 1993 году собрал новую труппу. Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988), европейского фестиваля уличных театров «Караван мира» (1989). Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазеры» (1969), «Чурдаки» (1982), «Дьябло» (1999), «сНЕЖНОЕ шоу» (2000), «Воздушные замки» (2007) и др. Снялся в фильмах: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983), «Как стать звездой» (1986), «Привет, дуралеи!» (1996) и др.

Народный артист России. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почетный житель Лондона»