Что рисовать на гравюре. Алгоритм и способы изготовления гравюр на картоне

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Творческие занятия - неотъемлемая составляющая воспитания и обучения ребенка. Существует множество видов художественного искусства, творить в рамках которых могут дети любого возраста. Например, гравюра для детей - это техника, осваивать которую можно начинать уже с трех лет. Но интересно подобное творчество будет также подросткам и родителям.

Гравюра как вид визуального искусства

Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента - шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант - сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?

Готовые наборы для творчества фабричного производства

Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых - более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей - рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

Изготовление гравюры с использованием свечи

При желании сделать набор для творчества ничуть не хуже, чем в магазине, можно своими руками в домашних условиях. Для этого возьмите картонную картинку, можно использовать, к примеру, страничку из разорванной книги. Вырежьте основу подходящего размера. Далее натрите ее обычной свечой или куском парафина. Слой должен получиться ровным и однородным. После чего покройте заготовку толстым слоем гуаши без добавления воды. Оставьте сушиться на несколько часов. После чего ваша гравюра для детей готова, можно приступать к творчеству. Предложите ребенку очистить всю картинку или какие-то отдельные ее элементы. Можно взять также и обычный кусок картона, раскрасить его произвольно красками, после чего покрыть воском и гуашью. На такой гравюре удобней рисовать картинки, не счищая краску полностью.

Как сделать гравюру своими руками без воска или парафина?

Если у вас дома не нашлось свечи, расстраиваться не стоит. Возьмите картон или лист плотной бумаги и Хорошо покрасьте основу этими карандашиками, а сверху, так же как и в первом способе, нанесите гуашь и высушите. Еще один вариант предполагает использование готовой картинки и пленки. Подойдут обычные фасовочные пакеты, папки-файлы или упаковочный тонкий пластик. Приклейте к основе кусок пленки клеем-карандашом, сверху нанесите гуашь и просушите. Изготовление гравюр возможно и из глянцевых картинок. И это один из самых простых способов. Возьмите страницу из журнала, обложку от раскраски или какую-то другую глянцевую картинку. Нанесите прямо на нее гуашь и после полного высыхания приступайте к творчеству. Дошкольникам рекомендуется при создании гравюры использовать тонкие инструменты и стараться держать их как карандаш или ручку - это поможет адаптировать руку к письму.

Польза от данного вида творчества

Детские гравюры - это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.

Творчество для детей - это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.

Продолжаю рассказывать вам, дорогие мои читатели о различных методах, помогающих ребёнку развивать свои творческие способности.

Сегодня мой отзыв посвящён гравюре для детей.
Гравюра - это прекрасная возможность не только увлекательно, но и с пользой провести время за созданием красивой картинки.

Увлечение гравюрой началось у моей дочери около двух лет назад, когда ей было около 5 лет.
Начинали мы своё знакомство с гравюрами для детей с МАЛЫХ гравюр под торговым названием LORI.

Рисунки этой серии наиболее простые, т. к. изображение выполняется с помощью небольшого количества линий.
Штриховки в малой гравюре не много, она не сложная, её размер всего лишь 95*145 мм.

Для выполнения гравюры в наборе для детей есть всё для этого необходимое - основа с контуром рисунка, штихель и инструкция по выполнению работы.

Штихель - это специальное приспособление в форме ручки с заострённым металлическим кончиком.


С помощью штихеля, короткими несильными нажатиями, контур рисунка процарапывается, создавая красивые блестящие линии.


На фото ниже привожу вам пример начатой гравюры. Контур нанесён серым цветом.
Когда по контуру проводишь штихелем, верхний слой краски снимается, обнажая блестящую основу.
Данная гравюра из серии Silver, поэтому рисунок имеет серебристый цвет.


Инструкция написана понятным языком и сопровождается наглядными схемами процесса.


Для детей постарше возрастом (производитель рекомендует от 6 лет и старше), а также для тех, кто уже освоил технику гравюры, можно брать гравюры из серии Открытка.
Эта гравюра чуть крупнее, её размер 110*170 мм.


Она также "с металлическим эффектом", только из серии "золото".
Как видите, сложность выполнения рисунка уже повыше - больше штрихов, при их выполнении важно выдерживать правильное направление.


Изюминка этой гравюры в том, что на обратной стороне есть линеечки, на которых можно написать слова поздравления, и получится самая настоящая, изготовленная собственными руками открытка!


Самая сложная из гравюр, которую выполняла дочь самостоятельно была следующая.


Как видите, рисунок очень не простой, выполненный из тысяч мелких разнонаправленных штрихов.
Да и размер этой гравюры для детей кажется более солидным - 190*235 мм.


Самое главное для дочери было изобразить тигрицу с детёнышем, а доделывать фон ей уже наскучило, и она отложила работу.

Обратите внимание на обведённые мной места на гравюре на фото ниже. Для детей работа со штихелем, это непростая задача - нужно постоянно контролировать длину и направление штрихов и, что немаловажно, силу своего нажатия.
Если нажатие слишком сильное, металлическая основа может процарапаться вместе со слоем нанесенного контура рисунка до картонного основания.


За время увлечения гравюрой дочь выполнила примерно 5-6 работ. То, что я вам демонстрирую сегодня, это те, что совершили переезд в другой город вместе с нами.

Ассортимент гравюр в магазинах на сегодняшний день очень широк - представлены рисунки практически на любой вкус вкус, разной сложности и размеров, предназначенные для детей разных возрастных категорий.

Радует, что цена на гравюры не является заоблачной, а значит, этот вид творчества является доступным для детей.
У меня сохранились ценники на гравюры из серии Открытка и Гравюра Малая:


Мне нравится, что производитель на обороте упаковки показывает покупателям какие гравюры ещё выпускаются в этой серии.

Например, для самых маленьких детей можно приобрести гравюры трёх серий - Золото, Серебро и Голография.


Кроме вышеперечисленных серий (Серебро, Золото и Голография) гравюры Открытка также выпускаются на розовом, синем и красном металлике.


Самые сложные гравюры идут в трёх вариантах исполнения - Золото, Серебро и Классик.


Все эти наборы выпускает ООО "7-Я" в городе Ярославль, вы их легко узнаете в магазинах по торговой марке "LORI Гравюра".


Производитель акцентирует внимание на том, что гравюра для детей полезна - она развивает образное мышление, аккуратность и усидчивость. Но для меня, как для мамы, это было второе!...

Самое главное, с чем нам помогли занятия гравюрой, я считаю, это подготовка руки ребёнка к школе, к письму!
Правильно держать ручку (штихель в данном случае), проводить ровные, аккуратные линии необходимой длины и направленности, регулировать интенсивность нажатия, штриховать - масса полезных, необходимых навыков, которые моя дочь освоила с удовольствием и интересом.

Я уверена, что отчасти именно благодаря своевременным занятиям гравюрой, сегодня моя дочь имеет один из самых аккуратных почерков в классе, причём пишет она быстрее всех!

История гравюры ведет свое начало еще из древнего Китая, но особенное распространение данный вид искусства получил в Европе в период Средневековья и следующую за ним эпоху Возрождения. Секреты и техники изготовления гравюр, претерпев некоторую трансформацию, дошли и до нас.

Процесс создания настоящей гравюры сложен и требует определенной подготовки, наличия необходимых инструментов, знания технологий, физических сил и опыта. Существует множество различных техник и приемов, с которыми знакомы профессиональные граверы. При всей сложности и многоэтапности данного вида творчества, гравюры пользуются большой популярностью.

Произведения искусства в стиле гравюры очень ценны своей особенной подачей рисунка, усилиями мастера, затраченными на создание уникальных картин по данной технике, а также – широкими возможностями творческого самовыражения, позволяющими рисовать истинные шедевры.

Попробовать себя в этом непростом искусстве теперь может каждый ребенок. Для этого не нужно долго учиться и покупать дорогостоящие материалы и инструменты. А вы знали, что бывают, они самые популярные. Вниманию современных детей и их родителей представлены многочисленные наборы для детского творчества в жанре гравюры, заниматься по которым легко и просто.

Что представляет из себя детская гравюра?

Технология создания детской гравюры сильно отличается от настоящей. Набор юного гравера состоит из заготовки и специального инструмента – штихеля. Заготовка – это лист плотного картона, на который нанесено два слоя краски. Первый слой – это основа, второй слой – непосредственно, поверхность гравирования. Детский штихель представлен в виде ручки с металлическим наконечником, скошенным на бок.

Такая форма сделана по образцу настоящего профессионального инструмента с тем же названием. Особый угол скоса металлической части штихеля предназначен для удобства удаления поверхностного слоя краски. На заготовку уже нанесен контур рисунка, который ребенку предстоит выгравировать. Проводя штихелем по темной верхней краске, ребенок с легкостью счищает ее, а в образовавшемся «свободном» штрихе проступает краска основы. Для большей эстетики и изящества полученных работ, производители делают слой основы серебристым или золотистым. Получающиеся картины очень напоминают настоящие гравюры, и это – действительно очень красиво.

В каком возрасте можно начинать знакомиться с гравированием?

Самые простые наборы для творчества данного направления рассчитаны на детей 5 лет. Рисунок в таких заготовках отличается простотой и крупными деталями, а краска основы, как правило, радужная, что очень нравится пятилетним ребятам. Для детей постарше можно выбрать более сложный рисунок с мелкими линиями. Тематика изображения для гравюр может быть различной. Тут лучше ориентироваться на предпочтения вашего ребенка. Это может быть какое-либо животное, старинный замок или копия реально существующего здания, букет цветов или изображение корабля, автомобиля, самолета. Каждый ребенок сможет найти тот рисунок, который будет ему по вкусу.

Нужна ли помощь ребенку на первом этапе?

Да. Не смотря на всю доступность и простоту детских гравюр, взрослый должен объяснить ребенку, как именно нужно держать инструмент, как располагать рисунок, чтобы добиться наилучших результатов. Штихель нужно плотно зажимать в ладони рабочей руки – так, чтобы удобно было делать нажим, и инструмент не болтался из стороны в сторону. При проведении линий нужно делать движения не от себя, а, наоборот, к себе. Такая техника позволяет лучше контролировать равномерность снятия слоя краски и рационально распределять усилия. Если возникнет необходимость провести изогнутую линию, лучше будет, если ребенок сможет двигать не руку с зажатым в нем штихелем, а лист бумаги. Это особо важно в том случае, если он захочет продолжить знакомство с искусством гравюры и перейти от детских наборов к более сложному уровню, выполнив гравюру на металле или дереве.

Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер.

Как сделать гравюру

Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

— тонкие пластины пенопласта или пенополистирола;
— палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка.
— ножницы;
цветная бумага;
— краски;
— резиновый валик для прокатки работы.

Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

При помощи валика нанесем краску на пластину.

Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.