Как большой стал маленьким. Уволен генеральный директор большого театра Исполнительный директор мфгс

Исполнительный директор МФГС

Заслуженный работник культуры России, Заслуженный деятель искусств Украины.

Кандидат экономических наук.

В 1977 г. окончил театроведческий факультет (отделение экономики и организации театрального дела) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

По окончании института в течение года занимал должность главного администратора в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 г. Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ.

С 1978 по 1996 г. Анатолий Иксанов работал главным администратором, заместителем директора и директором Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ). В 1994 г. он образовал благотворительный фонд БДТ и стал его исполнительным директором.

Анатолий Иксанов изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента, проходил профессиональные стажировки в Соединенных Штатах Америки (в Милуокском репертуарном театре и Йельском университете), Франции, Швейцарии. Написал три книги (в соавторстве): "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 г.), "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 г.) и "Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики" (М, 2008 г.).

С 1998 по 2000 г. Анатолий Иксанов занимал пост заместителя генерального директора телеканала "Культура".

Распоряжением председателя правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. Анатолий Иксанов назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России.

C 9 июня 2014 г. входит в состав Президентского Совета по русскому языку.

Награды и премии:

В 2004 г. "за инновационный подход к управлению в сфере культуры" был удостоен Ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (номинация "Персона в культуре").

В том же году за "значительный личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией и многолетнюю плодотворную творческую деятельность" был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Украины".

В 2005 г. газета "Московский комсомолец" назвала Анатолия Иксанова "директором года", присудив ему в этой номинации свою традиционную Театральную премию.

В 2006 г. стал лауреатом Национальной премии общественного признания "Россиянин года" (учреждена Российской академией бизнеса и предпринимательства).

В 2010 г. награжден орденом Почета (Россия) и Золотой медалью им. Аниты Гарибальди (Бразилия).

В 2011 г. стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации. В том же году удостоен звания Кавалера Ордена Почетного Легиона (Франция); Награжден почетной грамотой Президента РФ

В 2012 г. награжден орденом Командора Итальянской Республики.

В 2013 г. награжден орденом Дружбы.

Награжден знаком отличия "За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации".

Благодарности:

2005 г. - Президента РФ

2012 г. - Президента Республики Татарстан;

Председателя Совета Федерации РФ.

В 2004 г. «за инновационный подход к управлению в сфере культуры» был удостоен Ежегодной национальной премии «Персона года», учрежденной Российским информационным агентством «РБК» (номинация «Персона в культуре»).

В том же году за «значительный личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией и многолетнюю плодотворную творческую деятельность» был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Украины».

В 2005 г. получает Благодарность Президента РФ; назван газетой "Московский комсомолец""директором года«, присудившей ему в этой номинации свою традиционную Театральную премию.

В 2006 г. стал лауреатом Национальной премии общественного признания «Россиянин года» (учреждена Российской академией бизнеса и предпринимательства).

В 2010 г. удостоен медали Аниты Гарибальди «За заслуги» - высшей награды штата Санта-Катрина (Бразилия), также награжден орденом Почета - «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» .

В 2011 г. получил Почетную грамоту Президента РФ; был удостоен Премии Правительства РФ в области культуры; стал кавалером французского ордена Почетного легиона.

В 2012 г. удостоен ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (степень командора), получил Знак отличия Счетной палаты РФ; награжден почетным знаком Министерства культуры Болгарии «Золотой век».

Биография

В 1977 г. окончил театроведческий факультет (отделение экономики и организации театрального дела) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

По окончании института в течение года занимал должность главного администратора в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 г. Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ. С 78-го по 83-й г. Анатолий Иксанов был главным администратором Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ). С 1983-го по 96-й г. работал в должности заместителя директора, а с 96-го по 98-й - в должности директора этого театра. В 1994 г. он образовал благотворительный фонд БДТ и стал его исполнительным директором.

Анатолий Иксанов изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента, проходил профессиональные стажировки в Соединенных Штатах Америки (в Милуокском репертуарном театре и Йельском университете), Франции, Швейцарии. Написал три книги (в соавторстве): «Как просить деньги на культуру» (СПб, 1995 г.), «Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха» (СПб, 1997 г.) и «Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики» (М, 2008 г.). Первым в России ввел в обиход термин «фандрейзинг».
В 2006 г. стал кандидатом экономических наук.

С 1998-го по 2000 г. Анатолий Иксанов занимал пост заместителя генерального директора телеканала «Культура».

В 2000-13 гг. занимал пост генерального директора Государственного академического Большого театра России.

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящее имя и отчество - Тахир Гадельзянович ; род. 18 февраля 1952, Ленинград) - российский театральный и общественный деятель. Генеральный директор Большого театра России (2000-2013).. Кандидат экономических наук (2006). Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»

Биография

В 1969 год окончил физико-математический лицей № 344. В 1977 году окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В течение года после окончания института работал главным администратором Малого драматического театра. С 1978 года работал в Большом драматическом театре:

  • 1978-1983 - главный администратор БДТ
  • 1983-1996 - заместитель директора БДТ
  • 1996-1998 - директор БДТ
  • В 1994 году стал учредителем благотворительного фонда БДТ и стал осуществлять функции исполнительного директора фонда. Проходил профессиональную стажировку в области театрального менеджмента в США (Милуокский репертуарный театр, Йельский университет), Франции, Швейцарии.

В 1998-2000 - заместитель генерального директора Общероссийского государственного телеканала «Культура».

1 сентября 2000 года Распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором Большого театра России. Оставил пост в 2013 году. С 9 июля 2013 года - советник Министра культуры Российской Федерации по делам театра. С 18 декабря 2013 года - Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ.

Награды

  • 1994 - Заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • 2004 - Заслуженный деятель искусств Украины
  • 2010 - Орден Почёта - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2010 - Орден Аниты Гарибальди
  • 2012 - Орден Почётного легиона
  • 2012 - Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»; почетный знак Министерства культуры Болгарии «Золотой век».
  • 2012 - Знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации»
  • 2013 - Почётная грамота Правительства Российской Федерации - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • 2013 - Орден Дружбы - за заслуги в развитии отечественной культуры

Признание

  • 2004 - Ежегодная национальная премия «Персона года» (РБК) в номинации «Персона в культуре» - «за инновационный подход к управлению в сфере культуры»
  • 2005 - Театральная премия газеты «Московский комсомолец»
  • 2006, 2011 - Национальная премия «Россиянин года»

Публицистика

  • 1995 - «Как просить деньги на культуру»
  • 1997 - «Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха»
  • 2008 - «Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики»

Интервью

  • Анатолий Иксанов: «Я всегда хожу по лезвию бритвы»
  • Большие перемены
  • «Реконструировать Большой за смешные деньги нельзя»
  • Путь к финансовому прогрессу
  • Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов: «Хочу создать дирекцию императорских театров»
Николай Семенов

Театр, на самом деле, начинается не с вешалки. Он начинается со сметы. Большой театр - с Большой Сметы, а, к примеру, Мотыгинский районный театр - с маленькой.

Большая Смета - субстанция живая и мертвая одновременно, концептуальная, оттого не всякому уму постижимая. Даже в обезумевшей от денег Москве, бывает, не понимают размаха иного искусного режиссерского замысла. В последний раз непонятливыми оказались Счетная палата РФ, которую нежданно-негаданно удивила завышенная почти в 16 раз стоимость реконструкции Государственного академического Большого театра, и Следственный комитет при прокуратуре РФ, возбудивший с подачи аудиторов уголовное дело по фактам необоснованного расходования бюджетных средств.

Прокурорские оценили красоту пируэта - за 6 лет, с 2003 по 2009 гг., заказчик ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» трижды оплатил одни и те же работы по «проектированию и подготовке рабочей документации». За один пакет с документами и чертежами ЗАО «Курортпроект» получило сначала 98 млн. бюджетных рублей, затем - чуть менее 362,2 млн., ну а под конец - еще около 498 млн. На круг вышел почти миллиард и заработала его компания, известная главным образом своим манящим названием, да техническим директором, коим является Нодар Канчели. Этот зодчий, напомним, спроектировал обрушившиеся несколько лет назад аквапарк «Трансвааль» и столичный Басманный рынок.

Миллиард за комплект документов - это по-взрослому. Особенно, если учесть тот факт, что немалая сумма была выплачена только за проектирование второй очереди реконструкции театра, которая подразумевает реставрацию непосредственно здания Большого и строительство производственно-складского комплекса в Перово, на улице Плеханова. В ходе же первой очереди была построена новая сцена; закончилась она в 2002 году. И только искушенным ценителям прекрасного известно, во сколько на самом деле обошлось «первоочередное» проектирование.

Не поминай вСУИ

Но всю многогранность финансового таланта реставраторов можно увидеть только на строительно-монтажных работах. В конце 2004 года генеральным подрядчиком реконструкции Большого на тендере было выбрано ЗАО «СУИхолдинг», принадлежавшее бывшему вице-президенту ОАО «Система-Галс» Азарию Лапидусу. Простор для деятельности был невиданным - первоначальная строительная смета ГАБТа оценивалась в 25 млрд. рублей. В 2005 году Владимир Путин посоветовал Минэкономразвитию «подумать о том, как сократить смету». Подумать-подумали, но сокращать ничего не стали. Как была смета на реконструкцию - около миллиарда долларов, так и осталась, а к настоящему моменту, скорее всего, еще и выросла.

«СУИхолдинг» ведет грандиозное строительство, но не вверх, а вниз, метров так на двадцать вглубь. В бункере разместится концертно-репетиционный зал и фойе. Надо полагать, по причине опасной близости к самому пеклу свои услуги генподрядчик оценил в 400 млн. долларов, хотя иные компании были готовы взяться за дело и за 240 млн. долларов. Любопытно: изначально подземелье для ГАБТа не планировалось таким глубоким. Но, как сказал последний руководитель «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» (начальников дирекции уже сменилось шесть человек) Яков Саркисов, «почему оказалось ниже - сейчас уже поздно об этом говорить». Посему «СУИхолдингу» не стоит волноваться за свои гонорары.

Недавно у «детей подземелья» сменился хозяин - г-н Лапидус продал в июле 2009 года 50% плюс одну акцию генподрядчика ГАБТа, переложив на нового владельца всю ответственность за сдачу объекта в срок.

А срок окончания реконструкции Большого, как и конец света, постоянно откладывается. Ранее спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обещал публике, что главный театр страны поднимет занавес 1 октября 2009 года. На дворе уже декабрь, а ГАБТ лишь посажен на постоянный фундамент. Власти, как дети, радуются этому событию, хотя страну после Великой отечественной восстанавливали и то быстрее. «Большой победой Большого театра» назвал свершившийся факт главный московский строитель Владимир Ресин и сравнил посадку театра «на свое постоянное место, практически без отклонений» с первой в мире операцией на сердце. Ресин также озвучил новый срок окончания реконструкции - теперь это будет 11 октября 2011 года. Приговор, мол, окончательный и обжалованию не подлежит - на эту дату уже и премьера запланирована.

Большой, однако, вопрос - простоит ли ГАБТ на своем месте хотя бы до официального открытия. Оказывается, при реконструкции театра использовался бетон низкого класса, а в документах значится совсем другой, естественно, самый высокий, класс материала. Нехитрый прием принес реставраторам многомиллионный «левый» доход. Сейчас эти факты проверяют сотрудники Красносельского ОВД г. Москвы в рамках другого уголовного дела, также возбужденного по результатам проверки хозяйственной деятельности Большого. Не хотелось бы никого пугать заранее, но правоохранители наверняка привлекут к ответственности тех должностных лиц, которые допустили нарушения при строительстве фундамента ГАБТа.

Кроме того, как выяснили следователи Тверского ОВД г. Москвы, помещения театра без согласования с собственником, то есть с государством, и без надлежащего оформления договоров сдавались в аренду неким организациям. Куда ушли эти деньги, догадаться не трудно, а вот государство, как полагает следствие, недополучило от «черной» аренды несколько десятков миллионов рублей. По этому факту также было возбуждено уголовное дело.

И еще одна важная деталь: за время реконструкции Большого от проекта отказались 5 архитекторов. Один из них, Никита Шангин, говорит, что изначально предполагалось минимально изменив историческую форму, максимально наполнить ее современным содержанием. Архитекторы нашли решение. Но со временем реконструкцию ГАБТа взяли в свои руки чиновники, и архитекторы потеряли все позиции.

Хор проституток

«Heiaha! Hojotoho! Heiaha! Hojotoho! Проникновенье в новую плоть!». «Плоть твоя будет расти, в теплой матке сладко дремать, сил набираясь в теле упругом советской женщины бодрой». «Вдруг из крыл белоснежных брызнули черви». Это отрывки из либретто нашумевшей оперы «Дети Розенталя». Ее премьера прошла в 2005 году на сцене Большого. «Откровенная бесовщина на сцене», «хор проституток», «не имеет права на существование на сцене Большого театра», «очень непрофессионально и очень слабо» - такие отзывы критиков «Дети Розенталя» получили вполне заслуженно. Либретто написал талантливейший воспеватель расчлененки Владимир Сорокин, а музыку к опере - композитор Леонид Десятников, который недавно стал музыкальным руководителем ГАБТа. Впору задаться вопросом о художественном уровне нынешнего руководства главного театра страны. Впрочем, сам Десятников свою должность в Большом называет «кризис-менеджер». Вот такой сюрреализм в Большом: реконструкцией руководят чиновники и начальство театра, а за художественную составляющую отвечают кризис-менеджеры.

Иной пытливый читатель спросит: но у Большого есть генеральный директор, куда же он смотрит? А заглядывает Анатолий Иксанов, шушукаются в театре, в основном под пачки юных балерин, да в кошельки их спутников жизни. В ГАБТе, если знать человека, можно устроить себе очищение искусством - прикупить для своей пассии главную партию. Деньги делаются на всем: на реконструкции, на помещениях, на жаждущих славы, но бесталанных артистах. Вдобавок Анатолий Геннадьевич Иксанов, он же Тахир Гадельзянович, заслуженный деятель искусств Украины, в начальственной ложе Большого единственный долгожитель - он руководит театром с 2000 года. За 9 лет сменились три министра культуры, а г-н Иксанов все ходит по Большому легко и уверенно. Своим умением приспосабливаться и чувствовать конъюнктуру гендиректор ГАБТа, когда-то написавший в соавторстве практическое руководство «Как просить деньги на культуру», смахивает на Анастаса Микояна, который будучи у власти пережил сталинские чистки, хрущевскую оттепель и вышел в отставку при Брежневе почтенным старцем.

На фоне таких декораций неудивительно, что Попечительский совет ГАБТа начали покидать представители российской элиты. Они-то деньги считать умеют, потому не желают наблюдать, как большое искусство превращается в чей-то маленький бизнес, а их кровные зарываются в землю или идут на постановку откровенно порнографических (в широком смысле этого слова) спектаклей. Как говорится, Мельпомена им судья, ведь они все равно не поймут всей изысканности этого перфоманса - как Большой стал маленьким.

Контракт высокопоставленного чиновника прерван досрочно. Его преемником станет Владимир Урин

Гендиректор Большого театр Анатолий Иксанов оставляет свой пост досрочно. Согласно контракту, его полномочия истекали в 2014 году.

Преемником г-на Иксанова станет гендиректор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин.

Анатолий Иксанов стал гендиректором Большого театра в 2000 году, сменив на этом посту народного артиста СССР Владимира Васильева.
http://izvestia.ru

Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе

За девять летних дней Большой театр лишился самого известного артиста и генерального директора


9 июля в 10 часов утра будет сделано официальное объявление о смене руководителя главного театра страны: Анатолий Иксанов уступит пост генерального директора Большого театра Владимиру Урину. Об этом сообщают источники «Известий» в театральных кругах.

Четвертый контракт господина Иксанова будет прекращен досрочно: согласно документу, срок полномочий действующего директора истекает лишь в конце 2014 года.

По сведениям «Известий», Министерство культуры вело переговоры как минимум с двумя кандидатами на пост главы Большого: директором Мариинского театра Валерием Гергиевым и директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимиром Уриным.

По информации «Известий», г-н Гергиев согласился бы возглавить Большой, но на условиях объединенной дирекции: покидать Мариинку маэстро не собирался.

Перспектива вернуться к структуре Императорских театров не вдохновила учредителя, и Минкультуры обратило взоры на Большую Дмитровку, где руководил Владимир Урин. Последний дал согласие возглавить ГАБТ. Новым директором театра Станиславского станет первый заместитель г-на Урина, дирижер Ара Карапетян.

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящие имя и отчество Тахир Гадельзянович) руководил ГАБТом 13 лет. Театровед по образованию, он начал карьеру в качестве главного администратора ленинградского Малого театра. Спустя год перешел на ту же должность в Большой драматический, а в 1996 году дослужился до директорского кресла БДТ. В 1998-м по приглашению своего близкого друга Михаила Швыдкого пришел на телеканал «Культура», где трудился заместителем гендиректора. 1 сентября 2000 года г-н Иксанов возглавил ГАБТ.

Его приход совпал с молниеносным увольнением предшественника - Владимира Васильева. Народный артист СССР узнал о своем уходе из радиосообщения. Представляя Анатолия Иксанова труппе, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой заявил, что отныне театром будут руководить эффективные менеджеры.

Иксановский период в истории Большого театра останется временем больших административных свершений и оглушительных скандалов. В годы его правления ГАБТ открыл новую сцену и произвел тотальную реконструкцию исторического здания.

Полезными нововведениями г-на Иксанова стали хореографические «воркшопы», молодежная оперная программа, мощный попечительский совет, трансляции спектаклей Большого в кинотеатрах, а также сотрудничество театра с такими знаковыми фигурами современного искусства, как Алексей Ратманский, Дмитрий Черняков, Леонид Десятников.

Одновременно происходил разгул спекуляций на билетах, превращавший ГАБТ в театр для «выгуливания шуб»: на открытие исторической сцены в октябре 2011 года предлагались билеты по 2 млн рублей.

Громкие расставания с неугодными солистами - зачастую весьма скандальными персонами - продолжались в течение всего срока иксановского правления. Начиная с неформатных Николая Баскова и Анастасии Волочковой и заканчивая непокорными Русланом Прониным и Николаем Цискаридзе, многие жертвы кадровых решений г-н Иксанова обеспечивали ГАБТу мощные волны негатива в информационном пространстве.

Тревожный звонок для гендиректора прозвучал в 2011 году, когда случился порноскандал с участием управляющего балетной труппой Геннадия Янина. Г-н Янин подал в отставку, но административного расследования на предмет попадания в сеть его сомнительных снимков проведено не было.

Напряжение в труппе выплеснулось наружу - в прямом и переносном смысле - в январе 2013 года, когда худрук балетной труппы Сергей Филин подвергся кислотной атаке. Это преступление нанесло грандиозный урон международной репутации Большого театра, несравнимый даже с ущербом от финансовых нарушений, допущенных при реконструкции исторической сцены.

С ноября 2012 года главным оппонентом г-на Иксанова, а заодно и претендентом на его пост, стал премьер Большого балета Николай Цискаридзе. Через несколько дней после того, как двенадцать мэтров русского искусства попросили президента страны отдать директорское кресло г-ну Цискаридзе, правительство досрочно и демонстративно продлило контракт с г-ном Иксановым - но не на пять лет, как было в 2000-е, а лишь на два.

Публичные пикировки Иксанова и Цискаридзе, обострившиеся после нападения на г-на Филина, продолжались до последнего времени. 30 июня самый известный танцовщик Большого театра был уволен из труппы. По иронии судьбы, победитель «пережил» проигравшего лишь на девять дней.

При всей неизбежности смены одиозного директора, труппа восприняла отставку г-на Иксанова как неожиданность, что подтвердили «Известиям» руководители творческих служб - управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили и глава балетного худсовета Борис Акимов.

По словам г-на Акимова, его удивила «несвоевременность кадрового решения»: труппа лишилась гендиректора накануне статусных гастролей балета в Лондоне и важной премьеры - балета «Онегин».

Возможно, последней каплей в чаше терпения учредителя стал скандал с назначением составов в упомянутый балет, в результате которого от участия в спектакле демонстративно отказалось «лицо» Большого театра - прима Светлана Захарова.

У Владимира Урина, руководившего театром Станиславского с 1995 года, как и у г-на Иксанова, есть опыт проведения масштабной реконструкции, который, впрочем, Большому уже вряд ли пригодится. Более важную роль в выборе его кандидатуры могли сыграть образцовые спокойствие и мир в доверенном г-ну Урину коллективе: местные внутритеатральные конфликты практически не проникают во внешний мир.

В последнее время «Стасик» фактически является донором Большого театра. В 2011 году он подарил ГАБТу худрука балета Сергея Филина. Г-н Филин увел за собою премьеров Кристину Кретову, Семена Чудина и Марию Семеняченко. Теперь настал черед главного пожертвования в лице генерального директора.

В начале 2012 года в разговоре с «Известиями» Владимир Урин категорически отверг для себя возможность возглавить ГАБТ.

Если бы предложили лет 15 назад, я бы подумал, поразмышлял. Как и для артиста, которого приглашают в Большой театр, это некоторый знак отношения к тебе как к профессионалу. Но сегодня бы сразу отказался. У меня самого прекрасное дело. И пока меня отсюда не выгонят, хотел бы заниматься этим домом, - заверил г-н Урин.

Судя по тому, что такой позиции глава «Стасика» стойко придерживался на протяжении долгого времени, Министерство культуры нашло весьма серьезные аргументы, чтобы убедить его переехать с Большой Дмитровки на Театральную площадь.

В последние месяцы многие эксперты сходились на том, что г-н Урин - едва ли не единственная фигура в отечественном театральном мире, способная справиться с таким сложным и больным организмом, как Большой театр. В этом смысле ни у Минкульта, ни у г-на Урина практически не было выбора.

Гендиректором ГАБТ вместо Иксанова стал Владимир Урин

Ранее Владимир Урин руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Предыдущий гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр почти 13 лет.

© РИА Новости. Максим Блинов
МОСКВА, 9 июл - РИА Новости. Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщил во вторник на встрече руководителей творческих групп ГАБТ министр культуры РФ Владимир Мединский.

"Анатолий Геннадьевич работал в ГАБТ 13 лет, он много сделал: завершена реконструкция, открыта новая сцена. Но все прекрасно понимают, что человеческие силы имеют предел. Непростая ситуация говорит о том, что театр нуждается в обновлении. Решение не является спонтанным. Оно укладывается в концепцию развития министерства культуры. Кандидатуру Урина представлять не нужно", - сказал на встрече Мединский.

Сообщается, что Иксанов получил в министерстве культуры пост советника министра по театральному делу.

"Кандидатура Урина была поддержана всем театральным миром, всеми областями театрального искусства. И это вселяет надежду. Надеюсь, труппа примет нового руководителя. Хотелось бы выразить благодарность Иксанову за 13 лет в театре - время серьезных достижений", - добавила зампред правительства Ольга Голодец.
© РИА Новости. Григорий Сысоев

Сам Владимир Урин заявил на собрании руководителей творческих коллективов ГАБТ, что не планирует революционных действий в театре и рассчитывает на помощь и поддержку коллектива.

На пост гендиректора ГАБТ, помимо Урина, рассматривались еще две кандидатуры - члены попечительского совета ГАБТ Александр Будберг и Михаил Швыдкой.

Чем известен Владимир Урин

Урин начал свою театральную деятельность в 1973 году, став директором ТЮЗа города Киров. В 1981 году он переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне - Союз театральных деятелей России). Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра "Золотая Маска". В 1995 года Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра.

Что пережил Музтеатр Станиславского под руководством Урина

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда при невыясненных обстоятельствах пропал главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев. 31 марта 2005 года в Праге был обнаружен его труп. Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков , однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка "Сна" получила премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".

Чем запомнился Анатолий Иксанов

Иксанов окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1977 году. С 1978 по 1998 год работал в БДТ (с 1996 года - директор). 1 сентября 2000 года распоряжением правительства РФ назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра.

Как существовал Большой театр под руководством Иксанова

© РИА Новости, Инфографика. Павел Караулов/Владимир Терентьев/Александр Волков/Григорий Сысоев/Илья Каныгин

При новом директоре в 2002 году состоялось открытие Новой сцены, тем самым была создана возможность для закрытия на ремонт основной сцены. Реконструкция исторического здания началась летом 2005 года, завершить ее планировалось в 2008 году, однако здание открылось лишь в октябре 2011 года. По данным Счетной палаты, за период реконструкции Большого театра ее стоимость выросла в 16 раз.

С жесткой публичной критикой результатов реконструкции осенью 2011 года выступил премьер балетной труппы Николай Цискаридзе. В июне нынешнего года Цискаридзе со скандалом покинул театр - ГАБТ не стал продлевать с ним контракты танцовщика и педагога.
© РИА Новости. Максим Блинов
Конфликт между Николаем Цискаридзе и Большим театром

Чем запомнился ГАБТ за время руководства Иксанова

Тринадцать неполных лет, в течение которых Иксанов занимал должность генерального директора, были отмечены большим количеством скандалов и происшествий. Резонанс получило увольнение Анастасии Волочковой в 2003 году. Формальным поводом для увольнения стало то, что "балерина не соответствует требованиям физической формы и ей невозможно подобрать партнера". Волочкова потребовала от директора Большого театра возместить ей моральный ущерб на сумму 30 миллионов рублей, однако ее иск был отклонен.

В марте 2011 года в центре скандала оказался управляющий балетной труппой театра Геннадий Янин. В интернете были выложены порочащие его фотографии порнографического содержания. Почтовая рассылка была сделана на 3848 адресов по всему миру, в том числе в крупнейшие газетные издания и на телеканалы. Янин написал заявление об увольнении.

Осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам. Как рассказали в пресс-службе ГАБТ, самый дорогой билет в Большой театр стоит три тысячи рублей, в то время как после накрутки его стоимость увеличивается более чем в семь раз. В результате Большой театр ввел продажу билетов по паспортам.

При Иксанове на худрука балета Филина в январе этого года было совершено покушение, вскрывшее серьезные внутренние конфликты внутри Большого театра (главным подозреваемым по этому делу остается ведущий солист ГАБТа Павел Дмитриченко).

Как в ГАБТ встретили известие об отставке Иксанова

Исполняющая обязанности худрука балетной труппы Большого театра Галина Степаненко: "Для меня смена руководства была очень неожиданной, очень внезапной - как это, не закончив сезон! Пока не знаю, как к этому относиться".

"Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр"

Зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой: "С моей точки зрения Иксанов - самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой - устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями. Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал".