План-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему: Коспект открытого занятия в средней группе по образовательной области "Чтение художественной литературе". Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в ср
Дата публикации: 20.04.16
Программное содержание:
Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Воспитывать у детей интерес к занятиям и желание заниматься.
Интеграция образовательных областей.
К- развивать умение определять место звука [Ж] в слове и соотносить его с буквенным изображением.
С- Развивать у детей умение выражать свои эмоции в речевой разминке
«Хнык» (неприязнь, неудовольствие) при произнесении стихотворного текста.
Оборудование: интерактивная доска: игра «Давайте познакомимся», «Угадай загадку», «Где живет звук?», «Хнык»игрушки: мышка, белка, заяц, волк.
Картинки для ковролина: зайчик, жук, рак.
Методические приемы:
На интерактивной доске появляется девочка Анжела.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела. А как зовут Вас?
Проводится игра « Давайте познакомимся».
Какие красивые у вас имена. Очень приятно с вами познакомиться. Ребята, давайте с вами поиграем. У меня есть сундучок, но он непростой, а волшебный. В нем живут интересные предметы. А, чтобы узнать, что там лежит, вам нужно отгадать загадки. Вы знаете, что такое загадки?
Ответы детей.
Загадка- это короткое, но точное описание какого-то предмета. Я хочу вам рассказать об одном предмете, который лежит в волшебном сундучке:
Маленький рост
Длинный хвост
Серенькая шубка
Острые зубки. (Ответы детей.)
На интерактивной доске появляется изображение мышки.
Воспитатель:
Это мышка. Что есть у мышки? О чем говорилось в загадке? Ответы детей: маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и детям загадывается следующая загадка.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Ответы детей)
На интерактивной доске появляется изображение белки.
Воспитатель спрашивает у детей:
А как вы догадались, что это белка? Что говорится о ней в загадке?
Где она живет? В какой шубке она ходит? Что грызет?
На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и загадывается следующая загадка.
Что за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Ответы детей)
На интерактивной доске появляется изображение зайца.
Воспитатель:
Правильно, это заяц. А что есть у зайчика? О чем вы услышали в загадке? Ответы детей.
Молодцы! Давайте вспомним, что такое «загадка»? Загадка- это маленький рассказ, в котором предмет не называется, а говорится о том какой он, то есть описывается этот предмет. Давайте мы с вами попробуем придумать и составить свои загадки.
Воспитатель показывает предметы и строит предложения так, чтобы в нем было сравнение, например:
Зайчик пушистый, как что? (как комочек пуха, как шубка, как кошка).
Жук жужжит (как пчела, как моторчик).
Птичка летает (как вертолет, как бабочка).
У черепахи домик твердый (как камень).
Воспитатель: Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук «Ж» все твержу.
Кто это? (ответы детей). Что за песенку поет жук? Дети: ж-ж-ж-ж-ж. На интерактивной доске появляется изображение жука.
Воспитатель вместе с детьми определяют, где живет этот звук и показывают его на схеме.
На интерактивной доске появляется изображение Анжелы.
Ребята, у меня есть подружка, которая всегда плачет и ее прозвали-ревушка, капризуля, плакса.
Воспитатель:
А я, ребята знаю, почему она всегда плачет. У нее в глазах поселился маленький вредный человечек, которого зовут «Хнык».
На интерактивной доске появляется «Хнык».
Давайте мы поможем подружке Анжелы изгнать этого человечка из детских глазок.
Хнык, Хнык, Хнык.
Как ты в глазки к нам проник?
Вредный, вредный и плаксивый,
Уходи отсюда живо!
Дети плакать не привыкли,
Уходи отсюда, Хнык!
На интерактивной доске появляется Анжела.
Спасибо вам, ребята! Теперь моя подружка - ревушка, плакать никогда не будет. Спасибо вам. Досвидания.
Воспитатель:
Ребята, что же интересного и нового вы узнали? Чему научились? В какие игры мы с вами играли? Кто нам сегодня помогал? (ответы детей).
Теперь мы с вами можем сами придумывать загадки и загадывать их своим друзьям.
Программное содержание:
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
- Развивать память, выразительность речи.
- Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.
Предварительная работа:
Рассказывать детям сказки, рассматривать к ним иллюстрации. Разучить стихотворения. Приготовить фланелеграф с картинками к сказке, маски к игре-драматизации, русскую шаль, сундучок, фею с волшебной палочкой, игрушки.
Ход занятия
Воспитатель:
— Здравствуйте, дети! Посмотрите, перед нами на столе сюрприз. Сюрприз спрятан под скатертью. А скатерть просто так нам не открыть, нужно сказать волшебные слова!
Дети читают волшебное стихотворение:
Столик, столик, послужи,
Нам сюрприз покажи,
Всё что ты покажешь,
Мы потом расскажем!
Дети с помощью волшебной палочки открывают скатерть.
Воспитатель: Ой, какой сундучок под скатертью! Давайте, мы вместе его откроем, и узнаем, что же там внутри!
Из сундука воспитатель достаёт русскую шаль.
— Дети, посмотрите какой красивый, большой нарядный платок! Его ещё называют шаль! А кто такие платки и шали носит?
Дети: Бабушки!
Воспитатель: Я накину на плечи эту шаль, и, превращусь в сказочницу! А затем узнаю, проверю, вспомните ли вы сказки, которые мы с вами когда-то читали!
Воспитатель просит одного из детей достать из сундучка игрушки. Ребёнок достаёт курочку с яичком.
Воспитатель: Из какой сказки эти герои?
Дед бил, бил, не разбил!
Баба била, била, не разбила! (золотое яичко)
Дети: Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Следующий ребёнок достаёт из сундучка персонажей сказки.
Воспитатель:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Я коза, на лугу была,
Ела травку шёлковую,
Пила воду студёную….
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
С копыт – на зщелёную травку!
Дети: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Достают ещё иллюстрации с персонажами.
Воспитатель: Жила в лесу старая Медведица и было у неё два маленьких сына. И решили сыновья-медважата пойти по свету, поискать счастья. Собрала их медведица в дорогу и наказала жить в дружбе и согласии. Долго они шли и увидели под соснами ….. –
— Что увидели медвежата?
Дети: головку сыра!
Как заканчиватся сказка?
Дети: Медвежата жадничали и им достался крошечный кусочек! А Лиса наелась досыта!
Воспитатель:
Правильно! Медвежата жадничали и остались ни с чем! А как называется эта сказка?
Дети: «Два жадных медвежонка»!
Воспитатель : Эту сказку детям рассказывают в другой стране – в Венгрии! Это венгерская сказка!
Дети вытаскивают следующих персонажей. («Лиса и Коза»)
Воспитатель:
Сидела Лиса в яме и не могла выбраться наверх. В это время подошла Коза, которая бродила в поисках воды. Лиса ей рассказала, что в степи зной и жара, а в яме прохладно и водичка под боком.
Из какой это сказки?
Дети : Казахская народная сказка «Лиса и Коза».
Коррекционная разминка для самораслабления, зрительная ориентировка в окружающем пространстве.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную музыку:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем –
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Напряжение улетело…
И расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Крепче кулочки сжимаем!
Их повыше поднимаем!
Потянулись!…..Улыбнулись!…. (Дети открывают глаза)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз!
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видеть мир!
Воспитатель: Как называется следующая сказка, вы узнаете от Полины:
Шёл, шёл медведь и устал, и говорит:
Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька отвечает: Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке! (показывает детям иллюстрацию)
Дети: Это русская народная сказка «Маша и Медведь»!
Воспитатель: В этой сказке две избушки: одна ледяная, светлая, другая деревянная, тёмная (показывает иллюстрацию)
Дети: Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух»!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, что сказки могут быть написаны народом и передаваться из уст в уста. И такие сказки называются «народные».
Физминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп!…Сели!…
Травку покушали,
Тишину послушали!
Выше, ….выше, …высоко!
Прыгай на носках легко!
Дети выполняют энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что осталось на дне сундука!
Выкладывает маски для игры-драматизации.
Дети рассматривают.
Воспитатель : Из какой сказки эти маски?
Дети: «Как коза построила избушку»!
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сыграем в эту сказку!
Воспитатель начинает предложение, дети продолжают, заканчивают его.
— Жила когда-то Старуха-говоруха, и была у неё Коза с козлятами. Утром люди встанут и за работу принимаются, а Старуха всё на печки полёживает. Только к обеду она поднимается, поест, попьёт, поговорит с прохожими и сама с собой. А Коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать!
Вот как-то раз и говорит Коза своим козлятам: «Козлятушки-детушки, не житьё нам у Старухи-говорухи!
Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как только выпустила Старуха Козу с козлятами из хлева – они побежали.
Прибежали в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к яблоньке:
Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими веточками избушку построить?
Яблонька: Не строй подо мной избушку! Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут! Ступай ещё куда-нибудь!
Воспитатель: Пошла Коза к дубу.
Коза: Дуб, дубок! Можно мне под тобою избушку построить?
Дуб: Не строй подо мной избушку. По осени с меня жёлуди упадут, твоих козляток ушибут! Сама горевать будешь!
Воспитатель: Пошла Коза к осине.
Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Осина: Мои листочки и днём и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди место другое!
Воспитатель: Нечего делать, отправилась Коза с козлятами дальше. Пришли они к шиповнику.
Коза: Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить?
Закачался шиповник: Что ты, что ты, Коза! Будут твои козлятки прыгать-скакать, всю шёрстку свою повыдерут! Ступай Коза дальше, ищи местечка получше!
Воспитатель: Пришла Коза к берёзе.
Коза: Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Воспитатель: Качнула берёзка ветками, отвечает:
Берёза : Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку!
Воспитатель: Обрадовалась Коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
Воспитатель:
У каждого зверя домик есть свой!
С тёплой печкой, высокой трубой!
В нём они принимают гостей!
С друзьями на свете жить веселей!
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то под берёзкой лежит!
Дети : это мешочек!
Воспитатель: А мешочек не пустой! Что здесь? Кто здесь?
Дети: Зайчик!
Воспитатель : А зайчик не простой! Поющий! Теперь он будет жить у нас в группе, радовать нас песенками, а мы будем читать ему сказки!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»
в средней группе по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель:
Ковригина Е. Н.
г.Лукоянов
2013
Чтение художественной литературы.
Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданномупризнаку (величина).
Развивать воображение: освоение действия «опредмечивания»заданного признака.
Развивать умение придумывания сказки с опорой на заместители (цвет)
Коммуникация
Развивать речевую активность.
Обогащать и активизировать словарь.
Социализация
Вовлекать в игровую деятельность.
Развивать культуру общения, поведения.
Познание
- Закреплять умение сравнивать предметы по величине.
Предварительная работа
- Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
Словарнаяработа (скалочка)
Рассматривание иллюстраций к сказкам
«Психогимнастика»
Воспитатель: Сядьте прямо, улыбнитесь,
Выше-выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимете, опустите.
Влево, вправо повернитесь
И друг другуулыбнитесь.
Ребята, в мире очень много сказок. А вы любите сказки?
Дети: да.
Восп-ль: Давайте поиграем в игру «Угадайсказку»!
1.Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог,
Что за сказка?
Дети: «Колобок»
2.Из какой сказки эти слова: Несу косу на плечи
Хочу лису посечи
Поди лиса вон.
Дети:Заюшкина избушка.
Восп-ль:Посмотрите,какая сказка изображена на этой картине?
Дети: «Лисичка со скалочкой»
Восп-ль: Про кого эта сказка?
Дети: Про лисичку.
Восп-ль: Что лисичка нашла в начале сказки?
Дети: Скалочку.
Восп-ль: Давайте обозначим скалочку полоской. Какую возьмём полоску?
Дети: Самую маленькую.
Восп-ль: Что у лисички в сказке было больше чем скалочка?
Дети: Курочка.
Восп-ль: Какой полоской обозначим курочку?
Дети: Больше, чем полоска, которая обозначает скалочку.
Восп-ль: Кого будет обозначать вот эта полоска?(восп-ль показывает полоску чуть больше)
Дети: Гусочку.
Восп-ль: Кого обозначим самой большой полоской?
Дети: Собаку.
На магнитной доске расположен первый эпизод сказки. Восп-ль предлагает кому-нибудь из детей рассказать и показать, что здесь случилось. Остальные дети следят за правильностью рассказывания ребенком ситуации сказки. Затем меняется след эпизод сказки и след. ребёнок рассказывает сцену из сказки.
Восп-ль: Как вы думаете, правильно поступила лисичка?
Дети: Неправильно.
Восп-ль: Что она сделала неправильно?
Дети: Она обманула хозяина.
Восп-ль: Что она ещё сделала неправильно?
Дети: Взяла чужое без разрешения.
Восп-ль:Я согласна с вами,обманывать и брать чужое нельзя.
Как вы думаете, если бы хозяин покормил лисичку, угостил её, взяла бы она чужое без разрешения и обманула бы она хозяина?
Дети: Нет.
Восп-ль: Значит хозяин повёл себя тоже неправильно.
Ведь лисичка была у него в гостях.
Физкультминутка.
Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом
Это рыжая лисичка
Под кусточком лисий дом.
Восп-ль: Что можно сказать про лисичку у которой нет дома?
Дети: Она бездомная.
Восп-ль: Я вам предлагаю сочинить другую сказку. Про лисичку, у которой есть домик.
И так сказка начинается…
На магнитной доске первый эпизод сказки (домик, скалочка)
Восп-ль: Шла лисичка по дорожке и нашла она…
Дети: Скалочку.
Восп-ль: И пошла она …куда?
Дети: Домой.
Восп-ль: Напекла она пирогов и пригласила к себе в гости…
(Воспитатель показывает заместитель- кружок белого цвета)
Дети: Зайчика.
Восп-ль: Белого, пушистого зайчика.
Ещё позвала к себе в гости…(восп-ль показывает детям серый кружок)
Дети: Серого волка.
Восп-ль: Кого ещё пригласила лисичка?(восп-ль показывает коричневый кружок).
Дети: Медведя.
Восп-ль: Белого зайчика, серого волка и бурого медведя лисичка угостилавсех…
Дети: Пирогами.
Восп-ль: Лисичка угостила всех вкусными, горячими пирогами.
Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
А сейчас я вас приглашаю в сказочный лес (дети встают в круг).
Закройте глазки и представьте себе, что в лесу вам холодно и страшно, нечего покушать, вам хочется спать. Но вам некуда пойти, у вас нет дома.
Вам нравится это чувство?
Дети: Нет, не нравится.
Восп-ль: Может быть тоже самое чувствует лисичка у которой нет домика. Я вам предлагаю помочь бездомным лисичкам и сделать для них домики.
(Дети садятся за столы и «делают» домики для лисички (аппликация).
Ребята, какие вы молодцы, вы помогли лисичкам. Теперь у них есть домики, им есть где переночевать. Молодцы! (дети встают в круг).
Восп-ль: Ребята, давайте подружимся с умными лисичками.
(дети рукой изображают лисичку).
Андрей, что говорит твоя лисичка? (дети по очереди проговаривают поучительные пословицы).
1.Раз соврал,
Другой раз не поверят.
2.Шила в мешке не утаишь.
3.У лжи ножки коротки.
4.Любишь кататься, люби и саночки возить.
5.Без труда и выловишь и рыбку из пруда.
6.Враньёне скоро, попутает скоро.
7.Ленивые руки чужие труды любят.
Вместе: Сказка ложь, да в ней намёк.
Добру молодцу урок.
Восп-ль: Ребята, мы сегодня молодцы, потому что…
1.Вспомнили сказку «Лисичка со скалочкой».
2.Сделали домики для лисичек.
3.Сочинили новую сказку.
Воспитатели высшей квалификационной категории. МБДОУ"Детский сад №93" г. Рязань.
Программное содержание:
- Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться в пространстве группы, строить ролевой диалог.
- Закреплять в речи детей названия русской народной сказки «Теремок» , слова в соответствии с выбранной ролью и героев сказки.
- Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.
- Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь.
Предшествующая работа:
Чтение русских народных сказок с участием животных.
Чтение русской народной сказки «Теремок» .
Рассматривание иллюстраций с изображениями теремка и зверей.
Строительство теремка из кубиков и обыгрывание постройки на занятии.
Оборудование:
Маски, сундучок, декорации леса.
Воспитатель:
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Вы хотите? Вы готовы? Тогда закройте глаза, я произнесу волшебные слова и мы очутимся в сказочном лесу.
Упражнение «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, дремучий лес, (широко разводим руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо-влево.)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.)
Все открой, не утаи, (Широко разводим руки в стороны.)
Ты же видишь, мы свои! (Прижимаем обе ладони к груди.)
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки – вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра, в сказку нам теперь пора.
На пеньке стоит сундучок.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок мы нашли! А как же его открыть? Очень интересно-что там… Смотрите, на нем что-то написано. Давайте-ка я прочитаю! «Назовите волшебные, добрые слова, сундучок и откроется!»
Воспитатель- Ребята, а вы знаете волшебные слова (Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, благодарю)
Воспитатель -Молодцы, отлично справились с заданием! Смотрите-сундучок открывается!
Воспитатель - А что это здесь лежит? (достаю маски)
Давайте рассмотрим их, и скажем, из какой сказки эти герои? (из русской народной сказки «Теремок» ) .
Воспитатель: Помните, ребята, мы с вами ее читали и рассказывали?
А давайте мы эту сказку сегодня обыграем?
Воспитатель: Ой, ребята в сундучке еще что – то есть! Да это же загадки, вот кто быстрей отгадает – тот и наденет маску героя сказки.
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц)
По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала.
(Лиса)
Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)
Кто под полом таится, кошки боится? (Мышь)
Воспитатель: Молодцы, дверь мы в сказку открываем
В мир волшебный попадаем.
(Вместе с воспитателем дети инсценируют сказку) .
Все дети идут по кругу и говорят:
Вдруг по полю, полю, мышка бежит
У дверей остановилась и стучит.
Мышка: - Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко.
Ищу - не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
Воспитатель: - Никто не отозвался. Дом свободным оказался.
Мышка:
Ой, какой здесь беспорядок!
Наведу- ка, я, порядок!
По местам всё разложу!
Воспитатель: - Вошла мышка в теремок и стала там жить, печь топить, полы мыть.
Дети идут по кругу.
Д е т и: - Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, лягушка бежит.
У дверей остановилась и говорит:
Лягушка: -
Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка: - Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: - Речка, мошки и трава!
Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите, какова! Пустите меня в теремок!
Мышка: - Заходи!
Воспитатель: - И стали они жить вдвоем: мышка дом убирает, а лягушка блины печет.
Дети идут по кругу.
Д е т и: - Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, зайка бежит.
Заяц: - Что за славный теремок?
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
со своей принцессой.
Посажу я огород рядом на лужайке.
Кто там, в тереме живет, расскажите Зайке.
Звери: - Я - мышка-норушка!
Я - лягушка-квакушка! А ты кто?
Заяц: - А, я зайчик - побегайчик! Можно мне с вами жить?
Звери: - Заходи!
Воспитатель: - И стали они жить втроем: мышка-норушка терем убирает, лягушка-квакушка блины печет, зайчик-побегайчик всех веселит.
Дети идут по кругу.
Д е т и: - Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, лисонька бежит.
У дверей остановилась и стучит:
Лиса: - Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери: - Я - мышка-норушка!
Я - лягушка-квакушка!
Я - зайчик-побегайчик! А ты кто?
Лиса: - Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Пустите меня в теремок!
Звери: - Заходи!
Воспитатель: - И стали они жить вчетвером: мышка-норушка терем убирает, лягушка-квакушка блины печет, зайчик-побегайчик всех весе лит, а лисичка-сестричка щи и кашу варит.
Дети идут по кругу.
Д е т и: - Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, волк бежит.
У дверей остановился и стучит:
Волк: - Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери: - Я - мышка-норушка!
Я - лягушка-квакушка!
Я - зайчик-побегайчик!
Я - лисичка-сестричка! А ты кто?
Волк: - Я –то-Серенький Волчок,
Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить?
Не с кем мне в лесу дружить.
Звери: - Заходи!
Воспитатель: - И стали они жить впятером: мышка-норушка терем убирает, лягушка-квакушка блины печет, зайчик-побегайчик всех веселит, лисичка-сестричка щи и кашу варит, а волчок-серый бочок теремок сторожит.
Дети идут по кругу.
Д е т и: - Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, полю, мишка идет.
У дверей остановился и ревет:
Медведь: - Я за медом лазил в улей,
Так трудился, что устал.
Злые пчелы закусали
Нос, уши, и глаза!
Не могу найти покоя
Нос огнем так горит!
Теремочек? Что такое?
В теремочке кто живет? (стучит)
Кто-кто в невысоком живет?
Звери: - Я - мышка-норушка!
- Я - лягушка-квакушка!
- Я - зайчик-побегайчик!
Я - лисичка-сестричка!
- Я - волчок-серый бочек! А ты кто?
Медведь: - Мишка-медведь!
Дверь бы надо отпереть!
Звери: - А у нас и места больше нет.
Медведь: - А я на крышу залезу.
Воспитатель: - И полез. Тут теремок задрожал и развалился.
Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»
Необходимо вызвать у детей желание построить, новый теремок.
Пальчиковая гимнастика «Строим Теремок»
Тук-тук, тук-тук!
Застучал молоток. (Дети ударяют кулачками друг о друга)
Будем строить теремок
С высоким крыльцом (поднимают руки)
С окнами большими (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну на другую «окно» )
Со ставнями резными (разводят руки в стороны)
Тук-тук, тук-тук!
Замолчал молоток. (опускают руки)
Вот готов наш теремок! (соединяют руки над головой «крыша» )
Воспитатель: Построили новый теремок, красивый, просторный, лучше прежнего! Вон какой! (показывает декорацию теремка) .
Затем все дети встают в круг, и сказка завершается словами:
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень-очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
Воспитатель: Молодцы, мне очень сильно понравилось. Артистами, ребята побывали! И, сказку, ребята вы показали! Артисты и зрители были хороши! Похлопаем, друг другу от души!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой, закройте глаза, я прочитаю волшебные слова.
Ну, вот теперь вы дома, в группе. А за то, что вы сегодня замечательно рассказали сказку, у меня для вас угощенье.
Рефлексия. - С какими животными мы сегодня встретились в сказке?
Кто из героев пришел к теремочку после лягушки?
Сколько всего было героев.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»
Программное содержание:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
(Ответы детей)
Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»
(по стихотворению И. Токмаковой)
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.