Василий Тропинин – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge. Художник В

Творчество Василия Андреевича Тропинина

(1776-1857) Василий Андреевич Тропинин принадлежал к тому поколению, которое выдвинуло первых русских романтиков. Тропинин был до 45 лет крепостным художником в украинском поместье графа Моркова и с занятиями живописью совмещал обязанности кондитера и старшего лакея. По прихоти помещика он не смог завершить своего образования в Академии художеств. Годы молодости Тропинина ушли на то, чтобы самоучкой, наперекор препятствиям овладеть техническим умением и добиться профессионального мастерства. Граф Морков, решивший заиметь у себя в доме живописца, в 1799 году посчитал выгодным для себя определить способного крепостного «посторонним учеником» Академии Художеств. Вот тут Тропинин и обучался портретному искусству у С.С. Щукина. На академической выставке в 1804 году работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» привлекла внимание самой императрицы. Учился Тропинин блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Президент Академии С.Строганов начал хлопотать об освобождении талантливого юноши, но не успел: крепостному Тропинину поступил приказ от хозяина переехать из Петербурга в новое имение Моркова - Подолье, что на Украине. Там Тропинину напомнили о том, что он крепостной, назначили на должность кондитера и лакея, а также вменили в обязанность выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, которые впоследствии украсили дом графа, а также расписывать местную церковь, писать для нее иконы. Тропинину было также поручено выполнить живописные портреты хозяев. Незлобивый и добрый по натуре, Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных», - вспоминал он позднее. Колорит этих работ мягкий, приглушенный - преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.

"Портрет сына Арсения" . Художник работал над этим портретом с особым подъемом. Он как бы изливает свою душу. С сокровенной интимностью он раскрывает свою веру в светлое предназначение человека, в ценность личности людской. Перед зрителем предстает мир юной мечты, озаренный особенно пронзительной и щемящей доверительностью. Мастер словно раскрывает нам свой секрет, драгоценную тайну, которую художник тщательно хранит.. Освещенное трепетным светом возникает лицо мальчика. Только что он был занят детскими играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен Куда-то в неведомые нам дали глядит этот кудрявый мальчик, с тонкими, вдохновенными чертами лица. Голова повернута влево. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Все гармонично в этом полотне: чуть вздернутые тревожно брови, ласковый, но беспокойный взор, целомудренный, мягко очерченный рот, округлый подбородок. Все, все до малейшей черточки в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде/. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков - генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.

«Кружевница» (1823) - одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. .

Тщательно и с любовью выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. За эту и другие работы в 1823 году В.А. Тропинин был удостоен звания «назначенного в академики».

Долгожданная свобода пришла только в 1823 году, когда Тропинину было уже сорок семь лет; к этой поре и относится расцвет его дарования. Именно в этот период возникла его собственная, самостоятельная художественная система, своеобразно переработавшая наследие классицизма и живописные приемы XVIII века, и окончательно оформился созданный Тропининым жанр интимного бытового портрета.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому «Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей, его любящих», - говорил сам Тропинин; в этом несколько наивном утверждении заключена, в сущности, целая программа, характеризующая задачи Тропинина и его отношение к действительности. В тропининских портретах передан интимный, «домашний» облик людей его эпохи; персонажи Тропинина не «позируют» перед художником и зрителем, а запечатлены такими, каковы они были в частной жизни, вокруг семейного очага.«Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появились. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из лучших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным перстнем на пальце», - рассказывает, со слов самого Тропинина, один из современных ему мемуаристов. Таким, по-видимому, и был первоначальный замысел портрета. Дело художника сводилось лишь к тому, чтобы запечатлеть облик Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не задаваясь сложными задачами психологического анализа и раскрытия внутреннего содержания образа. В эскизе, написанном непосредственно с натуры, Тропинин ближе всего подошел к осуществлению пожеланий Соболевского. Он дал непритязательное, но, несомненно, вполне точное и похожее изображение Пушкина - «в домашнем халате и растрепанного», как просил Соболевский. Но в самом облике поэта было нечто, настолько отличавшее его от рядовых москвичей, обычных моделей Тропинина, что решение образа не смогло войти в уже устоявшуюся, привычную тропининскую систему. Работая над портретом, Тропинин, в сущности, очень далеко отошел от своего первоначального замысла. Это не значит, конечно, что он отошел и от правдивого воспроизведения натуры. Нет сомнений, что Пушкин позировал не только для эскиза, но и для портрета, и воссоздание живого облика поэта по-прежнему оставалось главной задачей Тропинина. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным. От первоначального замысла остались только внешние атрибуты «домашности» - халат, расстегнутый воротник рубашки, растрепанные волосы, но всем этим подробност ям придан совершенно новый смысл: они воспринимаются не как свидетельство интимной непринужденности позирующего, а, скорее, как признак того «поэтического беспорядка», с каким романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении. Тропинин написал не «частного человека Пушкина», о чем просил его Соболевский, а вдохновенного поэта, уловив в его облике выражение глубокой внутренней значительности и творческой напряженности. По своему образному строю портрет Пушкина перекликается с произведениями современной Тропинину романтической живописи, но при этом Тропинин сумел создать романтический образ, не поступившись реалистической точностью и правдивостью изображения. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет никаких аксессуаров, связанных с литературной профессией Пушкина. Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным голубым шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки, - самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и ее композиционным центром. Художник не стремился «приукрасить» лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт; но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность Современники единодушно признали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным. Во взгляде Пушкина, напряженном и пристальном, с наибольшей силой выражено содержание портретной характеристики. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. В соответствии с романтическим замыслом Тропинин стремился придать его взору то выражение, которое он принимал в минуты творчества. В сравнении с известным портретом Пушкина работы Кипренского тропининский портрет кажется более скромным и, пожалуй, интимным, но не уступает ему ни по выразительности, ни по живописной силе. Портрету Пушкина, бесспорно, принадлежит одно из первых мест и в иконографии поэта, и в творчестве Тропинина.В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат подобен античной тоге.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». Он пишет портреты первых лиц города, государственных деятелей, дворян, купцов, актеров, писателей, художников.

" Автопортрет" Тропинина написан художником в поздние годы жизни. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой. Тропинин как бы подводит итог прожитой жизни, являя собой спокойного, несмотря на пережитые грозы, человека, достигшего прочного положения, устойчивой славы, которая значительно отличается от громкого и быстротечного успеха петербургских мастеров. Мастер изображает себя у окна мастерской с дивным видом на древний Кремль. Он спокойно опирается на муштабель - старинный инструмент живописца, столь удобный в работе над картиной, требующей точности рисунка и гладкой поверхности живописи. В руках у Василия Андреевича палитра и кисти, он предстоит на фоне любимого вида со знаками своей профессии - именно таким он навсегда останется в памяти потомков, к которым устремлен его спокойный и ласковый взгляд добродушного и гостеприимного московского жителя. Тропинин передает холодный колорит кресла и своего костюма в интерьере мастерской, погруженной в предвечерний сумрак, в комнату будто входит вечность. За окном разливается теплый свет нежного розового заката - наступает московский вечер, когда колокола малиновым звоном наполняют город и черные грачи стаями кружат среди чистого небосвода.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова - подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын - Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу - под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Художник родился в крестьянской семье 30.03.1776 г в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И. И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.

В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера. Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика не дюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств в Санкт Петербурге в 1798 году.

Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет "Мальчик тоскующий о погибшей птичке", картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в Украине в деревне с интересным названием Кукавка.

В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году его избранницей стала Катина А. Н., вскоре у них родился сын названный Арсением.

В 1809 написан "Портрет жены Анны". В 1810 написана картина с романтическими акцентами Мальчик со свирелью Портрет И. Моркова, в этом же году он пишет портрет своего сына Портрет Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными

Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.

После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина Кружевница отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников.

Также на выставке были выставлены картины: "Нищий старик", "Портрет художника Скотникова Е. О.. За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1826 году создание портрета "Золотошвейка" В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

830 годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.

За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам арт исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Тропинина и сегодня изучают многие современники его картины можно увидеть в различных музеях, а с недавнего времени в 20 веке в 1869 году в Москве был открыт Тропининский музей в Щетининском переулке, дом 10, строение. 1, основанный Московским коллекционером Вишневским Феликсом Евгеньевичем

К 240-летию со дня рождения

МАСТЕР РУССКОГО ПОРТРЕТА

Русский художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа. Картины художника обладают особой ценностью еще и потому, что по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеют себе аналогий в отечественном искусстве своего времени. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Художник и исследователь изобразительного искусства А.Н. Бенуа писал о Тропинине: «Что дает Тропинину особенно почетное место в истории русской живописи, это то, что он посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства. Все его «девушки-садовницы», «кружевницы», «швеи», «молочницы», «гитаристы» и прочие предвещали своими «жанровыми» ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в «типах» и «рассказиках» и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве».

Тропинин родился в Новгородской губернии в крестьянской семье и до 1823 года оставался крепостным графа И.И. Моркова. В 1798 году имевший склонность к рисованию юноша стал вольнослушателем в петербургской Академии художеств, но в 1804 году был отозван своим помещиком. В 1812-18 годах Тропинин жил с Морковыми в Москве, где выполнил два семейных групповых портрета

Семейный портрет графов Морковых

Портрет Морковых. Этюд. Начало 1810-х

и исполненный внутренней значительности портрет историка Н.М. Карамзина.

В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. С 1821 года художник постоянно жил в Москве, где быстро приобрел славу портретиста. В 1823 году Тропинин получил от Моркова вольную, а позже удостоился звания академика Академии художеств. Отказавшись от официальных постов, он поселился в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки, где проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826-27 годов приходил позировать для своего портрета А.С. Пушкин.

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Портрет полно передает и внешность, и духовную сущность поэта. 1820-30-е годы - время творческого расцвета Тропинина. Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Портреты 1820-х годов - Н.А. Майкова, П.А. Булахова и, особенно, Пушкина - отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей и нередко при помощи острохарактерных деталей подчеркивал их особый московский колорит (например, портрет В.А. Зубова).

Оставаясь до середины XIX века главным московским портретистом, Тропинин создал более трех тысяч портретов, запечатлев представителей родовой московской знати, купечества, творческой интеллигенции (скульптора И.П. Витали, акварелиста П.Ф. Соколова, актера П.С. Мочалова, драматурга А.В. Сухово-Кобылина). В 1832 году художник перебрался в левый флигель той же усадьбы - на Ленивку. Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля».

Считается, что окно, изображенное на картине, - это окно мастерской художника на Ленивке. С 1833 года он стал заниматься с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году Тропинин избран почетным членом Московского художественного общества. В 1855 году он купил окруженный фруктовым садом маленький домик на Большой Полянке (не сохранился). Умер Тропинин в 1857 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

На доме № 9 по улице Волхонке есть мемориальная доска, посвященная Тропинину. Удивительно, но доска установлена на доме, построенном через двадцать один год после смерти Тропинина на месте главного дома усадьбы, в котором художник не жил. В 1969 году в Москве был открыт музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10). Собрание музея насчитывает несколько тысяч предметов. Кроме картин Тропинина там есть произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и других художников.

Музей Василия Тропинина

Видеофильм о музее:

http://vk.com/video159262563_171446529

"Конфетный художник"-звучит, может быть, немного невежливо. Но не по отношению к Тропинину! Свое мастерство он оттачивал в Петербургской кондитерской, куда его определили из графского имения учиться, потому что изделия для хороших домов требовали вкуса и кулинарного, и художественного. До сих пор работы Тропинина можно увидеть на конфетных коробках!
Романтические портреты- Кружевница, Гитарист, кудрявый Арсений, сын художника -с шоколадом вполне рифмуются. За теплый колорит, голландский стиль, понятный натуралистичный рисунок симпатичных персонажей эти изображения любили и в советское время. Художник писал много простых людей- крестьян, мещан, мастеровых и в каждом видел присущую особенность и красоту.

Впрочем, у Тропинина была Академическая школа- в Петербурге успел поучиться, но графом-хозяином Морковым был отозван в имение на Украине, вместе с семьею. Был слугой, архитектором, пастухом и художником при графе. Такая разносторонность занятий оказалась полезна художнику- сам признавался в воспоминаниях. Писал и графских знакомцев, и дворовых, и бедноту. Из крепостной зависимости был отпущен уже известным. Представил работы в Петербурге, получил звание академика и место преподавателя в художественном классе. За свою жизнь написал более тысячи портретов.

Тропинин В.А. Портрет Александра Федоровича Заикина. 1837. Из собрания Приморской картинной галереи


Тропинин В.А. Портрет А.Ф.Заикина. Этюд. Около 1837. Из собрания Государственного исторического музея


Автопортрет

. «Портрет Ф.П. Крашенинникова» (1824)

«Портрет А.В. Васильчикова»

Портрет Константина Георгиевича Равича. . 1823

«Портрет Н.И.Морковой»


В.А.Тропинин. Портрет А.И.Тропининой(матери художника). 1820


Портрет сестры


Портрет сына художника


В.А.Тропинин. Портрет сына(?) художника за мольбертом. 1820-е

В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»

Портрет Е.В. Мешковой, урожденной Билибиной

Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. . 1836.

Портрет Е.В. Мазуриной
1844 гг., холст, масло, 67.2 х 57.2 см (овал)
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

Самые известные упоминавшиеся работы "Кружевница", "Гитарист", "Портрет сына" и портрет Александра Сергеевича Пушкина- вошедший в большинство учебников, известный и в мире, был написан художником Тропининым в крепостном состояньи. Проявить и реализовать свой талант и труд можно на всяком месте. И вполне успешно, как видим на примере Василия Тропинина.


Гитарист


Кружевница, 1823. ГТГ

"Наиболее ярко и сам жанр как новое явление в русском искусстве, и позиция самого художника, его отношение, его понимание цели и задач жанра проявились в одной из самых первых работ этого рода живописи — знаменитой “Кружевнице” (1823). Природа жанра определила и сам характер композиции. Мы как бы вместе с художником заглянули туда, где трудится эта красивая молодая девушка. И она на наш неожиданный визит, словно на мгновение, отвлеклась от своих коклюшек и внимательно, как это и присуще портретам Тро-пинина, смотрит на нас. Но в ее взгляде нет ни кокетства, ни любопытства. Напротив. В этих широко открытых глазах — какой-то свой потаенный мир, какая-то полнота чувств и мыслей, которые тесно переплелись в ее душе, как это тонкое, прозрачное кружево, что не выставлено на показ, как свидетельство ее труда, а виднеется маленьким фрагментом, теряющимся в широких складках белой ткани — основы. Эта картина не о социальной характеристике труда, а о его творческом начале, рождающем красоту, обогащая окружающий нас мир. Тонкий нос, красивые очертания припухлых губ, мелкие завитки волос, выбивающиеся из-за ушей, и какой-то глубоко сокрытый темперамент, сила жизни в этих глазах и в этом взгляде. И сама эта девушка — вся как бы соткана из ощущения красоты, которую художник привнес и в живопись ее лица, и в этот плавный, изысканный изгиб ее руки, эти пальцы, легко, изящно перебирающие коклюшки, и в эту ткань, ниспадающую красивыми изломами. И лицо девушки, тронутое нежным румянцем, и фисташковый отлив ее платья, красиво гармонирующий с кисейным платком, будто сотканным из солнечных лучей, и руки, тонко прописанные прозрачной лессировкой, да и сам предмет ее труда — все это залито здесь светом. Им, можно сказать, живет, дышит пор-трет, обнаруживая, как писал тогдашний критик, “чистую, невинную душу” "
(М. Петрова. Мастер русского портрета)


Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского. Около 1812


Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847


На академической выставке 1804 года была представлена картина В. Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.


Девушка со свечой


Портрет Ж.Лович. Этюд. 1810-е


Портрет П. И. Сапожниковой. 1826


Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816


Портрет Левицкой-Волконской. 1852


Портрет А. И. Тропининой, жены художника


Женщина в окне (казначейша) 1841

Портрет Е. А. Сисалиной


Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842


Портрет Е.И. Корзинкиной


Золотошвейка


«Голова девочки»

Девочка с канарейкой.


Мальчик с жалейкой. . 1820-е.


Девочка с куклой, 1841. ГРМ


Портрет Н. И. Уткина. 1824


Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище Этюд. 1820-е


Портрет С.К.Суханова


ПОРТРЕТ ТЕОДОСИЯ БОБЧАКА, СТАРОСТЫ СЕЛА КУКАВКИ. 1800-Е

В.Тропинин. Нищий старик.

Старый солдат. 1843

Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е

На странице представлены картины Тропинина Василия Андреевича, особенностью которых, несомненно, является изящная эстетика, нежность, открытость и простота людей. Художника можно назвать сентименталистом.

Но Тропинин не приукрашал лица на своих портретах, он именно так их и видел.

И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение получать от работы радость и удовлетворение.

Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал. «Крестьянский мальчик с топориком», «Девочка с куклой», «Мальчик со щеглом», «Девочка с собакой», портрет сына и другие портреты пронизаны невинностью, непосредственностью и мечтательностью.

Автопортрет Тропинина.

На фото картина «Женщина в окне». Тропинин.

Портрет писался по мотивам «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Душевная, простая женщина с непосредственным интересом взирает на мир из окна.

На фото картина «Девочка с собакой». Тропинин.

Девочка прижимает к себе испуганную собачку. А у неё скорее удивлённый и заинтересованный взгляд. Светлый образ ребёнка на картине.

Картины Тропинина с детьми сентиментальные, нежные и милые. Любил художник детей!

Кружевница. Тропинин.

Самая известная картина художника!

На ней изображена простая и добрая девушка, с любовью кружевами занятая. Она оторвала свой взгляд от работы и с игривым интересом смотрит на вошедшего. Ей и работа интересна, и люди.

Картины Тропинина наполнены теплотой и нежностью.

Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль

Добродушный взгляд у художника!

Гитарист. Тропинин.

Художник не раз рисовал гитаристов. На этой картине молодой человек взирает на слушателя, которому только что исполнял на гитаре мелодию собственного сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате.

Обыденная, но содержательная жизнь!

Картины Тропинина нежны и содержательны.

Девочка с куклой. Тропинин.

Нравится девочке играть с куклой. Нежно так она её в руках держит. Милый ребёнок!

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Ершовой с дочерью.

Картины Тропинина наполнены любовью и теплотой особенно к детям!

Портрет сына художника, Арсения

Похож сын на отца!

На фото портрет Брюллова. Тропинин.

Брюллов держит в левой руке папку с холстами, а в правой кисточку.

На фото картина «Нищий старик».

За картину эту Тропинин получил звание академика. Работа на заказ. Тема нехарактерная для художника.

На фото картина «Старый солдат». Тропинин.

На фото картина «Мальчик со щеглом».

Держит мальчик в правой руке маленького щегла. Слева и клетка для него. С удивлением мальчик смотрит куда-то в сторону.

На фото «Крестьянский мальчик с топориком».

Прелестный ребёнок уже трудится. На правом плече у него топорик, на голове соломенная шляпа, украшенная цветами. Взгляд устремлён куда-то вдаль. Чистый и невинный у него взгляд.

Все картины Тропинина с детьми чисты и невинны!

На фото картина «Девушка с горшком роз». Тропинин.