О чем говорится в мифе пять веков. Пять веков

«Пять веков». Н.А.Кун . По поэме Гесиода «Труды и дни»

«Вокруг тебя-мир..»


  • общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими";
  • частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных средствах, как эпитет, аллегория, метонимия.



  • Гесиод (конец VIII-VII в. до н.э.) - родоначальник дидактического эпоса в древнегреческой литературе. Основные сведения о Гесиоде почерпнуты из его поэмы "Труды и дни". Несмотря на горечь, пронизывающую поэму, ее настроение не безысходно. Поэт стремится найти в своем веке черты добра, указать источник надежды. Прежде всего он верит в богов и человеческий труд. Другой своей поэмой, "Теогония", Гесиод утверждает мысль о могуществе и славе Зевса, не только наиболее сильного, но и мудрого управителя мира. Порядок мироздания помогают поддерживать Зевсу его супруги: богиня плодородия Деметра и олицетворяющая естественный порядок вещей Фемида, которая, в свою очередь, рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года: Евномию, Дику, Ирину (Законность, Справедливость, Мир), обозначающих основы этических общественных норм. Эти имена многозначительны: они указывают как раз на те явления, соблюдение которых, по мнению Гесиода, было поставлено под угрозу.

Миф о пяти веках

  • изложен в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта и рапсода Гесиода, жившего в VIII-VII веках до н. э. Согласно мифу, существующий миропорядок появился в результате последовательной смены пяти веков и соответственно пяти поколений людей - золотого, серебряного, медного, героического и железного.

  • ... Дела давно минувших дней,
  • Преданья старины глубокой...
  • А.С.Пушкин

Словарная работа

  • Кадм - герой древнегреческих мифов, основатель Фив. После похищения Европы Зевсом ее братья, в том числе и Кадм, были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал К. прекратить поиски, следовать за коровой, которую он встретит, и построить город там, где она остановится. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию (наряду с Аттикой, наиболее значительную область Древней Греции), где основал Кадмею - цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы - крупнейший город Беотии, у Гомера - "семивратные" Фивы.

Словарная работа

  • Эдип - сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал, что Эдип в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому по приказанию отца он еще ребенком был брошен на съедение зверям. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Поливу, который воспитал его как своего сына. Выросший Эдип встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что это его отец. Эдип освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя.

Словарная работа

  • Кронос (Крон) - один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. Мать Кроноса предсказала, что, подобно своему отцу, он будет низвергнут одним из своих детей. Поэтому Кронос проглатывал всех своих новорожденных детей. Этой участи избежал только младший сын Кроноса Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс низверг отца и заставил его изрыгнуть всех проглоченных им детей. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами Кронос был низвергнут в Тартар.

Словарная работа

  • Океан. 1. Согласно Гесиоду - сын Урана и Геи, титан, брат Кроноса, супруг Тефиды, которая родила ему три тысячи сыновей - речных божеств и три тысячи дочерей - океанид. Океан живет уединенно в подводном дворце и не появляется на собрании богов. В позднейших мифах вытесняется Посейдоном. 2. Мифическая река, окружающая землю. В Океане, по представлениям древних, берут начало все морские течения, реки и источники. Из Океана восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой Медведицы).

ЗОЛОТОЙ ВЕК

  • Живущие на Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

  • Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастья и горя видели они в жизни. Сын Крона, Зевс, уничтожил род их на земле. Он разгневался на людей серебряного века за то, что не повиновались они богам, живущим на Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радостей, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

МЕДНЫЙ ВЕК

  • Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Люди медного века уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

ВЕК ГЕРОЕВ

  • Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же Зевс создал на земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов - героев. И они все погибли в злых волнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыв на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие как мед.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

  • Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле.Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.
  • Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

  • 1. Назовите пять веков в том порядке, в каком они перечисляются в мифе. (Золотой, серебряный, медный, век героев, железный.) Какое название века нам встретилось впервые (Век героев.) Известны ли вам мифы, которые рассказывали бы о жизни людей и богов в век героев? (Некоторые мифы об Ахилле, Геракле, аргонавтах.) Выпишите названия всех пяти веков. Подберите слово для емкой, обобщающей характеристики каждого века. (Счастливый, жестокий, героический, трагический, благородный, радостный, тяжелый и т.п.)
  • 2. Как вы думаете, на что в характеристике веков обращается наше внимание с появлением в логической цепочке названия век героев? Найдите в описании каждого века слова и выражения, характеризующие жизнь людей каждого века. Выпишите их. (Золотой : безболезненная и счастливая жизнь; безмятежно жили люди. Серебряный : "неразумные" люди... Медный : страшные и могучие люди; возлюбили войну, обильную стонами; уничтожали друг друга. Век героев : род людской более благородный, более справедливый, однако и они погибли в войнах и кровопролитных битвах. Железный : изнурительный труд, тяжкие заботы; не чтят люди друг друга, гость не находит гостеприимства, не соблюдают данной клятвы, не ценят правды и добра; друг у друга разрушают города, всюду властвует насилие; нет у них защиты от зла...). Как, по Гесиоду, менялась жизнь людей на Земле со сменой веков? Почему? Какой прием помогает сделать такой вывод? Как, по вашему мнению, меняется эмоциональная окраска слов, характеризующих жизнь людей разных веков? (Названия веков даны по аналогии с металлами, сравнительная ценность которых различна: золото дороже серебра, серебро дороже меди, медь - железа.)

Аналитическая работа по тексту:

  • 3. В жизни людей почти каждого века, о котором рассказал Гесиод, были свои светлые и темные стороны: радость и горе. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему? Перечитайте описание их жизни. Какие синонимы, исходя из этого описания, вы могли бы подобрать к слову "счастливый"? (Безмятежный, спокойный, тихий.) Найдите в тексте метонимии, сравнения, помогающие создать ощущение счастливой, спокойной жизни людей в золотом веке. ("Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром"; "смерть... спокойный, тихий сон"; "Сами боги приходили к ним советоваться".) 4. Можно ли назвать жизнь последующих человеческих родов спокойной, безмятежной? В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они делали? Каковы были последствия этого выбора?

Аналитическая работа по тексту:

  • 5. Чем завершается рассказ о жизни людей железного века? Кто или что могло бы изменить их жизнь? (В железном веке на земле царит насилие, потому что сами люди ведут себя не так, как должно. Совесть и Правосудие покинули Землю. Следовательно, позитивные изменения зависят прежде всего от самих людей: станут они уважать установленные, общепринятые правила - Совесть и Правосудие смогут вернуться.) 7. Представьте, что вас попросили дать характеристику прошедшим векам и времени, в котором вы живете сейчас. Придумайте, если хотите, свои названия веков и их временные границы. Охарактеризуйте жизнь людей, живущих в этих веках. Постарайтесь описать "свой век" (то есть время, в которое вы живете) с самых разных сторон, не упуская ни светлые его стороны, ни какие-либо волнующие вас проблемы.

  • Выводы по уроку делают сами ученики, отвечая на вопросы учителя:
  • Сегодня разговор шел об организации жизни людей по правилам.
  • Можно ли эту тему отнести к числу "вечных" тем? Почему?

Объяснение домашнего задания

  • Прочитайте этот миф своим родным или знакомым, которые старше вас по возрасту. Расспросите их о том "веке", то есть времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте. Каким оно им представляется теперь? А как они характеризуют время, в которое живут сейчас? Запишите определения, эпитеты, которые они будут использовать для характеристики прошлого и настоящего. Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.

*1 ___________ *1 Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену ве- ков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесио- да. Это понятно для Гесиода, представителя крестьянс- тва, мелких земельных собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усилива- лась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом бо- гатых крупных землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые. Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни" Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни пе- чали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счаст- ливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама да- вала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Без- мятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти. Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не бы- ли равны ни силой, ни разумом люди серебряного века лю- дям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Корот- ка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жиз- ни. Непокорны были люди серебряного века. Они не пови- новались бессмертным богам и не хотели сжигать им жерт- вы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повинова- лись они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди. Отец Зевс создал третий род и третий век - век мед- ный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца. Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более спра- ведливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сража- ясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда яви- лись они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораб- лях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от жи- вых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед. Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не перес- тавая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не на- ходит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соб- людают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Право- судие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям оста- лись только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла. ДЕВКАЛИОН И ПИРРА (ПОТОП) *1 ___________ *1 В этом мифе дается рассказ о всемирном потопе и о том, как Девкалион и Пирра спасаются в огромном ящике. Миф о потопе существовал и в древнем Вавилоне: это миф о Пирнапиштиме, или Утнапиштиме, который заимствовали и древние евреи. У них - это библейский миф о всемирном потопе и Ное. Много преступлений совершили люди медного века. Над- менные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпий- цам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии *2, Ликаон. Од- нажды Зевс под видом простого смертного пришел к Лико- суру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им зна- мение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ли- каона, а его самого превратил в кровожадного волка. ___________ *2 Область в центре Пелопоннеса. Все нечестивей становились люди, и решил великий ту- чегонителъ, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем вет- рам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко по- дымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Гре- ция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко поды- малась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людской медного века. Лишь двое спас- лись среди этой общей гибели - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего Прометея, Дев- калион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вер- шине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарс- твенную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобная пустыне. Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вест- ника богов Гермеса. Быстро понесся над опустевшей зем- лей вестник богов, предстал пред Девкалионом и сказал ему: - Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочес- тие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое жела- ние, и исполнит его сын Кропа. Девкалион ответил Гермесу: - О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит он землю людьми. Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не обо- рачиваясь через голову. Девкалион исполнил веление мо- гучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных женой его Пиррой, - женщины. Так земля получила после потопа сно- ва население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня. ПРОМЕТЕЙ Миф о том, как Прометей был прикован по повелению Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила "Прикованный Прометей".*1 ___________ *1 Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восстав- шего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощ- ников - олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родит- ся у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые го- ворит Прометей: "По правде всех богов я ненавижу", - и за его ответ Гермесу: "Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть при- кованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса", - говорит о нем так: "Прометей - самый благородный свя- той и мученик в философском календаре" (К. Маркс и Ф. Знгельс, Соч., том. I, стр: 26). Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой раститель- ности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морс- кой пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные ту- чи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце. Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Не- одолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Проме- тея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светит- ся сострадание, их лица суровы, как скалы, которые сто- ят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ни- ми бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громо- вержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс непо- виновение. Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Нео- хотно берется он за свой громадный молот, только необ- ходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила: - Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса. Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Ге- фест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство - благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его ра- ботой. - Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он на- ходить выход и из неодолимых препятствий, - говорит Си- ла. - Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса. - О, как подходят жестокие слова ко всему твоему су- ровому облику! - восклицает Гефест, принимаясь за рабо- ту. Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прико- ван, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несок- рушимым острием. Медлит Гефест. - О, Прометей! - восклицает он. - Как скорблю я, ви- дя твои муки! - Опять ты медлишь! - гневно говорит Гефесту Сила. - Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не приш- лось тебе скорбеть о самом себе! Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила: - Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь над- менным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли бу- дут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому по- думать о том, как освободиться из этих оков. Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, - ничем не выдал он своих страданий. Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и пе- чальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его мог- ли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяж- кий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования: - О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обега- ющее весь круг земли, - всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я бу- ду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня неждан- но. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я дол- жен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе! Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыль- ев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С дале- ких берегов седого Океана, из прохладного грота, с лег- ким дуновением ветерка принеслись на колеснице к скале океаниды. Они слыхали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли, как пеленой, прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глу- бока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми кля- нет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их. Они боятся, чтобы Зевс не сделал еще более тяжкими страда- ния титана. За что постигла его такая кара, этого не знают океаниды. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан. Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борь- бе с титанами, как убедил он мать свою Фемиду и великую богиню земли Гею стать на сторону Зевса. Зевс победил титанов и сверг их, по совету Прометея, в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над ми- ром и разделил ее с новыми богами-олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец влас- ти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел необладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрач- ное царство Аида. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его ве- щей матери, великой Фемиды. С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан. Океан пытается уговорить Прометея поко- риться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесп- лодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жа- леет Прометея, он сам страдает, видя те муки, которые терпит Прометей. Вещий старец готов спешить на светлый Олимп, чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя бы даже мольбами за него он навлек на самого себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны все мольбы Океана, гордо от- вечает ему Прометей: - Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, чтобы сострадания не принесли вреда тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня. - О, вижу я, - грустно отвечает Океан Прометею, - что этими словами заставляешь ты меня вернуться назад, не достигнув ничего. Верь же мне, о, Прометей, что при- вела меня сюда лишь забота о твоей судьбе и любовь к тебе! - Нет! Уходи! Скорей, скорей спеши отсюда! Оставь меня! - восклицает Прометей. С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжает рассказ свой океанидам о том, что сделал он для людей, как он облагодетельствовал их, нарушив волю Зевса. В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей ис- кусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Прометей сми- рил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, что- бы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый ко- рабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец. Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олим- па. Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея. Кончил Прометей свою повесть. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокру- шимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услыхали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни пе- ред чем не остановится громовержец, лишь бы узнать ро- ковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений су- рового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале; его прервал лишь неумолкающий шум моря. Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он от скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая громадным оводом, пос- ланная Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио, дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Ис- томленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана: - О, Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, ког- да же, наконец, найду я покой? - О, верь мне, Ио! - ответил Прометей, - лучше не знать тебе этого, чем знать. Много еще стран пройдешь ты, много встретишь ужасов на своем пути. Твой тяжкий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к проливу Босфору, так назовут его в честь тебя, когда ты переплывешь его. Долго будешь ты затем блуждать по Азии. Ты пройдешь ми- мо страны, где живут несущие смерть Горгоны; на их го- ловах извиваются, шипя, змеи, вместо волос. Остерегайся их! Остерегайся грифов*1 и однооких аримаспов; и их ты встретишь на своем пути. Наконец, достигнешь ты Биб- линсхих гор, с них низвергает свои благодатные воды Нил. Вот там-то, в стране, которую орошает Нил, у его устья найдешь ты, наконец, покой. Там вернет тебе Зевс твой прежний прекрасный образ, и родится у тебя сын Эпаф. Он будет властвовать над всем Египтом и будет ро- доначальником славного поколения героев. Из этого рода произойдет и тот смертный, который освободит и меня из оков. Вот что, Ио, поведала мне о судьбе твоей мать моя, вещая Фемида. ___________ *1 Грифы - чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии зо- лотые россыпи; аримаспы - мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу. Громко воскликнула Ио: - О, горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О, горе, горе! Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, мчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и, как огнем, жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише и ти- ше доносились до скалы вопли Ио, и замерли они, нако- нец, вдали, подобно тихому стону скорби. Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей: - Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Испол- нятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю это! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, по- вергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством! Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Наконец, простирая к Прометею свои руки, белые, как морская пена, воскликнули они: - Безумный! Как не страшишься ты грозить так царю богов и людей, Зевсу? О, Прометей, еще более тяжкие му- ки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей се- бя! - На все готов я! - Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым ро- ком! - О, молите, просите вы пощады! Ползите на коленях к грозному владыке! А мне - что мне громовержец Зевс? Че- го бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть дела- ет, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над бога- ми! Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник бо- гов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но мо- гучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Герме- су: - Мальчишкой был бы ты, и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть здесь прикованным к этой скале, чем стать верным слугой титана Зевса. Нет такой казни, та- ких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть! - Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, - отвечает титану Гермес. - Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобою вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много, много веков лишенный света солнца, будешь тер- заться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова поды- мет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость поды- мет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он тер- зать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добро- вольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Поду- май, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно! Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь. Словно громады гор, поднялись на море пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бу- ри, среди грома и грохота землетрясения раздался ужас- ный вопль Прометея: - О, какой удар направил против меня Зевс, чтобы вызвать ужас в моем сердце! О, высокочтимая мать Феми- да, о, эфир, струящий всем свет! Смотрите, как неспра- ведливо карает меня Зевс! Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак*1. ___________ *1 Этим кончается трагедия Эсхила "Прикованный Про- метей". Протекли века, и снова поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились; еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, ког- тями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками засты- вает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую тра- пезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями. Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачно- го Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где лежал скованный Прометей. Они окружили его скалу и убеждают Прометея покориться Зев- су. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молит сына сми- рить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына сжалиться над ней - ведь так невыносимо страдает она, видя муки сына. Сам Зевс забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколе- бать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них. Только одно беспокоит еще громовержца - это та тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея. Уже родился и воз- мужал великий герой, которому суждено судьбой освобо- дить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают поки- дать силы. Наконец, и великий герой, которому суждено освобо- дить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот - Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказы- вает Гераклу о злой судьбе своей и пророчествует ему, какие еще великие подвиги предстоит ему совершить. Пол- ный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем,готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смерто- носную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножья скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Проме- тею и обещал ему немедленно освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злой судьбы. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал: - Пусть не вступает громовержец в брак с морской бо- гиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вы- нули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции. Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокру- шимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смерт- ный освободит его. Громкими, радостными кликами при- ветствовали титаны освобождение Прометея. С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки. Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая ра- на, нанесенная ему нечаянно Гераклом.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле.Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.
Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это произошло, потому что это было еще в ту далекую пору, когда Ручные Животные были Животными Дикими.
Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая - и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким Лесам.
Но самая дикая была Дикая Кошка - она бродила где вздумается и гуляла сама по себе.
Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий. И никогда бы ему не сделаться ручным, если бы не Женщина. Это она объявила ему - при первой же встрече, - что ей не нравится его дикая жизнь. Она живо сыскала ему для жилья уютную, сухую Пещеру, потому что спать в Пещере было куда лучше, чем валяться под открытым небом на куче сырой листвы. Она посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костер.
Потом она повесила у входа в Пещеру шкуру Дикой Лошади хвостом вниз и сказала Мужчине:
- Вытирай, милый, ноги, перед тем как войти: ведь теперь у нас хозяйство.
В этот вечер, мой милый мальчик, они ужинали дикой овцой, зажаренной на раскаленных каменьях, приправленной диким чесноком и диким перцем. Потом они съели дикую утку, начиненную диким рисом, дикими яблоками и дикой гвоздикой; потом хрящики диких быков; потом дикие вишни и дикие гранаты.
Потом Мужчина, очень счастливый, пошел и заснул у огня, а Женщина села колдовать: она распустила волосы, взяла плечевую баранью кость, очень плоскую и очень гладкую, и стала пристально всматриваться в проходящие по кости разводы. Потом она подбросила поленьев в огонь и затянула песню. Это было Первое в мире Колдовство, Первая Волшебная Песня.
И собрались в Мокром и Диком Лесу все Дикие Звери; сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое.
Но вот топнул дикой ногой Дикий Конь и дико сказал:
- О Друзья мои! О мои Недруги! Чует сердце мое: не к добру засветили Мужчина и Женщина в большой Пещере большой огонь. Нет, это не к добру!
Дикий Пес задрал дикий нос, понюхал, как пахнет баранье жаркое и дико сказал:
- Пойду погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, что там не так уж плохо. Кошка, пойдем со мною!
- Ну нет,- отвечала Кошка.- Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Ну, тогда я тебе не товарищ,- сказал Дикий Пес и побежал к Пещере во весь дух.
Но не пробежал он и десяти шагов, а Кошка уже подумала: «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе. Почему бы мне не пойти туда и не посмотреть, как и что? Ведь я пойду по своей собственной воле».
И она тихонько побежала за Псом, ступая мягко-премягко, и забралась в такое местечко, откуда ей было слышно решительно все.
Когда Дикий Пес подошел к Пещере, он диким носом приподнял лошадиную шкуру и стал упиваться прекрасным запахом бараньего жаркого, а Женщина, колдовавшая костью, услышала шорох и сказала, смеясь:
- Вот уже пришел первый. Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?
И ответил Дикий Пес:
- Скажи мне, о Враг мой, Жена Врага моего, что это пахнет так нежно среди этих Диких Лесов?
И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и бросила Дикому Псу, и сказала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, отведай, погрызи эту кость.
Взял Дикий Пес эту кость в свои дикие зубы, и она оказалась вкуснее всего, что он грыз до той поры, и он обратился к Женщине с такими словами:
- Послушай, о Враг мой, Жена моего Врага, брось мне скорее другую такую же кость.
И отвечала ему Женщина:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, поди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- это очень умная Женщина, хотя, конечно, не умнее меня.
Дикий Пес забрался в Пещеру, положил голову Женщине на колени и сказал:
- О мой Друг, Жена моего Друга, хорошо. Я готов помогать твоему Мужчине охотиться, я буду стеречь по ночам вашу Пещеру.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- что за глупец этот Пес!
И она пошла прочь, пробираясь по Дикому Лесу и дико помахивая своим диким хвостом. Но обо всем, что видела, никому не сказала ни слова.
Проснувшись, Мужчина спросил:
- Что здесь делает Дикий Пес?
И ответила Женщина:
- Его имя уже не Дикий Пес, а Первый Друг, и он будет нам другом на веки веков. Как пойдешь на охоту, возьми и его с собой.
На следующий вечер Женщина нарезала на заливных лугах большую охапку травы и разложила сушиться у огня, и, когда пошел от травы такой запах, как от свежескошенного сена, она села у входа в Пещеру, сделала из лошадиной кожи уздечку и, уставившись на плечевую баранью кость - на широкую, большую лопатку, - снова принялась колдовать и запела волшебную песню.
То было Второе Колдовство и Вторая Волшебная Песня.
И снова в Диком Лесу собрались все Дикие Звери и, глядя издали на огонь, толковали, что такое могло приключиться с Диким Псом. И вот Дикий Конь дико топнул ногой и сказал:
- Пойду погляжу, а потом расскажу, почему Дикий Пес не вернулся. Кошка, хочешь, отправимся вместе?
- Нет, - отвечала Кошка, - я, Кошка, брожу где вздумается и гуляю сама по себе. Иди один.
Но на самом деле она тихонько прокралась за Диким Конем, ступая мягко-премягко, и забралась в такое местечко, откуда было слышно решительно все.
Услыхала Женщина конский топот, услыхала, как пробирается к ней Дикий Конь, наступая на свою длинную гриву, засмеялась и сказала:
- А вот и второй идет! Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?
Дикий Конь отвечал:
- Ты, мой Враг, Жена моего Врага, отвечай мне скорее, где Дикий Пес?
Женщина засмеялась, подняла с полу баранью лопатку, поглядела на нее и сказала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, не за Псом ты пришел сюда, а за сеном, за этой вкусной травой.
Дикий Конь, перебирая ногами и наступая на свою длинную гриву, сказал:
- Это правда. Дай-ка мне сена!
Женщина отвечала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, склони свою дикую голову и носи, что я надену на тебя - носи, не снимая во веки веков, и трижды в день ты будешь есть эту дивную траву.
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор.- Эта Женщина очень умна, но, конечно, не умнее меня.
И нагнул Дикий Конь свою дикую голову, и Женщина накинула на нее только что сплетенную уздечку, и дохнул он своим диким дыханием прямо на ноги Женщине и сказал:
- О моя Госпожа, о Жена моего Господина, за чудесную эту траву я буду тебе вечным рабом!
- Ах,- сказала Кошка, слушая их разговор,- какой он глупец, этот Конь!
И снова она бросилась в чащу Дикого Леса, дико помахивая своим диким хвостом. Но обо всем, что слыхала, никому не сказала ни слова.
Когда Пес и Мужчина вернулись с охоты, Мужчина сказал:
- А что здесь делает Дикий Конь?
И Женщина отвечала:
- Не Дикий Конь уже его имя, но Первый Слуга, так как с места на место он будет возить нас во веки веков. Когда ты соберешься на охоту, садись на него верхом.
На следующий день подошла к Пещере Корова. Она тоже была дикая и должна была высоко задирать свою дикую голову, чтобы не зацепиться дикими рогами за дикие деревья. Кошка прокралась вслед за ней и спряталась точно так же, как и раньше; и все случилось точно так же, как раньше; и Кошка сказала то же, что раньше; и когда Дикая Корова в обмен на прекрасную траву обещала женщине свое молоко, Кошка бросилась в Дикий Лес и дико замахала своим диким хвостом, опять-таки точно так же, как раньше.
И обо всем, что слыхала, никому не сказала ни слова.
А когда Пес, Человек и Конь вернулись с охоты и Человек спросил точно так же, как раньше, что делает здесь Дикая Корова, Женщина отвечала точно так же, как раньше:
- Теперь же не Дикая Корова ей имя, но Подательница Хорошей Еды. Она будет давать нам белое парное молоко во веки веков, и я готова ходить за ней, пока ты, наш Первый Друг да наш Первый Слуга будете в лесу на охоте.
Напрасно Кошка прождала весь день, чтобы еще кто-нибудь из Диких Зверей пришел к Пещере: больше никто не приходил из Мокрого Дикого Леса. Так что Кошке поневоле пришлось блуждать одиноко, самой по себе. И вот увидела она Женщину, которая сидела и доила Корову. И увидела она в Пещере свет и почувствовала запах белого парного молока. И сказала она Женщине:
- Ты, мой Враг, Жена моего Врага! Скажи: не видала ли ты Коровы?

- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, ступай себе в Лес подобру-поздорову! Мне больше не надо ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную кость.
И ответила Дикая Кошка:
- Я не друг и не слуга. Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе, и вот мне вздумалось прийти к тебе в Пещеру.
И спросила ее Женщина:
- Почему в первый же вечер ты не пришла с Первым Другом?
Кошка рассердилась и сказала:
- Должно быть, Дикий Пес уже наговорил тебе про меня небылиц!
Женщина засмеялась и сказала:
- Ты, Кошка, гуляешь сама по себе и ходишь где тебе вздумается. Ты сама говоришь, что ты не слуга и не друг. Иди же отсюда сама по себе куда вздумается!
Кошка притворилась обиженной и сказала:
- Неужели мне иной раз нельзя прийти к тебе в Пещеру и погреться у горячего огня? И неужели ты никогда не дашь мне полакомиться белым парным молоком? Ты такая умница, ты такая красавица, - нет, хоть я и Кошка, а ты не будешь жестока со мной.
Женщина сказала:
- Я знаю, что я умница, но что я красавица - не знала. Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в Пещеру.
- А если ты дважды похвалишь меня? - спросила Кошка.
- Ну, этому не бывать,- сказала Женщина. - Но если это случится, входи и садись у огня.
- А что, если ты трижды похвалишь меня? - спросила Кошка.
- Ну, этому не бывать,- сказала Женщина. - Но если это случится, приходи и получай молоко три раза в день до скончания века!
Кошка выгнула спину и сказала:
- Ты, Занавеска у входа в Пещеру, и ты, Огонь в глубине Пещеры, и вы, Молочные Крынки, стоящие у Огня, вас я беру в свидетели: запомните, что сказал мой Враг, Жена моего Врага!
И, повернувшись, ушла в Дикий Лес, дико помахивая диким хвостом.
Когда в тот вечер Пес, Мужчина и Конь возвратились с охоты в Пещеру, Женщина ни слова не сказала им о своем договоре с Кошкой, так как боялась, что это им не понравится.
Кошка ушла далеко-далеко и так долго скрывалась в Диком Лесу, что Женщина забыла и думать о ней. Только Летучая Мышь, висевшая вверх ногами у входа в Пещеру, знала, где скрывается Кошка, и каждый вечер подлетала к тому месту и сообщала Кошке все новости.
Как-то вечером прилетает она к Кошке и говорит:
- А в Пещере - Младенчик! Он совсем, совсем новенький. Такой розовый, толстый и крошечный. И он очень нравится Женщине.
- Отлично, - сказала Кошка. - А что же нравится Младенчику?
- Мягкое и гладкое,- ответила Летучая Мышь.- Как идти спать, он берет в ручонки что-нибудь теплое и засыпает. Потом ему нравится, чтобы с ним играли. Вот и все, что ему нравится.
- Отлично, - сказала Кошка. - Если так, то мой час настал.
На следующий вечер Кошка пробралась в Пещеру по Дикому Лесу и просидела невдалеке до самого утра. Утром Пес, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпней. Ребенок плакал и отрывал ее от работы. Она вынесла его из Пещеры и дала ему камешков поиграть, но он не унимался.
Тогда Кошка протянула мягкую лапку, и погладила Ребенка по щеке, и замурлыкала, и пошла тереться о его коленку, и хвостом защекотала ему подбородок. Ребенок засмеялся, и Женщина, слыша его смех, улыбнулась.

Тогда воскликнула Летучая Мышь - маленькая Летучая Мышь, висевшая вверх ногами у входа в Пещеру:
- О Хозяйка моя, Жена моего Хозяина, Мать Хозяйского Сына! Из Дикого Леса пришла Дикая Тварь, и как славно она играет с твоим Ребенком!
- Спасибо Дикой Твари,- сказала Женщина, разгибая спину.- У меня так много работы, а она оказала мне большую услугу.
И вот, милый мальчик, не успела она вымолвить это, как в ту же минуту и в ту же секунду - бух! бух! - падает лошадиная шкура, висевшая хвостом книзу у входа в Пещеру (это она вспомнила, что у Женщины с Кошкой был договор), и не успела Женщина поднять ее, а Кошка уже сидит в Пещере, уселась поудобнее и сидит.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,- сказала Кошка,- посмотри: я здесь. Ты похвалила меня - и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
Женщина очень рассердилась, но прикусила язык и села за прялку прясть.
Но Ребенок заплакал опять, потому что Кошка ушла от него; и Женщина не могла его унять: он бился, брыкался и весь посинел от крика.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - послушай, что я тебе скажу: возьми оторви кусочек нитки от той, которую ты прядешь, привяжи к ней свое веретенце, и я
так наколдую тебе, что Ребенок сию же минуту засмеется и будет смеяться так же громко, как плачет теперь.
- Ладно, - сказала Женщина. - Я уже совсем потеряла голову. Но помни: благодарить тебя я не стану.
Она привязала к нитке глиняное веретенце и потянула его по полу, и Кошка побежала за ним, и хватала его, и кувыркалась, и швыряла его к себе на спину, и ловила его задними лапами, и нарочно отпускала его, а потом кидалась вдогонку,- и вот Ребенок засмеялся еще громче, чем плакал; он ползал за Кошкой по всей Пещере и резвился, пока не устал. Тогда он задремал вместе с Кошкой, не выпуская ее из рук.
- А теперь, - сказала Кошка, - я спою ему песню, убаюкаю его на часок.
И как пошла она мурлыкать то громче, то тише, то тише, то громче, - ребенок и заснул крепким сном. Женщина поглядела на них и с улыбкой сказала:
- Это была неплохая работа! Что бы там ни было, все же ты умница, Кошка.
Не успела она договорить - пффф! - дым от Огня тучами заклубился в Пещере: это он вспомнил, что у Женщины с Кошкой был договор. И когда дым рассеялся, глядь, Кошка сидит у огня, уселась поудобнее и сидит.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,-сказала Кошка, - посмотри: я здесь. Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у теплого очага, и отсюда я не уйду во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама но себе.
Женщина опять рассердилась, распустила волосы, подбросила дров в огонь, достала баранью кость и пошла опять колдовать, чтобы как-нибудь ненароком в третий раз не похвалить эту Кошку.
Но, милый мальчик, она колдовала без звука, без песни, - и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага,- сказала Кошка,- это ты вызвала Мышку своим колдовством?
- Ай-ай-ай! Нет! - закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку, стоявшую у огня, и поскорее подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.
- Ну, если ты не заколдовала ее, -сказала Кошка, -мне будет не вредно ее съесть!
- Конечно, конечно! - сказала Женщина, заплетая косу. - Съешь ее поскорее, и я век буду благодарна тебе.
В один прыжок поймала Кошка Мышку, и Женщина воскликнула от души:
- Спасибо тебе тысячу раз! Сам Первый Друг ловит Мышей не так быстро, как ты. Ты, должно быть, большая умница.
Не успела она договорить, как - трах! - в ту же самую минуту и в ту же самую секунду треснула Крынка с молоком, стоявшая у очага, - треснула пополам, потому что вспомнила, какой договор был у Женщины с Кошкой. И не успела Женщина сойти со скамеечки, глядь, а Кошка уже лакает из одного черепка этой Крынки белое парное молоко.
- Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока - во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
И засмеялась Женщина, и, поставив миску белого парного молока, сказала:
- О Кошка! Ты разумна, как человек, но помни: договор наш был заключен, когда не было дома ни Пса, ни Мужчины; не знаю, что скажут они, как вернутся домой.
- Какое мне до этого дело! - сказала Кошка.- Мне бы только местечко в Пещере и три раза в день побольше белого парного молока, и я буду очень довольна. Никакие Псы, никакие Мужчины меня не касаются.
В тот же вечер, когда Пес и Мужчина вернулись с охоты в Пещеру, Женщина рассказала им все как есть о своем договоре с Кошкой, а Кошка сидела у огня и очень приятно улыбалась.
И сказал Мужчина:
- Все это хорошо, но не худо бы ей и со мной заключить договор. Через меня она заключит его со всеми Мужчинами, которые будут после меня.
Он взял пару сапог, взял кремневый топор (итого три предмета), принес со двора полено и маленькую секиру (итого пять), поставил все это в ряд и сказал:
- Давай и мы заключим договор. Ты живешь в Пещере во веки веков, но если ты забудешь ловить Мышей - посмотри-ка на эти предметы: их пять, и я имею право любой из них швырнуть в тебя, и так же вслед за мною будут поступать все Мужчины.
Женщина услышала это и молвила про себя: «Да, Кошка умна, а Мужчина умнее».
Кошка сосчитала все вещи - они были довольно тяжелые - и сказала:
- Ладно! Я буду ловить Мышей во веки веков, но все же я - Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Гуляй, гуляй, - отозвался Мужчина, - да только не там, где я. Попадешься мне на глаза, я сейчас же швырну в тебя либо сапогом, либо поленом, и так станут поступать все Мужчины, которые будут после меня.
Тогда выступил Пес и сказал:
- Погоди. Теперь мой черед заключать договор. А через меня договор будет заключен и со всеми другими Псами, которые будут жить после меня.- Он оскалил зубы и показал их Кошке.- Если, пока я в Пещере, ты будешь неласкова с Ребенком, - продолжал он, - я буду гоняться за тобою, пока не поймаю тебя, а когда я поймаю тебя, я искусаю тебя. И так станут поступать все Собаки, которые будут жить после меня во веки веков.
Услышала это Женщина и молвила про себя: «Да, эта Кошка умна, но не умнее Собаки».
Кошка сосчитала собачьи зубы, и они показались ей очень острыми. Она сказала:
- Хорошо, пока я в Пещере, я буду ласкова с Ребенком, если только Ребенок не станет слишком больно таскать меня за хвост. Но не забудьте: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе.
- Гуляй, гуляй,- отозвался Пес,- да только не там, где я. А не то, чуть встречу тебя, я сейчас же залаю, налечу на тебя и загоню тебя вверх на дерево. И так станут поступать все Собаки, которые будут жить после меня.
И тотчас же, не теряя ни минуты, кинул Мужчина в Кошку двумя сапогами да кремневым топориком, и Кошка бросилась вон из Пещеры, а Пес погнался за ней и загнал ее вверх на дерево, - и с того самого дня, мой мальчик, и поныне трое Мужчин из пяти - если они настоящие Мужчины - швыряют разными предметами в Кошку, где бы она ни попалась им на глаза, и все Псы - если они настоящие Псы, - все до одного загоняют ее вверх на дерево. Но и Кошка верна своему договору. Пока она в доме, она ловит мышей и ласкова с детьми, если только дети не слишком больно таскают ее за хвост. Но чуть улучит минуту, чуть настанет ночь и взойдет луна, сейчас же она говорит: «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе», и бежит в чащу Дикого Леса, или влезает на мокрые Дикие Деревья, или взбирается на мокрые Дикие Крыши и дико машет своим диким хвостом.

Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.

В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем “счастливых и несчастливых дней”. Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами.

Поводом для написания поэмы “Труды и дни” послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих “царей”, “пожирателей даров”

Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев . И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мёд.

Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век

Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный . Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди

скачать в формате (.doc)

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.