Выражение эмоций. Описания внешних проявлений эмоций

Человек – существо биосоциальное. Как нам известно из школьного курса по обществознанию, это означает, что никто из людей не может существовать без общества для нормальной самореализации и развития своих способностей, а также освоения человеком разных социальных статусов.

Во время жизни человек не может оставаться равнодушным или безразличным к другим людям или событиям, поэтому для выражения своих чувств использует разные эмоции.

Понятие эмоций и их проявление

Эмоции определяются как...

Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции - это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства - больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д. Итак, какие бывают чувства и эмоции?

Давайте для начала разберемся, зачем важно четко осознавать и понимать те чувства, эмоции, которые мы испытываем. Эмоции дают нам обратную связь на происходящее и позволяют понять, что мы делает правильно и целесообразно, а в чем...

Эмоции это индикаторы, которые показывают, что в данный момент чувствует человек.

При этом он может их скрывать, прикрываясь ложными словами, но если следить за его мимикой, жестами и языком тела, то можно выяснить правду.

Согласно Википедии, эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Положительные эмоции – это позитивная ответная реакция на событие, которое...

Значение эмоций и чувств для человека весьма велико. Они проявляют свое влияние во всех сферах его жизни. Эмоции и чувства – это различные явления. Вместе с тем, они тесно связаны между собой, поэтому их удобнее рассматривать совместно.

Любые эмоции и чувства, переживаемые человеком, так или иначе, влияют на состояние его энергетики и, соответственно, на его психическое и физическое самочувствие.

Регулирование сферы психики обычно сводится к контролю, подавлению и торможению эмоций и...

Я гораздо чаще попадаюсь в ловушку своих эмоций, чем в ловушку своего разума.

Разум, в том смысле слова, в каком я его здесь употребляю, это не просто мысль. Он содержит в себе не только эмоции, но и все бессознательные ментально-эмоциональные модели ответных реакций.

Эмоции возникают там, где разум и тело соединяются. Это ответная реакция тела на то, чем занят разум, или если выразиться иначе, то это отражение состояния твоего разума в твоем теле. Например, мысль о том, что на тебя могут...

Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться, как и почему это происходит.

В западной культуре доверять эмоциям и чувствам на протяжении долгого времени было не принято. К ним относились как к чему-то второстепенному – по сравнению с разумом, интеллектом, логикой. «Лишь в середине прошлого века наука обратила внимание на чувства и переживания...

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами...

Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций Определение данного понятия даёт практическая психология...

Люди двигаются по эмоциональной кривой. То есть, каждый человек колеблется на шкале от часа к часу, день ото дня. Он поднимается, если выигрывает пари. Падает, когда теряет выгодную сделку. Он влюбляется и воспаряет к вершине.

Его девушка уходит к другому и он сваливается в Горе.

Дети часто перемещаются вверх и вниз со скоростью света. Когда они взрослеют вершины срезаются, кривая расширяется и они часто закрепляются в одном тоне (или узком диапазоне), где и находятся большую часть времени...

Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного человека посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движения?
Мимика - выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр. (рис. 12).

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика -выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий. Например, слово «снег» может быть произнесено с оттенком радости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения: «Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, повествовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.
В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, интонациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.
Выразительные движения человека часто воспроизводят те действия, которые были когда-то целесообразны в инстинктивной деятельности наших животных предков. Например, расширенные ноздри, оскаленные зубы и сжатые
1 Павлов И.П. Собрание сочинений. -Т. III. - Кн. 2.- С. 230.кулаки во время сильного гнева когда-то были целесообразны, извещая о начале борьбы того, кто привел в гнев нашего предка. Но выразительные движения человека лишь частично объясняются этим, они в процессе истории развития человека, потеряли свою прежнюю связь с инстинктами, стали выполнять новую, социально обусловленную функцию общения. Выработался своеобразный «выразительный язык». Особенно он развит у актеров, которым приходится не столько выражать собственные чувства, сколько изображать их выразительными движениями.
Произведения искусства (музыка, живопись, скульптура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, которые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.
Приведем в качестве примера схему наблюдений за внешними проявлениями эмоций у взрослых людей1 (табл. 3).

Еще по теме Внешнее выражение эмоций.:

  1. Вопрос №20. Эмоции как направляющий механизм и основа целенаправленного поведения. Понятие, значение, типы эмоций. Вегетативный компонент эмоций. Опасность перехода отрицательных эмоций в застойную форму.

Роль эмоций в жизни человека

5. Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции

Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через ретикулярную формацию и лимбическую систему ядер старой коры, выясняет значение данного раздражения для организма. Эта общая оценка и лежит в основе возникновения различных эмоциональных переживаний. Эмоции по механизмам возникновения рефлекторны. На это указывал еще И.М. Сеченов. Он называл эмоции рефлексами с усиленным концом.

Человеку, мыслящему или принимающему решение к действию, требуется время, и ответ нуждается в известной отсрочке. Иное дело - эмоции. В зависимости от характера они либо вызывают бурные движения, либо, напротив, угнетает их. В том и другом случае они усиливают завершающую треть рефлекса.

Анализ мимических и пантомимических реакций, которыми сопровождаются разные эмоции, показал, что каждой эмоции свойственны специфические движения лицевой мускулатуры, особое выражение глаз, определенная поза и характерные движения конечностей. Зачатки этих мимических и пантомимических движений можно наблюдать и в животном мире. У человека же они, так же и все другие психические процессы, изменились в процессе общественной истории и под влиянием культуры.

Описанные выше действия обычно относят к эмоциональным реакциям. Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плач, взволнованная речь, импульсивные действия или полная неподвижность - обычно характеризуется отчетливой связью с событиями, которые их вызвали.

Эмоциональные реакции во многих случаях помогают определить отношение к происходящему, восстановить справедливость, полнее пережить успехи и неудачи в трудовом и спортивном соревновании. Они содействуют контакту между людьми.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности - неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюан-сах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Пони-мание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.

Современная практика психологической подготовки людей к различ-ным видам деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.

6. Управление эмоциями

Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается?

Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам.

У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели.

У одних людей от успехов может закружиться голова, и под влиянием удач они перестают, как следует трудиться и критически относиться к своему труду. У других же, напротив, удача, дающая настроение уверенности и бодрости, вызывает желание работать еще лучше.

Как и все психические процессы, эмоции контролируются сознанием. В переживании каждого чувства присутствует сознание, которое лает оценку происходящему и влияет на протекание самого чувства. Оно может подавить проявление чувств, если диктуется необходимостью, или же, напротив, дать полный простор для их выражения, иначе говоря, управлять ими.

Только при некоторых патологических состояниях, когда ослабевает тормозная функция коры, аффекты, как чрезмерное проявление наших эмоций, выходят из-под контроля сознания. Таковы, например, истерические реакции - чередования смеха с бурным плачем и припадками.

Нормальный же человек не остается во власти своих чувств и настроений, а стремится управлять им, не кичится победами и не падает духом при неудачах, а старается сохранять ровное настроение и трезвое отношение к действительности.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

· сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

· снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значи-мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;

· получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

· разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);

· откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

· физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мыш-цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по-лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

· написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, выз-вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк-нутых и скрытных;

· слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре-ции (Гиппократ);

· изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);

· активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

· мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре-нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Заключение

Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.

Большинство учёных, как и обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.

8. Список литературы

1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие./ Под ред. Л.Г. Воронин, В.Н. Колбановский, Р.Д. Маш. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. - Книга 1.Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 688с.

3. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под. ред. В.В. Богословского и др.- М.: Просвещение, 1973. - 351с.

4. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.

5. Психология. Учебник для технических вузов. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

Вербальные и невербальные средства общения

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации...

Виды и функции эмоций

эмоция психологический человек выражение Под эмоциональными выражениями в основном выделяют 6 вид эмоций: 1. Гнев 2. Страх 3. Отвращение 4. Удивление 5. Радость (счастье, веселье) 6. Печаль Гнев - это чувство, которое возникает...

Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента

Эмоциональная реакция -- это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель. Эмоциональная реакция на стресс -- это, соответственно...

Информационное противоборство в конфликте. Психологические войны

Под внешним тайным управлением информационно-психологическими процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений геополитического субъекта, понимается деятельность по созданию условий...

Невербальные средства общения в педагогическом процессе

Невербальные средства: жесты, мимика, их функции

Выражение лица -- главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции -- счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции -- печаль, гнев и отвращение...

Проблема эмоций в отечественной психологии

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п....

Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях

Безусловно, самый простой способ узнать об эмоциональном состоянии другого человека- это спросить его об этом. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь» - каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание...

Если обратиться к изобразительному искусству, то здесь всегда существовало традиционное разделение между формой и цветом. Хотя такое разделение может показаться весьма поверхностным и слишком академическим...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

СДВГ -- синдром дефицита внимания и гиперактивности -- доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям -- родителям, учителям, воспитателям...

Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Внешнее внушение понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента)...

Чувства и эмоции

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой... М.Ю. Лермонтов Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха...

Эмоциональная сфера личности

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям...

Как уже отмечалось, эмоция, безусловно, не ограничивается переживаниями, и мы лишь условно расчленяем ее как целостное психическое явление, анализируя отдельно переживания и органические проявления. Периферические изменения, охватывающие организм человека в эмоциях, имеют и внешнее выражение в характерных движениях; в частности мимике (выразительных движениях лица), пантомимике (выразительных движениях всего тела), а также в голосовых реакциях (интонации и тембре голоса). Эмоциональные переживания выражаются не только в сильных движениях, но и в микродвижениям (тремор рук, реакции зрачков). Леонардо да Винчи считал, что определенная мимика является выражением не только переживания горя или радости, но и различных оттенков этих переживаний: брови и губы по-разному изменяются по разным причинам плача. Это заметно во время плача-каприза и горисного плача.

Отчетливо переживания оказываются в глазах (существует до 85 оттенков - живые, нежные, холодные) и в голосе (в случае печали он глухой, страха - покорный). "Говори, чтобы я мог тебя видеть", - изрекал Сократ.

В своей повседневной жизни мы постоянно используем внешние выразительные движения для ориентирования в эмоциональном состоянии, настроениях тех, кто нас окружает. Каково же соотношение существует между эмоцией и выразительными движениями? Вундт рассматривал выразительные движения как физический коррелят эмоций. Это соответствует теории психофизического параллелизма. Выразительные движения сопровождают переживания, реальная связь в них существует только с внутренними органическими процессами. Они выражают физиологическую реакцию, которая сопровождает замкнутый мир внутренних переживаний.

Дарвин и Сеченов на основе наблюдений и теоретических обобщений доказали, что черты лица, и особенно мимика и другие выразительные движения, отражают состояние нервной системы и зависят от эмоций. Дарвин подошел к объяснению выразительных движений с биологической точки зрения: выразительные движения являются рудиментарными проявлениями ранее целесообразных действий. Поскольку действие - это не только внешнее выражение поведения, как считали бихевиористы, а в ней раскрывается и внутреннее содержание личности, постольку выразительные движения не сопровождают эмоции, а выступают внешней формой их существования.

Помощь выразительных движений можно дать на основе психофизического единства, а не параллелизма. Выразительные движения - это составляющая эмоционального проявления, их компонент, это - неизбежное продолжение самых эмоций. Дети не отделяют чувство от его выражения. Субъектность и субъективность эмоций (не существует объективных коррелятов любви или ненависти, и каждый любит и ненавидит по-своему) не возражают единства эмоций и выразительных движений. Чистой субъективности не существует. Она проявляет себя в тех или иных формах объективации (для эмоций - в жестах, движениях, жестами, мимике, органических ощущениях). Объективация эмоциональных переживаний прежде всего проявляется в чувственно-предметной деятельности, в реальных формах общения и в самом сознании человека. Человек свои эмоции испытывает. Объективация также предусматривает возможность познания эмоций другими людьми. Наблюдая выразительные движения, мы раскрываем отношение субъекта к окружению, его эмоциональные переживания, его духовный мир.

Выразительные движения имеют индивидуальный характер. Мы воспринимаем личностный фон, выраженный через эмоции, мы проникаем дальше, за пределы внешнего выражения от общего, что есть во многих субъективных состояниях, к одинаковому, что у представителей одного вида, и к индивидуальному. При этом мы распредмечивает эмоциональный мир другого человека и не только входим в этот мир, а через свои выразительные движения раскрываем свой мир эмоциональных переживаний.

Эмоциям присуща сигнальная функция. Они могут выступать в роли как внутреннего сигнала (эту роль выполняют их оценочная и побудительная функции), так и внешнего (выразительная функция). Внешнее выражение эмоций - это перевод, перевод переживаний в соответствующие движения.

Выразительные движения И выразительные действия совпадают: на радостях мы не размахиваем яростно кулаками и в гневе не дарите нежный поцелуй. Эмоции сигнализируют нам о возможных действия, определяя их направленность. Нарушение совпадения выразительных движений и действий наблюдаются в случае психических заболеваний, когда выразительные движения не соответствуют содержанию переживаний и действий. У психически больных во время переживания горя и боли на устах застывает улыбка. Но выразительные движения могут иметь и произвольный характер. Человек с помощью определенных выразительных движений пытается скрыть свои эмоциональные переживания. Мы формируем свое переживание, формируя выразительные движения. В выразительной функции, как ни в чем другом, оказывается специфичность эмоций. Но не из-за физиологию и не через понимание эмоций как субъективного состояния и даже не из-за отношения субъекта к каким явлений. Это - целостность субъективных и объективных, то есть отражательная моментов, данные нам в нашем переживании в виде единого процесса.

Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит).

Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния.

Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность).

Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.

эмоция лежит в основе форм реагирования:

а) выразительные движения;

б) эмоциональные действия;

в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях;

г) форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций . Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

Шкала Шлосберга : основные категории:

1) любовь, радость, счастье;

2) удивление;

3) страдание, страх;

4) решимость, гнев;

5) отвращение;

6) презрение.

Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция.

Новая ось: сон-напряжение.

Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей).

Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях.

Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).

Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

Три фактора формирования мимического выражения:

  • врожденные видотипичные мимические схемы;
  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь . Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица.

Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр.

Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом.