Выразительные средства музыки: Тембр. Что такое тембр голоса Сообщение музыкальные тембры

Тембры - музыкальные краски

  1. Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.
  2. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Полёта шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
  3. С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
  4. И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
  5. М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…

Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.

Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки - «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Яркий пример такого рода – «Вокализ» С. Рахманинова.

Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал «Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитой певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».

Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.

Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной манере такое грациозное и жизнерадостное, что кажется, будто музыка может продолжаться ещё и ещё…

Скерцо - «Шутка» - так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за инструменталь­ными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкаль­ными оборотами.

Вопросы и задания:

  1. Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
  2. Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского-Корсакова.
  3. С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
  4. Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
  5. Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Скерцо из Сюиты №2, mp3;
Рахманинов. Вокализ (2 варианта исполнения - скрипка и виолончель в исполнении Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, соло для голоса, электрогитара в исполнении Виктора Зинчука), mp3;
Римский-Корсаков. Полёт шмеля, mp3;
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации дана дополнительно пьеса С. Рахманинова «Вокализ» (электрогитара, в исп. В. Зинчука) – по усмотрению учителя.

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди, находящиеся в начале своего «вокального» пути и не слишком-то разбирающиеся даже в основных понятиях (не то, что в тонкостях), плохо понимают, что же такое тембр, а что – тип голоса.

С одной стороны, учиться петь можно и не разбираясь в этом досконально. Хотя с другой стороны, любой вокалист, всерьез встающий на свой путь, будет просто смешным в глазах своих коллег, если выяснится, что таких не слишком сложных вещей он не понимает.

Начну с наиболее простого КОЛИЧЕСТВЕННОГО сравнения, чтобы сразу пояснить основную разницу в данных понятиях.

У каждого конкретного человека – только ОДИН тип голоса, а вот ТЕМБРОВ у него же может быть огромное множество.

Она обусловлена, в первую очередь, геометрическими размерами голосовых складок и гортани, особенно той части, которую называют «преддверием».

Тут важно знать, что иные части вокального аппарата, находящиеся выше самой гортани, очень подвижны и управляемы (при условии обученности, конечно). А вот складки и саму гортань человеку дано поменять раз в жизни, да и то неосознанно.

Это происходит в период, называемый «пубертатным», или, по-простому – переходным, мутационным периодом. Хотя слово «мутационный» в современном языке почти ругательное, имеющее оттенок какой-то «монстровости», словом, генетической неполноценности. Поэтому я не буду его употреблять.

*****

Пубертатный период жизни – это переходный возраст, время превращения детского организма во взрослый. А взрослый от детского отличается (помимо размеров, массы, силы), главным образом - способностью к воспроизводству потомства. И переход к нему занимает годы!

Вся перестройка организма происходит под действием увеличивающегося в крови количества особых веществ – гормонов. Это катализаторы сложнейших процессов, в конечном итоге превращающих мальчика в юношу, а девочку – в девушку. Сами процессы перестройки организма могут продолжаться у разных людей разное время. Заранее неизвестно, когда начнется «гормональная перестройка», и когда она закончится.

Поскольку я пишу о вокале, то сразу перейду к делу – в период гормональной перестройки организма существенно растет и видоизменяется гортань, а также все то, что находится ВНУТРИ НЕЁ! В том числе и голосовые складки.

Когда пубертатный период заканчивается (повторяю, заранее невозможно предсказать эту «дату»), гортань и ее внутренние органы приобретают то строение, с которым человеку придется идти по жизни до ее, увы, конца. То есть, в данном «узле» организма изменений уже не будет, если только сам «хозяин» не начнет своим образом жизни вести разрушительную работу.

Вы могли на собственном примере и на примере своих родных/знакомых наблюдать, как детский голос (его называют, как правило, дискантом), постепенно превращается в голос взрослый. И те дети, которые еще пару лет назад говорили «тоненько», вдруг превратились почти в басы, настолько голос стал ниже и «мяснее». Причем кто-то – в басы, а кто-то и недалеко ушел от качеств своего детского голоса, хотя голос все равно понизился.

Относится это к обоим полам, но у мужского заметно лучше.

Привожу в пример исполнение одним и тем же человеком одной и той же песни, но в разное время своей жизни. В свое время в СССР итальянский мальчик, по имени Робертино Лоретти, был очень знаменит...

*****

То есть, именно в пубертатный период человеческий голос получает определенный ТИП . Современный вокал оперирует в этом смысле не классическими понятиями (бас, баритон, тенор или контральто, меццо, сопрано), а более простыми и естественно понятными – низкий, средний и высокий.

Но традиции деления голосов на КЛАССИЧЕСКИЕ типы столь сильны, что еще не скоро те, кто не собираются идти в оперу, научатся выражаться «не по-оперному». Хотя стремиться нужно уже сейчас, поскольку, как расскажу ниже, деление типов голосов «оперным» языком для современных вокалистов – не правильно.

Но, если так (про переходный период и гортань), то как девочки и мальчики, правда, это редкие случаи, ухитряются петь взрослые песни не хуже суперзвезд? Если их гортань и связки еще не выросли, не стали взрослыми? Скоро узнаете…

То, что «строит» человеческий тембр голоса, это сами складки и то, что находится ВЫШЕ голосовых складок – ПОЛОСТИ (пустые, или, скорее, заполненные воздухом) пространства находящиеся по пути течения воздуха от голосовых складок до выхода звука изо рта.

Поменять свои складки после окончания «взросления» мы не можем, но зато запросто можем менять свои полости, хоть каждую секунду…

Такими полостями являются глоточная, ротовая и носовая. И они же в вокале называются резонаторами – соответственно глоточным, ротовым и носовым.

Тут нужно поднапрячься и понять, что голос строят в основном «пустые места» в нашем организме, а не «материальные» органы. Хотя роль «материальных» в этом деле огромна тоже.

*****

Как и было написано несколько выше – эти полости могут принимать разные размеры, сужаться и расширяться, удлиняться и укорачиваться, или совершать сложные «маневры» - расширяться, удлиняясь, например… Носовая полость может «подключаться» к двум другим или «отключаться» от них (на рисунке вы видите, как раз, «отключенную»), а сразу над складками, в преддверии гортани, опытный вокалист может научиться «выращивать» еще одну полость, которой не существует при разговоре, но она очень важна при пении, именно профессиональном пении.

При обычной речи в нашем организме работают, в основном, две главные полости – глотка и рот, потому что носовая полость, это, скажем так, вспомогательная, а маленькую полость, которую нужно уметь создавать, неопытный оратор или вокалист, как правило, «от природы», не имеет.

Теперь сами подумайте, какое количество разнообразных тембров можно издать, имея лишь ДВА рычага, длина и ширина которых (а правильнее будет воспользоваться термином – КОНФИГУРАЦИЯ ) может изменяться в довольно широких пределах? Глотку мы можем менять, опуская или поднимая гортань, расширяя методом анкеровки некоторых больших мышц тела.

Ротовую полость – меняя размеры и форму ротового отверстия, поднимая или опуская челюсть, но, самое главное, размещением в ней тем или иным образом языка… Причем размещение языка одновременно и на глоточную полость повлияет…

А если вокалист профессиональный? И таких «рычагов» у него не два, а четыре?

Количество вариаций тембра ОГРОМНО! И это при одном и том же ТИПЕ голоса!

Но, увы, сам тембр в довольно большой степени зависит от типа голоса. То есть тембр – это не что-то «само по себе», это вариации ГОЛОСА в рамках его собственного типа.

Допустим, вы купили «Жигули»… Что и как вы бы ни делали с машиной, как бы ее ни украшали, какие бы «прибамбасы» ни лепили на кузов или ставили в салон – «Жигули» останутся «жигулями»… А купили «Мерседес»? Дальше продолжать? Думаю, сравнение достаточно понятное…

*****

Кроме того, «типичные» вокальные структуры, в первую очередь сами голосовые складки, могут создавать огромное количество различных вариаций своей вибрации. То есть предлагать вышеописанным «рычагам» совершенно разный «первичный материал»!

Тембр голоса - явление, которое в отличие от его «типа» может изменяться от звука к звуку, в течение, буквально, миллисекунды. То есть того времени, которого ДОСТАТОЧНО для изменения конфигурации полостей-резонаторов и изменения «способа» работы голосовых складок. Вариативность – главное отличие тембра от типа.

В примерах одна и та же фраза, один и тот же мужской и женский голос, а тембры - разные! То есть ТЕМБР - это вовсе не «забетонированная» природой окраска голоса, ее можно изменять, в отличие от ТИПА!

В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТЛИЧИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ОТ МУЖСКОГО

Причина этих характЕрностей – в типе голоса, то есть в размерах его основного генератора звука, голосовых складок. И в размерах самой гортани. А в случае половых различий (мужчина-женщина) еще и в размерах полостей-резонаторов.

«А как же контр-тенор?» А я написала - ГОВОРИТ , а не ПОЁТ! Пение - функция более сложная...

ГОВОРИТ ЛИ ТЕМБР О ТИПЕ ГОЛОСА, А ТИП ГОЛОСА О ТЕМБРЕ?

Способен высокий мужской голос создать тембр, аналогичный тембру низкого голоса на какой-либо характЕрной низкой ноте? Увы, нет. А наоборот? Тоже нет. И высокая нота, спетая средним голосом будет отличаться от той же ноты, спетой голосом высоким. Но (это важно!) если И КВАЛИФИКАЦИЯ ВОКАЛИСТОВ БУДЕТ ОДИНАКОВОЙ!

Иначе профессиональный баритон (по типу) запросто «заткнет за пояс» начинающего тенора, у которого хоть и типичный теноровый тембр, но просто еще голос не развит до уровня профессионального! Природа – это одно, а обучение – совсем другое!

Тип голоса важен для академического вокала. И, разумеется, в определенной степени для вокала современного, но только в гораздо меньшей. Классика обязательно потребует точного определения типа голоса, прежде чем вы начнете развивать его в ее, классики, традициях.

Просто потому что оперные партии написаны для того или иного ТИПА голоса. Тенор не споет в опере партию для баса, а сопрано не справится с партией для контральто. И взаимообразно, конечно. Поэтому если вы хотите стать оперным певцом (певицей), то сначала будут стараться определить ваш тип голоса, просто для того, чтобы давать вам для тренировки соответствующие упражнения и соответствующий вашему типу голоса музыкальный материал – арии, ариозо и т.п.

И в деле определения типа очень важен первоначальный тембр. Тот тембр, который у вас «по жизни» существует, поскольку пришедший учиться вокалист еще не умеет им управлять. Вот этот «неуправляемый» (пока, в силу необученности) тембр и будет «маячком» для педагога. Потому что неуправляемый, или по-простому «обычный» тембр голоса чётко покажет сам ТИП ГОЛОСА .

Его так и называют – типичный.

Дальше, в зависимости от определенного педагогами типа голоса, станет строиться и вся учеба. Из низкого голоса выйдет (если выйдет) - бас, из среднего – баритон, а из высокого – тенор. Более тонкие градации, определяемые выражениями «лирический», «драматический» или «лирико-драматический» будут определяться уже по ходу учебы и по мере тренированности. Аналогично и с женщинами.

И вот только тогда, когда «выйдет», вас станут называть басом или сопрано. Пока не «вышло» – вы еще не бас и не сопрано. Вы – низкий тип, или высокий… Чтобы считать себя баритоном, нужно развить голос до возможностей оперного баритона. И тембр баритона здесь будет лишь следствием.

ЗАЧЕМ НУЖНА ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ГОЛОС

Другой же причиной следствия, то есть изменения тембра является… ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА! Она у классиков и современных вокалистов значительно различается, о чем написано на сайте во многих статьях.

Владеющий вокальной техникой человек может менять свой тембр произвольно (хотя по-прежнему – только в рамках типа своего голоса). И палитра звуков, которая подвластна современному вокалисту, во многом значительно превосходит возможности вокалиста академического. Но есть и черты, в которых выигрывает классика, бесспорно. Просто нужно понимать, что тембры голоса, которых добивается классический вокалист, нужны именно для классики.

А вот для песен иных стилей и тембры нужно уметь создавать другие!

Возможно, вот такая метафора будет достаточно образна и понятна - типичный тембр голоса подобен неодетому человеческому телу. У каждого из нас своя фигура, и далеко не всегда она идеальна и совершенна. Когда же мы начинаем учиться вокальной технике, то, в какой-то степени, начинаем «одеваться». А одеждой можно скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства!

И наши будущие возможности, стиль пения, зависят от того, какой технике нас обучат. Или, метафорически, какую одежду мы наденем на свой голос. Классический фрак или костюм, бальное платье будут прекрасно смотреться в оперном театре, но странно выглядеть на рок-концерте или в шоу поп-звезды. И наоборот, в модных джинсах и блейзере, с какими-нибудь оригинальными аксессуарами или пирсингом можно в серьезный ресторан или клуб не попасть...

То есть всему свое место. Правда, если человек может сколько угодно раз менять свои костюмы, то в случае с голосом этот «трюк» не пройдет. Полученную при обучении вокальную технику почти невозможно поменять, она всегда будет «заметна», как одежда не по размеру.

*****

Вокальная техника не призвана для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ тембр голоса, она нужна, чтобы его ОБОГАТИТЬ! Или «облагородить», как часто говорят, имея ввиду классический вокал. Так или иначе, тембр голоса певца - это не просто его (ее) разговорный тембр, он существенно отличается, он значительно богаче. Если, конечно, говорить о квалифицированном певце, а не юноше с гитарой в походе...

Но существует в вокале не только типизация голосов, но и типизация тембров. Имеются ввиду не личные тембры конкретного человеческого голоса (голое тело), а его «одежда», тембры, приобретаемые с обучением, опытом...

В современном вокале выделяют несколько базовых, наиболее часто встречающихся у певцов тембров, которые называют ВОКАЛЬНОСТЯМИ . А в отличие от современного вокала, классический построен только на одном базовом тембре, который так и называется - вокальность opera.

Мы слушаем тенора или баритона, сопрано или контральто, но при всей разнице ТИПОВ их голоса ВОКАЛЬНОСТЬ звучит одна - opera! Фрак или бальное платье!

Тогда как у вокалистов, поющих современный репертуар, во-первых, совсем другой тембр, то есть вокальность opera ими не используется, а, во-вторых, в течение песни вокальности могут много раз поменяться. Да и разных рок или поп, соул или r"n"b вокалистов, имеющих один и тот же тип голоса, мы вполне различаем по их характерной «одёжке», по используемым, как правило, ими вокальностям.

Вот поэтому и неправильно называть тип голоса современных певцов оперными, классическими названиями. Все равно что сказать «джинсовый фрак» или «бальное платье из мешковины»... Это стереотип и рудимент, доставшийся от академического вокала, и пользоваться этими терминами нужно только в рамках классики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну а как же дети умудряются петь, как взрослые «звезды»? Возвращаюсь к вопросу, который сама себе задала в середине статьи…

Закройте глаза и вслушайтесь в исполнение… Неужели вы решите, что поет взрослый человек? В любом случае тип голоса себя проявит. Да, здорово, да красиво… Но то, что это поют дети – слышно! И причина этого «оттенка» - геометрия вокальных органов, отвечающих за голос В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!

А почему такой близкий к оригиналу звук, такая динамика и выразительность, такой великолепный тембр? Вот именно – тембр! Потому что так умеют девочки управлять своим тембром! Но, при этом, повторяю, любой услышит, что это – девочки, а не взрослые женщины…

*****

Поэтому самый главный совет, вытекающий из всей статьи – не пытайтесь изменить тип своего голоса, ибо это сделать нельзя. Старайтесь максимально «выжать» из него то, что выжать вообще возможно, то есть научитесь менять по собственному желанию тембр голоса в каждый конкретный момент, достигая нужного звучания, нужной вокальности!

Это не просто, но именно это и есть максимум профессионализма!

*****

А со следующей статьи поговорим о типах голосов поподробнее...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Урок 28

Тема: Тембры. Тембры – музыкальные краски.

Цели урока:

    Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

    Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

    Н. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»;

    Музыканты. Немецкая народная песня (пение).

    М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

    Работа по теме урока.

Тембры – музыкальные краски

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

    формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

    Развивать музыкальный слух;

    Оптимизировать созидательные качества личности.

СЛАЙД № 1

Учитель:

    Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

    А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

    С помощью КРАСОК.

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» ( слайд№2 )

А наши задачи … (читаем на слайде№3):

Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

Слушая голоса инструментов, вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева…

СЛАЙД №4

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 5 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты).

СЛАЙД № 6 Гобой

Ученик: Войдя в состав оркестра в 17 веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.

Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя).

СЛАЙД № 7 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета).

СЛАЙД № 8 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот . Появился в 17 веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота).

СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №10 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛАЙД № 11 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии. Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛАЙД №12 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы).

СЛАЙД №13 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №14 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ

СЛАЙД №15 Ксилофон

Ученик: Ксилофон инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов

СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)

Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.

Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.

Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.

Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».

Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

Валторна : мягкий, «ленивый», теплый.

Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).

СЛАЙД № 17 (Вывод)

Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.

Учитель : да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

БЛОК №2

ИГРА на инструментах СЛАЙД № 18

Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.

ЗАДАНИЕ:

Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).

ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению.

Учитель. Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.

Блок №3 СЛАЙД № 19 КРОССВОРД (каждое слово кроссворда открывается по щелчку)

Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.

У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.

СЛАЙД №20 Древнегреческий театр.

Учитель.

Вокально-хоровая работа.

Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.

СЛАЙДЫ с 21 – 37 рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

Кроссворд

По горизонтали.

    Он руководит всем оркестром.

    В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.

    В Древней Греции так называли место для хора.

    Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.

    Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».

    Деревянно-духовой инструмент.

    Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.

    Домашнее задание.

Рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора , а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими , блестящими , матовыми , тёплыми , холодными , глубокими , полными , резкими , насыщенными , сочными , металлическими , стеклянными ; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие , глухие , шумные ).

Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров - один из элементов музыкальной драматургии.

Весьма обширные банки новых (в основном - искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки .

См. также

Литература

  • Hазайкинский Е. , Paгс Ю. , Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964.
  • Гарбузов Н. , Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
  • Володин А. , Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тембр" в других словарях:

    Тембр, а [тэ] … Русское словесное ударение

    тембр - тембр, а … Русский орфографический словарь

    тембр - тембр/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМБР оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэ], а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, ая, ое.… … Энциклопедический словарь

    - [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по… … Толковый словарь Ушакова

    тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия

    тембр - Определение, обычно используемое в психоакустике. Тембр это атрибут слухового ощущения, в определениях которого слушающий может судить о том, в какой степени различаются два звука, представленные аналогичным образом и имеющие одинаковую громкость … Справочник технического переводчика

    - (франц. timbre) ..1) в фонетике окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука2)] В музыке качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕМБР - ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТЕМБР - ТЕМБР, качество звука, позволяющее при одной и той же высоте различать звуки отдельных музыкальных инструментов, звуки голоса разных людей и т. д. Тембр обусловлен наличием в составе звука обертонов и определяется относительной интенсивностью… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Физика. Механические волны. Акустика (8 таблиц) , . Учебный альбом из 8 листов. Артикул - 5-8665-008. Волновой процесс. Продольные волны. Поперечные волны. Периодические волны. Отражение волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука.…