Дом приемов правительства российской федерации история. Особняк арсения морозова на воздвиженке

«Пройтись по крыше Киевского вокзала, залезть в полусекретный туннель под Новым Арбатом и погулять по оказалось намного проще, чем зайти в особняк Морозова. Наш продюсер Аня Скопина стерла себе подушечки пальцев согласовательными письмами, а точной даты, когда мы со съемочной группой могли бы прийти в необычный дом на Воздвиженке, все не было. Дело в том, что больше десяти лет назад особняк - бывший Дом дружбы с народами зарубежных стран - отдали под цели Дома приемов Правительства России. С тех пор его двери закрыты для посещения даже в дни культурного и исторического наследия. Но узнав об особняке Морозова все, что было можно найти, мы решили посетить его во что бы то ни стало.

Кто этот Морозов

Особняк на Воздвиженке окружен облаком легенд. Большая часть из них - правда. Заказчик дома - Арсений Морозов - был правнуком основателя обширной морозовской династии Саввы Морозова. Тот, еще будучи крепостным крестьянином, начинал с крохотной ткацкой мастерской, а в итоге выкупил собственную вольную и построил текстильные фабрики по всей России.

Арсений родился у внука Саввы - Абрама - и его жены Варвары. По матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр (Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле), основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета «Русские ведомости».

Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен был оставаться под материнским надзором. Но не тут-то было.

© Алексей Стужин / ИТАР-ТАСС

Что это за дом

Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о застройке свободной площади. Приглашенный главой морозовского клана архитектор Виктор Мазырин спроектировал симпатичный дом в русском стиле, но у Арсения были свои взгляды на искусство и жизнь. Он предложил ему подумать над другими, более смелыми проектами. В поисках вдохновения молодые люди отправились за границу. Поездка по историческим местам прошла предсказуемо бурно и завершилась в маленьком португальском городе Синтра. Там путешественников ждал величественный Паласиу-да-ПенаВыглядит вот так Построен в середине XIX века как романтическое подражание средневековым крепостям. - дворец в мавританском стиле, принадлежавший королевской семье.

Восторгу Арсения и Виктора от Пены не было предела. По возвращении в Москву началось строительство нового особняка. И чем дальше оно продвигалось, тем в большее изумление приходили москвичи. К концу XIX века благодаря усилиям архитекторов-модернистов они повидали всякое, но, как выяснилось, не все. На спокойной Воздвиженке появлялся гигантский средиземноморский особняк, усеянный ракушками - подсмотренными, очевидно, в испанском городе Саламанка на доме Ла-Каса-де-лас-КончасДом с ракушками XV век, раковины морского гребешка - символ паломничества в Сантьяго-де-Компостела. - и крайне декларативно сообщавший о финансовых возможностях будущего хозяина.

Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».

В торжественном зале есть стол для заседаний, с микрофонами. Остается надеяться, что и заседания, и речи, произносимые в микрофоны, - тоже торжественные

1 из 4

Скамейки в греческом зале находятся под усиленной охраной, не федерального свойства

2 из 4

Зеркало в золоченой раме видало виды - и Арсения Морозова с ручной рысью, и Всеволода Мейерхольда, и первого посла независимой Индии, и Дмитрия Медведева

3 из 4

На заседаниях в Доме приемов Правительства РФ не бывает скучно: для увеселения всегда есть потолок

4 из 4

Что внутри «дома дурака»

С внутренним убранством Морозов тоже поступил по-морозовски. На вопрос Мазырина, в каком стиле сделать дизайн интерьера, Арсений ответил: «Во всех!» Залы в разных стилях были частью архитектурной моды эпохи. Об этом можно почитать у биографа архитектора Мазырина - Елены Савиновой. Вестибюли в богатых домах конца XIX века было принято делать в египетском стиле, будуар - рококо и так далее.

Но мы догадывались, что и здесь Морозов должен был все сделать иначе. А потому продюсерские письма продолжали отправляться во все пресс- и секретные службы, пока наконец не достигли цели. Обыскав, нашу съемочную группу впустили в абсолютно пустой и непривычно тихий для первого хозяина дом.

Морозов действительно сделал все по-своему. Так, вестибюль его дома служил охотничьим залом. Арсению было чем похвастаться: на его счету 82 убитых медведя. Часть его трофеев можно увидеть здесь же - под потолком висят головы кабана, лося, оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды средневекового звероубийства: на нем изображен лук, арбалет, сокол и рожок для гончих. Выше - уже замеченные на фасаде морские канаты, стягивающие тугим узлом две дубовые ветви - символ успешной охоты. В общем, животных в доме любили - в морозовские времена по паркету разгуливала прирученная рысь.

Те, кому надоело любоваться лепниной на потолке, всегда могут скоротать время за подсчетом складок на ламбрекенах

1 из 4

Конец прекрасной эпохи Морозова наступил еще до революции. И даже до Первой мировой войны. Смерть Арсения Морозова можно было бы назвать опереточной, если бы она не была реальной. Арсений отправился с друзьями в свое имение Власьево, где во время кутежа поспорил, что сможет вытерпеть любую боль. Прострелил себе ногу и безропотно, под веселый взрослый смех, истек кровью.

Через девять лет после смерти Морозова, во время революционных событий, в доме засели анархисты. Потом особняк перешел во владения Театра Пролеткульта - в морозовских залах ставили спектакли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд. Затем здесь жил посол Японии. А в 1941 году на Воздвиженку въехала часть посольства Великобритании. После войны - посольство Индии. И наконец - Дом дружбы народов с зарубежными странами, просуществовавший в стенах особняка вплоть до 2003 года. Через три года здание было отдано под проведение государственных приемов.

Тяжкого духа официальных церемоний в особняке не ощущается. Если бы не тишина и торжественный режим пребывания, можно было бы сказать, что морозовская атмосфера кутежа здесь сохранилась. Впрочем, кто знает, как проходят правительственные приемы. Вдруг на них весело?»

Когда в Москве выходишь из метро Арбатская на улицу Воздвиженка, взору открывается чудесный особняк, в советское время известный как Дом Дружбы с народами зарубежных стран. Одни находят в нём сходство с крепостью, другие - со сказочным дворцом, а третьим он представляется праздничным тортом с кремом! Удивительно видеть столь необычное здание в историческом центре шумного города, посреди бизнес-офисов и спешащих прохожих. Впрочем, в Москве много архитектурных чудес, что и придаёт российской столице неповторимый облик.
l

Дом Дружбы


р

В Доме Дружбы мне приходилось бывать несколько раз, когда я работала и училась в Университете Дружбы Народов.


На фото: 2000 г., встреча выпускников РУДН (Российского Университета Дружбы Народов) из разных стран и Валентины Терешковой во время мероприятий по празднованию 40-летия РУДН: (я - в качестве коррепондента):


р
Внутри Особняка Морозова

Мраморный зал :

Гостиная:

З ал приёмов:

На улице здание Дома Дружбы выделяет приятный белоснежный цвет. Композиция дома сочетает в себе разные по величине объемы: парадную часть, вертикальную доминанту и основное здание. Богато декорированный фасад здания состоит из двух цилиндрических башен с ажурной оградкой на крыше и портиков, что удачно контрастирует с более простым и строгим видом остального здания. Стены башен украшены морскими раковинами, а вход обрамляют витые цепи.

Очарование зданию придают геометрические формы, традиционные розетки, цветы, виноградные гроздья, диковинные деревья и другая лепнина по поверхности стен. Оригинальны ограждения кровли и арочные окна. Создаётся ощущение, что это замок Феи перенесён из волшебной страны, где всегда светит солнце, шумит море и круглый год лето. С архитектурной точкой зрения, особняк на Воздвиженке построен в стиле эклектики. Этот стиль пришёл на смену классицизму в России в середине 19 века. Новая мода на строительство отрицала какие-либо правила в творчестве, и наоборот, всячески приветствовала «полёт фантазии». Эклектика позволяла использовать элементы самых разных стилей. Главными заказчиками подобных зданий в то время выступали разбогатевшие промышленники, диктовавшие архитекторам свои нестандартные вкусы.

*

Со временем критики стали осуждать эклектизм за его чрезмерное потакание вкусам заказчиков. "Архитектура, копирующая со старых образцов, - писал русский архитектор В. П. Стасов, - ...архитектура ловких людей, навострившихся в классах и... отпускающих товар на аршин и фунт... Угодно - вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса",... А не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот и целый пуд русского". Кто же автор этого чуда и что за дивный дизайн? О, с этим связана не одна история.

... Когда архитектор спросил заказчика, в каком стиле строить дом и назвал несколько из них: готика, неоклассика, мавританский стиль — малообразованный купеческий сын ответил: «Строй во всех — у меня денег хватит». Эта история пересказывалась в лучших аристократических домах столицы. Главным героем истории стал Арсений Абрамович Морозов, представитель одной из самых влиятельных купеческих семей, сохранявших приоритет в становлении российской промышленности и внесших своими благотворительными акциями большой вклад в фундамент отечественной культуры 1.

лл

На фото: Арсений Абрамович Морозов:

Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке, увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так. Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.

На фото: Король Португалии Фердинанду II Саксен-Кобург-Гот, для которого был построен дворец Ди Пена :


Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей - Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве - они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии).

1. Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги - 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, позже сложилась мощная хлопчатобумажная империя.Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная - Морозовская детская больница). Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". "Мужики" Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание. ________________________________________ ________________________________________ _____________________________
*
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши...
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения.

Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански - ракушки).


Тот самый дворец с ракушками


Очарованный видом этого замка, архитектор Мазырин воспроизвёл похожие украшения и на особняке своего заказчика.

Строительство продолжалось 5 лет и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было. Он поражал культурную Москву "кастрированностью от традиций" и тем, что удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его жизнью". Аристократическая Москва скептически морщилась и не разделяла восторженных идей Морозова и Мазырина. Оба они были не на самом лучшем счету у чопорной московской публики.

Граф Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Хозяин "глупого ненужного дворца" явно увлекался символикой. Об этом свидетельствует не только вход-подкова: канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизировали благополучие и долголетие.

* *
Даже родная мать, Варвара Алексеевна Морозова, не одобрила затеи Арсения. Это она подарила сыну на 25-летие купленный ею в центре города кусок земли, на котором стоял конный цирк Карла-Мариуса Гинне, сгоревший в 1892 году цирк. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений его перестроил. Когда мать Арсения, женщина волевая, гневливая и острая на язык, переступила порог нового дома, она плюнула и сказала в сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте.

*

Варвара Алексеевна Морозова:

В своём экстравагантном доме хозяин пировал в декорированном под романский стиль Рыцарском зале; в ампирном Золотом, украшенным позолоченной лепниной, оттеняемой белым цветом лепного потолка, с мебелью и стенами, затянутыми золотым штофом, проходили балы; большой белый зал в стиле барокко украшали роспись и скульптура, символизирующая муз. Прелестная спальня-будуар хозяйки была выполнена в стиле модерн. И только кабинет хозяина оформили в мавританском стиле: ковры, тахта, холодное оружие на стенах и другие атрибуты Востока.

Рассказывали, что по дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках "жили" чучела, кабанов, лисиц и волков и повсюду - медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя. Арсений Морозов недолго наслаждался своим особняком, по собственной глупости он погиб на одной из пьяных пирушек. Утверждая, что человек может перенести любую боль, он ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но проиграл по крупному счету - началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало. Архитектор Мазырин скончался в 1919 году от брюшного тифа. Дом же, построенный парой этих эксцентричных людей, стоит до сих пор.
После революции особняк национализировали. Первое время в нем ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В доме бывали многие советские писатели, артисты, художники. Здесь на диспутах выступал Владимир Маяковский, бывал Сергей Есенин. Случалось так, что Сергей Александрович около двух месяцев жил в особняке. С 1928 года здание стало резиденцией японского посла.

В начале Великой Отечественной войны оно было предоставлено посольству Великобритании и в нем помещалась редакция газеты “Британский вестник”. После окончания войны и до 1952 года в доме располагалось посольство Индии.
С 1959 года здесь обосновался Дом Дружбы Народов. В 2003 году дворец закрыли на реконструкцию, на которую государство потратило 700 миллионов рублей и с 2006 года в нём работает Дом Приёмов Правительства России. За более чем вековое существование дома произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном: теперь этот образец странной для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное."Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет", - говорил Арсений братьям-коллекционерам.

Того, кто возвел броский особняк на Воздвиженке, современники окрестили никчемным человеком, а родная мать назвала дураком: настолько им «резала глаз» непривычная для Москвы неоготическая мавританская архитектура. Зато потомки оценили задние по достоинству, размещая в нем то посольства иностранных государств, то Дом дружбы народов, то Дом приемов правительства России, как сейчас. Однако строился этот особняк именно как жилой, хотя приемы здесь закатывались с самого начала, да с таким размахом, какой даже сейчас встретишь не часто. Что же касается его владельца, то он носил знаменитую фамилию Морозов.

Того, кто возвел броский особняк на Воздвиженке, современники окрестили никчемным человеком, а родная мать назвала дураком: настолько им «резала глаз» непривычная для Москвы неоготическая мавританская архитектура. Зато потомки оценили задние по достоинству, размещая в нем то посольства иностранных государств, то Дом дружбы народов, то Дом приемов правительства России, как сейчас. Однако строился этот особняк именно как жилой, хотя приемы здесь закатывались с самого начала, да с таким размахом, какой даже сейчас встретишь не часто. Что же касается его владельца, то он носил знаменитую фамилию Морозов.

Вопреки расхожему мнению, особняк по адресу Воздвиженка,16 построил не Савва Морозов, известный дореволюционный предприниматель и меценат, а его двоюродный племянник Арсений, за которым чуть ли не с детства закрепилась лихая «слава» кутилы и прожигателя родительских капиталов. А прожигать было чего. Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры, а вскоре управление предприятием перешло в руки его супруги — женщины умной, хваткой и удивительно красивой. Именно она придумала преподнести сыну на 25-летие роскошный подарок — большой земельный участок в центре Москвы, на Воздвиженке. Надо сказать, что даже тогда (а на дворе стоял конец XIX века) с землей в центре города уже было не просто. Но помог случай.

Такой увидел Варвару Алексеевну Морозову русский художник-передвижник Владимир Маковский (оригинал картины хранится в Третьяковской галерее)

В конце 60-х годов XIX века неподалеку от Арбатской площади появился свой цирк — красивое деревянное здание, которые построил Карл Гинне, представитель известной немецкой цирковой династии. Новое увеселительное заведение как в силу эффектной программы, так и из-за удачного расположения сразу стало пользовать бешеным успехом. И это несмотря на большую конкуренцию с другими уже функционирующими в то время цирками. Однако просуществовал популярный цирк лишь до 1892 года: однажды в нем вспыхнул пожар, и деревянное здание мгновенно превратилось в кучу головешек. Поговаривают, что к происшествию приложили руку конкуренты, однако реальных доказательств поджога так и не нашли. Для Карла Гинне случившееся стало настоящим дежавю. Дело в том, что 1859 году сгорел другой его цирк, в Варшаве. Но если первую трагедию Гинне сумел пережить, а в дальнейшем даже поднять свой цирковой бизнес на новый виток, то случай в Москве всерьез пошатнул его финансовое состояние. Почтительная публика, ранее с таким восторгом отзывавшаяся о представлениях Гинне, быстро переметнулась в другие заведения, так что циркач счел за благо здание не восстанавливать, а участок продать. А покупателем как раз и стала мать Арсения Морозова.

Так выглядели цирковые представления в XIX веке (картина постмодерниста Жоржа Пьера Сера, 1891 год)

Получив подарок, Арсений тут же вспомнил о Викторе Мазырине, с которым он несколько лет назад познакомился в Бельгии, на всемирной выставке в Антверпене. Мазырин, в то время уже хорошо известный архитектор, привлек внимание Морозова не только эффектным воплощением своих творческих идей, но и своей неординарностью. Так, он на полном серьезе утверждал, что в прошлой жизни был египтянином и строил пирамиды, поэтому его опыт в строительстве исчисляется веками. Кого-то подобные заявления лишь смешили, но Морозову, напротив, лишь добавили интереса к творцу.

Строитель-египтянин, «реинкарнировавший» в образе архитектора Виктора Мазырина (на фото слева) и «никчемный человек» Арсений Морозов

«А в каком стиле строить будем?» — поинтересовался Мазырин у своего нового заказчика. «А какие бывают?» — вопросом на вопрос отозвался Морозов. Впрочем, едва архитектор успел перечислить три-четыре стиля, как Арсений его перебил и вынес свой вердикт: «А строй во всяких! У меня на все денег хватит». Однако при такой формулировке заказа, когда пожелания клиента совершенно непонятны, деньги — еще не все. Мазырин это прекрасно понимал, поэтому схитрил и предложил Морозову вместе поездить по Европе и поискать прообраз «дома во всех стилях», который приглянется Арсению. Так они и поступили. Дом-идеал обнаружился в Португалии, в центре города Синтра. Им оказался дворец Palácio Nacional da Pena, одно из семи чудес Португалии. Это сооружение, построенное в середине XIX века, сочетает в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино: португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках.

Palácio Nacional da Pena, который стал прообразом особняка на Воздвиженке, 16

Вернувшись в Россию, Мазырин приступил к разработке проекта. Первый камень будущего особняка Арсения Морозова был заложен в 1897 году, а 1899 возведение было уже закончено: для тех времен скорость строительства необычайно высокая. Мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классицистическими колоннами, а общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна. Эклектика сохраняется и во внутренней отделке сооружения. Так, например, столовая, названная «Рыцарским залом», была оформлена в стиле готики, женская половина дома оформлена под барокко, гостиная — в стиле ампир, а многие элементы декора здания сделаны под гротеск.

Интерьер одного из залов в особняке Арсений Морозова

Современники Арсения Морозова негативно восприняли экзотичное для Москвы здание. Общественное мнение отображено даже в романе «Воскресенье» Льва Толстого. Это произведение было опубликовано в 1899 году, а его герой князь Нехлюдов, проезжая по улице Волхонка, размышляет о возведении «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». Можно предположить, что речь идет об Арсении Морозове и его особняке. Но самую резкую оценку необычному зданию дала Варвара Морозова. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает!», — заявила она сыну, когда узнала, что тот сделал с подаренным ею участком земли. Обвинили Арсения в безвкусии и два старших брата. На все обвинения тот отвечал, что его дом простоит века.

О «глупом дворце» судачил всякий, кому доводилось проезжать мимо

Впрочем, Арсений Морозов в нашей истории получился очень уж умным и дальновидным героем. Это не совсем так. Двоюродный племянник Морозова был известный на всю Москву гуляка и кутила, но в одном Арсений оказался прав. Построенный им особняк простоял уже больше века и, судя по всему, простоит еще очень долго. Правда, самому Морозову удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений поспорил, что человек может вытерпеть любую боль и прострелил из пистолета себе ногу. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня чудак и баламут миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови.

После революции неоготический стиль зданию наконец-то оценили по достоинству. Желающих поселиться в доме «дурака» Морозова было более чем достаточно. В 1917 году, сразу после свержения царского режима, особняк заняли анархисты под штаб-квартиру партии. Однако вскоре у них появилось много разногласий с большевиками. Из особняка анархистов выселили, а вместо них в мае 1918 года на Воздвиженку, 16 переехала труппа Первого рабочего театра Пролеткульта. Театр занимал здание около десяти лет и в 1928 году особняк передали Наркомату иностранных дел. До 40-го года прошлого века здесь размещалось посольство Японии; во время Второй мировой войны — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 по 1954 годы — посольство Индии.

Во время Великой Отечественной войны в особняке располагалась редакция газеты «Британский союзник»

В конце 50-х годов прошлого века здесь обосновался «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». Особняк Арсения Морозова стал называться Домом дружбы народов: там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства. А в начале 2000-х годов «Дом Дурака» перешел под Управление делами Президента России и в 2006 году там открылся Дом приемов Правительства РФ. Так что современным «Морозовым» поселиться там уже не получится. Зато можно отыскать варианты по соседству. Правда, не часто, но в аренду подобрать квартиру можно. Например, в доме 6 по Воздвиженке за 150 тыс. рублей в месяц сдается квартира площадью 150 кв. м, а в доме 5/25 квартиру, площадью 50 кв. м, можно арендовать даже на один день. Цена вопроса — 3,5 тыс. рублей в сутки. Конечно, из окон этих квартир «Дом дурака» вряд ли разглядишь, зато каждый вечер, сделав буквально несколько десятков шагов, можно будет любоваться его эффектно освещенным фасадом и в очередной раз дивиться на современников Морозова, которым это ажурное чудо пришлось не по нраву.

Екатерина Шаблова и Дарья Кузнецова, корреспонденты портала ГдеЭтотДом.РУ

Путеводитель по архитектурным стилям

Вдохновение зодчий и заказчик черпали в путешествии по Испании и Португалии. Там они и увидели замок Palacio Nacional da Pena в Синтре. Тогда Арсений Морозов загорелся идеей построить себе подобный дом-замок. Вскоре на Воздвиженке появился необычный особняк.

Портал входа с башнями, витые колонны, лепные ракушки, парадная столовая в виде «рыцарского зала», гостиная в стиле ампир, комнаты «барокко», арабская и китайская - все это появилось в доме Морозова. Пришлось только отказаться от виноградника: в Москве он плохо растет. Но взамен особняк Морозова украсили каменные гроздья.

Еще когда дом строили, он стал объектом насмешек, сплетен и критики. Лев Толстой и вовсе вложил в уста князя Нехлюдова в романе «Воскресение» фразу о строительстве глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку.

В декоре особняка Арсения Морозова много знаков. Например, узел из канатов - символ долголетия. Но владельцу не удалось сполна насладиться жизнью в новом доме.

В 1908 году Арсений Морозов на спор прострелил себе ногу. Он хотел доказать, что человек способен вытерпеть любую боль. Морозов выиграл спор и весь вечер кутил. Но в сапоге собралась кровь, и началось заражение. Через 3 дня он умер. В газетах указывали другие причины скоропостижной кончины Арсения Морозова. Но больше общество увлекло судебное разбирательство между бывшей супругой Морозова и его любовницей. Последней он завещал все свое состояние и экзотический особняк на Воздвиженке. Победила любовница.

После революции в доме Арсения Морозова работал первый Рабочий театр Пролеткульта. Там ставили спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд. Затем здание отдали под дипломатическую миссию. Сейчас здесь Дом приемов Правительства РФ.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г. Известно, что с середины XVIII века городская усадьба на этом месте принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Внешний вид

Следующий наследник — Алексей Викулович – вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора (Франца) Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков.

Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» (Морозовы)

В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса (в Древней Греции) и Меркурия (в Древнем Риме), что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России

Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи. У каждой ветви была своя мануфактура (предприятие) в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению.

Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка

По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия

Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов

Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым. Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях

В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу

Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот

В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами. Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих. Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов. Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа

Фотографии внутри помещений редко получаются удачными, поэтому далее будут использоваться в том числе и фотографии, взятые с сайта «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru» с любезного согласия их автора. Эти снимки легко определить по логотипу сайта в углу. Итак, с верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка. Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен

Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве

Вот росписи верхней части стен

Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой:

Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов

Внутри кессонов живописные изображения

Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства

Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла

Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М.Чичагов. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную

Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью. Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов

Оформление дверного портала в танцевальной гостиной особняка Морозовых в Подсосенском переулке

Впечатляющий потолочный плафон под люстру (люстра современная, я её не показываю)

В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин

Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором

Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную

О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно

Впечатляет пышная лепнина потолка и стен

Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью

Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф.О.Шехтелем. Во-первых, это парадный вестибюль (помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька?). Он решен в египетском стиле

Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей

Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек

Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф.О.Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина

Вот вид в противоположную сторону, на входную арку

Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом

Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение

У подножия лестницы сидит гном или старичок

У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно»

Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили

Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы

Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй. А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны

На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи

Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц (написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;-)

В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы

Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки

Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями

На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак

Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа – «Полет Мефистофеля» (все подлинники хранятся в Третьяковской галерее)

Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»…

…и «Маргарита» (этот образ Врубель писал со своей жены)

Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев

Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками

Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё

Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями

Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным. В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения

По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей (примерно как в баснях Крылова)

Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Наполнение пространства образами и символами должно было способствовать раскрытию этой идеи, создавать у хозяина и/или посетителей определённое настроение, вызывать какие-то ассоциации и воспоминания.

Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке – . Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А.В.Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий

Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками

Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов. Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А.В.Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево – так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам

Вообще, резное дерево во всём кабинете – это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно

Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О.Мандельштама:

…красота — не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П.Шмидта имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф.Шехтеля

Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом. Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф.Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток

Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников. Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле…

…а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная

Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей. Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины

Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри. И, конечно, высочайшее искусство резчика

Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо

Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид

Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной

Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре (проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка)

Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре

Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой

В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения. Но как оригинально это выполнено! В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком

Эркер производит впечатление драгоценной игрушки, сказочно-волшебного уголка

В оформлении здесь тоже угадываются какие-то сказочные птицы

А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы

Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой

Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства

Вот, пожалуй, всё по кабинету и по рокайльной гостиной, эти двум жемчужинам особняка Морозовых в Подсосенском переулке. Экскурсантам показывают ещё два помещения первого этажа, недавно воссозданных. Фактически там остался только потолок. Предназначение помещений точно не известно. Первую комнату представляют как курительную или мужскую гостиную. Здесь кессонированный потолок из дерева с очень необычным декором, напоминающим шахматные фигуры

В этом кабинете сохранилась обшивка стен деревянными панелями, но абсолютно обычная. Комната напротив, судя по декору, женская или, скорее, девичья гостиная. Вот смотрите сами

Здесь применена роспись по лепнине

Букеты и гирлянды очень нежных цветов и оттенков

И в заключение о всей усадьбе в целом. Во дворе особняка находится дом, кардинально перестроенный и надстроенный тремя этажами. Считается, что часть его подвалов и первого этажа остались ещё от первого хозяина – купца Плавильщикова. К этому дому по проекту Ф.Шехтеля был пристроен зимний сад. Он до наших дней не дошел даже на изображениях, но кое-какие его следы ещё видны. На фото ниже кирпичный забор с железным ограждением поверху показывает периметр зимнего сада. Арка, следы которой видны на фасаде, скорее всего задавала форму свода. На фото не очень понятно, но среднее окно – это дверь. Сейчас она ведёт буквально в никуда, а раньше от неё в зимний сад спускалась лестница. Сама арка была украшена скульптурными изображениями работы М.Врубеля.

Ещё по проекту Ф.Шехтеля в глубине усадьбы была возведена старообрядческая купольная молельня, которая также не сохранилась. Все Морозовы принадлежали к старообрядцам и строго придерживались дореформенных обычаев. Так, мужчины Морозовы непременно носили окладистую бороду. Вот они, представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович, Викула Елисеевич

В благодарную память о хозяевах особняка Морозовых в Подсосенском переулке необходимо сказать, что после революции 1917 года А.В.Морозов не уехал за границу, а остался хранителем при национализированных сокровищах. Он даже добился открытия в бывшем своем особняке музея на недолгий период, но потом уникальнейшая коллекция разошлась по музеям. Представьте, что это была за коллекция, если даже после понесённых в революционные годы утрат её предметы ушли в Оружейную палату, Исторический музей, Третьяковку, нынешний ГМИИ им.Пушкина и другие музеи! Уникальный фарфор в основном попал в музей в Кускове. Вот портрет кисти В.Серова этого незаурядного человека, коллекционера, собравшего, помимо прочих, лучшие коллекции фарфора и икон из когда-либо существовавших в России