Ликвидация общественной организации. Ликвидация общественной организации пошаговая инструкция

Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства ().

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

Общественные организации могут быть в виде:

  • политических партий;
  • гражданских объединений;
  • профсоюзов;
  • других форм.

Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести .

К ним относят:

  • нарушение прав и свобод граждан;
  • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
  • ведение деятельности без указания ее в уставе;
  • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.

Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

Общие положения

Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие требуются для процедуры.

Решение и документы

Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

Также проводится оповещение:

  • Министерства юстиции;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного Фонда;
  • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).

Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

При этом необходимы формы документов:

  • о начале ликвидации;
  • о выборе или ;
  • об утверждении ;
  • о государственной регистрации по поводу ликвидации.

Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

  • устава;
  • свидетельства о налоговой регистрации;
  • выписки из единого госреестра юридических лиц;
  • паспортов членов комиссии по ликвидации.

Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

Правовые основы

Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста .

Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

  • политические партии;
  • общественные движения массового характера;
  • отделения профсоюза и др.

Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

Этапы

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2019 году состоит из следующих пунктов:

Первый этап Принимается решение о ликвидации организации. Выносится оно руководством объединения.
Второй этап В течение трех дней посылается письменное уведомление в Управление Минюста.
Третий этап Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор.
Четвертый этап Публикация в СМИ – Вестнике государственной регистрации – сообщения о прекращении деятельности.
Пятый этап Необходимо утвердить промежуточный ликвидационный баланс, расплатиться с кредиторами и составить .
Шестой этап Подается заявление, регистрирующее прекращение деятельности общественной организации.

Оговорки при ликвидации общественной организации

Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

Подразумевает обязательно участие государства в виде наличия представителя государственных органов в составе комиссии по ликвидации.

Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по .

Фирма-посредник

Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

Они могут предложить несколько вариантов процесса:

  • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
  • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
  • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
  • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.

Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

Оспаривание

Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

Предусмотрен порядок его проведения в случае:

  • добровольного решения о прекращении деятельности;
  • принудительной ликвидации по постановлению суда.

Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

Процесс производится в суде.

Также необходимо приложить следующие документы:

Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

Запреты

Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

  • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
  • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
  • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.

Рассмотрение дела может производиться:

  • верховным судом республики;
  • краевым судом;
  • областным судом;
  • судом города федерального значения;
  • судом автономной области;
  • судом автономного округа.

Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:

  • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Гражданского процессуального кодекса РФ.

При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

Причины устранения

Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

  • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
  • ведении деятельности, запрещенной законами России;
  • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
  • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.

Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

К ним относят:

  • нарушение безопасности и порядка в обществе;
  • действия, приравненные к экстремистскими;
  • склонение людей к разрушению семьи;
  • посягательство на права и свободы личности;
  • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
  • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
  • введение запрета на образование;
  • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
  • насильственный запрет на выход из организации;
  • призыв к нарушению законодательства.

Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

  • действия экстремистской направленности;
  • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
  • вмешательство в образовательную систему;
  • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.

В нашем государстве регулируется нормами одноименного Федерального закона (он же ФЗ) №82 от 19 мая 1995 г. Им рассмотрен, в том числе, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. О последнем мероприятии мы сегодня и поговорим.

Возможность ликвидации общественных объединений

В статье 44 вышеуказанного закона приводятся основания и факты, при наличии которых возможна процедура ликвидации общественного объединения. Среди таких моментов можно выделить:

  • серьезное нарушение прав и свобод человека и гражданина . В России сразу при выявлении выносятся решения о ликвидации или запрете террористических организаций, партий ультраправого фашистского направления, идеология которых носит опасную для общества античеловеческую направленность;
  • нарушение Конституции, законов и других нормативных актов РФ . Партии и организации должны подчиняться законам наравне с людьми. Важно отметить, что руководство организаций — это всегда люди грамотные, поэтому они не могут ссылаться на незнание законодательной базы;
  • неустранение нарушений в деятельности сообщества в установленный проверяющим органом срок. Специально уполномоченный орган в сфере регулирования деятельности институтов гражданского общества периодически проводит проверки программы, устава и самой деятельности общества на предмет соблюдения российских законов. при выявлении несущественных нарушений предоставляется срок для их устранения;
  • добровольное решение руководства организации.

Порядок упразднения

Статья 44 ФЗ «Об общественных организациях» также устанавливает порядок ликвидации ОО. Отметим, что обязательным основанием для запрета и, соответственно, полного прекращения существования организации является решение суда.

  • Если у проверяющих возникли сомнения по поводу легитимности деятельности общероссийской или международной организации, составляется заявление в Генеральную прокуратуру РФ. В этом правоохранительном органе начинается расследование. Информация о ситуации передается в орган, который ведает Единым государственным реестром юридических лиц. После проведения расследование информация передается в суд, который уже и решает судьбу объединения. Если же речь идет о незаконной деятельности региональных или межрегиональных партий, общественных организаций, то подобная процедура происходит на региональном уровне.
  • ОО часто ликвидируются добровольно. Для решения такого вопроса проводится собрание (съезд) организации, который выносит решение о самороспуске.

О том, как осуществляется принятие решения по ликвидации общественного объединения, читайте далее.

Принятие решения

  • В случае принудительной ликвидации согласно норм закона «Об общественных организациях» решение принимает суд. Постановление суда набирает законную силу через 10 дней после принятия (в случае, если никто из участников судебного процесса не решит его обжаловать в суде высшей инстанции).
  • Добровольный процесс ликвидации происходит несколько по другому. Для начала проводится собрание участников или съезд сообщества. На этом заседании принимается решение ликвидировать общественную организацию.

Про порядок приостановления деятельности и ликвидации общественных объединений читайте ниже.

Процедура

Так как большинство ОО имеют статус юридических лиц, процесс ликвидации будет проходить в соответствии с нормами главы 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129. В ст. 20 данного закона прописано, что в течение 3 дней с момента принятия решения руководство ОО отправляет соответствующее уведомление в орган, который ведет ЕГРЮЛ.

Следующие этапы ликвидации такие:

  • создание ликвидационной комиссии (статья 62 п.3 Гражданского кодекса РФ);
  • публикация информации о ликвидации ОО в СМИ;
  • сбор информации о кредиторах и уведомление их о ликвидации общественной организации (ст.63 ГК РФ);
  • создание промежуточного ликвидационного баланса с учетом потупивших в срок претензий кредиторов (п.2 ст.63 ГК РФ).

В промежуточном ликвидационном балансе отображается информация про все активы и все пассивы компании. Цель — смочь удовлетворить все требования кредиторов.

  • Согласно норм ст.21 ФЗ №129 сразу после составления промежуточного ликвидационного баланса направляется уведомление в органы ФНС об этом;
  • сообщение в отделение Пенсионного фонда про ликвидацию ОО;
  • распределение между кредиторами оставшихся финансов и реализация имущества организации для погашения задолженности;
  • составление окончательного ликвидационного баланса и деление имущества организации по нормам устава или решению вновь созванного собрания участников.

Документы

После прохождения всех процедур согласно ст.21 (глава7) ФЗ №129 для удаления ЮЛ из Государственного реестра предоставляются следующие документы.

Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму. Несмотря на то, что общественная организация создается не ради получения прибыли и ведения предпринимательской деятельности, до закрытия придется сверить счета, убедиться в отсутствии задолженностей государству, а также подать некоторые отчеты в контролирующие органы. Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как и ликвидация - понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

Виды закрытия фирмы:

В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос в данном случае не может быть использована.

  1. Добровольный процесс . В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  2. Ликвидация путем реорганизации . Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  3. Альтернативное закрытие общественной организации . Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  4. Ликвидация общественной организации по решению суда - совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же по решению суда состояться не может.

Порядок ликвидации общественной организации

Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вообще, стоит отметить, что достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

Протокол ликвидации общественной организации - это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов - он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу - это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Особенности ликвидации общественной организации без регистрации в реестре юридических лиц

Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

НА ЗАМЕТКУ : Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит , и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.