Образ лидера в школьных произведениях. Сочинение "современный лидер в школе"

«Развитие лидерства в ученическом коллективе»

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………...……………………5

1. Феномен лидерства как социально-психологическое понятие.

1.1.Понятие «лидерство» в социальной психологии………………………….5

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии……………………………………………………………………………….6

2. Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга………..11

2.2. Восприятие лидера группой……………………………………………….12

2.3. Выявление лидера……………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………........17

Приложения……………………………………………………………………….........18

Группа – мощная сила, где «лидерство выступает одним из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия»

Интерес к лидерству берет истоки в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание зарубежных исследователей. В начале девяностого столетия лидерство становится объектом пристального внимания. В 70-х годах появляется масса работ по изучению данного феномена: Дж. Мак-Грегора Бернса, Б. Келлермана, Р. Такера, Дж. Пейджа.

Феномен лидерства как группового явления имеет исключительную значимость и для современного общества. Новые жизненные условия, связанные с переходом к информационному обществу, новой культуре, приобретают усовершенствованные модели поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

Лидерство - как феномен группового явления приобретает особую актуальность в современных отношениях между людьми.

В любом коллективе, организации складываются формальные и неформальные отношения, где выделяются два типа лидеров: формальный и неформальный.

Формальный лидер – руководитель, который назначается вышестоящим руководством и получает определенные полномочия, без учета мнения подчиненных о его достойной кандидатуре.

Неформального руководитель выдвигается из числа окружающих его людей, равных или близких по статусу. Как бы человек не стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Таким образом, лидерство – социально-психологический феномен группового явления.

Цель работы – изучение лидерства как феномена группового явления.

Объект исследования – обучающиеся 12-13 лет.

Предмет исследования – особенности развития лидерства в ученическом коллективе.

* Изучение и анализ социально-психологической литературы по теме.

* Раскрытие содержания «лидерства» как понятия социально-психологического.

* Рассмотрение методик и выбор оптимального диагностического исследования лидерства в классном коллективе.

* Выявление особенностей лидерства как феномена группового явления.

* Изучение направленности группы в зависимости от характера личности лидера.

* Развитие лидерских качеств через проведение психологического тренинга.

Основная часть

1 Феномен лидерства как социально-психологическое понятие. 1.1. Понятие «лидерство» в социальной психологии.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение и взгляды членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Зигмунд Фрейд понимал лидерство как двоякий психологический процесс: с одной стороны - групповой, с другой – индивидуальный. В основе данных процессов лежит способность притягивать чувство восхищения, обожания и т.д. Принятие людьми одной и той же личности и может сделать эту личность лидером.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или коллективах людей, которые за ним следуют.

Таким образом, лидер – это человек, который обладает особой социальной ролью в обществе: ведущий, планирующий, организатор, управленец деятельностью определенного количества людей, который проявляет более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами коллектива.

Доверие к лидеру - это признание его личностных достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Доверие означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в постоянной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидер (модель), требует от реального лидера соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении данных условий последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются методы воздействия на них. Эти методы призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии.

В настоящее время психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в происхождения лидерства. Рассматривая личные качества лидера, выделяют теорию черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.

Теория черт , или "харизматическая теория" рассматривается в исследованиях английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822–1911), который пытался объяснить лидерство в основе которого лежит наследственный фактор. Лидером, по данной теории, может быть лишь такой человек, обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог Габриэль Тард (1843–1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм . С этих же позиций личность лидера характеризовал Густав Лебон (1841–1931), отмечая в ней иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а, следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

В американской социальной психологии наборы лидерских черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они являлись основанием для построения систем тестов для выявления возможных лидеров. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских черт.

Поведенческий подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, где есть основа для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. В качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, которое оказывалось руководителем. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность. Ренсис Ликерт (1967), придя к похожим результатам в исследовании лидерского поведения, первый тип поведения назвал центрированным на работниках, а второй – центрированным на производстве. Характеризуя оба фактора, Эндрю Хэлпин отмечает, что заботливость является показателем того, в какой мере руководитель, взаимодействуя с членами группы, проявляет дружелюбие, доверительность, вызывающие ответное доверие, теплоту и т.д. Искренняя заботливость свидетельствует о том, что руководитель знает о потребностях каждого члена группы

Несмотря на то, что поведенческий подход сосредоточил внимание на фактическом поведении руководителя, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, многие исследователи пришли к выводу, что "не существует одного "оптимального" стиля руководства". Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы признали, что ситуационный подход к руководству меняется в зависимости от происходящей ситуации.

Ситуационная теория лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.)

Данная теория утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве и человек, им обладающий, становится лидером. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Лидер, по Стогдиллу Р., есть функция определенной ситуации, и человек, "являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях". С этой точки зрения лидерские черты относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость компетентности, целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи.

Слабость ситуационной концепции – в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером ему уже не стать.

Хартли Е.предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 4) лидером становится тот, кто к этому стремится . Но, по мнению Андреевой, вряд ли можно считать достаточно убедительными рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной. Именно на ее основе было проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в так называемой системной теории лидерства , согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях различных областей психологии был взят деятельностный подход, предложенный Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление – психология действия.

Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

Деятельностный подход – методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Согласно теории деятельности, психологически полная структура деятельности всегда включает мотивационно–ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное звено . Полноценное осуществление деятельности предполагает реализацию всех компонентов ее структуры.

Принципы деятельностного подхода находят свое отражение при анализе содержания компонентов психологической структуры лидерства и являются методологической основой исследования лидерской деятельности. Применение деятельностного подхода к трактовке сущности лидерства обосновано рядом положений:

специфически человеческое взаимодействие всегда совершается вместе с другими людьми, поэтому вся человеческая деятельность пропитана социальностью. Исходя из теоретических представлений, лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система в этой структуре;

лидерство можно представить как особый вид деятельности, рассматривая три основных звена его структуры: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное;

развитие лидерской деятельности целесообразно строить с точки зрения теории деятельности, поскольку без знания структуры деятельности невозможно построение концептуальных моделей управления её становлением и развитием.

По мнению Р.Л. Кричевского, в исследовании лидерства необходим "подход, берущий за основу понимание социальной группы как функциональной единицы, включенной в широкую систему общественных отношений"

Феномен лидерства в малых группах рассматривается отечественными психологами в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во внимание принимаются не просто "ситуации", а конкретные задачи, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется в наличии более высокого уровня влияния. В этом контексте Уманским Л.И. и его сотрудниками описаны: лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального настроя (аналог роли эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера); лидер эмоционального притяжения (соответствует "социометрической звезде"); лидер-мастер, умелец (т.е. специалист в каком-то виде деятельности). Наиболее известной является разработанная Кричевским Р.Л. концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, у которого присутствует наиболее полный набор групповых ценностей. Именно поэтому, делают вывод Кричевский Р.Л. и Рыжак М.М. (1985), он и обладает наибольшим влиянием.

Таким образом, лидерство, с одной стороны, – наиболее изученный, а с другой стороны, – наименее понятный конструкт в социальной психологии, который является феноменом группового развития.

2 Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе.

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга.

Известный специалист нашего времени в области управления и стратегического менеджмента Деминг выделил девять важнейших качеств современного лидера:

*Понимает, как работа его группы сочетается с целями компании.

*Работает с предшествующими и последующими стадиями процесса.

*Пытается создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость.

*Он тренер и советчик, но не судья.

*Использует цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого. Понимает вариации. Использует статистические вычисления, чтобы узнать, кто из работников находится за пределами системы и требует специальной помощи.

*Работает, чтобы улучшить систему, в которой трудятся он и его люди.

*Создает атмосферу доверия. Понимает, что создание атмосферы доверия требует от него идти на риск.

*Не ждет совершенства.

*Слушает и учится, не наказывая того, кого слушает.

Данные качества, присущие лидеру находят отражение в методе сказкотерапии с обучающимися школ, где возникает возможность максимально идентифицироваться с главным героем – носителем определенного качества.

В используемой модель Деминга, где качества современного лидера таковы, что они оказываются полезными для любого ребенка, даже для такого, который не стремится к лидерству (Приложение 1).

2.2. Восприятие лидера группой.

Лидер должен пониматься как «один из нас».

Принять основные нормы и ценности группы является недостаточным, чтобы стать полноценным лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», а стать «самым лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «ведущего». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены не в полной мере.

Однако лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы могут быть далеки от проблемы в группе, он не будет мотивирован, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллектуальной сфере. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».

Лидер должен оправдывать ожидания последователей.

У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать, и удерживать только такого лидера, который соответствует их ожиданиям.

Две функции лидера, - устранение индивидуальной ответственности и символизация отца, ведущего» - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.

2.3. Выявление лидера

Рассматривая понятие лидерство как феномен группового явления, необходимо проанализировать ситуацию в реальной социальной группе – классном коллективе, где лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности.

Результативным показателем может служить мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школы.

Долговременная работа по выявлению лидерства ведется в одной из городских школ Томского района. В работе используется социометрическая методика по классификации предложенной И.Г. Балашовой в 1999г.

Социометрическая методика применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Она получила распространение в зарубежной психологии и социологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживет?». По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки (Морено, 1958). Данный метод был создан исключительно для нужд психологической практики и поэтому при его грамотном использовании может дать важнейшие сведения, необходимые для планирования коррекционно-развивающей работы с классом.

Основной целью социометрического исследования является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе.

Среди требований к проведению социометрии необходимо отметить как минимум следующие:

а) Все обучающиеся должны знать хорошо друг друга.

б) При проведении методики необходимо обязательное присутствие полного состава класса. Если кого-то нет, исследование проводится с ним отдельно.

в) Социометрическое исследование проводит либо классный руководитель или школьный психолог, то есть тот человек, который имеет эмоциональный контакт с классом.

г) Конфиденциальность полученных сведений должна соблюдаться.

Процедура проведения исследования включает 2 этапа. Первым является «вступительное слово», когда создается настрой на выполнение данного вида работы, должная мотивация.

Второй этап представляет практический блок, где обучающиеся выполняют непосредственно само задание. Оно может предъявляться как письменно, так и устно.

Стандартная инструкция звучит следующим образом: «Ответьте на два вопроса: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, а с кем нет» (выбранные вопросы могут видоизменяться, но без изменения смысла).

Обработка полученных данных начинается с заполнения социометрической матрицы (Приложение 2). Отдельно подсчитываются положительные и отрицательные выборы.

Методика И.Г. Балашовой предлагает выделять следующие виды социометрического статуса:

*«Лидер» (человек, набравший максимальное количество положительных выборов и ни одного отрицательного).

*«Любимцы» - не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного.

*«Предпочитаемые» - 3-4 положительных выбора и не более 2 отрицательных.

*«Терпимые» - 1-2 положительных выбора и не более 1 отрицательного.

*«Неоднозначные» - практически равное количество положительных и отрицательных выборов.

*«Незаметные» - получившие не более 1 голоса.

*«Нелюбимые» - отрицательных выборов больше, чем положительных, не менее чем на 2.

«Гонимые» - не менее 10 отрицательных выборов.

Не в каждом классе может быть выявлен лидер, это связано, прежде всего, с тем, что наиболее информативные результаты в последних классах начальной, а также в средней и старшей школе. Это свидельствует о том, что в первые годы обучения отношения детей, как свидетельствует возрастная психология, крайне неустойчивы, а это снижает точность полученных социометрических данных (Приложение 3).

Таким образом, при сформированной группе обучающихся, выделяется 1-2 человека, которые способны влиять на мнение и определенные действия ровесников. В данной работе подтверждается значимость выявления лидерства, как группового феномена.

Заключение

Изучая сущность лидерства можно прийти к выводу, что данное понятие является феноменом группового явления. Выделение определенной группы из «толпы» происходит посредством активной деятельности и взглядов одного человека, обладающего определенным набором качеств, которые ценят последователи.

Многие исследователи изучали данный феномен на протяжении веков. До недавнего времени в нашей стране не изучались проблемы, связанные с понятием лидерства. В связи с этим, большинство работ принадлежит западным ученым, которые рассмотрели определенные подходы к пониманию лидерства в области социальной психологии, где нет универсальной теории и единой трактовки феномена лидерства.

В работе были рассмотрены: содержание понятия «лидерство», теоретические подходы к пониманию лидерства, качества современного лидера, факторы, подчеркивающие лидерство как феномен группового явления.

В практической части выявлены подходы по выявлению и развитию лидерства в коллективе. Применена социометрическая методика на определение лидера в группе через систему социометрических выборов, но выбор данной методики является не всегда оправданным.

Список использованных источников

Агеева В.С. Межгрупповой взаимодействие. – М., 1990г.

Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. – Л., 1967г.

Свенский А.Л. Социальная психология.М.: Проспект, 2004

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. Пособие – М.: Аспект-Пресс, 2009 (Гриф УМО)

Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М.: 2003, 187 с

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.: Просвещение 1991

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Психологические сказки о лидерстве для младших школьников /Игорь Вачков. – М.: Чистые пруды, 2009. – с.4-6

Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

1.2 Механизмы формирования представления о лидере (вожде) в массовом сознании.

2. Социологическое исследование на тему влияние средств массовой информации на формирование образа политического лидера

2.1. Программа исследования

2.1.1 Методологический раздел

2.1.2. Методический раздел

2.2 Анализ результатов исследования

Приложения


1. Теоретические основы в понимании лидера

1.1 Понятие лидера в социологии

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

Социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

Политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения, но недостаточно в наше время. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения - программа действий - и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1) подбор и расстановку исполнителей;

2) доведение до них решений;

3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

4) создание внешних и внутренних условий исполнения;

5) координацию деятельности исполнителей;

6) подведение итогов и анализ результатов.

Первая типология лидерства была предложена М.Вебером и до сих пор остается влиятельной. В ее основе лежала классификация авторитета лиц, осуществлявших власть. М.Вебер различал: 1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; 2) рационально – легальное, или бюрократическое, лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность»; 3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное, или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы»

Авторитет традиционного лидера, согласно М.Веберу, опирается на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению-принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального» общества.

Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, по Веберу, присуще «индустриальному обществу». Оно возникает в том случае, когда лидером становится не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью «законных» бюрократических процедур. Согласно Веберу, лидерство в «идеальной» бюрократии имперсонально, оно действует как инструмент закона, обезличенно.

Особенность харизматического лидерства, по Веберу, состоит в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены прежде всего к решению повседневных задач (поэтому он называет эти два типа рутинными), тогда как харизматическое лидерство, возникает на крутых поворотах истории. Харизматический лидер должен рассматривать срою миссию как «признание свыше». Для этого типа лидерства характерны фантастическая преданность последователей лидеру, всякое сомнение в его харизматических качествах рассматривается как святотатство. В этом Вебер важнейшее отличие от лидерства рационально-легального и традиционного. Последние имеют более или менее объективные основания (закон, традиции), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.

В современной отечественной литературе существует множество классификаций лидерства. Наиболее интересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д. Парыгиным . В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

а) лидеров-вдохновирелей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

б) лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

в) лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

В качестве одного из оснований типологии лидерства выступают «стили» лидерства.

По стилю различают:

а) Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей.

б) Демократический. Демократический стиль лидерства, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.

в) «Невмешивающийся» лидер. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы.

«Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи без принуждения идут за ним также по собственному желанию», так пишет О.А. Макарова . К лидерам следует отнести такие психологические качества как: уверенность в себе, острый ум, умение понять особенности психологии людей, сильную волю, организаторские способности. В отечественной литературе данной теме посвящены исследования Г.К. Ашина, И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и других.

В ходе изучения феномена лидерства Э.Х. Шейн были выделены основные функции лидерства, которые можно также считать его видами .

Одной из них является интегративная функция , которая заключается в том, что лидерство объединяет определенных людей, имеющих общие цели, общие интересы, похожие хобби в одну организованную группу.

Дезинтегративная функция предполагает, что люди, объединенные своими целями в одной группе, становятся единственным в своем роде обособленным коллективом.

Также к функциям лидерства относится и организационная функция - создание одной общей для всех системы управления и таких условий, в которых бы комфортно существовали и общались члены коллектива, планирование всех предполагаемых действий, событий, своевременное распределение обязанностей и ролей между членами коллектива, кроме этого, регулирование существующих отношений между участниками данной группы.

Конструктивная функция выражается в определенной программе, в которой предусмотрены общие интересы членов команды. Эта программа должна подходить для всех участников группы, удовлетворять их интересы, не ущемляя ни в чем других членов группы.

Координационная функция предполагает то, что все решения, принятые в коллективе, были согласованы с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе.

Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями .

Любая социальная группа людей нуждается в лидере, который поставит перед членами группы задачи и найдет способ решить их, обеспечит совместные действия в команде и ее сплоченность, кроме этого удовлетворит ожидания всех членов этой команды. Б.Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:

1. Лидерство возникает стихийно.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группы.

3. Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений.

4. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.

5. Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности .

Между тем, в детском коллективе часто можно услышать, «А вот, Валера, самый умный у нас в классе!». Опираясь на научные исследования , которые показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы, это можно легко объяснить.

Лидерские качества в онтогенезе человека закладываются и развиваются, по мнению ученых уже в младшем школьном возрасте . Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст спокойного и равномерного физического развития, когда происходит повышение работоспособности, основной ведущей деятельностью становится учение. Обычно уже в шестилетнем возрасте выявляются те дети-дошкольники, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям действия, нужные в игре. Именно поэтому в начальной школе важно определить лидера и развивать его способности в верном русле.

Когда формируется коллектив младших школьников, в последнее время часто возникает проблема, что лидерами становятся большое количество детей. Это объясняется тем, что родители желают для своего ребёнка успешной жизни, а в наше время успешный - это лидер. Осознание данной проблемы привело многих учителей начальных классов к тому, чтобы проводить просветительские беседы с родителями учащихся о том, что чрезмерно большое количество лидеров в классном коллективе приводит к дезадаптации первоклассников к школе.

В психологии известно, лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать . Ведь психология лидерства такова, что многочисленные лидеры активно влияют на других членов коллектива первоклассников, а деадаптированные учащиеся просто не могут чувствовать себя защищенными от их постоянного руководства.

Как показывает практика, психологический климат в классном коллективе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства со стороны учителя и подчинения со стороны учащихся, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства учебной деятельностью в значительной мере зависит эффективность деятельности коллектива первоклассников, их адаптация к школе, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина . Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский), в том числе и классного коллектива.

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой (классом) управляет один человек - руководитель, в нашем случае - учитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стильуправления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение между учителем и его учениками, составляющими классный коллектив. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает наличие у учителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается учащимся класса, который становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления классным коллективом имеет как свои достоинства, так и недостатки, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки стилей управления учителем классным коллективом в начальной школе

Формальная сторона

Деловые, краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон

Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов - не система

Позиция лидера - вне группы

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Позиция лидера - внутри группы

Попустительский стиль

Тон - конвенциональный

Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Позиция лидера - незаметно в стороне от группы

В целях определения места учащихся в классном коллективе была проведена диагностика, в которой приняли участие младшие школьники 1 «Д» класса, обучающиеся в МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в количестве 29 человек. С помощью метода социометрии в составе класса определялись наиболее и наименее популярные учащиеся - с одной стороны своего рода «вожаки», с другой стороны - дети, которых класс не любит, не принимает, игнорирует. По этой методике диагностики были выявлены статусные группы класса: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые». С помощью социометрии определены «звезды класса», то есть учащиеся, к которым максимально положительно расположены остальные учащиеся, и диагностировали симпатии учащихся. После обработки результатов диагностики в 1 «Д» классе выделились следующие группы учащихся: 5 человек - «звезды» класса, 13 обучающихся - наиболее предпочитаемые, 10 учащихся - «принятые» и 1 человек — менее предпочитаемый.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе была выбрана диагностика Н. Лускановой . Результаты данной работы показали что, в 1 «Д» классе 8 дезадаптированых учеников. Причинами этого могут быть разные факторы, но один из них, на наш взгляд, как показала диагностика, тот, что в классе много лидеров, и поэтому был сделан вывод о том, мера притязаний этих лидеров к готовности других учащихся принять их ведущую роль не совпадают. Эти 8 первоклассников, которые имеют трудности в адаптации, постоянно чувствуют давление со стороны «звезд» и наиболее предпочитаемых учащихся класса, что к их дезадаптации. Делая выводы по этим диагностикам, определено, что лидерство может привести к дезадаптации из-за того, что в любой группе должен быть лидер, который ведет и направляет членов группы, но большое количество лидеров приводит к разладу среди других учащихся. Ведь люди привыкли выбирать лидера, являющегося для всех авторитетом, а этот процесс очень динамичен.

Для работы над этой проблемой использована следующая программа действий. В начале учебного года с первоклассниками проведена беседа о том, как важно в коллективе иметь лидера и что их должно быть немного или лучше один. Ярким примером для них стал прайд львов. Беседа в форме круглого стола способствовала общению учащихся, где каждый первоклассник высказывал своё мнение, и осознания себя как части классного коллектива.

На уроках кубановедения, окружающего мира вновь затрагивалась тема о лидерах. В процессе изучения учебного материала на них учащимся 1 «Д» класса давались яркие примеры успешных организаций и компаний. В них родители учащихся занимали высокие должности и обучающимся было привычно слышать про это. Эти примеры эффективного руководства наглядно показывало им на то, что лидер всегда должен быть один, но и у него могут быть помощники.

Во внеурочной деятельности с этой целью проводился ряд игр, которые наглядно демонстрировали работу в одной команде под руководством учителя. К примеру, игра «Карабас». Для её проведения первоклассников рассаживают в круг, вместе с ними садится учитель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово: «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев». Эта игра развивает внимание и быстроту реакции учащихся, но в этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные, но в классе. есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся.

Игра «Большая семейная фотография» также проводилась в период адаптации первоклассников к школе для выявления лидеров классного коллектива 1 «Д» класса, а также в середине учебного года, чтобы проследить динамику их места среди учащихся в классе. Младшим школьникам предлагалось представить, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа», он должен расположить всю семью для удачной фотографии. Первым из «семьи» выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи» для фотографирования. Более никаких установок для детей не даётся. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Во время проведения игры учитель, кто-то из родителей или несколько родителей наблюдали за поведением первоклассников. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству учащиеся. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Всем наблюдающим будет очень интересно следить за распределением ролей, активностью или пассивностью в выборе месторасположения на будущей фотографии. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Цель приведенных выше в 1 «Д» классе игр - на практическом примере продемонстрировать первоклассникам то, что лидеры и другие ученики могут работать слажено и дружно, и не обязательно «делить» классный коллектив на части, а быть единым целым и выполнять задания вместе.

По окончанию работы по данной программе к концу первого класса были вновь предложены игры на определение лидеров в 1 «А» классе. Результаты удивили всех и учителя, и родителей первоклассников. По результатам игр, определено, что, хотя в классе был еще не один лидер, но их уже имелось не пятеро, а трое и они не конфликтовали между собой, а старались договориться. Конечно, учитель еще подсказывал первоклассникам в общении и помогал найти компромисс, но большое продвижение в сплочении коллектива класса и адаптации учащихся было заметно.

В итоге работы по программе учащиеся 1 «Д» класса вместе с учителем составили правила поведения «хорошего лидера»:

1. Лидер помогает, а не делает, так как ему самому нравится.

2. Лидер добрый, умный, справедливый.

3. Лидер четко объясняет правила и требования.

4. Лидер не кричит, а объясняет.

Итак, лидерство в классном коллективе может привести к дезадаптации первоклассников к обучению в школе. Учитель начальных классов, учащиеся и их родители должны осознавать уровень ответственности настоящих лидеров. Систематический и структурированный подход к решению данного вопроса способствует к снижению количества лидеров в классном коллективе и осознанию учащихся важности командной работы.

Детский коллектив - это начало жизненного пути каждого человека как части общества и если их не научить работать слажено, то даже опытный лидер не сразу сможет сплотить его. Поэтому учителя начальных классов вместе с родителями учащихся должны воспитывать из них не только лидеров, но и дружный коллектив класса.

Иногда самые ценные идеи можно почерпнуть вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классических произведениях.

Когда мы говорим про «книги о лидерстве», на ум приходят произведения вполне определенного жанра, вроде известного труда Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей ».

Но, ограничиваясь руководствами, биографиями и исследованиями, мы упускаем обширный пласт литературы. Иногда самые ценные идеи можно найти вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классической литературе.

В отличие от традиционных бизнес-книг, здесь мы наблюдаем внутреннюю жизнь героев. Представляем список произведений, заставляющих задуматься о бизнесе и при этом выдающихся в литературном отношении.

1. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

В этом бессмертном романе рассказывается история мальчика с фермы на Среднем Западе, который пришел к успеху через чувство к утраченной возлюбленной.

Что сделало Гэтсби великим, что отличало его от остальных? Его идеализм и его мечты. Чему мы можем у него научиться? Тому, что можно менять свою жизнь, не ограничиваясь ежедневными делами, тягой к безопасности и стремлением к власти.

Такой идеализм многие из нас могут себе позволить лишь ненадолго. Но, конечно, книга Фицджеральда бросает вызов этому идеализму Гэтсби, показывая ограниченность его идеалов.

2. «Тропа мудрости. Сиддхартха», Герман Гессе

«Тропа мудрости. Сиддхартха » - еще один литературный пример сохранения баланса между работой и личной жизнью.

Роман рассказывает о человеке, который пытается совместить духовное развитие и бизнес. Он становится богатым купцом, меньше заинтересованным в материальном успехе, чем в соблюдении этического подхода в отношениях с клиентами.

Но позже деньги все же порабощают его, и он становится не только способен на подлость, но и оказывается на грани самоубийства. В конце концов он находит душевное равновесие, став паромщиком и перевозя путников через реку. Он пытается стать им духовным наставником, но обнаруживает, что чаще всего они хотят просто перебраться на другую сторону.

3. «Посторонний», Альбер Камю

Такие книги многих заставляют полностью переосмыслить свою жизнь. На время отодвигая в сторону темы духовности и религии, они задают более простые и глубокие вопросы: в чем смысл жизни и есть ли он вообще?

4. Романы о Цукермане, трилогия Филипа Рота

Трилогия рассказывает историю вымышленного альтер эго Рота , Натана Цукермана, и это трагикомедия, заслуживающая высочайшей оценкиж

5. «Остаток дня», Кадзуо Исигуро

Книга Исигуро раскрывает природу различий между Западом и Востоком. Это история пожилого дворецкого, который так глубоко предан своей профессии, что отказался от остального мира. На это произведение часто ссылаются в рассуждениях о лидерстве и рабочей этике.

6. «Смерть коммивояжера», Артур Миллер

Эта пьеса - урок доверия, доверия себе и окружающему миру. Коммивояжер Вилли Ломан думал, что может контролировать не только свою судьбу, но и своих детей, пытаясь заставить как себя, так и детей заниматься работой, которая была противна их природе.

Как бы повернулась его судьба, если бы он смог довериться миру и положиться на других, а не пытался все контролировать, и принял свою природу, вместо того чтобы стараться стать кем-то другим? Очень может быть, что она его была бы гораздо счастливее.

7. «Последний магнат», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Последний (незаконченный) роман Фицджеральда поднимает вечно актуальный вопрос соотношения работы и личной жизни.

Фицджеральд рассказывает историю голливудского магната Монро Стара (на основе реальной жизни продюсера Ирвинга Тальберга), на публике изображающего невероятный успех, и при этом глубоко несчастного.

Мы видим пример нездоровой страсти - человека, который преуспевает в работе, но загоняет себя буквально до смерти. И мы спрашиваем себя: а чего бы он добился, если бы вел более умеренную жизнь?

8. «Пансион Мирамар», Нагиб Махфуз

Это книга о крестьянке по имени Зохра, которая уходит из семьи и устраивается на работу в небольшую гостиницу в Александрии. На материале ее жизни рассматриваются вопросы сексуальных домогательств на работе.

Но у текста есть и другое прочтение, из которого можно извлечь важные бизнес-уроки. В книге Махфуза показан конфликт между вечными ценностями (справедливостью, свободой и мужеством) и мимолетным (например, навязчивому стремлению к получению прибыли любой ценой).

9. «Все мои сыновья», Артур Миллер

Двое действующих лиц показывают нам, насколько многогранным может быть человек, и заставляют задуматься о своих ценностях.

Американский бизнесмен Джо Келлер решает отгрузить покупателям бракованные головки блока цилиндров, которые приводят к многочисленным авиакатастрофам во время Второй мировой войны; опасность грозит и его сыну, пилоту Ларри. Он говорит, что делает это ради другого сына, Криса, который должен унаследовать его компанию.

Со временем Джо начинает чувствовать ответственность за всю страну и происходящее с ней по его вине. Он понимает, что не может ограничиваться заботой о Ларри и Крисе, что «они все его сыновья».

Узнав о преступлении отца, Крис расстается с наивным идеализмом, понимает, что мир нельзя поделить на черное и белое, и пытается развить в себе взгляд на человека как на сочетание порока и добродетели.

Хотя в любом случае лидерские качества необходимы в равной степени как в бизнес-сфере, так и на личном фронте. Так что сегодня, чувак, мы постараемся вдохновить тебя на поиски внутренней харизматичной персоны с помощью очередной подборки отличных . Готов? Поехали!

1. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман

Пусть тебя не обманывает скучное длинное название этой книги: на самом деле мысли и идеи, высказанные в ней, могут вполне считаться достойными твоего драгоценного внимания. Возьми ее в руки и познакомься с классическими уроками межличностной коммуникации, основанными на сопереживании и понимании, ведь это невероятно мощные инструменты, которые абсолютно недооценены в нашем современном обществе. Автор книги описывает, как с помощью эмпатии ты сможешь манипулировать людьми и вести их за собой, ослепляя несчастных ореолом своей харизмы и обаяния. Главное, помни, что мы в ответе за тех, кого приручили.

2. «Сезоны жизни», Джим Рон


Книга-размышление, основная мысль которой сосредоточена на основах человеческого поведения и на том, как оно влияет на оптимальную производительность, личную и профессиональную. Автор книги старается помочь читателю научиться генерировать сложные идеи и упрощать их таким образом, чтобы они приносили скорейшие результаты. Своего рода это еще один учебник о том, как научится жить хорошо. Но в отличие от тонны другой подобной макулатуры эта книга действительно умеет «зацепить» и достучаться до сознания читателя.

3. «Лидер без титула», Робин Шарма


Все книги этого канадского писателя и тренера по лидерству читаются легко и с интересом. «Лидер без титула» – произведение, которое по достоинству оценит как состоявшийся владелец бизнеса, так и те, кто только встал на тернистый путь предпринимательства. Автор пишет: «Чтобы стать великим лидером, для начала стань великим человеком», – и эта мысль красной линией проходит через всю его работу, которая пользуется популярностью как у психологов, так и у простых смертных, озадаченных личностным ростом и саморазвитием.

4. «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл


Мораль сей книги такова, что если ты будешь следовать описанным «законам» лидерства, то лидерство станет следовать за тобой. Произведение Максвелла – это мощный набор принципов, которые очень легко понять, а яркие описательные примеры, сопровождающие каждый пункт, помогут даже самой жалкой тряпке найти в себе зачатки лидерских качеств и применить эти навыки в своей сегодняшней жизни.

5. «Эмоциональный интеллект 2.0», Тревис Бредбери


Оказывается, успешные люди обязаны своему состоянию не cтолько высоким уровнем IQ, сколько EQ – эмоциональному интеллекту. Именно он определяет эффективность взаимодействия человека с окружающими людьми и с миром вообще. Самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений – неотъемлемые составляющие гармоничного эмоционального развития человеческого существа. Как наладить взаимосвязь всех этих компонентов и улучшить качество своей жизни, ты можешь узнать, если прочитаешь книгу Тревиса Бредбери, ну, или просто выпив холодного пива в теплой компании своих лучших друзей.

6. «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке


Книга, написанная командиром атомной подводной лодки ВМС США «Santa Fe», капитаном Дэвидом Марке, – убедительное и четкое руководство для тех, кто хочет поменять русло своей жизнедеятельности, но пока не знает, с чего начать свои поиски. Советы, примеры, инструменты и тактики – все это ты найдешь на страницах этого толкового произведения, где предпочтение отдается практике, нежели теории.

7. «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови


Это одна из самых популярных книг о личностном развитии из всех когда-либо опубликованных. Стивен Кови создал настольное руководство для всех, кто держит в своих руках бразды правления или только задумывается о подобном. Мировой бестселлер, написанный доходчивым языком и не лишенный при этом практичности и юмора, восполнит твои пробелы знаний о лидерстве, как личном так и профессиональном, и задаст верный курс на изменения, на которые ты, наконец-то, решишься.

8. «Как становятся лидерами», Уоррен Беннис


Автор обозначает нехватку лидеров как новую социальную болезнь и стремится своей книгой помочь читателю разобраться в себе, тем самым пополнив ряды врачевателей вышеупомянутого недуга. Листая эти страницы, мы читаем о том, что лидерами не рождаются – ими совершенно точно становятся. Менеджеры любого звена и любой сферы, которые считают инвестиции в свое образование самыми полезными инвестициями, обязательно должны прочитать произведение признанного гуру и тренера по лидерству – Уоррена Бенниса.

9. «От хорошего к великому», Джим Коллинз


Джим Коллинз познакомит тебя с лучшими практиками лидерства, почерпнутыми из опыта известнейших мировых организаций и предприятий. Журнал Forbes включил «От хорошего к великому» в список лучших бизнес-книг, которые издавались за минувшие 20 лет. Эта энциклопедия рекомендуется к прочтению директорам компаний, собственникам бизнеса, директорам по развитию, консультантам менеджмента да и всем тем, кто хочет поднять свою собственную планку и попытаться замахнуться на нечто большее, чем имеет сейчас.

10. «Жизнь на полной мощности», Джим Лоэр и Тони Шварц


Авторы этой книги утверждают, что реальный ключ к высокой производительности не то, насколько хорошо ты умеешь управлять своим временем, а то, насколько ты умело контролируешь свои эмоции и растрачиваемую энергию. Так что, даже если ты сожрал пару собак на планировании и тайм-менеджменте, ты бессилен без крепкого здоровья и стабильного эмоционального состояния. «Жизнь на полной мощности» – это необходимый тебе ускоренный курс по весьма важной тематике: «Благополучие».