Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александрийская колонна

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.

Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о "незабвенном брате ". Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонен императором.

В честь 175-летия со дня установки Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония, а в Эрмитаже был учрежден день Александровской колонны.

25 сентября 2009 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвященную 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

6. Египетский обелиск, колонна змея, готская колонна, рыцарская статуя императора Юстиниана, название Москвы Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади, где когда-то

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Памятники и их владельцы в XII веке. - Римский сенат принимает меры к охранению памятников, - Колонна Траяна. - Колонна Марка Аврелия. - Архитектура частных здании в XII веке. - Башня Николая. - Башни в Риме Излагая историю развалин Рима, мы дополнили ее описанием

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гонории IV. - Пандульф Савелли, сенатор. - Отношение к Сицилии и к империи. - Папский престол целый год остается вакантным. - Николай IV. - Карл II коронован в Риети. - Колонна. - Кардинал Иаков Колонна. - Иоанн Колонна и его сыновья. - Кардинал Петр и граф Стефан. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Спор из-за выбора папы между партиями Орсини и Колонна. - Диархия в Риме. - Агапит Колонна и один из Орсини, сенаторы, 1293 г. - Петр Стефанески и Оттон де С.-Евстахио, сенаторы. - Петр из Мурроне избран папой. - Жизнь и личность этого отшельника. - Его необыкновенный въезд в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

6. Египетский Обелиск, Колонна Змея, Готская Колонна Рыцарская статуя императора Юстиниана в Стамбуле Название Москвы Вернемся к египетскому обелиску Тутмеса III. о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

15.2. «Столп Иван Великий» в Москве описывался «античными классиками» как «древне»-римский столп-миллиарий и как знаменитая Вавилонская башня Светоний сообщает, что император Клавдий возвел в Риме высочайшую башню по образцу Александрийского Фаросского маяка-башни. Но

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Александровская колонна, 1834 год Астольф де Кюстин, Иван Бутовский Год 1834 ознаменовался для города введением нумерации зданий по улицам, открытием императорской Николаевской детской больницы, публикацией «Пиковой дамы» А. С. Пушкина – и установкой на Дворцовой площади,

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

IV. Сооруженія времени Николая I. – Исакіевскій соборъ. – Пожаръ и возобновленіе Зимняго дворца. – Александровская колонна. – Конныя группы на Аничковомъ мосту. – Николаевскій мостъ. Въ тридцатил?тнее царствованіе императора Николая I, Петербургъ обогатился многими

Кому не доводилось самому бывать в Санкт-Петербурге, тот слышал об одном из его символов благодаря произведениям Пушкина. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Для великого поэта эта достопримечательность города на Неве являлась истинным мерилом высоты во всех пониманиях этого слова. Хотелось бы и вправду узнать: каков он, Александрийский столп?

О столбах и столпах

Кстати, несведущие люди иногда говорят не столп, а столб. В чем разница? Теоретически - никакой: столп - это давнее название хорошо известного нам слова. Но на самом деле отличие между двумя понятиями колоссально: столб - это просто нечто длинное и унылое, а столп - это и архитектурная колонна, и символ величественного, яркого. Можно о выдающихся людях сказать «столпы», можно о памятниках.

Привычный слуху термин Александрийский столп, строго говоря, не является правильным: на самом деле имя достопримечательности - Александровская колонна. Но брошенные Пушкиным слова запали в душу, и прижилось именно неофициальное название. И потому, что вид монумента вполне соответствует архитектурному определению столпа, и потому, что сооружение это действительно величественно.

Гранитное чудо

Александрийская колонна в Санкт-Петербурге была воздвигнута в 1834 году, место ее расположения - Дворцовая площадь. Заказ знаменитому архитектору О. Монферрану сделал сам император Николай I. Этот монумент, исполненный в стиле ампир, был посвящен старшему брату самодержца, Александру I - вдохновителю победы Русской Армии над Наполеоном.

Работа над проектом памятника была нелегкой, обсуждались разные варианты. Была сформулирована задача: получить сооружение, по виду напоминающее в Риме, но по высоте превосходящее Вандомскую в Париже. Такие узкие рамки не позволили Монферрану в полной мере проявить индивидуальность, и в конструкции памятника легко угадываются, пусть и видоизмененные, но чужие идеи. И все же монумент по-своему уникален: он стал наиболее высоким среди прочих триумфальных строений в мире. Архитектор, отказавшись от дополнительных элементов, украшающих монолитную колонну 25.6 м высотой, подчеркнул тем самым природную красоту розового полированного гранита.

Общая высота сооружения вместе с установленной на вершине превышает 47 метров. Столь внушительные размеры не дают рассмотреть в деталях, что собой представляет Александрийский столп. Фото, напротив, позволяют оценить все особенности памятника, и в частности, великолепную композицию в верхней его части.

Об ангелах и орлах

Монумент является не только объектом восторженного любования, но и сложным инженерным сооружением. И сама колонна, и венчающий памятник ангел работы Б. Орловского держатся без дополнительных опор за счет собственной тяжести. Такое архитектурное решение долго вызывало опасения горожан, предполагавших, что памятник неожиданно рухнет. Чтобы развеять эти страхи, архитектор стал прогуливаться по утрам прямо у подножия колонны.

Великолепная фигура бронзового ангела заслуживает особого внимания. Одна рука вознесена к небу, в другой он держит крест, попирающий змея. Статуя должна символизировать мир, который принесла в Европу русская Армия, освободив ее от Наполеона. Облик ангела несколько напоминает черты лица императора Александра I.

Окружение и ограда монумента поражают изысканностью и сложностью исполнения. Памятник Александрийский столп окружен полутораметровой оградой из бронзы, автором проекта которой также был Монферран. Украшением ограждения служили присутствующие в немалом количестве двуглавые и трехглавые орлы, а также трофейные пушки. К сожалению, в последние годы эти великолепные птицы в массовом количестве «погибают» от рук горожан-варваров, и им на смену приходят копии.

Из истории монумента

Александрийский столп был открыт 30 августа 1834 года (после пяти лет работ). Установленный в самом центре Дворцовой площади, монумент стал окончательным штрихом в ее оформлении. На церемонии открытия присутствовало все царское семейство во главе с императором, а также многочисленные представители У подножия памятника происходило торжественное богослужение, на площади было выстроено огромное коленопреклоненное русское войско.

История Александрийского столпа богата событиями. Монумент пережил и революции, и войну, и дождливый питерский климат. Разумеется, время от времени его реставрируют, но в основном работы носят лишь косметический характер.

Монумент и СССР

Тяжелее всего конструкции пришлось в первые годы советской власти. Пространство рядом с памятником изменяли, ограду в 30-х годах прошлого века переплавили на патронные гильзы. Плохо сочетающегося с принципами атеизма ангела перед праздниками закрывали красным колпаком из брезента или маскировали спускаемыми с дирижабля шарами.

Говорят, неоднократно и вполне серьезно обсуждался вопрос смены религиозной фигуры на культовую (вначале речь шла о Ленине, затем о Сталине). Но, к счастью, эти идеи так и не были реализованы, и ангел занимает свое законное место. Не воплотились в жизнь и планы по замене бронзовых барельефов постамента новыми, в основе которых будут лежать революционные сюжеты. Позднее Александрийский столп получил ограду, тщательнейшим образом воссозданную по старым фотографиям и историческим материалам. Ее торжественное представление состоялось в 2004 году.

Летний сад

Александровская колонна хоть и является своеобразной визитной карточкой города, но и помимо нее здесь есть на что посмотреть. Достопримечательности способны поразить даже самого искушенного туриста. Например, Летний дворец Петра I. Это одно из старейших городских зданий, выполненное в стиле барокко и ничуть не похожее на царскую обитель. Петр, обустраивая Северную столицу, мечтал построить летнюю резиденцию, напоминающую Версаль. Именитые архитекторы и садовники потрудились не зря - место, где расположен дворцовый комплекс (Летний сад) поражает своей красотой и изысканностью. Парк и по сей день остается любимейшим местом отдыха горожан и целью паломничества многочисленных туристов.

Медный всадник

Об этой достопримечательности те, кто никогда не бывал в городе на Неве, также знают из произведений Пушкина. «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн»... О ком эти слова? О человеке, о памятнике?

С легкой руки великого поэта Медным всадником прозвали один из нескольких имеющихся в городе Монумент и в самом деле похож на медный, хотя выполнен из бронзы. Его автором является французский скульптор Фальконе, показавший в своей работе новый и отчасти неожиданный образ основателя города. Екатерина II, заказавшая скульптуру, хотела видеть Петра похожим на римского императора в его парадном облике и со всеми атрибутами власти. Фальконе поступил по-своему. Его Петр - это всадник на вздыбленном скакуне. По задумке автора, конь, укрытый медвежьей шкурой, и раздавленная копытами змея - это все невежественное и дикое, но покоренное императором. Фигура же самого Петра - это воплощенная сила, стремление к прогрессу и непоколебимость в отстаивании своих принципов.

Медный всадник - это не просто одна из многих великолепных достопримечательностей города. Эта фигура по-своему знаковая; о ней сложено немало местных баек и легенд.

Эрмитаж

Если попытаться перечислить хотя бы самые известные достопримечательности Санкт- Петербурга, с названиями можно легко запутаться - уж слишком их много. И все же есть в городе место, которое обязан посетить любой турист (о горожанах речь вообще не идет - они должны бывать здесь как можно чаще). Это Эрмитаж - легендарный художественный музей! Комплекс занимает 6 зданий, каждое из которых - исторический памятник, а главный из них— Зимний дворец. В музее собрано около 3 миллионов экспонатов, среди которых бессмертные творения Тициана, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рафаэля. Перечислить все шедевры, хранящиеся здесь, невозможно. Но стоит попытаться хотя бы на часть из них взглянуть.

Крейсер «Аврора»

Этот корабль, пребывающий на вечной стоянке у городской набережной, в советские годы знал каждый ребенок. «Аврора» - боевой крейсер, участник многих героических сражений, был, однако, известен благодаря другим обстоятельствам. Дав 25 октября 1917 года холостой выстрел по Зимнему дворцу, «Аврора» предопределила судьбу революции и Российской империи.

В 70-е годы прошлого столетия на советских кухнях любили рассказывать такой анекдот. Просыпается Брежнев среди ночи в холодном поту, жена интересуется, в чем дело. Генеральный секретарь рассказывает о своем ночном кошмаре. Мол, плывет Ленин по Москве-реке на лодочке, тычет длинной палкой в дно и приговаривает: «Здесь «Аврора» пройдет. И здесь тоже!»

Современному человеку смысла анекдота не понять. Но для живущих в те годы «Аврора» ассоциировалась с переменами, которых так жаждало общество, и так боялась власть. Изменения в стране действительно свершились - правда, несколько позже, и без корабельных залпов. Общество и по сей день расколото спорами, а нужно ли было это делать? В общем, за «Авророй» на всякий случай присмотреть не помешает!

г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, метро: «Невский проспект», «Гостиный Двор».

Александрийский Столп был возведен 30 августа 1834 г. в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном.

Первоначальный проект Монферана - создание гранитного обелиска был отклонен Николаем, и, в результате, Монферан создал монумент, представляющий собой огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале.

Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую - воздевает к небу.

Высота Столпа вместе со статуей - 47,5 м (он выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии). Диаметр Столпа - 3,66 м.

Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.

Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.

Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Установили её на постамент всего за 1 час 45 минут. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.

Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.

В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения - а вдруг колонна однажды упадет. Что бы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.

Колонна прекрасно просматривается и через арку Главного штаба с улицы Герцена, и с набережной реки Мойки.

В 1841 году на колонне появились трещины. К 1861 году они стали настолько заметными, что Александр II учредил комитет для их исследования. Комитет пришёл к выводу, что трещины в граните имелись изначально, но были заделаны мастикой. В 1862 году трещины были заделаны портландским цементом.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар, однако когда он подлетал к ней на необходимое расстояние тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили. Немного позднее появился план заменить ангела на фигуру В. И. Ленина. Однако и это не было реализовано.