«Это был коррумпированный бизнес»: история Музея советских игровых автоматов. История игровых автоматов Первый в истории игровой слот

Изобретение первого игрового автомата, по крайней мере, автомата, относящегося к слот-машинам, приписывают Чарльзу Фею. Он родился в 1862 году в Германии, где еще мальчиком начал работать токарем. Позже Фей переехал в Соединенные Штаты и поселился в Сан-Франциско в 1885 году. Ему приходилось работать на нескольких разных работах, но он всегда находил время, чтобы заниматься своим любимым делом в своей маленькой мастерской.

В те времена Сан-Франциско считался злачным местом. Его известный округ "Варварская бухта" был местом, где моряки и старатели тратили и пропивали жалование и золото. Здесь находилось средоточие салунов и борделей. А выигрыш в покер, фараон или трех-карточный монте казался более доступным и желанным, чем тяжелый заработок на прииске или в море. Сотни заведений в округе предлагали хороший виски, сигары и машины "Никель-в-слот", выплата на которых могла составить 10 к 1. Эти прародители первых игровых автоматов были сделаны из дерева и стали, и обычно имели щель для приема монеты наверху машины. Брошенная вертикально монета попадала внутрь машины и падала, случайным образом отлетая от металлических выступов, вроде гвоздей в пинболе. Внизу монета могла попасть в выигрышное отверстие, открыв выход к определенному количеству монет, которые уже находились внутри машины, либо, в случае проигрыша, пополнить их число. Таким образом, был устроен, например, автомат Клоусона "Тройной джек-пот" образца 1893 года. Чарльз Фей использовал саму идею механической случайности для азартной игры, но воплотил ее в принципиально другом виде машин с вращающимися дисками. Эти новые автоматы быстро стали популярными в табачных лавках Сан-Франциско. У Чарльза Фея был друг, Густав Шульц, который тоже начал свой бизнес по производству игровых автоматов, которые представляли собой барабанный счетчик, выдававший автоматический выигрыш в виде двух центов, либо в виде бесплатного жетона на выпивку. Устройство называлось "Лошадиной подковой".

Автоматическая выплата выигрыша была новой идеей в то время. Фей и еще один его друг, Теодор Хольц, трудились тогда над собственными проектами в мастерских одной электрической компании, на которую они в то время работали. Но Фей считал, что должен посвятить проектированию и изготовлению игрового слота все свое время. Поэтому партнерство с Хольцем закончилось, а Чарльз Фей в 1896 году открыл завод на Маркет-Стрит в Сан-Франциско. Немного позже, в 1900 году Хольц тоже открыл собственное предприятие, позже превратившееся в Novelty Machine Works. С конца 1890-х годов новые типы игровых автоматов начинают изготавливаться и распространяться сразу несколькими компаниями. В их числе Майллс, Монарх, Кайли и, произведенные Фейем в 1897 году Шесть Путей. В то же время также были доступны автоматические кости производства Вестерн Аутоматик. Это была такая девятифунтовая рулетка 12 на 12, которая продавалась всего за семь долларов. Большие вертикальные автоматы, которые имели в своей конструкции вращающийся диск, производились фабрикой Ватлинга в Чикаго и Майллс Новелти и Кайли Бразерс из Детройта. Их машины весили целых 300 фунтов и стоили больше ста долларов.

В то же время Чарльз Фей не продавал свои машины напрямую, а сдавал в аренду. В 1899 году Фей включил в набор уже стандартных в то время символов из знаков карточных мастей и подков также символ Колокола Свободы. Его новый слот автомат предлагал максимальную выплату в 20 монет за комбинацию из трех колоколов. Это было новым словом в дизайне игровых автоматов. На самом деле игровой автомат имел несколько инноваций, включая конструкцию барабанов, которые Фей изобрел для слот-машины Дьюк, которую он представил двумя годами ранее. Новое детище Чарльза Фея имело возможность принимать и купюры и монеты, так как переводились в жетоны для игры или в наличные - удивительное новшество для своего времени. Эти автоматы стали очень популярны и легко конкурировали с игровыми автоматами крупных производителей с востока. Вскоре слоты Либерти Белл (Колокол Свободы) стояли в десятках мест в округе Варварского залива, и финансовые дела Чарльза Фея шли отлично. Он получал ренту от сданных в аренду слотов, но в 1905 году один из Либерти Беллов похитили во время ограбления в салуне на Пауэлл-Стрит. И надо же было случиться такому совпадению, очень скоро после этого Майллс Новелти представила свою собственную версию Колокола Свободы и на следующий год Кайли и Майллс уже штамповали трех-барабанные слоты сотнями.

В 1911 году игровые автоматы были запрещены в Калифорнии, и Чарльз Фей переехал в Чикаго, где часто общался со своим другом Томом Уотлингом. Вместе они превращали новые идеи в новые слоты для всех видов игр, и Фей сделал возможным повысить ставки для игроков путем модернизации механизмов старых машин для принятия более высоких номиналов монет. В 1924 году машины могли принять ставку до $2 в виде комбинаций из монет в доллар, полдоллара и двух четвертаков. В 1920-х годах в игровые автоматы была добавлена возможность получения джек-пота. В поздних двадцатых Фей использовал конструкцию из передней панели автомата Колокола Майллса, кожуха от Улучшенного автомата Кайли и барабаны от автомата Дженнингса, чтобы произвести первый автомат принимающий серебряные доллары. Чарльз Фей скончался в 1944 году в возрасте 76 лет, и в то время, как фасады игровых автоматов существенно изменились за их историю, основная конструкция внутреннего механизма осталась практически такая же, какая была использована в Либерти Белл в конце девятнадцатого века.

В 1951 году Соединенные Штаты Америки приняли закон Джонсона, который вынудил закрыть производство игровых автоматов такими производителями как Дженнингс, Пасе, Балли и Майллс. Некоторые из них, как например, Майллс, перебрались в Неваду, где азартные игры разрешены законом, и производство слотов запрету не подлежало. Но и жесткие ограничения продержались недолго. В 1963 году штат Иллинойс тоже отменил свой закон, запрещающий производство игорных устройств, после чего Балли в Чикаго выпустили их знаменитую Мани Хани (Money Honey) слот-машину, в которой были функции множителя трех монет, был применен электромеханический дизайн, а в бункере для монет также использовалось электрическое устройство.
Новый дизайн и функциональность слотов Мани Хани имели бешенную популярность, что практически выставило и Майллс, и Дженнингс из бизнеса. Слоты Балли доминировали на рынке на протяжении многих лет, пока в середине 1980-х не появились новые машины от IGT, где были применены компьютерные технологии, видеоэкраны и генераторы случайных чисел.

Сегодня игровые автоматы могут быть запрограммированы, чтобы предложить десятки различных игр - благо, видеоэкран это позволяет. И могут сделать огромную амплитуду выплат от просто веселых выигрышей в две монеты, до многомиллионных прогрессивных джек-потов в объединенных глобальных сетях. Чарльз Фей наверняка был бы удивлен и горд тем, к чему привело его изобретение, а именно: он стал изобретателем самой популярной разновидности азартных игр в мире - игровых автоматов.

В своё время игровые автоматы (slot machines) очень быстро завоевали признание в игровых центрах и казино всего мира, т.к., в отличие от тех же настольных игр, в слот машинах игрок сам задаёт темп игры, от игроков не требуется никаких специальных умений, а обсолютно всё зависит исключительно от удачи и старушки Фортуны.

Интересно, что первоначально американский термин «slot machine» использовался для обозначения и торговых, и игровых автоматов (slot - это щель для приема монет). И у игровых, и у торговых автоматов (вендинг) эти слоты были идентичными. Но позже термин «слот-машина» закрепился именно за теми автоматами, которые в обмен на монету не предоставляли товара, а давали возможность сыграть в какую-либо игру. Но прогресс не стоит на месте. Сейчас не надо никаких монеток, а игровые автоматы - играть бесплатно в которые можно хоть целые сутки напролёт, доступны всем нам в Интернете.

История игровых автоматов ведет свое начало с 1884-88 гг. (по разным данным), когда американец немецкого происхождения Чарльз Фай (1862-1944) создал свою первую слот-машину в своей автомастерской, которая работала от 5-ти центовых монет. Максимальный выигрыш первого игрового автомата составлял 10 монет по 5 центов - всего полдоллара.

Август Чарльз Фей (1862-1944) был шестнадцатым, последним ребенком в семье сельского учителя из Баварии.
Страсть к механике обнаружилась в мальчике в 14 лет, когда он поступил работником на фабрику по производству фермерского оборудования. Баварские юноши частенько попадали в немецкую армию и, чтобы избежать этой участи, пятнадцатилетний Август решил отправиться в Нью-Джерси.


В 15 лет он покинул родительский дом, унося с собой лишь маленький узелок с провизией да шерстяное одеяло. Перебиваясь случайными заработками, он прошел пешком всю Францию и добрался до берегов туманного Альбиона. За пять лет работы механиком на судостроительных верфях в Лондоне Фей скопил достаточно денег, чтобы отправиться в Америку. Тогда он даже и не подозревал, что ему предстоит прославиться в качестве изобретателя игровых автоматов. Во Франции он задержался, чтобы заработать денег и пересечь Ла-Манш, и еще 5 лет прожил в Лондоне прежде, чем попал в Америку, в Нью-Йорк. Однако холодные северо-восточные зимы погнали юного путешественника в Калифорнию.

В Америке того времени были распространены различные торговые машины-автоматы с прорезями для пятицентовых монет: здесь и родилась идея Фея. В 1885 году Чарльз Фей прибыл в Сан-Франциско. Различные игровые устройства, наводнившие салуны и сигарные лавки Сан-Франциско, не могли не привлечь внимание талантливого механика. В Сан-Франциско Август работал недолгое время механиком. Вскоре у молодого человека обнаружили туберкулез, и врачи прогнозировали скорую гибель, но болезнь удалось погасить. В 25 Август снова вышел на работу. Женившись на калифорнийке, Август взял новое американское имя (Чарльз) и совершенно принял американский образ жизни.

В конце 1890-х годов стали появляться игры, которые сильно похожи на современные слот автоматы. Это были машины с барабанами, на которых были изображены карты или машина с огромным колесом, на которое было нанесено множество цветов. Смысл всех игр сводился к угадыванию карты или цвета, который выпадет после вращения барабанов или колеса.


В 1890-х годах Ч.Фей работает совместно с Теодором Хольтцем и Густавом Шульцем — одним из самых известных в то время производителей игровых автоматов. В 1893 году Шульц создал HORSESHOES — первый 1-барабанный аппарат со счетчиком денежных выигрышей и выплатой наличными. В 1894 Ч.Фей построил аналогичный аппарат, а в 1895 — создал собственный «4-11-44».


Успех этого автомата позволил изобретателю открыть в 1896 году собственную фабрику и полностью посвятить себя разработке новых аппаратов. Здесь были созданы первые покерные автоматы с «падающими картами» и картами, расположенными на 5-ти барабанах.


Первый автомат, созданный в 1894, имел 3 колеса и очень походил на появившийся годом ранее автомат Густава Шульца, известного производителя и оператора слотов. Оставив прежнюю работу, Чарльз основал собственную компанию, которая поначалу занималась производством деталей и запчастей для слотов Шульца.


Год спустя появилась вторая версия слота в исполнении Фея — машина под названием «4-11-44» напоминала популярную лотерею «Полиси». 4-11-44 — популярная комбинация этой лотереи — стала высшей выигрышной ($5.00) комбинацией слота Фея с тремя концентрическими цифровыми зуммерами.


Успех этого устройства был столь значителен, что позволил Фею уже в 1896 г. открыть собственную фабрику по производству подобных аппаратов. Когда в 1898 году вышел указ о легализации аппаратов с выплатой выигрышей наличными, Ч.Фей пытается построить покерный автомат со счетчиком и выплатой денежных выигрышей. Главная трудность состояла в распознавании карт на барабанах и обеспечении возможности принимать и выплачивать выигрыши как монетами, так и специальными жетонами «trade checks», которые обменивались на сигары и напитки. В 1898 году Ч.Фею удается решить эту проблему, правда покер получился несколько «усеченным» — на 3-х барабанах. Автомат назывался CARD BELL — название «bell machine» на многие десятилетия стало нарицательным для всех автоматов с тремя барабанами.


В 1899 г. Чарльз Фей несколько изменил свое детище. Теперь в последнем стал доминировать очень популярный в то время патриотический символ Liberty Bell — «колокольчик свободы», украсивший верхнюю панель автомата.
«Liberty Bell» — слот, который состоит из трех барабанов, на которые нанесены: подкова, звезда, пики, бубны, черви и колокольчик. На дисплее была видна только одна линия из символов. Чтобы делать ставку, нужно просунуть жетон или монету в специальную щель. Чтобы начать игру, нужно дернуть за рычаг. Начнут вращаться барабаны. После остановки барабанов, выпадает комбинация из символов. По таблице выигрышей определятся сумма выигрыша, если выпала оплачиваемая комбинация.


На нижней же разместилась таблица выигрышей, согласно которой максимальная «добыча» — 20 десятицентовых монет (или жетонов) — выплачивалась при выпадении комбинации из трех колокольчиков.


Несколько игровых автоматов конструкции Фея были установлены в питейных заведениях Сан-Франциско. Вместе с первыми «однорукими бандитами» тут же появились и первые азартные игроки.

"… Одним из таких заядлых игроков был молодой индийский бизнесмен, приехавший в Токио по делам. Завтракая в небольшом кафе, он заметил в углу четыре игровых автомата, работающих от одного рычага. Любознательный индиец не устоял перед искушением испытать свое счастье: опустил в каждый из автоматов по монете и нажал на рычаг. Выигрыш составил восемь монет. Так начался беспримерный игровой марафон, длившийся шесть суток с четырьмя трехчасовыми перерывами на еду и сон. За это время он дернул за рычаг 70.000 раз, выиграл в общей сложности 1.500 долларов, которые снова истратил на игру, добавив к ним еще сто долларов из собственных денег. Хотя временами автоматы выплачивали ему значительные суммы, не было случая, (за исключением первой попытки) когда бы выигрыш превысил ставку более чем в полтора раза. Например, опустив двадцать долларов, он получал обратно менее десяти.
По окончании шестидневного безумия индиец возвратился на родину и убедил руководство своей компании вложить средства от экспорта пряностей, фруктов и лекарственных препаратов в импорт американских игровых автоматов. Необычная коммерческая операция принесла фирме колоссальную прибыль и громкий успех..."


Успех изобретателя и его аппарата не давал покоя завистникам, поэтому в 1905 г. в одном из салонов на улице Поуэлл в Сан-Франциско прои¬зошло довольно странное ограбление. Украдены были всего две вещи — фартук бармена и игровой автомат Liberty Bell. Как выяснилось позже, его похитили конкуренты — компания Novelty, отправившая «бандита» прямиком на свою чикагскую фабрику. Используя похищенный автомат как образец, фирма в 1906 г. выпустила собственную модель — Mills Liberty Bell. А вскоре, благодаря тому, что фабрика Чарльза Фея была практически полностью разрушена во время сильного землетрясения в Сан-Франциско в 1906 г., компания-похититель сумела завоевать лидирующее положение на рынке азартных механических средств. И произошло это всего за несколько лет.

С первых дней своего существования игровым устройствам приходилось постоянно отстаивать свое "право на жизнь”. Многочисленные местные и федеральные указы и законы о запрещении игровых автоматов издавались в США каждый год. В результате владельцам автоматов приходилось идти на всяческие уловки. Например, "Liberty Bell”, благодаря добавлению специального устройства, превратился в автомат по продаже жевательной резинки.


Но, кроме того, покупатель, дернув специальную ручку, мог выиграть приз, если при вращении барабанов складывалась выигрышная комбинация. На диски автомата были нанесены новые символы - сливы, апельсины, лимоны, мята, вишни, соответствующие самым популярным вкусам жевательной резинки, а также изображения этикеток с упаковок (BAR). Теперь максимальный выигрыш выплачивался при получении комбинации из трех этикеток, а традиционный колокольчик (bell) переместился на вторую строчку в таблице выигрышей. Такие автоматы стали называть fruit-machines. Ухищрение с фруктами увеличило продажи (автоматы стали ставить в магазинах, общественных местах и т.п. — где не дозволялись карты).


С тех пор эти картинки присутствуют на барабанах современных игровых автоматов практически без изменений. Только яркая этикетка превратилась в простой прямоугольник с надписью BAR. За десятилетия эти символы стали своеобразным международным языком - игрокам всего мира известно, что лимон означает проигрыш, три апельсина - выигрыш 10 монет, а три BAR - "Джекпот”.

Несмотря на то, что игральные автоматы были запрещены в Калифорнии, Фай продолжал их производить незаконно, за что и был арестован и оштрафован.

А Игровые Автоматы набирали все большие обороты - на их популярности не сказалась даже Великая депрессия!


Первый электрический игровой автомат "Jackpot Bell”, в котором колесный механизм приводился в движение с помощью электромотора, был разработан компанией "Jennings” в 1930 году. В 1966 году фирма "Bally” представила автомат, оборудованный системой автоматической выплаты выигрыша - монетки сыпались в специальный поддон. До 1966 выигрыш выплачивали хозяева заведений, в которых располагались автоматы.


Механическая слот машина Чарли Августа использовалась более 60 лет.


В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигрантом из Баварии, которого звали Чарльз (по другими данным Август) Фей. Механик и квалифицированный слесарь, Фей разработал конструкцию, принципы которой используется и сейчас: набор колес с множеством различных символов на них и выплаты, которые производятся при выпадении определенных комбинаций символов.

Чарльз Фэй, вероятно, и не подозревал, что изобретённый им в 1895 году игровой автомат "Колокол свободы" десятилетия спустя приобретёт такую бешеную популярность в . Конечно, с тех пор игровой автомат претерпел множество изменений и нововведений, и одним из самых примечательных и популярных усовершенствований изобретения Фэя стал видео слот.

Колеса на этих первых игровых автоматах были украшены знакомыми мастями карт из обычной карточной колоды: черви, пики, бубны и крести — вместе с некоторыми другими символами, включая подковы, звезды, колокола. Большое вознаграждение на игровых автоматах Фея случалось, когда выпадали три колокола или других символа в ряд. Его изобретение поэтому еще называли «Колоколом свободы» или "звонящей машиной". Это название прочно приклеилось, и так впоследствии стали называть все .
Вскоре игровые автоматы Фея распространились по всей стране и устанавливались главным образом в салунах и бильярдных. В 1912 году штат Невада легализовал эти машины как форму торговых автоматов, при условии, что они не выплачивали вознаграждение наличными. Это положило начало периоду, в течение которого игровые автоматы выплачивали победителям выигрыш жевательной резинкой и другими товарами. Значки на барабанах представляли собой различные фрукты, которые соответствовали разными видам жевательной резинки, причем некоторые из этих символов используются и по сей день, И во многих местах слот-автоматы все еще иногда называют "фруктовыми автоматами", а вознаграждение при выпадении трех вишен на многих современных игровых автоматах является следствием первоначального проекта.
Оригинал первого игрового автомата до сих пор можно увидеть в ресторане «Колокол свободы» города Рино, штат Невада, США. К другим достижениям Чарльза Фэя относятся игровые автоматы Draw Power, 3 Spinde и Клондайк. В 1901 году Чарльз Фей изобрел автомат для игры в покер. Также к его изобретениям относится и разделитель, который использовался для «Колокола свободы». Отверстие в середине позволяло контрольному устройству отличить поддельные монеты и жетоны от настоящих. Фэй также первым догадался сдавать свои автоматы в аренду питейным заведениям на условиях деления прибыли 50 на 50.

Первые игровые автоматы принимали монеты, но не могли выплачивать выигрыши, поэтому их выдавал сам хозяин. Уже в 1888 году в Соединенных Штатах Америки был организован серийный выпуск игровых автоматов с накопительной системой Джек-пот. Первый Джек-пот зависел от веса монет, то есть когда их набиралось много, перегородка не выдерживала тяжести, и все они сыпались из накопителя. Но данная модель не получила повсеместного распространения, так как самые ловкие сразу догадались, что стоит лишь посильнее стукнуть по автомату, и монеты вывалятся.
Это был золотой век промышленности, и в Америке можно было быть уверенным, что другие последуют примеру и разработают более сложные и новые варианты основной конструкции. И действительно, конкуренты не заставили себя ждать — они быстро зарегистрировали образцы игровых автоматов своей собственной конструкции. Несмотря на то, что все они использовали один и тот же базовый формат, колеса увеличивались в размере, т.к. были добавлены другие символы, и стало возможным большее количество вариантов выплат.
Желание сорвать породило новый интересный персонаж: профессиональный игрок на автоматах. Первые автоматы, конструкции которых основывались на классических проектах Фея и Миллса, были относительно простыми механизмами. Каждое колесо останавливалось на символе через несколько секунд после того, как дёргали рычаг.
Эта конструкция делала игру более или менее случайной, но также она давала возможность точно вычислить, насколько удачен или неудачен результат. Если Вы играли на игровом автомате с четырьмя колёсами, на каждом из которых было по 25 символов и только один из них обозначал джекпот, шансы на выигрыш были (1/25) в четвёртой степени или один шанс к 390625.
Игроки ждали, пока выигрыш не вырастал до суммы не менее 390625 монет. Тогда они приходили в казино с друзьями и брали с собой больше денег, чтобы играть и занимали все автоматы, связанные с этим джекпотом и играли до тех пор, пока кто-нибудь из них не выигрывал.
Это было рискованным делом, потому что никаких гарантий на выигрыш у них не было. Следующее большое преобразование в конструкции игровых автоматов — компьютерный чип -оставило этих парней не у дел.


Возможность выпадения джекпота легко просчитывалась только на старых автоматах. Зная количество символов на каждом колесе и, допуская в равной степени выпадение каждого из них, расчёт был прост. Они ждали, пока джекпот не вырастет до магического числа, затем они захватывали игровые автоматы и играли — будь проклят сон — до тех пор, пока не выигрывали.
Современные слоты — совсем другое дело. Теперь они управляются не крутящимися наугад механическими колёсами, а компьютерными чипами, в которых применяются так называемые генераторы случайных чисел.
В автомате, перед которым Вы находитесь, может быть 25 символов и пробелов на каждом из четырёх колёс, но выпадение каждого символа не в равной степени вероятно. Символ джекпота может быть введён в программное обеспечение с вероятностью выпадения с любой частотностью, которую устанавливает производитель. Сейчас вероятность выпадения джекпота, возможно, не один шанс из 390625, но один шанс к любому количеству — и Вы не догадаетесь, какой номер выпадет, до тех пор, пока Вы не нажмёте кнопку. Фактически, вероятность выпадения одного из этих огромных джекпотов обычно равна нескольким миллионам к одному.
Современным слотам больше не нужно 25 символов на каждом колесе. На многих из них только 12 или около того, а в новейших игровых автоматах колёса даже не используются. Вместо них в видео — игровых автоматах есть экран, на котором компьютер располагает символы. Но разгадка современных слотов всё та же: секрет в компьютерном чипе, который определяет, какой символ выпадет на каждом колесе или остановится в окошке выплат на мониторе.


Компания Bally Manufacturing в 1964 выпускает автомат «Money Honey», имеющий целый ряд существенных отличий от своих предшественников. Во-первых, внутренности автомата были теперь напичканы не пружинами, а электроникой, во-вторых, появилось звуковое оформление, подсветка, возможность делать ставки различными монетами и специальный накопитель монет для выплаты призов.
В 1975 году Уолт Фрэйли (Walt Fraley) изобретает видеоигру «Fortune Coin», которая стала популярной далеко не сразу. Игроки отнеслись к новой технологии с большим скептицизмом, доверяя настоящим вращающимся барабанам широко распространенных слотов значительно больше, чем виртуальным барабанам новой игры.
Увидев потенциал видео-слотов и поняв их преимущества, компания International Game Technology (IGT) в 1976 приобретает фирму-производителя игры «Fortune Coin» и использует эту технологию для вывода на рынок целой линейки новых игр. Эта компания — второй по размерам производитель игровых автоматов и специализируется на видео-слотах.
Именно изобретение в 1979 году видео-покера вызвало рост популярности видео-слотов. Игроки быстро привыкли к автоматам с видео-покером, и производители вывели на рынок первую волну видео-слотов.

С самого начала восьмидесятых годов производители слот-машин постоянно добавляли в свои видео-слоты различные возбуждающие новации: объединение Джек-потов в пределах штата, а затем и страны в целом, в общий прогрессивный Джек-пот и бонусные игры. Объединяя автоматы в сети, казино получили возможность накапливать многомиллионные Джек-поты, которые быстро увеличиваются в размерах и часто разыгрываются. Сегодня очень сложно найти видео-слот без какой бы то ни было бонусной игры.
Безусловными столицами современных игровых автоматов считаются Лас-Вегас (США) и Мельбурн (Австралия). В этих городах азартных игр, игрокам можно выбирать между десятками тысяч вариантов самых разнообразных игровых автоматов.
В настоящее время многие люди играют в слоты просто для развлечения, напрмиер вместо просмотра телевизора после рабочего дня. С тех пор, как, появился первый игровой автомат уже прошло много лет, но эта индустрия продолжает постоянно развиваться и становится всё более популярной среди игроков по всему миру.
Хотя, как гласит старинный закон: в игровом бизнесе репутация, пожалуй, гораздо дороже, чем в каком-либо другом. Однако ни профессиональная этика, ни усовершенствование игровых автоматов не помогут людям, у которых увлечение игрой переросло в тяжелую болезнь — игровую зависимость.
Любой из российских телезрителей хотя бы раз видел на телеканале НТВ передачу «Своя игра», в которой эрудированные и очень быстро соображающие участники зарабатывают деньги, отвечая на р...

Многим москвичам 1971 год запомнился грандиозной выставкой «Аттракцион-71». Десятки крупнейших мировых производителей привезли в наш город и разместили в Измайловском парке и Парке Горького свои карусели и игровые автоматы. Успех этих аттракционов был настолько ошеломляющим, что этот год можно назвать годом появления в стране новой - игровой - индустрии.

Морской бой

Любой, кто играл в «Морской бой», знает: если повернуть перископ влево или вправо до упора, дождаться, пока из-за ширмы покажется корабль, и стрельнуть - это гарантированное попадание. Вот только ждать очень скучно.

Да и призовая игра - всего три дополнительных выстрела. Гораздо круче попробовать сбить корабли посередине экрана.

Отстрелявшись, пересчитываешь «пятнашки» в кармане и оглядываешься в поисках другого автомата. Старшие ребята предпочитают проводить время у «Футбола» или «Баскетбола», а также возле электронных «Городов», «Тенниса» и стрелялок «Зимняя охота», «Ни пуха ни пера». Совсем малыши кайфуют на автоматах-качалках: «Самолет», «Дельфин» «Зебра», «Трактор». Они, кстати, дешевле - по 10 копеек. А вот и свободные - «Скачки», «Автокран» и «Снайпер».

Выбираем последнее...

Плагиат

Одноэтажное здание «Союзаттракциона», созданного сразу после известной выставки - в 1972 году, - располагалось на улице Рылеева, 25 (ныне Гагаринский переулок). В обязанности этой конторы входили сбор заявок на качели-карусели и игровые автоматы со всего Союза, их получение и отгрузка заявителям.

Начинали не на голом месте - все аттракционы и игровые аппараты, привезенные на выставку 1971 года, были выкуплены, разобраны до винтика в конструкторских бюро, а затем инженеры подробно расчертили их схемы на ватманах.

А дизайнеры адаптировали их под менталитет наших людей, строго руководствуясь директивой Минкульта СССР, которая предписывала, что «игровые автоматы должны у советских людей развивать скорость реакции, внимание, мелкую моторику, быть разноплановыми и для различных возрастных групп». Никто из западных производителей игровых автоматов качать свои авторские права в СССР не захотел - Карибский кризис был еще в памяти.

Так, прототипами «Морского боя» стали американский Sea Raider. У США позаимствовали также «Футбол», «Баскетбол», «Астропилот», у японцев приватизировали идею игры «Кран» и так далее. Как говорится, «с миру по нитке» - и страна стала обрастать комнатами игровых аттракционов, которые появлялись сначала при парках и кинотеатрах, а затем - во дворцах культуры, в пионерлагерях и так далее.

В ведение «Союзаттракциона» входило и размещение заказов на изготовление игровых автоматов. Занимались этим делом, как правило, на оборонных предприятиях - там имелись и специалисты по электронике, и производственные возможности. А задействованы в процессе создания аппаратов были предприятия всех союзных республик страны.

Стреляй быстрее!

В «Снайпере» игра идет на время. На 20 выстрелов дается всего 1 минута. Опоздал - проиграл. А чтобы получить призовую игру, необходимо поразить за это время все 20 мишеней 20 выстрелами. С первого раза такое не удается никогда - поэтому, чтобы достичь определенного мастерства, требовалось потратить на тренировку меткости не один рубль.

А прелесть игрового автомата заключалась в том, что в подставку ружья был встроен электромагнит, имитирующий отдачу.

А вот в «Скачки» одновременно могли играть от трех до шести человек. Или, если ты один, соревнуешься с компьютером. Это потом, когда мы выросли, выяснилось, что экран-то на игре был черно-белый: к нему приклеивались цветные полоски, которые и раскрашивали беговые дорожки, соответствующие цвету кнопок.


В зале игровых автоматов Парка Горького всегда было многолюдно. Фото 1986 года

Черный нал

Игровые автоматы стоили недешево - некоторые по 2–3 тысячи рублей. Но с учетом их популярности окупаемость была фантастическая. И не та страна была СССР, чтобы здесь обошлось без плановой экономики. На каждый автомат накладывался план - от 6 до 8 рублей в день. И если вдруг в будни какой-то аппарат мог не собрать столько денег, то уж в выходные, когда люди ходили в кино, отдыхали в парках, он «план перевыполнял» многократно. Как следствие, переизбыток собранных денег спокойно перетекал в карманы «смотрящих» за аппаратами.

Не бедствовали и в «Союзаттракционе», руководство которого решило, что невостребованные автоматы ни в коем случае не должны пылиться без дела на складах и их нужно непременно запустить в работу. Необязательно в Москве - можно договориться с другими регионами и сдать казенные механизмы как бы в аренду.

Раз в месяц кто-то из «Союзаттракциона» отправлялся туда, где был установлен автомат, и забирал вырученные деньги.

Надо сказать, жили сотрудники этой конторы не просто безбедно, а на широкую ногу. Ровно до тех пор, правда, пока их махинациями не заинтересовался ОБХСС (то есть отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Разразился громкий скандал, который привел к полной ликвидации организации. Руководство игровым бизнесом было передано организации «Союзтетрпром», но в принципе ничего не изменилось.

Слишком серьезным был бизнес, в котором крутилось огромное количество неучтенных денег. А грянувшая в стране перестройка даже помогла его развитию: некоторые предприятия и производственные кооперативы, которые оказались в свободном плавании, стали сами делать игровые автоматы на основе всевозможных электронных платформ. Так появились любимые многими «Теннис», «Тетрис», «Викторина» и другие.

А в середине 90-х этот бизнес стал постепенно угасать.

Сколько весят 15 копеек

Отечественный игровой автомат было трудно обмануть - разработчики предусмотрели несколько степеней защиты. Монета (для детских автоматов - 10 копеек, для всех остальных - 15) сначала проходила первый уровень проверки - на вертикальный и горизонтальный размер. Затем второй уровень - по весу и скорости прохождения к монетоприемнику.

Кроме того, существовал еще и специальный магнит, который притягивал к себе имитаторы «пятнашек».

Сам монетоприемник был рассчитан на 700 монет и пломбировался. Так что за сохранность накопленных денег можно было не беспокоиться. Кстати, аппараты по продаже газированной воды с сиропом (3 копейки) и без сиропа (1 копейка) конструировались по такому же принципу.

После распада СССР канули в лету и аппараты по продаже газировки, а затем и на смену столь любимым у советских людей игровым автоматам пришли меркантильные «однорукие бандиты». Реанимировать этот бизнес советских игровых автоматов не представляется возможным по причине того, что оборонные предприятия, на которых делали игровые автоматы, уже давно приватизированы и переориентированы, парк аттракционов устарел, а запчастей на замену изношенных нигде не достать. А еще появились приставки для телевизоров, а затем и домашние компьютеры.

На Бауманскую, 11, завезли автомат из 90-х.

А спрос остался

Сейчас тех, кто занимается игровыми автоматами советской эпохи, можно пересчитать по пальцам одной руки - пять компаний. Четыре из них приобретают автоматы, ремонтируют и перепродают. Покупатели на них есть всегда.

Многие небедные россияне приобретают такие автоматы для своих дач и резиденций - своеобразная форма ностальгии.

Еще один игрок - Музей советских игровых автоматов. У музея два отделения - в Москве и Санкт-Петербурге (еще один, располагавшийся в Казани, был недавно закрыт по причине нерентабельности). Руководят музеем ребята, увлеченные и легкие на подъем, они все время находятся в поиске - автоматов, разумеется.

Кстати, сами же их ремонтируют и обслуживают. А еще постоянно пополняют свою коллекцию.

Например, недавно где-то нашли эксклюзив - игровой автомат «Астропилот»: весьма редкий, поскольку он из первой волны автоматов, производство которых прекращено где-то в 1982–1983 годах.

А еще у них появилась «Память» - очень крутой автомат, который в свое время был выпущен маленькой партией.

Ищут ребята экспонаты для пополнения своей коллекции не только в России, но и за границей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов:

Специалистов, которые могут починить игровые автоматы советского периода, не так много. Есть умельцы, которые переделывают автоматы, напихают туда всего современного. Но это уже не оригинальная история. А спрос на игровые автоматы есть. Есть люди, которые покупают себе автоматы для загородного дома - гостей удивить. Такие есть и будут всегда.

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

На ВДНХ прошла XX выставка РАППА-2018, которая собрала почти две сотни крупнейших представителей развлекательной индустрии со всего мира. Были в том числе и те, кто производит игровые автоматы.

Как убедился корреспондент «Вечерки», практически все представленные аппараты - модификация автоматов «Кран» и «Зонд». По словам специалистов, сегодня тех, кто играет в них, уже мало волнует сам процесс игры (это относится и к детям), они хотят результата в виде какого-либо приза. И чем он более дорогостоящий и внушительный, тем больше шансов, что игровой автомат не будет простаивать без дела. Сейчас даже разработаны специальные автоматы для супермаркетов, где в качестве приза человек может вытащить, к примеру, упаковку сосисок, палку колбасы, шоколадку или даже комплект нижнего белья.

Мало того что старые советские аппараты сегодня непопулярны, - говорит один из производителей игровых аппаратов Константин Шерстюк, - они еще и технически несовершенны, потребляют много энергии, часто ломаются и нерентабельны. Средняя цена - 70 тысяч рублей современных «Хватайки», «Крюка», «Краболова» и других, и окупаются они за 2–3 месяца, иногда и раньше. Все зависит от того, где вы его поставите. Главное, чтобы место было многолюдное. По такому же принципу работают вендинговые автоматы.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

МОРСКОЙ БОЙ

Один из самых первых автоматов (выпускался с 1973 года) имитировал торпедную атаку с подвод ной лодки по кораблям. За одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получает право еще на три бесплатных пуска.

СНАЙПЕР

Электронный тир. В течение одной минуты игроку нужно поразить 20 недвижимых мишеней. При 20 попаданиях игроку полагается призовая игра.

БАСКЕТБОЛ

Механический автомат для двух игроков. За три минуты нужно, нажимая на кнопки, забросить как можно больше мячей в корзину противника. Игровое поле было накрыто прозрачным куполом. При счете 30:30 полагалась призовая игра.

МАГИСТРАЛЬ

Имитация езды на трассе. Возможно было играть в нескольких режимах, в том числе «ночной» и «мокрая дорога». Кстати, именно на базе «Магистрали» были разработаны такие автоматы, как «Авторалли» и «Обгон».

КРАН (ЗОНД)

Управляя механической рукой, надо было достать из прозрачного корпуса автомата приз - приглянувшуюся игрушку, жвачку, шоколадку. Иногда в качестве приза в автомат выкладывались небольшие бутылочки коньяка.

Игровые автоматы — неотъемлемый атрибут сферы азартных игр. Слот-машины приносят казино миллионные прибыли, а любители испытать удачу с их помощью погружаются в мир азарта и крупных джекпотов.

Современные игровые автоматы похожи на многофункциональных роботов, но такими они были далеко не всегда. Давайте обратимся к истории, которая поведает нам о происхождении важного механизма в работе большинства казино.

Американский старт

Дикий Запад США стал местом появления первой слот-машины (слот — проем для монет). В 1895 году любитель механики Чарльз Фей в своей автомастерской Сан-Франциско изобрел первый прототип игрового автомата «Liberty Bell» («Колокол Свободы»). Для его работы требовалась монета в 5 центов. Максимальный выигрыш — 10 5-центовых монет.

Устройство машины было весьма примитивным: 3 диска с символами начинали вращаться с разной скоростью от резкого движения рукоятки. Выпадение трех одинаковых картинок обозначало максимальный выигрыш в 0,5 доллара.

На первых порах автомат не мог сам выдавать монеты победителю, это делал владелец заведения. Фей договорился с бильярдными о размещении в их залах своего изобретения за 50% от валового дохода заведений.

Спустя год Чарльз открыл собственный завод по изготовлению слот-машин, которые начали носить название «однорукий бандит» из-за рукоятки. Постепенно их можно было увидеть в большинстве питейных города. Этот успех позволил еще недавно простому механику стать долларовым миллионером.

«Колокол Свободы» Фея считают родоначальником большинства игровых автоматов будущего.

Оригинальный автомат «Колокол Свободы» сохранился до наших дней. Сегодня к нему можно дотронуться в одноименном ресторане города Рино, штат Невада.

Проблемы с игорным законодательством и дальнейшее развитие

К 1897 году, когда власти запустили программу по борьбе с «одноруким бандитом», его популярности не было предела. Игорное законодательство Калифорнии запрещало игровые автоматы из-за неуплаты налоговых сборов. Разработчики решили обойти ситуацию с законом оригинальным путем — создали автоматы, где за выигрыш выдавались жевательные резинки.

Каждая картинка на барабане (вишня, слива, груша или «бар») обозначали вкус жвачки. С тех пор такие автоматы начали называть «fruit machine». Их можно встретить и сегодня в некоторых развлекательных клубах Великобритании.

Кстати, с того времени обозначения на барабане практически не претерпели изменений — современные игровые автоматы также имеют такие символы с небольшими видоизменениями.

Постепенно понимание выгоды пришло к представителям власти, которые специальными законами легализовали игорную сферу и слот-машины. К 1910 году игровые автоматы массово распространились по большей части США.

Развитие технологий и слот-машины

Вместе с развитием науки совершенствовались игровые автоматы. В 1930 году компания «Jennings» создала первый игровой автомат на электромоторе. Но особого признания эта разработка не получила, большинство игроков продолжали испытывать удачу на «одноруком бандите» Фея. Его популярность длилась более 60 лет, пока «Bally Manufacturing» в 1964 году не представила миру автомат на основе электроники «Money Honey».

Механизм изобретения имел:

  • звуковое сопровождение;
  • подсветку;
  • слот для монет разного номинала;
  • накопитель для выплат.

В 1975 году Уолтом Фрэйли была разработана видеоигра «Fortune Coin». Поначалу к новшеству отнеслись с опаской и скептицизмом. Но, увидев потенциал видеослотов, игроки постепенно начали менять свое отношение.

Перспективу отрасли сразу оценили руководители International Game Technology (IGT). Спустя год после выхода новинки они купили права на игру вместе с компанией-разработчиком. «Fortune Coin» стала основой для создания абсолютно новой линейки игр.

С 1979 года стартовало массовое производство слотов для американских казино. IGT вышли на передовые позиции в сфере разработки, продвижения и популяризации видеоигр. Это было возможным благодаря нескольким факторам:

  • широкие лимиты ставок;
  • повсеместная доступность слот-машин;
  • высокие выплаты.

Изобретение сенсора способствовало еще большему развитию игровых автоматов. Массовость игры позволяла владельцам устанавливать крупные джекпоты, привлекая еще больше клиентов.

Постепенно к азарту приобщались граждане крупных городов. К 2005 году в России уже функционировали около 400 тысяч игровых автоматов, а суммарный оборот азартной сферы достиг отметки в 6 млрд. долларов. С октября 2006 года в России началось планомерное регулирование развития игорного бизнеса.

Заключение

Сегодня игровые автоматы замыкают лидирующую тройку (после наземных казино и лотерей) в структуре доходов от глобальной сферы азарта с показателем 23,6%. В денежном эквиваленте он равен 80,4 млрд. долларов.

Играть в игровые автоматы предпочитают многие азартные люди. Есть все основания прогнозировать дальнейшее увеличение доли рынка игровых автоматов в мире наряду с огромным разнообразием видеослотов.