Фонвизин биография кратко самое важное. Основные вехи в жизни Дениса Фонвизина

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

Денис Иванович Фонвизин

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.

Денис Иванович Фонвизин родился 3-го апреля1745 года. С.Б. Рассадин в своей работе о Фонвизине писал: «Это безыскусное начало ничем не хуже других, и я ничего бы не имел против того, чтобы так и открыть книгу. Смущает, однако, несколько обстоятельств. Во-первых, в этой фразе несомненно лишь то, что - родился. И что звать Денисом Ивановичем, не иначе. Дата рождения в точности неизвестна. С фамилией тоже неясности.»

«О многих людях восемнaдцaтого столетия сведения тaк же неполны: точнaя дaтa смерти, дaтa рождения неяснa. И, если угодно, есть в этом некaя символикa - приходили из небытия, из тьмы, из ничтожествa, чтобы остaвить о себе память, злую или добрую.»

У нашего героя не очень понятно как писать его фамилию. Кaк только не писaли ее предки Фонвизина, его современники и дaже потомки: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Визен, Фaн-Визин, встречaем дaже: "господин Визин", "monsieur Visen".

Появилaсь этa фaмилия нa Руси тaк. При Иване Грозном нa Ливонской войне пленен был рыцaрь-меченосец Фон-Визин "Петр бaрон сын Володимиров" с сыном Денисом - вот откудa имя сочинителя "Недоросля". Сей Денис окaзaлся хрaбрым воякой - уже зa русскую землю; первым из Ромaновых, Михaилом, былa дaровaнa ему грaмотa в том, что он, Денис, "помня Богa и Пречистую Богородицу, и прaвослaвную Христиaнскую веру и нaше крестное целовaние, с нaми, Великим Госудaрем, в осaде сидел… нa Москве против Королевичa Влaдислaвa и Польских и Литовских, и Немецких людей и Черкaс стоял крепко и мужественно, и нa боях и нa приступaх бился, не щaдя головы своей, и ни нa кaкие Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и прaвду к нaм и ко всему Московскому госудaрству покaзaл и, будучи в осaде, во всем оскудение и нужду терпел". Отец Дениса отличался вспыльчивостью, властностью и был человеком строгих правил. То был человек, подобных которому в любой век именуют людьми стaрого зaкaлa, ибо простотa и прямотa, доходящaя до прямолинейности, кaждому новому поколению кaжутся преимущественным достоянием прежнего. Ивaн Андреевич, не будучи хорошо обрaзовaн, отличaлся примерной честностью и, состоя нa службе, презирaл взятки, взяточников и взяткодaтелей.

"Госудaрь мой! - говорил он, когдa его подвергaли искушению. - Сaхaрнaя головa не есть резон для обвинения вaшего соперникa: извольте ее отнести нaзaд, a принесите зaконное докaзaтельство вaшего прaвa!" Служебный путь Ивaнa Андреевичa тaкже был довольно обычен. Отслужив в московском дрaгунском "шквaдроне" и получив чин мaйорa (стaрик Гринев кончил службу премьер-мaйором), он пятнaдцaть лет пробыл в Ревизион-коллегии и вышел в отстaвку стaтским советником, после чего жил в Москве, в собственном доме возле Сретенских ворот.

В прямой его жизни был только один весьмa стрaнный поступок, впрочем объясненный сыном в сaмом выгодном свете:

"Ничто не докaзывaет тaк великодушного чувствовaния отцa моего, кaк поступок его с родным брaтом его. Сей последний вошел в долги, по состоянию своему неоплaтные. Не было уже никaкой нaдежды к извлечению его из погибели. Отец мой был тогдa в цветущей своей юности. Однa вдовa, стaрухa близ семидесяти лет, влюбилaся в него и обещaлa, ежели нa ней женится, искупить имением своим брaтa его. Отец мой, по единому подвигу брaтской любви, не поколебaлся жертвовaть ему собою: женился нa той стaрухе, будучи сaм осьмнaдцaти лет". Во втором брaке Ивaн Андреевич был женaт нa Екaтерине Вaсильевне Дмитриевой-Мaмоновой (о ней сын вспоминaет и вовсе с несдержaнной торжественностью aкaфистa: "…женa добродетельнaя, мaть чaдолюбивaя, хозяйкa блaгорaзумнaя и госпожa великодушнaя"

"Не зaбудь Фон-Визинa писaть Фонвизин, - внушaл Пушкин брaту Льву. - Что он зa нехрист? Он русский, из перерусских русский". Но сaм своему совету не последовaл и, может быть убежденный Вяземским, продолжaл сохрaнять "немецкий" дефис. С 10 лет поступил в новооткрытую гимназию в Москве. Учился Фонвизин прилежно, хотя в последствии скептически отзывался о учебе. Отправился в Петербург, где увлекся театром. Гимназия дала ему знание трех языков. Сержaнт лейб-гвaрдии Семеновского полкa своим звaнием дорожил не слишком: "…кaк желaние мое было горaздо более учиться, нежели ходить в кaрaулы нa съезжую, то уклонялся я сколько мог от действительной службы". И весной 1762 годa, вместо того чтобы явиться в полк, произведен был из гимнaзистов в студенты.

Впрочем, и учиться дaльше не тянуло. "По счaстию моему, двор прибыл в Москву, и тогдaшний вице-кaнцлер взял меня в инострaнную коллегию переводчиком кaпитaн-поручичья чинa, чем я был доволен". Он начал служить при А. Голицыне, вице-канцлере. На троне тогда уже правила Екатерина Великая. Чуть позже появляется у Фонвизина новое место службы и новый начальник ― И. П. Елагин, вице-президент главной дворцовой канцелярии.

Фонвизин начинает сочинять. Он переводит французскую комедию «Сидней» (автор Грессе). Фонвизин дает ей новое название ―«Корион». В 1765 году Фонвизин поступает на службу к Н.И. Панину и становится секретарем. В руках Панина была в то время все русская политика (Панин - воспитатель наследника Павла, будущего правителя России). Отношения между Паниным и Фонвизиным были необычайно доверительными. Известно, что они вместе писали проект российской Конституции. Они надеялись, что когда Павел начнет править, самодержавная монархия сменится на конституционную. В 1777 году Фонвизин вместе с женой отправляется в путешествие по Европе. (В основном семья жила во Франции). Существует множество догадок причин отъезда Фонвизина из России. Некоторые были убеждены, что поводом была болезнь жены.

Один из создателей русского театра по праву можно считать А.П. Суморокова.

Указом Елизаветы Петровны в 1756 году, А.П. Сумароков стал директором первого постоянного публичного русского театра. Он писал трагедии, но в его репертуаре можно встретить и комедии. Сумарокова можно считать не только практиком, но и теоретиком. Он учил, как нужно писать комедию. Сюжеты Сумароков брал из французских и итальянских комедий. Главный герой его комедии «Тресотиниус» был взят из комедии Мольера. (Тресатен - трижды дурак) Сюжет комедии довольно прост. Мы наблюдаем за молодой парой, которая не может соединится, за слугами, которые помогают молодым. Все заканчивается счастливо. История была понятна русскому зрителю.

В комедии Сумарокова есть герой, которого зовут Аронт и есть служитель, судебный, который приходит подписать брачный контракт, что в русском быту не было понятно и принято.

Комедии также писала и Екатерина Великая. Первая же комедия Фонвизина - «Корион» также имела незамысловатый сюжет. Имена в комедии были нерусские. Главный конфликт в комедии - любовный. Корион покинул Зиновию, от горя выпивает яд, но Андрей, слуга, подменил яд водой. Минандр приводит на сцену Зиновию. В конце комедии счастливые любовники торжествуют. К сожалению, комедию никто сейчас не ставит.

Существует мнение, что Фонвизин покидает Россию, потому что бросил острое слово в адрес Потемкину, фавориту Екатерины.

Он пишет письма сестре, брату Панина. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность. Вяземский в биографии нашего героя рассказывает читателю, что Фонвизин в своих письмах отличался некой предвзятостью. «Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие" . Но ему нравилась кухня, театр. Эти письма трудно читать, потому что язык XVIII века для нас не так прост. В 1783 году Панин теряет свою должность.

Заглавие - это военный чин между полковником и генерал-майором - это пятый класс. Чин был упразднен при Павле.

Существует мнение, что упразднение данного чина связано именно с тем, что Фонвизин в своей комедии высмеял бригадира. До сих пор остается неясным вопрос, почему пьеса имеет такое название. Главный герой - старший по чину, он глава одной из двух семей, но необходимо различать главного и заглавного героя. Произведение называется именем заглавного героя, но впоследствии он не станет главным. Источник смешного в комедии - это характеры лиц.

Сюжет произведения прост. За Иванушку сватают Софью. Он очень умная девушка. Сама она любит бедного дворянина Добролюбова. Небедного дворянина, который ведет тяжбу. Он должен доказывать право на наследство. Пьеса начинается «так ежели бог благословит, то в 26 число быть свадьбе.» Впервые на сцене появляется среднепоместный быт. Это первая комедия в наших нравах. Конфликт заключается в том,что умной девушке навязывают глупого жениха. Иванушка недавно был в Париже и полон призрения ко всему русскому. Всякий кто был в Париже, становился больше француз, нежели русский. Речь Ивана пестрит французскими словами. Единственный человек, с кем он находит общий язык ― это советница. Она сходит с ума от любовных романов. В этом произведении все строится на череде влюбленностей. Можно увидеть довольно любопытную череду, ряд влюбленных пар: советник влюблен в бригадиршу, бригадир в советницу, Иванушка в советницу и т.д. В конце произведения все встает на свои места. Бригадир со своей семьей уезжает. Добролюбов выигрывает дело, и счастливые молодые наконец-то могут быть вместе. Автор высказывает свое мнение про галломанию, поклонению всему французскому. С помощью своего произведения автор показывает читателю протест против увлечения иноземным. Проблема воспитания - одна из главных проблем. Иванушка говорит, что молодой человек подобен воску, и сам признается, что своей любовью ко всему французскому обязан кучеру. Еще одна проблема - это проблема, связанная с судебными делами тяжбами. (В тексте упоминается Синайский указ).

Вольнодумство религиозное вольномыслие - еще одна проблема. Катерина Великая и сама была нестрогой в религиозном отношении. Основная тема произведение состоит в том, что человек не должен уподобляться скоту. Нельзя лишать себя души и разума. В этой комедии уже появляются каламбуры и человеческие диалоги. «Бригадир» уже отклонения от классической комедии.

В1773 году Павел I женится. Панин постепенно начинает терять свое внимание. В отставку подает и Фонвизин. Он начинает сотрудничать в разных журналах. Вступает с императрицей в полемики «Собеседник любителей русского слова».

Он едко говорит о нравах российского света. К сожалению, Фонвизин был человеком некрепкого здоровья. В1785 году его разбил почти полный паралич. Он решает написать еще одно произведение « Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Нужно четко осознавать, что это произведение писал человек уже разбитый морально. Фонвизин умирает 1-го декабря 1792 года. Екатерина Великая еще 4 года будет царствовать, а через 2 ли 3 года появится на свет еще один великий писатель - Грибоедов.

1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000

3. История русской литературы XVIII века: учебник для вузов / Павел Александрович Орлов. - Москва: Высшая школа, 1991.

1. Найти подробную информацию о биографии Фонвизина.

2. Найти и ознакомиться с интересными фактами из жизни писателя.

3. Написать сочинение-миниатюра: «Фонвизин и его вклад в русскую литературу».

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.

С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

Начало творческого пути

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера , Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II .

Государственная служба. Зрелое творчество

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

Болезнь. Последние годы

С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.

В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Тест по биографии

Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина.

Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.

Юный Денис учился сначала в гимназии, образованной при Московском университете, а после этого на факультете философии в самом университете. Еще в годы студенчества его небольшие произведения стали печатать в московских журналах. Кроме того, Фонвизин занимался переводами литературных произведений зарубежных писателей.

После окончания университета Фонвизин отправился в Петербург, где начать работать в Коллегии иностранных дел на должности переводчика. В течении его работы переводчиком, писатель не переставал создавать произведения, которые в основном были написаны в форме сатирических комедий, поскольку ему был очень интересен театр.

Под конец жизни писатель начал серьезно болеть. Однако независимо от проблем со здоровьем, он продолжал творить. В это время Фонвизин начал работу над автобиографией. Д.И. Фонвизин ушел из жизни в 1792 году, оставив после себя наследие русской литературы.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

  • Александр III

    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

Денис Иванович Фонвизин, знаменитый русский писатель, яркий представитель литературной эпохи Екатерины II , родился 3 апреля 1745 года в Москве. Он происходил из старинного немецкого дворянского рода, который при Иване Грозном выехал из Лифляндии (барон Петр фон Висин; фамилия эта писалась еще в середине XIX в. раздельно: фон Визин, и лишь позже установилось слитное написание). До 10-летнего возраста Фонвизин воспитывался дома. Отец его, человек хотя и не слишком образованный, сам обучал своих восьмерых детей. По учреждении в Москве университета Фонвизин-отец отдал в открытую при нем дворянскую гимназию двух старших сыновей, Дениса и Павла. В гимназии Денис был на прекрасном счету; он неоднократно получал награды, дважды выступал на публичных актах с речами на русском и немецком языках. В 1758 г. молодой Фонвизин в числе лучших учеников был отвезен в Петербург для представления покровителю университета, И. И. Шувалову , и императрице Елизавете . Великолепие двора и, в особенности, театральные представления произвели на мальчика ошеломляющее впечатление. В 1759 г. Фонвизин был «произведен в студенты», а через 3 года, 17-ти лет от роду, закончил свое университетское образование.

Университет в это время только еще устраивался, и на первых порах в его организации было много недостатков, однако Фонвизин, как и его товарищи, вынес из него и культурные интересы и достаточные знания как в науках, так и в иностранных языках. В эти годы начала творческой биографии Фонвизина Московский университет был наиболее заметным центром литературной жизни в России. Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова , с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова . Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер». Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761). В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей. В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка). Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать.

Денис Иванович Фонвизин

Кончая университет, Фонвизин оказался сержантом гвардии Семеновского полка, на службе в котором он, по обычаю того времени, числился еще с 1754 г., т. е. с 9-летнего возраста. Военная служба не могла заинтересовать его, и при первой возможности, воспользовавшись приездом двора и правительства в конце 1762 г. в Москву, он устроился в коллегию иностранных дел переводчиком с окладом по 800 р. в год, и тогда же был отправлен с почетным поручением в Шверин. В 1763 г. вместе с двором Фонвизин переехал в Петербург, а уже в октябре того же года перешел на службу к «кабинет министру» у принятия адресованных императрице челобитных, И. П. Елагину, получившему потом (с 1766 г.) в свое ведение и управление театрами. Быстрые шаги Фонвизина на служебном поприще объясняются в значительной мере его литературными успехами и светскими талантами. С самого раннего детства начала проявляться в его характере необыкновенная живость. С годами в нем развилась та способность видеть все вещи с их смешной стороны, тяга к острословию и иронии, которая не оставляла его до конца биографии. Его эпиграммы, остроумные и злые замечания о людях ходили в обществе. Этим он нажил себе много приятелей, но и немало врагов. Среди последних был секретарь Елагина, небезызвестный драматург В. И. Лукин , вражда с которым делала службу Фонвизина очень трудной.

В Петербурге литературное творчество Фонвизина продолжилось. Он перевел в 1763 г. роман Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора», продолжал переводить «Сифа». В это время он сошелся с кружком молодых людей, увлеченных доктринами французских философов-просветителей и проповедовавших атеизм . Фонвизин отдал дань этому увлечению; следы религиозного скептицизма остались в написанной в эту эпоху сатире («Послание к слугам»; может быть, к этому же времени относится басня «Лисица-Казнодей» и некоторые другие стихотворные пьесы, дошедшие до нас в отрывках). Впрочем, довольно скоро Фонвизин отрекся от сомнений и вновь стал религиозным человеком, каким был в отцовском доме и университете. В 1764 г. Фонвизин поставил на сцену свою стихотворную переделку комедии Грессе «Сидней», озаглавленную им «Корион». Это был образец «склонения на наши нравы», т. е. вольного перевода с перенесением действия в Россию и соответственным изменением бытовых деталей, имен и т. д. Таков был рецепт для писания комедий у группы Елагина, в которую входили Фонвизин и Лукин. «Корион» имел сомнительный успех; противники системы переделок были недовольны им.

Спасаясь от столкновений с Лукиным в более или менее продолжительных отпусках в Москву, Фонвизин в одну из таких поездок закончил своего знаменитого «Бригадира ». По возвращении его в Петербург (1766) комедия сделалась известной в обществе; автор, мастерски читавший ее, был приглашен прочесть ее императрице, а затем в целом ряде вельможных домов. Успех был небывалый. «Бригадир» был поставлен на сцену и в течение долгого времени не сходил с нее. Фонвизин сразу сделался одним из корифеев литературы; его превозносили похвалами, сравнивали с Мольером . Пожиная лавры на поприще драматургии, Фонвизин не оставил и других родов литературного творчества. В 1766 г. он издал свой перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному» (с прибавлением Юсти; пер. с нем.), в котором доказывалось, что государство и само дворянское сословие заинтересованы в том, чтобы дворяне занимались торговлей. В 1769 г. вышел его перевод сентиментальной повести Арно «Сидней и Силли» и перевод обширного произведения Битобе «Иосиф» (2 тома).

В том же 1769 г. Фонвизин, недовольный медлительностью своей карьеры и охладевший к Елагину, перешел на службу в коллегию иностранных дел к Н. И. Панину , при котором состоял до самой смерти последнего. На этой службе Фонвизин выдвинулся. Он усиленно работал, вел переписку с русскими посланниками в Западной Европе, помогал Н. И. Панину во всех его начинаниях. Усердие Фонвизина было вознаграждено; когда в 1773 г. Панин получил при женитьбе своего воспитанника, великого князя Павла Петровича , 9000 душ, он подарил из них 1180 душ (в Витебской губ.) Фонвизину. В следующем году Фонвизин женился на вдове Е. И. Хлоповой (рожд. Роговиковой), принесшей ему значительное приданое.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

В 1777 г. Фонвизин уехал для поправления здоровья жены во Францию; оттуда он писал обширные письма сестре своей Ф. И. Аргамаковой и брату своего начальника, П. И. Панину; он подробно описывал свое путешествие, нравы и обычаи французов. В остроумных и ярких набросках он изображал разлагающееся общество предреволюционной Франции. Он верно чувствовал приближение грозы и видел безумие, охватившее страну перед катастрофой; кроме того, многое ему не нравилось потому, что он не хотел и не мог отказаться при оценке чуждой ему культуры от своих, российских, помещичьих понятий. К своим письмам Фонвизин относился как к настоящему литературному труду; это видно хотя бы из того, что он вводил в них многие замечания, заимствованные у французских и немецких публицистов и географов.

В 1770-х годах Фонвизин писал и печатал немного («Каллисфен», «Та-Гио или Великая Наука», «Слово на выздоровление Павла Петровича» 1771 г., «Слово похвальное Марку Аврелию » 1777 г.). Но с начала 1780-х годов у него вновь начинается подъем творческой энергии. Все произведения этого этапа его биографии представляются плодом глубоких размышлений на темы политические, моральные, и педагогические. Еще в «Похвальном слове Марку Аврелию» Тома, переведенном Фонвизиным, и в некоторых других его произведениях более ранней эпохи виден его интерес к вопросам государственного устройства и политики. Затем, по поручению Н. И. Панина и, без сомнения, под его руководством, Фонвизин составляет проект реформ, необходимых для процветания России. В этом проекте говорится и об освобождении крестьян, об ограничении самодержавия и т. д. За границей Фонвизин изучает не только философию, но и юридические науки: государственный строй и законодательство Франции. В 1782 г. в «Собеседнике Любителей Российского Слова» появляются его «Вопросы», в которых он смело указывает на недостатки государственной и придворной жизни России; вместе с «Вопросами» были напечатаны ответы на них императрицы Екатерины , которая была настолько недовольна дерзостью Фонвизина, что ему пришлось печатно извиняться перед нею. В том же журнале была помещена «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», статья, в которой Фонвизин протестует против пренебрежительного отношения к занятиям литературой; сам он считал, что писательство это один из полезных и возвышенных способов служить отечеству и человечеству. К этому же периоду биографии Фонвизина относятся: «Опыт Российского Сословника», отрывок словаря синонимов, в котором к заимствованиям из словаря французских синонимов Жирара присоединены оригинальные сатирические выпады, «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» и, наконец «Недоросль».

Если в «Бригадире» Фонвизин дал лишь галерею комических типов и ряд сатирических выпадов, не комментированных при помощи отвлеченных рассуждений и не окрашенных тенденцией, то в «Недоросле» (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы) перед нами законченный цикл идей как излагаемых отдельными персонажами, так и явствующих из самого действия. Пагубность невежества, проистекающее отсюда злоупотребление крепостным правом, моральный и умственный упадок дворянства, – составляют главные идейные стержни комедии. Фонвизин требует от дворянина прежде всего сознательности, трудолюбия и преданности идее чести, которую он считает основой благосостояния общества. В области педагогии он, согласно западным учениям того времени, утверждает первенство морального воспитания перед сообщением конкретных знаний, полагая, что ученый злодей опасен не менее невежды. Развитие своих взглядов Фонвизин подкрепляет яркой сатирой на быт провинциального дворянства; достается попутно и двору с его интригами, ложью, подхалимством и тому подобным. «Недоросль» был поставлен в 1782 г. в Петербурге в бенефис И. А. Дмитревского, игравшего Стародума . Успех был полный, потрясающий; Фонвизин был на верху славы. Несмотря на сопротивление московской цензуры, он добился постановки комедии и на московском театре, и с тех пор она не сходила со сцены в течение многих десятилетий и до сих пор пользуется репутацией лучшей русской комедии XVIII столетия.

Это был последний творческий успех Фонвизина. В 1783 г. умер Н. И. Панин, и Фонвизин немедленно вышел в отставку с чином статского советника и пенсией по 3000 р. в год. В 1784 – 1785 гг. он путешествовал по Западной Европе; много времени он провел в Италии, где закупал, между прочим, предметы искусства для заведенного им в России вместе с купцом Клостерманом торгового дома; так Фонвизин практически осуществлял идею «торгующего дворянства». Из-за границы Фонвизин снова писал длинные литературные письма сестре. По возвращении в Россию Фонвизина поразил паралич, лишивший его употребления левых руки и ноги и отчасти языка. Последующие годы – это годы угасания. Фонвизин видел в своей болезни наказание за грехи и заблуждения молодости и путешествовал в поисках исцеления. Продолжать литературное творчество ему не удавалось. В 1788 г. он подготовил ряд сатирических статей для предположенного к изданию журнала «Стародум или друг честных людей», но цензура запретила приступить к изданию; по-видимому, «Вопросы», проект реформ, а быть может, и некоторые места «Недоросля» не были забыты правительством; даже мысль Фонвизина перевести Тацита встретила неодобрение власти. Незадолго перед смертью Фонвизин написал небольшую комедию «Выбор гувернера» и начал писать автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Он умер 1 декабря 1792 г.

Блестящий талант, большой ум и широкая начитанность дают нам право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи . И в частной жизни он был острословом, насмешником. Щеголь, любитель живописи, поэзии, театра, а также и хорошего стола, в молодости стремившийся изо всех сил к чиновной карьере, под старость занявшийся спасением души, хитрый, но честный человек, он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции того времени.