Государственная академическая симфоническая капелла россии. Московская симфоническая капелла Старая Европа Симфоническая картина

Хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич. выступлениям предшествовала 10-летняя работа Булычёва с певцами-любителями - будущими участниками хора; большое внимание уделялось их муз.-теоретич. подготовке. Репертуар М. с. к. включал произв. Г. Дюфаи, Й. Окегема, О. ди Лассо, Палестрины, Жоскена Депре, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана. Особое значение придавалось исп. произв. И. С. Баха (в 1911 при М. с. к. организована "Баховская группа"). Булычёв стремился к "использованию не только звуковой высоты голосов, но и их тембровых особенностей, наподобие того, как пользуются тембрами инструментов в симфоническом оркестре". Концерты М. с. к. наз. "Вечерами ансамблевых исполнений". В хоре участвовало от 40 до 90 чел., в оркестре - до 40, среди солистов капеллы - А. В. Богданович, П. Ж. Доберт, В. И. Садовников, А. М. Успенский и др. К концертам издавались программы с аннотациями и "разборами" исполняемых соч., а также брошюры Булычёва, Э. К. Розенова, М. В. Иванова-Борецкого. В работе М. с. к. принимал участие С. И. Танеев.
Литература : Булычев В. A., Музыка строгого стиля и классического периода как предмет деятельности Московской симфонической капеллы, М., 1909; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 80-86. Л. З. Корабельникова.

  • - Госуда́рственная академи́ческая симфони́ческая капе́лла Росси́и Образована в 1991 на основе Государственного Камерного хора СССР и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР. В составе...

    Москва (энциклопедия)

  • - хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра...

    Музыкальный словарь

  • - хоровое или ансамблевое пение без инструментального сопровождения...

    Современная энциклопедия

  • - род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения. С. к. близка к симфонической поэме...

    Музыкальная энциклопедия

  • - музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. "С. п."...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - род симф. одночастного программного произведения, орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической поэмы...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Этим термином обозначается особый род хорового пения, употреблявшийся в старинном духовном и светском пении, без сопровождения инструментов...
  • - оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое-нибудь поэтическое произведение...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим Оркестром. К С. м. относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СИМФОНИЧЕСКАЯ музыка, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром...

    Современная энциклопедия

  • - КАПЕ́ЛЛА 1 , -ы, ж. Большая музыкальная группа исполнителей-хор в сочетании с оркестром...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 электронная музыка...

    Словарь синонимов

"Московская симфоническая капелла" в книгах

«КРАСНАЯ КАПЕЛЛА»

Из книги Мемуары [Лабиринт] автора Шелленберг Вальтер

«КРАСНАЯ КАПЕЛЛА» Борьба с советским шпионажем - Первая радиоохота - Арест в Брюсселе - Шифр разгадан - Массовые аресты в Берлине - В поисках «Кента» и «Гильберта» - Успешная перевербовка вражеских радистов - Гидра продолжает существовать.Перед тем как выехать из

«Красная капелла»

Из книги Как я стал переводчиком Сталина автора Бережков Валентин Михайлович

«Красная капелла» У подъезда резиденции Риббентропа в роковое утро 22 июня 1941 г. нас Деканозова и меня - ожидал «мерседес» рейхсминистра, чтобы доставить обратно в посольство. Повернув с Вильгельмштрассе на Унтер-ден-Линден, мы увидели вдоль фасада посольского здания

Капелла Медичи

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

Капелла Медичи Никто толком не знал, что представляют собой фигуры капеллы. Климент их не видел, потому что после реставрации во Флоренции не был. Герцога Алессандро Микельанджело в капеллу не пускал. Только один раз побывал он в ней - художник был тогда в Риме, - когда

Симфоническая сюита «Лола»

Из книги автора

Симфоническая сюита «Лола» Узнав от востоковеда и журналиста Рунова историю Хамзы, Козловский загорелся желанием писать о нем оперу. Рунов должен был сочинить либретто. Но, не справляясь сам, пригласил соавтора, и дело совсем развалилось. Между тем Козловский уже

РУССКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф Филиппович

РУССКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Во второй половине шестидесятых годов многое меняется в деятельности и складе балакиревского кружка. Полудомашнее объединение любителей превращается в общественную силу, оспаривающую влияние у Русского музыкального общества или

II. Симфоническая личность

Из книги О личности автора Карсавин Лев Платонович

II. Симфоническая личность 15Выход за границы индивидуальной личности (§ 3) связан с проблемою знания. В решении этой проблемы полезно уяснить две основные установки: интуитивистическую и феноменалистическую (91-93). Утверждал, что личность познает инобыткый ей мир в

II. Симфоническая личность

Из книги О личности автора Карсавин Лев Платонович

II. Симфоническая личность 15Познавая инобытие» личность познает его в подлиннике, а не в копии. Но это защищаемое интуитивизмом положение еще не решает вопроса. В лучшем случае оно лишь определяет то, что нуждается в объяснении; в худшем - замазывает проблему.

А капелла

Из книги Большая Советская Энциклопедия (А) автора БСЭ

Капелла

автора Брокгауз Ф. А.

Капелла Капелла у католиков и англикан – молитвенное сооружение небольшого размера, предназначенное для общественной церковной службы, для чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п. К. представляет собой или особое здание, или же входит в

Капелла

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Капелла Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). – В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были церковные хоры,

Капелла

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Симфоническая музыка

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин)

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин) Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своих трудах вслед за В. С. Соловьевым и многими другими русскими философами развивал идеи всеединства, выстраивая его как иерархию множества «моментов» различных порядков, пронизанную

Старая Европа Симфоническая картина

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Старая Европа Симфоническая картина Очарованье европейских городов - В старинных парков потаённых тропах, В величии соборов и дворцов - Свидетелей истории Европы, В нагромождениях чумных колонн, В журчанье мерном площадных фонтанов, В рельефном благолепии икон, В

«Московская пирамида» («Московская»)

Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

«Московская пирамида» («Московская») «Московская пирамида» появилась в российских бильярдных клубах сравнительно недавно, во второй половине 60-х годов XX века. Спустя несколько лет эта игра завоевала настоящее признание как среди игроков-профессионалов, так и среди

Государственная академическая симфоническая капелла России - грандиозный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет солистов-вокалистов, хор и оркестр, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

ГАСК была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под управлением В. Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Г. Рождественским. Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 г. и сразу же занял достойное место в ряду лучших симфонических коллективов страны. До 1982 г. был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, в разное время им руководили С.Самосуд, Ю.Аранович и М.Шостакович: с 1982 г. - ГСО Министерства культуры. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 г. из числа студентов Московской государственной консерватории (впоследствии состав хористов был расширен). Подлинный триумф принесло ему участие в Международном конкурсе полифонических хоров «Гвидо д’Ареццо» в Италии в 1975 г., где хор получил золотую и бронзовую медали, а В. Полянский признан лучшим дирижером конкурса и награжден специальным призом. В те дни итальянская пресса писала: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью». После этого успеха коллектив уверенно шагнул на большую концертную эстраду.

Сегодня и хор, и оркестр ГАСК единодушно признаются одними из наиболее высококлассных и творчески интересных музыкальных коллективов России.

Первое выступление Капеллы с исполнением кантаты А. Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Г. Рождественского состоялось 27 декабря 1991 года в Большом зале Московской консерватории и прошло с выдающимся успехом, который задал творческий уровень коллектива и определил его высокий профессиональный класс.

C 1992 года Капеллу возглавляет Валерий Полянский .

Репертуар Капеллы поистине безграничен. Благодаря особой «универсальной» структуре коллектив имеет возможность исполнять не только шедевры хоровой и симфонической музыки, принадлежащие разным эпохам и стилям, но и обращается к огромным пластам кантатно-ораториального жанра. Это мессы и другие сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Россини, Брукнера, Листа, Гречанинова, Сибелиуса, Нильсена, Шимановского; реквиемы Моцарта, Верди, Керубини, Брамса, Дворжака, Форе, Бриттена; «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Колокола» Рахманинова, «Свадебка» Стравинского, оратории и кантаты Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, вокально-симфонические сочинения Губайдулиной, Шнитке, Сидельникова, Беринского и др. (многие из этих исполнений стали мировыми либо российскими премьерами).

В последние годы особое внимание В. Полянский и Капелла уделяют концертным исполнениям опер. Количество и разнообразие подготовленных ГАСК опер, многие из которых десятилетиями не звучали в России, поражает: «Черевички», «Чародейка», «Мазепа» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Набукко», «Трубадур» и «Луиза Миллер» Верди, «Соловей» и «Царь Эдип» Стравинского, «Сестра Беатриса» Гречанинова, «Алеко» Рахманинова, «Богема» Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Андре Шенье» Джордано, «Пир во время чумы» Кюи, «Война и мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке…

Одна из основ репертуара Капеллы - музыка XX века и наших дней. Коллектив является постоянным участником Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». Осенью 2008 г. принял участие в Пятом Международном Гаврилинском музыкальном фестивале в Вологде.

Капелла, ее хор и оркестр - частые и желанные гости в регионах России и во многих странах мира. В последние годы с успехом прошли гастроли коллектива в Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Италии, Канаде, Китае, США, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции…

С Капеллой сотрудничают многие выдающиеся российские и зарубежные исполнители. Особенно тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Г. Н. Рождественским, который ежегодно представляет с ГАСК свой персональный филармонический абонемент.

Чрезвычайно обширна дискография Капеллы, насчитывающая около 100 записей (большинство - для фирмы Chandos), в т.ч. все хоровые концерты Д.Бортнянского, все симфонические и хоровые сочинения С. Рахманинова, многие произведения А. Гречанинова, почти не известные в России. Недавно увидела свет запись 4-й симфонии Шостаковича, готовятся к выпуску 6-я симфония Мясковского, «Война и мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке.

Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей - Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского.