История 20 века в симфониях. Симфоническая музыка

Флегонтова Анастасия

класс 7 специализации «Теория музыки», МАОУДОД ДШИ № 46 , г. Кемерово

Заиграева Валентина Афанасьевна

научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУ ДОД «ДШИ № 46»

Введение

В каждом крупном городе есть симфонический оркестр. Он востребован и в оперных театрах, и в филармониях. Но сам жанр симфонии - один из самых маститых жанров академической музыки - вытесняется сегодня камерной и электронной музыкой. И может случиться так, что настанет тот час, когда такой великий жанр, как симфония, вообще перестанет исполняться на концертах. По крайней мере, сочинять симфонии уже почти перестали. Актуальность темы исследования: неослабевающий интерес к вопросу, касающемуся будущего существования жанра «симфония», что ждет симфонию в XXI веке: перерождение или забвение? Объектом исследования является симфония, как жанр и как серьезный способ познания мира и самовыражения человека. Предмет исследования : эволюционирование симфонического жанра от истоков появления до наших дней. Цель работы: изучить особенности развития симфонического жанра. Задачи исследования : проанализировать научно-теоретический материал по проблеме; описать симфонические законы, нормы, модели и тенденции развития жанра.

Глава I . История слова «симфония».

Симфония (от греч. symphonía - созвучие, от sýn - вместе и phone - звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты . Симфония - один из самых сложных музыкальных жанров. «Для меня создать симфонию - это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир», - говорил австрийский композитор Густав Малер.

Изначально в Древней Греции «симфонией» называлось благозвучное звучание тонов, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так называли уже ансамбль, оркестр. В средние века «симфонией» считалась светская музыка вообще (во Франции это значение сохранилось до XVIII века), так могли называть некоторые музыкальные инструменты (в частности, колёсную лиру) . В Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для разновидностей клавесина - спинетов и верджинелов, во Франции так называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т. п. .

В конце эпохи барокко некоторые композиторы, например Джузеппе Торелли (1658-1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso continuo в трех частях, с последовательностью темпов «быстро - медленно - быстро». Хотя подобные сочинения обычно назывались «концертами», они ничем не отличались от сочинений под названием «симфония»; например, в финалах и концертов и симфоний использовались танцевальные темы. Различие касалось в основном структуры первой части цикла: в симфониях она была проще - как правило, бинарная двухчастная форма барочной увертюры, сонаты и сюиты (АА ВВ) . Лишь в ХVI в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным, у таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie, 1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих Шютц (Symphoniae sacrae, 1629). Итальянские композиторы XVII в. часто обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям «прелюдия» или «увертюра».

Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из трёх контрастных частей: allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое, наметились черты сонатной формы в первой части . Именно эта форма часто рассматривается как прямая предтеча оркестровой симфонии. С другой стороны, предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. Термины «увертюра» и «симфония» были взаимозаменяемыми на протяжении большей части 18-го века.

В XVIII в. симфония отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, обычно в трех частях («быстро - медленно - быстро»). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов, и прежде всего Дж.Б. Саммартини, создали модель классической симфонии - трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей XVIII в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений. Центрами, где культивировалась классическая симфония, стали немецкий город Мангейм (здесь Ян Стамиц и другие авторы расширили симфонический цикл до четырех частей, введя в него два танца из барочной сюиты - менуэт и трио) и Вена, где Гайдн, Моцарт, Бетховен (а также их предшественники, среди которых выделяются Георг Монн и Георг Вагензейль подняли жанр симфонии на новый уровень . Также «симфониями» назвал свои 15 пьес (в тех же тональностях, что и двухголосные инвенции, но в трехголосном изложении) Иоганн Себастьян Бах (1685-1750, Германия) .

Глава II . Симфонии зарубежных композиторов

1. Венские классики

1.1. Франц Йозеф Гайдн

В творчестве Франца Йозефа Гайдна (1732-1809) окончательно сформировался симфонический цикл. Ранние его симфонии еще ничем по существу не отличаются от камерной музыки и почти не выходят из рамок обычных для той эпохи развлекательно-бытовых жанров. Лишь в 70-е годы появляются произведения, выражающие более глубокий мир образов («Траурная симфония», «Прощальная симфония» и др.). Постепенно его симфонии насыщаются более глубоким драматическим содержанием. Высшим достижением гайдновского симфонизма являются двенадцать «Лондонских» симфоний.

Структура сонатного allegro . Каждая из симфоний (за исключением до-минорной) начинается кратким медленным вступлением торжественно-величавого, глубокомысленно-сосредоточенного, лирически-задумчивого или спокойно-созерцательного характера (обычно в темпе Largoили Adagio). Медленное вступление резко контрастирует с последующим Allegro(являющимся первой часть симфонии) и одновременно подготавливает его. Между темами главной и побочной партий яркий образный контраст отсутствует. И те, и другие обычно носят народный песенно-танцевальный характер. Имеется лишь тональный контраст: основной тональности главных партий противопоставляется доминантовая тональность побочных партий. Значительное развитие получили в симфониях Гайдна разработки, которые строятся путем мотивного вычленения. От темы главной или побочной партии отделяется короткий, но наиболее активный отрезок и подвергается довольно длительному самостоятельному развитию (непрерывные модуляции в разные тональности, проведение у различных инструментов и в различных регистрах). Это придает разработкам динамический и устремленный характер.

Вторые (медленные) части имеют различный характер: иногда задумчиво-лирический, иногда песенный, в некоторых случаях и маршеобразный. По форме они также бывают различны. Чаще всего встречаются сложная трехчастная и вариационная формы.

Менуэты. Третьи части «Лондонских» симфоний всегда называются Menuetto. Многие менуэты Гайдна имеют характер деревенских танцев с их несколько тяжеловатой поступью, размашистой мелодией, неожиданными акцентами и ритмическими сдвигами, создающими часто юмористический эффект. Трехдольный размер традиционного менуэта сохраняется, но он утрачивает свою аристократическую изысканность и становится демократическим, крестьянским танцем.

Финалы. В финалах симфоний Гайдна обычно привлекают внимание жанровые образы, также восходящие к народно-танцевальной музыке. Форма чаще всего бывает сонатная или рондо-соната. В некоторых финалах «Лондонских» симфоний широко используются приемы вариационного и полифонического (имитационного) развития, еще более подчеркивающее стремительно движение музыки и динамизирующее всю музыкальную ткань [ 4, с. 76-78]

Оркестр. Состав оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов. В струнную, ведущую группу оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Деревянную группу составляю флейты, гобои, кларнеты (используются не во всех симфониях), фаготы. Группа медных духовых инструментов у Гайдна состоит из валторн и труб. Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры. Исключение составляет двенадцатая «Лондонская симфония», соль мажор («Военная»). Помимо литавр Гайдн ввел в нее треугольник, тарелки, большой барабан . Всего в творчество Франца Йозефа Гайдна входит более 100 симфоний.

1.2. Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) вместе с Гайдном стоял у истоков европейского симфонизма, при этом лучшие симфонии Моцарта появились даже раньше «Лондонских симфоний» Гайдна. Не дублируя Гайдна, Моцарт по-своему решил проблему симфонического цикла. Общее число его симфоний превышает 50, хотя по принятой в отечественном музыковедении сквозной нумерации последняя симфония - «Юпитер» - считается 41-й. Появление большей части моцартовских симфоний относится к ранним годам его творчества. В венский период было создано только 6 последних симфоний, в том числе: «Линцская» (1783), «Пражская» (1786) и три симфонии 1788 года.

На первые симфонии Моцарта сильное влияние оказало творчество И.С. Баха. Оно проявилось как в трактовке цикла (3 небольшие части, отсутствие менуэта, небольшой оркестровый состав), так и в различных выразительных деталях (певучесть тем, выразительные контрасты мажора и минора, ведущая роль скрипки).

Посещение главных центров европейского симфонизма (Вены, Милана, Парижа, Мангейма) способствовало эволюции моцартовского симфонического мышления: обогащается содержание симфоний, ярче становятся эмоциональные контрасты, более активным - тематическое развитие, укрупняются масштабы частей, более развитой становится оркестровая фактура. В отличие от «Лондонских симфоний» Гайдна, которые в целом развивают один тип симфонизма, лучшие симфонии Моцарта (№№ 39-41) не поддаются типизации, они абсолютно неповторимы. В каждой из них воплощается принципиально новая художественная идея. В двух из четырех последних симфоний Моцарта есть медленные вступления, в двух других - нет. В симфонии № 38 («Пражская», D-dur) три части («симфония без менуэта»), в остальных - четыре.

К наиболее характерным особенностям моцартовской трактовки жанра симфонии можно отнести:

· конфликтная драматургия. На самых разных уровнях частей цикла, отдельных тем, различных тематических элементов внутри темы - проявляются в симфониях Моцарта контрастность и конфликтность. Многие симфонические темы Моцарта изначально выступают как «сложный характер»: они строятся на нескольких контрастных элементах (например, главные темы в финале 40-й, I части симфонии «Юпитер). Эти внутренние контрасты являются важнейшим стимулом последующего драматического развертывания, в частности, в разработках:

1. предпочтение сонатной формы. Как правило, Моцарт обращается к ней во всех частях своих симфоний, кроме менуэта. Именно сонатная форма, с ее огромными возможностями для преобразования начальных тем, способна к наиболее глубокому раскрытию духовного мира человека. В моцартовской сонатной разработке может приобрести самостоятельное значение любая тема экспозиции, в т.ч. связующая и заключительная (например, в симфонии «Юпитер» в разработке I части развиваются темы з. п. и св. п., а во II части - св. т.);

2. огромная роль полифонической техники. В огромной мере драматизму способствуют различные полифонические приемы, особенно в поздних произведениях (самый яркий пример - финал симфонии «Юпитер»);

3. отход от открытой жанровости в симфонических менуэтах и финалах. К ним, в отличие от гайдновских, нельзя применить определение «жанрово-бытовой». Наоборот, Моцарт в своих менуэтах нередко «нейтрализует» танцевальное начало, наполняя их музыку то драматизмом (в симфонии № 40), то лирикой (в симфонии «Юпитер»);

4. окончательное преодоление сюитной логики симфонического цикла, как чередования разнохарактерных частей. Четыре части симфонии у Моцарта представляют органическое единство (особенно ярко это проявилось в симфонии № 40);

5. тесная связь с вокальными жанрами. Классическая инструментальная музыка формировалась под сильным влиянием оперы. У Моцарта это влияние оперной выразительности ощущается очень сильно. Оно проявляется не только в использовании характерных оперных интонаций (как, например, в главной теме 40-й симфонии, которую нередко сравнивают с темой Керубино «Рассказать, объяснить не могу я…»). Симфоническая музыка Моцарта пронизана контрастными сопоставлениями трагедийного и буффонного, возвышенного и обыденного, что явно напоминает его оперные сочинения .

1.3. Людвиг Ван Бетховен

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) ещё более обогатил жанр симфонии. В его симфониях большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. Части симфонии теснее связываются тематически, и цикл достигает большего единства. Принцип использования родственного тематического материала во всех четырех частях, проведенный в бетховенской Пятой симфонии, привел к возникновению т. н. циклической симфонии. Бетховен заменяет спокойный менуэт более оживленным, часто буйным, скерцо; он поднимает тематическое развитие на новый уровень, подвергая свои темы всевозможным изменениям, среди которых контрапунктическая разработка, вычленение фрагментов тем, перемена лада (мажор - минор), ритмические сдвиги .

Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств:

1. фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде);

2. уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу - контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две;

3. Продолжая традиции «Лондонских симфоний» Гайдна и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах «Леонора» № 2 и № 3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра divisi). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно) .

2. Романтизм

Главной отличительной чертой романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания, появляются лейтмотивы. Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая симфония, одним из ярких образцов которой явилась симфония си минор Ф. Шуберта. Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди, часто имеющих картинно-пейзажный характер. Таким образом, симфонии обрели черты программности, столь характерной для композиторов-романтиков. Гектор Берлиоз, выдающийся французский композитор, первым создал программную симфонию, написав для нее поэтическую программу в виде новеллы о жизни артиста. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Виднейшим автором симфоний в конце XIX- начале XX вв. был Г. Малер, порой привлекающий и вокальное начало. Значительные симфонии на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине XIX в. - А. Дворжак в Чехии, в XX в. - К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце XIX- начале XX вв. главенствовала большая симфония (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония» .

2.1. Франц Шуберт (1797 -1828)

Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях - 8-й, h-moll-ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur-ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воплотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г)«Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра - лирико-психологического.

Одна из главных особенностей h-moll-ной симфонии касается ее цикла, состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части - скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2-х-частная. С другой стороны - у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т. ч. 4-х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недосказанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.

Герой «Неоконченной» способен на яркие вспышки протеста, но этот протест не приводит к победе жизнеутверждающего начала. По напряженности конфликта эта симфония не уступает драматическим произведениям Бетховена, но этот конфликт иного плана, он перенесен в лирико-психологическую сферу. Это драматизм переживания, а не действия. Основа его - не борьба двух противоположных начал, а борьба внутри самой личности. Такова важнейшая особенность романтического симфонизма, первым образцом которого стала симфония Шуберта .

Глава III . Симфония в России

Мировое значение имеет симфоническое наследие русских композиторов - П.И. Чайковского, А.П. Бородина, А.Г. Глазунова, Скрябина, С.В. Рахманинова. Начиная со второй половины XIX века, строгие формы симфонии начали рушиться. Стала необязательной четырёхчастность: существуют как одночастные симфонии (Мясковский, Канчели, Борис Чайковский), так и одиннадцатичастные (Шостакович) и даже двадцатичетырехчастные (Хованесс). Появились невозможные в классическом симфонизме медленные финалы (Шестая симфония Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера). После 9-й симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии .

Вторая симфония Александр Порфирьевич Бородина (1833-1887) - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Всего им написано три симфонии (третья не окончена) .

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) - один из крупнейших русских симфонистов. В его стиле своеобразно переломились творческие традиции Глинки и Бородина, Балакирева и Римского-Корсакова, Чайковского и Танеева. Он явился связующим звеном между дооктябрьской русской классикой и молодым советским музыкальным искусством .

3.1. Петр Ильич Чайковский (1840 -1893)

Симфония в России - это, прежде всего, Чайковский. Первая симфония «Зимние грёзы» была первой его крупной работой после окончания Петербургской консерватории. Это событие, которое сегодня кажется таким естественным, было весьма неординарным в 1866 году. Русская симфония - многочастный оркестровый цикл - находилась в самом начале своего пути. К этому времени существовали лишь первые симфонии Антона Григорьевича Рубинштейна и первая редакция Первой симфонии Николая Андреевича Римского-Корсакова, не получившая известности. Чайковский воспринимал мир драматически, и симфонизм его - в отличие от эпического симфонизма Бородина - носит лирико-драматический, остроконфликтный характер.

Шесть симфоний Чайковского и программная симфония «Манфред» – непохожие друг на друга художественные миры, это здания, выстроенные «по индивидуальному» проекту каждое. Хотя «законы» жанра, возникшего и развивавшегося на западноевропейской почве, соблюдены и трактованы с выдающимся мастерством, содержание и язык симфоний истинно национальны. Поэтому так органично звучат в симфониях Чайковского народные песни .

3.2. Александр Николаевич Скрябин (1872 -1915)

Симфонизм Скрябина сложился на основе творческого преломления различных традиций симфонической классики XIXвека. Это, прежде всего, традиция драматического симфонизма Чайковского и отчасти Бетховена. Наряду с этим композитор претворил и некоторые черты программного романтического симфонизма Листа. Некоторые особенности оркестрового стиля симфоний Скрябина связывают его отчасти с Вагнером. Но все эти разнообразные источники были им переработаны глубоко самостоятельно. Все три симфонии тесно связаны друг с другом общностью идейного замысла. Его сущностью можно определить как борьбу человеческой личности с враждебными силами, стоящими на ее пути к утверждению свободы. Борьба эта неизменно завершается победой героя и торжеством света .

3.3. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 -1975)

Шостакович - композитор-симфонист. Если для Прокофьева, при всем разнообразии его творческих интересов, самым важным является музыкальный театр, то для Шостаковича, напротив, основным жанром является симфония. Именно здесь находят глубокое и всеохватное воплощение главные идеи его творчества. Мир симфоний Шостаковича огромен. В них перед нами проходят вся жизнь человечества в XXвеке со всеми ее сложностями, противоречиями, с войнами и социальными конфликтами.

Седьмая («Ленинградская») симфония - одна из наиболее значительных произведений композитора. Она четырехчастна. Ее масштабы огромны: симфония длится более 70 минут, из которых почти половину занимает первая часть. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», - писала одна из американских газет в 1942 году. Седьмая симфония Шостаковича может с полным правом быть названа «Героической симфонией» XXвека .

3.4. Альфред Гарриевич Шнитке (1934 -1998)

Шнитке - советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века заслуженный деятель искусств РСФСР. Шнитке - один из лидеров музыкального авангарда. Несмотря на большую популярность музыки этого выдающегося композитора, партитуры многих его симфоний до сих пор не изданы и малодоступны в России. Шнитке поднимал в своих произведениях философские проблемы, основная из которых - человек и среда. Первая симфония, вместила в себя целый калейдоскоп различных стилей, жанров и направлений музыки. Отправной точкой создания Первой симфонии стало соотношение стилей серьезной и легкой музыки. Вторая и Четвертая симфонии во многом отражают становление религиозного самосознания композитора. Во Второй симфонии звучит древняя месса. Третья симфония явилась результатом его внутренней потребности выразить свое отношение к немецкой культуре, немецким корням своего происхождения. В Третьей симфонии в виде коротеньких отрывков перед слушателем проходит вся история немецкой музыки. Альфред Шнитке мечтал создать именно девять симфоний - и тем самым передать своеобразный поклон Бетховену и Шуберту, написавшим столько же. Девятую симфонию (1995-97) Альфред Шнитке писал, будучи уже тяжело болен. Он перенёс три инсульта и совсем не двигался. Композитор не успел окончательно завершить партитуру. Впервые ее окончание и оркестровую редакцию выполнил Геннадий Рождественский, под руководством которого состоялось первое исполнение в Москве 19 июня 1998 года. Новая редакторская версия симфонии была осуществлена Александром Раскатовым и исполнена в Дрездене 16 июня 2007 года.

Во второй половине XXвека наибольшую популярность приобретает соединение в одном произведении принципов различных жанров - симфонических, хоровых, камерных, инструментальных и вокальных. Например, у Шостаковича в Четырнадцатой симфонии синтез симфонии, камерной вокальной и инструментальной музыки; у Гаврилина хоровые действа сочетают в себе признаки оратории, симфонии, вокального цикла, балета, драматического спектакля.

3.5. Михаил Журавлев

В XXIвеке есть немало талантливых композиторов, отдающих дань симфонии. Одним из таких является Михаил Журавлев. Своим музыкальным, равно и политическим манифестом композитор смело шагнул в один ряд с такими фигурами музыкальной истории, как Л. Бетховен, П. Чайковский и Д. Шостакович. 10-ю Симфонию М. Журавлева уже сегодня можно смело назвать «Героической симфонией XXI века». Помимо общих этических аспектов этой симфонии следует отметить и чисто профессиональные. Автор не стремится к новациям ради новаций. Порой даже подчёркнуто академичен, решительно противостоя всем декадентам и авангардистам от искусства. Но ему удалось сказать подлинно новое, своё слово в симфоническом жанре. Удивительно мастерски использует композитор М. Журавлёв принципы сонатной формы, всякий раз демонстрируя её бесконечные возможности. Объединённые 3 и 4 части, по сути, представляют собой некую «сверх-сонату», в которой всю 4 часть можно рассматривать как разросшуюся до отдельной части коду. Исследователям в будущем еще предстоит разбираться с этим неординарным композиторским решением .

Заключение

Симфониями изначально именовали те произведения, которые не укладывались в рамки традиционных композиций, - с точки зрения количества частей, темпового соотношения, сочетания разных складов - полифонического (который считался господствующим в XVII веке) и появившегося гомофонного (с голосовым сопровождением). В XVII веке симфонией (что означало «созвучие, согласие, поиск новых звучаний») называли всякого рода непривычные музыкальные сочинения, а в XVIII получили распространение так называемые симфонии-дивертисменты, которые создавались для озвучивания пространства на балах, разного рода светских мероприятиях. Жанровым обозначением симфония стала только в XVIII веке. В плане исполнения симфония справедливо считается жанром весьма сложным. Здесь требуется громадный состав, наличие множества редких музыкальных инструментов, мастерство оркестрантов и вокалистов (если это симфония с наличием текста), отличная акустика. Как и любой жанр музыки, симфония имеет свои законы. Так, нормой классической симфонии является четырехчастный цикл, с сонатной (самой сложной) формой по краям, с медленной и танцевальной частями в середине композиции. Такая структура не случайна. Симфония отражает процессы взаимоотношения человека с миром: деятельные - в первой части, социальные - в четвертой части, созерцание и игру - в центральных разделах цикла. В переломные моменты своего развития симфоническая музыка меняла устойчивые правила. И те явления на ниве искусства, что вызывали сначала шок, потом становились привычными. Например, симфония с вокалом и стихами стала не просто случайностью, а одной из тенденций развития жанра.

Современные композиторы сегодня предпочитают симфоническим формам камерные жанры, требующие не столь большого состава исполнителей. В подобного рода концертах даже используются фонограммы с записью шумов или каких-то электронно-акустических эффектов. Музыкальный язык, который сегодня культивируется в современной музыке, - весьма экспериментальный, поисковый. Считается, что писать сегодня музыку для оркестра - это значит положить ее в стол. Многие полагают, что время симфонии как жанра, в котором работают молодые композиторы, безусловно, прошло. Но так ли это на самом деле, на этот вопрос ответит время.

Список литературы:

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XXвека: Учеб. пособие для ДМШ: Четв. год обучения предмету. - М.: Музыка, 2009. - 256 с.
  2. Бородин. Вторая симфония («Богатырская») / Статья - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://belcanto.ru/s_borodin_2.html
  3. Героическая Симфония XXIвека / Статья В. Филатова // Проза. ру - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.proza.ru/2010/08/07/459
  4. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: учебно-методическое пособие. Вып. 2. - М.: Музыка, 1975. - 301 с.
  5. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран: Для 5-го кл. ДМШ:Учебник М.: Музыка, 2000. - 112 с.
  6. Русская музыкальная литература. Вып. 4. Под ред. М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид. - Ленинград: «Музыка», 1986. - 264 с.
  7. Симфония // Яндекс. Словари › БСЭ, 1969-1978 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Симфония/
  8. Симфония. // Википедия. Свободная энциклопедия - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония http://www.tchaikov.ru/symphony.html
  9. Шуберт, «Неоконченная» симфония // Лекции по музыкальной литературе musike.ru - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://musike.ru/index.php?id=54

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.

В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.

У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.

Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

Разновидности симфонии

Классическая симфония – этомузыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро) , в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе , обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе , в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн .

А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен . Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

К. Шлоссер "Бетховен за работой"

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер, Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин .

Клавесин

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Классические симфонии композиторов XX века

Ральф Воан-Уильямс


WILLIAMS Vaughan (1872-1958)


Воан Уильямс один из крупнейших композиторов первой половины XX века, сыгравший важную роль в возрождении интереса к британской академической музыке. Его наследие весьма обширно: шесть опер, три балета, девять симфоний, кантаты и оратории, сочинения для фортепиано, органа и камерных ансамблей, обработки народных песен и многие другие произведения. В своём творчестве он вдохновлялся традициями английских мастеров XVIXVII веков и народной музыкой. Произведения Уильямса отмечены масштабностью замысла, мелодизмом, мастерским голосоведением и оригинальной оркестровкой.

Симфония №7 "Антарктическая"

На основе музыкального сопровождения к фильму о подвиге Роберта Скотта написана Седьмая, «Антарктическая» симфония - произведение о силе человеческого духа.

Исполняют : Лондонский симфонический оркестр, дир. Андрэ Превэн (запись 1967 г.)
Длительность : 44:10
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 94,3 МБ
Ссылки :
"WILLIAMS_Vaughan_(1972-1958).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197195 - 16.09.2009 15:22

Чарльз Айвз


IVES Charles (1874-1954)


Американский композитор-новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность, четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику), причем часто - гораздо раньше других композиторов. В наследии Айвза представлены многие жанры - вокально-хоровые, симфонические, камерные. Типичная примета его стиля - частое цитирование мелодий церковных и гражданских гимнов, духовных песен, которые Айвз считал подлинным голосом своего народа.

Симфония №4

Исполняют : Mary Sauer - piano, Richard Webster - organ, Members of the Chicago Symphony Chorus, Chicago SO - Michael Tilson Thomas
Длительность : 33:32
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 72,9 МБ
Ссылки :
"IVES_Charles_(1874-1954).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197671 - 17.09.2009 07:16

Арнольд Шёнберг


SCHOENBERG Arnold (1874-1951)


Австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник-живописец, представитель музыкального направления экспрессионизма, родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был одним из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века.

Камерная симфония №1, соч.9
Исполняют : Ensemble Modern, Peter Etvs
Длительность : 20:00
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 43 МБ
Ссылки :
"SCHOENBERG_Arnold_(1874-1951).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196973 - 16.09.2009 11:23

Хавергал Брайан


BRIAN Havergal (1876-1972)

Ничего стоящего о Брайане на русском я найти не смог. Всем желающим предлагаю прочитать на английском в Википедии, в которой, в частности, рассказывается о грандиознейшей Первой симфонии, попавшей в книгу рекордов Гиннеса за продолжительность и число участников.

Симфония №1 "Готическая"

Исполняют : Slovak Opera Chorus, Slovak PO, Slovak Radio SO - Ondrej Lenard
Длительность : 1:51:05
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 216,9 МБ
Ссылки :
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196125 - 15.09.2009 03:19
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196172 - 15.09.2009 04:14
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part3.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196184 - 15.09.2009 04:23

Антон Веберн


WEBERN Anton von (1883-1945)


Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.
Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина, и многих других.

Симфония в двух частях для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927-1928), соч. 21

Исполняют : Берлинский филармонический оркестр, дир. Пьер Булез
Длительность : 9:44
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 18,7 МБ
Ссылки :
"WEBERN_Anton_von_(1883-1945).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197153 - 16.09.2009 14:30

Артюр Онеггер


HONEGGER Arthur (1892-1955)


швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.

Симфония №4 "Базельские услады"

Четвертая симфония - своего рода пасторально-лирическое интермеццо. Название ее - "Базельские услады" - уточняет программу: умиротворенное созерцание идиллических картин жизни и природы Швейцарии. В музыке симфонии поют голоса природы, пастушеские наигрыши и рожденные швейцарским фольклором темы, она звучит несколько приглушенно, словно окутанная дымкой отдаленности.Примечательно, что несмотря на полифоническое письмо и конструктивную сложность отдельных частей (так, в финале органично сочетаются черты рондо, пассакальи и фуги) течение музыки симфонии кажется прозрачным и обманчиво простым благодаря тональной ясности, преобладанию диатоники, звуковому равновесию между голосами и рельефности всех мелодических линий.

Исполняют : Оркестр Баварского радио. дир. Шарль Дютуа
Длительность : 26:56
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,5 МБ
Ссылки :
"HONEGGER_Arthur_(1892-1955).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197431 - 17.09.2009 01:38

Пауль Хиндемит


HINDEMITH Paul (1895-1963)


Хиндемит - один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе - от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы - к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта.
В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933-35 он пишет одну из своих самых известных опер - «Художник Матис», в основе сюжета которой - жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии (3 части ее носят название картин Изенгеймского алтаря, принадлежащих кисти Грюневальда: "Концерт ангелов", "Положение во гроб", "Искушения cв. Антония"), которая стала одним из самых известных сочинений композитора.

Симфония "Художник Матис"

Исполняют : Симфонический Оркестр Сан-Франциско, дир. Герберт Бломштедт
Длительность : 27:12
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,9 МБ
Ссылки :
"HINDEMITH_Paul_(1895-1963).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197417 - 17.09.2009 01:12

Уильям Уолтон


WALTON William (1902-1983)


На стиль Уолтона подействовали сочинения И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева, а также джазовая музыка. Его стилю характерна ритмическая энергия, сладостно-горьковатая гармония, романтическая мелодия и бриллиантовая оркестровка. В творчестве присутствуют произведения для различных составов: для оркестра, для хора, объёмно представлена камерная, церемониальная музыка, а также музыка к кинофильмам. Его ранние сочинения, особенно поэма Faade принесли ему дурную славу, но впоследствии его оркестровые симфонические произведения и оратория "Пир Валтасара" вызвали мировой успех и знаменитость.

Симфония №1 си минор

Исполняют : Philharmonia Orchestra, дир. Бернард Хайтинк
Длительность : 51:11
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 107,3 МБ
Ссылки
"WALTON_William_(1902-1983).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197146 - 16.09.2009 14:19

Оливье Мессиан


MESSIAEN Olivier (1908-1992)


Творческая индивидуальность Мессиана начала складываться на рубеже 20-30-х годов. Музыкальный язык Мессиана формируется в деятельном изучении и переосмыслении современной музыки, романтической) и доклассической. Стилистическае черты произведений Мессиана этих лет осознаются в чрезвычайной зависимости, прежде всего, от музыки Дебюсси. Мессиан стал преемником Дебюсси в характерных особенностях сугубо французской традиции пластического восприятия явлений. Он воспринял из музыки великого соотечественника идею текучего, без резких сдвигов течения настроений, сливавшиеся в целом в одно, раз-нообразвое в оттенках "длящееся состояние".

Турангалила-Симфония ("Песнь любви")

Турангалила-симфония (фр. Turangalla Symphonie) - одно из наиболее популярных сочинений французского композитора Оливье Мессиана. Представляет собой симфонию с сольными партиями фортепиано и волн Мартено. Произведение имеет программу, связанную с индийской мифологией (в переводе c санскрита её название значит «Песнь любви»).
Симфония написана в 1946-1948 годах. Вместе вокальным циклом «Ярави, песни любви и смерти» (1945) и хоровыми «Пятью перепевами» (1949) составляют триптих, вдохновленный, по словам композитора, легендой о Тристане и Изольде. Все три произведения наделены сочной чувственностью, экзотическим колоритом и сложной - и, вместе с тем архаизированной, ритмической организацией музыкального материала. Кроме того, именно в тот период творчество Оливье Мессиана соприкасается с эпатажно-кичевой эстетикой, что, возможно, наиболее ярко отразилось именно в музыке «Турангалилы».
Произведение осталось единственным образцом жанра симфонии в творчестве композитора. Вместе с тем, это один из самых ярких образцов этого жанра в музыкальной культуре XX века.
«Турангалила -симфония» - одно из сложнейших произведений мирового оркестрового репертуара, которое предъявляет весьма высокие требования едва ли не к каждому оркестранту. Полная 10-частная версия произведения звучит почти полтора часа (в некоторых записях - ровно полтора). Сложность и продолжительность партитуры препятствуют широкому её исполнению, поэтому большинство меломанов знают произведение прежде всего в записи.

Исполняют : Royal Concertgebouw Orchestra, дир. Риккардо Шайи (Riccardo Chailly) (запись 1993 г.)
Длительность : 76:32
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 158,2 МБ
Ссылки :
"MESSIAEN_Olivier_(1908-1992).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196738 - 16.09.2009 05:32
"MESSIAEN_Olivier_(1908-1992).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196753 - 16.09.2009 05:59

Бенджамин Бриттен


BRITTEN Benjamin (1913-1976)


Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.
Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: "Наши предки - охотники" (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл "Озарения" на стихи А. Рембо (1939) и "Семь сонетов Микеланджело" (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.
В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата "Баллада героев" (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, "Канадский карнавал" для оркестра, "Шотландская баллада" для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини ("Музыкальные вечера" и "Музыкальные утра").

Симфония-реквием, соч. 20

Исполняют : Симфонический оркестр Бирмингема, дир. сэр Саймон Рэттл (запись 1991 г.)
Длительность : 20:28
Формат : ogg 295 kbps
Размер : 33,8 МБ
Ссылки :
"BRITTEN_Benjamin_(1913-1976).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196202 - 15.09.2009 04:42

Лучано Берио


BERIO Luciano (1925-2003)


Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке "Магнификата" обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам.
Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе итал. "Temar - Omaggio a Joyce" (1958) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.
Стремление объединить в новой звучащей форме разнообразные сферы искусства и природы приводило к тому, что Берио вновь и вновь обращался к цитатам самого разнообразного музыкального материала. Так, в своей "Симфонии" (1968) для восьми голосов и оркестра он цитирует в третьей части скерцо из до-минорной симфонии Густава Малера. Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру. Уже его произведение "Круг", законченное в 1960 году, демонстрирует сценическую концепцию, построенную на жестах и движении вокалистов по сцене.

Исполняют : Royal Concertgebouw Orchestra, дир. Риккардо Шайи
Длительность : 31:02
Формат : flac
Размер : 131,8 МБ
Ссылки :
"BERIO_Luciano_(1925-2003).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/195997 - 15.09.2009 01:02
"BERIO_Luciano_(1925-2003).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196007 - 15.09.2009 01:19

Ханс Вернер Хенце


HENZE Hans Werner (1926-)


Сын учителя. Начал учиться музыке в Брауншвейге, но учебу прервала война, а затем плен. В 1945 работал в театре Билефельда, затем продолжил учебу в Гейдельберге у Вольфганга Фортнера. Работал в театрах Констанца и Висбадена. Участвовал в работе Дармштадтской летней школы новой музыки.
Не принимая политического климата ФРГ и настроений гомофобии в немецком обществе, в 1953 переехал в Италию. Живет в г. Марино (Лацио). В 1960-1970-х годах придерживался крайне левых политических взглядов, член Итальянской коммунистической партии. Преподавал на Кубе.
Испытал влияние Стравинского, двенадцатитоновой техники и сериализма, использует элементы джаза и рок-музыки.
Хенце принадлежит 10 симфоний, больше десятка балетов, свыше 20 опер и множество других произведений. Известен прежде всего своими оперными сочинениями, либретто к которым, как и к его балетам, писали крупные поэты и прозаики (У. Х.Оден, Ж.Кокто, И.Бахман, Х. М.Энсценбергер, В.Хильдесхаймер, Э.Бонд и др.). Работает в кино, писал музыку к фильмам Ф.Шлёндорфа, А.Рене, его музыка использована в фильме У.Фридкина Экзорцист (Изгоняющий дьявола, 1973).
Большое место в творчестве Хенце занимают доработки и переработки европейской музыки XVII-XX вв., феномены стилизации и пародии.

Симфония №8
Исполняют : Grzenich-Orchester Kln - Markus Stenz
Длительность : 25:17
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,3 МБ
Ссылки :
"HENZE_Hans_Werner_(1926-).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197330 - 16.09.2009 17:51

Хенрик Гурецкий


GRECKI Henryk (b. 1933)


Зрелая музыка Гурецкого - образец сакрального минимализма, направления, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс, Гия Канчели, Софья Губайдулина и др. Его ключевое и наиболее известное сочинение - Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений» (1976). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой (1992), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору широчайшую мировую известность.

Симфония №3, соч. 36 (1976 г.)

Симфония № 3 (Симфония печальных песен) - наиболее популярное из поизведений Хенрика Гурецкого (1976, ор. 36). Последняя из трёх симфоний композитора. Была создана в октябре-декабре 1976 года в Катовице.
Симфония написана для солирующего сопрано и оркестра. Текстом первой части стала Ламентация Девы Марии из Свентокшиского монастыря (Монастыря Святого Креста) (текст XV века), в котором Дева Мария обращается к умирающему на кресте Сыну, стремясь облегчить Его страдания. Вторая часть написана на слова, выцарапанные 18-летней Хеленой Вандой Блазусяковной из польских Татр на стене гестаповской тюрьмы в Закопане и обращённые к матери и к Деве Марии («О, мама, не плачь, не надо. Царица Небесная, будь всегда для меня опорой»). Третья часть - вариации на тему народной песни Опольского региона Польши.
В 1993 году запись Третьей симфонии Гурецкого (с участием Дон Апшоу, под управлением Давида Зинмана) заняла первое место в хит-параде классической музыки журнала Gramophone и попала в десятку самых продаваемых записей в мире (шестое место). С тех пор симфония Гурецкого стала одной из наиболее популярных симфоний второй половины XX века.

Исполняют : Henryk Grecki, Dawn Upshaw, London Sinf., Zinmann
Длительность : 53:41
Формат : flac
Размер : 226,9 МБ
Ссылки :
"GORECKI_Henryk_(b._1933).part1.rar" - Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма. Будучи католиком, Пендерецкий нередко обращается к православной традиции («Утреня», 1970-1971; «Слава святому Даниилу, князю Московскому», 1997).
С большим интересом Пендерецкий относится к русской культуре, что проявилось при создании сочинений «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).
Большинство сочинений позднего Пендерецкого написаны на заказ. Среди музыкантов, в расчёте на мастерство которых созданы произведения композитора - Мстислав Ростропович. Впрочем, необходимость следования заказам никак не ограничивает творческую свободу композитора.

Симфония №2 "Рождественская"

Вторая симфония («Рождественская») - симфония Кшиштофа Пендерецкого, написанная зимой 1979-1980 годов.
Название «Рождественская» возникло благодаря тому, что в музыке симфонии была использована мелодия популярной рождественской песни «Тихая ночь» (Silent Night).
Вторая симфония - первая из симфоний, написанных Пендерецким в неоклассический период творчества. Филип Гласс никогда не разделял музыку на академическую и всю остальную. Не нравится ему и определение рамок собственного творчества течением «минимализм». Он вообще против всяких определений.
Классическое композиторское образование Филип Гласс получил, обучаясь в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Затем он уехал в Париж и учился у композитора Нади Буланже. Здесь судьба его столкнула с великим индийским музыкантом Рави Шанкаром. Индийская музыка настолько увлекла Гласса, что в течение нескольких лет он изучал неевропейскую музыкальную культуру не только в Индии, но и в Северной Африке и Гималаях.
Гласс, хоть и отрицает звание себя, как минималиста, но увлечение неевропейской музыкой привело его именно к этому течению.
Но, несмотря на свое увлечение неевропейской музыкой, Гласс много пишет в академических жанрах. У него 6 опер, и первая же опера «Эйнштейн на пляже», поставленная в Метрополитен-опера в 1976, принесла композитору широкую известность в Америке. Кроме того, Гласс автор нескольких симфоний, скрипичного концерта и других сочинений в академических жанрах.

Симфония №6 "Ода Плутонию"

Шестая симфония была заказана Глассу Carnegie Hall и Brucknerhaus Linz к торжествам по случаю 65-летия композитора. В качестве либретто к ней послужила Ода Плутонию Аллена Гинсберга. Три части симфонии соответствуют трём частям поэмы. Первая - "яростный крик протеста против радиационного загрязнения", вторая - символ "излечения", третья - "самоосознания".

Исполняют : Bruckner Orchester Linz, дирижёр Dennis Russell Davies
Длительность : 50:45
Формат : mp3 320 kbps
Размер : 112,7 МБ
Ссылки :
"GLASS_Philip_(b._1937).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197402 - 17.09.2009 00:45
"GLASS_Philip_(b._1937).part2.rar" -

Долго думал как его озаглавить. Первое, что пришло в голову, это естественно "20 моих любимых симфоний". Но посмотрев на получившуюся двадцатку понял, что далеко не все эти симфонии я люблю в данный момент и есть симфонии не вошедшие в этот список, которые я люблю больше. Следующим вариантом заглавия было "20 наиболее повлиявших на меня симфоний". Подумал и понял, что это тоже не верно, так как некоторые из этих симфоний вообще не повлияли ни на моё мировоззрение, ни на мои музыкальные вкусы, ни на мой собственный композиторский стиль. И решил я остановиться на другом названии, отражающем то, насколько значительное место занимала та или иная симфония в моей жизни...

20 самых значимых для меня симфоний.
хронологическом порядке, в начале зарубежные, потом русские и современные)


1. Моцарт. Симфония №41
Слушая эту симфонию (особенно финал) я всегда испытываю какое-то совершенно особенное ощущение восторга! Восторга бесстрастного и гармоничного...

2. Брукнер. Симфония №6
Чувства, передаваемые через эту музыку, не сравнить ни с чем! Удивительное благородство и удивительная глубина! Эта симфония - первая из брукнеровских, которую я полюбил и так она и осталась моей любимой из всей его музыки. Тот ни с чем не сравнимый градус человеческой теплоты (особенно во второй части) дал мне ощутить и почувствовать очень многое в своё время и рассказал мне об очень многом, за что я лично Брукнеру безмерно благодарен. Ставлю иногда запись с Шолти и так и начинает вспоминаться февраль 2006-го, мороз, режущие снег лучи солнца и ощущение чего-то удивительно трогательного-глубокого внутри.

3. Малер. Симфония №2
Вот почему-то именно Вторая из хоровых-"глобальных" симфоний Малера оказалась в этом списке, а не, скажем, Третья или Восьмая, которые я люблю не меньше. Сложно объяснить... Что-то в ней есть совершенно особенное, что заставляет меня её и слушать чаще и как-то особенно отметить для себя...

4. Малер. "Песнь о Земле" (для справки: это тоже симфония)
Это произведение не нуждается в моём скудном комментарии. Когда-то, на протяжении некоторого отрезка времени, я считал "Das Lied..." вообще своим САМЫМ любимым поизведением. Переоценить ту роль, которую сыграла эта музыка в моей жизни совершенно не представляется возможным...

5. Малер. Симфония №10 (реконструкция Д. Кука)
Эта симфония Малера сейчас является моей любимой из его симфоний! В этой музыке есть что-то совершенно запредельное. Чувствуется что симфония писалась почти что "с того света", только так можно объяснить ту экспрессию и одновременно ту мудрость, которые царят в этой музыке. Райские видения (так я называю соло флейты) в начале финала - на мой взгляд, это одни из лучших минут из вообще всей музыки!

6. Цемлинский. Лирическая симфония
Тем, кто не знает этой музыки необходимо срочно с ней ознакомиться!. Я мучительно выбирал, какую из этих двух симфоний включать в двадцатку: 4-ю Шостаковича или "Лирическую симфонию" Цемлинского. И в итоге остановился на последней, не смотря на то, что под знаком 4-й симфонии Шостаковича у меня в своё время прошёл почти целый год. И на данный момент я слушаю именно Лирическую симфонию Цемлинского и понимаю, что включил её в это список не зря!

7. Онеггер. Симфония №3
Первый раз послушал её более десятка лет назад. С тех пор, кода этой симфонии неизменно вызывает у меня слёзы. Запись этой симфонии с Мравинским - одна из моих любимых записей из тех которые у меня есть и которые я слушал из всей истории звукозаписи.

8. Чайковский. Симфония №4
Первая часть этой симфонии для меня является одной из вершин композиторского мастерства. Помимо совершенно необыкновенного романтического состояния души, которое дарит мне эта музыка, её ещё и необыкновенно приятно взять и послушать с партитурой (чего я в принципе делать не очень люблю, ибо считаю, что музыка пишется вовсе не для того, что бы её слушать с партитурой ), наслаждаясь тем, как это здорово и совершенно написано!

9. Чайковский. Симфония №5
Люблю эту симфонию больше чем Шестую и знаю её почти наизусть с тринадцатилетнего возраста!

10. Скрябин. Симфония №3 "Божественная поэма"
Скрябин - композитор, под знаком которого прошло в моей жизни несколько лет. Из всего фортепианного Скрябина в моём репертуаре присутствует около трети. Многие считают меня скрябинистом, хотя с не меньшей творческой отдачей и с не менее убедительным результатом я, как мне кажется, способен интерпретировать и музыку других композиторов. А 3-я симфония - наиболее значительное и яркое симфоническое сочинение Скрябина, впрочем, как мне сейчас видится не лишенное и некоторых недостатков. Эта музыка повлияла на меня очень сильно. Было дело, я надоел своим домашним бесконечным звучанием этой симфонии в моей комнате.

11. Рахманинов. Симфония №1
Незаслуженно принижаемая в достоинствах симфония... А на самом деле, совершенно гениальная! Слушается мной всегда свежо!

12. Рахманинов. Симфония №2
Эта музыка об абсолютном счастье! Ничего более упоительно-светлого и счастливого я в музыке не знаю.

13. Рахманинов. Симфония №3
Наверное моё любимое произведение Рахманинова. (А Рахманинов, к слову, всегда был и будет моим любимым композитором.)

14. Мясковский. Симфония №6
Симфония, пройти мимо которой, и не увлечься ей было совершенно невозможно.

15. Мясковский. Симфония №13
Почему-то именно эта странноватая и болезненная музыка повлияла на меня столь сильно, что мой новый квинтет почти также начинается как и эта симфония. Периодически меня очень сильно тянет слушать эту музыку и переживать те состояния, которые она мне предлагает...

16. Мясковский. Симфония №27
Музыка о счастье, как и 2-я Рахманинова, но только, в отличие от Рахманинова, о том счастье, которое приходит после больших страданий и потерь, о счастье, которое уже никто не отнимет...

17. Канчели. Симфония №6
Не хотел включать в двадцатку эту симфонию... Но пришлось!

18. Сильвестров. Симфония №5
Эпохальное сочинение. ИМХО, лучшее из того, что было написано за последнюю четверть ХХ века. Музыка совершенно необыкновенная.

19. Чаргейшвили. Симфония.
Гениальная совершенно не известная симфония незаслуженно забытого автора. Симфония, в которой автор себя буквально сжег. (После её написания композитор покончил с собой.) Удивительно трагическая музыка, произведение, в каждой ноте которого заложена личная трагедия человека, который стремится достучаться, докричаться до нас через звуки... После вслушивания в эту музыку, она начинает производить колоссальное впечатление!

20. Буцко. Симфония №6 "Русь уходящая"
Родное! Удивительно трогательный, не поддающийся описанию спектр чувств и переживаний.

Хотел было расширить этот список до 25, но в последний момент передумал... А так бы вошли сюда ещё и пара симфоний Брукнера, и вытесненная Цемлинским 4-я Шостаковича и ещё кое-то...