Ирландская флейта вистл. Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы

Вистл Вистл

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Известные исполнители-вистлеры:

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Лоу-вистл


Low-Whistle - лоу-вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остаётся спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Напишите отзыв о статье "Вистл"

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)

Примечания

Отрывок, характеризующий Вистл

– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.

Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как , , или tinflute , имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.

Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.

Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen , предводитель волшебного племени Tuatha de Danann , использует feadan , чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara , чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие) .

Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.

В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры) .

Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия в Acallam na Senorach , сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.

Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta . В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara; cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники) , и названы их социальными соотечественниками.

Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.

Оба названия инструмента — feadan (также называемый feadog ) и cuisle (cuiseach ), относятся к «дудке, трубе, артерии, вене», которые делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan — «полая палка»).

Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.

Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.

Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.

Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle .

Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.

Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд (как современные ). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.

Современный принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, называющихся (в западной традиции) flageolets — флажолетами, известным примером которого является блокфлейта. Чтобы отличить эти инструменты по устройству от других флейт так же используется теермин «свистковая флейта» или «fipple-flute «. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet»ом называется свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых — октавное.

Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.

Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.

Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.

В начале 19 века английский окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.

История Роберта Кларка

Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.

Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.

Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?:) Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.

Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?) , и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлению !

Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».

Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy «.

Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.

Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…

До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.

Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.

Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original , и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…

Немного о

Инструмент, называемый теперь (дословно: низкий свисток) является очень близким родственником обычному вистлу (я не буду употреблять выражение , которое иногда используется для более чёткого смыслового различения этих инструментов). Широкая популярность среди традиционных музыкантов современности заставляет внимательнее приглядеться к этому относительно молодому инструменту. Более богатый, сложный, глубокий и задумчивый звук позволяет делать интересные аранжировки произведений не только в жанре традиционного фолка, но и в производных от него стилях.

Согласия относительно происхождения нет, выделяют три основных версии происхождения «низкого свистка».

Low whistle как инструмент 17-го столетия

Низкий вистл сначала называли «вертикальной флейтой» из-за его формы. Это — потомок блокфлейт, разработанных в течение 16-ого столетия. Первые имели конический канал и шесть игровых отверстий, заимствованных от ранних поперечных флейт. Они делались из дерева, и были ненастраиваемыми. В конце 17 века, когда металлообработка достигла нужного уровня, низкие вистлы начали изготавливать из латуни и никеля. Для этого, как правило, металл скатывали в трубку и спаивали, как конический вистл Кларка. Некоторые инструменты уже имели слайд для настройки. Эти вистлы использовались в течение всего 18 века, и были найдены в Ирландии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах. Говорят, что повторное появление вертикальных металлических флейт в ирландской музыке произошло в 1970-х годах благодаря музыканту Finbar Furey . Также считается, что именно он ввёл термин ««.

Low whistle как инструмент 20-ого столетия

Низкий вистл — недавнее изобретение (возможно, не более 30 лет назад); и тому же, принят в ирландскую традицию ещё более недавно. Применение лоу-вистла в шоу «Riverdance» способствовало узнаваемости и популяризации инструмента, однако немногие музыканты нашли эту новинку пригодной к употреблению вместо традиционных флейты или обычного . Вообще говоря, чаще всего используют как инструмент «специальных эффектов» на нескольких отдельно взятых мелодиях. Хотя есть некоторые исполнители, играющие исключительно на низких вистлах. Многим кажется, что низкий вистл позволяет получить звук, подобный флейтовому, при этом без техусилий, что требует флейта. Это мнение не совсем верно, так как флейта всё же звучит неповторимо, да и не всегда так прост в игре, как . Можно с допущением сказать, что — что-то среднее между вистлом (по простоте игры) и флейтой (по богатству звука). Но это чисто моё мнение, перейдём к третьей, наиболее распространенной теории.

Low whistle как изобретение Бернарда Овертона

В конце шестидесятых одними из самых известых музыкантов, что задавали тон на английской фолк-сцене, были братья Эдди и Финбар Фьюри. Основным явлением был состав Финбара под названием «Одинокий лодочник». Сам Финбар играл в этой группе на индийской бамбуковой флейте в Ля-бемоле. В конце концов этот инструмент, в силу физического износа, дал трещину, и держался последние свои дни только благодаря липкой ленте и жевательной резинке. Однажды ночью Финбар случайно сел на свою несчастную флейту, доконав её окончательно.

Необходимость в новом инструменте вынудила Финбара сделать заказ у английского мастера по имени Бернард Овертон. Он в то время занимался изготовлением поперечных флейт. Бернард взялся за создание опытного образца в тональности СОЛЬ… Когда инструмент был готов, он настолько понравился Финбару, что тот попросил Бернарда сделать для него ещё один, в тональности РЕ (ниже ровно на октаву). Это было рождением династии Overton

Популярность Финбара Фьюри была высока, и на концертах многие спрашивали у него, где он взял этот новый инструмент. Так Бернард Овертон начал получать свои первые заказы, и вскоре уже оставил всю остальную работу, полностью занявшись изготовлением низких вистлов. В настоящее время лоу-вистлы Overton изготавливаются в более 20 различных тональностях, также производятся специальные модели (с дополнительнымим игровыми отверстиями и нестандартными характеристиками).

Многие производители начали делать , в большей или меньшей степени копируя модели Overton . Однако мало кому удалось приблизиться к звуку «космической водосточной трубы», как иногда называют эту марку лоу-вистлов за узнаваемый звук.

Несколько лет назад Бернард Овертон решил оставить изготовление вистлов, приняв решение, которые могло разрушить хрупкий рынок продажи мастеровых вистлов. Бернард продал права изготовления вистлов Overton двум людям — Колину Голди и Филу Харди.
Колин Голди придерживаеся полностью ручной работы, и делает вистлы точно так же, как делал их Бернард Овертон. Его инструменты пользуются большим уважением и спросом благодаря безупречности и стабильности качества звука. К несчастью, в 2008 году Берднард ушёл из жизни, и, с августа 2009, по требованию семьи Бернарда Овертона, Колин Голди не называет больше свои вистлы «Overton» . Теперь он использует свою собственную фамилию — «Goldie» , сохранив высочайшее качество и неповторимый звук инструментов. Фил Харди пошел по более коммерческому пути. Довольно быстро он разработал новую серию вистлов, основанную на дизайне Overton , но заводского, а не ручного изготовления. Теперь эти вистлы выпускаются под маркой «Chieftain» , и, благодаря массовому производству и хорошему соотношению цена/качество стали очень распространены. Фил Харди, одако, производит и более дорогие лоу-вистлы полностью ручного изготовления под маркой «Kerry Pro» .
«Вот снова пиар!», скажете вы, но тут уж ничего не поделаешь… Много лет термины « » и «Overton » были практически синонимами, и я не знаю другой истории, которая могла бы более достойно расказать о рождении этого нового инструмента, одного из самых молодых инструментов на свете. Красивый инструменткрасивая история, так уж у нас заведено… :)

Статья взята с сайта tinwhistle.breqwas.net

И некоторых других стран.

Вистл
Пример звучания Звучание пластикового вистла
Классификация Продольная флейта со свистковым устройством
Медиафайлы на Викискладе

Строй

Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространённый строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами .

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Лоу-вистл

Low-Whistle - лоу-вистл - разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

Наиболее распространённая тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Ирландская дудочка (висл, дословно - свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) - одна палочка и девять дырочек. Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях - A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные - по заказу. В основном иcпользуют C и D - соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов - цилиндрические и конические . Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Конические вислы (известные как Pennywhistle - название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) - как видно на фото - свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий "шипяший" звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение "глубины звука". Марки: Clark, Shaw

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики. Состоит собственно из bag"a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones - издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.


Кстати о мелодии. Если кто не знает - объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe) . Основное ее отличие от большой - вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге... первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.


Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много - надувать, нажимать, играть... и все сразу!

Угадайте, что это?

Едва ли вы угадали - это , или, по-русски говоря - электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D. Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей). Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах (по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если "она" - это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь - Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка) . Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй - D, но по заказу делают любые.


От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной - без дополнительных регуляторов, и ученической - без дронов.

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило - деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).



Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola) , мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) - отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo) . Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo) . Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках. Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) - ну и имена у этих греков! - даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин. Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo) . Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться - обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше - видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас... ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка - GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back - на примере мандолы). И не удивительно. Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию "нога на ногу". Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название "кельтского".

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт - CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Мандоцело (mandocello) строится на октаву ниже тенор мандолы CGDA. Выглядит соответственно на октаву больше.

Мандобас (mandobass) строится EADG . Выглядит, хм... соответственно.

Ситар (sittern) в последнее время, как и другие инструменты семейства мандолин, сменил дизайн на плоскокузовной (flat back), так что основным отличием осталось наличие 10 парных струн, которые строятся как кому в голову взбредет, и более короткий и широкий гриф (на самом деле, струн может быть и больше, и меньше - от 8 до...). Встречаются варианты настройки ADADA, ADGAD, DGDAD, плюс ко всему часто используют каподастр.


Бузуки (bouzouki) - греческий вариант лютни. Традиционные греческие строятся CFAD. Вообще-то раньше их делали с шестью парными струнами (DAD), но сейчас греческие мастера делают в основном восьмиструнные CFAD с грушевидным кузовом (round back).

Ирландские музыканты в своем стремлении все подобные инструменты перестроить в GDAE не обошли вниманием и бузуки, заодно приведя к общему знаменателю и дизайн. Появление моделей с плоским кузовом (flat back) сделало бузуки очень похожими на октав мандолу, вот только гриф у бузуки подлиннее. Подобная адаптация привела к тому, что грань между "ирландскими" бузуки (irish bouzouki) и октав мандолой пролегла где-то в районе 58-го сантиметра шкалы грифа, так что все что короче - мандола, что длиннее - бузуки. Звук у "ирландской" разновидности более открытый и яркий, чем у греческой, да и держать ее поудобнее.


Тенор банджо (tenor banjo) широко используется не только в традиционной ирландской музыке, но и в традиционном джазе. У него более мелкая мензура, чем у G банжо, и четыре струны, настроенных CGDA, но практически все ирландские музыканты настраивают ниже - GDAE, на октаву ниже мандолины и скрипки. Большей популярностью пользуются инструменты с укороченной мензурой (17 ладов вместо 19), поскольку их аппликатура соответствует скрипичной.


5-тиструнное банджо (5-string banjo) обычно используется в bluegrass и country музыке, но в порядке диверсификации используется в качестве аккомпанемента в песнях различных музыкальных направлений. Среди вариантов настройки наиболее распространены gDGBD и gCGDB. Отличается наличием 5-й струны, пришлепнутой сбоку-припеку на пятом ладу со стороны басовых струн. Безладовый вариант банджо (fretless banjo), как правило с нейлоновыми струнами, использовался раньше для игры вместе со скрипкой в силу более согласованного звучания.

Мандобанджо либо банджолин (mandobanjo or banjolin), как видно из названия - результат неправильной ликвидации погрома в музыкальном магазине: резонатор от банджо, гриф от мандолины, звук - ну, это надо слышать.


Гитарбанджо (guitar banjo) - идеальный выход для гитариста, когда хочется извлекать звуки банджо, а учиться лень. Собственно, гитарный гриф, 6 струн, те же аккорды, а звук...


То что в Италии принято называть violin , а в России скрипкой, в руках ирландского музыканта превращается в фиддл . Так что если на сцене кто-то кого-то называет Фидлером - это не конкурс молодых еврейских дарований, а концерт ирландской музыки.


По материалам сайта группы Воинство Сидов (Slua Si)

Ирландская флейта Лоу-Вистл.
Тональность: Соль мажор (G).
Длина: 43 см.
Материал: палисандр (розовое дерево), медные кольца.
Конструктивные особенности: составная подстраиваемая,
технология изготовления свистка — «трубка в трубке».

Звучание у такой флейты мягкое, глубокое и уверенное.

Сергей Клевенский — лучший профессиональный флейтист России
официально представляет наши Вистлы.

Сергей Клевенский – мультиинструменталист, освоивший более
десятка самых экзотических духовых инструментов. Он легко
вписывается в любую музыкальную культуру, от акустического фьюжна,
до тяжелого электронного рока. Своей виртуозной игрой он украсил
бесконечное множество проектов. Среди них: квартет Ивана Смирнова,
Farlanders, Мюллярит, Волга, Moscow Grooves Institute, МалериЯ,
Art Ceilidh. По мнению критиков, Сергея Клевенского можно назвать
одним из наиболее сильных музыкантов современной этнической сцены России.

Вистл — народная продольная флейта, широко распространенная в Ирландии, Шотландии и Англии. Дословно переводится как «свисток, дудочка». До середины 19 века традиционно изготавливался из дерева, позже из латунной жести. В современное время флейты из дерева снова приобретают популярность, за счет более мощного и красивого звучания. Вистл имеет 6 игровых отверстий, строй традиционный — Ре мажор (D). Флейта звучит высоко, собранно, и отлично подходит для игры быстрых мелодий!

Как играть:

Возьмите флейту в руки. Пальцами левой руки закройте верхние три игровых отверстия (те, которые ближе к свистку): указательный, средний, безымянный. Далее пальцы правой руки – указательный, средний, безымянный закрывают три оставшихся нижних отверстия. Пальцы ложатся на игровые отверстия плотно, но в тоже время, не напряженно. При открывании отверстий во время игры большие пальцы обеих рук и мизинец правой руки удерживают флейту. Приставьте флейту к губам и дуйте равномерно в свистковую прорезь на торце флейты, постепенно меняя силу дутья до получения ровного звука. После получения устойчивого звука при всех закрытых отверстиях переходите к поиску звука одного открытого отверстия снизу, и так, постепенно освоив звуки всех отверстий в последовательном порядке, переходите к простым мелодиям, которые подскажет вам флейта.

Красивых мелодий и радости вам при освоении волшебной флейты Вистл!