Вистл музыкальный инструмент. Вистл – основа ирландской народной музыки

Tin whistle FAQ

Я хочу купить вистл. Какой мне брать для начала?
Бери одну из недорогих моделей (каких именно читай ниже) в тональности сопрано ре (D).
Тональность ре означает что при всех закрытых дырках вистл дает в качестве своей самой нижней ноты ноту ре, а первые семь нот ре-шного вистла образуют ре-мажорную гамму. Это одна из самых распространенных тональностей в ирландской музыке, и если ты не планируешь в ближайшее время играть в коллективе, этой одной тональности тебе хватит очень надолго. Записи самоучителей и видео-уроков также практически всегда записываются на ре-шных вистлах.
Диапазон сопрано - это небольшие дудочки около 30см в длину, ищи именно такие. Бывают также здоровые дудки в тональности тенор ре, это лоувистл, и если у тебя нет опыта игры на духовых инструментах, покупать его в качестве первого инструмента я не советую, хотя в принципе начинать играть можно и на них, просто это сложнее.
Что касается производителей и моделей - тебе определенно понравятся Tony Dixon Traditional, Carey Parks (модели Ghost и Every) или Susato (Susato серии Kildare V я особенно рекомендую). Если совсем нет денег, можно взять Clarke Sweetone (не перепутай с Clare), это самый хороший вистл из тех, что можно достать за такие малые деньги. Из дешевых есть еще вистлы марок Generation, Feadog, Walton, Clare, Oak, но они тебе скорее всего не понравятся (ты конечно можешь нарваться на хороший вистл этих марок, но есть мнение, что проще выиграть в спортлото). Если ты не знаком с методами изготовления духовых инструментов и держишь флейту в руках в первый раз, исправить характеристики некачественного вистла в лучшую сторону ("твикнуть") ты скорее всего не сможешь.

Я хочу купить вистл / лоувистл. Где можно купить?
Если есть возможность, бери в оффлайне, так можно оценить качество инструмента перед покупкой. Если ты живешь в Москве или Питере - есть небольшой шанс найти высокие вистлы в обычных музыкальных магазинах. В Москве располагается основной офис интернет магазина ta-musica.ru которые торгуют различными этническими инструментами, в том числе вистлами и лоувистлами, в Новосибирске есть похожий интернет магазин dpshop.ru Данилы Панфилова. Если в данных двух магазинах того что тебе нужно нет, советую приобретать вистлы напрямую с официальных сайтов или напрямую у мастеров, избегай различных посредников типа алиэкспрессов и амазонов. Здесь ты найдешь множество ссылок на сайты зарубежных производителей: http://whistle.jeffleff.com/makers.html . В России тоже есть свои мастера. Александр Караваев изготавливает хорошие металлические настраиваемые вистлы и лоувистлы https://vk.com/whistles_workshop , Антон Платонов, помимо прочего, изготавливает хорошие пластиковые, пластико-металлические лоу-вистлы, деревянные высокие вистлы https://vk.com/antplatru .

Как выбрать вистл? На что обратить внимание при выборе?
Читай раздел Выбор вистла

Я хочу купить вистл, но не уверен в своих силах. Сложно ли научиться? Нужно ли иметь музыкальное образование? Где учат играть на вистле?
Сам по себе, вистл - очень простой инструмент, и овладеть им на базовом уровне может любой, даже ребенок. Поэтому играть на вистле легкие, известные мелодии может каждый. Однако не стоит забывать, что чаще всего вистл используют для игры ирландской народной музыки, а это очень глубокий и сложный жанр со множеством своих уникальных особенностей, в котором возможности и потенциал вистла раскрываются наиболее полно. Отсюда вытекает ответ на следующий ваш вопрос - в обычных российских музыкальных школах вы вряд ли сможете встретить преподавателя хорошо разбирающегося в нюансах ирландской народной музыки, не стоит думать, что традиционная игра на вистле ничем не отличается от, например, классической игры на блокфлейте. Конкретно традиционной игре на вистле, на серьезном уровне, обучают очень немногие музыканты-энтузиасты, проводя занятия индивидуально, часто по скайпу. Однако не стоит унывать - ирландскую музыку веками сочиняли и играли люди не имеющие никакого музыкального образования, а традиция её изучения практически целиком основана на восприятии музыки на слух и попытках повторить услышанное. Все что вам нужно - хороший инструмент, доступ к традиционной музыке (в наш цифровой век с этим проблем у вас не возникнет), базовые знания которые можно получить из книг-самоучителей и желание. Вистл - один из тех инструментов, которыми успешно можно овладеть самостоятельно. Подавляющий процент вистлеров научились играть своими силами, и вы тоже научитесь.

Насколько вистл громок?
Разные модели вистлов могут сильно различаться по громкости. Однако в целом, вистл это не столь громкий инструмент, так что проблем с соседями у вас скорее всего не будет, особенно если вы воздержитесь от игры ночью. Волынщикам и саксофонистам в этом плане заметно труднее. Если вы все же опасаетесь за спокойствие окружающих вас людей, присмотритесь к таким моделям как Clarke Sweetone или Tony Dixon Trad, это довольно тихие инструменты. Вистлы Susato напротив имеют репутацию громких (хотя тут есть нюансы, к примеру вистлы серии V звучат тише серии S). Если вы намерены выступать на сцене с коллективом, вам скорее всего придется использовать микрофон, иначе за некоторыми инструментами вас могут не услышать.

Можно ли начинать сразу с лоувистла?
Можно, но осторожно. Не бери сразу огромный лоу D, начни с лоу G. Будь аккуратен, прежде чем заказывать лоувистлы по интернету - узнай сперва расстояние между дырками и прикинь, подойдет ли он тебе. Сразу готовься к тому, что появятся проблемы с записями аудио-приложений к учебникам - они все записываются на ре-шных инструментах, так что если захочешь поиграть вместе с ними, придется менять их тональность в аудио-редакторах.

Какой рукой закрывать нижние три отверстия а какой верхние три?
На вистлах не имеет значения какой рукой ты будешь закрывать нижние три отверстия - левой или правой, однако если ты планируешь переходить на другие духовые, (ирландскую флейту, поперечную флейту, блокфлейту, волынку …), имей в виду - обычно эти инструменты делают для правшей, для левшей - только по отдельным заказам, поэтому лучше закрывай нижние отверстия правой рукой, а верхние - левой.

Требует ли вистл какого-то особого ухода?
Если ты вдруг откуда-то достал деревянный вистл, то да, нужно вытирать влагу после игры и время от времени пропитывать инструмент маслом, все как и в случае других деревянных духовых - погугли например как ухаживать за деревянной блокфлейтой, все то же самое справедливо и для деревянного вистла. Некоторые вистлы (например Clarke Original) имеют деревянный блок (fipple, фиппл), за состоянием которого лучше бы тоже следить. С другими материалами (металл, пластик) никакого особого, регулярного ухода не требуется, особенно если ты бережно относишься к инструменту - не оставляешь его где попало, моешь руки перед игрой, не играешь после еды / выкуренной сигареты. Вистлы из металла и пластика обычно просто промывают время от времени прохладной водой. Старайся не испытывать судьбу подвергая инструмент резким перепадам температур. Интересный факт - если обильно намочить изнутри свисток и тело вистла, то звучание инструмента улучшится на некоторое время. Не переусердствуй с этим, помни, что вода может размягчить клей удерживающий фиппл / свисток вистла на месте. Не опускай пластиковые вистлы в горячую воду, дешевый пластик может изменить свою форму. Деревянный инструмент вообще держи подальше от воды и насухо протирай скопившуюся влагу после игры.

Я купил вистл нестандартной тональности и не могу найти аппликатур под него.
Все вистлы имеют одинаковую аппликатуру, не важно что у тебя в руках - C-вистл, D-вистл, или E-лоувистл, играй так, будто у тебя в руках сопрано-ре-вистл. Единственная сложность может возникнуть при взятии ноты "натуральное До" для сопрано-ре-вистла и аналогичных в других тональностях. Данные ноты славятся тем, что аппликатуры для них могут сильно меняться от одной модели вистла к другой.

Чем различаются высокие вистлы и лоувистлы?
Размерами и как следствие диапазонами - высокие вистлы это сопрано и меццо-сопрано, они меньше, имеют более высокий, громкий звук, все диапазоны ниже - это лоувистлы, они больше, имеют более низкий, утробный звук. Лоувистлы любят использовать для игры более медленных мелодий, например эйров. Из-за больших расстояний между игровыми отверстиями, лоувистлы держат по-другому, так называемым волыночным хватом (“piper grip”) - при котором большинство дырок закрывают средними фалангами а не подушечками пальцев. Как правило, лоувистл имеет больший расход воздуха и в целом играть на них сложнее.

В каких случаях нужно играть C (натуральное До), а в каких - С# (До-диез)?
Если кратко - натуральное до обычно играют в мелодиях, написанных в тональности соль-мажор (один диез при скрипичном ключе на нотном стане). Более строго: натуральное до играют в мелодиях в ля-дорийском, соль-ионийском, ми-эолийском или ре-миксолидийском натуральных ладах. Мелодии в других натуральных ладах с большой долей вероятности окажутся в си-эолийском, ля-миксолидийском, ми-дорийском или ре-ионийском ладах и будут исполняться через до-диез. Если хочешь подробностей, читай раздел "Базовые сведения" в основной статье о вистле или любую книгу по теории музыки. О натуральных ладах в ирландской традиционной музыке хорошо расписано в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" .

Как проверить по тюнеру что вистл настроен правильно?
Если твой тюнер (устройство или специальная программка) не показывает ноты в явном виде, а лишь выдает частоты, то ты можешь воспользоваться таблицами частот, например из статьи википедии "Октавная система"
Нижняя октава вистла сопрано ре соответствует второй октаве, верхняя - третьей октаве. У лоувистлов диапазон смещен в первую-вторую октаву. Не беспокойся о небольших отклонениях (15-20 центов), это допустимо.
Кстати, зная частоты нот одной октавы, можно легко рассчитать частоты этих же нот в других октавах - для этого достаточно знать то, что значения частот удваиваются при переходе на октаву выше.

Я проверил по тюнеру и заметил, что мой вистл не строит, что можно сделать?
Если у тебя цельный вистл, может помочь только твик. Если у вистла подвижный снимаемый свисток, попробуй подвигать его вверх-вниз. Если у тебя вистл с пластиковым свистком, который закреплен и не снимается, но явно является отдельным от тела, можешь попробовать поместить вистл в теплую воду, размягчить клей и сдвинуть свисток. Используй этот способ на свой страх и риск. На строй вистла может оказывать влияние температура окружающей среды, что опять же можно компенсировать изменяя положение свистка.

Где я могу найти ноты для вистла?
Ноты для вистла принципиально ничем не отличаются от нот других духовых, той же блокфлейты, однако есть специальные сборники (вистлбуки, whistlebooks) мелодий (в основном ирландских народных) для вистла которые могут даже содержать аппликатурные схемы закрываемых дырок под каждой нотой для новичков. Советую не привыкать к этим схемам и осваивать чтение нот. Однако не переусердствуй и с этим - нотная запись народной музыки это не совсем тоже самое что нотная запись классических произведений, народные исполнители воспринимают нотную запись мелодии не как единственно верный вариант мелодии, а как некую основу, отправную точку, от которой можно отталкиваться и изменять произведение согласно своим предпочтениям (именно так возникают вариации народных мелодий). В нотной записи народной музыки редко записываются орнаменты, т.к. каждый музыкант играет их как сам захочет и где захочет (более того, нет даже устоявшихся нотных обозначений для катов, страйков, роллов и некоторых других орнаментов из-за их специфичности). Если есть возможность, научись читать abc-нотацию, народную музыку часто записывают и хранят в данном формате.


Используй передувание.

Что такое передувание?
Это усиление силы вдуваемой воздушной струи для игры нот верхней октавы.

При непрерывном наращивании силы вдуваемой струи, при переходе от ноты нижней октавы к ноте верхней, в середине перехода я слышу неприятный призвук.
Этим страдают многие бюджетные модели вистлов. Попробуй играть ноту верхней октавы с атакой, пропуская этот неприятный промежуток..

Что такое игра ноты с атакой?
Это артикуляционный прием, который позволяет более чисто играть начало ноты. Это легкое движение языком с которого начинается процесс вдувания воздушной струи в свисток, это движение получается например при произнесении шепотом слова “Ту”.
Аналогичный термин в английском языке - “Tonguing”

Как разучивать мелодии?
Также как и стихи - дели мелодию на небольшие фрагменты, заучивай каждый по отдельности а затем соединяй их в одну мелодию.

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно. ’’" Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты. ’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве. Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы. Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

  • Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат - Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк - То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами - Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.
  • Tin whistle (Вистл)

    Тинвистл , Вистл , Висл , Пеннивистл (англ. "Tin Whistle" , "Penny Whistle" ) - простая продольная народная флейта, близкая по устройству к свирели и (в плане устройства свистка) к блокфлейте. Широко используется в ирландской традиционной музыке, и в других близких жанрах.
    На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако традиционный стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений) . К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагает игру в достаточно быстром темпе (слайды, джиги, рилы, польки).

    Базовые сведения

    Вистл состоит из свистка и тела с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне.

    Распространенные названия различных частей инструмента:

    Хороший рассказ о вистле, базовых вещах типа постановки рук и извлечения нот:

    Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам. Первые семь нот вистла сыгранные последовательно от нижней ноты (все отверстия закрыты) до верхней (все отверстия открыты) образуют диатоническую мажорную гамму, тоника (первая ступень (нота) мажорной гаммы) которой, очевидно, совпадает с тональностью (строем) вистла. Таким образом, для вистла в строе ре (D) получим гамму ре-мажор, для вистла в строе ми-бемоль (Eb) - ми-бемоль-мажор и т.д. Полный список смотри ниже.

    Диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:
    (Здесь и далее для краткости я называю диатоникой диатоническую гамму)

    Строй вистла Список ступеней, образующих диатоническую гамму
    I II III IV V VI VII
    F# (фа-диез мажор), тоже самое,
    что и Gb (соль-бемоль мажор)
    F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb) B C# (Db) D# (Eb) F
    F (фа мажор) F G A Bb (A#) C D E
    E (ми мажор) E F# (Gb) G# (Ab) A B C# (Db) D# (Eb)
    Eb (ми-бемоль мажор), тоже самое,
    что и D# (ре-диез мажор)
    Eb (D#) F G Ab (G#) Bb (A#) C D
    D (ре мажор) D E F# (Gb) G A B C# (Db)
    C# (до-диез мажор), тоже самое,
    что и Db (ре-бемоль мажор)
    Db (C#) Eb (D#) F Gb (F#) Ab (G#) Bb (A#) C
    C (до мажор) C D E F G A B
    B (си мажор) B C# (Db) D# (Eb) E F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb)
    Bb (си-бемоль мажор), тоже самое,
    что и A# (ля-диез мажор)
    Bb (A#) C D Eb (D#) F G A
    A (ля мажор) A B C# (Db) D E F# (Gb) G# (Ab)
    Ab (ля-бемоль мажор), тоже самое,
    что и G# (соль-диез мажор)
    Ab (G#) Bb (A#) С Db (C#) Eb (D#) F G
    G (соль мажор) G A B C D E F# (Gb)
    Аппликатура (схема закрытия отверстий)
    X - закрыто, O - открыто, свисток слева
    XXXXXX XXXXXO XXXXOO XXXOOO XXOOOO XOOOOO OOOOOO

    С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но если вы собираетесь играть исключительно традиционную музыку, необходимость в этом будет возникать редко (за исключением повышения 4 или 6 ступени для игры в дополнительных тональностях, об этом читай ниже).

    Основная аппликатура вистла (на примере вистла в строе D):


    Полная аппликатура вистла, включая полутона и ноты третьей октавы на примере вистла в строе D (кликните для увеличения):


    Диапазон хорошего вистла - две октавы, плюс опциональное количество нот третьей октавы. Переход на октаву выше производится передуванием - усилением силы вдуваемой струи, аппликатура при этом не меняется.
    Как это часто бывает у духовых, аппликатура вистла не зависит от строя, поэтому научившись например играть на высоком вистле в ре, вы автоматически осваиваете всю линейку тональностей, в том числе и лоувистлы (если не брать во внимание различия касающиеся расхода воздуха, давления и способов удержания). Таким образом, взяв например в руки вистл в соль и играя на нем произведение так, как на вистле в ре, вы получите то же самое произведение, только транспонированное. Отчасти этим объясняется тот факт, что большинство вистлеров охотнее используют отдельные инструменты в других тональностях при необходимости, а не выпендриваются с альтернативными аппликатурами на одном. Исключением являются разве что "дополнительные" диатоники, которые легко можно получить на любом вистле повышая одну из ступеней на полтона - для ре-шного вистла это прежде всего соль-мажор (повышаем си на полтона - извлекая до) и, реже, ля-мажор (повышаем соль на полтона - извлекая соль-диез).
    Ниже перечислены наиболее употребительные "дополнительные" диатоники для разных тональностей вистлов, у каждого вистла их две (остальные используются редко, т.к. для их извлечения нужно повышать больше одной ступени, что накладно держать в голове, и легче взять отдельный инструмент).
    Первая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 6-ой ступени (или понижением 7-ой ступени, если вам нравится такая точка зрения), которое достигается полуприкрытием 1-го отверстия (договоримся, что нумерация отверстий начинается со свистка), либо вилочной аппликатурой - закрытием 2-го и 3-го отверстий. Это наиболее употребительная "дополнительная" диатоника.
    Вторая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 4-ой ступени (понижением 5-ой), которое обычно достигается путем закрытия 1-го и 2-го отверстия и полуприкрытия 3-го. Это диатоника по-сложнее и используется гораздо реже.

    "Дополнительные" диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:

    Строй вистла Повышение 6-ой ступени
    (исполняется вместо 7-ой ступени нижней октавы,
    гамма начинается с 4-ой ступени нижней октавы)
    Повышение 4-ой ступени
    (исполняется вместо 4-ой ступени верхней октавы,
    гамма начинается с 5-ой ступени нижней октавы)
    F# / Gb си-мажор (извлекая E) до-диез-мажор (извлекая C)
    F ля-диез-мажор (извлекая D#) до-мажор (извлекая B)
    E ля-мажор (извлекая D) си-мажор (извлекая A#)
    Eb / D# соль-диез-мажор (извлекая C#) ля-диез-мажор (извлекая A)
    D соль-мажор (извлекая C) ля-мажор (извлекая G#)
    C# / Db фа-диез-мажор (извлекая B) соль-диез-мажор (извлекая G)
    C фа-мажор (извлекая A#) соль-мажор (извлекая F#)
    B ми-мажор (извлекая A) фа-диез-мажор (извлекая F)
    Bb / A# ре-диез-мажор (извлекая G#) фа-мажор (извлекая E)
    A ре-мажор (извлекая G) ми-мажор (извлекая D#)
    Ab / G# до-диез-мажор (извлекая F#) ре-диез-мажор (извлекая D)
    G до-мажор (извлекая F) ре-мажор (извлекая C#)
    Аппликатура
    (различные варианты)
    X - закрыто,
    # - закрыто на половину,
    O - открыто,
    свисток слева
    #OOOOO
    OXXOOO
    OXXXOO
    OXOXXX
    OXXOXX
    OXXOOX
    XX#OOO
    XXOXXX
    XXOXXO

    Соотношения дополнительных тональностей к основной тональности вистла можно быстро получить используя квинтовый круг и простое правило: если принять направление движения по квинтовому кругу по часовой стрелке, и считать одну из мажорных тональностей на внешнем круге в качестве основной тональности вистла, то предыдущая мажорная тональность на внешнем круге укажет на первую дополнительную тональность (повышение 6-ой ступени), а последующая - на вторую дополнительную тональность (повышение 4-ой ступени). Например для вистла в D: предыдущая мажорная тональность на круге - G, последующая - A, для вистла в C# (Db): предыдущая F#(Gb), последующая G#(Ab), и т.д.

    Очевидно, что на вистле можно играть и в минорных тональностях соответствующих мажорным, их опять же можно легко определить по квинтовому кругу (тональности внешнего круга - мажорные, соответствующие им тональности внутреннего круга - минорные). Например для ре-мажора параллельная тональность - си-минор, для ми-бемоль-мажора - до-минор, и т.д. Но тут нужно еще конечно учитывать ограничение по доступным октавам - например на ре-шном вистле в этом плане си-минор играть сложнее чем ми-минор, т.к. гамма си-минора начинается, внезапно, с 6-ой ступени нижней октавы, т.е. в двух октавах уже не особо поиграешь, тогда как ми-минор начинается только лишь со второй ступени нижней октавы.

    Таким образом, если собрать все вместе, получаем например, что на вистле в ре можно легко играть в тональностях: ре-мажор, ми-минор и соль-мажор, а делая усилие еще и в фа-диез-миноре, ля-мажоре и си-миноре. Думаете, на этом все? Ха, как бы не так. Мы рассмотрели лишь мажор и минор. На вистле можно играть и пентатонику, что еще больше увеличивает формальный список тональностей. Но гораздо важнее здесь вспомнить о натуральных ладах.

    Традиционную музыку гораздо чаще описывают не в понятиях мажорных и минорных тональностей, а в понятиях натуральных ладов (т.к. традиционная музыка не ограничивается мажором и минором). Чаще всего натуральными ладами называют семь октавных диатонических звукорядов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Один натуральный лад отличается от другого уникальной последовательностью пяти тонов и двух полутонов. Например ионийский лад это мажор (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон), эолийский - натуральный минор (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Полный список:

    • T-T-П-Т-Т-Т-П - ионийский (мажор)
    • T-П-Т-Т-Т-П-Т - дорийский
    • П-Т-Т-Т-П-Т-Т - фригийский
    • Т-Т-Т-П-Т-Т-П - лидийский
    • Т-Т-П-Т-Т-П-Т - миксолидийский
    • Т-П-Т-Т-П-Т-Т - эолийский (натуральный минор)
    • П-Т-Т-П-Т-Т-Т - локрийский

    Описывая характер ирландской мелодии используют понятие т.н. "тонального центра", основной ноты мелодии. Обычно это такая "педальная" нота, т.е. нота которой заканчивается вся мелодия или её часть, которую хочется пафосно тянуть в конце. Полное имя лада мелодии состоит из названия тонального центра мелодии и используемого звукоряда, считая при этом тональный центр тоникой (первой нотой) звукоряда. Возьмем например мелодию "Cooley’s reel". Для одного из вариантов данного рила в нотной записи этого тюна при скрипичном ключе указывают два диеза, казалось бы, вот он, ре-мажор. Но если мы захотим описать данный тюн в понятии натурального лада? Тональным центром является нота ми, обычно именно этой нотой заканчиваются обе части этого рила. Два диеза задают основной набор нот, из которых мы можем составить диатонический звукоряд (специально запишем звукоряд начиная с тонального центра): E, F#, G, A, B, C#, D. Тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Это дорийский лад. Таким образом можно сказать, что данный рассматриваемый вариант Cooley’s reel играют в E-дорийском натуральном ладу. На практике конечно все немного сложнее. Помимо того, что тональный центр может гулять при вариациях мелодии или транспонировании (что просто меняет название лада), бывают тюны которые просто выходят за рамки диатонического звукоряда, самый банальный пример - использование и С и С# в одной и той же мелодии. Такие тюны уже нельзя строго отнести к тому или иному натуральному ладу. Также тюн может запросто иметь несколько тональных центров, тогда говорят о разных натуральных ладах по отношению к частям мелодии. Как бы там ни было, иметь представление о натуральных ладах и тональных центрах полезно, например если вы играете аккомпанемент.

    В ирландской традиционной музыке чаще всего используются: B-эолийский(минор), A-миксолидийский, E-дорийский, D-ионийский(мажор), A-дорийский, G-ионийский(мажор), E-эолийский(минор) и D-миксолидийский лады. Первые четыре играют через C#, оставшиеся через C. Также используются несколько пентатоник. Все такие мелодии без проблем можно исполнить на вистле в ре. Подробнее вы можете прочитать об этом в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тин-вистлу".

    Разновидности и диапазоны

    Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку, именно его следует покупать в качестве первого инструмента. Данный строй многими принимается за стандарт, и практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. Как уже упоминалось выше, на вистле в этом строе можно легко играть в тональностях ре-мажор и соль-мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландских мелодий и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Такая распространенность данных тональностей обычно объясняется тем, что эти тональности проще всего исполнить на скрипке, а так как в ирландских бэндах скрипач был чуть ли не обязательным участником, то и музыка формировалась соответственно.

    Строй (тональность) вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки).
    Закрывая все дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже основного тона вистла.

    Условное разделение вистлов по диапазонам:

    Материал и особенности

    Каноничным вариантом считаются металлические вистлы (из алюминия, никеля, латуни, жести), бюджетным - пластик, наиболее распространенным и компромиссным - пластиковый свисток и металлическое тело. Вистлы с пластиковым свистком особенно удобны для игры в холодных помещениях, так как по очевидным причинам дают меньше конденсата чем металлические свистки. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева.
    Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не рассчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться максимум на полтона). Дополнительный плюс настраиваемого вистла — возможность снять свисток, что облегчит чистку.
    Бывают также вистлы с регулируемой громкостью (например, модель Every от мастера Carey Parks), что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
    Существуют вистлы с коническим каналом. Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах. Однако не нужно думать, что любой вистл с цилиндрическим каналом теряет в стабильности, качественный вистл с цилиндрическим каналом ничем не хуже вистла с коническим. И вообще, вистлы с коническим каналом распространены гораздо меньше, думаю это можно объяснить тем, что вистл с цилиндрическим каналом легче в изготовлении (один из распространенных методов - взять длинную металлическую/пластиковую трубку и разрезать на несколько частей, получив заготовки для тел будущих вистлов).
    Как это часто бывает в случае народных инструментов, для вистлов в принципе не существует никаких устоявшихся соглашений об их звуке и игровых характеристиках. Не будет большим преувеличением сказать, что каждая фирма выпускает уникальную модель вистла: какие-то вистлы - тихие, другие напротив - громкие; одни - шипящие (как говорят, с "чифом"), другие имеют чистый или даже острый звук; одни инструменты имеют высокое давление и расход воздуха, другие наоборот низкое. В целом никто этому особо не удивляется. Это огромное разнообразие (а также сравнительно небольшая цена) очень часто приводит к забавному эффекту - любой заядлый вистлер со временем превращается в настоящего коллекционера , заказывающего все новые и новые вистлы тех производителей, которых у него еще нет. В той или иной форме этим заболевают все.

    Покупка вистла

    Читайте также раздел Выбор вистла
    Инструкция по покупке вистла, которая нагло стянута мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
    http://dpshop.ru - Новосибирский интернет-магазин Д. Панфилова, торгующий этническими инструментами, в том числе вистлами. В хорошие годы тут можно было найти даже вистлы Хилча, но в последнее время ассортимент поубавился, но дешевые вистлы типа кларков и фидогов туда завозят регулярно. Доставка почтой.
    http://ta-musica.ru - Московский интернет-магазин этнических инструментов, вистлы в наличии. Здесь часто продают вистлы Susato и Tony Dixon, вистлы мастерской Караваева. Доставка почтой или курьерской службой.
    https://shamanic.ru/ - Питерский магазин этнических инструментов, вистлы Кларка, фидоги, из мастерской Караваева.
    http://whistle.jeffleff.com/makers.html - Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам, некоторые ссылки устарели, но это лучше чем ничего.
    http://www.chiffandfipple.com/inexp.html - Выбор недорогого вистла, сравнительное описание (англ.)
    http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html - Туториал по разновидностям, отличиям (англ.)

    Модели и производители

    Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду, что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов из металла/пластика редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Металлические/пластиковые лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400-500$. Деревянные вистлы могут стоить сколько угодно, цена в определенной степени зависит от породы дерева.

    Бюджетные вистлы
    Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги. Дженерейшены (как правило твикнутые) очень часто можно увидеть у олдскульных традиционных музыкантов. Несмотря на это, я еще раз хочу подчеркнуть, что хорошие инструменты среди дженерейшенов - большая редкость, но уж если вам повезет найти хороший экземпляр - берегите его.
    Feadog, Walton, Clare, Oak - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их иногда берут с целью твикнуть.
    Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
    Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр.

    Вистлы по-дороже, профессиональные и полупрофессиональные
    Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом, мнение большинства людей сходится на том, что это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество.
    Мне доводилось играть на двух моделях: "DX006D" из алюминия (не самый приятный вистл), и латунном "Trad D" (который мне понравился куда больше первого). Минусом вистла DX006D является его до безобразия неровный тембр, у trad-а с этим куда лучше, что кстати весьма парадоксально, учитывая разницу в цене. Вистл Trad не настраиваемый (хотя пластиковый свисток похоже держится на клее и в принципе его можно попробовать снять), он имеет тихий звук с небольшим чифом, давление и затраты воздуха на нем низки и в целом это хороший инструмент для начинающего.
    Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращает инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку (или файф), если она вам нужна.
    Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким, звенящим звуком. Susato производят несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Susato производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы susato это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некоторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
    Killarney - металлические вистлы из Ирландии, на данный момент доступные в никелевом и латунном вариантах. Это качественные и приятные инструменты с отличным строем, комфортным давлением и приятным, ровным тембром. С чифом. Вистлы настраиваемые, свисток можно снять. Где-то я кажется видел информацию о том, что диаметр игровой трубки данного вистла такой же, как у бюджетных вистлов типа Generation или Clare, что позволяет использовать их игровые трубки со свистком от Killarney (по крайней мере я лично могу подтвердить это для вистла Clare), это якобы даже сделано специально. Дизайном эти вистлы напоминают вистлы мастера J. Sindt (особенно латунный вариант). На данный момент выпускаются в сопрано тональностях до (С), ре (D) и ми-бемоль (Eb).
    Hiltch (мастер Галь Хилч)
    Overton/Goldie (мастер Колин Голди)

    Вистл Вистл

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Известные исполнители-вистлеры:

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Наиболее популярные производители:

    Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

    Лоу-вистл


    Low-Whistle - лоу-вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

    Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

    Напишите отзыв о статье "Вистл"

    Ссылки

    • (рус.)
    • (англ.)

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Вистл

    – Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
    – Вы не видали моего мужа?
    – Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
    – Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
    – Очень интересно..
    Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
    – Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
    – Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
    Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
    – Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
    – Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
    Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
    – Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
    И она грозно засучила рукава еще выше.
    Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
    – Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
    Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
    – Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
    Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
    – Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
    Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
    На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
    Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

    На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
    – И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
    Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.

    Взялся сегодня вечером шить чехлы для своих вистлов. Вистл – такой инструмент, что способствует появлению в какой-то момент болезни, называемой вистломанией. Хочется попробовать все инструменты, которые только возможно заполучить. Не избежал и я этой заразы. Так вот, решил шить чехлы. Достал все вистлы, разложил. Потом стал на каждом что-то наигрывать. В очередной раз дошла до меня простая истина, - насколько же они все разные по звуку, характеру (в некоторых случаях даже - норову), энергии. Решил для каждого из них написать, так сказать, краткую характеристику.

    Clarke Sweetone D

    САМЫЙ ПЕРВЫЙ. Первый мой вистл. Ему четыре года, но, несмотря на то, что я точно знаю свои предпочтения в этой области, играю на нём до сих пор. Пластиковый свисток, коническое тело, свёрнутое и сваренное из полоски металла. Звучание первой октавы достаточно стабильное, даже местами плотное – несмотря на то, что стенки инструмента достаточно хлипкие. На передувании слегка визглив (особенно верхние Ля и Си).

    Чудесный инструмент, классика жанра – конический корпус, блок из твёрдого дерева (породу выяснить не смог). Обожаю его звук. Один из самых «ходовых» моих инструментов. Вот только чуть-чуть бы погромче звучал!.. Я его слегка апгрейдил – аккуратно достал блок, пропитал льняным маслом и установил обратно, уплотнив герметиком. После этого расход воздуха стал немного меньше, и не болит душа от того, что блок быстро испортится от влаги и конденсата.

    Инструмент, производящийся в мастерской Дэвида Шоу (Англия). По типу сходен Original, однако этот вистл более резко сужается к концу. Кроме того, его стенки более толстые и твёрдые, в результате чего вистл имеет более резкий и громкий звук. Капризен на второй октаве, однако это всего лишь дело привычки и потому особой проблемой не является. Очень темпераментный вистл. И расход воздуха достаточно большой. Я на нём обычно на улице играю.

    На сайте chiffandfipple.com даётся, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика вистлов Generation: если вы их покупаете, будьте осторожны, вам точно попадётся одна из двух крайностей – либо самый лучший инструмент, который только можно себе представить, либо голимый хлам. Мне, похоже, попался именно голимый хлам. Чтобы как-то изменить ситуацию, было три недели секса с элементами извращений. Растачивались игровые отверстия, двигались свистки, затачивались (или, наоборот, затуплялись) лезвия, срезалась пластиковая бахрома внутри свистков… В результате теперь более-менее сносно звучат инструменты Bb, C и Eb. Люди! Решите приобретать Generation – будьте предельно внимательны!

    Настраиваемый вистл, классический диксоновский пластиковый свисток и алюминиевое цилиндрическое тело. Толстые стенки и общая массивность придают инструменту очень стабильный плотный звук, который можно при соответствующем дыхании сделать очень нежным.