Мужские и женские певческие голоса. Под тесситурой (от слова tissu — ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении Кто поёт тенор

— самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3" к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».

Три — бас, баритон и тенор.

Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.

Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.

Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.

Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.

По тембру и диапазону различают:

  • контратенор
  • альтино-тенор
  • лирический тенор (tenore di grazia)
  • лирико-драматический тенор
  • драматический тенор (tenore di forza)
  • характерный тенор

Контратенор (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ . Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.

Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .

В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.

Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора , у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.

Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).

В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.

Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.

Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.

Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.

Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.

Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»

Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!

Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.

Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.

Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)

Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»

Лирический тенор – это одна из разновидностей высокого мужского голоса. Часто лирический тенор называют тенор «ди-грация», что означает изящество и красота. Диапазон тенора составляет примерно от до малой октавы до до второй. Переходные ноты – фа-фа#. Но как нам известно, голос определяет не диапазон, а тембральная окраска. У лирического тенора тембр мягкий, но при этом звонкий и яркий, нежный и чувствительный на всей тесситуре диапазона. В операх лирические теноры исполняют чаще всего молодых парней, любовников, молодых королей, сыновей, князей. Лирический тенор – это очень красивый и чувствительный мужской голос. Лирический тенор легко справляется с виртуозными техническими партиями. Обладая мелодичностью и напевностью, лирические тенора могут исполнять самые душевные мужские арии. Помимо лирического тенора есть и ещё несколько градаций теноров – это драматический тенор и лирико-драматический тенор. Певцы с различными типами теноров отличаются тембрально в большей степени, нежели по диапазону.

Часто молодые исполнители, пытаются определить свой голос по диапазону . Это большая ошибка, потому что самым важным в определении типа голоса является его тембр. Например, середина первой октавы – это часть диапазона и тенора и баритона, как же тогда определить в этой тесситуре тип голоса? Нужно слушать характер звучания! Это сможет сделать только опытный педагог, так что в начале певческой карьеры вам без хорошего педагога просто не обойтись.

Ещё одним признаком, который поможет определить тип голоса – это переходные ноты . Их местонахождение напрямую связано со строением голосового аппарата и связок. Чем тоньше и короче связки, тем голос выше, и тем выше находится переходный участок или переходные ноты. Для развитого тенора этот участок находится в диапазоне от ми до соль диез первой октавы. Но нужно иметь в виду, что постепенно в зависимости от тренировок этот переходный участок может смещаться наверх. Голос опытного певца сильно отличается от его же голоса в самом начале занятий вокалом. Состоявшийся вокалист может петь в грудном регистре намного выше, чем позволял ему аппарат прежде.

Данная градация голосов имеет большое значение в опере. Во многих современных вокальных жанрах таких тембральных тонкостей не требуется, и знания о нюансах тембра далеко не всегда могут пригодиться вокалистам. Но всё же, если вы собираетесь профессионально заниматься вокалом , вам нужно максимально разбираться в нюансах вашей профессии, для того чтобы стать блистательным исполнителем.

Лирико-драматический тенор, голос не обязательно более крепкий чем лирический, он скорее имеет более жесткое звучание, более жесткий (обычно) тембр, в голосе больше стали, певец обладающий таким голосом может позволить себе петь как лирические так и драматические партии. Иногда случается, что обладатели подобного голоса не имеют особенно красивого тембра или большого голоса, тогда они выделяются в особую категорию "тенор характерный", обычно поющий на вторых ролях, но иногда и характерные, обладая огромным талантом пробиваются на первые роли и даже становятся певцами мирового уровня.

Марио Ланца, обладатель прекрасного, солнечного тембра, замечательной природы, он пел очень хорошо всегда, даже до того как начал учится, но после занятий с Розати он стал совсем близок к идеалу в техническом плане. Если бы он был менее ленив и чуть больше работал над собой...

"Марта Марта где ты скрылась" "Марта" Фридрих Фон Флотов.
Партия Лионеля, расчитанная скорее на лирического тенора, в исполнении Ланца звучит просто прекрасно, энергетика свойственная драм-тенору с мягкостью лир-тенора.

Смерть Отелло "Отелло" Верди.
Партия Отелло была написана Верди в расчете на вокальные возможность драматического тенора Франческо Таманьо, певца, которому перед выходом на сцену приходилось перевязывать себе грудную клетку, чтобы, ни дай бог, не спеть во всю силу своего голоса. От голоса Таманьо люди могли потерять сознание, столь сильным он был (правда тут по моему мнению, также были виноваты некие тембральные характеристики голоса, у меня например даже при прослушивании столетних записей Таманьо, начинает болеть голова).
Ланца хорошо справляется с этой партией, для этого ему не требуется петь в полную силу или менять объем голоса.

Плачидо Доминго, лирико-драматический тенор, а если смотреть правде в глаза даже скорее характерный, тембр его голоса не является богатым, хотя звучит он благородно, красиво, но в этом заслуга Доминго как артиста, музыканта, певца, а вот по природе ему повезло меньше чем Ланца или Бьерлингу.

"Марта марта, где ты скрылась" "Марта"
Доминго в ней менее лиричен чем Ланца, но тут причина скорее в менее красивом тебре, в плане мягкости подачи звука, он поет даже лучше чем Марио Ланца, просто потому, что в отличие от Ланца он не ленив и умеет работать над качеством исполнения.

Смерть Отелло.
Тут Доминго очень хорош, сила, сталь, где нужно лирика, в отличие от Марты, тут вовсе не заметно, что голос по тембральным характеристикам не богат.

Джаккомо Лаури-Вольпи: с голосом этого певца много непонятного, но я склонен относить его к лирико-драматическим голосам, хотя сам он считал себя драматическим тенором. Наверху у Вольпи было Фа второй октавы, то есть нота свойственная легким тенорам (да и то не всем), внизу он брал басовое Фа, насколько мне известно, брал он его вполне озвученно, в отличие от других теноров, скорее просто гудящих эту ноту.

A te, o cara "Пуритани" Беллини.
Беллини писал Пуритан в рассчете на Джованни Руббини, первого в истории тенора, берущего верхнее До голосом, а не фальцетом, по воспоминания современников у Руббини был очень богатый тембр и диапазо звучания, он мог петь как мягко, так и наполнять голос сталью, то есть скорее всего сам он также был лирико-драматическим тенором, что вкупе с техникой того времени (певцы в то время на одном дыхании могли пропевать до двенадцати двухоктавных гамм, а некоторые делали на каждой ноте украшение), сейчас потерянной, создавало исполнительский эффект, который мы скорее всего даже не в состоянии себе представить. Вольпи поет арию из Пуритан, мягко, лирически, лишь в верхнем До он позволяет себе добавить стали в голос.

Смерть Отелло. Партию Отелло Лаури Вольпи готовил в конце карьеры, голос его уже не звучал так как в молодости, но по прежнему свободно шел наверх. В данном исполненни интересно переплетаются, мягкий тембр Лаури-Вольпи и драматическая лазерность вложенная природой (и маэстро Антонио Катоньи) в его голос. Добавлю, что при кажущейся мягкости у Лаури Вольпи был очень сильный голос, способный при необходимости буквально оглушать.

Напоследок пара отрывков из "Гугенотов" Мейербера.
На этой записи Лаури-Вольпи в кульмианции берет верхнее Ре, берет совершенно свободно, полным голосом, а буквально секунд за тридцать до этого, он поет верхнее До легким голосом на пиано, при этом можно услышать, что это голос, а не фальцет.

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».