Примитивизм картины известных художников. Примитивизм в живописи: детские фантазии во взрослом исполнении

Марк Шагал «Любовники» Примитивизм Ты волосы свои несешь навстречу мне, и я, почуя твой взгляд и трепет, тела дрожь, тебя опять спросить хочу я: где давние мои цветы под хулой свадебной, далекой? Я помню: ночь, и рядом ты, и в первый раз к тебе прилег я, и погасили мы Луну, и свечек пламя заструилось, и…

Фрида Кало «Натюрморт с испуганной невестой», 1943 Примитивизм Смысл работ Фриды Кало всегда скрыт глубоко внутри. Окинув быстрым взглядом картину, зритель никогда не поймет смысл, потому что каждый предмет становится символом. Невеста — маленькая кукла, выглядывающая из разрезанного арбуза. Две части арбуза, представленные на картине, это не две половины. Они символизируют любовь и страсть, которые…

Марк Захарович Шагал «Синий дом», 1917 Музей изобразительных искусств, Льеж Примитивизм Витебск был любимым городом Шагала, знаковым местом, о котором художник всегда помнил и берёг эти воспоминания. Не случайно, когда живописцу выпала возможность посетить Советский Союз по приглашению Фурцевой, Шагал намеренно отказался от поездки в Витебск – хотел сохранить в душе старый город, город своей…

Фрида Кало «Сломанная колонна», 1944 Музей Долорес Ольмедо, Мехико Примитивизм, автопортрет На этой картине Фрида выразила всю физическую и душевную боль, которую постоянно испытывала в течение жизни. В детстве она переболела полиомиелитом, а в ранней юности попала в автомобильную аварию и какое-то время была прикована к постели. У нее был сломан в нескольких местах позвоночник,…

Марк Шагал «Я и деревня», 1911 Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Примитивизм Благодаря финансовой поддержке столичных меценатов в 1910 Шагал оказался в Париже. Молодой художник, покочевав сначала с квартиры на квартиру, вскоре поселился в павильоне под названием «La Ruche», что в переводе означает «Улей». В этом деревянном здании располагалось более ста грязных, убогих, но дешевых…

Анри Руссо «Карнавальный вечер», 1886 Художественный музей, Филадельфия Примитивизм Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. За год до «Карнавального вечера» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых…

Фрида Кало «Девочка с маской смерти», 1938 Наивное искусство (Примитивизм) Нагойский городской музей, Япония Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón, 6 июля 1907, Койоакан - 13 июля 1954, Койоакан) - мексиканская художница, жена Диего Риверы.В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и…

Марк Шагал «Счастье», 1980 Бумага, литография, 116 x 75,5 см Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция Примитивизм В нашей жизни есть одна-единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви. — Марк Шагал.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.

Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Будущий художник с детства знал, что станет аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим, какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.

Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу, запряженную буйволами.

С этих пор, или еще раньше, он твердо намерился стать художником, для этого он постарался сколотить небольшой капиталец, который дал ему материальную независимость.


«Старый рыбак»

О себе он писал следующее: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому что хотел видеть ее на закате своей жизни богатой и славной. Чтобы достичь этого, я долго путешествовал по Европе, Азии и Африке. Я хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».



Похоже, что идея стать художником настойчиво не давала покоя Тивадару Костке.

В один прекрасный день он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгсрским художником Михаем Мункачи.

А потом возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться материальной независимости. Наконец, небольшой капитал накоплен, и он в один прекрасный день сдает аптеку в ареду и уезжает учиться сначала в Мюнхен, а затем в Париж.


Далее следует так хорошо знакомый нам принцип построения судьбы непризнанного гения.
Он понял, что те навыки, которые он приобретет в процессе учебы, не соответствуют его восприятию. А потому бросает учебу и в 1895 году отправляется в путешествие по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку.

В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.


Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе их выставляли, (правда, без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по-настоящему сошел с ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.


Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было - одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по-честному.


В это время случайно или совсем даже не случайно (странное совпадение, однако!) мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он-то и спас творения художника, заплатив за них несколько больше, чем предлагал старьевщик. Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).


И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картина-то на полотне не одна, а как минимум - две! Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло.






Наивное искусство обычно рассматривают как одну из областей примитива. Под Н. И. подразумевают творчество художников-самоучек (и «недоучек»), самодеятельных художников; иногда — некоторые формы народного искусства. Разграничить эти области с достаточной четкостью не всегда возможно.

На практике термины наивное искусство и примитив все же не всегда употребляются как тождественные. Наивным искусством чаще называют произведения художников, которые, условно говоря, «играют на поле» профессионального искусства: воспроизводят свойственные ему жанры, сюжеты, эстетические «эталоны», в какой-то степени способы выполнения. Но при этом в их работах обнаруживается несоответствие академическим критериям в том или ином отношении, что может выглядеть как ущербность, а может придавать работе очарование «наивности». С этой точки зрения, типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М.Беловой (1983), «Влюбленная молодая женщина» неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). Упомянутое различение наивного искусства и примитива не является общепринятым.

Примитив — от лат. первый, самый ранний. В соответствии со значением слова, примитивными первоначально называли явления искусства, относящиеся к ранним стадиям развития художественных стилей. Так, примитивна греческая архаика, по сравнению с греческой классикой и эллинизмом; западноевропейская живопись средневековья, по сравнению с Возрождением. Примитивным стали называть первобытное искусство, когда оно было открыто, и т.д. Начиная с XIX века, в этих явлениях искусства многие видели не только недостаточно отшлифованное профессиональное мастерство, но и преимущества цельности, простоты, искренности, силы воздействия.

В XX веке понятие примитив сблизилось с понятием наивное искусство, включило в себя искусство художников-самоучек и любителей («хобби», «искусство по выходным»). Из художников-примитивов международную известность получили А.Руссо, Н.Пиросмани (Пиросманашвили), балканские художники (И.Генералич и др.).

Примитив отличен не только от искусства профессионалов, но и от народного искусства с его многовековыми традициями, канонами, глубокой символикой и невыявленностью личного авторства. Вместе с тем, дух примитива и характерные для него выразительные приемы все же сближают его с народным искусством.
Искусство примитива, как и архаическое, и детское искусство, оказало сильное влияние на профессиональных художников XX века, что привело к появлению такого направления, как примитивизм. В некоторых изданиях между примитивом и примитивизмом не делается различия, тогда наряду с художниками «примитивами» упоминаются и профессиональные художники «примитивисты».

Примитивизм — направление в профессиональном искусстве конца XIX-XX веков, сознательно ориентированное на «непрофессиональные» образцы: на архаические и традиционные формы искусства разных народов, на детское творчество, а также на искусство художников-самоучек. В этих явлениях искусства изощренные мастера XIX-XX веков видели то, чего, как они полагали, недоставало им самим: искренность, непреднамеренность, простота, цельность, яркая выразительность, родственное отношение к природе и т.п.
В той или иной степени примитивистами можно назвать многих видных европейских мастеров: П.Гогена и его последователей, кубистов (П.Пикассо и др.), фовистов (А.Матисс и др.), дадаистов, некоторых абстракционистов и т.д. В России — художников, входивших в объединения «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.

Панков Константин Алексеевич — художник-примитив, ненец по национальности. В детстве и юности жил жизнью рыболовов и охотников, в неразрывном единстве с родной природой. В творчестве Панкова поражает неизменно светлый, положительный тон, бодрое ощущение жизни всех явлений мира. Изысканно-точные, музыкальные и тонкие по цвету, его картины вызывают у жителя современного большого города ощущение сна или мечты — и в то же время они чрезвычайно достоверны во всех бытовых подробностях.
В 1930-е годы Панков занимался в художественной мастерской Ленинградского института народов Севера. Работы Панкова, как и других художников-северян, демонстрировались в советском павильоне на международной выставке в Париже в 1937 г. и были отмечены Гран При.
В 1942 г. снайпер и разведчик Панков был убит на Волховском фронте.

Хотя его известность несопоставима с международной славой Анри Руссо и даже Пиросманашвили, созданные им произведения нисколько не уступают творчеству этих гениально одаренных художников-самоучек.
Пиросмани Нико (Николай Асланович Пиросманашвили, 1862-1918) — грузинский художник-самоучка, один их самых известных представителей примитивного искусства.
Уроженец села, Пиросмани смолоду жил в Тифлисе (Тбилиси), работал слугой, кондуктором на железной дороге, торговал молоком, бродяжничал; писал для заработка картины и вывески на черной клеенке для трактиров, лавок, постоялых дворов, винных погребков.
В 1912 его «открыли» русские авангардисты (И.Зданевич и др.), стали поддерживать его материально, пытались ввести в общество творческой интеллигенции.

Пиросмани писал не только вывески - «натюрморты», но и портреты, бытовые сцены, животных, панорамы Грузии. Он умел придать будням и праздникам жизни торжественную, ритуальную значительность, его множественные композиции проникнуты чувством единства бытия. Искусству Пиросмани присуща величавая упрощенность форм, неповторимо-индивидуальный и в то же время ярко национальный колорит.
Руссо, Анри (1844-1910) — французский художник, первый представитель искусства примитива, который приобрел международную известность. Почти четверть века служил на таможне, и в художественных кругах получил прозвище Таможенник. Ушел в отставку, чтобы полностью посвятить себя живописи, но не достиг признания и умер в бедности.
Слава пришла к Руссо уже после смерти. Отношение современников-профессионалов к нему было двойственным: «мэтры» воспринимали его не вполне серьезно, свысока, как самоучку — и в то же время не могли не видеть его исключительной одаренности, выразительности его вещей, родственной архаическому и детскому искусству.

Искусство Руссо отличает ничем не скованная смелость замыслов, яркость цветовых решений, своего рода монументальность образов: он не делит изображаемое на более или менее важное, равно внимателен к любой детали (что вообще характерно для примитивного искусства).
Некоторые ученые замечают, что для ребенка все, что он видит вокруг себя, — равноценно и равно интересно. И поэтому, как бы он ни детализировал изображение, оно не теряет из-за этого своей цельности. Ребенок не разделяет преднамеренно картину мира на главное и второстепенное, на «фигуру и фон», как говорят психологи, или, пользуясь музыкальной терминологией, на «мелодию и аккомпанемент».
Думаю, это относится и ко многим примитивным художникам. Рассмотрим с этой точки зрения листья деревьев и другие детали картин К.Панкова; посмотрим на картину А.Руссо, где гепард и лошадь выглядят, как какое-то яркое насекомое, копошащееся среди крупных стеблей и цветов первого плана. Что тут главное, что — второстепенное?

Многим детям и примитивам присуще какое-то отстраненно положительное и непротиворечивое отношение к тому, что они изображают. Например, Брейгель, как и наш Панков, писал широкие картины природы и человеческого труда и быта, бодрые на первый взгляд, — но, присмотревшись поближе к людям, их действиям и празднованиям, мы почувствуем некую мрачноватую двусмысленность авторского отношения, которого совершенно нет у простодушного ненца.

Примитивное искусство как бы вне времени — подобно детскому искусству, а в определенном смысле и самому детству. Оно имеет сходство и с архаикой. Как и творчество детей, оно, вероятно, в тех или иных формах, существовало всегда. И в то же время это — характернейшее явление культуры XX века. Как и детское, примитивное искусство могло быть замечено и возведено в ранг высокой художественной ценности не раньше конца XIX, а главным образом — в XX веке. Некоторые элементы наивного искусства можно найти в современном шоу дом 2 , что делает его ещё более популярным.

Почему? Это один из интересных вопросов для обсуждения, но не единственный. Таких вопросов много. Нравятся ли детям художники-примитивы? Видят ли они свое сходство с ними, их отличие от художников «классиков»? Замечают ли моменты сходства с декоративно-прикладным искусством, изобразительным фольклором, с архаическим искусством и с теми художниками XX века, которые сознательно заимствовали многое и у архаики, и у самих детей?

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2015 19:12 Просмотров: 4998

Это течение возникло в изобразительном искусстве конца XIX- начала XX в. Оно отличается намеренным опрощением изобразительных средств и обращением художников к формам примитивного искусства: первобытного, средневекового, народного, детского творчества.

Обычно понятия «примитивизм» и «наивное искусство» отождествляют. Но мы с этим категорически не согласны, потому что наивное искусство – это искусство непрофессионалов, а примитивизм – в определённой степени стилизация. Мы видим «примитивные» картины у многих художников, имевших академическое художественное образование или прошедших школу живописи у различных мастеров. Они имели опыт работы и в других стилях. Это, например, Поль Гоген, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Пауль Клее, Климент Редько, Юрий Васнецов и многие другие. Возможно, работы таких больших мастеров не совсем правильно называть «стилизацией», это их собственный стиль, который в основе имеет пластику примитивного искусства. Но и наивным их творчество также назвать нельзя, потому что примитивные способы творческого самовыражения они выбрали сознательно, а не в силу недостатка художественного образования. Например, профессиональный художник Сергей Заграевский с самого начала своей творческой деятельности сохраняет один и тот же характерный для него стиль. Мы назовём этот стиль примитивизмом. А кто-то, возможно, поспорит с нами и отнесёт его картины к наивному искусству.

Сергей Заграевский «Яблоневый сад» (1992)
Конечно, невозможно многообразие творческих способов самовыражения, почерков и приёмов уложить в определённый стиль. Никогда художественная мысль не ограничивается рамками стиля, раз и навсегда выбранным направлением.
В связи с этим хочется вспомнить творчество М. Шагала.

М. Шагал «Белое распятие» (1938). Холст, масло, 254,3 х 139, 7 см. Институт искусств (Чикаго)
Картина создана художником под влиянием впечатлений от преследования евреев в Центральной и Восточной Европе. Она аллегорична. Образ распятого Иисуса для Шагала является новым символом – переживающего смертные муки еврейства.
В этой картине смешаны символизм , историзм и простодушная серьёзность примитивизма.

Марк Шагал (1887-1985)

Родился в г. Витебске. Получил традиционное домашнее еврейское образование. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, у Л.С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, затем продолжил художественное образование в Париже, где познакомился с художниками и поэтами-авангардистами .
Где бы он ни жил: в Петербурге, Париже, США – всюду он оставался сыном еврейского народа, но всегда хранил в сердце родной город, рисуя его тихие улочки и низенькие дома. Витебск называют второй по значимости «моделью» художника. А первой была Белла, жена и муза – с 1909 г. и до конца жизни.

М. Шагал «Над городом» (1918)
У Шагала отчётливо видна осознанная примитивизация пластического языка, только в такой форме он мог (и желал) выражать себя. Он так говорил о своих попытках стать художником: «Наверно, я вообще не поддаюсь обучению. Или меня не умели учить... Я способен только следовать инстинкту. Понимаете? А школьные правила мне не лезут в голову».
Шагал учился не только у авангардистов – он работал и у мастера вывесок. В витебском Народном художественном училище Шагал вместе с мастерами вывесок и их учениками готовил оформление города к 1-й годовщине революции. Художник изучал и детское творчество. В своей книге «Моя жизнь» он пишет: «Я не уставал восхищаться их рисунками, их вдохновенным лепетом...». В его работах, особенно в графике, проявились черты детского рисунка.
М. Шагал любил бытовые сюжеты и наполнял их фантастикой, предчувствием чуда, мифологичными символами и животными.


У истоков европейского примитивизма – творчество П. Гогена, А. Матисса, А. Модильяни.

Анри Матисс (1869-1954)

А. Матисс – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов . Он искал свой путь: сначала писал картины в духе импрессионизма, затем работал в технике пуантилизма (в статье «Постимпрессинизм»), а позже создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием «фовизм». Для его картин периода начала XX в. характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.
В 1906 г. Матисс побывал в Алжире и открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией.

А. Матисс «Натюрморт с апельсинами» (1912)

Амедео Модильяни (1884-1920)

Итальянский художник и скульптор, работал в основном в стиле экспрессионизм . Но, испытав влияние многих художников парижской школы (Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара), впитал их особенности. В его творчестве присутствуют также отголоски примитивизма и абстракции .

А. Модильяни «Портрет Марии Васильевой» (1918)
Впрочем, некоторые искусствоведы примитивизм считают стилистической маскировкой экспрессионизма. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки только специалистам напоминают народные картинки.

Картина Оскара Кокошки
У некоторых художников начала XX в., относящихся к различным художественным направлениям и стилям, присутствуют работы в стиле примитивизм. Вот примеры этих работ.

П. Пикассо «Танцовщица» (1907-1908)

М. Ларионов «Офицерский парикмахер» (1909)

П. Клее «Акробатический номер» (1923)

П. Гоген «Жёлтый Христос» (1889). Холст, масло. 91,1 х 74,3 см. Галерея Олбрайт-Нокс (Буффало)
Эта картина П. Гогена считается одним из ключевых произведений в символизме, но исполнена в стиле примитивизма.
Безграничные муки, принимаемые Христом, противоречат «незамечаемости» этой жертвы людьми. Художник обращается к «вечной» теме, стремясь понять и объяснить себе и другим в своих работах смысл жертвенного служения. Главная тема картины – людская отчужденность и от Бога, и от неба. Но и в выражении лица самого Христа читается не столько любовь к человечеству, сколько сомнения, не была ли напрасной его жертва – на Его лице отображена та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему окружающему.

«Венера» М. Ларионова (1912), созданная в стиле примитивизма, похожа на рисунок на заборе, да ещё и с надписью. Конечно, здесь и речи не может быть о наивном искусстве – это явная и намеренная стилизация, насмешка.

Н. Гончарова «Хоровод» (1910)
А вот примитивизм Н. Гончаровой выражен в грубоватой монументальности крестьянских фигур. Несмотря на искусственную статичность ее образов, картины Н. Гончаровой полны мощного вечного движения. Её примитивизм – вариант экспрессионизма.
И в настоящее время художники нередко обращаются к этому стилю. Примитив не скован традицией «школы», он свободен от канонов, отсюда его непосредственность.
Две разновидности примитива: лубочный и романтико-идиллический – оказались долгожителями. Они продолжают жить в примитиве наших дней.

Д. Завгородний «Странный бык»

Д. Завгородний «Северное сияние»