Развитие культуры китая. Кратко о величественной культуре древнего китая Китайской истории и культуры

С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков.

Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь.

Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа.

Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру.

Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей.

Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники.

Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода).

Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане.

При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение.

Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники.

После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение.

Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.).

В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю.

Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями».

Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур, она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Но если культуры Месопотамии и Древнего Египта давно уже канули в Лету, Китай продолжает существовать уже пятое тысячелетие, являясь одной из старейших цивилизаций на Земле. Возникшая в древности культурная традиция Китая никогда не прерывалась, даже в периоды чужеземного господства. Никогда китайцы не отказывались от своего культурного наследия (как это было в Европе в Средние века по отношению к античной культуре). Подавляющее большинство традиций и обычаев Китая, особенности духовной жизни китайского общества прямо выводятся из культурных особенностей, возникших на самых ранних этапах истории страны. История и культура Китая достаточно хорошо известны, подкрепляются археологическими материалами и, начиная с XIII в. до н.э., письменными источниками.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2-го тыс. до н.э. Сами китайцы именно с этого времени ведут периодизацию истории своей страны, в ее основе - смена правящих династий китайских императоров. Начинается китайская историография с периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Правда, вопрос об историчности этой династии вызывает у специалистов определенные сомнения из-за отсутствия достоверных письменных источников, относящихся к этому времени. По этой же причине невозможно точно решить вопрос о том, что представляло собой китайское общество этого времени. Этот период, начавшийся еще в раннем палеолите и продолжавшийся до образования первых государств, может быть назван Архаическим Китаем.

Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. С этого времени отсчитывают этап древней истории и культуры Китая. Период Древнего Китая продолжается под властью Чжоу (XI-V вв. до н.э.), а также Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Эпоха Древнего Китая очень важна, так как именно в это время формируются все основные элементы, идеалы и ценности китайской культуры.

Затем выделяется эпоха Традиционного Китая, включающая этапы правления шести династий (III-VI вв.), периоды Тан (VII-IX вв.), Сун (X-XIII вв.), Юань (XIII-XIV вв.), Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII-XX вв.). Это время практически не создало принципиально новых культурных явлений, а лишь развивало тенденции, заложенные ранее, в Древнем Китае.

И с 1912 г. начинается период Современного Китая, точкой отсчета которого является отречение последнего китайского императора и установление в стране республики.

Хотя сами китайские ученые настаивают, что большинство особенностей китайской культуры возникли еше в период Ся, европейские исследователи по- прежнему ориентируются на более поздний период Шан-Инь, подробно изученный с помощью археологических материалов и письменных источников, считая, что именно с него и начинается китайская цивилизация. Именно в период Шан- Инь было начато бронзолитейное производство, сложились основы китайской государственности (царская власть), сформировано специфическое мировоззрение, изобретена письменность, возникшая из надписей на гадательных костях.

Важнейшими достижениями периода Чжоу стали использование железа, поливного земледелия, пахоты с использованием тяглового скота, нефтепродуктов и газа (для освещения городских улиц и отопления жилиш в активно строящихся городах), появление настоящих денег. В это же время формируются специфическая китайская философия и религия (конфуцианство и даосизм), складывается национальная письменная культура и рождается книга.

В период Цинь появляется первая империя Китая. В это время был проведен целый ряд хозяйственно-экономических и политических реформ, в ходе которых формирующиеся товарно-денежные отношения в стране были полностью подчинены государственному контролю. Самыми известными памятниками этой эпохи стали Великая китайская стена и Великий китайский канал.

И наконец, Ханьская империя - в это время окончательно складываются основные черты китайской культуры, язык и письменность, остающиеся неизменными до сегодняшнего дня. Также в это время преодолевается традиционная замкнутость Китая - функционирует Великий шелковый путь, связавший империю с другими странами. По этому пути в Китай проникают различные технические и идеологические новации, самой значимой из них было появление буддизма.

С гибелью Ханьской империи начинается Традиционный Китай. Первый этап носит название Шести династий. Среди достижений этого периода - окончательное оформление конфуцианства, даосизма и буддизма в основную идеологическую систему общества, получившую название «Три учения», давшую китайцам возможность одновременно исповедовать несколько религий. Даосизм стимулировал развитие алхимии и медицины, буддизм принес с собой астрономию и математику. Чай становится национальным китайским напитком. Начинается новый этап и в развитии художественной культуры - анонимное народное творчество заменяется авторским, формируются основные жанры в литературе и изобразительном искусстве, которые приобретают светский характер.

Отмеченные тенденции своего полного расцвета достигают в периоды Тан и Сун, которые считаются классическими в китайской культуре. В это время Китай ведет активную завоевательную политику, стремясь взять под контроль весь Великий шелковый путь. Тесные связи возникают с Японией, арабским миром. Среди важнейших достижений этого времени - изобретение книгопечатания, появление библиотек, распространение тяги к образованию среди самых широких народных масс. В этот период были созданы эталонные образцы поэтического, прозаического и живописного творчества. Сложилась полноценная городская культура, что, в свою очередь, вызывало демократизацию художественной культуры. Этому способствовали введенные в стране экзамены на любой чиновничий чин, в ходе которых оценивались лишь знания кандидатов, а не их происхождение. Поэтому получение образования, открывавшего человеку путь на самые вершины социальной лестницы и включавшего в себя знания и навыки в области художественного творчества, стало целью большинства китайских семей (даже крестьянских). Этот период можно сравнить с европейским Возрождением.

Монгольское нашествие положило начало новому периоду в истории страны - Юань. Оно нанесло огромный ущерб экономике страны. Пытаясь управлять страной, монголы были вынуждены использовать китайский опыт в области государственного управления, усвоив, в конце концов, ценности китайской культуры в целом. Также шла дальнейшая эволюция изобразительного искусства, рождается театр, считающийся эталонным в искусстве драмы. Народные антимон- гольские восстания привели к власти династию Мин. Основной тенденцией периода Мин стала реставрация национальных культурных ценностей. В конце концов это привело к «окаменению» китайской культуры. Завершением процессов консервации культуры стала внешнеполитическая самоизоляция империи. Периодически случающиеся военные конфликты с португальцами, испанцами, японцами только поддерживали уверенность Китая в избранном пути.

Тем не менее эта политика не помогла, и приглашенные для подавления народных волнений маньчжурские войска привели к власти новую династию - Цин. Маньчжуры были полукочевым народом. Заняв место привилегированного сословия, они пытались сохранить свою этническую чистоту и традиции. Но управлять огромной страной, обладая лишь навыками стрельбы из лука и верховой езды (это было обязательно для всех маньчжурских юношей), было невозможно. Поэтому, так же как и в период монгольского владычества, маньчжуры приняли китайские духовные ценности и политический опыт китайской цивилизации, но оставили всю духовную деятельность китайцам, которых при этом всячески унижали. Консерватизм и невежество правящих маньчжурских кругов, презрение к духовному творчеству, проникшее и в круги китайской интеллигенции, привели к стагнации китайской культуры, а затем и к ее вырождению. «Три учения» вырождаются в ортодоксальные, догматические системы. Образование становится полностью формальным, превращаясь в простую зубрежку. Государственные экзамены превращаются в фарс, коррупция приобретает невиданные масштабы. Процессы деградации затрагивают и художественную культуру, произведения которой становятся помпезными, вычурными (похожими на европейское рококо).

Со второй половины XIX в. страну потрясали народные антиманьчжурские восстания, колониальные войны, которые вели в Китае европейские державы. Двойственным было влияние европейской культуры. С одной стороны, она воспринималась в штыки как культура захватчиков. С другой стороны, несостоятельность правящего режима заставила многих представителей интеллигенции обратиться к научной и философско-политической мысли Европы. И в начале

XX в. в китайской культуре можно было отчетливо выделить три основные тенденции - отрицание патриархальных устоев в том виде, в котором они существуют в эпоху Цин; рост патриотических настроений и призыв вернуться к подлинным ценностям китайской культуры; преклонение перед европейской цивилизацией.

С отречением последнего китайского императора от трона закончился период Традиционного Китая, сменившийся Современным Китаем. С 1911 г. Китай формально стал республикой, но до 1949 г. (образования КНР) в стране мало что изменилось. Страна распалась на множество полугосударственных образований, между которыми периодически возникали конфликты. Японская интервенция осложняла существующую ситуацию. Тем не менее в это «смутное время» шли интенсивные процессы обновления в духовной сфере - на основе реформирования старой элитарной письменности создаются новые литература и искусство, испытывающие серьезное европейское влияние.

После создания Китайской Народной Республики в китайской культуре (как и в политической жизни) происходят крайне противоречивые процессы. В период так называемой «культурной революции» провозглашается политика критики прошлого, запрета всех традиционных ценностей, многие представители китайской интеллигенции были физически уничтожены. Но уже с начала 1980-х вновь наблюдается тенденция возвращения к культурным истокам. Так, в 1989 г. с огромным размахом была отпразднована 2540-я годовщина со дня рождения Конфуция. В стране была создана разветвленная сеть музеев, оказана широкая поддержка религиозным конфессиям, создано большое число научно-исследовательских и образовательных учреждений, работающих в области изучения национальной культуры. Большими тиражами издаются классические произведения.

Сегодня Китай, взяв многое от европейской цивилизации в области науки и техники, создав современное промышленное производство и финансовые структуры, в целом сохранил свой традиционный духовный облик, большинство ценностей своей культуры.

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак - иероглиф - имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага - важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требовавшие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту - приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен - пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук - стойкость, а аист - одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 270.

Во все времена развивалась в противоречивых условиях, действующих внутри страны. Основной причиной этогоявляются попытки капиталистических государств установить на территории Китая свое господство.

Однако и в таких условиях культура Китая продолжала стремительно развиваться, она имеет многовековую историю развития и отличается не только особыми духовными и материальными ценностями, но и поразительной жизнестойкостью.

Множество войн, мятежей и разрушений, производимых завоевателями не ослабили ее, а даже наоборот китайская культура одерживала победу над культурой многочисленных завоевателей страны.

оказали влияние не только на развитие культуры соседних народов, которые населяли территории позднейших Тибета, Монголии, Индо-Китая, Японии и Кореи, но и на множество ведущих держав средневекового мира. Китайская культура оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Самобытность, высокая нравственная и художественная ценность свидетельствуют о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.

Просмотры: 445

Китайская культура перед лицом ХХI века: выбор и обещания

Здесь я намерен пояснить в общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.

Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место.

Последовательное и непрерывное развитие экономики и всесторонний общественный прогресс – основы стратегии развития и долгосрочная цель КНР. Суть этой стратегии и этой цели заключается в достижении всестороннего развития личности и всестороннего прогресса общества. Подобная стратегия развития с необходимостью предусматривает внимание к культурным ценностям. Прогрессивная, научная культура способна дать духовный заряд общественному развитию. Воплощаемые ею ценности истины, доброты и красоты питают сердце и душу служителей искусства, создают прекрасные отношения между людьми, совершенствуют образ жизни людей и их действия, повышают культурный уровень всего общества, играя неповторимую уникальную роль. Вместе с тем культурные ценности непосредственно причастны к созданию экономических ценностей. Любой материальный продукт воплощает в себе не только экономическую, но и культурные ценности. По мере развития потребительских представлений потребительский уровень во все большей мере будет рассматриваться не только в контексте материальной жизни, но и в контексте духовного и культурного познания. Это предусматривает, чтобы материальный продукт содержал в себе высокий компонент культуры, чтобы в экономическом развитии обязательно участвовала культура. А такого рода потребность, несомненно, играет достаточно позитивную стимулирующую роль, выступая как общественная необходимость и духовная движущая сила в деле гармоничного развития экономики и всего общества. Однако в реальной жизни культурным ценностям зачастую уделяется недостаточное внимание. Когда люди преодолевают трудности и всеми силами стремятся развивать экономику, они часто легко пренебрегают защитой окружающей среды, игнорируют сохранение зеленого пейзажа и чистых прозрачных рек, очень часто легко пренебрегают культурным строительством, пренебрегают культурным наследием предков, пренебрегают духовным богатством человеческого общества. Когда же достигается достаток в материальной жизни, то, оглядываясь по сторонам и вспоминая прошлое, трудно удержаться от множества горьчайших сожалений. Можно сказать, что подобным жестоким урокам в истории развития человечества несть числа.

Правительство Китая в канун нового века уделяет культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны. Мы заняты разработкой стратегии и плана развития культуры западных районов в соответствии с генеральной стратегией их освоения, рассматривая культурное строительство как важнейшую составную часть общей цели освоения западных районов. Наша цель – создание великого Западного Китая с процветающей экономикой, стабильного политически, с прекрасным ландшафтом и развитой культурой. Это полностью согласуется с нашей генеральной целью строительства богатого и процветающего, демократического и цивилизованного социалистического модернизированного государства. В новом веке в Китае одновременно с реализацией центральной задачи – строительства экономики и ускорения материального и культурного созидания – будет обращаться растущее внимание совершенствованию человеческой личности, большее внимание будет уделяться строительству духовной культуры, последовательно добиваясь того, чтобы экономика, политика и культура стимулировали друг друга и гармонично развивались. Таков наш чрезвычайно важный стратегический выбор.

Исходным моментом в разработке китайской политики в сфере культуры на новый век является ее служение широчайшим народным массам Китая, удовлетворение постоянно растущих культурных запросов народных масс, чтобы широкие народные массы пользовались всеми правами в указанной сфере.

С 1978 года в условиях реформ и открытости, когда изменения экономической системы повлекли за собой всесторонние и глубокие подвижки в обществе, правительство КНР своевременно скорректировало и выработало целый ряд курсов и политику для развития культуры и расцвета литературы и искусства. Наиболее значимым является установка на служение культуры широчайшим народным массам. За 20 с лишним лет политики реформ и открытости экономика и культура в Китае получили устойчивое развитие. Наибольший выигрыш от развития культуры получил простой народ Китая. Например, за менее чем 20-летний период времени в Китае издание китайских газет со 186 возросло до 2038 наименований, а периодических изданий с 930 возросло до 8187. Телевизионных станций увеличилось более чем в 20 раз, а телепрограмм всего с несколько новостных в начале периода реформ и открытости возросло в массовых масштабах со средним недельным вещанием свыше 70 тысяч часов. В 1999 году телевизионным вещанием было охвачено 91,6% всего населения Китая. Благодаря распространению телевидения в настоящее время крестьяне самых отдаленных горных деревень Центральной и Западной части КНР подобно населению Пекина, Шанхая и других крупных городов, могут в тот же день знакомиться с событиями в Китае и за рубежом, наслаждаться прямыми передачами выступлений китайских и зарубежных деятелей искусства. До реформ и открытости это было невозможно и представить. Общеизвестно, что население Китая составляет более 1,2 млрд. человек. Правительство КНР в результате осуществления политики реформ и открытости успешно решило вопрос питания и одежды для четвертой части населения земного шара и постепенно продвигает страну к зажиточности. Одновременно в Китае успешно добиваются того, чтобы широчайшие народные массы пользовались все более широкими правами в сфере культуры. Благодаря этому их духовная жизнь становится все более богатой и красочной.

Отстаивать национальный характер культуры и многообразие мировой культуры, сохранять и развивать лучшие культурные традиции китайского народа, сохранять и углублять национальные особенности культуры.

Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры. Культурные традиции и культурное наследие каждой национальности как ее особое духовное достояние являются важным источником, питающим творческую мощь культуры. Культура – это душа нации и ее сущность. Культуры различных национальностей не способны к взаимозамещению. Китайская нация на длительном пути своего развития создала собственные прекрасные культурные традиции. Это – ее колоссальное духовное достояние, это – духовные узы, которые связывали бесчисленные поколения китайской нации, это – духовный фундамент единства страны и сплоченности народа. Мы чрезвычайно ценим и оберегаем их, мы должны постоянно подчеркивать их величие. Председатель Цзян Цзэминь четко обобщил и разъяснил основные особенности и лучшие исторические и культурные традиции Китая, а именно традицию “сплоченности и единства”, традицию “независимости и самостоятельности”, традицию “миролюбия” и традицию “неуклонного стремления вперед”. Эти исторические и культурные традиции непрерывно распространялись и развивались с течением времени и по мере развития общественного прогресса. Эти традиции сохранились до сего дня как носители культуры и олицетворение национальных судеб, они оказывают глубокое влияние на духовные ценности, образ жизни нынешнего поколения китайцев, а также на путь развития Китая. Культура Китая, имеющая древние корни, известна в мире своим отчетливо выраженным китайским характером, и действенное сохранение этого культурного наследия является необычайно важной и насущной задачей культурного строительства в Китае в новом веке. Социалистическая культура с китайской спецификой – это продолжение и обновление китайской культуры в ее историческом продолжении. Только глубоко укоренившись в национальную почву, она способна навсегда сохранить свой ясный характер и особую пленительность. В новом веке мы обязаны поддерживать каждое государство в развитии ее национальной культуры и в особенности больше должны охранять и поддерживать культуру развивающихся государств, активно предотвращать появление единообразной культуры в процессе экономической глобализации. Что касается культуры в Китае, то она будет продолжать стоять на почве современной китайской действительности, будут непрерывно обновляться, активно развиваться национальная культура с китайской спецификой, чтобы она зиждилась на глубинной культуре Востока, чтобы отчетливая национальная стилистика и глубинный дух эпохи оживали на мировой арене и чтобы она выделялась в сонме мировых культур.

Усилия деятелей китайской культуры, их важная миссия должны быть устремлены к созданию такой новой современной культуры Китая, которая была бы обращена на модернизацию, обращена к миру, в будущее, которая бы была направлена на обновление, развивала бы отчетливый дух эпохи, была бы национальной, научной и народной.

Любые прекрасные традиции культуры способны сохранять свою кипучую жизненную силу, отражать животворную современную жизнь и играть для нее неиссякаемую стимулирующую роль, только если они, следуя поступи эпохи, постоянно распространяются, преобразуются и обновляются. Культура – это душа народа. В обновлении заключается жизнь и животворность развития культуры. Развитие культуры представляет собой непрерывное обновление в процессе накопления и непрерывное накопление в процессе обновления. Только накопление закладывает базис и только обновление обуславливает развитие. В китайской культуре XXI века будет еще более усиливаться значение обновления. Ее направленность к модернизации глубоко олицетворяет процесс модернизации Китая и ее связь с ним неразрывными узами. Ее обращенность к миру означает еще большую открытость, широкое приобщение к знаниям, изучение, заимствование ценного, впитывание всего лучшего из культурных достижений в деятельности человечества, означает искренний поиск контактов и дружбы с миром. Обращенность культуры в будущее означает еще более ответственное, позитивное и творческое отношение к национальному развитию и развитию человеческой цивилизации. Культура не отстает от поступи эпохи, поднимает национальный дух, ратует за справедливость, демократию и научный подход, выступает против предвзятости, дискриминации и темного суеверия, а также против всего загнивающего и отсталого, что мешает национальному прогрессу и развитию человеческой цивилизации. Культура Китая – это часть мировой культуры, она будет еще более тесно связана кровными узами с широчайшими народными массами Китая. Вместе с тем она будет теснейшим образом обращена к миру и вести упорную борьбу за достижение прекрасного светлого завтра человечества. Китай является великой культурной державой, которая считает своим долгом вносить свой вклад в развитие человеческой цивилизации и мировой культуры – точно так же, как Китай поступал в ходе своего исторического развития. Мы не будем щадить усилий, чтобы в новом веке, добиваясь создания новой современной культуры Китая, обращенной на модернизацию, обращенной к миру, в будущее и направленной на обновление и развитие отчетливого духа эпохи, культуры национальной, научной и народной, удовлетворять постоянно растущие духовные и культурные запросы китайского народа и одновременно вносить вклад в строительство человеческой цивилизации нового века.

Смыкание с международным сообществом путем еще большей открытости, дальнейшее расширение культурных обменов с заграницей является твердым и неизменным курсом Китая в сфере культуры.

Современная культура создается в условиях модернизации информатики и экономической глобализации. По мере углубления прогресса человечества и развития эпохи любая цивилизация не может развиваться в одиночку или существовать изолированно. Можно сказать, что длительное сосуществование и взаимные обмены между цивилизациями Востока и Запада, а также между культурами различных стран шли попутными потоками и соответствовали народным чаяниям. Лучшей формы контактов для человечества, чем культура, не было. В XXI веке роль культуры и ее статус в международных отношениях все более возрастают, а культурные обмены и сотрудничество между странами становятся все более актуальными, поскольку различные культурные контакты помогают устранять национальную разобщенность и предрассудки, содействуют развитию межгосударственных политических и экономических связей. Развитие китайской культуры неотделимо от общих достижений человеческой цивилизации. Внешняя открытость не только является фундаментальной государственной политикой в созидании китайской экономики, но и одним из основополагающих руководящих курсов строительства современной культуры КНР. Благодаря этому курсу в культурном строительстве Китая уже полностью проявилась открытость китайской культуры, направленная на модернизацию, на мир и в будущее. В настоящее время КНР заключила соглашения о культурном сотрудничестве со 123 государствами, а также участвует в 430 планах культурных обменов. С более чем 160 странами и районами поддерживаются те или иные культурные контакты, разного рода связи осуществляются с тысячами зарубежных государств и международных культурных организаций. Китай в переводе ознакомился с большим количеством известных произведений зарубежной литературы и социальных наук. Китай познакомился и с массой лучших произведений зарубежного искусства. Горячий прием китайского народа встретили проведение министерством культуры КНР “Года международной симфонической музыки”, “Года международной оперы и балета”, “Года международного изобразительного искусства” и фестивальных мероприятий “Встречи в Пекине в 2000 году”. На них были собраны лучшие художники и произведения почти из ста стран мира. Активно принимая у себя и популяризируя лучшее зарубежное искусство, мы вместе с тем прилагаем усилия для продвижения в мир нашей национальной культуры. Все более повышается качество культурно-художественных программ, предлагаемых за рубежом. Наши деятели искусства приняли участие в музыкальных, хореографических, цирковых и многих других международных художественных конкурсах или международных праздниках искусств. Во всем этом полностью проявляется открытость процесса строительства современной китайской культуры. Именно подобная беспрецедентная открытость мощно стимулирует развитие всей китайской культуры и расцвет литературы и искусства. Жизнь подтверждает, что открытость означает жизнь и развитие, а замкнутость символизирует застой и упадок. Курс Китая на расширение внешней открытости является незыблемым.

Фундаментальная платформа и позиция Китая в отношении развития мировой культуры состоят в следующем: полное уважение многообразия и различий национальностей и цивилизаций, поощрение сосуществования различных цивилизаций, а не конфликтов между ними, диалог, а не противостояние, обмены, а не изолированность, взаимная терпимость, а не отвержение, учеба друг у друга, налаживание сотрудничества и совместное развитие.

Различия и неидентичность культур и цивилизаций являются объективной реальностью и вместе с тем объективной закономерностью. Только благодаря наличию неидентичности культура обладает собственной спецификой, а мир так богат многоцветностью. Разве не объясняется именно такой важной причиной, как притягательность других культур, что люди отправляются за тысячи километров в другие страны на экскурсии и в туристические поездки? Однако “неидентичность” отнюдь не равносильна отсутствию взаимных связей и тем более не означает конфликтности. Между различными культурами обязательно должен наличествовать элемент “совместности”, а “совместность” предусматривает гармоничность, учебу друг у друга, заимствование. Только наличие элемента “совместности” способно порождать новые явления, давать развитие. Ведь содержащийся в древней китайской философии принцип “совместного, но не одинакового” как раз и отражает это положение. Важная причина непрерывающегося в течение пяти тысяч лет развития китайской культуры заключается в ее приверженности своим национальным культурным традициям и вместе с тем в ее внимании к абсорбции всего ценного из иностранной культуры. Поэтому в ходе исторического развития открывалось изумительное зрелище своеобразных пейзажей, обогащалась сокровищница китайской и иностранной культуры. Китай – многонациональное государство. В длительной истории развития китайской культуры, в процессе совместного труда и творчества, в процессе борьбы против иностранной агрессии и отстаивания единства страны и национальной сплоченности в конечном итоге сложилась плюралистическая и единая культура Китая, и одновременно родились заветные гуманные мечты о сохранении различий при достижении гармонии. Именно поэтому китайская культура жива до сегодняшнего дня и полна жизненных сил. В культуре различных национальностей мира содержатся как специфичные для данной национальности, так и общечеловеческие элементы. Следует с полным уважением относиться к многообразию и отличиям разных национальностей, отбрасывать “мышление времен холодной войны”, отмежевываться от призывов к “столкновению цивилизаций” и на базе взаимного уважения, равноправия, поисков общего при сохранении различий углублять позитивную роль различных цивилизаций, содействуя непрерывному развитию человеческого общества и общему прогрессу всех стран и народов мира. В период вхождения человечества в XXI век все более ускоряется экономическая глобализация, и культура из регионов шагает в мир. Еще более явственной выглядит эта генеральная тенденция духовного развития человечества, все больше будут проявляться элементы общности в общей культуре человечества в будущем. Однако это отнюдь не значит, что мир пойдет к монокультуре. И если всемирный сад ста цветов стал бы одноцветным, пусть даже это были бы пионы, все равно он казался бы совершенно безжизненным. Только если сто цветов будут состязаться в красоте, то какая бы ни была погода, сад будет обильным и прекрасным. Вот почему мы ратуем за многообразие мировой культуры. В процессе развития в будущем культура каждой страны должна быть многообразной и богатой, но вместе с тем сохранять свою отчетливую индивидуальность и свойственный одной ей характер. Все народы мира, наряду с сохранением своеобразия собственной культуры, должны нести общую ответственность за те общие духовные ценности и принципы, которые свойственны развитию культуры человечества, и вносить в это совместный вклад. Мы глубоко уверены, что принцип “совместного, но не одинакового” способен помочь развитию многообразия в мировой культуре, способен порождать новые идеи, новые подходы, стимулировать прогресс человеческой цивилизации. Мы обязаны иметь широкий и всесторонний подход, иметь абсолютно новую историческую точку зрения, проявлять общую заботу о судьбах человечества, по-настоящему исходить из потребностей развития человеческой цивилизации, ведя поиск путей строительства новой культуры, развивая равноправные культурные обмены между странами и общими усилиями создавая богатую и многоцветную мировую культуру.