Сочинение «Жизненный подвиг Радищева. "Жизнь Радищева – подвиг" Жизненный подвиг Радищева


Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем. Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». «Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне - это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит, В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем. Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все - дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою». Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал. Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста. Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

В 2015 году исполняется 225 лет со дня публикации "Путешествия из Петербурга в Москву". В этой статье мне хочется напомнить о несправедливо забытом авторе и его книге.

"Путешествие из Петербурга в Москву"- жизненный подвиг Александра Николаевича Радищева. Он шёл на этот подвиг с открытыми глазами, вполне сознательно. Казалось бы, что ему, управляющему петербургской таможней, правой руке начальника коммерц-коллегии Воронцова, живущему в Петербурге, в собственном доме, в достатке и покое до боли и горя русского мужика? А. Н. отвечал в "Путешествии из Петербурга в Москву" на этот вопрос: "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои...— и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. ...Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил...— я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь".

"Путешествие из Петербурга в Москву" - дело жизни Радищева - книга о грядущей русской революции. Она была напечатана самим А. Н. Радищевым в его собственной маленькой типографии. Отпечатали почти 650 экземпляров. Первые 25 были проданы в Гостином дворе. Несколько экземпляров он разослал знакомым и друзьям. Среди других "Путешествие" получил Державин. К концу месяца первая партия книг была распродана. По городу прошёл слух, что в Гостином дворе продаётся какое-то сочинение, в котором царям грозят плахою. Слух дошёл до Екатерины II, чьи-то услужливые руки положили "Путешествие"на её стол. Прочитав его, Екатерина II пришла в ярость. 30 июня 1790 года в 9 часов утра Радищев был арестован подполковником Горемыкиным.

Сожгли все экземпляры, которые нашли. Но сейчас же после сожжения с немногих уцелевших экземпляров начали делать списки, переписывать от руки. "Путешествие" разошлось по России во множестве таких списков. Был экземпляр книги у Вяземского, Пушкина, в библиотеках и бумагах многих декабристов при обыске были изъяты рукописные списки мятежной книги.

Вот её главы: "София", "Тосно", "Любани", "Тверь"... - это станции на пути из новой столицы в старую. По этой дороге едет герой книги - путешественник. Это путь не только к Москве, но и к истине, и - что самое главное - к народу. Из Петербурга он выехал с представлениями о благоденствующей России. Но никакого благоденствия вовсе нет. Уже в главе "Любани" он встречается с крестьянином, судьба которого кажется путешественнику мучением, а между тем так живут все крестьяне.

Путешественник - человек честный, сознающий, что благополучие было только кажущимся. В главе "Новгород" он вынужден признать, что "прежняя система пошла к чорту", и тогда, как истинный сын Отечества, он должен искать путей исправления тягостного положения. Что же нужно делать, чтобы помочь бедствующей России? И путешественник приходит к выводу: нужно открыть глаза царю, поведать ему правду, и тогда он сам исправит, не может же не исправить. Но никогда того не будет. "...Нет и до скончания мира примера не будет, чтобы царь добровольно упустил что-либо из своея власти, сидя на престоле". Главы "Спасская Полесть", "Крестцы", "Хотилов", "Выдропуск" как раз посвящены краху это иллюзии.

И вот тогда путешественник приходит к главному выводу: ни монархи, даже самые просвещённые, ни даже "великие отчинники" (так называет Радищев достойных граждан) не могут принести народу свободу и законность. Свободу народ может добыть только сам, восстав против угнетателей. Так путешественник становится революционером. И вот тут путешественник встречается с автором оды "Вольность"(она включена в главу "Тверь"), с самим Радищевым.

Путешественник начинает чувствовать себя мстителем. Таким он и приезжает на станцию Городня. Начиная с неё, путешественник общается только с крестьянами, честно и мужественно ищет возможности понимания. Так в книгу входит народ. Автор не только жалеет его, он видит в крестьянах дремлющую силу сказочных героев. Дворянин Радищев чувствует историческую вину своего класса перед народом и не боится мщения, а прямо призывает к восстанию.

Екатерина II хорошо поняла книгу. Это видно из её указа. "...Коллежский советник и ордена Св. Владимира кавалер Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его должности подданного изданием книги "Путешествие из Петербурга в Москву", наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющий должное к властям уважение противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми выражениями против сана и власти царской... За такое его преступление осуждён он Палатою Уголовных дел Санкт-Петербургской губернии, а потом и Сенатом нашим на основании государственных узаконений к смертной казни..."

8 сентяря 1790 года секретному арестанту Петропавловской крепости А. Н. Радищеву объявили указ о замене смертной казни ссылкой в Сибирь, в далёкий горд Илимск.

Герцен писал о нём так: "Радищев.. едет по большой дороге. Он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, с дворовыми, с рекратакми, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилию - громкий протест против крепостного права". Он вышел на столбовую дорогу русской истории, за ним пошли декабристы, Герцен, Чернышевский, его первым вспомнили после революции 1905 года (был снят запрет с его книги!) и после революции 1917 года, когда первым в списке имён писателей, которым советская власть решила поставить памятники, шло имя Радищева. Это человек, вышедший на единоборство с тиранией, с чудовищем самовластия - и победивший.

Статья написана по материалом книги И. И. Грачёвой "Уроки русской литературы" .

Жизненный подвиг Радищева

и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.

Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

«Путешествие...» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне - это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,

В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.

Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».

Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.

Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.

Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.

Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

«Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне - это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,

В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.

Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все - дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».

Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.

Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.

Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
Окончив

Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение “Путешествие из Петербурга в Москву”.
“Путешествие.” явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно”. Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне – это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что “бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской”, то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут “великие мужи” из народа. Это подтвердилось временем.
Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все – дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор “бунтовщик, хуже Пугачева”, а книга “явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою”.
Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору “Путешествия” был вынесен смертный приговор. Но в виде “милости” он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.
Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.


(No Ratings Yet)

  1. Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для...
  2. Путешественник – главный герой и рассказчик знаменитой книги, за которую Радищев был назван Екатериной II “бунтовщиком хуже Пугачева” и посажен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к смертной казни, замененной...
  3. На протяжении нескольких десятилетий исследователи стремились не только решительно отграничить Радищева от такого “реакционного- явления, как русское масонство, но и говорили о “борьбе” писателя-революционера с масонами. Так, один из авторитетных...
  4. Значение русской литературы XVIII века не исчерпывается даже тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени и во многом подготовила блестящие достижения литературы XIX века: творчество...
  5. В конце ноября 1771 года в Петербург, после окончания Лейпцигского университета, вернулся Радищев вместе со своими друзьями – Кутузовым и Рубановским. Молодые люди были зачислены протоколистами в правительствующий Сенат. Здесь...
  6. К раннему периоду творчества писателя принято относить “Дневник одной недели”, явившийся одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Обращение Радищева к “исповедальному” жанру отвечало тем требованиям к литературе, которые...
  7. Для своей книги Радищев избрал новый в литературе жанр – “путешествие”. Этот жанр получил в XVIII веке широкое распространение. Этим он обязан Лоренсу Стерну. Выдающийся английский писатель издал в 1767...
  8. Александр Николаевич Радищев первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге Путешествие из Петербурга в Москву необходимость революции в “России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи...
  9. Первое в русском литературоведении определение жанра путешествия принадлежит И. М. Борну. В “Кратком руководстве к российской словесности” (1808) он пишет следующее: “Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях...
  10. Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков его...
  11. Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в...
  12. Родился в помещичьей семье. Его детские годы прошли в селе Верхнее Аблязово (ныне Пензенская область). Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьевна и обучивший его грамоте дядька Петр...
  13. Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стал Н. Радищев Александр Николаевич Радищев – легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на...
  14. Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание Путешествия из Петербурга в Москву автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в...
  15. Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами ссылки в...
  16. Радищев – рабства враг. А. Пушкин Александр Николаевич Радищев – первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в ‘России против...
  17. Россия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он рассмотрел и подверг уничтожающей критике в “Путешествии.” всю самодержавно-крепостническую общественную систему,...Д. И. Фонвизину удалось показать действительность такой, какая она есть, но он не требовал коренных изменений социальных условий. Г. Р. Державин сумел постигнуть сложность, контрастность окружающего мира, но эти противоречия,...